Главная » 2022 » Январь » 15 » Выбираем автомобиль, Часть 7
00:35
Выбираем автомобиль, Часть 7

Глава 6. Психология продавца, или КАК обманывают покупателей
Не секрет, что у каждого продавца автомобиля (неважно, нового или подержанного) есть в арсенале целый ряд самых разнообразных психологических приемов, направленных на то, чтобы убедить потенциального покупателя приобрести именно его машину. Однако это еще полбеды, и продавцов по-человечески можно понять: они решают свою задачу - продают автомобиль. Гораздо больше следует опасаться того, чтобы не стать жертвой мошенников: ведь не секрет, что рынок купли-продажи автомобилей - одно из излюбленных мест мошенников, вымогателей и грабителей всех мастей.
В данной главе вы узнаете о том, какие приемы и хитрости используют продавцы автомобилей, а также каким образом избежать мошенничества и обмана при покупке четырехколесного друга.
Особенности психологии продавцов
Как я уже отмечал выше, задача каждого продавца - как можно скорее и выгоднее продать автомобиль. Именно из этого и нужно исходить при разговоре с продавцом.
Редкий современный продавец не озаряет покупателя лучезарной улыбкой и не встречает его так, как будто всю жизнь мечтал побеседовать именно с этим человеком. Не обольщайтесь: как только вы передадите ему деньги, он моментально потеряет к вам всякий интерес и быстро удалится. Причем даже если продавец оставил покупателю свой телефон для связи (обычно это делается для того, чтобы покупатель мог уточнить какие-то вопросы, упущенные в процессе купли-продажи, например, где включается печка, какой бензин заливать, где лежит баллонный ключ и т. д.), очень может быть, что дозвониться по этому телефону будет невозможно.
Многие профессиональные продавцы отличаются повышенной разговорчивостью. Это объясняется желанием «заговорить зубы» и не дать человеку опомниться и прийти в себя, склонив тем самым к покупке определенного автомобиля.
Некоторые продавцы (в первую очередь это касается профессиональных перегонщиков) могут работать в паре, создавая своеобразный «психологический тандем». Предварительно они договариваются о сотрудничестве, но на рынке выставляют свои машины не рядом, а на значительном расстоянии. Причем обычно в такой «сговор» вступают продавцы, выставляющие на продажу машины разных марок, моделей и класса, чтобы один и тот же покупатель не забрел случайно к каждому из них.
Порядок действий выглядит примерно следующим образом. Когда к кому-то из них подходит покупатель, всерьез заинтересовавшийся машиной, этот продавец вызывает по мобильному телефону своего напарника. Тот приходит, и, притворившись таким же покупателем, начинает демонстрировать форменный спектакль: и машина ему очень нравится, и состояние у нее отличное, готов купить хоть сейчас и т. п. Затем он произносит следующую фразу (причем так, чтобы это обязательно слышал настоящий покупатель): «Я хочу купить эту машину, она у вас в отличном состоянии, и цена вполне нормальная. Только вот подождите часок - съезжу домой за деньгами». Продавец на это отвечает: «Ничего обещать не могу, вы же видите, машину смотрит покупатель. Если он ее не возьмет, покупайте». Напарник «расстраивается» и с нетерпением начинает смотреть на покупателя, как бы поторапливая его с решением. В подобной ситуации многие покупатели не выдерживают и принимают решение купить автомобиль, за которым уже формируется очередь «желающих».
После продажи машины продавец аналогичным образом помогает продать автомобиль своему напарнику. Как говорится, «все довольны, все смеются». Правда, за исключением обманутого покупателя...
Кстати, подобную помощь и подыгрывание при продаже автомобиля продавцу могут оказывать не только коллеги, но и другие люди (друзья, знакомые или родственники). Кроме того, на многих автомобильных рынках работают целые бригады таких «помощников», которые за определенную сумму (например, за пару процентов от стоимости проданной машины) разыгрывают перед доверчивыми покупателями такие спектакли, что не во всяком театре увидишь.
Любой более или менее опытный продавец умеет оценить психологическое состояние покупателя и в зависимости от этого выстраивает свою линию поведения. Например, если перед ним человек, одержимый мыслью срочно (именно сегодня) купить машину, то он легко может продать ему свой автомобиль, сказав всего пару наводящих и ни к чему не обязывающих фраз. Такой покупатель уже полностью созрел для покупки, и его нужно всего лишь, образно выражаясь, «поставить на рельсы и слегка подтолкнуть», а дальше все пойдет как по маслу. Такие покупатели обычно почти не проводят серьезный осмотр автомобиля, ограничившись его беглой оценкой, и спешат поскорее рассчитаться, зачастую согласившись на покупку автомобиля по генеральной доверенности.
