PHANOMEN | |
999999999999999999999
|
ФЕНОМЕН
(PHANOMEN)
Циттау/Коттбус, Германия/ГДР, 1931-1956
Только активная милитаризация германской экономики привела к тому, что небольшая
фирма «Феномен» взялась за изготовление военной автотехники. С начала XX века
она специализировалась на простейших 3-колесных легковых и грузовых машинах,
которые с началом Первой мировой войны даже не подлежали мобилизации в армию. В
1927 г. ее главной продукцией стали 4-колесные грузовики с двигателями
воздушного охлаждения, на которые указывал характерный короткий глухой капот, а
впоследствии - плоский фальш-радиатор, за которым на оси коленчатого вала
двигателя вращался вентилятор охлаждения. С 1931 г. выпускался разработанный
инженером Альфредом Хэснером (Alfred Haesner) 1,5-тонный грузовик «Гранит-25» (Granit),
получивший 4-цилиндровый мотор (2,5 л, 37 л.с.), 3-ступенчатую коробку передач и
задние односкатные колеса. Под военным индексом «2500Н» он первым стал поступать
в Рейхсвер. Лишь со сменой власти в Германии он послужил базой штабных «кюбельвагенов»
с открытыми 4-местными кузовами, а в 1936-40 гг. на укороченном шасси
«Гранит-25Н» с 4-ступенчатой коробкой передач выпускали стандартизованный
санитарный автомобиль Kfz.31, развивавший скорость 73 км/ч.
Феномен Гранит-25Н (Kfz.31), 1939 г.
Феномен Гранит-1500А (Гранит-27), 4x4, 1942 г.
Феномен Гранит-1500А (Kfz.70), 4x4, 1944 г.
Феномен Гранит-27AW/Zg, 4x4, 1952 г.
В 1940 г. ему на смену пришел «Гранит-27» или «Гранит-1500S», отличавшийся новым
мотором (2,7 л, 50 л.с.), цельнометаллической кабиной, задними двускатными
колесами и скругленной передней облицовкой. В разгар войны фирма вернулась к
упрощенным деревянным кабинам, санитарным кузовам и односкатным колесам. В
1941-44 гг. она выпускала вариант «Гранит-1500А» (4x4), служивший прежде всего
базой санитарных машин Kfz.31 и 8-местных штабных Kfz.70 с открытым 4-дверным
кузовом и свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Для Африканского
корпуса фельдмаршала Роммеля их снабжали широкопрофильными «пустынными» шинами.
В целом военных автомобилей этой марки было построено 5 тыс. экземпляров. Вместе
с тем «Феномен» оказался самым крупным изготовителем 1-тонных полугусеничных
транспортеров серии D7 (Sd.Kfz.10), разработанных немецкой компанией «Демаг» (Demag).
До 1945 г. на механическом заводе в Коттбусе их собрали 7 тыс. единиц.
Головное предприятие «Феномен» в Циттау почти не пострадало во время войны. В
апреле 1946 г. его национализировали и затем включили в государственное
объединение ИФА (IFA). Его продукцией были прежние грузовики «Гранит», причем
1000 машин из первой партии поступили на вооружение Советской армии. В 1950-53
гг. для Народной армии ГДР выпускали бортовые автомобили «Гранит-27W/Pr» со
всеми односкатными колесами и санитарные «27W/Kr» с цельнометаллическими
кузовами, а также легкие артиллерийские тягачи «27AW/Zg» (4x4) с коротким
кузовом для перевозки 6 членов орудийного расчета. Зимой 1957 г. завод был
переименован в «Робур» (Robur), а марку «Гранит» сменили на «Гарант» (Garant).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ФЕНОМЕН
(PHANOMEN)
Циттау/Коттбус
Германия/ГДР
1931-1956
Только активная милитаризация германской экономики привела к тому, что небольшая
фирма "Феномен" взялась за изготовление военной автотехники. С начала ХХ века
она специализировалась на простейших 3-колесных легковых и грузовых машинах,
которые с началом Первой мировой войны даже не подлежали мобилизации в армию. В
1927 г. ее главной продукцией стали 4-колесные грузовики с двигателями
воздушного охлаждения, на которые указывал характерный короткий глухой капот, а
впоследствии - плоский фальш-радиатор, за которым на оси коленчатого вала
двигателя вращался вентилятор охлаждения. С 1931 г. выпускался разработанный
инженером Альфредом Хэснером (Alfred Haesner) 1,5-тонный грузовик "Гранит-25" (Granit),
получивший 4-цилиндровый мотор (2,5 л, 37 л.с.), 3-ступенчатую коробку передач и
задние односкатные колеса. Под военным индексом "2500Н" он первым стал поступать
в Рейхсвер. Лишь со сменой власти в Германии он послужил базой штабных "кюбельвагенов"
с открытыми 4-местными кузовами, а в 1936-40 гг. на укороченном шасси
"Гранит-25Н" с 4-ступенчатой коробкой передач выпускали стандартизованный
санитарный автомобиль Kfz.31, развивавший скорость 73 км/ч. В 1940 г. ему на
смену пришел "Гранит-27" или "Гранит-1500S", отличавшийся новым мотором (2,7 л,
50 л.с.), цельнометаллической кабиной, задними двускатными колесами и
скругленной передней облицовкой. В разгар войны фирма вернулась к упрощенным
деревянным кабинам, санитарным кузовам и односкатным колесам. В 1941-44 гг. она
выпускала вариант "Гранит-1500А" (4x4), служивший прежде всего базой санитарных
машин Kfz.31 и 8-местных штабных Kfz.70 с открытым 4-дверным кузовом и свободно
вращавшимися боковыми запасными колесами. Для Африканского корпуса фельдмаршала
Роммеля их снабжали широкопрофильными "пустынными" шинами. В целом военных
автомобилей этой марки было построено 5 тыс. экземпляров. Вместе с тем "Феномен"
оказался самым крупным изготовителем 1-тонных полугусеничных транспортеров серии
D7 (Sd.Kfz.10), разработанных немецкой компанией "Демаг" (Demag). До 1945 г. на
механическом заводе в Коттбусе их собрали 7 тыс. единиц.
Головное предприятие "Феномен" в Циттау почти не пострадало во время войны. В
апреле 1946 г. его национализировали и затем включили в государственное
объединение ИФА (IFA). Его продукцией были прежние грузовики "Гранит", причем
1000 машин из первой партии поступили на вооружение Советской армии. В 1950-53
гг. для Народной армии ГДР выпускали бортовые автомобили "Гранит-27W/Pr" со
всеми односкатными колесами и санитарные "27W/Kr" с цельнометаллическими
кузовами, а также легкие артиллерийские тягачи "27AW/Zg" (4x4) с коротким
кузовом для перевозки 6 членов орудийного расчета. Зимой 1957 г. завод был
переименован в "Робур" (Robur), а марку "Гранит" сменили на "Гарант" (Garant).
Феномен Гранит-25Н (Kfz.31), 1939 г.
Феномен Гранит-1500А (Гранит-27), 4x4, 1942 г.
Феномен Гранит-1500А (Kfz.70), 4x4, 1944 г.
Феномен Гранит-27AW/Zg, 4x4, 1952 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с