Зарождение украинской автопромышленности
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
Первым, изготовленным, на территории Украины, автотранспортным средством, являлся, автомобиль (автобус), сделанный, на предприятии Механічні Майстерні інженера В. Н. Стасюлевича (город Одесса).
В 1909 году, В. Н. Стасюлевич, создал, на базе иностранного грузового автомобиля, свое автотранспортное средство - Автомобиль Стасюлевича.
7 ноября 1931 года, на празднике, в городе Харьков, были продемонстрированы, два украинских автомобиля - бортовые грузовые автомобили ХАСЗ У-4, созданные, на предприятии Харьковский АвтоСборочный Завод.
(7 ноября 2016 года, исполняется, 85 лет, первому украинскому грузовому автомобилю ХАСЗ У-4.)
Украинский автомобиль ХАСЗ У-4, имел, довольно длинную колесную базу (4,7 метра) и умеренную снаряженную массу (3750 кг).
Силовая установка, автомобиля ХАСЗ У-4, представляла собой, 6-цилиндровый бензиновый двигатель (водяного охлаждения), который развивал, 70 л. с. (максимальная скорость - 50 км/ч) - хорошие показатели, в то время. (Запас топлива (тридцать (?) литров) - на четыре часа работы.)
Коробка перемены передач, имела, четыре передние передачи и одну заднюю передачу. (Автомобиль ХАСЗ У-4, был, заднеприводным.)
Расположение руля - правое.
Колеса, первого украинского грузового автомобиля ХАСЗ У-4 - дисковые (задние - сдвоенные), с пневматическими шинами (размер - 955 х 155 / 34" х 6").
Технические характеристики, грузового автомобиля ХАСЗ У-4
Колесная формула - 4х2.
Грузоподъемность - 4 тонны.
Снаряженная масса - 3750 кг.
Число цилиндров - 6 (расположение - рядное).
Мощность - 70 л. с. при 2200 об/мин.
Максимальная скорость - 50 км/ч.
Габаритные размеры: длина (шасси) - 7000 мм; ширина - 1900 мм; высота - 1800 мм; база - 4700 мм; колея - 1700 мм.
Необходимо, подробно осветить, деятельность, этого предприятия.
Харьковский АвтоСборочный Завод, был открыт, в 1929 году, на окраине города Харьков (Ивановка), в помещении, бывшего сахарного заводика (Іванівська Цукроварня).
Первой продукцией, стали, собранные из машинокомплектов, американские легкие грузовые автомобили Ford Model AA - это были, первые серийные автомобили, украинской сборки. (Всего, было изготовлено, около сотни, автомобилей Ford Model AA, после чего, поставки машинокомплектов, прекратились.)
В 1929 году, на этом предприятии, были разработаны: автобусный кузов (пассажировместимость - 40 человек); газогенератор (работает - на (березовых) дровах).
(Кроме того, предприятие, с успехом производило, несгораемые кассы (то есть - сейфы) - с 1930 года.)
Сотрудники завода, создали, свой грузовой автомобиль - У-4 (то есть - Украина 4-тонный). (В то время, автомобилей, такого класса, катастрофически, не хватало.)
В феврале 1930 года, конструкторское бюро, предприятия Харьковский АвтоСборочный Завод, начало разработку, чертежей, нового грузового автомобиля.
В июне 1930 года, чертежи, были сделаны и на предприятии, проводились мероприятия, по подготовке, сборки автомобилей ХАСЗ У-4.
Прототип, первого украинского грузового автомобиля У-4 - итальянский грузовой автомобиль, марки Lancia. (В конце 1920-х годов, небольшое количество, грузовых автомобилей, марки Lancia, было доставлено, в Украину и они, хорошо себя зарекомендовали.)
Пресса, о первом украинском грузовом автомобиле и об его изготовлении:
"Авто та шляхи" - "За основу першої машини, береться, рама з "Лянчіо" (Lancia), бо таку раму, не можна було, зробити, без відповідного верстату. Але мотор і всі деталі, виготовляються, на заводі (Харьковский АвтоСборочный Завод), куються руками, під керівництвом, майстра Родіонова, який висловився, про себе, що він, є "любитель цієї справи".
"Мотор" - "...большая работа, была проделана, по наладке алюминиевого литья, изготовлению, чугунных блоков и термической обработке, в условиях полукустарного завода..."
"Правда" - "...особо сложные детали (очевидно, приборы электрооборудования и системы питания), заготовлены, путем кооперации, с другими советскими заводами..."
Автомобили ХАСЗ У-4, запомнились, достаточно высокой надежностью - через полтора года (март 1933 года), журнал "Мотор", писал - "...они успешно работают, в нормальной эксплуатации, выполняя, самые тяжелые работы...".
Дальнейшая судьба, первых украинских грузовых автомобилей, остается, неизвестной.
Предприятие Харьковский АвтоСборочный Завод, изготовил и первые украинские мотоциклы, марки УСРР (то есть - Українська Соціалістична Радянська Республіка). (По другим данным, мотоциклы назывались ХМЗ - ХМЗ 1М.)
К 1 мая 1931 года, были изготовлены, шесть единиц (всего (1931-1933 гг.), было сделано - 26 мотоциклов, марки УСРР).
Прототипом, первого украинского мотоцикла, выступил, американский мотоцикл, марки Harley Davidson (вместо трубчатой, использовали, штампованную раму).
Мотор украинского мотоцикла - 1-цилиндровый бензиновый двигатель (4-тактный / 350 см3 / мощность - 7 л. с.). (Максимальная скорость - 90 км/ч.)
Коробка передач, на мотоциклах, марки УСРР, была, 3-ступенчатой, с цепным приводом, на заднее колесо.
12 июля 1931 года, украинские мотоциклы, отправились, в мотопробег, по маршруту (протяженность - ~3500 км): Харьков - Москва - Ленинград - Псков - Витебск - Смоленск - Орел - Харьков.
4 августа 1931 года, украинские мотоциклы, вернулись в Харьков (на четыре дня раньше, намеченного срока), в полностью исправном состоянии и пройдя весь путь, без единой поломки.
Технические характеристики, мотоцикла УСРР (ХМЗ 1М)
Общие данные: число мест - 2; сухая масса - 135 кг; снаряженная масса - 150 кг; максимальная скорость - 90 км\ч; расход топлива (эксплуатационный) - 3,5 литра / 100 км); запас топлива - 11,5 литров; колесная база - 1400 мм; дорожный просвет - 124 мм; угол наклона, передней вилки - 30 градусов; вылет, передней вилки - 30 мм.
Мотоциклетный двигатель: 4-тактный 1-цилиндровый, с вертикальным цилиндром; клапанный механизм - SV; охлаждение - воздушное; диаметр цилиндра - 75 мм; ход поршня - 80 мм; рабочий объем - 350 см3; степень сжатия - 4,1; мощность - 8 л. с. при 3500 об/мин; смазка - разбрызгиванием; подача масла - плунжерным насосом (предусмотрен, ручной нагнетатель); емкость для масла (в бензобаке) - 2,1 литра; карбюратор - тип Schebler De Luxe (производитель - Конотопский Машиностроительный Завод).
Трансмиссия: сцепление - многодисковое / сухое; коробка передач - 3-ступенчатая; переключение передач - рычагом (на баке) / тягами; передаточные числа - 2,61 / 1,61 / 1,00; моторная передача - цепь / размер - 5/8 х 3,8" (передаточное отношение - 2,4); задняя передача - цепь / размер - 5/8 х 3,8" (передаточное отношение - 2,5).
Электрооборудование: система зажигания и освещения - магдино (тип Bosch); аккумулятор - 6В / 15 А х ч; управление опережением зажигания - левая ручка руля; прочее оборудование - две фары / задний фонарь / звуковой сигнал.
Экипажная часть: рама - штампованная, из стали (2,5 мм) / закрытая / дуплексная / сварная; вес рамы - 15 кг; передняя вилка - тип Harley Davidson / перья - специального профиля; задняя вилка - отсутствует; тормоза - на обоих колесах; колеса - сорок спиц / клинчерные; размер шин - 27 х 3,5".
В 1931 году, конструкторским бюро, предприятия Харьковский АвтоСборочный Завод, были спроектированы, следующие модели мотоциклов: УСРР (ХМЗ), с двигателем 375 см3 (карданная передача); УСРР (ХМЗ), с двигателем 750 см3 (карданная передача); УСРР (ХМЗ), с двигателем 1200 см3 (цепная передача).
Кроме вышеперечисленного, на предприятии Харьковский АвтоСборочный Завод, был разработан, проект микролитражного легкового автомобиля (4-местного / весом - 550 кг). (Мотор, данного автомобиля - 4-цилиндровый бензиновый двигатель (система охлаждения - водяная), рабочим объемом - 1000 см3, который расположен, у задней разрезной оси.)
Двигатель спроектирован, с верхним кулачковым валом, непосредственно действующим, на клапаны. (Предполагаемая, максимальная скорость движения - 100 км/ч.)
Развернуть, полномасштабное производство, грузовых автомобилей и мотоциклов, в городе Харьков, помешало, отсутствие финансирования, из центра.
В Харькове, украинцам, удалось развернуть, полномасштабное производство, тракторов.
28 января 1930 года, началось строительство, самого мощного, в СССР, предприятия по производству тракторов - ХТЗ (Харьковский Тракторный Завод).
1 октября 1931 года, с конвейера сошел, первый украинский трактор - СХТЗ 15/30, созданный, на базе американского трактора International 15/30.
Первый украинский трактор СХТЗ 15/30, был оснащен, бензиновым двигателем (мощность - 30 л. с.), который работал, на керосине.
В 1935 году, в Украине, был изготовлен, первый украинский электромобиль (название - неизвестно).
Электромобиль (4-местный), являлся, разработкой, предприятия ГоловДорТранс (АвтоОтдел), расположенным, в городе Киев - нашей столицы.
Кузов, первого украинского электромобиля, был изготовлен, из алюминия. (Колеса - подвешены, на независимых пневмобаллонах.)
Был сделан, толь один, опытный образец.
В 1935-1936 годах, был создан, еще один, легковой автомобиль (название - неизвестно). (Разработчики - группа энтузиастов, во главе, с Л. Д. Ковалевым.)
Автомобиль, имел, независимую подвеску (гидропневматическую), всех колес.
