RENAULT
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

РЕНО
(RENAULT)
Булонь-Бийянкур/Лион/Бленвилль/Лимож
Франция
1900–
Одна из старейших в мире автомобильных фирм "Рено" не только входит в число крупнейших изготовителей легковых и грузовых машин, но и выпускает обширную гамму военной автобронетехники. Это производство сосредоточено в оборонном подразделении "Дефанс" (Defense), которое долгое время являлось составной частью компании по производству грузовых автомобилей и автобусов "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels), сокращенно РВИ (RVI). Военное производство тесно связано со всеми другими отделениями "Рено" и располагает собственной производственной базой.
Фирма "Рено" была основана 1 октября 1898 г. в БулоньБийянкуре, предместье Парижа, братьями Рено, из которых главная роль принадлежала знаменитому впоследствии конструктору и организатору производства Луи Рено (Louis Renault, 1877–1944). Его первый автомобиль снабжался 1-цилиндровым мотором мощностью всего 0,75 л.с. и карданным приводом задних колес. В 1900 г. появилась 2-местная модель С с 450-кубовым мотором мощностью 3 л.с., которая стала первым в мире специальным военным автомобилем. Он служил для перевозки прожектора, передававшего приказы армейским подразделениями в виде световых сигналов на расстояние 2–3 км. С первых же лет ХХ века во французской армии стали широко использовать серийные легковые и грузовые автомобили "Рено". Среди легковых самым известным стало "Марнское такси". Это была простая машина AG1 с кузовом "фиакр" и 2-цилиндровым мотором (1,2 л, 8 л.с.), выпускавшаяся с 1907 г. и к началу Первой мировой войны ставшая основным парижским такси. 6 сентября 1914 г., когда немецкие войска подошли к Парижу на расстояние 30 км, по приказу генерала Галлиени (Gallieni) в городе было срочно реквизировано 1200 такси, в основном марки "Рено", на которых к месту дислокации войск на реке Марна было переброшено 6 тыс. резервистов, преградивших путь врагу. С тех пор такси "Рено" считается "спасителем Парижа" и национальной гордостью Франции. В качестве штабных, санитарных и специальных машин в армии использовали также различные легковые автомобили "Рено" образца 1911–18 гг.
Выпуск армейских грузовиков "Рено" относится к началу 1910-х гг., когда был введен в строй цех грузовых автомобилей, а военное руководство Франции приняло программу моторизации своей армии. Первые же машины серии СА грузоподъемностью 1,5 и 3 т были представлены в 1912 г. на Всероссийском военном пробеге. Они отличались компактным и более надежным карданным приводом задних колес, а установка радиатора между двигателем и кабиной привела к появлению на них характерных утюгообразных капотов, надолго ставших главной внешней отличительной особенностью продукции "Рено". В 1913 г. появились армейские модели DA, DB, DN, и DV грузоподъемностью 2–5 т, а с началом войны эта программа пополнилась 22-сильным шасси ЕЕ для установки прожекторов "Брэге" (Breguet). Наиболее известным стал 2,5-тонный грузовик ЕР с 3,5-литровым мотором, предлагавшийся с самыми разнообразными надстройками, бронированными корпусами с пулеметами и 47-мм пушками, из которых в Россию было поставлено 40 бронемашин. В 1918 г. его сменила модель GZ, а годом ранее на вооружение поступил 7-тонный грузовик FU с задними колесными редукторами, предназначенный для перевозки первых в мире легких танков FT17, разработанных фирмой "Рено". Самым оригинальным автомобилем этой марки того времени стал 2-тонный артиллерийский тягач EG с четырьмя сдвоенными ведущими и управляемыми колесами. В марте 1914 г. он был представлен на конкурс военного ведомства и вскоре его приняли на вооружение французских артиллерийских частей. Тягач оснащался 4-цилиндровым двигателем (8,5 л, 48 л.с.) и задней лебедкой-кабестаном, имел длину 6 м и высоту 3 м, с полной нагрузкой весил 8 т и мог буксировать орудия калибра 105–155 мм или 2–3 прицепа массой 15–22 т, преодолевая подъемы крутизной до 40%. К концу 30-х гг. во французской армии их насчитывалось 635 экземпляров. В период с мая 1915 г. по 19 июля 1917 г. в Россию было отправлено 998 военных автомобилей "Рено", в основном штабных, санитарных и грузовых с полезной нагрузкой 2–3 т. На таких шасси в 1915–16 гг. на Ижорском заводе по проекту В. А. Мгеброва и в мастерских А. А. Братолюбова в небольших количествах собирали броневики, а трофейные машины FT17 стали прообразом первого советского танка "Борец за свободу товарищ Ленин".
