RÁBA
999999999999999999999
 

РАБА

(RABA)

Дьёр, Австро-Венгрия/Венгрия, 1903-

28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски - Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название «Раба». Его первой автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4х4 со всеми управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и построенный затем в 10 экземплярах. В 1908-12 гг. завод участвовал в совместном выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В 1912-27 гг. по лицензии завода «Прага» (Praga) он выпускал легкие штабные и санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики «Раба V», идентичные модели «Прага V».

Раба V, 1915 г.

Раба Ботонд-38М (Ботонд-1), 6X4, 1938 г.

Раба Ботонд М41 (Ботонд-II), 6X4, 1943 г.

Раба Марош Т41М, 4X4, 1943 г.

Раба Т16.188, 4X4, 1982 г.

Раба Н18.270, 6X6, 1999 г.

В 1912-18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный период машиностроительный комбинат «Раба» по лицензиям фирм «Аустро-ФИАТ» (Austro-FIAT), «Крупп» (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики «Раба-Крупп», «Раба Супер» (Super) и «Специаль» (Special).

Накануне и во время Второй мировой войны завод «Раба» предпринял скромную попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный автомобиль-тягач «Ботонд-38М» (Botond), «Ботонд-1» или М38 (6x4), разработанный в 1936-38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика «Специаль» с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса, открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые «запаски». В 1943-44 гг. выпускали 70-сильный тягач «Ботонд-II» или М41 с 4,3-литровым мотором, блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В общей сложности автомобилей «Ботонд» сделали 1402 штуки, включая 5 машин, собранных в 1947-48 гг. В 1939-44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было собрано 350 тягачей «Раба Марош» (Maros) 4х4 с грузопассажирским кузовом и задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3 л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65 км/ч.

После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников, завод «Раба» переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей «Раба-МАН» гражданского и военного назначения полной массой 16-26 т. В 80-е гг., по окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой «Раба». К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4х4 и 6х6 грузоподъемностью 4-7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230-270 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF).

В 1997 г. завод был приватизирован и в 1999-2000 гг. собирал для венгерской армии тактические грузовики серии Н (4х4/8х8), идентичные машинам МАН и оборудованные дизелями мощностью 270-370 л.с. В начале 2000-х гг., в соответствии с договором между комбинатом «Раба» и корпорацией «Даймлер-Крайслер» (Daimler-Chrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) серии S (4х4/6х6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов НАТО. Их производство началось в 2004 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

РАБА
(RÁBA)
Дьёр
Австро-Венгрия/Венгрия
1903-
28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски - Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название "Раба". Его первой автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4x4 со всеми управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и построенный затем в 10 экземплярах. В 1908-12 гг. завод участвовал в совместном выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В 1912-27 гг. по лицензии завода "Прага" (Praga) он выпускал легкие штабные и санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики "Раба V", идентичные модели "Прага V". В 1912-18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный период машиностроительный комбинат "Раба" по лицензиям фирм "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT), "Крупп" (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики "Раба-Крупп", "Раба Супер" (Super) и "Специаль" (Special).
Накануне и во время Второй мировой войны завод "Раба" предпринял скромную попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный автомобиль-тягач "Ботонд-38М" (Botond), "Ботонд-I" или М38 (6x6), разработанный в 1936-38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика "Специаль" с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса, открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые "запаски". В 1943-44 гг. выпускали 70-сильный тягач "Ботонд-II" или М41 с 4,3-литровым мотором, блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В общей сложности автомобилей "Ботонд" сделали 1402 штуки, включая 5 машин, собранных в 1947-48 гг. В 1939-44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было собрано 350 тягачей "Раба Марош" (Maros) 4x4 с грузопассажирским кузовом и задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3 л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65 км/ч.
После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников, завод "Раба" переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей "Раба-МАН" гражданского и военного назначения полной массой 16-26 т. В 80-е гг., по окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой "Раба". К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4x4 и 6x6 грузоподъемностью 4-7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230-270 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF).
В 1997 г. завод был приватизирован. В 1990-1999 гг. он собирал для венгерской армии тактические грузовики серии Н (4x4/8x8), идентичные машинам МАН и оборудованные дизелями мощностью 270-370 л.с. В начале 2000-х гг., в соответствии с договором между комбинатом "Раба" и корпорацией "Даймлер-Крайслер" (Daimler-Chrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) серии S (4x4/6x6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов НАТО. Их производство началось в 2004 г.
Раба V, 1915 г.
Раба Ботонд-38М (Ботонд-I), 6x6, 1938 г.
Раба Ботонд М41 (Ботонд-II), 6x6, 1943 г.
Раба Марош Т41М, 4x4, 1943 г.
Раба Т16.188, 4x4, 1982 г.
Раба Н18.270, 6x6, 1999 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с