PANHARD-LEVASSOR | |
999999999999999999999
|
ПАНАР-ЛЕВАССОР
(PANHARD-LEVASSOR)
Париж/Бретиньи/Маролль-ан-Юрепуа, Франция, 1897-
Одна из первых в мире французская автомобильная фирма «Панар-Левассор» за свою
более чем вековую историю превратилась из легендарного изготовителя сугубо
гражданских самодвижущихся бензиновых экипажей в крупнейшего в стране
специализированного производителя самой совершенной бронированной колесной
техники.
В 1887 г. ее основали инженеры Луи-Ренэ Панар (Louis-Rene Panhard, 1841-1908) и
Эмиль Левассор (Emile Levassor, 1844-1897), собиравшие поначалу бензиновые
двигатели, а с 1890 г. - одни из первых в мире легких автомобилей классической
компоновки. Этой фирме принадлежит также первенство и в военной области: первым
в мире армейским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается
легковой «Панар-Левассор» с кузовом «тонно», участвовавший в 1897 г. в
юго-западных маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады. Благодаря
генералу Галлиени (Gallieni), активному стороннику моторизации армии, бывшему в
то время военным губернатором Мадагаскара, в 1901 г. на этом далеком острове
появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах «Панар-Левассор».
Наиболее известным стал легковой «Панар-Левассор 24CV» или «Панар-Жанти» (Panhard-Genty)
образца 1904 г., оснащенный пулеметом и выпускавшийся в разных исполнениях до
начала Первой мировой войны.
«Панар-Левассор» - первый в мире военный автомобиль, 1897 г.
Панар-Левассор 24CV (Панар-Жанти), 1906 г.
Панар-Шатийон К-11, 4х4, 1911 г.
Панар-Шатийон К-13, 4х4, 1913 г.
В 1910-13 гг. программа «Панара» включала серию армейских грузовиков с полезной
нагрузкой 2,0-3,5 т классической компоновки или с местом водителя над двигателем.
Наряду со штабными и санитарными вариантами легковых машин Х-24/26 они
применялись во время войны, став основой первых в истории специальных
автомобилей для перевозки боеприпасов, запуска аэростатов и перевозки аэропланов
в разобранном виде.
Важным достижением фирмы в то время стало создание артиллерийских тягачей со
всеми ведущими и управляемыми колесами. Работа над ними началась в 1910 г. под
руководством подполковника Депора (Deport) совместно со сталелитейной компанией
«Шатийон-Коммантри» (Chatillon-Commentry). В 1911 г. на конкурс военных
грузовиков был представлен первый тягач «Панар-Шатийон К-11» с 4-цилиндровым
двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса
собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с
межосевым дифференциалом. Он весил 5 т, мог везти 2-тонный груз и буксировать
два прицепа полной массой 11 т, преодолевал подъемы крутизной 32% и броды
глубиной 60 см. В июле 1912 г. на испытания поступил второй вариант К-13 с более
мощным мотором T-4L (7,4 л, 45 л.с.), лебедкой и всеми двускатными колесами. Его
масса возросла до 6 т, зато он мог буксировать пушки и прицепы массой до 19 т,
развивая скорость 17-18 км/ч. У представленного в марте 1913 г.
модернизированного тягача полная масса прицепов достигла 22,5 т. Во время Первой
мировой войны было собрано около 100 таких машин, применявшихся и в первых
сражениях Второй мировой. В 1914-15 гг. под индексами К-14 и К-15 выпускались
также армейские варианты обычных грузовиков классической компоновки.
Возвращение французской армии к грузовым автомобилям «Панар-Левассор» состоялось
только в середине 30-х гг. Все они представляли собой военизированные версии
гражданских машин с обтекаемыми формами и характерными для этой фирмы, но
необычными для такой техники бесклапанными двигателями, удлиненной колесной
базой (3650-4700 мм) и низкими бортовыми кузовами. На них применялись
4-ступенчатые коробки передач, рессорная подвеска и пневмопривод тормозов.
Панар-Левассор К-113, 1939 г.
Панар-Левассор K-125, 1939 г.
Панар АМ-138, 1926 г.
