ГАЗ
   
ГАЗ
Горький/Нижний Новгород, СССР/Россия, 1932-
Основой для сооружения гигантского для начала 30-х годов автомобильного завода в Нижнем Новгороде послужил подписанный 31 мая 1929 года договор между "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company) и руководством экономикой СССР. Американская фирма оказала техническую помощь при постройке, оборудовании завода, обучении специалистов. Она также передала лицензию на изготовление грузовиков "Форд-АА" и легковых машин "Форд-А". В качестве оплаты советская сторона приобрела 72 тысячи комплектов деталей, из которых в Москве и Нижнем Новгороде до пуска нового предприятия должны были собираться автомобили "Форд". За них было уплачено 72 миллиона рублей в валюте.

Завод был введен в строй через 3,5 года после начала строительства. Первые грузовики марки НАЗ сошли с конвейера 29 января 1932 года, а первые легковые машины - в декабре того же года. К тому времени Нижний Новгород был переименован в Горький, и предприятие стало называться "Горьковский автомобильный завод", сокращенно ГАЗ. Теперь городу возвращено прежнее название, но торговая марка ГАЗ сохранена.

Создание завода ГАЗ означало выход российского автомобилестроения на новый технологический уровень массового конвейерного производства. Такой технологии соответствовала конструкция автомобилей "Форд", ей же следовала и техническая политика ГАЗа. Его модели, последовавшие за машинами "Форд", были предельно унифицированными, сохраняли технологическую преемственность и были максимально простыми и дешевыми в производстве.

ГАЗ ориентировался на легковые модели среднего класса, достаточно прочные и приспособленные к отечественным дорожным условиям.

На протяжении многих лет конструкторы завода А.А. Липгарт, В.А. Грачев, Н.А. Юшма-нов, В.А. Смолин и другие разработали ряд передовых для своего времени автомобилей, пользовавшихся высокой репутацией в стране.

В 1936 году на модели ГАЗ-М1 были применены контактно-масляный воздушный фильтр, автомат опережения зажигания и регулируемое сиденье водителя. Впервые в практике ГАЗа с 1940 года начался выпуск 6-цилиндровых двигателей, которые применялись на легковой модели ГАЗ-11-73. Она была оснащена стабилизатором поперечной устойчивости в подвеске и полуцентробежным механизмом сцепления.



Одним из первых в мировой практике, после экспериментов с трехосными легковыми вседорожными автомобилями, ГАЗ освоил выпуск легкового ГАЗ-61 с колесной формулой 4 х 4. В годы второй мировой войны узлы этой машины использовались также на ГАЗ-67 и его более известной серийной модификации ГАЗ-67Б, которые служили как связные и командирские автомобили. В армии вездеход получил прозвище "Иван-Виллис".

Особого внимания заслуживает конструкция модели ГАЗ-20 "Победа", выпущенной в 1946 году. Впервые в практике отечественного автомобилестроения она имела несущий кузов и независимую переднюю подвеску. На последующих машинах нашли применение гипоидная главная передача и гидромуфта (ГАЗ-12 или "ЗИМ", 1950 год), гидромеханическая коробка передач (ГАЗ-21, 1956 год), панорамное лобовое стекло (ГАЗ-13 "Чайка", 1959 год).

На ГАЗе было создано немало экспериментальных машин. Они позволили найти новые направления развития автомобильной техники. В их числе - двухместная малолитражная машина с двумя ведущими мостами ГАЗ-73 (1955 год), самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа (ГАЗ-62, 1956 год), двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Много интересных разработок нашло применение на единичных образцах гоночных машин ГАЗ: алюминиевый несущий кузов (1951 год), реактивный двигатель (1954 год), пневматическая подвеска колес (1956 год).

Алюминиевые блок и головка блока цилиндров появились на серийных легковых ГАЗ-21 В "Волга" уже в 1957 году, когда лишь считанные модели европейских фирм располагали такими моторами. В 1959 году на ГАЗ-13 "Чайка" стал устанавливаться алюминиевый V-образный 8-цилиндровый двигатель. Дисковые тормоза были внедрены на ГАЗ-14 "Чайка" в 1977 году и на ГАЗ-3102 "Волга" в 1981-м, гидравлические толкатели клапанов - в 1977 году на ГАЗ-14, двигатель с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров и впрыском топлива устанавливается на ГАЗ-3102 с 1995 года.