В 1948 году, был сделан, первый опытный образец, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець. (Позднее, появились, модификации: ДАЗ-150Б Українець; ДАЗ-150В Українець.)
Необходимо, очень подробно, рассмотреть, историю создания, этого автомобиля, которая, тесно связана, с историей ДАЗ (Днепропетровский Автомобильный Завод).
Грузовой автомобиль ДАЗ-150 Українець - того же класса, что и послевоенный первенец, предприятия Завод имени Сталина - ЗиС-150. (Разница - ЗиС-150, производился, многими тысячами и поставлялся, во многие страны, а выпуск, автомобилей ДАЗ-150 Українець, ограничился, небольшой опытной партией.)
Украинский город Дніпро (Днепропетровск), еще до Второй Мировой Войны, стал, центром полного цикла, металлургического производства. (Вокруг города, располагались, различные сырьевые заводы (поставщики) и имелась, мощная энергетическая база.)
Город Дніпро (один, из центров, украинской промышленности), располагал, огромным количеством, квалифицированных кадров - промышленный центр, обладал, множеством, техникумов и В.У.З. (Высшее Учебное Заведение - Институты / Университеты / Академии), в которых велась, подготовка, необходимых, инженерно-технических работников.
В 1944 году, военные действия, на территории СССР, закончились и советское руководство, поставило задачу, восстановления экономики - началось строительство, предприятий - Кутаисский Автомобильный Завод / Новосибирский Автомобильный Завод и нескольких, автосборочных заводов (в городах - Иркутск / Одесса). (Цель - резкое увеличение производства, грузовых автомобилей.)
21 июля 1944 года, Государственный Комитет Обороны (ГКО), принимает, постановление о строительстве, в городе Дніпро, крупного автомобильного завода - ДАЗ.
По плану строительства - завершение постройки: сборочный цех / вспомогательный цех - первый квартал 1946 года; моторный цех / литейный цех / кузнечный цех - первый квартал 1947 года; прочие цеха, необходимые, для комплексного производства, грузовых автомобилей - декабрь 1947 года.
(В 1941 году, на месте, предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод, началось, строительство, авиационного завода (по плану - производство, авиационных двигателей) - но начавшаяся, распря, между И. В. Сталиным и Adolf Hitler, похоронила эти планы (на голой местности, находились, только 24 железобетонных колонны).)
31 июля 1944 года, выходит, приказ народного комиссара среднего машиностроения (С. А. Акопова) - организация производства, грузовых автомобилей, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод: первая очередь - тридцать тысяч автомобилей, в год (с последующим, увеличением мощностей предприятия - до 75 тысяч единиц, в год).
В августе 1944 года, выходит, приказ наркома среднего машиностроения - главным инженером, нового автомобильного завода, был назначен, В. Д. Майборода / главным конструктором, нового автомобильного завода, был назначен, В. А. Грачев / директором, нового автомобильного завода, был назначен, А. И. Романов.
В октябре 1944 года, на юго-западной окраине, города Дніпро, началось, строительство, нового автомобильного завода, силами: ОСМГ (Отдельная Строительно-Монтажная Группа) - предприятие ДнепровскПромСтрой; ОРБ (Отдельный Рабочий Батальон).
Первоначально, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод, планировалось, выпускать, грузовые автомобили ГАЗ-51.
В июле 1945 года, было решено, выпускать, грузовые автомобили ДАЗ-150 Українець (база - ЗиС-150) - объемы выпуска, было решено, увеличить - до трехсот тысяч, грузовых автомобилей, в год.
24 июля 1945 года, началось, освоение конструкции, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець.
16 августа 1945 года, был организован, филиал (бывший, Завод №490), предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод - ЗВО (Завод Вспомогательного Оборудования). (Директор, предприятия ЗВО (Завод Вспомогательного Оборудования) - В. В. Ошко.)
В сентябре-ноябре 1945 года, на предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, прибыли, первые эшелоны (56 вагонов), с немецким оборудованием (украдено, русскими оккупантами (РККА), в Германии).
В декабре 1945 года, началось, строительство, основных цехов, нового автомобильного завода: производство автомобильных шасси; ремонтно-кузнечное производство; ремонтно-литейное производство.
(В условиях, послевоенной разрухи, предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, строилось, крайне медленно - план строительно-монтажных работ, хронически, не выполнялся: 1945 год - выполнение плана - сорок процентов; 1946 год - выполнение плана - 39 процентов.
В декабре 1946 года, на предприятии ЗВО (Завод Вспомогательного Оборудования), были собраны, грузовые автомобили ЗиС-5 (две единицы) - это была, самая первая, автомобильная продукция, предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод.
В январе 1947 года, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод, началось, проектирование - прицеп (грузоподъемность - четыре тонны) для грузового автомобиля ЗиС-150 / седельный тягач на шасси ЗиС-150.
Первой серийной продукцией, предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод, являлись, автокраны К-31 на шасси ЗиС-5 (грузоподъемность - три тонны).
В марте 1948 года, предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, приступил, к подготовке, серийного производства, данного типа спецтехники - К-31 на шасси ЗиС-5.
1 июля 1948 года, было освоено, серийное производство, автокранов К-31 на шасси ЗиС-5.
В октябре 1948 года, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод, был разработан, комплект документации, на автопогрузчик ДАЗ-4000, который был передан, на предприятии Львовский Завод АвтоПогрузчиков (где и было налажено, их серийное производство).
(Продукция предприятия (1948 год): автокран К-31 на шасси ЗиС-5 - 504 единицы (в апреле 1949 года, был сделан, тысячный автокран (К-31 на шасси ЗиС-5)); формовочная машина ФМ-300 - 55 единиц.)
В этом же году, были изготовлены, опытные образцы, гидравлических автопогрузчиков: ДАЗ-4000 (грузоподъемность - три тонны); ДАЗ-4001 (грузоподъемность - пять тонн). (Их производство, было налажено, на предприятии Львовский Завод АвтоПогрузчиков.)
Был создан, проект, плавающего автомобиля ДАЗ-485 (БАВ-485 - Большой Автомобиль Водоплавающий). (Создан, на базе, американского плавающего автомобиля DUKW-353.)
В июне 1949 года, был налажен, серийный выпуск, автокранов К-32 на шасси ЗиС-150.
В июле-сентябре 1949 года, были проведены, пробные испытания, опытных образцов плавающих автомобилей ДАЗ-485 (две единицы). (Пробные испытания, проводились, на реке Днепр.)
(Продукция предприятия (1949 год): автокраны (К-31 на шасси ЗиС-5 / К-32 на шасси ЗиС-150) - 1650 единиц; колеса (ЗиС-150) - 98394 единиц; колеса (К-31 на шасси ЗиС-5) - 5046 единиц.) (В этом же году, было освоено, производство: карданные валы; рулевое управление.)
1 сентября 1950 года, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод, стартовал, серийный выпуск, самосвалов ЗиС-585 (кооперация, со следующими предприятиями: Кутаисский Автомобильный Завод; Московский Автомобильный Завод имени И. В. Сталина). (В 1950 году, предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, изготовило, 623 единицы (ЗиС-585).
В сентябре-октябре 1950 года, были проведены, испытания (заводские / межведомственные), плавающих автомобилей ДАЗ-485 (место - Кавказ / Крым). (Армейское обозначение - БАВ (Большой Автомобиль Водоплавающий).)
(Продукция предприятия (1950 год): автокран К-32 на шасси ЗиС-150 - 2034 единицы; колеса (ЗиС-150) - 184512 единицы; тракторные колеса 11692 единицы.) (Предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, производило, 38 наименований, автомобильных запасных частей.)
К началу 1951 года, на предприятии, были построены (полное функционирование): арматурный цех; большой экспериментальный цех; литейный цех ковкого чугуна; прессовый корпус (общая площадь - сорок тысяч квадратных метров / линия прессов - две единицы); цех изготовления задних мостов; цех изготовления колес; цех изготовления рессор. (Кроме того, строился, литейный цех серого чугуна.)
Коллектив предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод (1 января 1951 года) - 8768 человек (Рабочие - 6123 человек).
Основное внимание, конструкторское бюро, предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод, уделяло, созданию, грузовых автомобилей.
Была проведена, глубокая модернизация, советского грузового автомобиля ЗиС-150, итогом которой, являлось, создание, украинского автомобиля ДАЗ-150 Українець (бортовой).
(Для справки: в 1944 году, на предприятии Днепропетровский Автомобильный Завод, который, только строился, провели, модернизацию, автомобиля ЗиС-150 (на подобии ГАЗ-51) - совершенствование, передней части.)
7 ноября 1947 года, грузовой автомобиль ДАЗ-150 Українець (первый экземпляр), был представлен, широкой публике. (Данный автомобиль, являлся, модернизированным вариантом, доставленного, из города Москва, советского грузового автомобиля ЗиС-150 Опытный Образец №2.)
Автомобиль ЗиС-150 Опытный Образец №2, располагал, крайне ненадежными - трансмиссией / ходовой частью. (Экстерьер, данного автомобиля, полностью копировал, дизайн, американского грузового автомобиля International KR11 6x4 1940-1943.)

