PEGASO
999999999999999999999
 

ПЕГАСО

(PEGASO)

Мадрид/Вальядолид, Испания, 1970-1992

В 1946 г. на месте обанкротившегося испанского отделения легендарной фирмы «Испано-Сюиза» (Hispano-Suiza) в Барселоне была образована государственная компания «Эмпреза Насиональ де Аутокамионес С.А.» (Empresa Nacional de Autocamiones S.A.), сокращенно ЭНАСА (ENASA), которая вскоре стала наиболее крупным национальным изготовителем грузовиков марки «Пегасо».

Пегасо-3050, 6х6, 1973 г.

Пегасо-3046, 4х4, 1981 г.

«Пегасо-3055» с системой залпового огня, 1986 г.

Пегасо-3055, 6х6, 1982 г.

В конце 60-х гг. было решено пополнить ее программу военными автомобилями, развернув их производство на заводе фирмы САВА (SAVA) в Вальядолиде, принадлежавшем ЭНАСА, а в целях экономии лицензия на армейские грузовики была приобретена у голландской фирмы ДАФ (DAF). Так в 1970 г. на вооружение испанской армии поступили 3-тонные грузовики «Пегасо-3045» (4х4), собиравшиеся из привозных узлов и ничем не отличавшиеся от голландских YA-314, разработанных еще в середине 50-х гг. Правда, американский мотор «Геркулес» (Hercules) уступил место 134-сильному двигателю ДАФ, а коробка передач стала 5-ступенчатой. Через несколько лет начался выпуск грузовика «3045D» с 6-цилиндровым двигателем «Пегасо-9026» мощностью 125 л.с. и 6-ступенчатой коробкой. Второй 6-тонный грузовик «Пегасо-3050» (6х6) был аналогичен модели ДАФ YA-616 (6х6) и по наследству получил американский мотор «Континентал» (Continental) мощностью 204 л.с. Вариант «3051» оснащался 170-сильным двигателем «Пегасо-9100».

В ноябре 1980 г. фирма ЭНАСА представила 3-тонный армейский грузовик «Пегасо-3046» (4х4), внешне отличавшийся от модели «3045» новой 2-местной кабиной с тентом и коротким пологим капотом с характерной хищной передней облицовкой. Он был выполнен в соответствии с требованиями НАТО и получил все агрегаты испанского производства: 6-цилиндровый дизель «9135/13» (6,55 л, 170 л.с.), синхронизированную 6-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную с пневмоуправлением, двухконтурный тормозной привод, рулевой механизм с гидроусилителем и 24-вольтовое электрооборудование. Он развивал скорость 96 км/ч, мог преодолевать подъемы крутизной до 90% и буксировал прицеп массой 4,5 т. В 1981 г. ЭНАСА получила заказ на 2650 таких машин для национальной армии, а в марте 1982 г. появился 6-тонный «Пегасо-3055» (6х6) с дизелем «9220/10» (10,5 л, 200-220 л.с.) с турбонаддувом. В стандартном исполнении он оснащался 6-тонной лебедкой и преодолевал броды глубиной до 1 м. Новые грузовики широко использовались в испанских вооруженных силах для доставки солдат и грузов, установки различного оборудования и вооружения. В конце 80-х гг. их модернизированные варианты получили индексы «7222» и «7227».

С 1981 г. на шасси «3045» выпускался 3-тонный плавающий автомобиль «Пегасо-3550/1 VAP» (4х4) со сварным корпусом. В его задней части были установлены дизель «Пегасо» мощностью 170 или 190 л.с. и 6-ступенчатая коробка передач, от которой крутящий момент подавался также на два водометных движителя. Амфибия могла перевозить десант из 18 человек, оснащалась лебедкой и перегрузочным краном, на шоссе развивала скорость 87 км/ч, на воде - 9 км/ч. В 1972 г. компания ЭНАСА приступила к разработке колесных бронемашин BMR (Blindato Medio de Ruedas), которые со временем были признанны одними из наиболее совершенных в мире. Через три года первые образцы выиграли конкурс, в котором участвовали французские машины VAB и швейцарские МОВАГ (MOWAG).

