WOLSELEY
   
УОЛСЛИ
(WOLSELEY) Бирмингем/Каули, Великобритания, 1896-1976

Знаменитый автоконструктор Герберт Остин (Herbert Austin) в начале своей трудовой деятельности работал техником на австралийской фирме "Уолсли Шип Ширинг Компани" (Wolseley Sheep Shearing Company), выпускавшей машинки для стрижки овец. Став директором английской дочерней компании "Уолсли", он в 1895 году взялся за создание трехколесного экипажа - копии французского автомобиля Леона Болле (Leon Bollee) с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 1,3 л. В конце 1896 года появилась новая трехколесная машина, получившая обозначение "Уолсли № 1" (Wolseley Number 1).

В марте 1900 года компания "Виккерс" (Vickers) приобрела отделение "Уолсли" по производству автомобилей, сохранив за Остином место в совете директоров. Первыми 4-колесными автомобилями "Уолсли" в 1901 году стали "5НР" с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 1296 см3 и "10НР" с 2-цилиндровым мотором в 2593 см3. Оба силовых агрегата имели горизонтальное расположение цилиндров. В 1905 году директором фирмы стал Джон Давенпорт Сиддли (John Davenport Siddeley), владевший небольшой автомобильной фирмой и занимавшийся импортом французских автомобилей "Пежо" (Peugeot). Он предложил заменить архаичные модели моторов на собственные двигатели "Сиддли" с вертикальным расположением цилиндров. Герберт Остин не мог согласиться с этим и покинул Уолсли, основав вскоре собственную автомобильную фирму.

Новые автомобили выпускались под маркой "Уолсли-Сиддли" до 1910 года. В программу входили модели с 2-, 4- и 6-цилиндровыми двигателями (начиная от компактного 2-цилиндрового 1,6-литрового мотора для модели "8НР" и заканчивая мощным 4-цилиндровым агрегатом рабочим объемом 15,7 л). Самой массовой моделью с 1911 года стала "Уолсли-16/20НР", или "Стеллит" (Stellite), с 3-литровым 4-цилиндровым двигателем и деревянной рамой. В 1912 году по проекту русского изобретателя Петра Шиловского изготовили необычный двухколесный экипаж "Гирокар" (Gyrocar) с гироскопическим стабилизатором. Во время первой мировой войны "Уолсли" по лицензии производила авиационные двигатели "Ис-пано-Сюиза" V8 (Hispano-Suiza).



Первыми послевоенными разработками стали "10НР" с 4-цилиндровым двигателем в 1260 см3, заменившая "Стеллит", и варианты, созданные незадолго перед войной и оснащенные моторами рабочим объемом 3,1-6,9 л. В 1921 году появилась модель "15НР", у которой 2,6-литровый мотор оборудовали верхним распределительным валом. В 1925 году модель "10НР" уступила место автомобилю "Уолсли-11/22НР", а более дорогая "15НР" была заменена на "Уолсли-16/35НР" с таким же мотором, но с боковыми клапанами. Два года спустя появилась модель "16/45НР" с 6-цилиндровым мотором с верхним распределительным валом.

В 1927 году компания "Уолсли" обанкротилась, ее приобрела фирма "Моррис" (Morris). Вскоре двигатели "Уолсли" с верхним распределительным валом появились на автомобилях "Моррис" и "Эм-Джи" (MG). При этом отделение "Уолсли" производило более комфортабельные автомобили. Первыми из них в 1928 году стали "Уолсли-12/32НР" с 4-цилиндровым 1,5-литровым двигателем и "21/60НР" с 8-цилиндровым мотором в 2681 см3. В 1929 году появился "Уолсли-21/60НР" с 6-цилиндровым силовым агрегатом, который стал предшественником известного "Морриса Изис" (Isis). Одновременно началось производство дорогой модели "32/80НР" с 8-цилиндровым мотором рабочим объемом 4022 см3, однако вскоре ее исключили из программы. В 1930 году "Уолсли" представила ставшую популярной легкую спортивную машину "Хорнет" (Hornet) с двигателем в 1271 см3 с верхним распределительным валом и гидроприводом тормозов.

