Главная » 2022 » Январь » 10 » Геннадий Трофимович Черненко. Легковые автомобили. Часть 2
20:55
Геннадий Трофимович Черненко. Легковые автомобили. Часть 2

Геннадий Трофимович Черненко. Легковые автомобили. Часть 2

Анатомия автомобиля

Дифференциал
Это устройство - одно из важнейших в автомобиле. Еще в давние времена водители заметили, что на поворотах автомобиль плохо управляем. Постепенно разобрались в причинах этого неприятного и опасного явления.
На вираже одно из ведущих колес, катящееся по внешнему кругу, проходит больший путь, чем то, что движется по кругу внутреннему. Значит, и скорость вращения внешнего колеса должна быть больше.
Если колеса сидят на одной оси, то внешнее, не имея возможности вращаться со своей скоростью, начинает пробуксовывать, скользить. Машину заносит, она теряет управляемость.
В автомобиле с дифференциалом ось ведущих колес (например, задних) как бы разрезана на две части. Каждое колесо имеет свою половину оси. В то же время эти половины существуют не сами по себе, а связаны несколькими шестернями. Вращение приводного вала, соединенного с мотором, через шестерни дифференциала передается ведущим колесам автомобиля.
Система шестерен устроена так, что при езде по прямому пути оба колеса вращаются с одинаковой скоростью. Но при движении по дуге внешнее, как и требуется, вращается быстрее. Устойчивость и управляемость машины сохраняются, и это благодаря дифференциалу.

Дифференциал - это соединение нескольких конических шестеренок

Долгая история «Жука»

Фердинанд Порше

Среди автомобилей, едущих по нашим дорогам, можно увидеть небольшой, симпатичного вида автомобильчик. На нем фирменный знак: две латинские буквы в круге, V и W, одна над другой. Это сокращение немецких слов Volks Wagen, что в переводе означает «Народный автомобиль». Создателем его был выдающийся немецкий конструктор Фердинанд Порше. Свой самый первый автомобиль Порше построил в 1900 году еще студентом. Это был гибрид, машина с двумя моторами: электрическим и бензиновым. Порше опередил время лет на сто.
С этого и начался блистательный путь Фердинанда Порше, автомобильного конструктора. В Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Он поддержал план Порше создать «народный автомобиль». В своих речах фюрер обещал: «Каждый немецкий рабочий будет ездить на личном автомобиле!»

Фердинанд Порше за рулем своей первой машины

Кто-то прозвал «народный автомобиль» Порше жуком за сходство его с этим насекомым. Мотор в «Фольксвагене» располагался сзади, а багажник, наоборот, впереди. При небольшой мощности двигателя - всего около 20 лошадиных сил - «жук» мог развивать скорость свыше 100 километров в час!

«Фольксваген Жук»

Новая модель «Фольксвагена»

«Жук» изготавливался на заводе, специально для этого построенном. Однако когда Германия развязала Вторую мировую войну, Порше был вынужден заняться созданием танков. Это сотрудничество с нацистами ему припомнили. После поражения Германии он и его сын, тоже конструктор автомобилей, были арестованы французскими властями.

Новый «жук» с кузовом кабриолет

Младшего Порше вскоре выпустили, а старшему пришлось провести в заключении 22 месяца.
Тюрьма подорвала его здоровье.
В январе 1951 года Фердинанд Порше умер в возрасте 75 лет.
После войны производство «жука» было продолжено. Он выпускался концерном «Фольксваген» еще около шестидесяти лет, став самым массовым легковым автомобилем. Было произведено свыше 20 миллионов таких машин. Последняя сошла с конвейера только в 2003 году.

Четыре кольца на радиаторе

Август Хорьх

Впервые немецкий инженер Август Хорьх познакомился с автомобилем в Лейпциге в 1896 году. Это была одна из машин Карла Бенца. В тот же день он написал Бенцу письмо, в котором просил принять его на работу, и вскоре, вызванный телеграммой, был уже в Мангейме, на заводе знаменитого конструктора.
Хорьх проработал у Бенца около трех лет, затем открыл в Кёльне собственную автомобильную фирму. Это произошло в 1899 году. А год спустя из ворот завода Хорьха уже выехал первый автомобиль.
Случилось так, что Хорьху пришлось покинуть основанную им фирму и создать другую в городе Цвиккау. Назвать ее своим именем он уже не мог (это название осталось за прежней фирмой). Тогда был придуман оригинальный ход. Немецкое слово «хорьх» и латинское «ауди» означают одно и то же: «слушай». И Хорьх назвал новую фирму собственным именем, но написанным по-латински: «Ауди». В 1932 году фирма Хорьха объединилась с тремя другими немецкими фирмами. Тогда-то и появился на радиаторе «Ауди» знак - четыре серебристых кольца, сцепленных вместе.

«Ауди 200»

Август Хорьх умер в 1951 году. Ему не довелось увидеть автомобиль «Ауди 100», ставший родоначальником целого семейства машин среднего класса. Мощности мотора в 100 лошадиных сил было достаточно, чтобы развить скорость 170 километров в час. «Ауди 100» выпускалась четверть века, начиная с 1967 года. У нас эта машина хорошо известна. Было время, когда она ввозилась в нашу страну в огромных количествах.
«Родственница» сотки «Ауди 200» - более дорогая, с мотором значительно мощнее и салоном, отделанным побогаче.

«Ауди 100»

«Ауди А2» 2013 года

Новое поколение спорткаров «Ауди ТТ»

На автомобиле «Ауди А8» ездят важные персоны. Это представительская машина. Известно, например, что нынешний федеральный канцлер Германии Ангела Меркель пользуется именно этим автомобилем.
Противоположность - ему «Ауди А2», субкомпактвэн (то есть небольшой автомобиль) с кузовом хэтчбек, очень удобный для поездок по городу. По виду небольшой, а вмещает до пяти пассажиров.
«Ауди» до сих пор остается одной из самых успешных компаний мира.

