PHANOMEN
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ФЕНОМЕН
(PHANOMEN)
Циттау/Коттбус
Германия/ГДР
1931–1956
Только активная милитаризация германской экономики привела к тому, что небольшая фирма "Феномен" взялась за изготовление военной автотехники. С начала ХХ века она специализировалась на простейших 3-колесных легковых и грузовых машинах, которые с началом Первой мировой войны даже не подлежали мобилизации в армию. В 1927 г. ее главной продукцией стали 4-колесные грузовики с двигателями воздушного охлаждения, на которые указывал характерный короткий глухой капот, а впоследствии — плоский фальш-радиатор, за которым на оси коленчатого вала двигателя вращался вентилятор охлаждения. С 1931 г. выпускался разработанный инженером Альфредом Хэснером (Alfred Haesner) 1,5-тонный грузовик "Гранит-25" (Granit), получивший 4-цилиндровый мотор (2,5 л, 37 л.с.), 3-ступенчатую коробку передач и задние односкатные колеса. Под военным индексом "2500Н" он первым стал поступать в Рейхсвер. Лишь со сменой власти в Германии он послужил базой штабных "кюбельвагенов" с открытыми 4-местными кузовами, а в 1936–40 гг. на укороченном шасси "Гранит-25Н" с 4-ступенчатой коробкой передач выпускали стандартизованный санитарный автомобиль Kfz.31, развивавший скорость 73 км/ч. В 1940 г. ему на смену пришел "Гранит-27" или "Гранит-1500S", отличавшийся новым мотором (2,7 л, 50 л.с.), цельнометаллической кабиной, задними двускатными колесами и скругленной передней облицовкой. В разгар войны фирма вернулась к упрощенным деревянным кабинам, санитарным кузовам и односкатным колесам. В 1941–44 гг. она выпускала вариант "Гранит-1500А" (4x4), служивший прежде всего базой санитарных машин Kfz.31 и 8-местных штабных Kfz.70 с открытым 4-дверным кузовом и свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Для Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля их снабжали широкопрофильными "пустынными" шинами. В целом военных автомобилей этой марки было построено 5 тыс. экземпляров. Вместе с тем "Феномен" оказался самым крупным изготовителем 1-тонных полугусеничных транспортеров серии D7 (Sd.Kfz.10), разработанных немецкой компанией "Демаг" (Demag). До 1945 г. на механическом заводе в Коттбусе их собрали 7 тыс. единиц.
Головное предприятие "Феномен" в Циттау почти не пострадало во время войны. В апреле 1946 г. его национализировали и затем включили в государственное объединение ИФА (IFA). Его продукцией были прежние грузовики "Гранит", причем 1000 машин из первой партии поступили на вооружение Советской армии. В 1950–53 гг. для Народной армии ГДР выпускали бортовые автомобили "Гранит-27W/Pr" со всеми односкатными колесами и санитарные "27W/Kr" с цельнометаллическими кузовами, а также легкие артиллерийские тягачи "27AW/Zg" (4x4) с коротким кузовом для перевозки 6 членов орудийного расчета. Зимой 1957 г. завод был переименован в "Робур" (Robur), а марку "Гранит" сменили на "Гарант" (Garant).
Феномен Гранит-25Н (Kfz.31), 1939 г.
Феномен Гранит-1500А (Гранит-27), 4x4, 1942 г.
Феномен Гранит-1500А (Kfz.70), 4x4, 1944 г.
Феномен Гранит-27AW/Zg, 4x4, 1952 г.