Автомобильная промышленность Украинской ССР. Часть 1 (ЛАЗ)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
Украинский АвтоПром, был представлен, во всех секторах, автомобильной индустрии: легковые автомобили - Запорожский Автомобильный Завод; внедорожники и джипы - Луцкий Автомобильный Завод; грузовые автомобили - Кременчугский Автомобильный Завод; автобусы - Львовский Автобусный Завод.

Львовский Автобусный Завод (Львов)
21 мая 1945 года, началось, строительство, предприятия Львовский Автобусный Завод.
В 1949 году, на предприятии, начинается, производство: ковши, для экскаваторов; прицепы (1-осные); прицепы (2-осные).
В 1950 году, был освоен, выпуск автокранов АК-32 на шасси ЗиС-150.
ЛАЗ-695 Львів
В 1955 году, предприятие Львовский Автобусный Завод, создает, проект нового автобуса.
Первый автобус, предприятия Львовский Автобусный Завод - легендарный автобус ЛАЗ-695 Львів.
Конструкционные решения, нового украинского автобуса, базировались, на конструкции, немецкого (ФРГ) автобуса Mercedes-Benz O 321. (Дизайн (экстерьер), автобуса ЛАЗ-695 Львів, напоминал, внешний вид, немецкого (ФРГ) автобуса Magirus-Deutz.)
12 февраля 1956 года, был изготовлен, первый опытный образец, автобуса ЛАЗ-695 Львів - ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (1-Є). (Количество мест - 35 (сидений - 27).)
На новом автобусе, был установлен, двигатель ЗиЛ-158Л, мощностью - 109 л. с. (расположение - сзади / продольно).
В июне 1956 года, был создан, второй опытный образец, автобуса ЛАЗ-695 Львів - ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (2-Є) - пригородная модификация. (На автобусе ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (2-Є), имелась, одна одностворчатая дверь.)
В октябре 1956 года, появилась, усовершенствованная модификация, первого опытного образца - автобус ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (3-Є).
В декабре 1956 года, был сделан, четвертый опытный образец, автобуса ЛАЗ-695 Львів - ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (4-Є) - пригородная модификация. (Количество мест (посадочных) - 32.)
На этом автобусе, впервые, был применен, верхний забор воздуха, который предназначался, для охлаждения, силового агрегата.
В 1957 году, был изготовлен, уже пятый опытный образец - автобус (городской) ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (5-Є).
Летом 1957 года, автобус ЛАЗ-695 Львів, стал производиться, серийно - до конца этого (1957) года, было изготовлено, 303 единицы.
(Первая серийная модификация, производилась, до мая 1958 года и общий выпуск, составил, около тысячи единиц.)
Также, летом 1957 года, на предприятии Львовский Автобусный Завод, был создан, шестой опытный образец, автобуса ЛАЗ-695 Львів - ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (6-Є) - пригородная модификация. (Отличия: дизайн передней части; сплошное лобовое стекло; установка, сетчатых багажных полок (в салоне).)
В декабре 1957 года, специалисты предприятия Львовский Автобусный Завод, сделали, седьмой опытный образец, ЛАЗ-695 Львів - ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (7-Є) - междугородняя модификация. (Количество сидений - 34.)
Автобус ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (7-Є), оснащался, раздельными (индивидуальными) креслами.
В 1958 году, автобус ЛАЗ-695 Львів Досвідчений (7-Є), был модернизирован - использование, верхнего забора воздуха, который предназначен, для охлаждения двигателя.
В марте 1958 года, был изготовлен, опытный образец, автобуса ЛАЗ-695Б Львів - Первая Модернизация (...автобуса ЛАЗ-695 Львів).
Основными отличиями, данного автобуса, от предыдущей модели, являлись: изменения, в конструкции отопительной системы; изменения, в конструкции тормозной системы; наклон рулевой колонки; наличие верхнего забора воздуха; способ установки, пассажирских сидений.
