WHITE
   
УАЙТ
(WHITE) Кливленд, США, 1900-1918
Томас Г. Уайт еще в середине XIX века наладил производство швейных машин. Его наследник Роллин Уайт вместе с братьями Грут (Grout) взялся за создание паровых машин. В 1900 году он построил свой первый автомобиль, получивший название "Инкомперебл" (Incomparable). Горизонтальная паровая машина располагалась под сиденьями в задней части шасси, а трубчатый конденсатор пара смонтировали спереди. В 1903 году появился "Уайт-C" классической компоновки, на котором паровая машина двойного действия и конденсатор размещались спереди под капотом. Задние колеса приводились непосредственно шатунами паровой машины. Рулевой рычаг был заменен рулевым колесом. Внешне новый "Уайт" почти не отличался от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В конце 1904 года появилась наиболее совершенная по тем временам машина "Уайт-Е" ("15НР").

Она была много проще в эксплуатации и обладала достаточно высокими скоростными качествами, достигая 80 км/ч. Три года спустя фирма выпустила более мощные модели "Н" ("20НР") и "К" ("ЗОНР"), снабженные 2-ступенчатой коробкой передач. Эти машины отличались бесшумной работой и особой мягкостью хода, привлекая многих состоятельных покупателей, среди которых был и будущий президент США Теодор Рузвельт. С 1907 года он ездил на автомобилях этой марки. В это время спрос на подобные машины был значительно выше, чем на бензиновые автомобили, поэтому, несмотря на высокую стоимость своей продукции, Уайт не испытывал проблем со сбытом и даже открыл в Кливленде еще один сборочный завод.

Выпущенные в 1908-1909 годах модели "О" ("20НР") и "М" ("40НР") оказались самыми мощными и большими легковыми паровыми автомобилями своего времени. Однако популярность паровиков вскоре стала быстро падать: если в наиболее удачном 1906 году "Уайт" произвела 1534 автомобиля, то через пару лет годовой выпуск едва превысил отметку в 1000 экземпляров. Более всего Уайта тревожило то обстоятельство, что большинство его конкурентов, также выпускавших паровики, разорилось. Некоторые переходили на выпуск бензиновых машин, которые становились все более надежными, легкими в управлении и относительно дешевыми. В 1910 году Уайт решил последовать их примеру и начал производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

На первом бензиновом "Уайте-G" установили 4-цилиндровый 3,5-литровый двигатель мощностью 30 л.с., схожий по конструкции с французским мотором "Делаэ" (Delahaye). В 1912 году "Уайт" выпустила автомобиль с 6-цилиндровым мотором мощностью 60 л.с. К 1914 году фирма расширила свою программу до 12 моделей. В 1917 году появилась машина с 4-цилиндровым 16-клапанным двигателем рабочим объемом 6,5 л и зажиганием от магнето. Однако ее цена достигала 6000 долларов и не способствовала высокому спросу, К этому времени "Уайт" стала признанным производителем грузовиков, завоевавших хорошую репутацию в годы войны. В 1918 году изготовление легковых автомобилей стало убыточным и было прекращено, хотя еще некоторое время "Уайт" собирала такие машины по заказу.



В 1924 году Роллин Уайт покинул свою компанию и основал "Роллин Мотор Компа-ни" (Rollin Motor Company), где в течение двух лет выпускал модель "G" с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2,4 л, тормозами на всех колесах и шинами низкого давления. Автомобиль отличался высоким качеством и стоил 895-975 долларов, однако не пользовался успехом.

Тем временем компания "Уайт" стала всемирно известным производителем грузовых автомобилей и автобусов. Позднее она приобрела фирмы "Отокар" (Autocar) и РИО (REO), но в 1981 году сама стала собственностью шведской компании "Вольво" (Volvo). В 1996 году марка "Уайт" перестала существовать.


Уайт-15НР


Уайт-15НР (1904)
Двигатель: паровой 2-цилиндровый двойного действия
Диаметр цилиндра и ход поршня: первый цилиндр - 76,2 х 88,9 мм, второй - 127x88,9 мм
Рабочий объем:
Мощность: 15 л.с.
Коробка передач: механическая 2-ступенчатая
Рама: деревянная, армированная сталью
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: седан или торпедо
Максимальная скорость: 80 км/ч


Уайт-15НР
"Уайт-15НР" считался одним из лучших паровых автомобилей начала XX века. Он имел классическую компоновку, роднившую его с бензиновыми автомобилями, был много проще в эксплуатации и благодаря использованию конденсатора пара обладал более высоким запасом хода. Эта модель стала базовой для большого семейства наиболее удачных паровиков, выпускавшихся в последующие 5 лет.