RÁBA | |
999999999999999999999
|
РАБА
(RABA)
Дьёр, Австро-Венгрия/Венгрия, 1903-
28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски -
Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar
Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название «Раба». Его первой
автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4х4 со всеми
управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и
построенный затем в 10 экземплярах. В 1908-12 гг. завод участвовал в совместном
выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая
деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В
1912-27 гг. по лицензии завода «Прага» (Praga) он выпускал легкие штабные и
санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики «Раба V», идентичные
модели «Прага V».
Раба V, 1915 г.
Раба Ботонд-38М (Ботонд-1), 6X4, 1938 г.
Раба Ботонд М41 (Ботонд-II), 6X4, 1943 г.
Раба Марош Т41М, 4X4, 1943 г.
Раба Т16.188, 4X4, 1982 г.
Раба Н18.270, 6X6, 1999 г.
В 1912-18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный период
машиностроительный комбинат «Раба» по лицензиям фирм «Аустро-ФИАТ»
(Austro-FIAT), «Крупп» (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики
«Раба-Крупп», «Раба Супер» (Super) и «Специаль» (Special).
Накануне и во время Второй мировой войны завод «Раба» предпринял скромную
попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный
автомобиль-тягач «Ботонд-38М» (Botond), «Ботонд-1» или М38 (6x4), разработанный
в 1936-38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика «Специаль»
с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач.
Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса,
открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые «запаски». В 1943-44 гг.
выпускали 70-сильный тягач «Ботонд-II» или М41 с 4,3-литровым мотором,
блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В
общей сложности автомобилей «Ботонд» сделали 1402 штуки, включая 5 машин,
собранных в 1947-48 гг. В 1939-44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было
собрано 350 тягачей «Раба Марош» (Maros) 4х4 с грузопассажирским кузовом и
задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3
л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую
коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65 км/ч.
После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников,
завод «Раба» переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных
двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных
бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось
производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей «Раба-МАН»
гражданского и военного назначения полной массой 16-26 т. В 80-е гг., по
окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой
«Раба». К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии
Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4х4 и 6х6
грузоподъемностью 4-7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230-270 л.с.,
6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF).
В 1997 г. завод был приватизирован и в 1999-2000 гг. собирал для венгерской
армии тактические грузовики серии Н (4х4/8х8), идентичные машинам МАН и
оборудованные дизелями мощностью 270-370 л.с. В начале 2000-х гг., в
соответствии с договором между комбинатом «Раба» и корпорацией «Даймлер-Крайслер»
(Daimler-Chrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью
которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков «Мерседес-Бенц»
(Mercedes-Benz) серии S (4х4/6х6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов
НАТО. Их производство началось в 2004 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
РАБА
(RÁBA)
Дьёр
Австро-Венгрия/Венгрия
1903-
28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски -
Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar
Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название "Раба". Его первой
автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4x4 со всеми
управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и
построенный затем в 10 экземплярах. В 1908-12 гг. завод участвовал в совместном
выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая
деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В
1912-27 гг. по лицензии завода "Прага" (Praga) он выпускал легкие штабные и
санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики "Раба V", идентичные
модели "Прага V". В 1912-18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный
период машиностроительный комбинат "Раба" по лицензиям фирм "Аустро-ФИАТ"
(Austro-FIAT), "Крупп" (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики
"Раба-Крупп", "Раба Супер" (Super) и "Специаль" (Special).
Накануне и во время Второй мировой войны завод "Раба" предпринял скромную
попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный
автомобиль-тягач "Ботонд-38М" (Botond), "Ботонд-I" или М38 (6x6), разработанный
в 1936-38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика "Специаль"
с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач.
Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса,
открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые "запаски". В 1943-44 гг.
выпускали 70-сильный тягач "Ботонд-II" или М41 с 4,3-литровым мотором,
блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В
общей сложности автомобилей "Ботонд" сделали 1402 штуки, включая 5 машин,
собранных в 1947-48 гг. В 1939-44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было
собрано 350 тягачей "Раба Марош" (Maros) 4x4 с грузопассажирским кузовом и
задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3
л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую
коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65 км/ч.
После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников,
завод "Раба" переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных
двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных
бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось
производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей "Раба-МАН"
гражданского и военного назначения полной массой 16-26 т. В 80-е гг., по
окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой
"Раба". К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии
Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4x4 и 6x6
грузоподъемностью 4-7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230-270 л.с.,
6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF).
В 1997 г. завод был приватизирован. В 1990-1999 гг. он собирал для венгерской
армии тактические грузовики серии Н (4x4/8x8), идентичные машинам МАН и
оборудованные дизелями мощностью 270-370 л.с. В начале 2000-х гг., в
соответствии с договором между комбинатом "Раба" и корпорацией "Даймлер-Крайслер"
(Daimler-Chrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью
которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков "Мерседес-Бенц"
(Mercedes-Benz) серии S (4x4/6x6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов
НАТО. Их производство началось в 2004 г.
Раба V, 1915 г.
Раба Ботонд-38М (Ботонд-I), 6x6, 1938 г.
Раба Ботонд М41 (Ботонд-II), 6x6, 1943 г.
Раба Марош Т41М, 4x4, 1943 г.
Раба Т16.188, 4x4, 1982 г.
Раба Н18.270, 6x6, 1999 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с