ДАЗ-150 Українець vs ЗиС-150
- Капот, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець - аллигаторного типа (на автомобиле ЗиС-150, доступ к двигатели, осуществляется, сбоку). (Боковины капота - легкосъемные.)
- Крылья, украинского автомобиля, имели: более мелкий профиль; больший зазор, от шины до крыла - это диктовалось, условиями эксплуатации (деасфальтированные дороги + дождливое время).
- Оперение, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець - более современное / более технологичное / более жесткое (оригинальная облицовка радиатора, которая, в нижней части, плавно переходит, в Г-образные крылья).
(Конструкция кабины, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець, - соответствовала, конструкциям кабин, таких автомобилей, как - ГАЗ-51 / ГАЗ-3307 / ЗиЛ-131 / Урал-375.)

Перспективной чертой внешности, украинского автомобиля ДАЗ-150 Українець, являлись, полностью утопленные, в переднюю плоскость крыльев - фары / подфарники (на подобии, советского легкового автомобиля ГАЗ-20 Победа).
Данная черта внешности, в то время, только-только, начинала появляться, на легковых автомобилях, не говоря уже, о более утилитарных, грузовых автомобилях.
В 1949 году, об этом, писал, конструктор + дизайнер Ю. А. Долматовский: «Советские конструкторы, ведут, большую работу, направленную, на улучшение внешности, грузовых автомобилей. Оформление, грузового автомобиля, должно подчеркивать, его мощность, при сравнительной, конструктивной простоте и надежности. Данная тенденция, получила, наиболее яркое воплощение, в опытных образцах, грузовых автомобилей - ДАЗ-150 Українець / УльЗиС-НАМИ-253.».
Новаторская внешность, украинского автомобиля ДАЗ-150 Українець, сочеталась, с дешевизной, в производстве.
Кабина, автомобиля ДАЗ-150 Українець, была: сдвинута - вперед (на 200 мм); поднята - вверх (на 50 (60) мм). (Это нововведение, значительно улучшило, обзорность, с водительского места.)
Украинский автомобиль ДАЗ-150 Українець, был оснащен, удлиненной, грузовой платформой - на 405 мм (за счет, заднего свеса - на 180 мм) - при, этом, длина базы, составляла - 4000 мм.
На автомобиле ДАЗ-150 Українець, был установлен, штампованный, передний бампер + брызговик (сверху) - советский грузовой автомобиль ЗиС-150, оснащался, примитивной, однотавровой балкой (бампер).
Гидравлические амортизаторы, передней подвески, от американского грузового автомобиля International KR11 6x4 1940-1943. (Амортизаторами, подобной конструкции, были оснащены, советские грузовые автомобили ЗиЛ-164 - октябрь 1957 года.)
Балка заднего моста (штампованно-сварная), на автомобиле ДАЗ-150 Українець, изготавливалась, из трубы, типа Clark (ЗиС-150 - литая / из ковкого чугуна) - значительное снижение: вес; трудоемкость изготовления.
(Впоследствии, задние мосты (с балкой, аналогичной конструкции), были применены, на автомобилях - ГАЗ-53А / ЗиЛ-130 - середина 1960-х годов... ...на вывезенном, из города Днепропетровск, оборудовании.)

Технические характеристики, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець (Первый Образец)
Колесная формула - 4х2.
Грузоподъемность - 4 тонны + три человека.
Сухая масса - 4150 кг (ЗиС-150 - 4090 кг).
Двигатель - бензиновый (карбюраторный) ЗиС-120.
Число цилиндров - 6 (расположение - рядное).
Мощность - 90 л. с. при 2600 об/мин.
Максимальная скорость - 71 км/ч (ЗиС-150 - 65 км/ч).
КПП - механическая. (Передаточное отношение (главная передача - 7,63:1).)
Габаритные размеры: длина - 6890 мм; ширина - 2500 мм; высота - 2260 мм (ЗиС-150 - длина - 6720 мм / ширина - 2470 мм / высота - 2180 мм); база - ? мм; колея передних колес - 1735 мм (ЗиС-150 - 1700 мм) / колея задних колес - 1740 мм. (Клиренс (задним мост) - 265 мм.) (Радиус поворота (наименьший) - 7,5 метров.)
Размеры бортовой платформы: длина - 3945 мм; ширина - 2245 мм; высота - 590 мм (ЗиС-150 - длина - 3540 мм / ширина - 2250 мм / высота - 584 мм).
Размер шин - 9,00/R20.
Расход топлива (шоссе) - 38 литров / 100 км.
Запас хода (шоссе) - 395 км (топливный бак - 150 литров).