Для военного сектора "Рено" 20-е гг. оказались самыми застойными, а главным достижением того времени стала разработка 3-осных грузопассажирских машин МН (6x6), прошедших суровые испытания в песках Сахары. На их основе в начале 30-х гг. для драгунских частей фирма "Рено" построила опытные образцы 7-местного бронетранспортера URK (6x6) со съемными гусеницами на задних колесах, а также разработала небронированные машины связи URM и URT. С середины 30-х гг., когда в Европе вновь появилась угроза войны, военные работы на "Рено" активизировались. В это время в армию поступали серийные легковые и грузовые автомобили, приспособленные для военных нужд. Пикапы и легкие фургоны служили санитарными машинами, а для доставки солдат, амуниции и установки военного оснащения использовались капотные грузовики AGC, AGT, ADR и TI-4AE с полезной нагрузкой 1,5–5,0 т, к которым в 1937 г. добавились бескапотные машины AGP, AGR и AGK грузоподъемностью 3–5 т. Они оснащались бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 60–80 л.с., металлическими бортовыми кузовами с тентом, кабинами с люком в крыше, ящиками для амуниции, специальными световыми приборами, буксирными приспособлениями и огнетушителями. В 1932 г. на базе 12-тонной серии VT (6x6) было построено несколько 100-сильных машин VT6 для перевозки танков D-1, а в конце 30-х гг. появились бескапотные цистернызаправщики на шасси AIB (6x6). В рамках государственной программы создания артиллерийских тягачей для буксировки тяжелых орудий в 1935–38 гг. фирма представила седельные тягачи AFD-1 (6x6) и AFG-1 (6x6) с торсионной подвеской, оказавшиеся слишком тяжелыми и тихоходными. С началом войны в интендантские части поступило 334 городских автобуса "Рено TN-4", переоборудованных в фургоны и передвижные магазины.
В апреле 1940 г. фирма начала серийное производство армейских автомобилей AHS, AHN и AHR грузоподъемностью 2,0–2,5, 3,5–4,0 и 5,0 т соответственно, получивших характерную угловатую кабину с почти плоской передней панелью, 4- и 6-цилиндровые бензиновые двигатели (2,4 и 4,1 л, 50 и 75 л.с.), 4- и 6-ступенчатые коробки передач, рессорную подвеску и гидропривод тормозов (на модели AHR тормозная система имела вакуумный усилитель). Их производство продолжилось и в 1941–44 гг., когда фирма находилась под управлением оккупационной администрации. В общей сложности было изготовлено 29 тыс. таких машин, поступавших в основном в немецко-фашистские войска. В 1942–43 гг. головной завод "Рено" подвергался бомбардировкам англо-американской авиации и был наполовину разрушен. После освобождения Парижа фирма была национализирована и 16 января 1945 г. стала государственным предприятием "Заводы Рено национального управления" (Regie Nationale des Usines Renault).