В марте 1958 года, был освоен, серийный выпуск, автобусов ЛАЗ-695Б Львів. (Общий выпуск (1958-1964 годы) - 16718 единиц.)
В июле 1958 года, был создан, автобус ЛАЗ-695Б Львів (выставочный вариант), который отличался, от серийной модификации (ЛАЗ-695Б Львів), наличием, калориферного отопления салона и более пестрым, экстерьером.
В ноябре 1958 года, был создан, опытный образец - городской автобус ЛАЗ-695Б Львів, с модифицированной конструкцией крыши.
В декабре 1958 года, был изготовлен, опытный образец, автобуса ЛАЗ-695Б Львів - Вторая Модернизация (...автобуса ЛАЗ-695 Львів).
Новый автобус ЛАЗ-695Б Львів, располагал, следующими изменениями: изменение, расположения АКБ (на другой борт); изменение, расположения топливного бака (на другой борт); новые кресла; увеличенные, форточки, боковых окон; уменьшенная колесная база. (Экспериментально, на данный автобус, была установлена, автоматическая коробка перемены передач.)
В августе 1959 года, был изготовлен, автобус ЛАЗ-695Б Львів, с облегченной конструкцией кузова.
На базе, автобуса ЛАЗ-695Б Львів, был изготовлен, специальный автобус, предназначенный, для перевозки космонавтов.
(Автобус ЛАЗ-695Б Львів (Первая Модернизация), несколько раз, модернизировался: Осень 1958 года; Осень 1959 года.)
На предприятии Львовский Автобусный Завод, также, изготавливались, кузова для троллейбусов: Київ-5ЛА (1963-1964 гг. / 75 единиц); ОдАЗ-695Т (1963-1965 гг. / 476 единиц). (Первым троллейбусом, созданным, на базе автобуса ЛАЗ-695Б Львів, являлся, азербайджанский троллейбус БТ-62 (БТЛ-62) - изготовлен, в 1962 году.)
(Сам, Львовский Автобусный Завод, произвел, десять троллейбусов ЛАЗ-695Т Львів (78 кВт / 50 км/ч).)
В 1961 году, был создан, опытный образец, автобуса ЛАЗ-695Е Львів (двигатель - ЗиЛ-130Л / 150 л. с.).
С 1963 года, по 1969 год, предприятие Львовский Автобусный Завод, производило, автобусы ЛАЗ-695Е Львів.
Всего, было сделано, 37916 единиц (экспортированы - 1346 единиц).
С 1963 года, по 1965 год, была произведена, серия автобусов ЛАЗ-695Ж Львів (сорок единиц).
На данный автобус, устанавливалась, автоматическая коробка перемены передач.
В 1967 году, был создан, следующий вариант модернизации - автобус ЛАЗ-695М Львів.
На данном автобусе, отсутствовал, львовский воздухозаборник (...типичный, для серийных автобусов, марки ЛАЗ).
Основные отличия: измененная крыша; наличие, технологических лючков (отсутствовали, на серийных автобусах); установка, противотуманных фар (отсутствовали, на серийных автобусах ЛАЗ-695М Львів).
В 1969 году, специалисты, предприятия Львовский Автобусный Завод, изготовили, второй опытный образец, автобуса ЛАЗ-695М Львів.
В этом же году, началось, серийное производство, нового украинского автобуса - ЛАЗ-695М Львів, который, существенно, отличался, от предшественника - автобуса ЛАЗ-695Е Львів. (Количество, произведенных автобусов ЛАЗ-695М Львів - 52077 единиц (экспорт - 164 единицы).)
Автобусы ЛАЗ-695М Львів, оснащались, венгерскими задними мостами Raba.
Летом 1969 года, был изготовлен, первый опытный образец, автобуса ЛАЗ-695Н Львів. (Основные отличия: модифицированный кузов (передняя часть); двухстворчатые пассажирские двери.)
