PRAGA | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
ПРАГА
(PRAGA)
Прага
Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия
Братислава
Словакия
1908–
Гражданские и военные автомобили марки "Прага" выпускались с начала ХХ века на
различных предприятиях Пражского региона. В марте 1907 г. крупные
австро-венгерские предприятия — "Первый чешско-моравский машиностроительный
завод" (Prvni ceskomoravska tovarna na stroje) и компания Франца Рингхоффера (Franz
Ringhoffer) — подписали соглашение об образовании "Пражского автомобильного
завода" (Prazska tovarna na automobily), который начал собирать машины марки
"Прага". После ряда преобразований в 1927 г. это предприятие стало автомобильным
отделением чехословацкого машиностроительного концерна "Ческоморавска-Кольбен-Данек"
(CeskomoravskaKolben-Danek), более известного впоследствии как ЧКД (CKD).
В австро-венгерские вооруженные силы легковые автомобили "Прага" поступили уже в
1908 г. Первым грузовиком, созданным для армии, стал простой 5-тонный автомобиль
"Прага V" (Vojensky) классической компоновки, который разработал инженер
Франтишек Кец (Frantisek Kec). Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель (6,85
л, 40 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и цепной привод задних колес с литыми
шинами. Грузовик мог буксировать 3-тонный прицеп и развивал скорость 16 км/ч. В
Праге его выпускали в 1911–20 гг., и параллельно по лицензии машину собирал
венгерский завода "Раба" (Raba). Во время Первой мировой войны в небольших
количествах в армии применялись капотные грузовики "Прага" серий L, T, R и N с
моторами мощностью 28–50 л.с., цепным или карданным приводом, перевозившие 2–5 т
грузов. В 1915 г. фирма изготовила несколько тяжелых заднеприводных
артиллерийских тягачей "Тип I" с широкими металлическими колесами большого
диаметра.
В послевоенные годы завод долгое время ограничивался изготовлением гражданской
продукции, хотя большинство его грузовиков, от легкого 18-сильного пикапа AN до
7-тонного автомобиля ND со 125-сильным дизелем, находились на вооружении армии
Чехословакии. Исключением был прототип бронеавтомобиля на шасси L, изготовленный
в 1922 г. Повышенный интерес к военной автотехнике появился лишь в середине 30-х
гг., когда в соседней Германии началась бурная милитаризация экономики. В
отличие от других чехословацких фирм завод "Прага" ограничился созданием трех
максимально унифицированных базовых военных семейств с серийными агрегатами от
гражданской продукции. В 1936–39 гг. он изготовлял многоцелевые
грузопассажирские и штабные автомобили AV (6x6) с открытым 4-дверным 6-местным
кузовом и вместительным задним багажником. Они получили 6-цилиндровый двигатель
(3,5 л, 68 л.с.) от легковой модели "Гранд" (Grand), синхронизированную
3-ступенчатую коробку передач, переднюю пружинную подвеску и типичную для всех
машин "Прага" того времени заднюю тележку с качающимися полуосями, подвешенными
на продольных полуэллиптических рессорах. "Прага AV" имела полезную нагрузку 650
кг, могла преодолевать 40-процентные подъемы и развивала скорость 92 км/ч. Одна
из них была личным автомобилем болгарского царя Бориса III. До конца 1939 г.
собрали около 400 машин серии AV.
В 1934 г. начался выпуск 2,5-тонного грузовика RN с тем же мотором и
4-ступенчатой коробкой передач, который находился на вооружении армии
Чехословакии и германского Вермахта. Его производство продолжалось до 1953 г. С
моделью RN был унифицирован основной 2-тонный армейский грузовик "Прага RV"
(6x6) с задними двускатными колесами, выпускавшийся в 1935–39 гг. Дополнительно
его оборудовали 2-ступенчатым редуктором, усиленной передней торсионной
подвеской и задней лебедкой с тяговым усилием 3 тс. Вариант с закрытым
кузовом-радиостанцией имел индекс RVR. С приходом весной 1939 г. на завод
"Прага" немецкой администрации все автомобильное производство было свернуто и
предприятие перепрофилировали на выпуск танков, полугусеничных транспортеров,
гусеничных тягачей и двигателей для Вермахта.
