CROSSLEY
   
КРОССЛИ
(CROSSLEY) Манчестер, Великобритания, 1904-1937
История известной английский автомобильной фирмы "Кроссли" начинается в 1860 году, когда братья Кроссли приобрели лицензию на производство стационарных 4-тактных двигателей системы "Отто" (Otto). Б начале нынешнего века фирма "Джерротт энд Леттс" (Jarrott & Letts), торговавшая французскими и американскими машинами, предложила "Кроссли" взяться за создание высококачественного британского автомобиля.

Первый легковой "Кроссли" с 4-цилиндровым мотором мощностью 22 л.с. разработал инженер Дж.Кричли (J.Critchley), уже работавший до того в английском отделении "Даймлера" (Daimler). В 1906 году появился второй "Кроссли" с мотором мощностью 40 л.с.

Первые машины снабжались цепным приводом задних колес. Карданный вал впервые появился в 1906 году на модели "20/26 HP". В те годы фирма "Кроссли" одной из первых в Англии стала устанавливать на автомобили тормоза на всех колесах.

Одной из наиболее популярных моделей стала "12 HP", впервые появившаяся в 1909 году. Потом она превратилась в "15 HP", но лучше всего ее знали под названием "Шелсли" (Shelsley). Модель выпускалась в многочисленных исполнениях, а самым популярным был спортивный вариант, конструкция которого стала классической для типичного британского спортивного автомобиля начала века. Модели "15 HP" и "Шелсли" привлекали покупателей красивыми формами, специфической облицовкой радиатора, утонченной отделкой кузова. "Шелсли" принесла "Кросс-ли" высокий авторитет в спортивном мире.

Но наибольший успех она завоевала в секторе престижных машин высшего класса. "Шелсли" развивала высокую скорость, двигатель работал почти бесшумно. Кстати, для британской глубинки делали усиленные варианты "15 HP" со сдвоенными задними шинами, как у грузовиков. По ряду причин после войны фирма не стала продолжать работу по развитию этого популярного автомобиля, заявки на который лежали в портфеле "Кроссли".

Во время первой мировой войны наиболее прочный и мощный "Кроссли-20/25НР" был принят на вооружение британской армии. Автомобили перевозили членов генералитета, применялись для транспортировки боеприпасов. Выпускался санитарный вариант, на его базе изготовляли броневики.



После войны "Кроссли-20/25 HP" модернизировали и выпускали под обозначением "25/30 HP" с более привлекательным радиатором от "Шелсли".



Послевоенные "Кроссли" создавал инженер Т. Уишарт (Wishart). В 1920 году он построил свой первый автомобиль модели "19,6 HP" с двигателем рабочим объемом 3,8 л, на шасси которого собиралась более мощная спортивная машина типа "20/70 HP". Эти автомобили выпускались до 1925 года. В 1921-1922 годах "Кроссли" собирала по лицензии легкий французский "Бугатти-13" (Bugatti), но выпустила только несколько десятков экземпляров.

В 1925 году появился первый "Кроссли-18/50НР" с 6-цилиндровым 2-литровым мотором, рабочий объем которого позднее увеличили до 3,2 л. В 1928 и 1931 годах увидели свет очередные модели "15,7 HP" и "20,9 HP", тоже оснащенные 6-цилиндровыми двигателями.

Экономический кризис 1929 года повлиял на программу "Кроссли", заставив ее перейти на более дешевые и простые машины. В 1932 году был представлен простенький "Тен" (Теп), построенный в основном из иностранных узлов, но с английским мотором "Ковентри-Клаймакс" (Coventry-Climax) рабочим объемом 1,1 л с оппозитными клапанами (верхний впускной, нижний выпускной). Через три года его внешность изменили и предлагали под маркой "Реджис" (Regis) с экономичными 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом в 1122 и 1476 см3. Несмотря на устойчивую низкорамную конструкцию и более простой механизм переключения передач в коробке, он не имел коммерческого успеха.

В 1933 году фирма купила у конструктора Барни (Burnеу) проект его автомобиля, имевшего кузов более совершенной аэродинамической формы и заднемоторную компоновку силового агрегата. Однако в серийное производство этот автомобиль на пошел. Тем и окончилась для "Кроссли" последняя и неудачная попытка стать законодателем нового направления в автомобильной моде. С 1935 года в каталоге "Кроссли" оставались "Реджис" с кузовами седан или купе и единственный седан серии "20,9 HP". Через два года "Кроссли" перестала выпускать легковые автомобили, но до 1956 года оставалась одной из наиболее известных в Англии фирм-производителей грузовых машин и автобусов.


Кроссли-15 HP Шелсли


Кроссли-15 HP Шелсли (1913)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 130 мм
Рабочий объем: 2613 см3
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах, в задней подвеске дополнительно установлены чет-вертьэллиптические рессоры
Тормоза: барабанные
Кузов: открытого типа 5-местный
Максимальная скорость: 100 км/ч