В 1971 году, появился, первый предсерийный образец, автобуса ЛАЗ-695Н Львів (отличие - четырехстворчатые пассажирские двери).
В 1973 году, был сделан, второй предсерийный образец, автобуса ЛАЗ-695Н Львів. (У этого автобуса, опять появились, двухстворчатые пассажирские двери.)
В 1974 году, появился, четвертый предсерийный образец, автобуса ЛАЗ-695Н Львів, с модифицированной задней частью кузова (воздухозаборники, находились, за боковыми окнами - сзади) + на автобус, были установлены, четырехстворчатые пассажирские двери.
В 1976 году, украинский автобус ЛАЗ-695Н Львів, встал, на конвейер.
Первоначально, автобусы ЛАЗ-695Н Львів, оснащались, прямоугольными фарами (...от советского легкового автомобиля Москвич-412 (ИжМаш)...) + алюминиевая фальшрадиаторная решетка.
В 1979 году, был сконструирован, автобус ЛАЗ-695Р Львів, повышенной комфортности (отличия: двухстворчатые пассажирские двери; новые кресла; усовершенствования, в конструкции (мелкие).). (В 1979-1985 годах, было изготовлено, 3448 едииц.)
С середины 1980-х годов, украинские автобусы ЛАЗ-695Н Львів, стали оснащаться, круглыми фарами - алюминиевая фальшрадиаторная решетка, была, упразднена.
В 1985 году, запускается, в серийное производство, газобаллонная модификация, автобуса ЛАЗ-695Н Львів - ЛАЗ-695НГ Львів (производство (1985-2002 гг.), автобусов ЛАЗ-695НГ Львів - около 8000 единиц).
До 1991 года, автобусы ЛАЗ-695Н Львів, располагали, большим люком (расположение - спереди). (В случае, военной мобилизации, городские автобусы ЛАЗ-695Н Львів, модифицировались - санитарный автобус ЛАЗ-695Н Львів, был предназначен, для эвакуации раненых (...через, большой люк, осуществлялась, погрузка/разгрузка, санитарных носилок...).
После 1991 года, большой люк (спереди), был упразднен.
В 2000-х годах, была упразднена, водительскую дверь (расположение - слева).
(В 1976-2002 годах, предприятие Львовский Автобусный Завод, произвело, более 160000 единиц.)
ЛАЗ-697 Турист
В сентябре 1958 года, специалисты, украинского предприятия Львовский Автобусный Завод, создали, опытный, туристический автобус (ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (08-Є)), который, получил, обозначение ЛАЗ-697 Турист.
Кресла (34 единицы), в салоне, нового украинского автобуса ЛАЗ-697 Турист, были, регулируемые и оснащались: пепельницы; плафоны индивидуального ночного освещения; сетки, для печатной прессы (газеты / журналы).
Новый автобус ЛАЗ-697 Турист (ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (08-Є)), оснащался: багажный отсек (расположен - под полом); калориферное отопление; радиоприемник (с микрофоном); раздвижная крыша; установка принудительной вентиляции (с увлажнением воздуха).
На автобусе ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (08-Є), были установлены: гидравлический привод сцепления; телескопические амортизаторы.
В июне 1959 года, был создан, новый опытный, туристический автобус ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (15-Є).
Кресла (33 единицы + кресло, для экскурсовода, которое поворачивалось, на 180 градусов), в салоне, автобуса ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (15-Є), имели, следующие регулировки: поперечное направление; наклон спинки.
Автобус ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (15-Є), был оборудован, сдвижным люком (размеры - 1800 мм х 2700 мм); такие люки впоследствии устанавливались на некоторые партии серийных автобусов ЛАЗ-697 и ЛАЗ-697Е).
Специальный воздухозаборник (расположение - над лобовым стеклом), обеспечивал, естественную вентиляцию, салона автобуса.
Силовой агрегат, автобуса ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (15-Є) - рядный 6-цилиндровый бензиновый (карбюраторный) двигатель ЗиЛ-164.
