RÁBA | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
РАБА
(RÁBA)
Дьёр
Австро-Венгрия/Венгрия
1903–
28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски —
Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar
Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название "Раба". Его первой
автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4x4 со всеми
управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и
построенный затем в 10 экземплярах. В 1908–12 гг. завод участвовал в совместном
выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая
деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В
1912–27 гг. по лицензии завода "Прага" (Praga) он выпускал легкие штабные и
санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики "Раба V", идентичные
модели "Прага V". В 1912–18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный
период машиностроительный комбинат "Раба" по лицензиям фирм "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT),
"Крупп" (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики "РабаКрупп",
"Раба Супер" (Super) и "Специаль" (Special).
Накануне и во время Второй мировой войны завод "Раба" предпринял скромную
попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный
автомобиль-тягач "Ботонд-38М" (Botond), "Ботонд-I" или М38 (6x6), разработанный
в 1936–38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика "Специаль"
с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач.
Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса,
открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые "запаски". В 1943–44 гг.
выпускали 70-сильный тягач "Ботонд-II" или М41 с 4,3-литровым мотором,
блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В
общей сложности автомобилей "Ботонд" сделали 1402 штуки, включая 5 машин,
собранных в 1947–48 гг. В 1939–44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было
собрано 350 тягачей "Раба Марош" (Maros) 4x4 с грузопассажирским кузовом и
задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3
л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую
коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65
км/ч.
После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников,
завод "Раба" переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных
двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных
бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось
производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей "Раба-МАН"
гражданского и военного назначения полной массой 16–26 т. В 80-е гг., по
окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой
"Раба". К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии
Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4x4 и 6x6
грузоподъемностью 4–7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230–270
л.с., 6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей
ДАФ-2800 (DAF).
В 1997 г. завод был приватизирован. В 1990–1999 гг. он собирал для венгерской
армии тактические грузовики серии Н (4x4/8x8), идентичные машинам МАН и
оборудованные дизелями мощностью 270–370 л.с. В начале 2000-х гг., в
соответствии с договором между комбинатом "Раба" и корпорацией "ДаймлерКрайслер"
(DaimlerChrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью
которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков "МерседесБенц"
(Mercedes-Benz) серии S (4x4/6x6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов
НАТО. Их производство началось в 2004 г.
Раба V, 1915 г.
Раба Ботонд-38М (Ботонд-I), 6x6, 1938 г.
Раба Ботонд М41 (Ботонд-II), 6x6, 1943 г.
Раба Марош Т41М, 4x4, 1943 г.
Раба Т16.188, 4x4, 1982 г.
Раба Н18.270, 6x6, 1999 г.