Панар-178 (AMD-35), 4х4, 1935 г.
Панар-201 (AM-40P), 8х8, 1940 г.
Одним из немногих специально созданных для армии автомобилей в 1939 г. стал
предназначенный для Северной Африки 5-тонный капотный грузовик К-113 с
4-цилиндровым мотором (6,35 л, 105 л.с.), угловатой кабиной и увеличенной
емкостью радиатора. В 1937 г. начались поставки в армию бескапотных машин К-101
и К-125 грузоподъемностью 3,5-5,0 т с бесклапанными 4-цилиндровыми двигателями
(3,2 и 4,85 л, 70 и 85 л.с.), а так же 60-сильного газогенераторного варианта
К-128. Для вооруженных сил выпускались также штабные машины на легковом шасси «Динамик»
(Dynamic), быстроходные открытые 10-местные автобусы для доставки личного
состава, а также «сахарские» варианты большинства стандартных грузовиков. Их
общее количество в армии составляло 700-800 штук.
Производство боевой колесной автотехники марки «Панар» началось в середине 20-х
гг. с модели AM-138 - первого французского полностью бронированного автомобиля.
В 1929-32 гг. для марокканской армии фирма построила 28 разведывательных
бронемашин «Панар-165» на грузовом шасси. Они весили 5,65 т, имели броню
толщиной 8 мм, оснащались 37-мм пушкой и развивали скорость 65 км/ч. В 1934 г. к
ним добавилась 31 машина модели «175». Одновременно велась работа по созданию
бронеавтомобилей на специальном рамном шасси 4х4, что привело к появлению в 1935
г. модели «Панар-178» или AMD-35 (на вооружении Вермахта - Р-204). Новый
разведывательный вариант оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем (6,3 л,
105 л.с.) заднего расположения, коробкой передач с 4 передачами переднего и
заднего хода, тормозами с механическим усилителем и рессорной подвеской. На нем
установили башню АРХ-3 с 7,5-мм пулеметом и пушку калибра 25 или 35 мм. При
снаряженной массе 8,3 т он развивал скорость вперед 72 км/ч и назад - 42 км/ч.
Его развитием стали штабной вариант и бронетранспортер «Панар-179». До июня 1940
г. их изготовили в количестве 551 экземпляра, а машина «178В» оставалась в
производстве до 1954 г. Созданный в 1939 г. опытный 75-сильный бронеавтомобиль
AM-39 (4х4) был передан для производства на фирму СОМЮА (SOMUA). В июне 1940 г.
начались испытания оригинального бронеавтомобиля «Панар-201» или АМ-40Р (8х8),
построенного по проекту инженера Луи Делягарда (Louis Delagarde). Это была
сравнительно небольшая машина длиной всего 4340 мм с экипажем из двух человек,
оснащенная 6-цилиндровым мотором (3,8 л, 85 л.с.) и весившая 9 т. Ее главной
особенностью были все 8 ведущих колес, причем передние и задние сделали
управляемыми, а средние подъемные вместо шин получили высокие металлические
грунтозацепы. Коробка передач обеспечивала по 16 передач вперед и назад, а
поворотная башня с 25-мм пушкой имела необычную систему наведения, состоявшую из
двух цилиндров, перемещавшихся относительно друг друга по скошенным на угол 45°
поверхностям. Машина развивала скорость 80 км/ч. Ее производство так и не успели
наладить, но именно этот бронеавтомобиль заложил основу всей послевоенной
программы боевой техники «Панара».
Панар-212 (EBR-75), 8х8, 1952 г.
Панар-245 (AML-30), 4х4, 1966 г.
Панар-245 (AML-90F1), 4х4, 1968 г.
Панар М-3 VTT Буффало, 4х4, 1986 г.
В 1948 г. фирма завершила разработку бронеавтомобиля AMR-212 или EBR-75 (8х8),
выпускавшегося с 1950 г. Это была одна из самых необычных в мире колесных
бронемашин, ставшая увеличенной и более простой копией прототипа АМ-40Р.
