SUNBEAM (SUNBEAM-TALBOT)
   
САНБИМ, САНБИМ-ТЭЛБОТ
(SUNBEAM, SUNBEAM-TALBOT) Вульверхэмптон/ Лондон/Трайтон-он-Дансмоур, Великобритания, 1899-1976

Олдермен Джон Марстон (Alderman John Marston) начал свою трудовую деятельность с изготовления украшений из лакированного металла, а позднее посвятил себя производству велосипедов марки "Санбим". Двухколесные машины снабжались приводной цепью, размещенной в закрытом кожухе, где она постоянно смазывалась находившимся там маслом. В 1899 году Марстон взялся за производство автомобилей. Первой стала простая модель с одноцилиндровым мотором мощностью 4 л.с. и ременным приводом ведущих колес. Два года спустя был изготовлен второй прототип, оборудованный 2-цилиндровым двигателем. В 1901 году в серийное производство пошла небольшая машина "Санбим-Мэбли" (Sunbeam-Mabley), спроектированная архитектором Мэбберли Смитом (Mabberley Smith). Переднее одиночное колесо приводилось плоским ремнем от расположенного рядом одноцилиндрового мотора рабочим объемом 326 см3. В средней части машины крепились два поддерживающих колеса, между которыми на поперечных сиденьях размещались водитель и пассажир. Заднее колесо сделали управляемым.

Вскоре главным конструктором "Санбим" стал Чарльз Паллингер (Charles Pullinger), работавший ранее на фирме "Тест э Морэ" (Teste et Moret) в Лионе. Благодаря хорошим связям с автомобильными компаниями Лионского промышленного региона он приобрел лицензию на производство довольно совершенного автомобиля "12НР" фирмы "Берлиет" (Berliet). Модель снабжалась 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2413 см3 и с 1903 года продавалась под маркой "Санбим". Главной особенностью машины был смазываемый цепной привод задних колес. В 1904-1909 годах "Санбим" предлагала несколько моделей с 4-цилиндровыми моторами, разработанных Энгусом Шоу (Angus Shaw). В 1907 году появился первый автомобиль с 6-цилиндровым двигателем, продержавшийся в программе четыре года. Производство машин собственной разработки началось в 1909 году, когда знаменитый конструктор Луи Котален (Louis Coatalen), покинув фирму "Хиллман" (Hillman), перешел на "Санбим". Его первой моделью стала "14/18НР" с 4-цилиндровым мотором в 3402 см3, хотя руководство "Санбима" склонялось к использованию 3-цилиндрового агрегата.



Котален был убежден, что качество автомобилей можно улучшить, испытывая их в гонках. Он построил мощный гоночный "Наутилус" (Nautilus), который в 1910 году принял участие в соревнованиях в Брукленде. Машина имела аэродинамический кузов и верхнеклапанный двигатель. Однако наибольших успехов в спорте добился обычный серийный автомобиль "12/16НР" с 4-цилиндровым мотором с боковыми клапанами, ставший развитием французского "Берлие". В 1912 году три таких "Санбима" заняли призовые места в гонке на Кубок вуа-тюреток. В то же время специально для гоночных машин построили мотор, оборудованный двумя верхними распределительными валами по образцу двигателей автомобилей "Пежо" (Peugeot). Наиболее удачная модель "12/16НР" оставалась в программе до 1921 года, а во время первой мировой войны ее выпускала также фирма "Ровер" (Rover). Одновременно "Санбим" предлагала еще четыре модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3,0-6,1 л.

В 1920 году "Санбим" присоединила к себе британскую фирму "Тэлбот-Даррак" (Talbot-Darracq), образовав группу "Санбим-Тэлбот-Даррак" (STD). Два года спустя устаревшие модели "16НР" и "24НР" были модернизированы и получили верхнеклапанные двигатели. В 1924 году родилась модель "16/50НР" с 6-цилиндровым 2,5-литровым двигателем. К этому времени фирма развила бурную деятельность в автоспорте. Ее новые машины считались наиболее совершенными, за специфическую окраску они получили прозвище "зеленые ФИАТы". В 1923 году гонщик Сигрейв (Segrave) вошел в историю британского автоспорта, впервые на "Санбиме" выиграв Большой приз Франции. В том же году гонщик Диво (Divo) завоевал Большой приз Испании, а год спустя он достался Сигрейву.

