Главная » 2021 » Ноябрь » 20 » Ст. 0005. На фронтах гражданской войны. Бронепоезда «Красных». Часть 5
00:20
Ст. 0005. На фронтах гражданской войны. Бронепоезда «Красных». Часть 5

На фронтах гражданской войны. Бронепоезда «Красных». Часть 5
(Штурмовые бепо / Бронепоезд «Власть советам» / 1-ая женщина-командир)
Наука и техника / #Бронекаталог / Владимир Бут / 6 ноября 2018 (8:36)
Наука и техника, январь 2013 г.
Сормовский завод был основан в 1849 году, а уже в 1850 на этом предприятии было спущено на воду первое построенное судно - деревянный колесный пароход «Ласточка». Вскоре за ним последуют двухтрубный кабестан «Астрахань» и первый пароход с металлическим корпусом «Орел». В 1860 году, во время экономического кризиса, Нижегородскую машинную фабрику (так тогда называлось это предприятие - прим. авт.) приобретает отставной поручик Д.Е. Бенардаки. Умелый хозяйственник, Бенардаки подымает предприятие на новый уровень.
В начале двадцатого века завод уже выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. Это крупнейшее предприятие в регионе, на котором работает около 20 тыс. человек, в 48 цехах и семи технических бюро. К этому времени Сормовский завод специализируется на выпуске гражданских речных и морских судов и паровозов. За весь дореволюционный период завод построил 489 судов.
В 1898 г. на заводе освоили выпуск паровозов - в том году предприятие построило сразу 28 локомотивов серии Од. В 1910 г. на заводе, под руководством инженера Б.С. Малаховского, выпустили первый паровоз серии С - «Сормовский», ставший впоследствии лучшим пассажирским паровозом дореволюционной России.
Естественно, предприятие с таким колоссальным потенциалом в период революционных событий не могло не остаться не замеченным большевиками, и 18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован.
Несмотря на повсеместную разруху, вызванную лихолетьем, предприятие не простаивало ни дня. Так, сразу после национализации завод становится основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии. Более того, на заводе продолжают ремонтировать и строить локомотивы! В 1918-19 гг. было выпущено 65 паровозов.
Оценив производственный потенциал предприятия, летом 1918 г. «Центробронь» организовывает на нем ремонтную базу бронепоездов. 19 июля на заводе приступают к бронировке трех локомотивов по собственному проекту. А в конце августа «Центробронь» ставит поистине огромную задачу - построить 15 полноценных бронепоездов. То есть заводу нужно было произвести бронировку пятнадцати локомотивов и построить «с нуля» 30 бронеплощадок, оснастив их артиллерией и пулеметами. И это все - помимо ремонта составов и паровозов, пришедших с фронта. Естественно, сроки, диктуемые военным временем, были максимально сжатыми. Единственным выходом было ускорить процесс постройки путем разработки типовой конструкции бронепоезда, по шаблонам которой и строить составы. Для этой цели открыли специальный цех и организовали временное конструкторское бюро. Из-за срочности заказа пришлось работу вести сверхурочно.
В качестве локомотивов для Сормовских бепо было решено использовать паровозы серии Ов. Это решение было принято ввиду попыток комитета «Центробронь» стандартизировать бронепоездной парк республики для удобства эксплуатации и ремонта боевых составов.
Бронеплощадки монтировались на усиленные четырехосные железнодорожные платформы. Компоновка была классической для типовых бепо РККА. По центру платформы размещался бронеказемат, а на концах - две орудийные башни. Листы брони крепились на каркас, выполненный из углового проката. Причем бронировка осуществлялась в два слоя высокосортной твердой сталью с промежуточным амортизационным слоем прокрашенной древесины. Внутренние броневые листы крепились к каркасу, затем прокладывался слой древесины, а за ним внешние листы, крепившиеся винтами к листам внутреннего слоя. Примечательно, что пол так же был усилен листами 5...6-мм брони.
Орудийные башни были граненой формы и состояли из неподвижной нижней части и верхней турели. Поворот башенной установки осуществлялся вручную. За 40 секунд башня делала оборот в 360°. Артиллерийское вооружение башен могли составлять как зенитные пушки Лендера, так и 76,2-мм полевые орудия. Причем первые устанавливались на своих штатных станках, а вторые на тумбовых станках брянского типа либо же на станках собственной сормовской разработки. Для извлечения качающейся части орудия в тыльной стороне каждой из башен имелся специальный люк, крепившийся на четырех болтах. Боезапас к орудиям хранился на стеллажах в центральном каземате. В лобовой бронеплите турели имелись две бойницы для пулеметов.
Пулеметное вооружение составляли пулеметы системы Максим, образца 1910 г. На каждую площадку полагалось 6-8 пулеметов. Пулеметы, расположенные в бортах, имели сектор обстрела 80°, углы возвышения - 28° и склонения - 20°, а пулеметы, установленные в башне - 28°, 30° и 8° соответственно.
По штату на каждую бронеплощадку полагалось 600 снарядов и 5000 патронов.
В верхней части центрального каземата по всей его длине располагались вентиляционные окна, закрывающиеся бронестворками.
В вагоне было предусмотрено централизованное паровое отопление и подача воды. Посадка-высадка экипажа осуществлялась через двери, расположенные в бортах бронеплощадки в центральной ее части.