После войны, преодолев трудности восстановления своих предприятий, компания "Рено" приступила к созданию новой программы коммерческих грузовиков, получивших в 1947 г. индексацию с буквой R и четырьмя цифрами. В 1949 г. началось изготовление легкого бескапотного семейства R-2060, главными представителями которого в первой половине 50-х гг. были серии R-2060 "Гоэлетт" (Goelette) и R-2160 "Галион" (Galion) грузоподъемностью 0,75–1,2 т и 1,5–2,5 т соответственно. В них входили и полноприводные варианты, созданные в сотрудничестве с фирмой "Синпар" (Sinpar). Тем временем трудности с освоением специальных армейских автомобилей грузоподъемностью 0,75–1,5 т в рамках программы "Армет" (Armet), разработанной Генштабом сухопутных войск еще в 1947 г., привели к тому, что эти грузовики, рассчитанные прежде всего на развозные операции, составили параллельную гамму легких тактических автомобилей французской армии и ряда стран Африки. Серия "Гоэлетт" включала 1-тонные базовые модели R-2066/R-2086 (4x4) и 0,75-тонные R-2067/R-2087 (4x4) с разными 4-цилиндровыми верхнеклапанными двигателями — бензиновым (2,0 л, 85 л.с.) и дизельным (2,1 л, 56 л.с.). Соответственно серия "Галион" состояла из базовых моделей R-2164 (4x4) и R-2167/2265 (4x4). Автомобили имели простую конструкцию с лонжеронной рамой, 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской всех колес, барабанными тормозами с гидроприводом и 2-местной цельнометаллической кабиной.
Полноприводные варианты оснащали 2-ступенчатой раздаточной коробкой, некоторые исполнения имели 6-вольтовое электрооборудование вместо 24-вольтового, открытую кабину с откидным лобовым стеклом и лебедку с тяговым усилием 1,5 тс. В армии они служили для перевозки грузов и солдат, как легкие артиллерийские и аэродромные тягачи, санитарные, штабные машины или микроавтобусы на 9–13 мест, достигавшие скорости 92 км/ч. Специальные многоместные кузова для них изготовляла фирма "Каррьер" (Carrier). Машин этой гаммы построили 25 тыс. экземпляров.
С начала 50-х гг. фирма "Рено" собирала также обширную гамму коммерческих автомобилей грузоподъемностью 5,0–8,5 т, внешне отличавшихся повышенным расположением грузовой платформы и кабиной с четырьмя фарами диагонального расположения. Их главными техническими особенностями были рядные 6-цилиндровые двигатели, расположенные горизонтально под рамой непосредственно за кабиной, и передняя торсионная подвеска. В армии применяли только несколько моделей этой серии, получивших кабины с двумя фарами и мягким верхом (иногда с пулеметной турелью), лебедку и специальную сигнализацию. С 1953 г. в кооперации с фирмой "Эрвэйторн" (Herwaythorn) выпускался армейский 3,5-тонный грузовик R-2152 (4x4) с 6,2-литровым мотором мощностью 120 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. В 1955 г., после длительных испытаний, его 150-сильный дизельный вариант R-4152 (4x4) также был принят на вооружение. За ним последовал 7-тонный грузовик R-4153 (4x4), а затем седельные тягачи R-2185 (4x4) и R-2182 (4x4), которых до весны 1958 г. изготовили 260 экземпляров.
Выпуск этих автомобилей пришелся на время коренных перемен в компании "Рено". В конце 1955 г. она выделила свое грузовое производство в новую промышленную группу САВИЭМ (SAVIEM), включавшую также фирмы "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA). На армейских грузовиках и тягачах, поступавших в армии африканских стран и иностранный легион, марка "Рено" сохранялась только три последующих года. Последним в марте 1958 г. ее носил грузовик R-2152 с порядковым номером 514. Оставшиеся в ведении "Рено" легковые автомобили, пикапы и легкие фургоны также поступали во французскую армию, ВВС и ВМФ. Среди них в патрульных исполнениях известны модели R-4 и "Родео" (Rodeo) 4x4 с открытыми стеклопластиковыми кузовами без дверей и приводом всех колес системы "Синпар". На общих перевозках применялись 1-тонные переднеприводные фургоны серии "Эстафетт" (Estafette), которую впоследствии сменила гамма "Трафик" (Trafic).
