RUSSO-BALTIQUE | |
999999999999999999999
|
РУССКО-БАЛТИЙСКИЙ
(RUSSO-BALTIQUE)
Рига/Петроград, Россия, 1911-1918
Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), основанный в Риге в 1869 г. для
изготовления железнодорожных вагонов, был единственным предприятием царской
России, выпускавшим в сравнительно больших объемах легковые и грузовые
автомобили марки «Русско-Балтийский», широко применявшиеся в русской армии.
В июне 1909 г. РБВЗ собрал первый легковой автомобиль «24/30», разработанный на
основе машин небольшой бельгийской фирмы «Фондю» (Fondu). Уже в 1911 г. завод
получил первые заказы от военного ведомства на штабные машины, и впоследствии
объем выпуска армейских автомобилей достиг 65% от общего производства.
Штабной автомобиль «Русско-Балтийский С24/30», 1912 г.
Полугусеничный автомобиль на шасси «Русско-Балтийский С24/40», 1914 г.
Их основу составляла доработанная серия С, которую выпускали в вариантах С24/30
(1911-12 гг.), С24/35 (1912-14 гг.) и С24/40 (1913-18 гг.). Все они оснащались
4-цилиндровыми 4,5-литровыми моторами мощностью 30, 35 и 40 л.с. соответственно,
механической 3-ступенчатой коробкой передач (с 1913 г. - 4-ступенчатой), задней
подвеской на одной поперечной и двух продольных рессорах и барабанными тормозами
на задних колесах. В армии использовались машины с удлиненной колесной базой
(3165 и 3305 мм) и открытыми 6-местными кузовами, развивавшие скорость 75 км/ч.
На них устанавливали второй бензобак под сиденьем водителя, радиатор увеличенной
площади, генератор для питания прожектора и дополнительных фар, горный упор,
столик для военных карт и плетёную корзину для офицерских шашек.
Зарядный грузовик «Русско-Балтийский М24/40», 1915 г.
Зенитная пушка на шасси «Русско-Балтийский Т40/65», 1915 г.
Грузовик «Русско-Балтийский Т40/65» с зенитной пушкой, 1915 г.
Броневик на шасси «Русско-Балтийский С24/40», 1915 г.
На таких шасси монтировали санитарные кузова, бортовые платформы, полевые
мастерские, генераторные станции и прожекторные установки. 26 апреля 1918 г. был
построен последний штабной автомобиль С24/40В («военный»). В 1912-16 гг. на
шасси серии С французский инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kegresse) проводил
опыты с полугусеничными автомобилями (автосанями), снабженными передними
съемными лыжами и задними гусеничными движителями с ведущими фрикционными
барабанами с цепным приводом от обычного заднего моста и эластичными лентами
шириной 320-385 мм из прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Представители
военного ведомства участвовали в их испытаниях, но до заказов дело не дошло,
хотя несколько «автосаней» использовалось на фронте. В фельдъегерской службе
применялись легкие машины К12/24, а на шасси Е15/35 с 3,7-литровым мотором
монтировали санитарные кузова и прожекторные станции.
В декабре 1910 г. на завод поступил заказ на разработку грузовиков. Первый
1,5-тонный автомобиль был готов на следующий год, но производство грузовых машин
удалось начать только в конце 1912 г. Большинство грузовиков снабжалось
4-цилиндровыми моторами, унифицированными с серией С, 4-ступенчатыми коробками
передач, цепным приводом задних колес, открытой кабиной с мягким верхом и ко
лесами с дубовыми спицами и массивными шинами-«грузолентами». С августа 1914 г.
все они поступали в русскую армию. Длиннобазные 1-тонные модели Д24/35 и Д24/40
отличались усиленной рамой, новыми мостами, удлиненными рессорами и служили
базой для штабных и санитарных машин. Базовой стала 2-тонная серия М, в которую
сначала входила модель М24/35, а с 1913 г. - М24/40 с новой коробкой передач. В
армии они применялись для установки топливных цистерн, зарядных ящиков,
мастерских и прожекторов. С мая 1913 г. выпускался самый тяжелый русский
грузовик Т40/65 с полезной нагрузкой 4-6 т. Он оснащался 4-цилиндровым мотором
(7,85 л, 65 л.с.) с двойным зажиганием и двумя масляными поршневыми насосами, а
его трансмиссионный тормоз имел водяное охлаждение. Автомобиль с колесной базой
3650 мм и дорожным просветом 325 мм весил 4320 кг. В 1914 г. на таком шасси
построили тягач с лебедкой и широкими стальными колесами, служивший для
буксировки артиллерийских мишеней на полигоне. Главным военным предназначением
грузовиков Т40/65 стало использование их в качестве артиллерийских тягачей и
носителей скорострельной противоаэростатной трехдюймовой (76,2 мм) пушки системы
Лендера-Тарновского, которую выпускал Путиловский завод. Она могла поражать цели
на высоте до 5 км и дальности 8,3 км. Такой вариант получил бронированные кабину
и капот, открытую платформу со скамьями для 6 человек боевого расчета и три
откидные регулируемые опоры. Вся установка весила 6,6 т и могла двигаться со
скоростью 30 км/ч. Для подвоза боеприпасов служили полубронированные грузовики
М24/40. Четыре такие системы вошли в состав 1-й Отдельной батареи
противовоздушной обороны.