Отличительный нагрудный знак члена экипажа бронепоезда №6 «Путиловцы» им. товарища Ленина.

В целом конструкция сормовских броневагонов была очень удачной. Рациональное расположение вооружения позволяло одновременно сосредоточить огонь в нужном направлении как минимум одного орудия и двух пулеметов. А большое количество люков для вентиляции уменьшало загазованность боевого отделения, что, в свою очередь, положительно сказывалось на работе команды. К тому же сравнительно невысокая масса бронированных площадок - 56...64 тонны - позволяла без проблем передвигаться по слабому полотну.
Помимо постройки, на сормовском заводе продолжали ремонтировать поврежденные бронепоезда, прибывающие с фронта. Так, ставший в очередной раз на ремонт, уже ранее нам известный «Минский коммунистический бронепоезд имени В.И. Ленина» (см. НиТ №5(72) 2012 г.) первым получает новый локомотив серии Ов типовой бронировки, разработанной инженерами Сормовского предприятия, взамен трехосного пассажирского серии Я. Любопытно, что бывший локомотив «Минского коммунистического...» не списали на слом, а вскоре включили в состав нового бронепоезда №6 «Путиловцы».

Локомотив бронировки Сормовского завода, 1918 г.

Бепо №6 «Путиловцы» был сформирован на базе железнодорожной артиллерийской батареи Путиловского «Стального дивизиона». Этот петроградский бронепоезд был изрядно потрепан в предыдущих боях, поэтому было решено его не восстанавливать, а просто передать его команде новый. Бронепоезду были переданы две сормовские бронеплощадки и паровоз серии Я. Видимо, на тот момент на заводе не имелось своего бронелокомотива, поэтому было принято решение вооружить бепо №6 «старым» бронепаровозом от «Минского коммунистического...». В таком виде этот бронепоезд, покинув цеха Сормовского завода, уходит в район Орши, где с августа по декабрь 18-го несет службу на демаркационной линии с Германией.
В декабре бепо №6 «Путиловцы» отправляется на Южный фронт, где в районе станции Лиски ему суждено было принять участие в своем первом серьезном сражении. Вначале своими активными действиями бепо приковывал к себе внимание значительных сил противника, обеспечивая тем самым возможность выполнения обходного флангового маневра, - а по его завершении атаковал противника с фронта. Не выдержав натиска «красных» с двух направлений, «белые» начали отступление. Преследуя отступающего противника, бепо №6 оторвался от своих основных сил и фактически оказался с ним один на один. Но путиловцы с «шестого» не растерялись и, организовав повсеместно из крестьян ополчение, не дали «белым» перехватить инициативу в свои руки. Таким образом, дорога на Донбасс для наступающих частей РККА была открыта. За эту боевую операцию команде бронепоезда была объявлена благодарность и выплачено месячное жалование, которое путиловцы пожертвовали на закупку продовольствия для голодающих в Петрограде.
В конце февраля - начале марта 1919 года бронепоезд №6 «Путиловцы» принимает участие в ожесточенных боях под Дебальцево. Здесь бронепоезд поддерживал в наступлении пехоту. О результате этой поддержки красноречиво свидетельствует выдержка из рапорта командира 15-го стрелкового полка: «Относительно незначительный процент урона во вверенном мне полку, считаясь с ураганным пулеметным и орудийным огнем противника, может быть отнесен в значительной своей части к меткости стрельбы батарей броневика (так в те времена часто называли в документах бронепоезда - прим. авт.), несколькими залпами заставлявшего броневые поезда противника уходить, а полевые батареи противника молчать долгие часы, боясь своего обнаружения. 5 и 6 марта цепи вверенного мне полка продвигались почти исключительно под прикрытием огня батарей бронепоезда, и 9 марта, по данным разведки, паровоз неприятельского броневика был приведен в негодность прямым попаданием...».

