POLSKI-FIAT | |
999999999999999999999
|
ПОЛЬСКИ-ФИАТ
(POLSKI-FIAT)
Варшава, Польша, 1935-1939, 1967-1982
Эта марка появилась в начале 30-х гг., когда независимая Польша, не
существовавшая к концу Первой мировой войны в течение 120 с лишним лет, начала
создавать собственную автомобильную промышленность. Главным партнером был выбран
итальянский концерн ФИАТ (FIAT), с которым в сентябре 1932 г. было подписано
соглашение о строительстве в Варшаве Завода легковых и легких грузовых
автомобилей марки «Польски-ФИАТ». Впоследствии почти все собиравшиеся там машины
стали базой военных исполнений. В 1934 г. завод начал выпуск легковой модели
«Польски-ФИАТ-508/III Юнак» (Junak) с 1-литровым мотором мощностью 22-24 л.с. и
4-ступенчатой коробкой передач, идентичной итальянскому варианту «ФИАТ-508
Балилла» (Balilla). В 1935 г. на ее базе был создан польский «кюбельваген»
-многоцелевой армейский автомобиль «508/III W Лазик» (Lazik) с открытым
4-местным кузовом без дверей. До 1939 г. изготовили около 1,5 тыс. таких машин в
двух версиях с разными кузовами, крыльями и облицовкой. В середине 30-х гг. в КБ
Государственных инженерных предприятий (PZInz) разработали комбинированное шасси
«508/518» с агрегатами от серийных легковых машин «508» и «518».
Польски-ФИАТ-508/III W «Лазик», 1938 г.
Польски-ФИАТ-508/III W «Лазик», 1936 г.
Полевая машина связи «Польски-ФИАТ-508/518», 1938 г.
Польски-ФИАТ-621L, 1935 г.
Польски-ФИАТ C4P/621L (wz.34), 1936 г.
В 1937-39 гг. на нем собрали до 400 передвижных полевых радиостанций, машин
связи и легких артиллерийских тягачей «508/518Т Мазур» (Mazur) с открытыми
грузопассажирскими кузовами и барабанами самовытаскивания на задних колесах. Их
оборудовали 4-цилиндровым двигателем (1,9 л, 46 л.с.) и задним мостом от
собиравшейся в Польше легковой машины «518», идентичной итальянской модели «Ардита»
(Ardita) и в свою очередь предлагавшейся в штабном исполнении wz.36. На шасси
1,5-тонного 45-сильного грузовика «618 Гром» (Grom) было построено несколько
армейских санитарных машин 6x4 с закрытыми кузовами.
В 1935-39 гг. основным военным грузовиком стал доработанный коммерческий
автомобиль «Польски-ФИАТ-621 Тур» (Tur) с 6-цилиндровым двигателем (2,9 л, 46-53
л.с.), выпускавшийся в исполнениях «621L» и «621R» грузоподъемностью 2,0 и 2,5
т. Их использовали для перевозки пехоты или грузов и установки 75-мм зенитных
орудий, как автоцистерны, санитарные автобусы и армейские мастерские wz.38. В
1934-38 гг. в Варшаве осуществлялась также сборка полугусеничных тягачей С4Р
(wz.34) и санитарных машин, аналогичных продукции французской фирмы «Ситроен» (Citroen),
но базировавшихся на шасси «621L». Машины поздних серий комплектовали усиленным
гусеничным движителем с резинометаллической лентой конструкции польского
инженера Бялковского (Bialkowski). Тягач «C4P/621L» весил 4,8 т и мог
буксировать 2,4-тонный прицеп. В разных исполнениях таких машин собрали 400
экземпляров. В сентябре 1939 г. эти работы прервала Вторая мировая война. Вновь
марка «Польски-ФИАТ» появилась в конце 1967 г., когда на Варшавском автозаводе
ФСО (FSO) началась сборка итальянских автомобилей ФИАТ-125. Легковые машины и
пикапы «Польски-ФИАТ-125Р» использовались в польской армии и в службах
безопасности.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ПОЛЬСКИ-ФИАТ
(POLSKI-FIAT)
Варшава
Польша
1935-1939, 1967-1982
Эта марка появилась в начале 30-х гг., когда независимая Польша, не
существовавшая к концу Первой мировой войны в течение 120 с лишним лет, начала
создавать собственную автомобильную промышленность. Главным партнером был выбран
итальянский концерн ФИАТ (FIAT), с которым в сентябре 1932 г. было подписано
соглашение о строительстве в Варшаве Завода легковых и легких грузовых
автомобилей марки "Польски-ФИАТ". Впоследствии почти все собиравшиеся там машины
стали базой военных исполнений. В 1934 г. завод начал выпуск легковой модели
"Польски-ФИАТ-508/III Юнак" (Junak) с 1-литровым мотором мощностью 22-24 л.с. и
4-ступенчатой коробкой передач, идентичной итальянскому варианту "ФИАТ-508
Балилла" (Balilla). В 1935 г. на ее базе был создан польский "кюбельваген" -
многоцелевой армейский автомобиль "508/III W Лазик" (Lazik) с открытым 4-местным
кузовом без дверей. До 1939 г. изготовили около 1,5 тыс. таких машин в двух
версиях с разными кузовами, крыльями и облицовкой. В середине 30-х гг. в КБ
Государственных инженерных предприятий (PZInz) разработали комбинированное шасси
"508/518" с агрегатами от серийных легковых машин "508" и "518". В 1937-39 гг.
на нем собрали до 400 передвижных полевых радиостанций, машин связи и легких
артиллерийских тягачей "508/518Т Мазур" (Mazur) с открытыми грузопассажирскими
кузовами и барабанами самовытаскивания на задних колесах. Их оборудовали
4-цилиндровым двигателем (1,9 л, 46 л.с.) и задним мостом от собиравшейся в
Польше легковой машины "518", идентичной итальянской модели "Ардита" (Ardita) и
в свою очередь предлагавшейся в штабном исполнении wz.36. На шасси 1,5-тонного
45-сильного грузовика "618 Гром" (Grom) было построено несколько армейских
санитарных машин 6x6 с закрытыми кузовами.
В 1935-39 гг. основным военным грузовиком стал доработанный коммерческий
автомобиль "Польски-ФИАТ-621 Тур" (Tur) с 6-цилиндровым двигателем (2,9 л, 46-53
л.с.), выпускавшийся в исполнениях "621L" и "621R" грузоподъемностью 2,0 и 2,5
т. Их использовали для перевозки пехоты или грузов и установки 75-мм зенитных
орудий, как автоцистерны, санитарные автобусы и армейские мастерские wz.38. В
1934-38 гг. в Варшаве осуществлялась также сборка полугусеничных тягачей С4Р
(wz.34) и санитарных машин, аналогичных продукции французской фирмы "Ситроен" (Citroёn),
но базировавшихся на шасси "621L". Машины поздних серий комплектовали усиленным
гусеничным движителем с резинометаллической лентой конструкции польского
инженера Бялковского (Bialkowski). Тягач "С4Р/621L" весил 4,8 т и мог
буксировать 2,4-тонный прицеп. В разных исполнениях таких машин собрали 400
экземпляров. В сентябре 1939 г. эти работы прервала Вторая мировая война. Вновь
марка "Польски-ФИАТ" появилась в конце 1967 г., когда на Варшавском автозаводе
ФСО (FSO) началась сборка итальянских автомобилей ФИАТ-125. Легковые машины и
пикапы "Польски-ФИАТ-125Р" использовались в польской армии и в службах
безопасности.
Польски-ФИАТ-621L, 1935 г.
Польски-ФИАТ C4P/621L (wz.34), 1936 г.
Польски-ФИАТ-508/III W "Лазик", 1936 г.
Полевая машина связи "Польски-ФИАТ-508/518", 1938 г.
Польски-ФИАТ-508/III W "Лазик", 1938 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с