Пегасо-3562 VEC (BMR-600VEC), 6х6, 1980 г.

Пегасо-3550/1 VAP, 4х4, 1982 г.

Пегасо-3560 (BMR-600), 6х6, 1979 г.

В 1979 г. в Вальядолиде началось производство многоцелевой плавающей авиатранспортабельной боевой машины «Пегасо-3560» или BMR-600 (6х6) полной массой около 14 т с несущим алюминиевым корпусом, независимой гидропневматической подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Дизельный двигатель «Пегасо-9157/8» мощностью 306 л.с. в блоке с автоматической коробкой ЦФ (ZF) с 6 передачами переднего и заднего хода располагался в правой передней части корпуса. В варианте бронетранспортера «3560/1» сзади размещалось отделение на 8 десантников, вооружение состояло из пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. На таком шасси предлагались бронеавтомобили «3562 VEC» и «3564» с 20- или 25-мм пушками, ремонтно-эвакуационная машина «3560/55», штабной вариант «3560/5», а также исполнения «3560/3» и «3560/4» с минометами калибра 81 и 120 мм. По шоссе они развивали скорость 100 км/ч, на плаву - 10 км/ч. С 1985 г. для сил безопасности выпускалась легкая многоцелевая 170-сильная бронемашина «Пегасо-3545» или BLR-600 (4х4) для доставки 12 человек и установки легкого вооружения.