Ком. состав бронепоезда №6 «Путиловцы». Бойцы удобно расположились на одной из орудийных башен. Район Петрограда, 1919 г.

В марте потрепанный бронепоезд прибывает в Петроград для ремонта на Путиловском заводе, после завершения которого в течение двух месяцев курсирует на Псковском участке, ведя интенсивные бои с частями генерала Юденича и эстонскими национальными формированиями.
В начале лета бепо снова приходит на Путиловский завод для ремонта.
В сентябре-октябре 1919 г. генерал Юденич организовал второй поход на Петроград. 28 сентября Северо-Западная армия «белых» вместе с эстонскими войсками прорвала оборону Красной Армии. Чтобы предотвратить катастрофу, командование Красной Армии бросало на врага любые резервы. Так пришлось поступить и с проходящим ремонт бронепоездом №6 - его бросили в бой с простым, небронированным «черным» паровозом, так как родной локомотив в это время проходил капитальный ремонт.
12 октября пал Ямбург, вскоре были захвачены Луга, Гатчина, Красное Село. «Белые» вошли в пригороды Петрограда. В эти дни под Ямбургом бепо №6 «Путиловцы» бьется с врагом в окружении. Три дня кромешного ада пришлось пережить его команде. Бронепоезд обстреливала вражеская артиллерия, бомбили аэропланы. За всеми передвижениями «красного» состава следила вражеская бронедрезина, которую, правда, все же удалось уничтожить точным выстрелом. Наконец, 15 октября бронепоезд прорывается из кольца к своим.

Оснащенный аэростатом, бронепоезд «Воля» на фронте, 1919 г.

Благодаря решительным действиям командования большевиков и самоотверженной борьбе красноармейцев, 21 октября частям Красной Армии удалось остановить наступление «белых», а затем прорвать их оборону. В ноябре войска Юденича были сначала прижаты к границе, а затем перешли на эстонскую территорию. Там они были разоружены, интернированы и уничтожены эстонцами.
В конце 1920 г. бронепоезд направляют на Юго-Восточный, а затем на Южный фронт, где он находится до окончания Гражданской войны, после которой до середины 1922 г. несет службу по охране железных дорог в Украинском военном округе. Вскоре материальную часть бронепоезда №6 «Путиловцы» соединяют с материальной частью бепо №76 «Большевик» - и присваивают получившемуся составу новое имя - №20 тип А «Им. Петроградского Совета». 15-го ноября 1924 г. бронепоезд №20 расформировывают, а его материальную часть передают на склад брянской базы бронепоездов.
В августе 1918 г. на Сормовском заводе начали формирование бронепоезда №3 «Власть советам», которому суждено было войти в историю как бепо, командиром которого стала женщина. История тем и необычна, что в такие суровые времена целым бронепоездом руководила двадцатитрехлетняя девушка Людмила Мокиевская.

Легендарный командир Людмила Мокиевская с командармом Кожевниковым стоят возле бронепоезда №3 «Власть советам», 1918 г.