Участие в гонках оказало влияние на дальнейшее техническое развитие легковых автомобилей "Санбим". Характерным примером является спортивный "Санбим-3L" с 6-цилиндровым двигателем в 2916 см3, выпускавшийся небольшими партиями в 1925-1931 годах. Все остальные легковые варианты с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,2-3,3 л, которые "Санбим" выпускала в 30-е годы, оборудовались обычными агрегатами, но их качество было много выше, чем у конкурентов. Относительная неудача в 1934 году постигла легкий "Даун" (Dawn) с 4-цилиндровым верхнеклапанным 1,6-литровым двигателем и устройством предварительного выбора передач. Его кузов оказался слишком тяжелым для 49-сильного мотора. Представленный в 1933 году автомобиль "Спид" (Speed) с 2,9-литровым двигателем, по мнению Коталена, должен был стать главным конкурентом спортивному "Тэлботу-105". Но обеим машинам не было суждено долго соперничать. Мировой экономический кризис сильно ударил по "Санбим" и группе STD, которая лишившись эффективного руководства в 1935 году была вынуждена временно прекратить производство. Ее выкупила компания "Руте" (Rootes), и только в 1939-м появилась новая марка "Санбим-Тэлбот", представлявшая видоизмененные исполнения машин других компаний -"Хиллман" (Hillman) и "Хамбер" (Humber).

Новое руководство "Санбим-Тэлбот" намеревалось в 1940 году запустить в производство новую модель, созданную на базе "Хиллмана-14НР", однако ее серийное производство началось лишь по окончании второй мировой войны. Одновременно в программу был включен легкий автомобиль "Тен" (Теп) на базе старого "Хиллмана Минкс" (Minx). Только в 1948 году "Санбим" удалось вновь заявить о себе, выпустив достаточно совершенные модели "80" и "90", оборудованные верхнеклапанными 4-цилиндровыми двигателями в 1185 и 1944 см3. Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, лобовое стекло откидывалось вперед. "Санбим-Тэлбот-80" выпускался всего 3 года, модель "90" продержалась на конвейере гораздо дольше.



С появлением в 1953 году спортивного "Санбима-90", получившего название "Альпин" (Alpine), фирма снова вернулась в большой автоспорт. Название"Альпин" появилось после командной победы "санбимов" в Альпийских ралли 1948 и 1952 годов. В 1956 году увидел свет популярный седан "Санбим Рапир" (Rapier). Поначалу его оборудовали 1,4-литровым двигателем, объем которого позднее был повышен до 1,5 л. Первый вариант "Альпина" с высоким хромированным радиатором в 1959 году получил элегантные кузова кабриолет и купе с характерным овальным воздухозаборным отверстием. Они выпускались до 1968 года в 5 исполнениях и оснащались двигателями рабочим объемом от 1494 до 1725 см3. На базе "Альпина" с 1964 года изготовлялся более мощный вариант "Тигр" (Tiger), оснащенный 4,3-литровым мотором V8. Все последующие модели представляли собой лишь модернизированные варианты автомобилей компании "Руте". Представленный в 1967 году "Санбим Стилетто" (Stiletto) оказался вариантом "Хиллмана Имп" (Imp) с кузовом фастбэк, а появившийся на следующий год новый "Рапир" явно напоминал "Стилетто". Последними моделями фирмы были "Имп Спорт" и "Рапир", снятые с производства в 1976 году.

В 1970 году компания "Руте" вошла в состав американской корпорации "Крайс-лер" (Chrysler).

В 1977-м название "Санбим" появилось в обозначении семейства новых моделей, разработанных "Крайслер" на шасси "Хиллман Эйвенджер" (Avenger). Автомобили "Крайслер Санбим" отличались классической компоновкой с задними ведущими колесами и короткими модными в то время кузовами хэтчбек. Они оснащались 4-цилиндровыми моторами с блоком цилиндров из алюминиевого сплава рабочим объемом 928; 1295 и 1598 см3 мощностью 42-70 л.с. После того, как в 1978 году группа "Пежо-Ситроен" (PSA) купила европейские отделения "Крайслера", эти машины были переименованы в "Тэлбот-Санбим" (Talbot). Спортивный вариант "Тэлбот Санбим" с 2,2-литровым 4-цилиндровым 16-клапанным мотором фирмы "Лотус" (Lotus) мощностью 155 л.с. был назван "Санбим Лотус". Автомобили выпускались до 1982 года.