В январе-феврале 1948 года, новый грузовой автомобиль, был представлен, в управляющем государственном органе Министерство Автомобильной и Тракторной Промышленности СССР - далее, прошел, предварительные испытания, проведенные, предприятием НАМИ (Центральный Научно-Исследовательский Автомобильный и АвтоМоторный Институт).
Цель, проведенных испытательных мероприятий - определение, преимуществ, полученных, в ходе модернизации, советского грузового автомобиля ЗиС-150.
Компоновочная схема, украинского грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець, была оценена, положительно.
Длина автомобиля, увеличилась - на 170 мм (высота, увеличилась - на восемьдесят миллиметров).
Нагрузка на задний мост, также, немного, увеличилась - это несколько разгрузило, передок.
Рулевое управление, стало, удобнее - угол наклона, рулевой колонки, был уменьшен (с 45 градусов, до 35 градусов).
Кабина, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець, стала, менее просторной - был поднят, уровень пола.
Общая масса, автомобиля, увеличилась - на шестьдесят килограмм.
Присутствие гидравлических амортизаторов, могло повысить, долговечность, передних рессор.
Более современное и технологически, простое, оперение, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець, затрудняло, доступ, к двигателю. (Во время проведения, ремонта или технического обслуживания, приходилось, демонтировать - капотные боковины / крылья... ...или проводить, вышеупомянутые мероприятия - снизу - используя, смотровую яму.
Работники НАМИ (Центральный Научно-Исследовательский Автомобильный и АвтоМоторный Институт), рекомендовали, уменьшить (в облицовке радиатора), количество горизонтальных брусьев (на первом образце - шесть единиц (три - в двух нишах) / на последних образцах - пять единиц). (...для простоты изготовления...)
Педаль сцепления, в грузовом автомобиле ДАЗ-150 Українець, имела, нестандартную конструкцию - состояла, из двух половин / огибала, рулевую колонку.
К концу 1948 года, было принято, решение, о начале, серийного производства, грузовых автомобилей ДАЗ-150 Українець (заводской индекс шасси - ДАЗ-120).
Был проведен, монтаж, технологической линии Clark - изготовление, штампованных балок задних мостов, т. е. специализированное производство колесных дисков. (В СССР, колесные диски, производились, только, на предприятии ГАЗ (Горьковский Автомобильный Завод), которое выпускало (основная доля продукции), американские автомобили: Ford Model A; Ford Model AA; Ford Model V8 (40-730).)
Двигатели и коробки перемены передач, предполагалось, производить, на производственных мощностях, предприятия Днепропетровский Автомобильный Завод.
К лету 1949 года, был изготовлен, седельный тягач ДАЗ-150Б Українець + полуприцеп ДАЗ-5100 (1.ПП.7) (грузоподъемность - семь тонн), созданным, на основе, полуприцепа Edwards D11V (грузоподъемность - 6,4 тонн). (Общий вес автопоезда (ДАЗ-150Б Українець + ДАЗ-5100) - 13300 кг.)
(Существовала, военная модификация, полуприцепа ДАЗ-5100 (1.ПП.7), которая, была предназначена, для размещения, мобильного радиолокационного комплекса Гром.)
Отличия, седельного тягача ДАЗ-150Б Українець, от базовой модели (ДАЗ-150 Українець): база - 3800 мм / габаритные размеры (длина х ширина х высота) - 6670 мм x 2400 мм x 2260 мм; запасное колесо, было перенесено, за кабину; передаточное отношение (главная передача) - 9,28:1; установка крана управления пневмотормозами (тип ЯАЗ-200); установка седельно-сцепного устройства.
В 1949 году, началась, опытная эксплуатация, автомобилей: ДАЗ-150 Українець; ДАЗ-150Б Українець. (В этом же году (октябрь), было завершено, конструирование, грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець.)
В 1949 году, было изготовлено, четыре единицы (опытные образцы) - ДАЗ-150 Українець / ДАЗ-150Б Українець.
Существовала и длиннобазная модификация, бортового грузового автомобиля ДАЗ-150 Українець - ДАЗ-150В Українець.
Весной 1951 года, решение, о начале, серийного производства, автомобилей ДАЗ-150 Українець, было - отменено. (Причина - перепрофилирование произодства.)
После этого, предприятие Днепропетровский Автомобильный Завод, было преобразовано, в предприятие Південний машинобудівний завод (ЮжМаш). (Цель - производство, Р-1 (8А11) - первая советская (украинская) баллистическая ракета (главный конструктор - украинский ученый С. П. Корольов).)

Гражданская продукция, предприятия ЮжМаш
Колесные тракторы: ЮМЗ-2; ЮМЗ-5; ЮМЗ-6; ЮМЗ-6А; ЮМЗ-6К; ЮМЗ-6АК; ЮМЗ-1024.0; ЮМЗ-1024.4Н; ЮМЗ-1025.4; ЮМЗ-1025.4Н; ЮМЗ-8040; ЮМЗ-8040.2; ЮМЗ-8040.2М; ЮМЗ-8070; ЮМЗ-8071; ЮМЗ-8080; ЮМЗ-8085; ЮМЗ-8240; ЮМЗ-8244; ЮМЗ-8244.2; ЮМЗ-8244.2М; ЮМЗ-8270; ЮМЗ-8271; ЮМЗ-8280; ЮМЗ-8285.
Троллейбусы: ЮМЗ Т1; ЮМЗ Т1Р; ЮМЗ Т2; ЮМЗ Т2.09; ЮМЗ Т2П; ЮМЗ Т3К; ЮМЗ Е-186; Дніпро Т103; Дніпро Т103.00; Дніпро Т103.22.

Количество, выпущенных автомобилей ДАЗ-150 Українець?
Информация, взятая, из заводского архива:
- Декабрь 1949 года - произведено, тридцать грузовых автомобилей ДАЗ-150 Українець (первая партия) (ДАЗ-150 Українець / ДАЗ-150Б Українець / ДАЗ-150В Українець).
- Январь-март 1951 года - произведено, пятьдесят грузовых автомобилей ДАЗ-150 Українець (ДАЗ-150 Українець / ДАЗ-150Б Українець / ДАЗ-150В Українець).
Свидетельства, Е. ?. Прочко:
...наиболее реальная цифра, произведенных, автомобилей ДАЗ-150 Українець (ДАЗ-150 Українець / ДАЗ-150Б Українець / ДАЗ-150В Українець) - восемь единиц...