Людмила Георгиевна Мокиевская-Зубок родилась в 1896 году в Чернигове, в дворянской семье.
В этом же городе прошли ее детство и юность. Училась в частной гимназии, где была одной из лучших учениц. В 1912 году Люда поступила в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт. Здесь она попадает под влияние марксистских идей и становится членом партии эсеров-максималистов. С началом Октябрьской революции Мокиевская вступает в отряд Красной гвардии и вскоре в должности комиссара отправляется заниматься продовольственными вопросами в Екатеринослав.
25-го февраля 1918 года Людмилу назначают командиром бронепоезда «3-й Брянский» и одновременно комиссаром Брянского боевого отряда. В течение всего лета бронепоезд под ее командованием ведет напряженные бои с немцами и гайдамаками на линии Киев - Полтава - Харьков, а затем - с красновцами под Царицыным. Под Харьковом «3-й Брянский» способствовал прорыву окруженной группировки Красной Армии. Вскоре ее поезд отправляется на подавление Ярославского мятежа. Из воспоминаний В.А. Антонова-Овсеенко: «Во время эвакуации ст. Ромодан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего момента задерживавшей натиск германцев. Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска. Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы Мокиевской были искренни, правдивы, и потому бойцы так были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде...».

Команда бепо №10 «Им. Розы Люксембург» позирует фотографу на фоне своего боевого состава. Туркестанский фронт, 1920 г.

Команда 3-го «Брянского» была одной из самых дисциплинированных, и это было заслугой командира Людмилы. Из воспоминаний бывшего члена экипажа бепо №3 «Брянский»: «Кто мы были? Простые заводские парни с Кайдак. Вы знаете, что это такое? То-то и оно! Мы на мордобой как на праздник ходили, к нам не подступись. Чуть деньги появятся - нам весь Екатеринослав по колено. Что и говорить, мы были не ангелы. От наших выражений, бывало, стекла дрожали. Она с нас мусор смела, не только командовала, но и лекции читала, культуру привила. Вы посмотрите на меня: в плечах до сих пор косая сажень, рост - метр восемьдесят; а она маленькая, стройненькая, интеллигентная, кажется: дунь неосторожно - с ног сшибешь... Ан нет! Крепкий орешек! Перемолола нас... Первое время мы еще пробовали прикладываться к самогонке, но скоро пришлось забыть как она и пахнет - умела порядок навести. Мы уважали ее, гордились своим командиром, даже побаивались. Но чтобы кричать на нас, рядовых, как делали некоторые, - этого она не знала; раз пять было, помнится, но в бою такое не в счет.».

Нарукавная нашивка члена команды бронепоезда №10 «Им. Розы Люксембург».