Тем временем развитие гражданских и военных грузовиков продолжалось на фирме САВИЭМ, которая через двадцать с лишним лет вновь была возвращена в лоно "Рено". Поводом к этому стало приобретение наиболее крупного французского изготовителя грузовиков "Берлие" (Berliet) из Лиона, которого правительство в лице государственной компании "Рено" решило выкупить в 1978 г., образовав один из крупнейших в мире концернов по производству грузовых автомобилей и специальной техники "Рено Вэикюль Индюстриэль" (РВИ). Так под маркой "Рено" удалось собрать обширную гамму самых разнообразных грузовых машин, причем в военной области ее потенциал возрос многократно. После модернизации и оснащения агрегатами "Рено" прежние автомобили САВИЭМ и "Берлие" составили обширную военную гамму с аббревиатурой TRM (Toutes Roues Motrices) — "все ведущие колеса". Легкую и среднюю серии 4x4 полной массой 4–13 т представляли разработанные на САВИЭМе автомобили ТР-3, серия J и модель SM-8, переименованные соответственно в TRM-1200, TRM-2000 и TRM-4000. Их дополняли 6-тонные грузовики TRM-6000 (4x4) — бывшие "Берлие GBD-4", получившие 185-сильный дизельный двигатель "Рено". От "Берлие" к "Рено" перешла и вся тяжелая 3-осная гамма, состоявшая из базовых моделей GBD-6 (6x6) и GBH-280 (6x6) с дизелями мощностью 228 и 280 л.с., получивших маркировку TRM-9000 и TRM-12000 соответственно. Кроме них в армии использовались переоборудованные гражданские фургоны, пикапы и грузовики "Мастер" (Master), В-70 и S или "Мидлайнер" (Midliner), ставшие развитием серий SG-2, SG-4 и J фирмы САВИЭМ. Разработанные на "Берлие" автомобили GR послужили основой серии G марки "Рено", из которой в армии применялась 160-сильная модель с индексом TRM-150.11. Соответственно седельные тягачи "Берлие TR" стали базой семейства R, сыгравшего существенную роль в транспортном обеспечении вооруженных сил Франции. В 1978 г. в рамках организованного французским военным ведомством конкурса компания "Рено" представила опытный джип TRM-500 (4x4), разработанный еще на фирме САВИЭМ с использованием шасси "ФИАТ Кампаньола" (FIAT Campagnola), однако конкурс выиграл автомобиль "Пежо Р4" (Peugeot).
В последующее время из серийной гражданской продукции в вооруженных силах Франции на общих транспортных операциях и в медицинской службе использовали автомобили "Рено" легкого семейства В-90/110 (4x4) с дизельными двигателями (2,5 и 2,8 л, 90–106 л.с.) и средние грузовики S-130 и S-170 "Мидлайнер" (94–130 л.с.). На тяжелых шасси G-260 и G-290 (6x6) серии "Менеджер" (Manager) с дизелями мощностью 260–291 л.с. устанавливали перегружатели военных контейнеров, а для перевозки основных танков служили седельные тягачи R-390 (6x6) и R-400 (6x6) с двигателем V8 (14,9 л, 389–400 л.с.) и 16-ступенчатой коробкой передач. Для военного строительства "Рено" поставляла самосвалы СВН-320 (6x6), а на шасси СВН-340/385 (6x6) изготовляла тяжелые эвакуаторы и танковые транспортеры ТВН-385. В 1998 г. военную программу пополнила тяжелая строительная серия "Керакс" (Kerax). Первым армейским исполнением стала ремонтно-эвакуационная машина "Керакс-385.40" (8x8) полной массой 32 т с 6-цилиндровым дизелем (11,0 л, 385 л.с.), телескопическим краном, выдвижными опорами, задним гидроподъемником, двумя лебедками и набором ремонтного оборудования. При буксировке поврежденной техники полная масса автопоезда достигала 65 т. С 1999 г. выпускалось 392-сильное шасси "Керакс-400.32" (8x8) грузоподъемностью 20–26 т с системой подкачки шин, стандартной или бронированной кабиной. Его трансмиссия обеспечивала 32 передачи вперед и 16 назад. На службе в армии находились также автобусы "Рено" — легкие "Трафик", средние PS-160 и междугородные FR-1.