В 1954 году, появляется, первая разработка (самостоятельная), легендарного украинского предприятия Львовский Автобусный Завод - автопоезд ЛАЗ-150Ф (общая грузоподъемность - семь тонн) + прицеп-фургон ЛАЗ-730.
В 1955 году, был выпущен, модифицированный автопоезд ЛАЗ-150Ф (единственное отличие - в фургоне, появились, окна).
В этом же году, запущен, в серийное производство, автокран ЛАЗ-690 - первая серийная разработка, предприятия Львовский Автобусный Завод.
В 1956 году, стал производиться, первый украинский, серийный автобус - легендарный ЛАЗ-695.
В конце 1950-х годов, на предприятии Киевский Мотоциклетный Завод, проводились, работы, направленные, на создание, сверхлегких грузовых автомобилей, грузоподъемность которых, не превышала бы - пятьсот (шестьсот) килограмм.
Автомобили, изготавливались, с использованием, агрегатов и узлов, от - мотоциклов (КМЗ) и легкового автомобиля ЗАЗ-965.
Результатом, проведенных работ, явились, следующие опытные образцы: КМЗ-1; КМЗ-3; КМЗ-4; КМЗ-5. (Существование, автомобиля КМЗ-2 - не установлено.)
В 1959 году, были образованы, крупнейшие украинские, автомобилестроительные предприятия - Запорожский Автомобильный Завод (первый серийный автомобиль - ЗАЗ-965) и Кременчугский Автомобильный Завод (первый серийный автомобиль - КрАЗ-222 Дніпро).
В 1959 году, был создан, грузовой автомобиль КМЗ-1 (силовой агрегат - оппозитный 2-цилиндровый бензиновый (карбюраторный) двигатель (воздушного охлаждения / мощность - 26 л. с. / объем - 746 см3) - от мотоцикла КМЗ К-750). (Двигатель, был размещен, под грузовой платформой.)
Коробка перемены передач - 4-ступенчатая (механическая). (Привод - задний (задние колеса - односкатные).)
Подвеска - независимая.
Украинский сверхлегкий грузовой автомобиль КМЗ-1, обладал, лонжеронной рамой.
Грузовая платформа, оснащалась, пластмассовыми бортами.
В 1960 году, была изготовлена, небольшая серия, грузовых автомобилей КМЗ-3 Київ - капотной компоновки.
Силовой агрегат, автомобиля КМЗ-3 Київ - оппозитный 2-цилиндровый бензиновый (карбюраторный) двигатель (воздушного охлаждения / мощность - 26 л. с. / объем - 746 см3) - от мотоцикла КМЗ К-750).
Мотоциклетный двигатель, позволял, развивать, украинскому сверхлегкому грузовому автомобилю (полная масса - 1050 кг), максимальную скорость - 80 км/ч.
Кабина (2-местная), была изготовлена, из алюминия. (Грузовая платформа - деревянная.)
От легкового автомобиля ЗАЗ-965, заимствовались - тормозные механизмы / механизмы рулевого управления.
В 1961 году, было изготовлено, несколько фургонов КМЗ-4 Київ, располагавших, цельнометаллическими кузовами.
В 1962 году, появилась, военная модификация (КМЗ-2?) - КМЗ-5 (снаряженная масса - 525 кг).
Кабина, военного автомобиля КМЗ-5 - открытая (без дверей), с брезентовым тентом.
(Длина - сокращена - с 3650 мм, до 3550 мм.)

Комментарии

ДП Конотопський авіаційний ремонтний завод "Авіакон"
Авіакон-ЛАЗ 42021 - Автобус.
Авіакон-ХАРЗ 5259 - Автобус (кількість сидінь - 28 / пасажиромісткість - 114).

ДП Київський авіаційний завод "Авіант" (Продукція - тролейбуси.)
Авіант К12 Київський / Авіант К12.00 Київський / Авіант К12.01 Київський / Авіант К12.02 Київський / Авіант К12.03 Київський / Авіант К12.03М Київський / Авіант К12.04 Київський / Авіант К12.04М Київський / Авіант К12.05 Київський / Авіант К12.06 Київський / Авіант К12.07 Київський / Авіант К12.08 Київський

АвтоМаш
АвтоМаш ЗИЛ-130 / АвтоМаш Сула Вантажопасажирський автомобіль / АвтоМаш Сула Мікроавтобус / АвтоМаш Сула Пасажирський автомобіль / АвтоМаш Сула Швидка медична допомога / АвтоМаш Сула-2210 / АвтоМаш Сула-3980 / АвтоМаш Сула-3980

АвтоТехнологія (Продукція - автобуси.)
АвтоТехнологія A208.50 Altair 23 / АвтоТехнологія A208.69 Altair / АвтоТехнологія А207.50 Saturn / АвтоТехнологія А208.50 Altair / АвтоТехнологія А208.51 Altair / АвтоТехнологія А209.50 Saturn / АвтоТехнологія А307.50 Selena / АвтоТехнологія А308.51 Sirius

АМФ
АМФ-01 / АМФ-01.01 / АМФ-01.02 / АМФ-01.03 / АМФ-01.04

Анто-Рус
Анто-Рус 2201 Антон / Анто-Рус 3230 Скіф / Анто-Рус 3230.21 Скіф / Анто-Рус 3230.22 Скіф / Анто-Рус 3250 Антон / Анто-Рус 3250.01 Антон / Анто-Рус 3250.02 Антон / Анто-Рус 3250.02 ГД Антон / Анто-Рус 3250.02 Шкільний Антон / Анто-Рус 3250.11 Антон / Анто-Рус 3250.21 Антон / Анто-Рус 3250.22 Антон / Анто-Рус 3250.23 Антон / Анто-Рус А103 Руслан / Анто-Рус А103.1 Руслан / Анто-Рус А103.2 Руслан / Анто-Рус ВАЗ-21043 / Анто-Рус ВАЗ-2106 / Анто-Рус ВАЗ-21070 / Анто-Рус ВАЗ-21093 / Анто-Рус ВАЗ-21099

БІЛ
БІЛ-1986 '1986 - Всюдихід (Зроблений в єдиному екземплярі).
БІЛ-2002 '2002 - Лімузин (Зроблений в єдиному екземплярі).
БІЛ-2005 '2005 - Лімузин (Зроблений в єдиному екземплярі).

ВЕПР
ВЕПР Tavria Coupe
ВЕПР-К Командир
ВЕПР-К Командир Коммерческий
ВЕПР-К Командир Специальный
ВЕПР-К Командир Спорт
ВЕПР-М Мисливець
ВЕПР-С Специальный

Випос
Audi A6 (C6)
Audi A8 (D3f)
Audi Q5 (8R)
Audi Q7
Випос Ostcar (Седан)

Ворошиловградський Дослідно-Експериментальний Завод (ВДЕЗ) Горизонт
ВДЕЗ-ГАЗ-33021 Вахтовий Автобус
ВДЕЗ-УАЗ-3303 Вантажно-Пасажирський Автобус
Горизонт 53Г1 Гірничорятувальний Автобус
Горизонт 53Г1 Пасажирський Автобус

Галицький АвтоЗавод
ГалАЗ 3207 Вікторія '2006-2009 / ГалАЗ 3207.05 / ГалАЗ 3207.25 / ГалАЗ 3207.25 Міжміський / ГалАЗ 3207.60 / ГалАЗ 3207.61 / ГалАЗ 3207.62 / ГалАЗ 3207.63 / ГалАЗ 3208 Бізон / ГалАЗ 3209 Вікторія / ГалАЗ 3209.10 / ГалАЗ 3209.20 / ГалАЗ 3209.60 / ГалАЗ А (3207) Iveсo 65F15 '2015-в.т. / ГалАЗ А075 (Mercedes Vario 814D) / ГалАЗ А075 (Mercedes Vario 816D) / ГалАЗ А075 (Mercedes Vario 818D) / ГалАЗ А307.50 (Mercedes-Benz Sprinter 515) / ГалАЗ А307.50 (Mercedes-Benz Sprinter 516) / ГалАЗ А307.50 (Mercedes-Benz Sprinter 616) / ГалАЗ А510.50 Галич

ГСОКБ-473
Київ Спорт Coupe / Київ Спорт Roadster

ДАБ
ДАБ Донбасс - Мікроавтобус.

Дніпровський Автобусний Завод
ДАЗ-3220 Дніпро на шасі ГАЗ 3309 / ДАЗ-3221 Дніпро на шасі ГАЗ 3307 / ДАЗ-3240 Дніпро / ЛАЗ-695 / ЛАЗ-695Н / ЛАЗ-695Н Шкільний / ЛАЗ-695НГ / ЛАЗ-695Т / ЛАЗ А183 / ЛАЗ-Renault Ambulance

Дніпропетровський Автомобільний Завод
ДАЗ-150 Українець / ДАЗ-150Б Українець / ДАЗ-150В Українець / ДАЗ-485

Доброта
Бескид 3222.3 Міжміський / Бескид 3222.3 Туристичний / Бескид 3232 Міський / Бескид 3232 Приміський / Бескид 3233

ЕлектронМаш
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Бункер для збору сміття
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Бункер для піску або піскосуміші
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Кузов бортовий самоскидний
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Кузов самоскидний без відкидних бортів
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Плуг-відвал
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Цистерна і поливальна штанга
ЕлектронМаш ЕМ-С320.12 Електрон Н.О. Щітка фронтальна
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон Н.О. Бункер для піску або піскосуміші
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон Н.О. Кузов бортовий самоскидний
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон Н.О. Плуг-відвал
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон Н.О. Цистерна і поливальна штанга
ЕлектронМаш ЕМ-С440 Електрон Н.О. Щітка фронтальна
ЕлектронМаш Тип А1 Електрон
ЕлектронМаш Тип А2 Електрон
ЕлектронМаш Тип В Електрон

ЕлектронТранс
ЕлектронТранс T3B44 (Трисекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс T3L44 (Трисекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс T5B64 (П`ятисекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс T5L64 (П`ятиcекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс T7B86 (Семисекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс T7L86 (Семиcекційний трамвай) Електрон
ЕлектронТранс Е19 (Електробус) Електрон
ЕлектронТранс Т19 (Тролейбус / міський) Електрон

Єнакіївський АвтоРемонтний Завод
ЄАРЗ 654 / ЄАРЗ Вахта (ГАЗ) / ЄАРЗ Вахта (ГАЗель)

Запорізький Експериментальний Завод Транспортних Засобів
ЗЕЗТЗ АСЧ 03
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі ГАЗ 53А
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі ГАЗ 66
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі ЗиЛ 130
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі ЗиЛ 131
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі КамАЗ 4310
ЗЕЗТЗ Вахтовий автобус на шасі КамАЗ 5320
ЗЕЗТЗ Мікроавтобус на шасі УАЗ 452Д
ЗЕЗТЗ Платформний евакуатор на базі Mercedes-Benz 710D '2005
ЗЕЗТЗ ТС-3965 '1991-????

Iveco-Мотор Січ
Iveco-Мотор Січ 2826.5
Iveco-Мотор Січ 8045.25.850
Iveco-Мотор Січ 8140.23
Iveco-Мотор Січ TurboDaily 35Е10V
Iveco-Мотор Січ TurboDaily 49E10V
Iveco-Мотор Січ TurboDaily A35.10C
Iveco-Мотор Січ TurboDaily A40E10
Iveco-Мотор Січ-УАЗ 3159 Барс

Iveco-Україна
Iveco-Україна EuroCargo
Iveco-Україна TurboDaily 35Е10V
Iveco-Україна TurboDaily 49E10V
Iveco-Україна TurboDaily A40E10

КАРЗ
КАРЗ ГЗА-651

КАРП №5
АЗЛК 2141 (КАРП №5)
АЗЛК 214100 Святогор (КАРП №5)
ИЖ 2126 Ода (КАРП №5) '2001-????

Київський Завод ЕлектроТранспорту
2Т (КЗЭТ)
2Ту (КЗЭТ)
КЗЭТ 2Т
КЗЭТ 2Ту
Киев 1
Киев 2
Киев 2Тм
Киев 3
Киев 3А
Киев 4
Киев 5
Киев 5ЛА
Киев 6
Киев 6А
Киев 6Т
Киев 8 на шасі КАЗ 608А
Киев 11
Киев 11У
Киев 12

Київський Мотоциклетний Завод
КМЗ 1
КМЗ 3
КМЗ 4
КМЗ 5
КМЗ Аріан

Конвейер-Спорт
Форкон 0191КП
Форкон 0591
Форкон 0695

Котовський Ремонтно-Механічний Завод
КРМЗ ТС-3966 на базі ГАЗ

Луганський АвтоСкладальний Завод
ЛАРЗ 977 Луганськ '1962-1976
ЛАРЗ 977 Луганськ 2
ЛАРЗ 977 Спеціальний '1962-1976
ЛАСЗ Автобус на шасі ГАЗ 51А з кузовом типу ПАЗ 651 '1954-1966
ЛАСЗ Автобус на шасі ГАЗ 63 з кузовом типу ПАЗ 651 '1954-1966
ЛАСЗ Мікроавтобус '1966-1967
ЛАСЗ Спеціальний Автомобіль на базі ПАЗ 672 '1967-1992
ЛАСЗ Спеціальний Автомобіль на базі УАЗ 452 '1967-1992
ЛАСЗ Старт '1966 Зроблено 20 одиниць
ЛАСЗ-ПАЗ 672 Спеціальний Медичний '1967-1992
ЛАСЗ-УАЗ 452 Спеціальний Медичний '1967-1992

Металіст
Старт на шасі ЗіЛ - Мікроавтобус.

Одеський Автоскладальний Завод
ГАЗ 93
ГАЗ 93Б
КамАЗ 53212
ОдАЗ 695
ОдАЗ 695Т
ОдАЗ 794
ОдАЗ 828
ОдАЗ 885
ОдАЗ 9357
ОдАЗ 93571
ОдАЗ 9370
ОдАЗ 9385
ОдАЗ 9786
ОдАЗ Шасі для зенітного ракетного комплексу С-300

Практика
АЗП 3200 на шасі Mercedes-Benz Sprinter (W906) '2010
Козак Автомобіль
Козак Інкасаторський автомобіль
КрАЗ 6623 Військовий броньований вантажний автомобіль
Практика Броньований Блок-Пост
Практика Мобільний Штабний Пункт
Практика Операційний Модуль Польового Шпиталю
Практика Фортеця на колесах (КрАЗ 5233)
Практика Фортеця на колесах (КрАЗ 6322)
Практика-Toyota Hilux Військовий броньований автомобіль
ПТК Скіф на шасі Козак
СРМ-1 Козак (Модифікації: Iveco Daily 55S18W 4x4) (7,62-мм кулемет КТ-7.62, 12,7-мм крупнокаліберний кулемет КТ-12.7, 30-мм автоматичний гранатомет АГС-17, 40-мм автоматичний гранатомет УАГ-40.)
СРМ-1 Козак (ГАЗ 66 4x4) (Модифікації: Iveco Daily 55S18W 4x4) (7,62-мм кулемет КТ-7.62, 12,7-мм крупнокаліберний кулемет КТ-12.7, 30-мм автоматичний гранатомет АГС-17, 40-мм автоматичний гранатомет УАГ-40.)

САРБ
САРБ Заря '1966-1967
САРБ Старт '1964-1970

Свет шахтера
Шахтер

СЗМ
Таджикистан 4209
Таджикистан 4209.1

СК Коммунар ЗАЗ
Юность

СКЭМ
СКЭМ 03/05
СКЭМ 04А
СКЭМ 04А/06
СКЭМ 04А/07
СКЭМ 04А/08
СКЭМ 04А/08.1

Стрий Авто
Стрий Авто А075
Стрий Авто А075 Шкільний
Стрий Авто А075.2
Стрий Авто А075.4
Стрий Авто А075.5
Стрий Авто А075.62
Стрий Авто А075.62 (М)
Стрий Авто А075.62 (Т)
Стрий Авто А075.63
Стрий Авто А075.63-01
Стрий Авто А079 Шкільний Еталон '2003-???? Зроблено 30 одиниць
Стрий Авто А102 Карпати
Стрий Авто А102.1 (MAN) Карпати
Стрий Авто А102.1 (Mercedes-Benz) Карпати
Стрий Авто АКТБ-114А
Стрий Авто АКТБ-118
Стрий Авто-БАЗ 2215 Дельфін
Стрий Авто-ЛАЗ 4202.1

УТК Скиф
Скиф 5204
Скиф 5204.01
Скиф 5204.02
Скиф 5204.03

Татра-Південь (Татра-Юг)
Tatra-Південь К-1
Tatra-Південь К-1М
Tatra-Південь К-1М8
Tatra-Південь К-1Т2
Tatra-Південь К-1Т3
Tatra-Південь К-Т3
Tatra-Південь Т-3М