В конце года изношенный бронепоезд прибывает на Сормовский завод для ремонта. Не желая ждать, пока бепо будет ремонтироваться несколько месяцев, Людмила требует для себя новый состав. И добивается своего: с 22-го ноября 1918 г. она - комиссар бронепоезда №3 «Власть советам», а на 20 февраля 1919 г. уже командир! Интересно то, что само сочетание должностей командира и комиссара было тогда явлением редким и потому свидетельствует о большом политическом доверии, оказываемом эсерке Мокиевской.
Бронепоезд №3 «Власть советам» был типовым, постройки Сормовского завода, компоновка его также была типовой: локомотив и две площадки. Артиллерийское вооружение площадок составляли 76-мм зенитные пушки Лендера.
В начале 1919 года бронепоезд отправляют на Украину в распоряжение командующего 13-й армией И.С. Кожевникова. Тогда уже на протяжении нескольких месяцев не прекращались ожесточенные бои в Донбассе. Деникинцы рвались к Луганску. Обстановка была весьма критической для большевиков. Особенно жестокие бои разгорались за узловую станцию Дебальцево, которая несколько раз переходила из рук в руки. «Белые» подтягивали все новые и новые резервы к станции. В этот район на помощь красноармейцам пришел бронепоезд №3.
«В решающий момент одного из боев (19-го марта 1919 г. - прим. авт.) из замаскированного укрытия был выпущен вражеский снаряд (по некоторым данным это был 3-дюймовый снаряд с белогвардейского бронепоезда «Офицер» - прим. авт.). Он ударил в будку машиниста, где в это время была Людмила. Командир бронепоезда был убит... Тело Мокиевской перевезли в Купянск, где находился в то время штаб армии. Похоронили Людмилу со всеми воинскими почестями на площади...»
Следует добавить, что красного командира Мокиевскую насколько любили и уважали сослуживцы, настолько и ненавидели враги - после прихода «белых» в Купянск захоронение Людмилы Мокиевской было разрыто, а останки выброшены на свалку в овраг... Перезахоронили ее заново лишь после повторного прихода «красных».
После гибели своего командира бронепоезд продолжает принимать участие в оборонительных боях весны 19-го. С 1-го июня он переименован в бепо №3 «Центробронь». В ожесточенных сражениях бронепоезд понес значительные потери в личном составе, несколько раз ремонтировался в Нижнем Новгороде, Луганске и Саратове. В 1920 г., находясь на Кавказском фронте в подчинении Терской группы войск, принимает участие в ликвидации белых банд. Далее бепо переводят на Туркестанский фронт, где он с декабря 1921 г. носит название №3 «Буденный». Вскоре после этого бронепоезд №3 был расформирован.
В апреле 1919 г. был построен бронепоезд №12 «Имени Троцкого», отличался он от остальных тем, что одна его бронеплощадка была вооружена 75-мм морскими орудиями Канэ. Команда бепо была довольно пестрой по составу. Здесь можно было встретить и русских с немцами, и венгров с итальянцами. Отличился бепо №12 при освобождении Гомеля.
Всего на Сормовском заводе было построено более двух десятков типовых бронепоездов. Отличаясь незначительно составом вооружения, эти бепо заметно улучшили положение с материальной частью бронесоставов РККА.
Кроме вышеперечисленных бронепоездов, известны следующие типовые штурмовые бепо сормовской конструкции:
БП №7 «Стенька Разин»; БП №10 «Им. Розы Люксембург»; БП №14 тип А; БП №15 «Имени лейтенанта Шмидта»; БП №20; БП №21; БП №45 «Им. III Интернационала» (локомотив бронировки машиностроительного завода Гретера и Криванека - см. НиТ №11 (77) 2012 г.); БП №49; БП №51 «Грозный мститель за погибших коммунаров»; БП №64 «Центробронь»; БП №100 «Свободная Россия»; БП «Имени Шаумяна и Джапаридзе», БП «Воля» (этот бронепоезд для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня был оснащен аэростатом).