Несмотря на крупные технические достижения, в конце 70-х гг. положение фирмы ЭНАСА ухудшилось. В 1981 г. она попала под контроль американской компании «Интернэшнл Харвестер» (International Harvester), затем - британской «Седдон-Аткинсон» (Seddon-Atkinson), а в сентябре 1990 г. вошла в холдинг ИВЕКО (IVECO). После этого военные автомобили и бронетехника выпускались под маркой «Пегасо» лишь два года. Затем изготовление грузовиков пришлось прекратить, а производство боевой техники было передано фирме «Санта Барбара» (Santa Barbara).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ПЕГАСО
(PEGASO)
Мадрид/Вальядолид
Испания
1970-1992
В 1946 г. на месте обанкротившегося испанского отделения легендарной фирмы "Испано-Сюиза" (Hispano-Suiza) в Барселоне была образована государственная компания "Эмпреза Насиональ де Аутокамионес С.А." (Empresa Nacional de Autocamiones S.A.), сокращенно ЭНАСА (ENASA), которая вскоре стала наиболее крупным национальным изготовителем грузовиков марки "Пегасо". В конце 60-х гг. было решено пополнить ее программу военными автомобилями, развернув их производство на заводе фирмы САВА (SAVA) в Вальядолиде, принадлежавшем ЭНАСА, а в целях экономии лицензия на армейские грузовики была приобретена у голландской фирмы ДАФ (DAF). Так в 1970 г. на вооружение испанской армии поступили 3-тонные грузовики "Пегасо-3045" (4x4), собиравшиеся из привозных узлов и ничем не отличавшиеся от голландских YA-314, разработанных еще в середине 50-х гг. Правда, американский мотор "Геркулес" (Hercules) уступил место 134-сильному двигателю ДАФ, а коробка передач стала 5-ступенчатой. Через несколько лет начался выпуск грузовика "3045D" с 6-цилиндровым двигателем "Пегасо-9026" мощностью 125 л.с. и 6-ступенчатой коробкой. Второй 6-тонный грузовик "Пегасо-3050" (6x6) был аналогичен модели ДАФ YA-616 (6x6) и по наследству получил американский мотор "Континентал" (Continental) мощностью 204 л.с. Вариант "3051" оснащался 170-сильным двигателем "Пегасо-9100".
В ноябре 1980 г. фирма ЭНАСА представила 3-тонный армейский грузовик "Пегасо-3046" (4x4), внешне отличавшийся от модели "3045" новой 2-местной кабиной с тентом и коротким пологим капотом с характерной хищной передней облицовкой. Он был выполнен в соответствии с требованиями НАТО и получил все агрегаты испанского производства: 6-цилиндровый дизель "9135/13" (6,55 л, 170 л.с.), синхронизированную 6-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную с пневмоуправлением, двухконтурный тормозной привод, рулевой механизм с гидроусилителем и 24-вольтовое электрооборудование. Он развивал скорость 96 км/ч, мог преодолевать подъемы крутизной до 90% и буксировал прицеп массой 4,5 т. В 1981 г. ЭНАСА получила заказ на 2650 таких машин для национальной армии, а в марте 1982 г. появился 6-тонный "Пегасо-3055" (6x6) с дизелем "9220/10" (10,5 л, 200-220 л.с.) с турбонаддувом. В стандартном исполнении он оснащался 6-тонной лебедкой и преодолевал броды глубиной до 1 м. Новые грузовики широко использовались в испанских вооруженных силах для доставки солдат и грузов, установки различного оборудования и вооружения. В конце 80-х гг. их модернизированные варианты получили индексы "7222" и "7227".
С 1981 г. на шасси "3045" выпускался 3-тонный плавающий автомобиль "Пегасо-3550/1 VAP" (4x4) со сварным корпусом. В его задней части были установлены дизель "Пегасо" мощностью 170 или 190 л.с. и 6-ступенчатая коробка передач, от которой крутящий момент подавался также на два водометных движителя. Амфибия могла перевозить десант из 18 человек, оснащалась лебедкой и перегрузочным краном, на шоссе развивала скорость 87 км/ч, на воде - 9 км/ч. В 1972 г. компания ЭНАСА приступила к разработке колесных бронемашин BMR (Blindato Medio de Ruedas), которые со временем были признанны одними из наиболее совершенных в мире. Через три года первые образцы выиграли конкурс, в котором участвовали французские машины VAB и швейцарские МОВАГ (MOWAG). В 1979 г. в Вальядолиде началось производство многоцелевой плавающей авиатранспортабельной боевой машины "Пегасо-3560" или BMR-600 (6x6) полной массой около 14 т с несущим алюминиевым корпусом, независимой гидропневматической подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Дизельный двигатель "Пегасо-9157/8" мощностью 306 л.с. в блоке с автоматической коробкой ЦФ (ZF) с 6 передачами переднего и заднего хода располагался в правой передней части корпуса. В варианте бронетранспортера "3560/1" сзади размещалось отделение на 8 десантников, вооружение состояло из пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. На таком шасси предлагались бронеавтомобили "3562 VEC" и "3564" с 20-, 25- или 90-мм пушками, ремонтно-эвакуационная машина "3560/55", штабной вариант "3560/5", а также исполнения "3560/3" и "3560/4" с минометами калибра 81 и 120 мм. По шоссе они развивали скорость 100 км/ч, на плаву - 10 км/ч. С 1985 г. для сил безопасности выпускалась легкая многоцелевая 170-сильная бронемашина "Пегасо-3545" или BLR-600 (4x4) для доставки 12 человек и установки легкого вооружения.
Несмотря на крупные технические достижения, в конце 70-х гг. положение фирмы ЭНАСА ухудшилось. В 1981 г. она попала под контроль американской компании "Интернэшнл Харвестер" (International Harvester), затем - британской "Седдон-Аткинсон" (Seddon-Atkinson), а в сентябре 1990 г. вошла в холдинг ИВЕКО (IVECO). После этого военные автомобили и бронетехника выпускались под маркой "Пегасо" лишь два года. Затем изготовление грузовиков пришлось прекратить, а производство боевой техники было передано фирме "Санта Барбара" (Santa Barbara).
Пегасо-3050, 6x6, 1973 г.
Пегасо-3560 (BMR-600), 6x6, 1979 г.
Пегасо-3046, 4x4, 1981 г.
Пегасо-3055, 6x6, 1982 г.
Пегасо-3550/1 VAP, 4x4, 1982 г.
"Пегасо-3055" с системой залпового огня, 1986 г.
Пегасо-3562 VEC (90 мм) (BMR-600VEC), 6x6, 1986 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с