С началом Первой мировой войны шасси РБВЗ использовались для установки
бронированных корпусов, собиравшихся в бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского
завода Морского ведомства под Петроградом и на небольших частных предприятиях.
Первые 8 безбашенных бронеавтомобилей на шасси С24/40 построили осенью 1914 г.
по проекту инженера Грауэна в нескольких вариантах. Они имели клепаные корпуса
из хромоникелевой стали толщиной 35 мм с амбразурами для 7 ,62-мм пулеметов
«Максим» (Maxim), экипаж из 5 человек, боевую массу около 3 т и развивали
скорость 20 км/ч.
Броневик Некрасова на шасси «Русско-Балтийский Д24/40», 1916 г.
На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты. В мае 1915 г. по
проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва был построен еще один броневик на шасси
Е15/35. В том же году в мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту
штабс-капитана Некрасова на шасси С24/40 и Д24/40 изготовили 6 безбашенных
бронемашин с корпусами на стальном каркасе, отличавшимися округлыми бортами и
покатой крышей. В состав их вооружения входили 1-2 пушки «Гочкисс» (Hotchkiss)
или «Максим» калибра 37 мм и три пулемета. На шоссе они развивали скорость 37
км/ч, а при переоборудовании на железнодорожный ход - 60 км/ч. Участия в боях
эти тяжелые машины не принимали. В начале 1916 г. появились еще 4 броневика с
тремя пулеметами в башне и вторым постом управления, участвовавшие в
революционных событиях и охране Смольного. В 1912-15 гг. РБВЗ построил 66
грузовых машин, в том числе 20 экземпляров серии Т, а на шасси
«Русско-Балтийский» в 1914-16 гг. было собрано 20 бронеавтомобилей.
В августе-сентябре 1915 г., с приближением фронта, оборудование РБВЗ
эвакуировали в разные города России. Из них только отделение в Петрограде до
конца 1918 г. собирало военные шасси С24/40 для штабных машин. В январе
следующего года его закрыли.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
Russo-Baltique - Рига, Петроград; Россия, 1911-1918
Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), основанный в Риге в 1869 г. для
изготовления железнодорожных вагонов, был единственным предприятием царской
России, выпускавшим в сравнительно больших объемах легковые и грузовые
автомобили марки Russo-Baltique, широко применявшиеся в русской армии.
В июне 1909 г. РБВЗ собрал первый легковой автомобиль Russo-Baltique 24/30,
разработанный на основе машин небольшой бельгийской фирмы Fondu. Уже в 1911 г.
завод получил первые заказы от военного ведомства на штабные машины, и
впоследствии объем выпуска армейских автомобилей достиг 65% от общего
производства. Их основу составляла доработанная серия С, которую выпускали в
вариантах Russo-Baltique С24/30 (1911-12 гг.), Russo-Baltique С24/35 (1912-14
гг.) и Russo-Baltique С24/40 (1913-18 гг.). Все они оснащались 4-цилиндровыми,
4,5-литровыми моторами мощностью 30, 35 и 40 л.с. соответственно, механической
3-ступенчатой коробкой передач (с 1913 г. - 4-ступенчатой), задней подвеской на
одной поперечной и двух продольных рессорах и барабанными тормозами на задних
колесах. В армии использовались машины с удлиненной колесной базой (3165 и 3305
мм) и открытыми 6-местными кузовами, развивавшие скорость 75 км/ч. На них
устанавливали второй бензобак под сиденьем водителя, радиатор увеличенной
площади, генератор для питания прожектора и дополнительных фар, горный упор,
столик для военных карт и плетёную корзину для офицерских шашек. На таких шасси
монтировали санитарные кузова, бортовые платформы, полевые мастерские,
генераторные станции и прожекторные установки. 26 апреля 1918 г. был построен
последний штабной автомобиль Russo-Baltique С24/40В (военный). В 1912-16 гг. на
шасси серии С французский инженер Адольф Кегресс проводил опыты с
полугусеничными автомобилями (автосанями), снабженными передними съемными лыжами
и задними гусеничными движителями с ведущими фрикционными барабанами с цепным
приводом от обычного заднего моста и эластичными лентами шириной 320-385 мм из
прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Представители военного ведомства
участвовали в их испытаниях, но до заказов дело не дошло, хотя несколько
автосаней использовалось на фронте. В фельдъегерской службе применялись легкие
машины Russo-Baltique К12/24, а на шасси Russo-Baltique Е15/35 с 3,7-литровым
мотором монтировали санитарные кузова и прожекторные станции.
В декабре 1910 г. на завод поступил заказ на разработку грузовиков. Первый
1,5-тонный автомобиль был готов на следующий год, но производство грузовых машин
удалось начать только в конце 1912 г. Большинство грузовиков снабжалось
4-цилиндровыми моторами, унифицированными с серией С, 4-ступенчатыми коробками
передач, цепным приводом задних колес, открытой кабиной с мягким верхом и
колесами с дубовыми спицами и массивными шинами-«грузолентами». С августа 1914
г. все они поступали в русскую армию. Длиннобазные 1-тонные модели
Russo-Baltique Д24/35 и Russo-Baltique Д24/40 отличались усиленной рамой, новыми
мостами, удлиненными рессорами и служили базой для штабных и санитарных машин.
Базовой стала 2-тонная серия М, в которую сначала входила модель Russo-Baltique
М24/35, а с 1913 г. - Russo-Baltique М24/40 с новой коробкой передач. В армии
они применялись для установки топливных цистерн, зарядных ящиков, мастерских и
прожекторов. С мая 1913 г. выпускался самый тяжелый русский грузовик
Russo-Baltique Т40/65 с полезной нагрузкой 4-6 т. Он оснащался 4-цилиндровым
мотором (7,85 л, 65 л.с.) с двойным зажиганием и двумя масляными поршневыми
насосами, а его трансмиссионный тормоз имел водяное охлаждение. Автомобиль с
колесной базой 3650 мм и дорожным просветом 325 мм весил 4320 кг. В 1914 г. на
таком шасси построили тягач с лебедкой и широкими стальными колесами, служивший
для буксировки артиллерийских мишеней на полигоне. Главным военным
предназначением грузовиков Russo-Baltique Т40/65 стало использование их в
качестве артиллерийских тягачей и носителей скорострельной противо-аэростатной
трехдюймовой (76,2 мм) пушки системы Лендера-Тарновского, которую выпускал
Путиловский завод. Она могла поражать цели на высоте до 5 км и дальности 8,3 км.
Такой вариант получил бронированные кабину и капот, открытую платформу со
скамьями для 6 человек боевого расчета и три откидные регулируемые опоры. Вся
установка весила 6,6 т и могла двигаться со скоростью 30 км/ч. Для подвоза
боеприпасов служили полубронированные грузовики Russo-Baltique М24/40. Четыре
такие системы вошли в состав 1-й отдельной батареи противовоздушной обороны.
С началом Первой мировой войны шасси РБВЗ использовались для установки
бронированных корпусов, собиравшихся в бронепрокатной мастерской №2 Ижорского
завода Морского ведомства под Петроградом и на небольших частных предприятиях.
Первые 8 безбашенных бронеавтомобилей на шасси Russo-Baltique С24/40 построили
осенью 1914 г. по проекту инженера Грауэна в нескольких вариантах. Они имели
клепаные корпуса из хромоникелевой стали толщиной 35 мм с амбразурами для
7,62-мм пулеметов Maxim, экипаж из 5 человек, боевую массу около 3 т и развивали
скорость 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты.
В мае 1915 г. по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва был построен еще один
броневик на шасси Russo-Baltique Е15/35. В том же году в мастерской инженера А.
А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на шасси Russo-Baltique
С24/40 и Russo-Baltique Д24/40 изготовили 6 безбашенных бронемашин с корпусами
на стальном каркасе, отличавшимися округлыми бортами и покатой крышей. В состав
их вооружения входили 1-2 пушки Hotchkiss или Maxim калибра 37 мм и три
пулемета. На шоссе они развивали скорость 37 км/ч, а при переоборудовании на
железнодорожный ход - 60 км/ч. Участия в боях эти тяжелые машины не принимали. В
начале 1916 г. появились еще 4 броневика с тремя пулеметами в башне и вторым
постом управления, участвовавшие в революционных событиях и охране Смольного. В
1912-15 гг. РБВЗ построил 66 грузовых машин, в том числе 20 экземпляров серии Т,
а на шасси Russo-Baltique в 1914-16 гг. было собрано 20 бронеавтомобилей.
В августе-сентябре 1915 г., с приближением фронта, оборудование РБВЗ
эвакуировали в разные города России. Из них только отделение в Петрограде до
конца 1918 г. собирало военные шасси Russo-Baltique С24/40 для штабных машин. В
январе следующего года его закрыли.
Штабной автомобиль Russo-Baltique С24/30 '1912
Полугусеничный автомобиль на шасси Russo-Baltique С24/40 '1914
Russo-Baltique Т40/65 с зенитной пушкой '1915
Броневик на шасси Russo-Baltique С24/40 '1915
Зарядный грузовик Russo-Baltique М24/40 '1915
Зенитная пушка на шасси Russo-Baltique Т40/65 '1915
Броневик Некрасова на шасси Russo-Baltique Д24/40 '1916
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)