Обновленная «Ауди А8»

Анатомия автомобиля

Трансмиссия
Слово «трансмиссия» на латинском языке означает «передача». Трансмиссия в автомобиле служит для передачи силы мотора к ведущим колесам. Это - цепочка устройств, агрегатов, о которых уже рассказывалось. Первым, сразу за двигателем, находится сцепление. Оно соединяется с коробкой передач. А дальше все зависит от того, какой автомобиль имеется в виду: заднеприводный, переднеприводный или полноприводный.
У заднеприводного ведущие колеса - задние. Коробка передач и дифференциал связаны приводным валом (его еще называют карданным). Все вместе и есть трансмиссия.
В переднеприводном автомобиле мотор вращает передние колеса. Поскольку они расположены близко к мотору, трансмиссия получается короткой, и поначалу непросто было придумать механизм вращения и поворота колес. Конструкторам пришлось изрядно поломать голову над решением этой задачи.
Самую же сложную трансмиссию имеют полноприводные автомобили. Ведь у них ведущие и задние, и передние колеса. Точнее сказать, здесь две трансмиссии - задняя и передняя. Мотору приходится вращать все четыре колеса. Зато мощность его используется полнее. Такие машины могут проехать там, где другие непременно начнут буксовать, а то и завязнут.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля

Трансмиссия переднеприводного автомобиля

«Серебряный призрак»

Даже не все автомобилисты знают, что Чарльз Роллс, пионер английской авиации, рано погибший, и совладелец знаменитой автомобильной фирмы «Роллс-Ройс» - один и тот же человек.
Аристократ, сын лорда, он был полной противоположностью Генри Ройсу, происходившему из семьи сельского мельника, самоучке, необыкновенно одаренному в технике.
Интерес Ройса к автомобилям начался с того, что в 1902 году он купил подержанную французскую машину и сразу же начал переделывать ее и улучшать.
Чарльз Роллс владел салоном по продаже автомобилей. Случайно услыхав о существовании талантливого механика, он понял, что нашел выгодного компаньона. Вскоре состоялись их знакомство и рождение новой фирмы. Ройс занял в ней место главного конструктора, а Роллс - коммерсанта.

«Роллс-Ройс 40/50 НР», или «Серебряный призрак»

Генри Ройс

Чарльз Роллс

Спустя три года начали появляться автомобили молодой фирмы «Роллс-Ройс». Упор был сделан на выпуск дорогих машин, роскошных, изготовленных с особой тщательностью.
Одним из лучших автомобилей того времени считался «Роллс-Ройс 40/50 НР». Машина была окрашена в серебристый цвет, а некоторые детали действительно были покрыты серебром. Ее назвали «Сильвер Гоуст», что в переводе с английского означает «Серебряный призрак».
Такие же таинственные названия имели и другие автомобили «Роллс-Ройс», например «Серебряное видение», «Серебряный рассвет», «Серебряная тень». На этих роскошных «серебряных» автомобилях ездили в основном главы государств, президенты, императоры, вообще самые богатые люди мира.
В 1950 году начался выпуск автомобиля «Фантом IV». Он предназначался исключительно для семьи английской королевы и первых лиц государства. Прошло девять лет, и появляется «Фантом V», тоже представительская машина, но еще более шикарная.
Но самым престижным автомобилем был «Роллс-Ройс Серебряная шпора II». Его выпускали всего по 25 штук в год. И это не удивительно. Ведь столь шикарный автомобиль-люкс стоил не менее 300 тысяч долларов и предназначался, как говорилось в рекламе, «только для весьма состоятельных джентльменов».

«Роллс-Ройс Фантом IV»

«Роллс-Ройс Фантом V»

«Роллс-Ройс Серебряная шпора II»

Анатомия автомобиля

Руль
Первое время вместо круглого руля автомобили имели поворачивающуюся рукоятку, как у подвесного лодочного мотора. Круглый руль появился лишь в середине 90-х годов позапрошлого века. Первым такой руль установил на своей скоростной машине французский гонщик Альфред Вашерон. И «баранка», говоря языком современных водителей, быстро прижилась, стала привычной и незаменимой.
С тех пор прошло больше ста лет. Форма руля осталась прежней, круглой, но сам он превратился в сложное устройство, предназначенное не только для того, чтобы править автомобилем. Постепенно руль оброс разного рода кнопками, клавишами, приспособлениями, рычажками. Первой стала кнопка клаксона для подачи звукового сигнала. У некоторых машин на руле устанавливался рычажок, с помощью которого можно было переключать передачи. Позже появились клавиши управления радиоприемником, телефоном, навигационной системой, бортовым компьютером.
В некоторых автомобилях положение руля и его колонки можно изменять, регулировать: наклонять, сдвигать, поднимать или опускать. Такой подвижный руль называют энергопоглощающим. При авариях он ослабляет удар, принимает его на себя.
Нет, столь сложно устроенный руль как-то даже и неудобно называть «баранкой».

Такие разные рули

От Русско-Балтийского до ВАЗа
В России производство автомобилей началось позже, чем в других странах. Только в 1908 году на рижском Русско-Балтийском заводе было открыто автомобильное отделение. И русские автомобили оказались не хуже иностранных, даже первенец «С24-30» - четырехместный, с открытым кузовом и мотором мощностью в 30 лошадиных сил. Летом 1909 года на этом автомобиле был совершен пробег Петербург-Рига и обратно.
В 1912 году появился «С24-35», а затем и самый распространенный «С24-40». Первая мировая война погубила славный Русско-Балтийский. Пришлось начинать все с самого начала. Первым легковым автомобилем, выпущенным уже в советское время, в 1932 году, был «ГАЗ-А», построенный на заводе в городе Горьком, бывшем Нижнем Новгороде.
В то время автомобили у нас свободно не продавались. Поэтому «народным» в нашей стране стал «Москвич 400». Произошло это лишь в 1946 году. При производстве «Москвича» за образец был взят немецкий автомобиль «Опель Кадетт».