Бронеавтомобиль оснащался сварным корпусом с двумя постами управления и башней с
75-мм пушкой, оппозитным 12-цилиндровым двигателем «Панар» (6,0 л, 200 л.с.)
воздушного охлаждения, расположенным под полом боевого отделения, 4-ступенчатой
коробкой передач и бортовой трансмиссией. Передние и задние колеса с
пневмошинами были управляемыми, средние с металлическими грунтозацепами являлись
подъемными и использовались только на местности. Бронемашина достигала скорости
105 км/ч и с ходу преодолевала траншеи шириной до 2 м. На ее основе выпускали
бронетранспортеры EBR-ETT, санитарные машины и варианты с 90-мм пушкой. До 1960
г. их изготовили 1200 экземпляров.
В 1955 г. после присоединения к компании «Ситроен» (Citroen) фирма «Панар-Левассор»
прекратила выпуск грузовиков и в 1967 г. переключилась на изготовление колесной
бронетехники. Это производство развернулось на заводе в Бретиньи близ Парижа, а
с образованием группы «Пежо-Ситроен» (Peugeot-Citroen, PSA) его перевели в
Маролль-ан-Юрепуа. В 1963 г. в программе появилось легкое семейство более
простых и компактных бронеавтомобилей «Панар-245» или AML (4х4). Они имели
огромный успех: за 20 с лишним лет их изготовили 6035 единиц, а экспорт
осуществлялся в 40 стран мира. В отличие от прежних машин бронеавтомобили AML
боевой массой 4,8-5,5 т получили несущий корпус с задним оппозитным
4-цилиндровым бензиновым двигателем «Панар 4HD» (2,0 л, 90 л.с.) воздушного
охлаждения, 6-ступенчатой коробкой передач и пружинной подвеской. В 80-е гг. на
них использовался 95-сильный дизель «Пежо». Все они выпускались в вариантах от
AML-20 до AML-90 с различными пушками калибра 20, 30, 60, 75 и 90 мм. С гаммой
AML была унифицирована многоцелевая плавающая машина М-3, выпускавшаяся с 1971
г. Она отличалась передней установкой силового агрегата и высоким корпусом с
боковыми и задними дверями и люками в крыше, на которой устанавливалось
различное вооружение. С 1986 г. изготовлялся дизельный вариант «Буффало»
(Buffalo). В серию М-3 входили 10-местный бронетранспортер VTT, спаренная 20-мм
зенитная установка VDA, штабной вариант VPC, санитарная машина VTS и
ремонтно-эвакуационная VAT. Всего было построено около 1,5 тыс. машин серии М-3.
«Панар VBL» с 7,62-мм пулеметом, 4х4, 1989 г.
«Панар VBL» с противотанковыми ракетами, 4х4, 1993 г.
«Панар VBL» с 12,7-мм пулеметом, 4х4, 1992 г.
Панар VRI, 4х4, 1998 г.
Панар PVP, 4х4, 2002 г.
В конце 70-х гг. фирма «Панар-Левассор» приняла участие в конкурсе на разработку
легкой бронемашины VBL (Vehicule Blinde Leger). По замыслу специалистов военного
ведомства это должен был быть быстроходный, компактный, маневренный и хорошо
защищенный плавающий авиатранспортабельный бронированный джип 4х4, способный
выполнять практически любые военные задачи и нести на себе любое легкое
вооружение. По результатам испытаний в 1985 г. было объявлено о выборе для
серийного производства машин «Панар М-11». Под маркой «Панар VBL» в 1989 г. они
поступили на вооружение французской армии, став со временем одними из самых
массовых легких бронеавтомобилей в мире. Машина с несущим стальным корпусом с
лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и двумя боковыми дверями по основным
агрегатам была унифицирована с серийными легковыми автомобилями компании PSA.
Она оснащается дизелем «Пежо XD3T» (2,5 л, 95 л.с.) с турбонаддувом,
автоматической 3-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), независимой подвеской,
дисковыми тормозами и системой подкачки шин. VBL предлагается в десятках
исполнений полной массой 3,3-4,0 т с колесной базой 2440 или 2655 мм, различными
типами корпусов и башен, многочисленными видами вооружения и специального
оборудования. Их максимальная скорость на шоссе - 95-100 км/ч, на воде за счет
прокручивания колес - до 6 км/ч. До 2005 г. машин VBL изготовлено 2,3 тыс.