В 1931 году появился "Вайпер" (Viper) с 6-цилиндровым мотором в 2025 см3. Через некоторое время на рынок поступил "Хорнет Спешл" (Special) с рабочим объемом двигателя 1378 см3, а затем и с 6-цилиндровым мотором в 1604 см3 от популярного седана "Уолсли-14НР". Несмотря на применение двух карбюраторов и шатунов из легкого сплава, его мощность оказалась всего на 2 л.с. больше, чем у 48-сильного серийного варианта. В 1936 году более дорогие двигатели с верхним распределительным валом пришлось заменить на верхнеклапанные моторы с нижним валом. К машинам нового поколения относились и представители серии "Супер Сикс" (Super Six) с моторами в 1818 и 2322 см3. Наиболее мощный "Уолсли-18НР" с 3-литровым мотором пользовался успехом у лондонской полиции. В 1939 году в программу входили 5 моделей с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 2062 до 3485 см3. За год до начала второй мировой войны фирмы "Моррис" и "Уолсли" вошли в состав группы "Нэффилд" (Nuffield), членами которой также являлись "Эм-Джи" и "Райли" (Riley).

После наступления мира Уолсли продолжала выпускать довоенные модели. В 1946 году новинкой стал легкий "Уолсли-8НР", отличавшийся от старого "Морриса-8НР" серии "Е" только верхнеклапанным двигателем. В 1949 году оборудование завода "Уолсли" перевезли из Бирмингема в помещения фирмы "Моррис" в Каули. Производившиеся там автомобили были почти полностью унифицированы с машинами "Моррис" и отличались лишь деталями и уровнем комплектации. Выпущенные в 1948 году "Уолсли-4/50" и "6/80" оказались аналогичны моделям "Моррис Оксфорд" (Oxford) и "Сикс" (Six) с 4- и 6-цилиндровыми двигателями, имевшими верхние распределительные валы. В 1952 году группа "Нэффилд" объединилась с компанией "Остин" (Austin), образовав концерн "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), сокращенно ВМС. С тех пор все модели "Уолсли" стали лишь более комфортабельными и мощными исполнениями автомобилей других марок концерна.



Появившийся в 1952 году седан "Уолсли-4/44" получил двигатель от спортивного "Эм-Джи" серии "TD". Модель "6/90" родилась в 1955 году. Она имела шасси от "Райли Патфайндер" (Pathfinder) с 2,6-литровым двигателем "Остин". Запущенный в производство в 1958 году "Уолсли-1500" представлял чуть увеличенный в размерах "Моррис Минор" (Minor). Легендарный "Моррис Мини" (Mini) с 1961 года выпускался как "Уолсли Хорнет". В отличие от оригинала его оборудовали трехобъемным кузовом и более эффектной передней облицовкой. В 60-е годы под маркой "Уолсли" предлагались более комфортабельные варианты стандартных малолитражных машин ВМС серий "1100" и "1300". С 1967 года выпускался также "Уолсли-18/85" из типовой серии "1800". В 1972 году появился комфортабельный передне-приводный седан "Уолсли-2200" из серии "2200". В 1975 году программа "Уолсли" сократилась до минимума. Марка прекратила существование после того, как название автомобиля "Уолсли-1300" изменилось на "Принцесс" (Princess).

Уолсли-5HP
Первыми серийными моделями фирмы "Уолсли" стали "5НР" и "10НР", оснащенные унифицированными одно- и двухцилиндровыми двигателями горизонтального расположения. Машины отличались формой и размерами кузовов. На "Уолсли-5НР" использовали новые катушку зажигания, поплавковый карбюратор и прерыватель, разработанные Остином. Этот легкий и компактный автомобиль имел хороший спрос, хотя покупатели заслуженно критиковали его за примитивность трансмиссии с цепным приводом на задние колеса.