В 1948 г. автозавод "Прага" был национализирован, в 1953 г. он получил имя
Клемента Готвальда (Praga Zavody Klementa Gottwalda). Главным достижением того
времени стало создание 3-тонного автомобиля V3S (6x6) с цельнометаллической
кабиной с люком в крыше и характерным коротким покатым капотом, ставшего
основным грузовиком Народной армии ЧССР. Прототип был построен в феврале 1952
г., производство началось 2 апреля 1953 г., а с 1964 г. автомобиль собирали на
пражском авиационноавтомобильном заводе "Авиа" (Avia). Он оснащался
6-цилиндровым верхнеклапанным дизелем "Татра Т912" (Tatra) воздушного охлаждения
(7,4 л, 98 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной,
отключаемым приводом переднего моста, блокировкой задних межосевых
дифференциалов и классической рессорной подвеской. При полной массе около 10 т
автомобиль развивал скорость 60 км/ч. В 1973–95 гг. сборкой модернизированных
вариантов V3SM-1 и V3SM-2 занимался Братиславский автозавод (БАЗ) — словацкий
филиал "Авиа". Они имели увеличенную на 300–500 кг грузоподъемность, снабжались
новыми моторами Т912-2 и Т912-4 мощностью 110–120 л.с. и мостами портального
типа с колесными редукторами. В чехословацкой армии V3S использовался в
многочисленных исполнениях, включая вариант с установленной в кузове
32-ствольной реактивной системой залпового огня М51 калибра 130 мм. В начале
60-х гг. на вооружение поступила самоходная спаренная 30-мм зенитная установка
М53/59, смонтированная на шасси V3S с бронированной 4-местной кабиной с
плексигласовым наблюдательным куполом. Ее собирали на заводе "Авиа", и потому
эти установки известны также под маркой "Авиа". До середины 80-х гг. было
построено около 62 тыс. машин серии V3S. С 1995 г. модернизированный 5,5-тонный
грузовик V3SM-6 со 116-сильным дизелем D98M и установку М53/59 собирает чешский
номерной военно-ремонтный завод VOP-016. На его базе разработано многоцелевое
военное шасси V3SM-8 (8x8).
В 1986 г. завод "Прага" представил многоцелевой автомобиль UV80 (4x4)
полукапотной компоновки. В 90-е гг. он выпускался как тактический 4-тонный
грузовик со 170-сильным дизельным двигателем "Дойц" (Deutz) жидкостного
охлаждения, 8-ступенчатой коробкой передач "Прага" и бортовым кузовом для
перевозки 14 солдат. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч и имел запас хода 820
км. В 2001 г. на заводе "Прага-Часлав" было разработано новое поколение из трех
многоцелевых автомобилей 4x4, в которое вошли армейские грузовики "Альфа TN"
(Alfa) со 140-сильным дизелем МАН (MAN), 12-ступенчатой коробкой передач,
колесными редукторами и дисковыми тормозами с АБС, а также 245-сильный
грузовик-тягач "Голден" (Golden). Развернуть серийное производство этих машин не
удалось. В феврале 2005 г. завод "Прага-Гостивар" представил прототип нового
тактического грузовика ATS для замены модели V3S.
Прага V, 1916 г.
Прага AN, 1925 г.
Прага AV, 6x6, 1937 г.
Прага RV, 6x6, 1938 г.
"Прага AV" в болгарской армии, 1943 г.
Система залпового огня М51 на шасси "Прага V3S", 6x6, 1954 г.
Самоходная установка М53/59 на шасси "Прага V3S", 6x6, 1963 г.
Прага Альфа TN, 4x4, 2002 г.