PANHARD-LEVASSOR
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ПАНАР-ЛЕВАССОР
(PANHARD-LEVASSOR)
Париж/Бретиньи/Маролль-ан-Юрепуа
Франция
1897–
Одна из первых в мире французская автомобильная фирма "Панар-Левассор" за свою более чем вековую историю превратилась из легендарного изготовителя сугубо гражданских самодвижущихся бензиновых экипажей в крупнейшего в стране специализированного производителя самой совершенной бронированной колесной техники.
В 1887 г. ее основали инженеры Луи-Ренэ Панар (Louis-Rene Panhard, 1841–1908) и Эмиль Левассор (Emile Levassor, 1844–1897), собиравшие поначалу бензиновые двигатели, а с 1890 г. — одни из первых в мире легких автомобилей классической компоновки. Этой фирме принадлежит также первенство и в военной области: первым в мире армейским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается легковой "Панар-Левассор" с кузовом "тонно", участвовавший в 1897 г. в юго-западных маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады. Благодаря генералу Галлиени (Gallieni), активному стороннику моторизации армии, бывшему в то время военным губернатором Мадагаскара, в 1901 г. на этом далеком острове появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах "ПанарЛевассор". Наиболее известным стал легковой "Панар-Левассор 24CV" или "Панар-Жанти" (Panhard-Genty) образца 1904 г., оснащенный пулеметом и выпускавшийся в разных исполнениях до начала Первой мировой войны. В 1910–13 гг. программа "Панара" включала серию армейских грузовиков с полезной нагрузкой 2,0–3,5 т классической компоновки или с местом водителя над двигателем. Наряду со штабными и санитарными вариантами легковых машин Х-24/26 они применялись во время войны, став основой первых в истории специальных автомобилей для перевозки боеприпасов, запуска аэростатов и перевозки аэропланов в разобранном виде.
Важным достижением фирмы в то время стало создание артиллерийских тягачей со всеми ведущими и управляемыми колесами. Работа над ними началась в 1910 г. под руководством подполковника Депора (Deport) совместно со сталелитейной компанией "Шатийон-Коммантри" (ChatillonCommentry). В 1911 г. на конкурс военных грузовиков был представлен первый тягач "Панар-Шатийон К-11" с 4-цилиндровым двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом. Он весил 5 т, мог везти 2-тонный груз и буксировать два прицепа полной массой 11 т, преодолевал подъемы крутизной 32% и броды глубиной 60 см. В июле 1912 г. на испытания поступил второй вариант К-13 с более мощным мотором Т-4L (7,4 л, 45 л.с.), лебедкой и всеми двускатными колесами. Его масса возросла до 6 т, зато он мог буксировать пушки и прицепы массой до 19 т, развивая скорость 17–18 км/ч. У представленного в марте 1913 г. модернизированного тягача полная масса прицепов достигла 22,5 т. Во время Первой мировой войны было собрано около 100 таких машин, применявшихся и в первых сражениях Второй мировой. В 1914–15 гг. под индексами К-14 и К-15 выпускались также армейские варианты обычных грузовиков классической компоновки.
Возвращение французской армии к грузовым автомобилям "Панар-Левассор" состоялось только в середине 30-х гг. Все они представляли собой военизированные версии гражданских машин с обтекаемыми формами и характерными для этой фирмы, но необычными для такой техники бесклапанными двигателями, удлиненной колесной базой (3650–4700 мм) и низкими бортовыми кузовами. На них применялись 4-ступенчатые коробки передач, рессорная подвеска и пневмопривод тормозов. Одним из немногих специально созданных для армии автомобилей в 1939 г. стал предназначенный для Северной Африки 5-тонный капотный грузовик К-113 с 4-цилиндровым мотором (6,35 л, 105 л.с.), угловатой кабиной и увеличенной емкостью радиатора. В 1937 г. начались поставки в армию бескапотных машин К-101 и К-125 грузоподъемностью 3,5–5,0 т с бесклапанными 4-цилиндровыми двигателями (3,2 и 4,85 л, 70 и 85 л.с.), а также 60-сильного газогенераторного варианта К-128. Для вооруженных сил выпускались также штабные машины на легковом шасси "Динамик" (Dynamic), быстроходные открытые 10-местные автобусы для доставки личного состава, а также "сахарские" варианты большинства стандартных грузовиков. Их общее количество в армии составляло 700–800 штук.