Уолсли-5НР


Уолсли-5НР(1901)
Двигатель: одноцилиндровый горизонтальный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 114,3 х 127 мм
Рабочий объем: 1296 см3
Мощность: 5 л.с. при 900 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задние колеса
Кузов: открытый 2-4-местный
Максимальная скорость: 40 км/ч


Уолсли Гирокар
В 1912 году русский изобретатель граф Петр Петрович Шиловский предложил фирме "Уолсли" проект необычной одноколейной двухколесной машины, которая на ходу удерживалась в равновесии при помощи вращающегося маховика-гироскопа. Когда машина наклонялась, срабатывала система датчиков, включавших электромотор. Он разгонял горизонтальный гироскопический стабилизатор, возвращавшии машину в вертикальное положение. Эта система оказалась слишком сложной, дорогой и создавала множество технических проблем. Например, вращение тяжелого маховика массой 354 кг создавало сильный противодействующий момент, препятствовавший совершению левого поворота. Преодолев основные трудности, в мае 1914 года "Гирокар" продемонстрировали в движении на улицах Лондона. После первой мировой войны этот необычный экипаж был забыт на многие годы. О нем вспомнили в 1938 году. "Гирокар" решили установить в заводском музее, однако в 1941 году его отправили в металлолом.


Уолсли Гирокар


Уолсли Гирокар (1913)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90 х 121 мм
Рабочий объем: 3079 см3
Мощность: 24 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая с гироскопическим стабилизатором
Рама: лонжеронная
Подвеска: вилка переднего колеса и ось заднего колеса на двух продольных консольных рессорах
Тормоза: барабанные на заднем колесе
Кузов: открытый 6-местный
Уолсли Хорнет Спешл
Легкий спортивный "Хорнет", выпущенный в 1930 году, был создан на шасси популярного в то время малолитражного "Морриса Минор". Для установки нового 6-цилиндрового двигателя рабочим объемом 1271 см3 с верхним распределительным валом лонжероны рамы при шлось удлинить на 32 см, усилить подвеску и тормоза, которые впервые оборудовали гидравлическим приводом. Мотор "Хорнета" стал базовым для всех 6-цилиндровых двигателей "Уолсли" с таким механизмом газораспределения и применялся на спортивных автомобилях "MG Магна" (Magna).

В первый год "Хорнет" продавался с двухместным кузовом родстер, однако в 1931 году появился вариант с закрытым кузовом, для которого вновь были удлинены и усилены рама и шасси. Благодаря этому удалось увеличить размеры салона, а перестановка опор мотора позволила сдвинуть его чуть вперед. При этом вертикальный вал привода генератора заменили цепью, занимавшей меньше места. В апреле 1932 года появился специальный спортивный вариант "Спешл" с обтекаемым кузовом для участия в гонках. Его двигатель оборудовали двумя карбюраторами, а главная передача получила увеличенное передаточное число. В соответствии с модой того времени низкий капот имел наклонные боковые прорези, а перед радиатором и фарами крепилась тонкая хромированная защитная сетка. В 1935-1936 годах вариант "Спешл" выпускался с двигателем рабочим объемом 1604 см3.


Уолсли Хорнет Спешл


Уолсли Хорнет Спешл (1933)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 57 х 83 мм
Рабочий объем: 1271 см3
Мощность: 35 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытый спортивный
Максимальная скорость: 135 км/ч
Уолсли-4/44
Седан "Уолсли-4/44" впервые показали на Лондонском автомобильном салоне в 1952 году. Скругленные формы кузова напоминали "MG Магнетт" (Magnette) серии "Z", двигатель - дефорсированный вариант мотора спортивного "MG TD". Он развивал мощность 46 л.с., на 8 л.с. меньше, чем у MG. Собственная масса седана "Уолсли" составляла около 1180 кг, а максимальная скорость оказалась на 16 км/ч меньше, чем у спортивного легкового "MG TD". Развитием модели "4/44" в 1955 году стал более мощный "Уолсли-6/90" с 6-цилиндровым мотором в 2639 см3. Эти прочные, вместительные и достаточно скоростные машины несли службу в британской полиции.


Уолсли-4/44


Уолсли-4/44 (1963)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 66,5 х 90 мм
Рабочий объем: 1250 см3
Мощность: 46 л.с. при 4800 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий седан
Максимальная скорость: 118 км/ч