Первый советский легковой автомобиль «ГАЗ-А»

ГАЗ-М20 («Победа»)

«Москвич 400» производился в течение восьми лет. На смену ему пришли другие модели: «Москвич 401», «402», «407» и др. Но самой известной стала машина «ГАЗ-М20», или «Победа». Да, это была великая машина, созданная уже целиком нашими конструкторами.

«Москвич 400»

А потом появилась тоже знаменитая «Волга», или «ГАЗ-21». Точнее сказать, несколько «Волг», автомобилей с разными кузовами: седан, универсал, кабриолет. Однако по-настоящему массовым автомобилем у нас стал «ВАЗ-2101», прозванный в народе «копейкой».

ГАЗ-21 («Волга»)

Это была первая машина марки «Жигули», копия итальянского автомобиля «Фиат 124». Для производства «Жигулей» в городе Тольятти в 1970 году построили Волжский автомобильный завод, ВАЗ. «Копейка» выпускалась более 40 лет. Впрочем, производились и другие «Жигули», например «шестерка» - «ВАЗ-2106» и «девятка» - «ВАЗ-2109». А позже - «Лада Калина», «Лада Приора», «Лада Гранта».

ВАЗ-2101 («копейка»)

Теперь легковые автомобили выпускает не только ВАЗ. Есть и другие автомобильные заводы. Правда, лишь сборочные.

Автомобили американской мечты

Луи Шевроле

Луи Шевроле никогда не думал, что его именем будут называться автомобили. В юности он работал механиком в одной из парижских мастерских по ремонту велосипедов. Крепкий, сильный, двухметрового роста, Луи был не только прекрасным механиком, но и замечательным спортсменом, велосипедным гонщиком.
Автомобили тогда, в конце позапрошлого века, были еще в новинку. Однажды в мастерскую, в которой работал Шевроле, поступил необычный заказ на срочный ремонт машины американского миллионера Вандербильда. Луи, еще не зная устройства моторных экипажей, быстро выполнил заказ. Восхищенный миллионер посоветовал юноше ехать за океан, в США, заверяя, что там его ждет невиданный успех.

«Шевроле 490»

И Шевроле внял этому совету, уехал в незнакомую ему Америку.
Хотя и не сразу, предсказание Вандербильда сбылось. Здесь, в США он прославился как бесстрашный гонщик, но уже не велосипедный, а автомобильный. Ни одна рискованная гонка не проходила без участия Луи Шевроле.
В 1909 году предприниматель Уильям Дюрант предложил Шевроле основать совместную автомобильную фирму и назвать ее именем прославленного гонщика. За два года компаньоны сумели создать дорогой автомобиль «Шевроле Классик Сикс» - пятиместный седан со складывающимся верхом. Название фирмы «Шевроле» сохранилось, но после гибели брата, тоже гонщика, Луи Шевроле оставил не только гонки, но и автомобили вообще.
Машины фирмы «Шевроле» - одни из самых популярных в Америке. Чуть ли не каждый американец мечтал иметь автомобиль этой марки, скажем, «Шевроле 490» - недорогой, надежный, послушный в управлении. Или, значительно позже, - «Шевроле Корвет» - двухместный автомобиль спортивного типа.
В «Шевроле Импала SS» удачно совместились роскошь большого, чрезвычайно красивого кабриолета и скорость мощного гоночного болида.
Автомобили марки «Шевроле» выпускаются не только в США, но и в других странах, в том числе и в нашей.

«Шевроле Классик Сикс»

«Шевроле Корвет»

«Шевроле Импала SS»

Анатомия автомобиля

Подвеска
Сделать ход машины плавным, мягким удается благодаря подвескам. Они соединяют колеса машины с кузовом, принимают на себя удары от неровностей дороги и смягчают эти удары. На поиски удачной конструкции этого важного устройства ушли годы.
Существуют три типа подвесок: зависимые, независимые и активные. В зависимых колеса автомобиля жестко связаны между собой, можно сказать, сидят на общей оси. Подскоки одного колеса сразу же сказываются на другом. Это вызывает тряску автомобиля, управлять машиной становится труднее.
Иное дело подвески независимые. В них колеса свободны друг от друга, и перемещения какого-либо одного из них никак не влияет на положение другого. При таких подвесках ход машины намного спокойнее, приятнее, комфортнее.
Смягчают удары и толчки на неровностях дороги амортизаторы подвески: рессоры, мощные витые пружины, пневматики (в них смягчителем служит сжатый воздух).
Есть, как уже говорилось, и третий тип подвесок - активные. Они самые сложные, но зато и самые действенные. Активными они называются потому, что сами себя регулируют, подстраиваясь под дорожные условия. Пока такие «умные» подвески есть лишь на очень дорогих машинах, но за ними будущее.

Амортизация (пружина) подвесок смягчает удары и толчки

«Синяя птица» компании «Ниссан»
У японской автомобильной компании «Ниссан» долгая и сложная история. Эта компания образовалась из нескольких фирм, постепенно присоединявшихся друг к другу. Имя ее менялось, и лишь много лет спустя появилось постоянное - «Ниссан Мотор Компани».
В 1914 году инженеры компании Дэн, Аоямо и Такэучи построили небольшой автомобиль и назвали его «ДАТ», по первым буквам своих фамилий. Год-другой спустя появились еще две модели - «ДАТ 31» и «ДАТ 41».
Но компании было тогда не до легковых автомобилей. Опыты с легковушками пригодились позже, когда в 1931 году «Ниссан» решила производить автомобиль «Датсан». Капот машины украшала фигурка кролика, символизировавшая большую скорость и маневренность машины.
Компании «Ниссан» повезло, ее завод в Иокогаме во время Второй мировой войны не был разрушен. И вскоре после того, как война закончилась, с конвейера стал сходить уже знакомый японцам надежный, испытанный «Датсан».