Подвеска, автобуса ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (15-Є), состояла, из: четырех полуэллиптических рессор + корректирующие пружины.
(Багажный отсек, был расположен, под полом (объем - 3,5 м3).)
В ноябре 1959 года, был изготовлен, следующий (третий) опытный, туристический автобус ЛАЗ-697 Турист Досвідчений (16-Є).
В декабре 1959 года, стартовало, производство, украинского автобуса ЛАЗ-697 Турист (двигатель ЗиЛ-158Л / 109 л. с.) и продолжалось, до 1963 года. (Габаритные размеры: длина - 9220 мм; ширина - 2500 мм; высота - 2990 мм.)
В конце 1963 года, предприятие Львовский Автобусный Завод, выпускало, переходную модель ЛАЗ-697 Турист Перехідний.
В 1963 году, начал выпускаться, автобус ЛАЗ-697Е Турист (двигатель ЗиЛ-130 / 150 л. с.). (Автобус ЛАЗ-697Е Турист, стал производиться (периодически), еще, в 1961 году - это связано, с началом поставок, двигателей ЗиЛ-130.)
В 1964 году, автобус ЛАЗ-697Е Турист, был модернизирован. (Новшества: демонтаж, молдингов (неспадающих); колесные арки, круглой формы.)
Габаритные размеры: длина - 9220 мм; ширина - 2500 мм; высота - 3050 мм. (Колесная база - 4190 мм.)
В 1969 году, на конвейере, предприятия Львовский Автобусный Завод, автобус ЛАЗ-697Е Турист, был сменен, автобусом ЛАЗ-697М Турист. (В этом году, был создан, автобус ЛАЗ-697М Турист Передсерійний (отличия: оформление передней части; присутствие, аварийных выходов...).)
В 1970 году, было освоено, производство автобусов ЛАЗ-697М Турист.
Основные отличия: модифицированная, верхняя часть кузова; увеличенные, боковые окна; упраздненный воздухозаборник (его заменили, боковые дефлекторы).
В 1975 году, производство, автобусов ЛАЗ-697М Турист - прекратилось. (В 1975 году, производился, автобус ЛАЗ-697М Турист Перехідний (отличие: соответствие, задней части, модели ЛАЗ-697Н Турист...).)
(В 2005 году, на предприятии Львовский Автобусный Завод, провели, полную реставрацию, серийного автобуса ЛАЗ-697М Турист.)
В 1971 году, был изготовлен, опытный образец, автобуса ЛАЗ-697Н Турист (основное отличие - новая передняя часть).
В 1974 году, автобус ЛАЗ-697Н Турист, начал выпускаться, серийно... ...до 1977 года. (Данный автобус, обладал, полностью, новым кузовом.)
В 1978 году, стала производиться, переходная модель, которая обозначалась, по-старому ЛАЗ-697Н Турист. (Особенность, данной модели - унификация, с моделью ЛАЗ-697Р Турист.)
(Общий выпуск, автобусов ЛАЗ-697Н Турист (1974-1979 гг.), составил, 8607 единиц.)
В 1978-1985 годах, производился, автобус ЛАЗ-697Р Турист.
ЛАЗ-699
В декабре 1960 года, опытный образец, туристического автобуса (удлененный, на 1345 мм) - ЛАЗ-699 Карпати, который предназначался, для дальних междугородних (международных) рейсов. (Количество кресел (регулируемые) - 34 единицы (подголовники кресел, оснащались, динамиками).)
Автобус ЛАЗ-699 Карпати, был оборудован: отделение, для хранения термосов; раздвижной люк (две единицы); туалет; холодильник.
Конструкционные особенности: V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗиЛ-375; коробка перемены передач - механическая (синхронизированная); подвеска - пневматическая; сцепление - однодисковое; тормозная система - с пневматическим усилителем. (Автобус ЛАЗ-699 Карпати, был оснащен, гидроусилителем руля.)