единиц, которые служат в армиях 16 стран. Среди последних разработок «Панара» в
области легкой бронетехники - открытый патрульный автомобиль-багги VRI (4х4),
многоцелевой вариант PVP полной массой 4,5 т с 5-цилиндровым дизелем «Мерседес-Бенц
ОМ612» (Mercedes-Benz) мощностью 156 л.с. и бронеавтомобиль VBR с боевой массой
7,5 т, оснащенный 218-сильным двигателем МТУ (MTU) и автоматической
6-ступенчатой коробкой «Эллисон» (Allison).
Панар Сагэ ERC-90F4, 6х6, 1981 г.
Панар Сагэ-2 VRC-TT2, 6х6, 1985 г.
Панар Сагэ-2 ERC-90, 6х6, 1998 г.
Панар VBCI, 6х6, 1998 г.
Начало разработки семейства тяжелой колесной бронетехники относится к концу 60-х
гг., когда фирма приняла участие в конкурсе на создание семейства «бронетранспортеров
переднего края» VAB. В 1971-73 гг. были изготовлены прототипы М-4 (4х4), М-6
(6х6) и М-8 (8х8) с боевой массой 11-13 т, оснащенные двигателями мощностью
165-300 л.с., автоматическими трансмиссиями и пушками калибра от 20 до 105 мм,
но по итогам конкурса лучшим был признан вариант VAB фирмы САВИЭМ (SAVIEM). Опыт
работы над этим семейством не прошел даром, став в 1975 г. основой для создания
принципиально новой серии «Сагэ» (Sagaie) 6х6 с передними управляемыми колесами,
у которой наиболее оригинальным техническим решением была возможность
приподнимания колес среднего моста при движении по шоссе. На ней использовались
бензиновый двигатель PRV V6 (2,7 л, 135 л.с.) заднего расположения, механическая
6-ступенчатая коробка передач, гидроусилитель рулевого механизма, независимая
подвеска и дисковые тормоза, а позднее - два водометных движителя. Основным
исполнением был «пушечный разведывательный бронеавтомобиль» ERC-90S (Engine de
Reconnaissance Canon) с 90-мм орудием, весивший 7,4 т и развивавший скорость на
шоссе 110 км/ч, на воде - 9 км/ч. Впоследствии его вариантами стали ERC-90F4 для
французской армии и экспортный ERC-90S «Линкс» (Lynx) с разными башнями и
вооружением. Бронеавтомобиль оснащался также пушками калибра 60 или 120 мм,
различными пулеметами и зенитными комплексами. На его базе изготовляли
самоходный 81-мм миномет ЕМС-81 и 12-местный бронетранспортер VCR-TT с боевой
массой 7,0 т, который предлагался в штабном исполнении, санитарном VCR-IS и с
противотанковыми ракетами VCR-TH. В середине 80-х гг. на «Панаре» приступили к
выпуску нового поколения «Сагэ-2», главным отличием которого стала установка
двух 98-сильных дизельных двигателей «Пежо» с турбонаддувом и автоматической
4-ступенчатой коробки передач «Ренк» (Renk). Они предлагались как
бронеавтомобили ERC-2 с пушками калибра 60, 90 или 105 мм и бронетранспортеры
VCR-TT2. До 2003 г. машин серии ERC изготовили 700 единиц. Продолжая работу над
их заменой, в 1998 г. компания «Панар-Левассор» представила опытный образец
перспективной многоцелевой боевой машины VBCI (6х6).
В 2004 г. фирма «Панар-Левассор» со штатом 260 человек имела торговый оборот
около 62 млн евро, а ее продукция служила в армиях 47 стран мира. В условиях
обострившейся конкуренции компания PSA, не заинтересованная во вложении крупных
инвестиций в создание новых поколений легкой бронетехники, в январе 2005 г.
передала права на управление своим военным отделением небольшой фирме «Оверлан»
(Auverland) с сохранением марки «Панар». К этому времени было собрано более 11
тыс. бронемашин «Панар».