Обновленный «Ниссан Датсан»

«Ниссан Блюберд» («Синяя птица»)

Но, как известно, нет предела совершенству. Началось производство автомобиля с красивым названием «Синяя птица». Это был седан с кузовом, имевшим плавные, закругленные обводы, с «телом дельфина», как любили говорить его создатели. Машина выпускалась двенадцать лет, вплоть до весны 2012 года.
Автомобиль «Ниссан Седрик» предназначенный, как говорилось в рекламе, для «комфортных поездок», относился к так называемому бизнес-классу. С мотором мощностью в 280 лошадиных сил он и скорость развивал большую - 200 километров в час.
Родной сестрой «Седрика» была «Ниссан Глория» («Ниссан Слава») с мотором еще большей мощности. А вид? Элегантный, с хромированной решеткой радиатора и фарами оригинальной формы. Производство «Глории» продолжалось до 2004 года, то есть 45 лет! За это время сменилось 11 поколений автомобиля, и каждое последующее, конечно же, было лучше прежнего.
Совсем недавно была представлена новая версия заслуженного «Датсана». Компания, приобретя огромный опыт, как бы вернулась к своим истокам.

«Ниссан Седрик»

«Ниссан Глория»

Компания «Три брильянта»

Ятаро Ивасаки

Слово «мицубиси» на японском языке означает «три брильянта». Компания с таким названием была основана предпринимателем Ятаро Ивасаки еще в 1873 году и занималась многим: строила корабли, выплавляла сталь, перерабатывала нефть. Наконец в 1917 году очередь дошла и до автомобилей. Был выпущен первый автомобиль «Мицубиси Модель А» - четырехместный, со съемной крышей, симпатичный и довольно быстрый.

«Мицубиси Модель А»

«Мицубиси 500»

Второй, «Мицубиси РХЗЗ» - полноприводный, кроссовер, один из первых внедорожников. Он даже получил титул «отца всех внедорожников».
В конце Второй мировой японские заводы лежали в руинах. В короткий срок они были восстановлены, в том числе и предприятия «Мицубиси». В Японии начался промышленный подъем. Японцы стали жить лучше. Каждый мечтал обзавестись автомобилем, таким, как «Мицубиси 500».
Многие японцы смогли купить эту недорогую машину. Простенькая по внешнему облику, она сумела завоевать престижный приз, Гран-при, на крупных автомобильных соревнованиях.
Вслед за «Мицубиси 500» была создана «Миника», тоже недорогая, четырехместная, с простым, двухтактным, мотором воздушного охлаждения, экономичная и надежная. Автомобили «Миника» и сегодня можно увидеть. Но это - обновленная «Миника».
Седан «Коулт Галант» («Красивый жеребенок») породил целое семейство престижных, дорогих автомобилей. Кузов первого «Таланта» по форме напоминал клин. Это было сделано не случайно. Встречный поток воздуха прижимал машину, делая ее более устойчивой на дороге.
Вспомним еще «Мицубиси Паджеро» - внедорожник. Все в нем удачно сочеталось: отличная управляемость, прекрасная конструкция, удобный салон. Двенадцать раз он побеждал в труднейших гонках «Дакар». Сегодня выпускается уже четвертое поколение «Паджеро».
Год 2004 стал для компании «Мицубиси» щедрым на международные награды и призы. Автомобиль «Ланцер Эволюшен VIII» был признан лучшим во Франции и США. «Коулт Галант» - лучшим автомобилем года в Голландии и Дании, а также получил приз «Золотой руль» и звание «автомобиля доброй души».

«Мицубиси Паджеро»

«Мицубиси Миника»

Анатомия автомобиля

Тормоз
Без тормозов ездить невозможно. Ведь даже на конных повозках имелись тормоза. Деревянную колодку, обшитую кожей, кучер рычагом прижимал к колесному ободу и силой трения затормаживал движение повозки.

Первые автомобильные тормоза немногим отличались от конных. Позже появились тормоза барабанного типа. Гибкая металлическая лента огибала барабан, вращавшийся вместе с колесами машины. Когда водитель с помощью педали натягивал ленту, она прижималась к барабану и тормозила вращение колес.

Устройство барабанного тормоза

Этот тормоз существовал долго, до тех пор, пока в 1902 году во Франции не был изобретен другой, тоже с колодками, но расположенными внутри полого барабана.
С годами масса автомобилей и скорость их росли. Барабанные тормоза уже не справлялись со своей ролью. Потребовались более сильные, дисковые. В них колодки прижимаются к диску, вращающемуся совместно с колесами. Теперь они самые распространенные.

Дисковый тормоз

Однако сегодня роль тормозов заключается не только в том, чтобы останавливать машину. Они помогают вести автомобиль: автоматически удерживают его точно на дороге, предотвращают пробуксовку колес на скользком покрытии, притормаживают на крутых спусках. Конечно, не сами, а вместе с электроникой.

«Французский Форд»

Андре Ситроен

Андре Ситроена называли «французским Фордом». И правда, он много перенял у знаменитого американца. Производить автомобили Ситроен начал позже своих соотечественников, таких как Пежо и Рено. Однако быстро догнал их и даже перегнал.
Его отец имел фирму по обработке и продаже драгоценных камней. Андре выбрал путь инженера. О том, что он еще и прекрасный организатор, стало ясно во время Первой мировой войны.
Французской армии не хватало артиллерийских снарядов. Ситроен пообещал правительству, что за три месяца наладит массовое производство боеприпасов, и, на удивление всем, выполнил свое обещание. Когда же его спрашивали, как ему удалось это сделать, он отвечал единственным словом: «Организация!»