В 90-е гг. программа армейских автомобилей "Рено" сократилась до нескольких грузовиков, которые выпускали в Лиможе. Развитием гражданской серии "Мидлайнер" стали модели TRM-180 и TRM-200 (4x4) полной массой 11,5–13,5 т с 6-цилиндровым дизельным двигателем (6,2 л, 175 и 205 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Их предлагали в нескольких вариантах с закрытой кабиной, мягким верхом или с полностью открытой "торпедо". В 1993 г. гамму средних тактических грузовиков возглавляла модель GBC-180 (6x6), представлявшая собой реконструированный 4-тонный грузовик "Берлие GBC-8KT", оснащенный новыми дизелем (6,2 л, 175 л.с.), коробкой передач, рулевым управлением с гидроусилителем, тормозами и кабиной от серии С. Контракт на серию GBC-180 составил 5620 машин.
С сентября 1984 г. основным тяжелым тактическим грузовым автомобилем, танковым тягачом и носителем специального оснащения и мощного вооружения во французской армии являлся 10-тонный TRM-10000 (6x6) полной массой 23–29 т. Все его многочисленные варианты оснащались 6-цилиндровым дизельным двигателем MIDR-06.20.45 (9,8 л, 264 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач (по заказу — механической 8-ступенчатой) и 4-дверной кабиной на 5–8 мест. На поздних выпусках устанавливали АБС, систему подкачки шин, бронированную кабину и перегрузочное устройство для сменных контейнеров. В конце 1993 г. для перевозки нового французского танка "Леклерк" (Leclerc) был создан седельный тягач TRM-700.100Т (6x6) с 5-местной откидывающейся кабиной, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 106 т. Впервые на нем был использован американский дизельный двигатель "Мак Е-9" (Mack) V8 (16,4 л, 700 л.с.). В блоке с ним работали автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, двухрежимная раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом и редуктором для гидронасоса, предназначенного для привода двух лебедок с тяговым усилием по 18 тс. Тягач развивал максимальную скорость 80 км/ч и с полностью груженным 6-осным полуприцепом без дозаправки мог преодолеть 800 км.
С присоединением фирмы САВИЭМ в программе "Рено" появились бронетранспортеры VAB, а в 1978 г. специальное КБ "Рено" в Курбевуа начало проектирование собственной бронемашины 4x4, которая была испытана в 1984 г. и приняла участие в конкурсе на "легкий бронированный автомобиль" VBL (Vehicule Blinde Leger). "Рено VBL" оснащался несущим корпусом, в задней части которого можно было установить бензиновый или дизельный двигатель одинакового рабочего объема (2068 см3) мощностью 102 и 86 л.с. соответственно. Коробка передач была автоматической 3-ступенчатой, подвеска всех колес — независимая. Победителем конкурса стал бронеавтомобиль "Панар VBL" (Panhard).
В апреле 1981 г. доставшийся по наследству от фирмы САВИЭМ бронетранспортер VAB (4x4/6x6) был переименован в "Рено VAB". Его сборкой попрежнему занимался военный завод в Лиможе. Силовые агрегаты поступали из Лиона, трансмиссия — из Бленвилля, бронированные корпуса изготовляла компания "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire) в Сэн-Шамоне. С 1983 г. выпускался модернизированный VAB с 6-цилиндровым дизельным двигателем "Рено MIDS 06.20.45" (9,8 л, 260 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Трансфлюид" (Transfluide) и всеми дисковыми тормозами. Базовые варианты VAB VTT (4x4/6x6) с пулеметом калибра 7,62 мм на турели или в небольшой башне имели боевую массу 13,0–14,2 т, запас хода 1000 км и могли преодолевать подъемы крутизной до 60%. На суше они развивали скорость 92 км/ч, на воде при помощи двух водометных движителей — 7 км/ч. На основе VAB создали несколько десятков исполнений. Основными были боевые машины пехоты VCI с 20- или 25-мм пушкой в башне, бронетранспортер VTM со 120-мм минометом, бронеавтомобиль VBC-90 (6x6) с 90-мм пушкой, штабной, санитарный и ремонтно-эвакуационный варианты, а также VIB для охраны аэродромов и VMO для сил внутренней безопасности. На шасси VAB устанавливали противотанковые, зенитно-ракетные, радиолокационные, наблюдательные и разведывательные комплексы.