Если говорить об инженерном менталитете завода, то и в технологии, и в конструкции своих автомобилей он в немалой степени тяготел к американской школе. Отчасти это объясняется тем, что многие инженеры ГАЗа прошли подготовку в США в начале 30-х годов.

В типаже ГАЗа, начиная с послевоенного периода, постоянно прослеживаются линии двух семейств - среднего и представительского классов. Первая идет от ГАЗ-20 "Победа" (1946-1958 гг.), за этой моделью следуют многочисленные "волги" -ГАЗ-21 (1956-1970 гг.), ГАЗ-24 (1968-1994 гг.), ГАЗ-31029 (1994-1997 гг.) и ГАЗ-3110 (с 1997 года). Вторая образована модельным рядом: ГАЗ-12 "ЗИМ" (1950-1959 гг.), ГАЗ-13 (1959-1978 гг.), ГАЗ-14 (1977-1989 гг.) и ГАЗ-3102 (с 1981 года). В 1952-1956 годах выпускался также пол-ноприводный грузопассажирский ГАЗ-69, производство которого было передано на Ульяновский автозавод.



Производственная программа завода многие десятилетия на 80% формировалась из грузовиков и их шасси. Выпуск легковых машин за последние годы стабильно возростал и в 1996 году составил 122 тысячи машин.

ГАЗ-20 "Победа"
Проектирование новой послевоенной легковой машины началось еще в 1943 году. Ее первый опытный образец был готов 6 ноября 1944 года, а серийный выпуск начался в июне 1946 года. Внешне автомобиль, названный в честь победы в Великой отечественной войне, являлся революционным: наружные формы кузова, отсутствие выступающих подножек, интегральная боковина без привычных выступающих крыльев, рамки дверей, объединенные замкнутым хромированным молдингом. Эти особенности кузова выгодно отличали ГАЗ-20 от послевоенных моделей других заводов и фирм. В "Победе" советским конструкторам удалось угадать тенденцию развития мирового дизайна, создав достаточно передовой для своего времени автомобиль. Так называемая понтонная концепция внешнего вида применялась тогда лишь на некоторых зарубежных серийных моделях, в том числе на американском "Кайзере" (Kaiser) в 1946 году, чешском "Татраплане" (Tatraplan) в 1947-м и английском "Стандарде" (Standard) в 1948 году. В дальнейшем этот стиль получил широкое распространение.

Для завода модель "Победа" являлась большим шагом вперед. Несущий кузов, независимая подвеска передних колес, переключение передач на рулевой колонке, широкое применение пластмасс в качестве отделочных материалов, установка радиоприемника и отопителя свидетельствовали о высоких возможностях нашего машиностроения.

"Победа" изготовлялась не только с закрытым кузовом седан, но и кабриолет (сохраняя несущую схему кузова). Существовал полноприводный автомобиль ГАЗ-72 (1955 год), который сочетал усиленный кузов ГАЗ-20 с силовым агрегатом и ходовой частью вездехода ГАЗ-69.

Помимо СССР "Победа" с 1951 по 1974 годы выпускалась также в Польше на заводе ФСО (FSO) под названием "Варшава" (Warszawa). Там она, как и на ГАЗе, претерпела ряд модернизаций. "Победа" успешно экспортировалась в Бельгию, Финляндию и другие страны Европы. Английский журнал "Мотор" в 1952 году так оценивал машину: "Это автомобиль исключительно русский... Самая сильная сторона "Победы" - способность работать на любых дорогах...".

Автомобиль создавался под руководством главного конструктора завода А.А. Липгарта. За 12 с половиной лет изготовлено 235999 машин ГАЗ-20 и ее основной модификации ГАЗ-20В. Кроме того, в Польше по лицензии сделано еще 255 тысяч автомобилей "Варшава". Небольшое количество "побед" с 6-цилиндровым двигателем (3485 см3, 74 л.с.) было выпущено по спецзаказам.