ТФК-Авто
ТФК-Авто А075 Еней на шасі ГАЗ ГАЗель
ТФК-Авто А075 Еней на шасі ЗиЛ Бычок

УкрАвтобусПром
9902
9902.1
9902.2
G901
Автобус Спрінтер
Багатофункціональний Причіпний Модуль
ЛАЗ 360
ЛАЗ 360ЭМ
ЛАЗ 4202
ЛАЗ 4206
ЛАЗ 5252
ЛАЗ 5255 Карпати
ЛАЗ 5255 Олімпіада-80 Спеціальний автобус для супроводження олімпійського вогню
ЛАЗ 52551
ЛАЗ 695
ЛАЗ 697 Турист
ЛАЗ 699 Турист-2
ЛАЗ 699 Україна-71
ЛАЗ 699 Україна-73
ЛАЗ 699П Спеціальний автобус для доставки космонавтів
ЛАЗ Україна-67
ЛАЗ Україна-69
ЛиАЗ 5256
МВ 711.097 на шасі Daimler-Benz
НС 211
ПС 211
РоАЗ 5236
Спеціальний автобус на шасі КамАЗ 43114
Спеціальний вахтовий автобус 42091
ТУР А049
ТУР А061
ТУР А064
ТУР А074
ТУР А078
ТУР А079
ТУР А080
ТУР А084
ТУР А085
ТУР А091
ТУР А097
ТУР А142
ТУР А144
ТУР А145
ТУР А171
ТУР А172
ТУР А174
ТУР А181
ТУР А231
ТУР А3231
ТУР А407
ТУР Е231

Харківський Автомобільний Ремонтний Завод
ХАРЗ 150ТЛ
ХАРЗ 5204 Скиф
ХАРЗ 5259 Харків'янин
ХАРЗ Спецтехніка на базі ХТЗ-26Н
ХАРЗ СХМ-59Г
ХАРЗ ТГМ-126
ХАРЗ ТГМ-126-1
ХАРЗ ТГМ-126-2
ХАРЗ ТМ-96
ХАРЗ Тур А-061

Харківський Автомобільно-Дорожній Інститут
ХАДИ 1
ХАДИ 2
ХАДИ 3
ХАДИ 4
ХАДИ 5
ХАДИ 7
ХАДИ 8
ХАДИ 9
ХАДИ 10
ХАДИ 11Э
ХАДИ 13Э
ХАДИ 15
ХАДИ 21Э
ХАДИ 24
ХАДИ 26
ХАДИ 27
ХАДИ 28
ХАДИ 29
ХАДИ 31
ХАДИ 32
ХАДИ 33
ХАДИ 34
Харьков 1
Харьков 3
Харьков 6
Харьков 7

Харківський автомотоклуб
Харьков Л1
Харьков Л2
Харьков Л3
Харьков Л4
Харьков Электро-2

Харківський Автоскладальний Завод
Автобусний 40-місний кузов ХАСЗ '1929
Вантажний автомобіль ХАСЗ (У-4) '1931
Газогенератор ХАСЗ '1929 (Працює - на дровах.)
Малолітражний автомобіль ХАСЗ (1L) '1931
Фіксована каса ХАСЗ
ХАСЗ (ХМЗ) 375 3см '1931
ХАСЗ (ХМЗ) 750 3см '1931
ХАСЗ (ХМЗ) 1200 3см '1931
ХАСЗ-Ford A '1929
ХАСЗ-Ford AA '1929
ХМЗ-М 350 3см '1931
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 1
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 2
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 3
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 4
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 5
ХМЗ-М 350 3см Модифікація 6

Херсонський Автоскладальний Завод
ХАЗ 2201 Антон
ХАЗ 3230 Скіф
ХАЗ 3230.21 Скіф
ХАЗ 3230.22 Скіф
ХАЗ 3250 Антон
ХАЗ 3250.01 Антон
ХАЗ 3250.02 Антон
ХАЗ 3250.02 ГД Антон
ХАЗ 3250.02 Шкільний Антон
ХАЗ 3250.11 Антон
ХАЗ 3250.21 Антон
ХАЗ 3250.22 Антон
ХАЗ 3250.23 Антон
ХАЗ А103 Руслан
ХАЗ А103.1 Руслан
ХАЗ А103.2 Руслан
ХАЗ ВАЗ-21043
ХАЗ ВАЗ-2106
ХАЗ ВАЗ-21070
ХАЗ ВАЗ-21093
ХАЗ ВАЗ-21099

Часівоярський Ремонтний Завод
ЧРЗ Вантажні фургони на базі СПВ-15
ЧРЗ Вантажопасажирські фургони на базі СПВ-15
ЧРЗ Пересувні диспетчерські пункти на шасі УАЗ 3303
ЧРЗ Рута (25) Next (А21R22) '06.2014-в.т.
ЧРЗ Рута-15
ЧРЗ Рута-15.5
ЧРЗ Рута-16
ЧРЗ Рута-17
ЧРЗ Рута-18
ЧРЗ Рута-19
ЧРЗ Рута-20
ЧРЗ Рута-22
ЧРЗ Рута-22 Інва
ЧРЗ Рута-22 ПЕ
ЧРЗ Рута-23 '2009-в.т.
ЧРЗ Рута-23 D
ЧРЗ Рута-23.2 D Турист
ЧРЗ Рута-23.2 Турист '2010-в.т.
ЧРЗ Рута-25
ЧРЗ Рута-25 D
ЧРЗ Рута-25 ПЕ
ЧРЗ Рута-35 TA
ЧРЗ Рута-37 '2007-в.т.
ЧРЗ Рута-37 Нива
ЧРЗ Рута-41 TA
ЧРЗ Рута-41 TA '2011 Досвідчений Зроблений в єдиному екземплярі
ЧРЗ Рута-43
ЧРЗ Рута-44
ЧРЗ Рута-44.1
ЧРЗ Рута-А048
ЧРЗ Рута-А048.0
ЧРЗ Рута-А048.1
ЧРЗ Рута-А048.2
ЧРЗ Рута-А048.3
ЧРЗ Рута-А048.4
ЧРЗ Рута-А048.5
ЧРЗ СПВ-15
ЧРЗ СПВ-16
ЧРЗ СПВ-17
ЧРЗ Спеціальні автомобілі на базі СПВ-15
ЧРЗ ТС-3966 на шасі ГАЗ 53А
ЧРЗ Швидка медична допомога на базі ГАЗ 3302 '1995-????

Чернігівський автозавод
ЧАЗ 2215 Дельфін '2003-2007
ЧАЗ 2215 Кручений панич '2008-в.т.
ЧАЗ А074 Чорнобривець '2002-в.т.
ЧАЗ А079 '2002-в.т.
ЧАЗ А079.13 Пролісок
ЧАЗ А079.14 Міський Пролісок
ЧАЗ А079.14 Приміський Пролісок
ЧАЗ А079.19 Мальва
ЧАЗ А079.23 Мальва
ЧАЗ А079.24 Мальва
ЧАЗ А079.25 Мальва
ЧАЗ А079.29 Еталон '2002-2007
ЧАЗ А079.29 Мальва '2008-в.т.
ЧАЗ А079.31Ш '2006-в.т.
ЧАЗ А079.32 Еталон '2002-2007
ЧАЗ А079.32 Підсніжник '2008-в.т.
ЧАЗ А079.33 Еталон '2002-2007
ЧАЗ А079.33 Мальва '2008-в.т.
ЧАЗ А079.45 '2006-в.т.
ЧАЗ А083.10 Мак '2010-в.т.
ЧАЗ Т12110 Барвінок '2014-в.т.
ЧАЗ-БКМ 321
ЧАЗ-БКМ АКСМ-321