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ПАНАР-ЛЕВАССОР
(PANHARD-LEVASSOR)
Париж/Бретиньи/Маролль-ан-Юрепуа
Франция
1897-
Одна из первых в мире французская автомобильная фирма "Панар-Левассор" за свою
более чем вековую историю превратилась из легендарного изготовителя сугубо
гражданских самодвижущихся бензиновых экипажей в крупнейшего в стране
специализированного производителя самой совершенной бронированной колесной
техники.
В 1887 г. ее основали инженеры Луи-Ренэ Панар (Louis-Rene Panhard, 1841-1908) и
Эмиль Левассор (Emile Levassor, 1844-1897), собиравшие поначалу бензиновые
двигатели, а с 1890 г. - одни из первых в мире легких автомобилей классической
компоновки. Этой фирме принадлежит также первенство и в военной области: первым
в мире армейским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается
легковой "Панар-Левассор" с кузовом "тонно", участвовавший в 1897 г. в
юго-западных маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады. Благодаря
генералу Галлиени (Gallieni), активному стороннику моторизации армии, бывшему в
то время военным губернатором Мадагаскара, в 1901 г. на этом далеком острове
появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах "Панар-Левассор".
Наиболее известным стал легковой "Панар-Левассор 24CV" или "Панар-Жанти" (Panhard-Genty)
образца 1904 г., оснащенный пулеметом и выпускавшийся в разных исполнениях до
начала Первой мировой войны. В 1910-13 гг. программа "Панара" включала серию
армейских грузовиков с полезной нагрузкой 2,0-3,5 т классической компоновки или
с местом водителя над двигателем. Наряду со штабными и санитарными вариантами
легковых машин Х-24/26 они применялись во время войны, став основой первых в
истории специальных автомобилей для перевозки боеприпасов, запуска аэростатов и
перевозки аэропланов в разобранном виде.
Важным достижением фирмы в то время стало создание артиллерийских тягачей со
всеми ведущими и управляемыми колесами. Работа над ними началась в 1910 г. под
руководством подполковника Депора (Deport) совместно со сталелитейной компанией
"Шатийон-Коммантри" (Chatillon-Commentry). В 1911 г. на конкурс военных
грузовиков был представлен первый тягач "Панар-Шатийон К-11" с 4-цилиндровым
двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса
собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с
межосевым дифференциалом. Он весил 5 т, мог везти 2-тонный груз и буксировать
два прицепа полной массой 11 т, преодолевал подъемы крутизной 32% и броды
глубиной 60 см. В июле 1912 г. на испытания поступил второй вариант К-13 с более
мощным мотором Т-4L (7,4 л, 45 л.с.), лебедкой и всеми двускатными колесами. Его
масса возросла до 6 т, зато он мог буксировать пушки и прицепы массой до 19 т,
развивая скорость 17-18 км/ч. У представленного в марте 1913 г.
модернизированного тягача полная масса прицепов достигла 22,5 т. Во время Первой
мировой войны было собрано около 100 таких машин, применявшихся и в первых
сражениях Второй мировой. В 1914-15 гг. под индексами К-14 и К-15 выпускались
также армейские варианты обычных грузовиков классической компоновки.
Возвращение французской армии к грузовым автомобилям "Панар-Левассор" состоялось
только в середине 30-х гг. Все они представляли собой военизированные версии
гражданских машин с обтекаемыми формами и характерными для этой фирмы, но
необычными для такой техники бесклапанными двигателями, удлиненной колесной
базой (3650-4700 мм) и низкими бортовыми кузовами. На них применялись
4-ступенчатые коробки передач, рессорная подвеска и пневмопривод тормозов. Одним
из немногих специально созданных для армии автомобилей в 1939 г. стал
предназначенный для Северной Африки 5-тонный капотный грузовик К-113 с
4-цилиндровым мотором (6,35 л, 105 л.с.), угловатой кабиной и увеличенной
емкостью радиатора. В 1937 г. начались поставки в армию бескапотных машин К-101
и К-125 грузоподъемностью 3,5-5,0 т с бесклапанными 4-цилиндровыми двигателями
(3,2 и 4,85 л, 70 и 85 л.с.), а также 60-сильного газогенераторного варианта
К-128. Для вооруженных сил выпускались также штабные машины на легковом шасси "Динамик"
(Dynamic), быстроходные открытые 10-местные автобусы для доставки личного
состава, а также "сахарские" варианты большинства стандартных грузовиков. Их
общее количество в армии составляло 700-800 штук.
Производство боевой колесной автотехники марки "Панар" началось в середине 20-х
гг. с модели АМ-138 - первого французского полностью бронированного автомобиля.
В 1929-32 гг. для марокканской армии фирма построила 28 разведывательных
бронемашин "Панар-165" на грузовом шасси. Они весили 5,65 т, имели броню
толщиной 8 мм, оснащались 37-мм пушкой и развивали скорость 65 км/ч. В 1934 г. к
ним добавилась 31 машина модели "175". Одновременно велась работа по созданию
бронеавтомобилей на специальном рамном шасси 4x4, что привело к появлению в 1935
г. модели "Панар-178" или AMD-35 (на вооружении Вермахта - Р-204). Новый
разведывательный вариант оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем (6,3 л,
105 л.с.) заднего расположения, коробкой передач с 4 передачами переднего и
заднего хода, тормозами с механическим усилителем и рессорной подвеской. На нем
установили башню АРХ-3 с 7,5-мм пулеметом и пушку калибра 25 или 35 мм. При
снаряженной массе 8,3 т он развивал скорость вперед 72 км/ч и назад - 42 км/ч.
Его развитием стали штабной вариант и бронетранспортер "Панар-179". До июня 1940
г. их изготовили в количестве 551 экземпляра, а машина "178В" оставалась в
производстве до 1954 г. Созданный в 1939 г. опытный 75-сильный бронеавтомобиль
АМ-39 (4x4) был передан для производства на фирму СОМЮА (SOMUA). В июне 1940 г.
начались испытания оригинального бронеавтомобиля "Панар-201" или АМ-40Р (8x8),
построенного по проекту инженера Луи Делягарда (Louis Delagarde). Это была
сравнительно небольшая машина длиной всего 4340 мм с экипажем из двух человек,
оснащенная 6-цилиндровым мотором (3,8 л, 85 л.с.) и весившая 9 т. Ее главной
особенностью были все 8 ведущих колес, причем передние и задние сделали
управляемыми, а средние подъемные вместо шин получили высокие металлические
грунтозацепы. Коробка передач обеспечивала по 16 передач вперед и назад, а
поворотная башня с 25-мм пушкой имела необычную систему наведения, состоявшую из
двух цилиндров, перемещавшихся относительно друг друга по скошенным на угол 45°
поверхностям. Машина развивала скорость 80 км/ч. Ее производство так и не успели
наладить, но именно этот бронеавтомобиль заложил основу всей послевоенной
программы боевой техники "Панара".
В 1948 г. фирма завершила разработку бронеавтомобиля AMR-212 или EBR-75 (8x8),
выпускавшегося с 1950 г. Это была одна из самых необычных в мире колесных
бронемашин, ставшая увеличенной и более простой копией прототипа АМ-40Р.
Бронеавтомобиль оснащался сварным корпусом с двумя постами управления и башней с
75-мм пушкой, оппозитным 12-цилиндровым двигателем "Панар" (6,0 л, 200 л.с.)
воздушного охлаждения, расположенным под полом боевого отделения, 4-ступенчатой
коробкой передач и бортовой трансмиссией. Передние и задние колеса с
пневмошинами были управляемыми, средние с металлическими грунтозацепами являлись
подъемными и использовались только на местности. Бронемашина достигала скорости
105 км/ч и с ходу преодолевала траншеи шириной до 2 м. На ее основе выпускали
бронетранспортеры EBR-VTT, санитарные машины и варианты с 90-мм пушкой. До 1960
г. их изготовили 1200 экземпляров.
В 1955 г. после присоединения к компании "Ситроен" (Citroёn) фирма
"Панар-Левассор" прекратила выпуск грузовиков и в 1967 г. переключилась на
изготовление колесной бронетехники. Это производство развернулось на заводе в
Бретиньи близ Парижа, а с образованием группы "Пежо-Ситроен" (Peugeot-Citroёn,
PSA) его перевели в Маролль-ан-Юрепуа. В 1963 г. в программе появилось легкое
семейство более простых и компактных бронеавтомобилей "Панар-245" или AML (4x4).
Они имели огромный успех: за 20 с лишним лет их изготовили 6035 единиц, а
экспорт осуществлялся в 40 стран мира. В отличие от прежних машин
бронеавтомобили AML боевой массой 4,8-5,5 т получили несущий корпус с задним
оппозитным 4-цилиндровым бензиновым двигателем "Панар 4HD" (2,0 л, 90 л.с.)
воздушного охлаждения, 6-ступенчатой коробкой передач и пружинной подвеской. В
80-е гг. на них использовался 95-сильный дизель "Пежо". Все они выпускались в
вариантах от AML-20 до AML-90 с различными пушками калибра 20, 30, 60, 75 и 90
мм. С гаммой AML была унифицирована многоцелевая плавающая машина M-3,
выпускавшаяся с 1971 г. Она отличалась передней установкой силового агрегата и
высоким корпусом с боковыми и задними дверями и люками в крыше, на которой
устанавливалось различное вооружение. С 1986 г. изготовлялся дизельный вариант
"Буффало" (Buffalo). В серию М-3 входили 10-местный бронетранспортер VTT,
спаренная 20-мм зенитная установка VDA, штабной вариант VPC, санитарная машина
VTS и ремонтно-эвакуационная VAT. Всего было построено около 1,5 тыс. машин
серии М-3.
В конце 70-х гг. фирма "Панар-Левассор" приняла участие в конкурсе на разработку
легкой бронемашины VBL (Vehicule Blinde Leger). По замыслу специалистов военного
ведомства это должен был быть быстроходный, компактный, маневренный и хорошо
защищенный плавающий авиатранспортабельный бронированный джип 4x4, способный
выполнять практически любые военные задачи и нести на себе любое легкое
вооружение. По результатам испытаний в 1985 г. было объявлено о выборе для
серийного производства машин "Панар М-11". Под маркой "Панар VBL" в 1989 г. они
поступили на вооружение французской армии, став со временем одними из самых
массовых легких бронеавтомобилей в мире. Машина с несущим стальным корпусом с
лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и двумя боковыми дверями по основным
агрегатам была унифицирована с серийными легковыми автомобилями компании PSA.
Она оснащается дизелем "Пежо XD3T" (2,5 л, 95 л.с.) с турбонаддувом,
автоматической 3-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), независимой подвеской,
дисковыми тормозами и системой подкачки шин. VBL предлагается в десятках
исполнений полной массой 3,3-4,0 т с колесной базой 2440 или 2655 мм, различными
типами корпусов и башен, многочисленными видами вооружения и специального
оборудования. Их максимальная скорость на шоссе - 95-100 км/ч, на воде за счет
прокручивания колес - до 6 км/ч. До 2005 г. машин VBL изготовлено 2,3 тыс.
единиц, которые служат в армиях 16 стран. Среди последних разработок "Панара" в
области легкой бронетехники - открытый патрульный автомобиль-багги VRI (4x4),
многоцелевой вариант PVP полной массой 4,5 т с 5-цилиндровым дизелем
"Мерседес-Бенц ОМ612" (Mercedes-Benz) мощностью 156 л.с. и бронеавтомобиль VBR с
боевой массой 7,5 т, оснащенный 218-сильным двигателем МТУ (MTU) и
автоматической 6-ступенчатой коробкой "Эллисон" (Allison).