ГАЗ-20 "Победа"


ГАЗ-20 "Победа" (1946)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 100 мм
Рабочий объем: 2111 см3
Мощность: 50 л.с. при 3600 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, цельная балка заднего моста на рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 4-дверный 5-местный седан несущего типа
Максимальная скорость: 105 км/ч
ГАЗ-14 "Чайка"
Лучшим в семействе представительских машин ГАЗа с тремя рядами сидений является ГАЗ-14 "Чайка". Любопытно, что у всех трех основных моделей кузов - седан, а не лимузин, то есть без внутренней перегородки в салоне. Два сиденья второго ряда -откидные. Основным назначением автомобиля было обслуживание государственных чиновников в ранге министра. Отсюда - обязательное оборудование, создающее нужный уровень комфорта. Оно включало не только гидравлические толкатели клапанов двигателя, мягкую подвеску, кузов, изолированный от рамы резиновыми подушками, специально настроенные глушители и хорошую звукоизоляцию. Высокий уровень комфорта обеспечивали сиденья с регулируемыми подголовниками, высокие дверные проемы, теплоизолирующие стекла, электрические стеклоподъемники, два отопителя, механизм блокировки дверных замков. Автомобили комплектовались радиоприемниками высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления с заднего сидения, а также на части машин - кондиционером.

Управление "Чайкой" облегчали гидроусилитель руля, усилители в раздельном приводе тормозов, автоматическая коробка передач с возможностью принудительного включения второй ступени. Многое в ГАЗ-14 было сделано для повышения активной и пассивной безопасности: инерционные ремни безопасности, противотуманные фонари, струйные фароочистители, смыватель лобового стекла и др.



С технической точки зрения ГАЗ-14 интересен применявшимися на нем бесшкворневой подвеской передних колес, закрытой системой охлаждения, двумя скобами с гидроцилиндрами на каждом тормозном диске, контактно-транзисторной системой зажигания. За 13 лет выпущено 1120 машин ГАЗ-14.


ГАЗ-14 "Чайка"


ГАЗ-14 "Чайка" (1977)
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 100 х 88 мм
Рабочий объем: 5526 см3
Мощность: 220 л.с. при 4200 об/мин
Коробка передач: автоматическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная Х-образная
Подвеска: передняя независимая пружинная, цельная балка заднего моста на рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: 4-дверный 7-местный седан
Максимальная скорость: 175 км/ч
ГАЗ-3110 "Волга"
Среди отечественных легковых автомобилей к долгожителям с почти 30-летним стажем можно отнести "Волгу" ГАЗ-24. Ее мелкосерийное производство началось в 1968 году, и в 1970-м она полностью вытеснила свою предшественницу ГАЗ-21. С тех пор базовая конструкция машины постоянно модернизировалась - от ГАЗ-24 к ГАЗ-24-10 в 1986 году, затем к ГАЗ-31029 в 1994-м и, наконец, к ГАЗ-3110 в 1997 году. Изменялись двигатели, коробки передач, наружные панели кузова, панель приборов и интерьер. Но каркас кузова с проемами дверей и моторным отсеком остался прежним.

Последняя модернизация привела к появлению "Волги" ГАЗ-3110. По сравнению с ГАЗ-31029 у нее изменены все наружные панели кузова, установлены новый щиток приборов, коробка передач, задний мост, применены 15-дюймовые колеса вместо 14-дюймовых. Кроме того, усовершенствованы передние дисковые тормоза и предусмотрен довольно богатый пакет дополнительного оборудования (за отдельную плату): колеса из алюминиевого сплава, сиденья с подогревом, тонированные стекла, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель руля, кондиционер, увеличенный топливный бак.

Однако важнейшей новинкой является 2,3-литровый двигатель ЗМЗ семейства "406", который устанавливается пока на части моделей ГАЗ-3110. У него два распределительных вала в головке блока цилиндров (это первый серийный мотор такой конструкции а России), 4 клапана на цилиндр, впрыск топлива с электронным управлением. Предполагаемый объем производства ГАЗ-3110 - около 120 тысяч в год.


ГАЗ-3110 "Волга"


ГАЗ-3110 "Волга" (1997)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня: 92 х 86 мм
Рабочий объем: 2287 см3
Мощность: 150 л.с. при 5200 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, цельная балка заднего моста на рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: 4-дверный 5-местный седан несущего типа
Максимальная скорость: 175 км/ч