«Ситроен Тип А»

«Ситроен 2CV»

Действительно, работа на заводе Ситроена была организована идеально. А когда пушки смолкли, Ситроен с той же увлеченностью взялся за производство автомобилей.
Первой машиной была «Ситроен Тип А» с мотором мощностью в 18 лошадиных сил. Она предназначалась для массового выпуска. Головной автомобиль вышел в начале 1919 года, а вслед за ним было выпущено более 24 тысяч машин.

«Ситроен DS19»

«Ситроен С8»

Компания «Ситроен» с самого начала задала невиданный в Европе темп производства. Она выпускала за день столько машин, сколько другие заводы производили за целый год.
Андре Ситроен внезапно скончался в 1935 году в возрасте 57 лет, но то, что он успел организовать, построить, - осталось. В 1949 году вышел первый послевоенный автомобиль «Ситроен 2CV». Он был задуман как «автомобиль для народа», маленький, с брезентовым верхом. За маломощный мотор французы в шутку называли его «де швё», то есть «две лошади», две лошадиные силы.
Шесть лет спустя вышел «Ситроен DS19». Эту машину прозвали «богиней», очевидно, за отличный наружный и внутренний дизайн, а также за легкость управления.
Знаменитая серия «С» началась в 2001 году с «Ситроена С5» - седана с мощным мотором. Затем появились другие «С», например просторный «Ситроен С8» - минивэн, «офис на колесах», как о нем писали.

Анатомия автомобиля

Шины
Произошло это в 1887 году. Однажды шотландский врач Джон Данлоп, желая усовершенствовать велосипед своего маленького сына, сделал из резинового шланга кольца, накачал их воздухом и надел на велосипедные колеса. Ездить на велосипеде стало приятнее. Данлоп понял, что сделал важное изобретение, и поспешил взять на свой «пневматический обруч» патент.

У современной шины несколько частей и слоев

Долгое время шины на автомобильных колесах были из литой резины. Но в 1895 году французы братья Андре и Эдуард Мишлены вывели на старт гонки Париж-Бордо автомобиль, «обутый» в пневматические шины, и пришли к финишу одними из первых. С тех пор уже никто не сомневался в преимуществах шин, наполненных сжатым воздухом.

Протектор надежно сцепляет колесо с дорогой

Современные бескамерные шины состоят из многих частей. И каждая придает шине какое-нибудь важное свойство: прочность, долговечность, жесткость, защищенность от проколов.
Все видели на поверхности шины узор из выступов и впадин. Это протектор. Он обеспечивает надежную связь шины с дорогой. Для лета и зимы нужны свои шины, сделанные из резины разного химического состава и со своим рисунком протектора. Их так и называют: «летние» и «зимние». Но задача у них одна: сделать поездку на автомобиле комфортной и безопасной.

Автомобильная «империя» Уолтера Крайслера

Уолтер Перси Крайслер

Отец Уолтера Крайслера служил инженером на железной дороге.
И юный Уолтер тоже твердо решил связать свою жизнь с железнодорожным транспортом.
Уже в 33 года он стал управляющим крупной железной дорогой.
Ему подчинялись десять тысяч человек. Казалось, что ничто не собьет его с избранного пути. Но произошло иначе. Однажды на выставке в Чикаго он увидел автомобиль, и все изменилось. Автомобили стали самым главным в его жизни.
Когда Уолтер задумался над тем, какими будут автомобили его фирмы, девизом он выбрал слова: скорость и стиль.

«Крайслер Сикс»

Под стилем понимались изящество и красота автомобиля, созданного на основе новых достижений науки и техники.
В 1924 году его мечта осуществилась. Первый автомобиль был создан, «Крайслер Сикс», то есть «Крайслер Шесть». Цифра указывала на число цилиндров мотора мощностью в 75 лошадиных сил. Тип кузова был разный: седан, купе или кабриолет. За год сошло с конвейера тридцать тысяч машин.
Предприимчивому бизнесмену удалось объединить свою фирму с другой, тоже американской. Скупив также акции различных зарубежных фирм, он превратил свою компанию в настоящую автомобильную «империю».
В 30-е годы прошлого века появился автомобиль «Крайслер Эйрфлоу» («Воздушный поток») с кузовом идеально обтекаемой формы. Крайслер ожидал успеха, а потерпел неудачу: необычная форма кузова отпугивала покупателей.

«Крайслер Эйрфлоу»

«Крайслер 300C»

Зато другой автомобиль, богато оснащенный «Крайслер Нью Йоркер», напротив, сразу же завоевал любовь американцев и стал самым долгоживущим. Он производился (с изменениями, конечно) в течение 57 лет!
После смерти Уолтера Крайслера в 1940 году в его «империи» было создано еще много замечательных автомобилей. К примеру, в 2003 году компания блеснула автомобилем «Крайслер 300C». За свой могучий двигатель он получил название маслкара, что в переводе с английского означает «мускулистый автомобиль». А за многочисленные победы в кольцевых гонках - еще и прозвище «бьютефул брут», то есть «прекрасный зверь».

«Крайслер Нью Йоркер»

Электромобиль «Крайслер» слывет самым чистоплотным и экологичным. Предназначен для коротких путешествий и деловых поездок по городу.