Санбим Супер Спорт 3 литра (1926)
Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 6-цилиндровый моноблочный с сухим картером
Рабочий объем: 2916 см3
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75 х 110 мм
Система газораспределения: два верхних распределительных вала с шестеренчатым приводом и два клапана на цилиндр
Система питания: два карбюратора типа "Клодел Хобсон Н-42А" (Claudel Hobson), топливный насос системы "Аутовак" (Autovac), емкость топливного бака 82 л
Система зажигания: от магнето типа ВТН СЕ-6
Мощность 90 л.с. при 3800 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое сухое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая; передаточные числа: 3,17; 2,04; 1,44; 1,00
Главная передача: коническая, передаточное число - 4,5
Подвеска
Передняя: неразрезная ось на полуэллиптических рессорах
Задняя: цельная балка моста на полуэллиптических рессорах консольного крепления (кантилеверная)
Рулевое управление: винт и гайка
Тормоза: барабанные диаметром 400 мм с вакуумным усилителем
Колеса и шины
Колеса: штампованные со спицами и центральной гайкой 5,25x21 мм
Шины: размером 820 х 120 мм
Кузов и рама
Кузов: открытый 4-местный фирмы "Уэйманн"
Рама: стальная лонжеронная
Размеры и масса
Длина: 4475 мм
Ширина: 1702 мм База; 3315 мм
Колея передняя и задняя: 1397/1397 мм
Масса шасси: 1340 кг
Максимальная скорость: 153 км/ч
Средний расход топлива: 13,5 л на 100 км


Несмотря на скромный внешний вид и кажущуюся хрупкость, "Санбим-3 литра" по скоростным качествам не уступал знаменитому "Бентли-3L". Конечно, он не был столь же прочным, как его соперник, который Этторе Бугатти назвал "самым быстрым грузовиком Европы". Рама машины, которую заявили в 1925 году в гонке в Ле Мане, треснула еще во время доставки к месту соревнований. Дефект удалось быстро устранить. Благодаря мощному двигателю и хорошим ходовым качествам "Санбим-3L." вскоре получил отличную репутацию

Санбим-12/16НР
Модель "12/16НР" разработал Луи Котален. Она появилась в конце 1909 года и первоначально оснащалась 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2413 см3 с попарно отлитыми цилиндрами и боковыми клапанами. В 1912 году был создан новый 3-литровый верхнеклапанный мотор. Этот "Санбим" оказался весьма эффектным и прочным легковым автомобилем, что подтвердилось в 1911 году, когда немного доработанные машины приняли участие в гонках на Кубок вуатюреток и в Гран-при Франции. В дальнейшем в серийные исполнения Котален внес значительные изменения: двигатель получил принудительную систему смазки под давлением и более легкие поршни, а шасси обрело фрикционные амортизаторы. Вдохновленные спортивными успехами, руководители фирмы решили выпустить для рядовых автолюбителей упрощенные варианты гоночных машин. В 1913 году "санбимы" вновь принимали участие в гонке на Кубок вуатюреток, но заняли лишь третье место.

Во время первой мировой войны "12/16НР" использовались как служебные автомобили для офицерского состава. Учитывая, что в это время "Санбим" занималась производством самолетов и другой военной техники, изготовление легковых машин передали фирме "Ровер". По окончании войны производство "12/16НР" возобновилось. Модель выпускалась до 1922 года. Последние варианты имели электрический стартер и заднюю подвеску на полуэллиптических рессорах.


Санбим-12/16НР


Санбим-12/16НР (1912)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 150 мм
Рабочий объем: 3016 см3
Мощность: 45 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя на полуэллиптических рессорах, задняя на четверть-эллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 105 км/ч
Санбим-3L
Первоначальный проект этого автомобиля подготовил француз Винсен Бертарион (Vincent Bertarione). Он разрабатывал и двигатель гоночного "Санбима" с двумя верхними распределительными валами, который завоевал в 1923 году Большой приз Франции. В мае 1924 года изготовили прототип моноблочного мотора со стальными гильзами цилиндров и сухим картером, верхние распределительные валы которого поначалу приводились рычажно-кривошипным механизмом, но затем были заменены на обычный шестеренчатый привод.