Производство боевой колесной автотехники марки "Панар" началось в середине 20-х гг. с модели АМ-138 — первого французского полностью бронированного автомобиля. В 1929–32 гг. для марокканской армии фирма построила 28 разведывательных бронемашин "Панар-165" на грузовом шасси. Они весили 5,65 т, имели броню толщиной 8 мм, оснащались 37-мм пушкой и развивали скорость 65 км/ч. В 1934 г. к ним добавилась 31 машина модели "175". Одновременно велась работа по созданию бронеавтомобилей на специальном рамном шасси 4x4, что привело к появлению в 1935 г. модели "Панар-178" или AMD-35 (на вооружении Вермахта — Р-204). Новый разведывательный вариант оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем (6,3 л, 105 л.с.) заднего расположения, коробкой передач с 4 передачами переднего и заднего хода, тормозами с механическим усилителем и рессорной подвеской. На нем установили башню АРХ-3 с 7,5-мм пулеметом и пушку калибра 25 или 35 мм. При снаряженной массе 8,3 т он развивал скорость вперед 72 км/ч и назад — 42 км/ч. Его развитием стали штабной вариант и бронетранспортер "Панар-179". До июня 1940 г. их изготовили в количестве 551 экземпляра, а машина "178В" оставалась в производстве до 1954 г. Созданный в 1939 г. опытный 75-сильный бронеавтомобиль АМ-39 (4x4) был передан для производства на фирму СОМЮА (SOMUA). В июне 1940 г. начались испытания оригинального бронеавтомобиля "Панар-201" или АМ-40Р (8x8), построенного по проекту инженера Луи Делягарда (Louis Delagarde). Это была сравнительно небольшая машина длиной всего 4340 мм с экипажем из двух человек, оснащенная 6-цилиндровым мотором (3,8 л, 85 л.с.) и весившая 9 т. Ее главной особенностью были все 8 ведущих колес, причем передние и задние сделали управляемыми, а средние подъемные вместо шин получили высокие металлические грунтозацепы. Коробка передач обеспечивала по 16 передач вперед и назад, а поворотная башня с 25-мм пушкой имела необычную систему наведения, состоявшую из двух цилиндров, перемещавшихся относительно друг друга по скошенным на угол 45° поверхностям. Машина развивала скорость 80 км/ч. Ее производство так и не успели наладить, но именно этот бронеавтомобиль заложил основу всей послевоенной программы боевой техники "Панара".
В 1948 г. фирма завершила разработку бронеавтомобиля AMR-212 или EBR-75 (8x8), выпускавшегося с 1950 г. Это была одна из самых необычных в мире колесных бронемашин, ставшая увеличенной и более простой копией прототипа АМ-40Р. Бронеавтомобиль оснащался сварным корпусом с двумя постами управления и башней с 75-мм пушкой, оппозитным 12-цилиндровым двигателем "Панар" (6,0 л, 200 л.с.) воздушного охлаждения, расположенным под полом боевого отделения, 4-ступенчатой коробкой передач и бортовой трансмиссией. Передние и задние колеса с пневмошинами были управляемыми, средние с металлическими грунтозацепами являлись подъемными и использовались только на местности. Бронемашина достигала скорости 105 км/ч и с ходу преодолевала траншеи шириной до 2 м. На ее основе выпускали бронетранспортеры EBR-VTT, санитарные машины и варианты с 90-мм пушкой. До 1960 г. их изготовили 1200 экземпляров.