С трезубцем бога морей
Обычно автомобиль носит имя своего создателя или владельца фирмы, но маркой итальянской компании «Мазерати» владели шесть родных братьев: Карло, Биндо, Альфиери, Марио, Этторе и Эрнесто. Все они увлекались автомобильными гонками, особенно старший из них, Карло. Вместе с братом Этторе он открыл в Болонье мастерскую по ремонту автомобилей. Но для Карло чинить чужие машины было мало. Он хотел создавать свои и мечтал о том времени, когда на капотах этих машин появится эмблема фирмы «Мазерати».
Мечта Карло сбылась только шестнадцать лет спустя. Братьям удалось организовать свою автомобильную компанию. Фирменный знак ее в виде трезубца бога морей Нептуна разработал Марио Мазерати, талантливый художник.
Сначала братья занимались лишь доводкой уже существовавших спорткаров. Но однажды объявили, что создали свой гоночный автомобиль. Это был «Мазерати Тип 26М» с мотором мощностью в 130 лошадиных сил. Даже в наше время этот болид вызывает уважение, а тогда он казался просто чудом.

«Мазерати Тип 26М»

«Мазерати 3500GT»

В 1932 году в автомобильной катастрофе погиб Альфиери. Фирму возглавил младший из братьев - Эрнесто. Увы, их компания не выдержала конкуренции. Лишь десять лет спустя братьям удалось снова начать производство автомобилей, теперь уже дорожных, отличавшихся не только большой скоростью, но и комфортом и богатой отделкой.
Таковыми были два прекрасных автомобиля, созданных братьями Мазерати в 1963 году, разумеется, тоже скоростные: «Мистраль» с мотором мощностью в 245 лошадиных сил, разгонявшим машину до скорости в 240 километров в час, и «Кваттропорте» - дорогой, люксовый седан. Последний выпускается до сих пор, уже в шестом поколении. Одна из моделей его служила представительской машиной для президента Итальянской Республики.
Под стать «Кваттропорте» автомобиль «Мазерати Бора», наделенный всеми мыслимыми удобствами. Таков и «Мазерати 3500GT» с изящным кузовом, пожалуй самым изящным среди всех машин компании.
И сегодня «Мазерати» выпускает машины только самого высокого качества, роскошные и высокоскоростные.

«Мазерати Кваттропорте» 2013 года

«Мазерати Мистраль»

«Мазерати Бора»

Анатомия автомобиля

Ремни и подушки безопасности

Нильс Болин

При столкновении автомобиля с каким-нибудь препятствием на скорости в 50 километров в час сила удара достигает двух тонн. При скорости в три раза большей он в 30 раз превышает вес машины. Чтобы уцелеть, надо быть прикрепленным ремнем безопасности. Надежный и удобный спасательный ремень изобрел шведский инженер Нильс Болин. После долгих испытаний он пришел к выводу, что необходим не только пояс, но и второй, нагрудный ремень. Крепить человека надо в трех точках. Для простоты оба ремня были объединены в один с общей застежкой.
Ремни безопасности постоянно совершенствуются. Например, современные ремни снабжены преднатяжителями. Задача их при резком замедлении движения - натянуть ремень и прижать едущего к спинке сиденья. В помощь ремням добавлены подушки безопасности. Они незаметны, так как спрятаны в разных местах автомобиля: в центре руля, в приборной доске, в спинках сидений, в дверях. При аварии, например столкновении, чувствительный прибор, датчик, включит пиропатрон, воспламенитель. Тот подожжет особое вещество, выделяющее большое количество газа азота. Подушки мгновенно наполнятся газом и, выскочив перед водителем и пассажирами, смягчат удар.

Самые безопасные, самые чистые
В конце июля 1924 года в одном из ресторанов Стокгольма произошло событие, имевшее для Швеции огромные последствия. В тот день двое - инженер Густав Ларсон и экономист Ассар Габриэльссон - договорились о создании в Швеции первой автомобильной компании.

Ассар Габриэлъссон

Она получила название «Вольво», что на латинском языке означает «я качусь». Решение об основании компании было принято, согласно шведскому календарю, в День святого Якоба. Поэтому и первый автомобиль назвали «Вольво Якоб OV4». Он был пяти местным, с открытым верхом.
«Якоб» выехал на испытания в апреле 1927 года. С мотором мощностью в 28 лошадиных сил машина развивала приличную скорость, около 90 километров в час. В Швеции было продано не менее 10 тысяч автомобилей «Якоб».

Густав Ларсон

Мечты основателей «Вольво» начали сбываться: в Швеции рождалась своя автомобильная промышленность. Наконец-то шведы могли ездить на отечественных машинах. И это были хорошие машины, например седан «Вольво PV 444». Его производство началось в 1947 году и продолжалось более 18 лет.
Каждый новый автомобиль компании «Вольво» отличался какой-нибудь особенностью. В1960 году был выпущен «Вольво Р1800» - двухместное спортивное купе. На нем впервые были применены трехточечные ремни безопасности. Один из основателей компании писал: «Автомобилями управляют люди. Поэтому главным для нас была и будет безопасность».
Шведы одними из первых начали ставит на своих автомобилях очистители вредных выхлопных газов. Это делало шведские машины самыми чистыми.

«Вольво Якоб OV4»

«Вольво 144»

В 1966 году появился автомобиль «Вольво 144». Он сразу стал знаменитым. Внешний вид его многим показался странным, слишком простым, угловатым. Но создатели нового «Вольво» руководствовались девизом: «Просто - значит прекрасно». И облик «Вольво 144» вскоре был принят, стал привычным.

«Вольво Р1800»

В самом начале нынешнего века появились две долгожданные модели «Вольво S40» и «Вольво V50». Все в них по последнему слову искусства и техники. Элегантность и совершенство - так можно сказать об этих машинах.

«Вольво S40»

Символ надежности и красоты
Более века назад в Германии в городе Мюнхене появились две небольшие фирмы, изготовлявшие авиационные двигатели. Одну из них возглавлял Карл Рапп, другую - Густав Отто, сын известного конструктора, изобретателя четырехтактного газового мотора Николауса Отто.