Чернігівський Завод Спеціального Автотранспорту
Ford Camping (Індивідуальний ігровий автомобіль.)
АВС 01 на базі АСЧ 05 Чернігів '1987-1992
АВС 01 на шасі АСЧ 05 (Пересувний відеозал.)
АВС на шасі ЗИЛ 133Г2 (Освітлювальний автомобіль.)
АГ 01 на шасі АСЧ 05 (Вантажопасажирський фургон.)
АГЗДС на базі АСЧ 03 (Автобус газодимозахисної служби.)
АДТП (Оперативний автомобіль.)
АКО 02 на шасі АСЧ 05 (Кіно операторський автомобіль.)
АКО 02-53-12 на базі АСЧ 05 '1987-1992
АКС на шасі АСЧ 05 (Кінознімальний автомобіль.)
АКСМ 01-452Д (Кінознімальний автомобіль.)
АКСМ 01-452Д на базі Десна-2М '1984-1992
АКТ на шасі ЗИЛ 133Г2 (Важкий кіно-технологічний автобус.)
АМК 01 (53-12) на шасі ГАЗ 53-12 (Багатоцільовий кінознімальний автомобіль.)
АМК на шасі ГАЗ 3307 (Вантажний фургон.)
АОП 01-53-12 на базі АСЧ 03 Чернігів '1979
АОП 02 на базі АСЧ 05 Чернігів '1987-1992
АОП на базі АСЧ 03 Чернігів (Збройно-піротехнічний автомобіль.)
АСТ 02 на шасі АСЧ 05
АСТ 03 на шасі ЗИЛ 133Г2 (Світло-технічний автомобіль.)
АСТ 04 на базі АСЧ 05 Чернігів '1987-1992
АСТ на базі АСЧ 03 Чернігів (Фургон для світлотехнічного обладнання.)
АСЧ 01 Чернігів
АСЧ 02 Чернігів
АСЧ 03 '1973-1976
АСЧ 03 Чернігів
АСЧ 03 Чернігів '1976-1986
АСЧ 03.98 Чернігів
АСЧ 03-98 Досвідчений '1998 Зроблений в єдиному екземплярі
АСЧ 04 Досвідчений '1975
АСЧ 04 Чернігів
АСЧ 05 '1984-1992
АСЧ 05 Чернігів
АСЧ 05-53А '1987-1992
АЦЛ-20 (137) - ПК-1 на шасі ЗиЛ 131 (Лісопатрульний автомобіль.)
БАП 2 на базі АСЧ 03 Чернігів (Піротехнічний фургон.)
Вантажопасажирський фургон на базі АСЧ 03 Чернігів
ГАЗ 69 (З закритим кузовом.)
ГАЗ 69А (З закритим кузовом.)
К 51 на базі АСЧ 03 Чернігів '1979
Кинохроникер АРАТ-452 (Репортерський автомобіль.)
Кінопроекційний автобус на базі АСЧ 03 Чернігів
ЛЭК 452 Десна-2 на шасі УАЗ 452Д
МПАЗ на шасі УАЗ 452В (малогабаритна звукозаписувальна станція.)
ОАСД 3 (Операторський автомобіль для зйомок з руху.)
ПАК 64-51А на базі АСЧ 03 Чернігів '1973-1976
Причіп ЧЗСА на базі причепа СМЗ-810
ПСП 03 на базі АСЧ 03 Чернігів '1976
РВМ 2-АМ (Ремонтна майстерня.)
Спеціальний кинопроекционный автобус на базі АСЧ 03 Чернігів
Стоматологічний кабінет на базі АСЧ 03 Чернігів
ТОМ 01-53А Камерваген 77 на базі АСЧ 03 Чернігів '1978 Зроблено 10 одиниць
ТОМ 3-66 на базі АСЧ 03 Чернігів '1976-????
ТОМ на базі АСЧ 03 Чернігів (Вантажопасажирський фургон.)
ТОМЗ 66 на базе АСЧ 03 Чернігів (Вантажопасажирський фургон.)
УАЗ 469Б (З закритим кузовом.)
УПАЗ 66 на базе АСЧ 03 Чернігів (Пересувна студія звукозапису.)
УПАЗ 66 на базі АСЧ 03 Чернігів '1976
Чернігів '1962-1966
ЧЗСА 01-3302 (Промтоварний фургон.)
ЧЗСА 01М на шасі ЗИЛ 5301.БО (Меблевий фургон.)
ЧЗСА 01М на шасі ЗИЛ 5301.БО (Промтоварний фургон.)
ЧЗСА 01М на шасі ЗИЛ 5301.ЕО (Меблевий фургон.)
ЧЗСА 01М на шасі ЗИЛ 5301.ЕО (Промтоварний фургон.)
ЧЗСА 01М-5320 на шасі КамАЗ 5320 (Меблевий фургон.)
ЧЗСА 01Т-3302 (Ізотермічний фургон.)
ЧЗСА 01Х-3302 на шасі ГАЗ 3302 (Фургон для хлібобулочних виробів.)
ЧЗСА 02.МТ-3302
ЧЗСА 02.МТ-3302 Десна-2П
ЧЗСА 02-5301 (Вантажопасажирський фургон.)
ЧЗСА 03.МС-5301.БО
ЧЗСА 03.МТ-5301.БО
ЧЗСА 05П-3302 (Вахтовий автобус.)
ЧЗСА 05-П-3307 (Вахтовий автобус.)
ЧЗСА 05-П-53 на шасі ГАЗ 53-12 (Вахтовий автобус.)
ЧЗСА 05-П-5337 (Вахтовий автобус.)
ЧЗСА 05-П-66 (Вахтовий автобус.)
ЧЗСА Автомобіль радіаційно-хімічної розвідки на шасі ЗиЛ 131
ЧЗСА ГАЗ 69
ЧЗСА Десна
ЧЗСА Десна-1
ЧЗСА Десна-2М на шасі УАЗ 452Д
ЧЗСА Звукозаписний на шасі ГАЗ 51 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Звукозаписний на шасі ЗИС 150 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Кінопроекційний на шасі ГАЗ 51 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Кінопроекційний на шасі ЗИС 150 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА КНК-1 Изофон 2 на шасі ЗИЛ 131 (Спеціальний автобус.)
ЧЗСА на шасі ЗИЛ 131 (Спеціальний автомобіль.)
ЧЗСА Операторський на шасі ГАЗ 51 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Операторський на шасі ЗИС 150 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Освітлювальний на шасі ГАЗ 51 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Освітлювальний на шасі ЗИС 150 (Спеціальний кінотехнічний автомобіль.)
ЧЗСА Спеціальні автомобілі на шасі ГАЗ 3302
ЧЗСА Спеціальні автомобілі на шасі стандартних вантажівок
ЧЗСА Спеціальні автомобілі на шасі УАЗ 452В
ЧЗСА Штаб-Салон на шасі ЗИЛ 133Г2
ЧПК (Безкапотний автобус.)
ЧПК 05-3307 Десна-1 Досвідчений '1989-1990 Зроблені 2 одиниці
ЧПК 3902 (Вахтовий автобус.)
ЧПК 3904 на шасі КамАЗ 43105 (Вахтовий автобус.)
ЧПК 3904 на шасі Урал 4320 (Вахтовий автобус.)
ЧПК 762 на базі ЕрАЗ 762
ЧПК за типом ПАЗ 651 (Капотний автобус.)

ЮМЗ (Південний машинобудівний завод)
ЮМЗ А186 / ЮМЗ Е186 / ЮМЗ Т1 / ЮМЗ Т1Р / ЮМЗ Т2 / ЮМЗ Т2 '2000-2003 / ЮМЗ Т2 '2006-2008 / ЮМЗ Т2 РКСУ / ЮМЗ Т2 ТРСУ / ЮМЗ Т2.09 / ЮМЗ Т2М / ЮМЗ Т2П / ЮМЗ Т3 / ЮМЗ Т3К