В 1955 г. после присоединения к компании "Ситроен" (Citroёn) фирма "Панар-Левассор" прекратила выпуск грузовиков и в 1967 г. переключилась на изготовление колесной бронетехники. Это производство развернулось на заводе в Бретиньи близ Парижа, а с образованием группы "Пежо-Ситроен" (Peugeot-Citroёn, PSA) его перевели в Маролль-ан-Юрепуа. В 1963 г. в программе появилось легкое семейство более простых и компактных бронеавтомобилей "Панар-245" или AML (4x4). Они имели огромный успех: за 20 с лишним лет их изготовили 6035 единиц, а экспорт осуществлялся в 40 стран мира. В отличие от прежних машин бронеавтомобили AML боевой массой 4,8–5,5 т получили несущий корпус с задним оппозитным 4-цилиндровым бензиновым двигателем "Панар 4HD" (2,0 л, 90 л.с.) воздушного охлаждения, 6-ступенчатой коробкой передач и пружинной подвеской. В 80-е гг. на них использовался 95-сильный дизель "Пежо". Все они выпускались в вариантах от AML-20 до AML-90 с различными пушками калибра 20, 30, 60, 75 и 90 мм. С гаммой AML была унифицирована многоцелевая плавающая машина M-3, выпускавшаяся с 1971 г. Она отличалась передней установкой силового агрегата и высоким корпусом с боковыми и задними дверями и люками в крыше, на которой устанавливалось различное вооружение. С 1986 г. изготовлялся дизельный вариант "Буффало" (Buffalo). В серию М-3 входили 10-местный бронетранспортер VTT, спаренная 20-мм зенитная установка VDA, штабной вариант VPC, санитарная машина VTS и ремонтно-эвакуационная VAT. Всего было построено около 1,5 тыс. машин серии М-3.
В конце 70-х гг. фирма "Панар-Левассор" приняла участие в конкурсе на разработку легкой бронемашины VBL (Vehicule Blinde Leger). По замыслу специалистов военного ведомства это должен был быть быстроходный, компактный, маневренный и хорошо защищенный плавающий авиатранспортабельный бронированный джип 4x4, способный выполнять практически любые военные задачи и нести на себе любое легкое вооружение. По результатам испытаний в 1985 г. было объявлено о выборе для серийного производства машин "Панар М-11". Под маркой "Панар VBL" в 1989 г. они поступили на вооружение французской армии, став со временем одними из самых массовых легких бронеавтомобилей в мире. Машина с несущим стальным корпусом с лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и двумя боковыми дверями по основным агрегатам была унифицирована с серийными легковыми автомобилями компании PSA. Она оснащается дизелем "Пежо XD3T" (2,5 л, 95 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 3-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), независимой подвеской, дисковыми тормозами и системой подкачки шин. VBL предлагается в десятках исполнений полной массой 3,3–4,0 т с колесной базой 2440 или 2655 мм, различными типами корпусов и башен, многочисленными видами вооружения и специального оборудования. Их максимальная скорость на шоссе — 95–100 км/ч, на воде за счет прокручивания колес — до 6 км/ч. До 2005 г. машин VBL изготовлено 2,3 тыс. единиц, которые служат в армиях 16 стран. Среди последних разработок "Панара" в области легкой бронетехники — открытый патрульный автомобильбагги VRI (4x4), многоцелевой вариант PVP полной массой 4,5 т с 5-цилиндровым дизелем "Мерседес-Бенц ОМ612" (Mercedes-Benz) мощностью 156 л.с. и бронеавтомобиль VBR с боевой массой 7,5 т, оснащенный 218-сильным двигателем МТУ (MTU) и автоматической 6-ступенчатой коробкой "Эллисон" (Allison).