Здание штаб-квартиры «BMW» в Мюнхене

Когда началась Первая мировая война, для боевых самолетов потребовалось много моторов. Тогда обе фирмы решили объединиться на пользу друг другу. Так образовалась компания «Баварские моторные заводы», или по-немецки «Байрише Моторен Верке», сокращенно «BMW».
После войны дела компании стали плохи. Побежденной Германии было запрещено производить моторы для самолетов. Владельцы компании нашли выход. Они начали выпускать моторы для мотоциклов, а затем и сами мотоциклы. Казалось бы, снова успех. Но в компании уже задумывались над производством автомобилей и двигателей для них.
В 1928 году был создан малолитражный, простой автомобиль «Дикси», как раз подходивший для обедневшей послевоенной Европы. Но прошло немного времени, и понадобилась машина более удобная. Такой стала в 1933 году «BMW 303» - кабриолет с 6-цилиндровым мотором. В то время в Германии активно строились автобаны, хорошие шоссейные дороги, и новый автомобиль словно специально был создан для них.
Еще лучше оказался знаменитый «BMW 328». В нем было применено все самое-самое новое: в конструкции мотора, в системе управления, в устройстве кузова. Не раз «328-й» побеждал в кольцевых гонках, ралли, в состязаниях по въезду на крутой холм. С тех пор эмблема компании - кружок с бело-голубыми секторами - воспринимается как символ надежности, качества и красоты автомобилей марки «BMW».
Подтверждением стал созданный в 1955 году «BMW 507». Его называли автомобилем-сенсацией. Двигатель и кузов этого спортивного красавца были изготовлены из алюминия. За считанные секунды машина разгонялась до скорости в 220 километров в час.

«BMW 303»

«BMW 507»

Много всемирно известных автомобилей было создано в компании «BMW» за 100 лет ее существования. Это и модели знаменитых серий, и комфортабельные седаны, и выпущенная в 1990 году «BMW 850i» - машина-люкс, «купе-мечта», как писали о ней немецкие газеты.

«BMW 328»

«BMW 850»

А недавно компания объявила о создании новых моделей: переднеприводного «BMW 2 Эктив Туере» («Туристский автомобиль») и «BMW 4 Гран Купе». Что эти машины будут верхом совершенства - сомнений нет. Ведь это «BMW»!

Анатомия автомобиля

Триплекс
Французский химик Эдуард Бенедиктус был страшно огорчен, когда, доставая с полки своей лаборатории какую-то коробку, столкнул стеклянную колбу. Но упав, она не разбилась, а лишь сильно потрескалась.
Раздумывая над случившимся, Бенедиктус вспомнил, что в колбе хранил химический раствор, коллодий. Раствор давно испарился, а на стекле осталась засохшая прочная пленка. Она и не позволила колбе распасться на части.
Бенедиктус читал в газетах сообщения о дорожных происшествиях, и ему пришла в голову мысль заменить в автомобилях обыкновенные стекла, разлетающиеся при авариях на сотни острых осколков, стеклами составными, слоеными.
Он взял два листа обычного стекла, а между ними проложил прозрачную пленку коллодия. Затем, сильно сжав этот стеклянный «сэндвич», нагрел его. Пленка расплавилась и прочно склеила листы. Составное стекло даже от сильного удара лишь растрескивалось, не давая осколков. Изобретатель назвал его триплексом, что в переводе с латинского означает «тройной».
Безопасное стекло долгое время не находило применения. Изготавливать его было непросто. Лишь в 1919 году оно впервые появилось в США на автомобилях Генри Форда. Теперь все автомобили - только с безопасными стеклами, склеенными из трех и более слоев.

Безопасное стекло - случайное изобретение

Триплекс - стеклянный сэндвич

Феррари - значит скорость
Энцо Феррари ничто так не любил, как скоростные машины. Они были для него всем. «Единственные друзья, которым я верю до конца, - говорил он, - это автомобили».
Феррари родился зимой 1898 года в Модене, городе на севере Италии. Как-то он попал на автомобильные гонки, и судьба его была решена. Энцо решил стать автогонщиком.
Он уехал в Милан, и, о счастье, его взяли помощником гонщика в одной автомобильной компании. Энцо так старательно работал, с такой любовью относился к машинам, что скоро из помощника сам стал полноправным гонщиком.
В 20-е годы прошлого века автомобильные гонки в Италии были в моде. И снова удача: Феррари был принят в известную команду «Альфа Ромео», а потом организовал и свою.
Феррари выступал на чужих машинах, но мечтал начать выпуск автомобилей собственной конструкции. В 1939 году он приобрел в городе Маранелло участок земли, построил небольшой завод и собрал вокруг себя талантливых специалистов.

«Феррари 125»

«Энцо Феррари»

«Феррари Америка»

«Феррари ля Феррари»

Первым автомобилем фирмы «Феррари» была модель под номером 125 с мотором мощностью в 225 лошадиных сил. В этой машине Феррари осуществил свой давний замысел: создать дорожный автомобиль, похожий на гоночный, но комфортный.
Это стало характерной чертой машин его фирмы. Все автомобили собирались вручную, с особой тщательностью. Поэтому стоили они очень дорого, но недостатка в желающих их приобрести никогда не было. В том числе и в других странах.
В США, например, ценились модели «Феррари Америка» и «Феррари Супер Америка». Они имели моторы мощностью до 400 лошадиных сил и соответствующую скорость.
Энцо Феррари не стало в августе 1988 года. Спустя пять лет на Парижском автосалоне был показан двухместный спортивный суперкар «Энцо Феррари», выпущенный в память создателя удивительных машин.
И в который раз ценители автомобилей были восхищены, когда в 2013 году стало известно о новейшем суперкаре «Феррари ля Феррари», гибриде с моторами общей мощностью под 1000 лошадиных сил, способном выйти на скорость в сто километров за три секунды и далее разгоняться до 350 километров в час!