Польский бронепоезд «Pierwszy Marszalek», бывший советский «Им. Шаумяна и Джапаридзе». Польша, 1920-е гг.

Идеальная конструкция позволила некоторым из вышеперечисленных бепо «дожить» и до Второй мировой войны. Бронепоезд №10 «Им. Розы Люксембург» был построен 4-го октября 1919 г. Боевую службу нес на Туркестанском фронте, принимал участие в многочисленных операциях по ликвидации банд басмачей. А 23-го августа 1920 г. в результате самостоятельной атаки на вражескую крепость Кермене вынудил ее гарнизон капитулировать. Басмачи боялись бепо №10, а за голову его командира П.Т. Чаплыгина сулили выплату в 5 тыс. рублей золотом.
После окончания боевых действий, «десятый», пополненный матчастью с БП №14 и БП №122, оставался в Среднеазиатском военном округе вплоть до Великой Отечественной войны. В январе 1942 г. бронепоезд, теперь №1 «Им. Розы Люксембург», направляют в Москву, где вместе с бепо №2 «Народный мститель» он входит в состав 10-го отдельного дивизиона бронепоездов.
10-й отдельный дивизион бронепоездов действовал в подчинении 61-й Армии. Его задачей было прикрытие от налетов вражеской авиации, погрузки и выгрузки воинских эшелонов на станциях Козельск, Белев, Ишутино, Киреевская, Слаговищи. Одновременно в задачу дивизиона входило обеспечение охраны железнодорожного полотна от возможных диверсий со стороны противника. Под прикрытием огня 10-го дивизиона бронепоездов, на вышеперечисленных станциях были выгружены и погружены десятки воинских эшелонов. За период с 1 мая по 26 июня 1942 года бронепоезда дивизиона отразили 90 авиационных налетов противника и сбили 10 вражеских самолетов. Так, 5 июня бронепоезд №10 «Им. Розы Люксембург» на станции Киреевская прикрывал выгрузку прибывшего воинского эшелона с танками КВ. За время выгрузки авиация противника произвела 12 налетов. Ввиду интенсивного огня с бронепоезда авиация противника вынуждена была сбросить бомбы с большой высоты, которые падали в стороне, не причиняя никакого вреда. В результате были сбиты один Ju-88 и один He-111. Эшелон был выгружен без потери материальной части и личного состава.
Для выполнения поставленной задачи на бронепоездах было организовано круглосуточное дежурство и наблюдение за воздухом. Каждой бронеплощадке и расчетам ПВО были даны секторы наблюдения, заранее готовились данные по ориентирам. Такая организация противовоздушной обороны давала бронепоездам возможность в любую минуту встретить огнем авиацию противника.
Интересно, что 10-му дивизиону помогали своей пунктуальностью сами немцы. Так, «...вначале обычно появлялся один самолет-разведчик, который, сделав несколько кругов над бронепоездами, уходил. Через 15-20 минут можно было ожидать появления бомбардировщиков. Поэтому, как только разведчик улетал, бронепоезда меняли свои огневые позиции и, когда появлялись бомбардировщики противника, встречали их огнем с новых позиций.
Интересно, что пока бронепоезда находились в укрытии и не открывали огня по противнику, его авиация не преследовала бепо и не подвергала их бомбежке. Как только бронепоезда своим огнем начинали воздействовать на противника, немедленно появлялись пикирующие бомбардировщики со специальной задачей по уничтожению боевых составов. Для этой цели применялось от 6 до 15 самолетов противника.».
С 25-го апреля по конец августа 1943 г. бепо 10-го дивизиона продолжают вести бои с немецкой авиацией на линиях Чернь - Выползово и Скуратово - Отрада.