Габаритные размеры: длина - 10565 мм; ширина - 2500 мм; высота - 2990 мм. (Колесная база - 5535 мм.)
В декабре 1960 года, был изготовлен, автобус ЛАЗ-699А Карпати (две единицы), который отличался, от автобуса ЛАЗ-699 Карпати, планировкой салона + установка (на одном экземпляре), пневмоэлектрической, дистанционной системы, переключения передач. (Оснащение - гардероб / туалет - отсутствовало.)
Количество кресел, на автобусах ЛАЗ-699А Карпати, составляло, 41 единица + дополнительное кресло (откидное) - две единицы.
Отличия, автобуса ЛАЗ-699А Карпати, от автобуса ЛАЗ-699 Карпати: измененное расположение, молдингов, на боковинах кузова; колесные арки, круглой формы; четыре фары (одна над другой).
В 1961 году, были изготовлены, опытные образцы, автобуса ЛАЗ-699А, которые получили, обозначение ЛАЗ-699А Карпати-1 (отличия: четыре фары (расположение - горизонтальное); молдинги (расположение - на боковинах кузова) - на поздних опытных образцах, их, демонтировали...).
В 1963 году, была изготовлена, существенно, модернизированная модификация, туристического автобуса ЛАЗ-699А Карпати-1. (Количество кресел - 41 единица.)
В этом же году, были изготовлены, опытные образцы, автобусов ЛАЗ-699А Карпати-1, с упрощенной внешностью, которые, максимально, соответствовали, серийным автобусам (единственное отличие - колесные арки).
В 1964 году, предприятие Львовский Автобусный Завод, поставило, на конвейер, большие туристические автобусы ЛАЗ-699А Турист.
Автобус ЛАЗ-699А Турист, был оборудован, комфортабельными креслами (41 единица).
Силовой агрегат, украинского автобуса - V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗиЛ-375 (мощность - 180 л. с.).
Автобусы ЛАЗ-699А Турист, производились, с двумя типа крыши: цельнометаллическая; цельнометаллическая, оборудованная, брезентовым люком.
Габаритные размеры: длина - 10565 мм; ширина - 2500 мм; высота - 2990 мм. (Колесная база - 5535 мм.)
В 1966 году, производство, автобуса ЛАЗ-699А Турист, было прекращено. (Количество, произведенных автобусов - 110 единиц.)
В 1967 году, был создан, особый автобус ЛАЗ-699А Люкс, который предназначался, для участия, в моторшоу Международный конкурс автобусов (город Ницца / Франция) + участие, в пятнадцатом автобусном ралли, по дорогам Европы.
В 1969 году, на базе, львовских автобусов (ЛАЗ-695Н Львів / ЛАЗ-697Н Турист), был создан, новый флагман, предприятия Львовский Автобусный Завод - туристический автобус ЛАЗ-699Н Турист-2 Досвідчений Зразок 1969 (отличие - дверь запасного выхода - сзади).
Предположительно, в 1969 году, на базе, автобуса ЛАЗ-695Н Львів, был создан, городской автобус ЛАЗ-699Б (удлинен - на 1345 мм). (Автобус ЛАЗ-699Б, был сделан, в единственном экземпляре.)
Автобус ЛАЗ-699Б, был оснащен, V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗиЛ-375 (мощность - 180 л. с.).
На автобус ЛАЗ-699Б, были установлены, три пассажирские двери: передние - двухстворчатые; средние - четырехстворчатые; задние - двухстворчатые.
В 1972 году, были изготовлены, опытные образцы, автобуса ЛАЗ-699Н Турист-2 - ЛАЗ-699Н Турист-2 Досвідчений Зразок 1972.
В 1973 году, появились, значительно модернизированные, автобусы ЛАЗ-699Н Україна (яким, внешним отличием, являлись, боковые окна (без форточек)).
(В этом же году, на базе, автобуса ЛАЗ-699Н Україна, были изготовлены, специальные автобусы ЛАЗ-699П, предназначенные, для перевозки космонавтов.)