Начало разработки семейства тяжелой колесной бронетехники относится к концу 60-х
гг., когда фирма приняла участие в конкурсе на создание семейства
"бронетранспортеров переднего края" VAB. В 1971-73 гг. были изготовлены
прототипы М-4 (4x4), М-6 (6x6) и М-8 (8x8) с боевой массой 11-13 т, оснащенные
двигателями мощностью 165-300 л.с., автоматическими трансмиссиями и пушками
калибра от 20 до 105 мм, но по итогам конкурса лучшим был признан вариант VAB
фирмы САВИЭМ (SAVIEM). Опыт работы над этим семейством не прошел даром, став в
1975 г. основой для создания принципиально новой серии "Сагэ" (Sagaie) 6x6 с
передними управляемыми колесами, у которой наиболее оригинальным техническим
решением была возможность приподнимания колес среднего моста при движении по
шоссе. На ней использовались бензиновый двигатель PRV V6 (2,7 л, 135 л.с.)
заднего расположения, механическая 6-ступенчатая коробка передач, гидроусилитель
рулевого механизма, независимая подвеска и дисковые тормоза, а позднее - два
водометных движителя. Основным исполнением был "пушечный разведывательный
бронеавтомобиль" ERC-90S (Engine de Reconnaissance Canon) с 90-мм орудием,
весивший 7,4 т и развивавший скорость на шоссе 110 км/ч, на воде - 9 км/ч.
Впоследствии его вариантами стали ERC-90F4 для французской армии и экспортный
ERC-90S "Линкс" (Lynx) с разными башнями и вооружением. Бронеавтомобиль
оснащался также пушками калибра 60 или 120 мм, различными пулеметами и зенитными
комплексами. На его базе изготовляли самоходный 81-мм миномет EMC-81 и
12-местный бронетранспортер VCR-TT с боевой массой 7,0 т, который предлагался в
штабном исполнении, санитарном VCR-IS и с противотанковыми ракетами VCR-TH. В
середине 80-х гг. на "Панаре" приступили к выпуску нового поколения "Сагэ-2",
главным отличием которого стала установка двух 98-сильных дизельных двигателей
"Пежо" с турбонаддувом и автоматической 4-ступенчатой коробки передач "Ренк"
(Renk). Они предлагались как бронеавтомобили ERC-2 с пушками калибра 60, 90 или
105 мм и бронетранспортеры VCR-TT2. До 2003 г. машин серии ERC изготовили 700
единиц. Продолжая работу над их заменой, в 1998 г. компания "Панар-Левассор"
представила опытный образец перспективной многоцелевой боевой машины VBCI (6x6).
В 2004 г. фирма "Панар-Левассор" со штатом 260 человек имела торговый оборот
около 62 млн евро, а ее продукция служила в армиях 47 стран мира. В условиях
обострившейся конкуренции компания PSA, не заинтересованная во вложении крупных
инвестиций в создание новых поколений легкой бронетехники, в январе 2005 г.
передала права на управление своим военным отделением небольшой фирме "Оверлан"
(Auverland) с сохранением марки "Панар". К этому времени было собрано более 11
тыс. бронемашин "Панар".
"Панар-Левассор" - первый в мире военный автомобиль, 1897 г.
Панар-Левассор 24CV (Панар-Жанти), 1906 г.
Панар-Шатийон К-11, 4x4, 1911 г.
Панар-Шатийон К-13, 4x4, 1913 г.
Панар AM-138, 1926 г.
Панар-178 (AMD-35), 4x4, 1935 г.
Панар-Левассор К-113, 1939 г.
Панар-Левассор К-125, 1939 г.
Панар-201 (АМ-40Р), 8x8, 1940 г.
Панар-212 (EBR-75), 8x8, 1952 г.
Панар-245 (AML-30), 4x4, 1966 г.
Панар-245 (AML-90F1), 4x4, 1968 г.
Панар Сагэ ERC-90F4, 6x6, 1981 г.
Панар Сагэ-2 VRC-TT2, 6x6, 1985 г.
Панар М-3 VTT Буффало, 4x4, 1986 г.
"Панар VBL" с 7,62-мм пулеметом, 4x4, 1989 г.
"Панар VBL" с 12,7-мм пулеметом, 4x4, 1992 г.
"Панар VBL" с противотанковыми ракетами, 4x4, 1993 г.
Панар VBCI, 6x6, 1998 г.
Панар VRI, 4x4, 1998 г.
Панар Сагэ-2 ERC-90, 6x6, 1998 г.
Панар PVP, 4x4, 2002 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с