Анатомия автомобиля

«Дворник»

Мэри Андерсон

Автомобильный стеклоочиститель водители называют «дворником». Неутомимо качаясь, он старательно стирает со стекол грязь, капли дождя, а зимой хлопья снега. На первых автомобилях никаких стеклоочистителей не было. В ненастную погоду водителю время от времен приходилось останавливать машину, слезать с сиденья и вручную протирать лобовое стекло.
Так продолжалось до 1903 года, когда американка Мэри Андерсон изобрела первый стеклоочиститель. Она предложила установить на внешней стороне стекла автомобиля резиновый скребок и соединить его с рукояткой, расположенной внутри машины. Поворачивая эту рукоятку, а вместе с ней и скребок, водитель мог, не сходя с места, протирать стекло.
Автомобилисты отнеслись к очистителю Андерсон с большим сомнением. Казалось, что он будет мешать вождению машины. Только когда ездить стали часто и в любую погоду, его начали использовать. Одно было плохо - ручной привод. Но в 1917 году другой американке Шарлотте Бриджвуд удалось создать очиститель с электрическим моторчиком. Позже появились пневматические, воздушные, приводы. А в 1963 году был изобретен очиститель, работающий с задержкой, с перерывами. У водителей он получил название «мигающий глаз».

Эта вездесущая «Тойота»
Автомобильная компания «Тойота» берет свое начало в 1926 году, когда в Японии появилась фирма, выпускавшая ткацкие станки. Основателем этой фирмы был Сакичи Тойода. Семь лет спустя в ней было открыто автомобильное отделение, руководителем которого стал сын основателя фирмы Киичиро Тойода.
В то время во многих странах уже вовсю строились автомобили. Япония же в этом отношении отставала. За опытом Киичиро отправился в Европу и Америку. Вернулся он из дальней поездки полный впечатлений.
Его первая машина 1936 года, седан «Тойота АА», носила еще черты американских автомобилей. Точно так же, как и вторая, фаэтон «Тойота АВ». Через год отделение превратилось в самостоятельную «Тойота Мотор Компани». А вскоре родился и новый автомобиль, третий по счету, «Тойота АЕ».
Потом была ужасная война. Только после нее компании удалось выпустить новую машину, легковушку «Тойота SA», которая за свои небольшие размеры была прозвана «тойпет», «любимой игрушкой».

«Тойота АА»

«Тойота SA» («тойпет»)

В 1952 году Киичиро Тойоды не стало. Произошло это как раз в то время, когда начался расцвет компании «Тойота». Ее автомобили приобрели известность в десятках стран. Так, внедорожник «Лэнд Круизер» продавался в США, Бразилии, Австралии, Таиланде. А когда была выпущена небольшая экономичная машина «Тойота Паблика», японские автомобили стали популярны также в странах Азии и Южной Африки.
Свой миллионный автомобиль компания произвела в 1962 году. Спустя десять лет - 10-миллионый. Проходит еще четырнадцать лет, и с конвейера сходит 50-миллионный. Наконец, в 1999-м - 100-миллионный.
Мир узнает все новые и новые автомобили Страны Восходящего Солнца: легендарный седан «Тойота Камри», двухместный спорткар «Тойота MR2», кроссовер «Тойота RAV4», первый в мире серийный гибрид «Тойота Приэс», спорт-купе «Тойота GT86».
И это лишь малая часть машин прославленной компании. Свой 200-миллионный автомобиль «Тойота» выпустила в 2012 году. Ежегодно она производит более пяти миллионов автомобилей, то есть одну машину всего за шесть секунд!

«Тойота Камри» 7-го поколения (2011 г.)

«Тойота GT86»

«Изюминка» компании «Мазда»
Японская компания «Мазда» сначала была вовсе и не автомобильной. Она занималась изготовлением строительных материалов из пробкового дерева. Основал ее в 1920 году Дзюдзиро Мацуда. Позже компания стала выпускать мотоциклы и различные станки, а в 1931 году еще и небольшие трехколесные грузовички.
С тех пор она стала называться «Мазда», именем бога добра и мудрости одной из восточных религий. Быть может, этот бог спас завод компании в Хиросиме, когда на этот город в августе 1945 года была сброшена американская атомная бомба.
Дзюдзиро Мацуда умер в 1952 году. Президентом «Мазды» стал его сын Тенудзи. Только при нем, уже в 1960 году, компания начала производство легковых автомобилей.
Первой стала «Мазда R360» - двухдверное городское купе, простое, без особых изысков, но удобное и недорогое. Было решено в дальнейшем выпускать машины с новым типом двигателя, роторным. Двигатель этот был изобретен немецким инженером Феликсом Ванкелем и отличается тем, что в нем нет привычных цилиндров и поршней. Роль поршня выполняет вращающийся ротор.

«Мазда Кэрел 600»

«Мазда Космо Спорт»

«Мазда Саванна RX7»

Тем временем появились новые машины: двухдверная «Мазда Кэрел 360» и четырехдверная «Мазда Кэрел 600» - седан. К 1963 году общее число произведенных в компании автомобилей достигло одного миллиона. Среди них находилась и первая машина с роторным двигателем Ванкеля «Мазда Космо Спорт».
К 1970 году было выпущено более 100 тысяч автомобилей с роторными моторами. Прошло совсем немного времени, и счет их пошел уже на миллионы.
Это были великолепные автомобили. Например, «Мазда Саванна RX7» с роторным двигателем мощностью около 100 лошадиных сил - самая быстрая машина среди всех других машин компании. На специальной гладкой и ровной трассе она достигла скорости 384 километра в час, установив национальный рекорд Японии.
К 1995 году копания произвела 30 миллионов машин. Заводы, на которых собираются автомобили «Мазда», расположены сегодня в 21 стране, в том числе в России. «Ванкели» стали отличительной особенностью этих машин, их «изюминкой».

Устройство двигателя Ванкеля

Категория: Erdkunde und Geschichte | Просмотров: 41 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar