PRAGA
999999999999999999999
 

ПРАГА

(PRAGA)

Прага, Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия // Братислава, Словакия

1908-

Гражданские и военные автомобили марки «Прага» выпускались с начала XX века на различных предприятиях Пражского региона. В марте 1907 г. крупные австро-венгерские предприятия - «Первый чешско-моравский машиностроительный завод» (Prvni ceskomoravska tovarna па stroje) и компания Франца Рингхоффера (Franz Ringhoffer) - подписали соглашение об образовании «Пражского автомобильного завода» (Prazska tovarna па automobily), который начал собирать машины марки «Прага». После ряда преобразований в 1927 г. это предприятие стало автомобильным отделением чехословацкого машиностроительного концерна «Ческоморавска-Кольбен-Данек» (Ceskomoravska-Kolben-Danek), более известного впоследствии как ЧКД (CKD).

Прага V, 1916 г.

Прага AN, 1925 г.

«Прага AV» в болгарской армии, 1943 г.

Прага AV, 6X4, 1937 г.

В австро-венгерские вооруженные силы легковые автомобили «Прага» поступили уже в 1908 г. Первым грузовиком, созданным для армии, стал простой 5-тонный автомобиль «Прага V» (Vojensky) классической компоновки, который разработал инженер Франтишек Кец (Frantisek Кес). Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель (6,85 л, 40 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и цепной привод задних колес с литыми шинами. Грузовик мог буксировать 3-тонный прицеп и развивал скорость 16 км/ч. В Праге его выпускали в 1911-20 гг., и параллельно по лицензии машину собирал венгерский завода «Раба» (Raba). Во время Первой мировой войны в небольших количествах в армии применялись капотные грузовики «Прага» серий L, Т, R и N с моторами мощностью 28-50 л.с., цепным или карданным приводом, перевозившие 2-5 т грузов. В 1915 г. фирма изготовила несколько тяжелых заднеприводных артиллерийских тягачей «Тип I» с широкими металлическими колесами большого диаметра.

В послевоенные годы завод долгое время ограничивался изготовлением гражданской продукции, хотя большинство его грузовиков, от легкого 18-сильного пикапа AN до 7-тонного автомобиля ND со 125-сильным дизелем, находились на вооружении армии Чехословакии. Исключением был прототип бронеавтомобиля на шасси L, изготовленный в 1922 г. Повышенный интерес к военной автотехнике появился лишь в середине 30-х гг., когда в соседней Германии началась бурная милитаризация экономики. В отличие от других чехословацких фирм завод «Прага» ограничился созданием трех максимально унифицированных базовых военных семейств с серийными агрегатами от гражданской продукции. В 1936-39 гг. он изготовлял многоцелевые грузопассажирские и штабные автомобили AV (6x4) с открытым 4-дверным 6-местным кузовом и вместительным задним багажником. Они получили 6-цилиндровый двигатель (3,5 л, 68 л.с.) от легковой модели «Гранд» (Grand), синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач, переднюю пружинную подвеску и типичную для всех машин «Прага» того времени заднюю тележку с качающимися полуосями, подвешенными на продольных полуэллиптических рессорах. «Прага AV» имела полезную нагрузку 650 кг, могла преодолевать 40-процентные подъемы и развивала скорость 92 км/ч. Одна из них была личным автомобилем болгарского царя Бориса III. До конца 1939 г. собрали около 400 машин серии AV.

Прага RV, 6X4, 1938 г.

Система залпового огня М51 на шасси «Прага V3S», 6X6, 1954 г.

Самоходная установка М53/59 на шасси «Прага V3S», 6X6, 1963 г.

Прага Альфа TN, 4X4, 2002 г.

В 1934 г. начался выпуск 2,5-тонного грузовика RN с тем же мотором и 4-ступенчатой коробкой передач, который находился на вооружении армии Чехословакии и германского Вермахта. Его производство продолжалось до 1953 г. С моделью RN был унифицирован основной 2-тонный армейский грузовик «Прага RV» (6x4) с задними двускатными колесами, выпускавшийся в 1935-39 гг. Дополнительно его оборудовали 2-ступенчатым редуктором, усиленной передней торсионной подвеской и задней лебедкой с тяговым усилием 3 тс. Вариант с закрытым кузовом-радиостанцией имел индекс RVR. С приходом весной 1939 г. на завод «Прага» немецкой администрации все автомобильное производство было свернуто и предприятие перепрофилировали на выпуск танков, полугусеничных транспортеров, гусеничных тягачей и двигателей для Вермахта.

В 1948 г. автозавод «Прага» был национализирован, в 1953 г. он получил имя Клемента Готвальда (Praga Zavody Klementa Gottwalda). Главным достижением того времени стало создание 3-тонного автомобиля V3S (6х6) с цельнометаллической кабиной с люком в крыше и характерным коротким покатым капотом, ставшего основным грузовиком Народной армии ЧССР. Прототип был построен в феврале 1952 г., производство началось 2 апреля 1953 г., а с 1964 г. автомобиль собирали на пражском авиационно-автомобильном заводе «Авиа» (Avia). Он оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным дизелем «Татра Т912» (Tatra) воздушного охлаждения (7,4 л, 98 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, блокировкой задних межосевых дифференциалов и классической рессорной подвеской. При полной массе около 10 т автомобиль развивал скорость 60 км/ч. В 1973-95 гг. сборкой модернизированных вариантов V3SM-1 и V3SM-2 занимался Братиславский автозавод (БАЗ) - словацкий филиал «Авиа». Они имели увеличенную на 300-500 кг грузоподъемность, снабжались новыми моторами Т912-2 и Т912-4 мощностью 110-120 л.с. и мостами портального типа с колесными редукторами. В чехословацкой армии V3S использовался в многочисленных исполнениях, включая вариант с установленной в кузове 32-ствольной реактивной системой залпового огня М51 калибра 130 мм. В начале 60-х гг. на вооружение поступила самоходная спаренная 30-мм зенитная установка М53/59, смонтированная на шасси V3S с бронированной 4-местной кабиной с плексигласовым наблюдательным куполом. Ее собирали на заводе «Авиа», и потому эти установки известны также под маркой «Авиа». До середины 80-х гг. было построено около 62 тыс. машин серии V3S. С 1995 г. модернизированный 5,5-тонный грузовик V3SM-6 со 116-сильным дизелем D98M и установку М53/59 собирает чешский номерной военно-ремонтный завод VOP-016. На его базе разработано многоцелевое военное шасси V3SM-8 (8х8).

В 1986 г. завод «Прага» представил многоцелевой автомобиль UV80 (4х4) полукапотной компоновки. В 90-е гг. он выпускался как тактический 4-тонный грузовик со 170-сильным дизельным двигателем «Дойц» (Deutz) жидкостного охлаждения, 8-ступенчатой коробкой передач «Прага» и бортовым кузовом для перевозки 14 солдат. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч и имел запас хода 820 км. В 2001 г. на заводе «Прага-Часлав» было разработано новое поколение из трех многоцелевых автомобилей 4х4, в которое вошли армейские грузовики «Альфа TN» (Alfa) со 140-сильным дизелем МАН (MAN), 12-ступенчатой коробкой передач, колесными редукторами и дисковыми тормозами с АБС, а также 245-сильный грузовик-тягач «Голден» (Golden). Развернуть серийное производство этих машин не удалось. В феврале 2005 г. завод «Прага-Гостивар» представил прототип нового тактического грузовика ATS для замены модели V3S.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ПРАГА
(PRAGA)
Прага
Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия
Братислава
Словакия
1908-
Гражданские и военные автомобили марки "Прага" выпускались с начала ХХ века на различных предприятиях Пражского региона. В марте 1907 г. крупные австро-венгерские предприятия - "Первый чешско-моравский машиностроительный завод" (Prvni ceskomoravska tovarna na stroje) и компания Франца Рингхоффера (Franz Ringhoffer) - подписали соглашение об образовании "Пражского автомобильного завода" (Prazska tovarna na automobily), который начал собирать машины марки "Прага". После ряда преобразований в 1927 г. это предприятие стало автомобильным отделением чехословацкого машиностроительного концерна "Ческоморавска-Кольбен-Данек" (Ceskomoravska-Kolben-Danek), более известного впоследствии как ЧКД (CKD).
В австро-венгерские вооруженные силы легковые автомобили "Прага" поступили уже в 1908 г. Первым грузовиком, созданным для армии, стал простой 5-тонный автомобиль "Прага V" (Vojensky) классической компоновки, который разработал инженер Франтишек Кец (Frantisek Kec). Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель (6,85 л, 40 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и цепной привод задних колес с литыми шинами. Грузовик мог буксировать 3-тонный прицеп и развивал скорость 16 км/ч. В Праге его выпускали в 1911-20 гг., и параллельно по лицензии машину собирал венгерский завода "Раба" (Raba). Во время Первой мировой войны в небольших количествах в армии применялись капотные грузовики "Прага" серий L, T, R и N с моторами мощностью 28-50 л.с., цепным или карданным приводом, перевозившие 2-5 т грузов. В 1915 г. фирма изготовила несколько тяжелых заднеприводных артиллерийских тягачей "Тип I" с широкими металлическими колесами большого диаметра.
В послевоенные годы завод долгое время ограничивался изготовлением гражданской продукции, хотя большинство его грузовиков, от легкого 18-сильного пикапа AN до 7-тонного автомобиля ND со 125-сильным дизелем, находились на вооружении армии Чехословакии. Исключением был прототип бронеавтомобиля на шасси L, изготовленный в 1922 г. Повышенный интерес к военной автотехнике появился лишь в середине 30-х гг., когда в соседней Германии началась бурная милитаризация экономики. В отличие от других чехословацких фирм завод "Прага" ограничился созданием трех максимально унифицированных базовых военных семейств с серийными агрегатами от гражданской продукции. В 1936-39 гг. он изготовлял многоцелевые грузопассажирские и штабные автомобили AV (6x6) с открытым 4-дверным 6-местным кузовом и вместительным задним багажником. Они получили 6-цилиндровый двигатель (3,5 л, 68 л.с.) от легковой модели "Гранд" (Grand), синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач, переднюю пружинную подвеску и типичную для всех машин "Прага" того времени заднюю тележку с качающимися полуосями, подвешенными на продольных полуэллиптических рессорах. "Прага AV" имела полезную нагрузку 650 кг, могла преодолевать 40-процентные подъемы и развивала скорость 92 км/ч. Одна из них была личным автомобилем болгарского царя Бориса III. До конца 1939 г. собрали около 400 машин серии AV.
В 1934 г. начался выпуск 2,5-тонного грузовика RN с тем же мотором и 4-ступенчатой коробкой передач, который находился на вооружении армии Чехословакии и германского Вермахта. Его производство продолжалось до 1953 г. С моделью RN был унифицирован основной 2-тонный армейский грузовик "Прага RV" (6x6) с задними двускатными колесами, выпускавшийся в 1935-39 гг. Дополнительно его оборудовали 2-ступенчатым редуктором, усиленной передней торсионной подвеской и задней лебедкой с тяговым усилием 3 тс. Вариант с закрытым кузовом-радиостанцией имел индекс RVR. С приходом весной 1939 г. на завод "Прага" немецкой администрации все автомобильное производство было свернуто и предприятие перепрофилировали на выпуск танков, полугусеничных транспортеров, гусеничных тягачей и двигателей для Вермахта.
В 1948 г. автозавод "Прага" был национализирован, в 1953 г. он получил имя Клемента Готвальда (Praga Zavody Klementa Gottwalda). Главным достижением того времени стало создание 3-тонного автомобиля V3S (6x6) с цельнометаллической кабиной с люком в крыше и характерным коротким покатым капотом, ставшего основным грузовиком Народной армии ЧССР. Прототип был построен в феврале 1952 г., производство началось 2 апреля 1953 г., а с 1964 г. автомобиль собирали на пражском авиационно-автомобильном заводе "Авиа" (Avia). Он оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным дизелем "Татра Т912" (Tatra) воздушного охлаждения (7,4 л, 98 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, блокировкой задних межосевых дифференциалов и классической рессорной подвеской. При полной массе около 10 т автомобиль развивал скорость 60 км/ч. В 1973-95 гг. сборкой модернизированных вариантов V3SM-1 и V3SM-2 занимался Братиславский автозавод (БАЗ) - словацкий филиал "Авиа". Они имели увеличенную на 300-500 кг грузоподъемность, снабжались новыми моторами Т912-2 и Т912-4 мощностью 110-120 л.с. и мостами портального типа с колесными редукторами. В чехословацкой армии V3S использовался в многочисленных исполнениях, включая вариант с установленной в кузове 32-ствольной реактивной системой залпового огня М51 калибра 130 мм. В начале 60-х гг. на вооружение поступила самоходная спаренная 30-мм зенитная установка М53/59, смонтированная на шасси V3S с бронированной 4-местной кабиной с плексигласовым наблюдательным куполом. Ее собирали на заводе "Авиа", и потому эти установки известны также под маркой "Авиа". До середины 80-х гг. было построено около 62 тыс. машин серии V3S. С 1995 г. модернизированный 5,5-тонный грузовик V3SM-6 со 116-сильным дизелем D98M и установку М53/59 собирает чешский номерной военно-ремонтный завод VOP-016. На его базе разработано многоцелевое военное шасси V3SM-8 (8x8).
В 1986 г. завод "Прага" представил многоцелевой автомобиль UV80 (4x4) полукапотной компоновки. В 90-е гг. он выпускался как тактический 4-тонный грузовик со 170-сильным дизельным двигателем "Дойц" (Deutz) жидкостного охлаждения, 8-ступенчатой коробкой передач "Прага" и бортовым кузовом для перевозки 14 солдат. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч и имел запас хода 820 км. В 2001 г. на заводе "Прага-Часлав" было разработано новое поколение из трех многоцелевых автомобилей 4x4, в которое вошли армейские грузовики "Альфа TN" (Alfa) со 140-сильным дизелем МАН (MAN), 12-ступенчатой коробкой передач, колесными редукторами и дисковыми тормозами с АБС, а также 245-сильный грузовик-тягач "Голден" (Golden). Развернуть серийное производство этих машин не удалось. В феврале 2005 г. завод "Прага-Гостивар" представил прототип нового тактического грузовика ATS для замены модели V3S.
Прага V, 1916 г.
Прага AN, 1925 г.
Прага AV, 6x6, 1937 г.
Прага RV, 6x6, 1938 г.
"Прага AV" в болгарской армии, 1943 г.
Система залпового огня М51 на шасси "Прага V3S", 6x6, 1954 г.
Самоходная установка М53/59 на шасси "Прага V3S", 6x6, 1963 г.
Прага Альфа TN, 4x4, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с