DUESENBERG
   
ДЮЗЕНБЕРГ
(DUESENBERG) Индианаполис, США, 1920-1937
Фирму "Дюзенберг" основали братья Фред и Август Дюзенберги, американцы немецкого происхождения. Они начинали с производства велосипедов, а в 1913 году стали строить гоночные машины, на которых сами участвовали в соревнованиях. Во время первой мировой войны братья участвовали в создании 16-цилиндрового авиационного мотора "Бугатти" (Bugatti). В конце 1920 года они начали выпускать легковой "Дюзенберг-А", ставший первым американским серийным автомобилем с рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 88 л.с. и гидроприводом всех четырех колесных тормозов. Он оставался в производстве до 1927 года, когда фирму выкупил энергичный предприниматель Ирретт Лоббан Корд (Errett Lobban Cord).

Одновременно с коммерческим производством братья Дюзенберги выпускали гоночные машины, добившиеся многих высоких наград. Например, в 1921 году "Дюзенберг" выиграл 24-часовую гонку во французском Ле Мане и трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, завоевал победу на престижных 500-мильных соревнованиях в Индианаполисе (штат Индиана).

"Дюзенберг-А" в 1927 году ненадолго заменила модель "X" с двигателем в 100 л.с., ставшая переходным этапом к самой знаменитой модели "У", которая, ежегодно модернизируясь, выпускалась до последних дней существования фирмы.

Впервые "Дюзенберг-J" предстал перед публикой в декабре 1928 года на Нью-Йоркском автосалоне. Это была приземистая, длинная и очень солидная машина, в которой ощущались мощь, динамика. Тщательность исполнения выражалась в очень высокой стоимости. На автомобиле стоял разработанный братьями Дюзенберг рядный 8-цилиндровый двигатель в 6876 см3 с полусферическими камерами сгорания, двумя верхними распределительными валами, 4 клапанами на цилиндр и невероятной по тем временам мощностью 265 л.с. Его выпускала фирма "Лайко-минг" (Lycoming), входившая в так называемую "империю Корда". Достижению высокого качества каждого шасси способствовали 500-мильные (800 км) испытания машины на треке в Индианаполисе. На автомобили устанавливали свои кузова самые престижные американские фирмы: "Ле Барон" (Le Baron), "Мэрфи" (Murphy), "Роллстон" (Rollston), "Бохманн энд Шварц" (Bohmann & Schwartz), "Дирхэм" (Derham) и другие. Среди них имелась специализация по типам кузовов, общее количество которых достигало 22 вариантов.

С 1930 года на фирме "Дюзенберг" было организовано собственное отделение, выпускавшее кузова под маркой "Ля Гранд" (La Grande). Кроме того, шасси поставлялись в страны Западной Европы, где на них ставили кузова фирмы "Летурнёр-э-Маршан" (Letourneur et Marchand), "Гэрни Наттинг" (Gurney Nutting), "Уэйманн" (Weymann), "Баркер" (Barker), "Фигони-Фаласки" (Figoni & Falaschi) и другие. Все они отличались высоким качеством сборки. Автомобили массой более 2 тонн развивали скорость до 200 км/ч. "Голое" шасси можно было купить за 8,5-9 тысяч долларов, а вместе с кузовом цена поднималась до 15-20 тысяч. "Дюзенберги" стали излюбленными автомобилями наиболее состоятельных людей 30-х годов. Именно на этих машинах впервые появился особый прибор, который сегодня можно сравнить с бортовым компьютером. Он напоминал обычные часы и соединялся тросиком с бензиновым насосом. При помощи сложной системы из 24 шестеренок на нем зажигались соответствующие лампочки, извещавшие водителя о необходимости замены масла в картере двигателя или проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее, что требовалось делать через 2200 км пробега. Кроме того, этот прибор через каждые 120 км пути включал миниатюрный насос, подававший жидкое масло в элементы шасси, что, однако, не исключало их регулярной смазки вручную при помощи пресс-масленок.

"Дюзенберг" смогла безболезненно пережить времена Великого кризиса. В 1932 году в программу вошла модель "SJ" с мотором, оснащенным объемным нагнетателем, что позволило повысить мощность до 320 л. с. На специальных машинах с обтекаемыми кузовами, достигавших скорости свыше 250 км/ч, было установлено несколько мировых рекордов. Румынский принц Николаи за рулем "Дюзенберга" принимал участие в гонках в ЛеМане.

Запутавшись в финансовых проблемах, Корд в 1937 году расформировал свой концерн, распродав входившие в его состав фирмы. Выпустив 480 автомобилей серий "J/SJ", компания "Дюзенберг" остановила производство.


Дюзенберг J


Дюзенберг-J (1928)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95 х 121 мм
Рабочий объем: 6876 см3
Мощность: 265 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: различные варианты по заказу
Максимальная скорость: 186 км/ч

Дюзенберг-J Родстер
Легендарный "Дюзенберг" серии "J" с элегантным спортивным кузовом родстер фирмы "Фигони-Фаласки". Шасси автомобиля достаточно заурядное, чего нельзя сказать о двигателе - рядном 8-цилиндровом с двумя верхними распределительными валами и 4 клапанами на каждый цилиндр. Его выпускала моторостроительная фирма "Лайкоминг" по чертежам, разработанным братьями Дюзенберг. Автомобиль поражал богатством и изысканностью внутренней отделки, всевозможными приборами и датчиками. Две дополнительные фары поворачивались синхронно с передними колесами.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 8-цилиндровый с чугунным блоком цилиндров и 5 коренными подшипниками, охлаждение водяное
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,25x120,65 мм
Рабочий объем: 6876 см3
Степень сжатия: 5,2
Система газораспределения: два верхних распределительных вала с цепным приводом, 4 клапана на каждый цилиндр с возвратными пружинами, диаметр впускного клапана 47,5 мм, выпускного - 38 мм
Система питания: один карбюратор "Шеблер" (Schebler)
Система зажигания: батарейная с механическим распределителем
Максимальная скорость: 265 л.с. при 4200 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: сухое двухдисковое
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая, расположенная за двигателем
Главная передача: коническая, стандартное передаточное число - 3,0; по заказу -3,78; 4,0; 4,3 или 4,7
Подвеска
Передняя: неразрезная ось коробчатого сечения на продольных полуэллиптических рессорах длиной 1040 мм
Задняя: цельная балка заднего моста на продольных полуэллиптических рессорах длиной по 1570 мм
Рулевое управление: винт и гайка с передаточным отношением 18,0
Тормоза: барабанные всех колес с ребрами для охлаждения; привод гидравлический; ручной тормоз барабанный на трансмиссии
Колеса и шины
Колеса: со спицами хромированные с центральной гайкой
Шины: размером 7,80 х 17
Кузов и рама
Кузов: стальной открытый 2-местный
Рама: лонжеронная сварная
Размеры и масса
База: 3619 мм
Колея: передняя/задняя 1425/1425 мм
Масса: 2390 кг
Максимальная скорость: 186 км/ч
Время разгона с места до 80 км/ч: 21-26 л на 100 км