В 1992 г. производство бронетранспортера VAB было прекращено. С 1977 г. их построили свыше 5 тыс. единиц, из них 3975 машин — для французской армии, остальные были экспортированы в 15 стран мира. В 1998 г. компания "Рено" в кооперации с военно-промышленным концерном ЖИАТ (GIAT) приняла совместную программу модернизации машин VAB. Реконструированные бронетранспортеры снабжаются новыми агрегатами и усиленным бронированием. В качестве альтернативы VAB в 1995 г. фирма "Рено" представила опытный бронетранспортер Х8А (8x8) с 450-сильным дизелем, автоматической коробкой передач и гидропневматической подвеской, послуживший базой перспективных разработок.
В 2001 г. подразделение РВИ вошло в состав концерна "Вольво" (Volvo) и стало называться "Рено Тракс" (Renault Trucks). Военное отделение "Рено Тракс Дефанс" (Renault Trucks Defence) пока сохраняет независимость, но его программа существенно сокращена. Из коммерческих машин в нее вошли легкие фургоны, шасси "Мидлум" (Midlum) 4x4/4x4, "Керакс" (4x4/8x8) и тягачи "Магнум" (Magnum).
В июне 2004 г. компания "Рено Тракс" представила семейство капотных тактических автомобилей "Шерпа" (Sherpa) 6x6/8x8, состоящее из 4 базовых шасси грузоподъемностью от 6 до 20 т, оснащенных дизелями мощностью 215–412 л.с. В 2006 г. созданы легкие модели 4x4. В 2004 г. совместная работа с концерном ЖИАТ привела к созданию шасси для перспективной многоцелевой модульной бронемашины VBCI (8x8) полной массой 28 т, способной развивать скорость 105 км/ч. Она снабжена двигателем "Вольво" заднего расположения мощностью 550 л.с., автоматической 7-ступенчатой коробкой передач и гидропневматической подвеской.
Рено C, 1900 г.
Марнское такси — "Рено AG1", 1907/14 гг.
Рено ЕР, 1914 г.
Рено ЕЕ, 1914 г.
Рено EG, 4x4, 1914 г.
Бронеавтомобиль Мгеброва на шасси "Рено 40CV", 1915 г.
Рено GZ, 1918 г.
Рено FU, 1919 г.
Рено URK, 6x6, 1931 г.
Рено VT6, 6x6, 1932 г.
Рено TI-4AE, 1935 г.
Рено AGK, 1937 г.
Рено AHS, 1940 г.
Рено R-2087, 4x4, 1954 г.
Санитарный "Рено R-2087", 4x4, 1955 г.
Рено R-4153, 1955 г.
Штабной "Рено R-2087", 4x4, 1956 г.
Рено R-2182, 4x4, 1957 г.
Рено TRM-12000 (GBH-280), 6x6, 1976 г.
Рено TRM-1200, 4x4, 1978 г.
Рено TRM-9000CLD, 6x6, 1978 г.
Рено TRM-6000, 4x4, 1979 г.
Рено VAB VTT, 6x6, 1983 г.
Рено VBL, 4x4, 1984 г.
Рено R-390, 6x6, 1986 г.
Рено TRM-10000, 6x6, 1986 г.
Рено G-290, 6x6, 1989 г.
Рено VAB VCI, 6x6, 1990 г.
Рено VAB VMO, 6x6, 1992 г.
Рено В-110, 4x4, 1993 г.
Рено TRM-700.100Т, 6x6, 1993 г.
Рено GBC-180, 6x6, 1993 г.
Рено TRM-10000, 6x6, 1997 г.
Рено Керакс-385.40, 8x8, 1998 г.
Рено TRM-200.13, 4x4, 1998 г.
Рено VAB VTT, 4x4, 2002 г.
Боевая машина VBCI на шасси "Рено", 8x8, 2004 г.
Рено Шерпа-3А, 4x4, 2006 г.
Рено Шерпа-5, 6x6, 2006 г.