Советский бронепоезд №77 НКВД, бывший польский Р.Р. №51 «Pierwszy Marszalek», 1941 г.

С 29-го августа 10-й отдельный дивизион бронепоездов входит в состав Степного фронта, продолжая выполнять функции подвижных батарей ПВО, прикрывая железнодорожные узлы Белгорода, Харькова, Полтавы. За этот период бепо отразили 68 атак вражеской авиации. С ноября 1943 г. и до конца войны дивизион действует в составе 2-го Украинского фронта, продолжая прикрывать железнодорожные станции и склады от налетов авиации противника.
30-го августа 1945 г. 10-й ОДБП расформировывают. Личный состав направляют в 7-ю учебную танковую бригаду в Челябинске, а матчасть передают 49-му отдельному дивизиону бронепоездов, который также расформировали в 1946 г.
Чего только не бывает на войне! 22-го июня 1941 г., с нападением Германии на нашу страну, среди многочисленных боевых формирований вермахта были и бронепоезда, в составе которых были сормовские бронеплощадки.
Во время Советско-польской войны 1919-20 гг. полякам досталось несколько бронепоездов РККА. Следует сказать, что большинство из этих трофеев для польских бронесил имели довольно высокую ценность, учитывая, что свои бронепоезда поляки строили кустарными методами.
Построенный на Сормовском заводе, бронепоезд «Им. Шаумяна и Джапаридзе» (названный в честь двух из 26 Бакинских комиссаров, расстрелянных 20-го сентября 1918 г. британскими интервентами на 207-й версте между станциями Ахча-Куйма и Перевал, территория современного Туркменистана - прим. авт.) принимал участие в боях на Украине, где и был захвачен солдатами Добровольческой Армии Деникина. Переименовав в «Доброволец», «белые» используют его против бывших хозяев. Затем бепо опять достается «красным», ему возвращают прежнее название, укомплектовывают личным составом и отправляют осуществлять поддержку 1-й Конной Армии во время Советско-польской войны. 28 апреля 1920 г. во время наступления поляков на Киев бронепоезд достался противнику. Переименованный в «Strzelec Kresowy», бепо вновь сражается «по ту сторону баррикад». В июле 1920 г. бронепоезд переименовывают в «Pierwszy Marszalek». С таким названием и в таком составе, в каком он покинул цеха завода «Красное Сормово», бронепоезд прослужит до начала 30-х, когда ему заменят локомотив серии Ов на стандартный польский серии Ti3 и присваивают номер 51.
1-го сентября 1939 г., находясь в Скавине, что к югу от Кракова, «Pierwszy Marszalek» поддерживает огнем 1-ю горную бригаду. До 17 сентября бронепоезд участвует в стычках с врагом, а после начала «Освободительного» похода Красной Армии бепо перебрасывают на Восточный фронт в район города Сарны.
17-го сентября бронепоезд отражает атаку советских самолетов, причем, по данным поляков, один самолет удалось сбить. На следующий день в районе Костополя польский бепо обстреливает колонну советских войск. По польским данным, бепо удалось уничтожить 4 бронеавтомобиля (три из которых трехосные БА-6), 3 артиллерийских тягача и несколько грузовых автомобилей.
22-го сентября поляки бросают Р.Р. №51«Pierwszy Marszalek» в районе Львова, и он практически невредимым достается Красной Армии. Новые/старые хозяева включают бронепоезд в состав 77-го полка 10-й дивизии НКВД - и до 1941 г. бепо №77 несет службу по охране железных дорог на Западной Украине.
С началом войны бронепоезд принимает активное участие в приграничных боях. 5-го июля бепо получает повреждения в борьбе с немецкими танками. 7-го бронепоезд, ввиду повреждения локомотива, был оставлен своей командой в районе Тернополя. Немцы захваченный бронепоезд отправляют на ремонт, после которого в декабре 1941 г. вводят в состав Panzerzug 10. Немецкий бронепоезд №10 состоял из двух частей, способных вести боевые действия автономно друг от друга. Первая часть Panzerzug 10а состояла из бывшего советского бепо №75 НКВД (он же бывший польский Р.Р. №53 «Smialy» - прим. авт.). А вторая часть Panzerzug 10b, из бывшего бепо №77 НКВД.
До февраля 1942 года личный состав «десятого» проходил обучение, после которого бронепоезд отправили на Восточный фронт в состав Группы армий «Юг». В марте Panzerzug 10b прибывает в Харьков, здесь же находится и Panzerzug 10а. Оба бронепоезда несут оккупационную службу, борясь с партизанами, временами отражая воздушные налеты нашей авиации.
В июне бронепоезд проходит модернизацию в Харькове, ему заменяют локомотив на стандартный немецкий Br 57 и добавляют два четырехосных пехотных вагона. Для разведки Panzerzug 10b оснастили трофейной советской бронедрезиной ДТР.
В ноябре 1942 года «10-й панцер» перебрасывают под Сталинград в Группу армий «Дон», где бепо принимает участие в нескольких артиллерийских дуэлях с противником.
Всю зиму и весну следующего года бронепоезд участвует в боях, прикрывая отступление немецких войск на Донбасс. С 1-го июня Panzerzug 10b перебрасывают на территорию Западной Украины, для борьбы с партизанами.
13-го июня бронепоезд подрывается на мине, в связи с чем становится на ремонт, длившийся больше месяца.

Немецкий бронепоезд Panzerzug 10b, бывший советский №77 НКВД, на Восточном фронте, 1942 г.

Немецкий бронепоезд Panzerzug 11, в районе Тернополя, март 1944 г. На сегодняшний день это последняя известная фотография этого бепо.

В конце июля Panzerzug 10b переименовывают в Panzerzug 11 и отправляют на фронт, где командование использует его для прикрытия отступающих войск. Вскоре бепо опять переводят на Западную Украину. Далее бронепоезд вновь направляют на помощь рассыпающейся обороне «фрицев» под Днепропетровск.
В первой половине 1944 года бепо проходит модернизацию в мастерских Львова, в результате которой состав Panzerzug 11 оснащают дополнительно двумя противотанковыми платформами с башнями от танка Pz.Kpfw IV и двумя платформами для перевозки легких танков Pz.Kpfw 38(t). Также дополнительно для ведения разведки придается бронедрезина Panhard 204(f).
После модернизации бепо участвует в оборонительных боях на территории Польши и оканчивает свою боевую карьеру 13 января 1945 г. в местечке Счецин, район Кельце. Бронепоезд был брошен своим экипажем ввиду разрушения железнодорожного моста и невозможности увести бронепоезд к своим. Там его и обнаружат наши солдаты...

Категория: История | Просмотров: 125 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar