FONDU
   
ФОНДЮ
(FONDU) Вильвоорде, Бельгия, 1906-1912
Первая автомобильная продукция этой маленькой бельгийской фирмы по какой-то странной случайности напоминала дебютный серийный легковой автомобиль марки "Руссо-Балт", построенный в Риге летом 1909 года.

Фирму основал в 1860 году Вильвоорде, предместье Брюсселя, Жан-Баптист Фондю (Jean-Baptiste Fondu) для изготовления железнодорожного оборудования. Его наследник Шарль Фондю, ставший директором компании в 1896 году, решил открыть автомобильное отделение и пригласил молодого швейцарского инженера Жюльена Поттера (Julien Potterat). В 1906 году 23-летний Поттера построил первый автомобиль марки "Фондю" - модель "1CHF" ("20/24CV") с 4-цилиндровым двухблочным мотором с диаметром цилиндров 100 мм и ходом поршня 120 мм, 3-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом. За ним сразу последовали его варианты "24/30CV" с диаметром цилиндра 105 мм и ходом поршня 130 или 140 мм. Последний из них ("CF") как раз и считается прообразом "Рус-со-БалтаС-24/30".

В последующие годы "Фондю" выпустила автомобиль "50CV" с 6-цилиндровым двигателем, а также легкие моде ли с моторами объемом 1,1; 1,7 и 2,1 л. Фирма активно участвовала в местных гонках. В 1906 году ее автомобиль занял 5-е место из 30 участников в гонке на приз города Остенде. В 1907 году машины "Фондю" заняли 1, 2 и 4 места, развив среднюю скорость на дистанции 97 км/ч. В 1908 году они вновь победили в Остенде и на следующий год участвовали в пробеге Рига-Петербург. Помимо спортивных успехов местного значения, машины "Фондю" отличались неплохим качеством и роскошными деревянными кузовами. У некоторых, например, внутренние дверные ручки были сделаны из слоновой кости, а массивные корпуса ацетиленовых фар снабжались козырьками. Как на гоночных машинах, перед водителем помещались 3 прозрачных трубочки, внутри которых постоянно капало масло для смазки узлов машины. В обязанность водителя входило не только слежение за дорогой и постоянное закачивание сжатого воздуха в топливный бак, но и подсчет количества капель: 25 штук в минуту.

В 1912 году Шарль Фондю погиб во время мотогонок и автомобильное производство на его фирме стало сворачиваться. Еще несколько лет фирма выпускала двигатели, которыми снабжались машины бельгийского и зарубежного производства. Единственный прообраз российского автомобиля хранится сегодня в Брюссельском автомобильном музее.


Фондю-CF


Фондю-CF (1906)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 105 х 140 мм
Рабочий объем: 4850 см3
Мощность: 30 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый или закрытый 5-местный
Максимальная скорость: 60 км/ч