Автобус ЛАЗ-699П, был оснащен: герметичным салоном; двойным остеклением; кондиционером.
Существовало, два типа, автобусов ЛАЗ-699П - основным отличием, являлась, планировка салона.
В 1974 году, был изготовлен, автобус ЛАЗ-699Д, на который, был установлен, дизельный двигатель ЯМЗ-740 (мощность - 210 л. с.).
В 1975 году, этот автобус, получил, другое обозначение - ЛАЗ-699НД Україна.
С 1973 (1976) года, по 1978 год, предприятие Львовский Автобусный Завод, выпускало, автобус ЛАЗ-699Н Турист-2.
В 1978 году, предприятие , стало производить, новый, туристический автобус ЛАЗ-699Р Турист-2 (количество кресел - 41 единица). (Каждое кресло, оснащалось: индивидуальной вентиляцией; индивидуальным освещением; регулируемой спинкой.)
Автобус ЛАЗ-699Р Турист-2, был оснащен: алюминиевая фальшрадиаторная решетка; прямоугольные фары (...от советского легкового автомобиля Москвич-412 (производитель - ИжМаш)...).
Силовой агрегат - V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗиЛ-375 (мощность - 180 л. с.). (В 1990-е гг., как опция, предлагался, дизельный двигатель ЯМЗ-236А.)
Габаритные размеры: длина - 10540 мм; ширина - 2500 мм; высота - 2980 мм. (Колесная база - 5545 мм.)
В этом же году, был изготовлен, туристический автобус ЛАЗ-699 Карпати (разработчик - Всесоюзный Конструкторско-Экспериментальный Институт АвтобусоСтроения (город Львов)). (Автобус ЛАЗ-699 Карпати, был создан, на базе, серийного туристического автобуса ЛАЗ-699Р Турист-2.)
В 1981 году, автобус ЛАЗ-699Р Турист-2, был модернизирован: круглые фары; стилистика эмблемы.
В первой половине 1980-х годов, производился, также, автобус ЛАЗ-699Р Люкс Турист-2. (Отличия: воздухозаборник (материал - черная пластмасса); колпаки (материал - черная пластмасса); противотуманные фары - в переднем бампере; фальшрадиаторная решетка (материал - черная пластмасса).)
В конце 1980-х годов (предположительно, в 1989 году), на автобусах ЛАЗ-699Р Турист-2, были упразднены: алюминиевая фальшрадиаторная решетка; водительская дверь (расположение - левый борт).
В 2004 году, производство, туристических автобусов ЛАЗ-699Р Турист-2, было прекращено.
ЛАЗ-4202
ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-42021, наверное, самые неудачные автобусы Львовского автобусного завода.
В середине 1970-х годов, были изготовлены, опытные образцы, городского автобуса ЛАЗ-4202.
В 1978 году, новый автобус, был запущен, в серийное производство.
Автобус ЛАЗ-4202, был оснащен, новым советским, дизельным двигателем КамАЗ-740.1.05 (мощность - 180 л. с.) + АКП (гидромеханическая коробка перемены передач ГМП-3).
В 1983 году, городской автобус ЛАЗ-4202 (число, произведенных автобусов - 1542 единицы), был снят, с производства - на конвейер, встал, пригородный автобус ЛАЗ-42021.
У автобуса ЛАЗ-42021, автоматическая КПП, была заменена, на механическую КПП.
Автобус ЛАЗ-42021, оснастили, увеличенным, моторным капотом.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов, на базе, автобуса ПАЗ-42021, выпускалось, передвижное кофейное заведение ЛАЗ-4949 (ЛАЗ-4969). (Количество произведенных, передвижных кофейных заведений ЛАЗ-4949 (ЛАЗ-4969), составило, 519 единиц.)
В 1993 году, производство, автобусов, семейства ЛАЗ-4202, было прекращено.