Начало разработки семейства тяжелой колесной бронетехники относится к концу 60-х гг., когда фирма приняла участие в конкурсе на создание семейства "бронетранспортеров переднего края" VAB. В 1971–73 гг. были изготовлены прототипы М-4 (4x4), М-6 (6x6) и М-8 (8x8) с боевой массой 11–13 т, оснащенные двигателями мощностью 165–300 л.с., автоматическими трансмиссиями и пушками калибра от 20 до 105 мм, но по итогам конкурса лучшим был признан вариант VAB фирмы САВИЭМ (SAVIEM). Опыт работы над этим семейством не прошел даром, став в 1975 г. основой для создания принципиально новой серии "Сагэ" (Sagaie) 6x6 с передними управляемыми колесами, у которой наиболее оригинальным техническим решением была возможность приподнимания колес среднего моста при движении по шоссе. На ней использовались бензиновый двигатель PRV V6 (2,7 л, 135 л.с.) заднего расположения, механическая 6-ступенчатая коробка передач, гидроусилитель рулевого механизма, независимая подвеска и дисковые тормоза, а позднее — два водометных движителя. Основным исполнением был "пушечный разведывательный бронеавтомобиль" ERC-90S (Engine de Reconnaissance Canon) с 90-мм орудием, весивший 7,4 т и развивавший скорость на шоссе 110 км/ч, на воде — 9 км/ч. Впоследствии его вариантами стали ERC-90F4 для французской армии и экспортный ERC-90S "Линкс" (Lynx) с разными башнями и вооружением. Бронеавтомобиль оснащался также пушками калибра 60 или 120 мм, различными пулеметами и зенитными комплексами. На его базе изготовляли самоходный 81-мм миномет EMC-81 и 12-местный бронетранспортер VCR-TT с боевой массой 7,0 т, который предлагался в штабном исполнении, санитарном VCR-IS и с противотанковыми ракетами VCR-TH. В середине 80-х гг. на "Панаре" приступили к выпуску нового поколения "Сагэ-2", главным отличием которого стала установка двух 98-сильных дизельных двигателей "Пежо" с турбонаддувом и автоматической 4-ступенчатой коробки передач "Ренк" (Renk). Они предлагались как бронеавтомобили ERC-2 с пушками калибра 60, 90 или 105 мм и бронетранспортеры VCR-TT2. До 2003 г. машин серии ERC изготовили 700 единиц. Продолжая работу над их заменой, в 1998 г. компания "Панар-Левассор" представила опытный образец перспективной многоцелевой боевой машины VBCI (6x6).
В 2004 г. фирма "Панар-Левассор" со штатом 260 человек имела торговый оборот около 62 млн евро, а ее продукция служила в армиях 47 стран мира. В условиях обострившейся конкуренции компания PSA, не заинтересованная во вложении крупных инвестиций в создание новых поколений легкой бронетехники, в январе 2005 г. передала права на управление своим военным отделением небольшой фирме "Оверлан" (Auverland) с сохранением марки "Панар". К этому времени было собрано более 11 тыс. бронемашин "Панар".
"Панар-Левассор" — первый в мире военный автомобиль, 1897 г.
Панар-Левассор 24CV (Панар-Жанти), 1906 г.
Панар-Шатийон К-11, 4x4, 1911 г.
Панар-Шатийон К-13, 4x4, 1913 г.
Панар AM-138, 1926 г.
Панар-178 (AMD-35), 4x4, 1935 г.
Панар-Левассор К-113, 1939 г.
Панар-Левассор К-125, 1939 г.
Панар-201 (АМ-40Р), 8x8, 1940 г.
Панар-212 (EBR-75), 8x8, 1952 г.
Панар-245 (AML-30), 4x4, 1966 г.
Панар-245 (AML-90F1), 4x4, 1968 г.
Панар Сагэ ERC-90F4, 6x6, 1981 г.
Панар Сагэ-2 VRC-TT2, 6x6, 1985 г.
Панар М-3 VTT Буффало, 4x4, 1986 г.
"Панар VBL" с 7,62-мм пулеметом, 4x4, 1989 г.
"Панар VBL" с 12,7-мм пулеметом, 4x4, 1992 г.
"Панар VBL" с противотанковыми ракетами, 4x4, 1993 г.
Панар VRI, 4x4, 1998 г.
Панар Сагэ-2 ERC-90, 6x6, 1998 г.
Панар VBCI, 6x6, 1998 г.
Панар PVP, 4x4, 2002 г.