Весьма совершенный по тем временам "Санбим 3 литра" появился в марте 1925 года и был встречен с восторгом. Кроме мощного двигателя он имел изящный кузов с легкими крыльями велосипедного типа. На стандартный "Санбим-3L" устанавливался открытый спортивный кузов, позднее фирма "Уэйманн" (Weymann) разработала для него закрытый кузов. Чтобы получить право на участие в гонке в категории специальных спортивных прототипов в Ле Мане, была построена партия из 30 машин. Преемником стал "Санбим Е-30/90", представленный в 1926 году. За ним последовала серия "F" с усиленной рамой и усовершенствованным блоком цилиндров двигателя. К 1926 году выпустили около 250 машин, из которых далеко не все нашли покупателей из-за высокой стоимости. Положение осложнилось накануне экономического кризиса-в период 1928-1930 годов удалось продать всего 10 машин. В 1928 году "Санбим-D" получил двигатель с объемным нагнетателем, повысившим мощность до 130 л.с.


Санбим 3L


Санбим-3L (1925)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75 х 110 мм
Рабочий объем: 2916 см3
Мощность: 90 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах, задняя кантилеверная
Тормоза: барабанные с вакуумным усилителем
Кузов: открытый спортивный или седан
Максимальная скорость: 150 км/ч
Санбим Альпин
Этот двухместный спортивный автомобиль представили в марте 1953 года. Он стал преемником седана "Санбим-Тэлбот-90" и предназначался для экспорта в США. Автомобиль снабжался лонжеронной рамой, не связанной с каркасом кузова. Чтобы сохранить достаточную жесткость рамы в ее задней части установили дополнительную поперечину, одновременно немного усилив передние лонжероны. Новинками стали более жесткая подвеска передних колес, дуга безопасности, встроенная в раму лобового стекла, более компактная коробка передач и головка блока цилиндров двигателя с повышенной степенью сжатия.

"Альпин" помог фирме вернуться в большой автоспорт. Он оказался весьма маневренным и быстроходным. На этой машине были выиграны Альпийские ралли в 1953 и 1954 годах. В 1954 году гонщик Стерлинг Мосс (Sterling Moss) на "Альпине" занял третье место и получил специальный приз на состязаниях "Коппа д'Оро", которым отмечают пилота, закончившего три гонки подряд без единого штрафного очка.



В октябре 1955 года машина была снята с производства, однако ее название перешло к спортивному автомобилю, который "Санбим" представила четырьмя годами позднее.


Санбим 3L


Санбим Альпин (1953)
Двигатель: рядный 4-цилинд-ровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 81 х 110 мм
Рабочий объем: 2267 см3
Мощность: 77 л.с. при 4200 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная с Х-образными поперечинами
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 170 км/ч
Санбим Тигр
Название "Альпин" в 1959 году получил новый спортивный двухместный автомобиль с несущим кузовом. Его первый вариант был оборудован 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1494 см3 мощностью 78 л.с., что давало возможность развивать скорость до 160 км/ч. За последующие 6 лет"Альпин" претерпел четыре модернизации и предлагался с моторами в 1592 и 1725 см3, развивавшими мощность до 93 л.с., но этого оказалось недостаточно для любителей скорости. В 1964 году "Санбим" приняла решение разработать на базе "Альпина" более мощный автомобиль, получивший название "Тигр" (Tiger). Преодолев немалые трудности, его создателям удалось втиснуть в узкий моторный отсек 164-сильный двигатель "Форд" V8 в 4261 см3. Вариант "Тигр Мк-1" в 1967 году оборудовали еще более мощным мотором в 200 л.с. рабочим объемом 4737 см3. Внешне "Тигр" практически не отличался от предшественника. Его выделяли только никелированные молдинги вдоль порогов и надписи "Tiger" на передних крыльях. Легкий "Санбим Тигр" обладал отличными динамическими качествами - машина разгонялась с места до 97 км/ч всего за 9,4 с, а разгон с места до 145 км/ч был возможен на третьей передаче. Хотя цельная балка заднего моста крепилась на простых полуэллиптических рессорах, машина хорошо держала дорогу. Основной критике подвергся сам факт использования двигателя "Форд", так как с 1964 года главным акционером концерна "Руте" был американский концерн "Крайслер". Всего изготовили 600 экземпляров этих машин.


Санбим Тигр Mk-l


Санбим Тигр Mk-l (1964)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 96,5 х 73 мм
Рабочий объем: 4261 см3
Мощность: 164 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: 2-местное несущее купе с дополнительным сиденьем для третьего пассажира
Максимальная скорость: 190 км/ч