Если же машину осматривает серьезный человек, который держит себя в руках и трезво оценивает обстановку, это также сразу подмечается опытным продавцом. Он понимает, что в данном случае «лить воду» и «грузить» бесполезно - это в лучшем случае останется без внимания, а в худшем - у покупателя может вызвать подозрения слишком большая активность продавца.
Если же к машине подходит колеблющийся и не уверенный в себе человек, на этот случай у продавца тоже выработана линия поведения. Скорее всего, он не будет излишне нахваливать свой автомобиль - это может отпугнуть покупателя. В данном случае продавец доброжелательно и спокойно, твердым и уверенным тоном аргументированно (другой вопрос, какие это будут аргументы!) объяснит целесообразность покупки именно этой машины и правильность такого выбора.
К неуверенным в себе покупателям продавцы могут применить следующий психологический прием. Если человек долгое время ходит вокруг да около машины, никак не решаясь на покупку, ему могут сказать: «Вы знаете, вообще-то эту машину уже хотят купить, поэтому она не продается - люди поехали за деньгами». Если после этих слов покупатель разворачивается и уходит, на этом все заканчивается. Но если он продолжает с сожалением смотреть на «упущенный» автомобиль и переживать, что он буквально «из рук выскользнул», - следует продолжение. Продавец говорит, что если очень быстро, то он готов продать ему эту машину, но с условием немедленного расчета и по цене, чуть более заявленной («сами понимаете, я ведь людям обещал, а продаю вам»). Если покупатель соглашается, машина будет ему продана.
Ну а если покупатель все еще колеблется или у него нет при себе денег, хитрый продавец может предложить другие варианты. Например, продать машину по заявленной цене, без надбавки «за то, что подвел людей», или «только из уважения к такому хорошему человеку», который приехал на рынок без денег, согласиться на расчет на следующий день, правда, с условием залога («ведь я сейчас уеду с рынка и не буду продавать машину, поскольку она будет ваша»). Обычно в залог оставляют паспорт или дают какую-то сумму, которая впоследствии будет учтена при расчете за автомобиль (обычно это $100-200).
Часто продавцы (особенно на автомобильных рынках) используют несложные психологические приемы, которые подталкивают покупателя к покупке машины. Например, пока человек осматривает автомобиль, продавец заводит непринужденную беседу с соседом (таким же продавцом), в ходе которой они активно обсуждают «грядущее со дня на день повышение таможенных пошлин на ввозные иномарки». Беседа ведется громко, так, чтобы разговор услышал покупатель. Для убедительности в разговор вставляются фразы вроде «да уж, цены теперь серьезно поднимутся», «такого повышения давно не было», «машины перед повышением стали брать нарасхват, слышал, Сашка вчера две машины успел продать» и т. д. Нередко покупатель «ведется» на подобные разговоры и принимает решение срочно купить именно эту машину, чтобы «успеть до повышения пошлин».
Автомобильный салон как место обмана покупателей
В настоящее время широко распространено такое мнение, что при покупке машины в автомобильном салоне (причем неважно, новую машину приобретает человек или подержанную) клиент застрахован от любого обмана и всяческих неприятностей. Но как показывает современная российская практика, это далеко не так: несмотря на то что в автомобильных салонах цены значительно выше, чем у аналогичных машин на автомобильном рынке или продаваемых через газетные объявления, клиентов в них «разводят» немилосердно. При этом обман, как правило, скрывается там, где его меньше всего ожидаешь.

ВНИМАНИЕ
Ожидать подвоха следует от абсолютно любого автомобильного салона, даже самого крупного и престижного. Поэтому доверять любому автомобильному салону следует не больше, чем рыночному продавцу или человеку, продающему машину по объявлению в газете или в Интернете.

Автомобиль - новый, но не совсем...
Одним из наиболее распространенных способов мошенничества является продажа подержанных автомобилей под видом новых. Да-да, на такой наглый и примитивный обман охотно идут многие автомобильные салоны. От подобных продаж они получают гигантские, баснословные прибыли, поэтому таких случаев насчитывается огромное количество (одна сделка приносит прибыль, равную примерно половине стоимости автомобиля!).
Рассмотрим вкратце, каким образом выглядит схема такого обмана в большинстве случаев.
На первой стадии автомобильный салон закупает определенное количество подержанных иномарок, возраст которых колеблется в пределах примерно от 1 года до 3 лет.
Несмотря на свою относительную молодость, эти машины стоят на несколько порядков дешевле своей первоначальной цены (то есть цены нового автомобиля), поскольку, напомним, каждый новый автомобиль с течением времени стремительно теряет свою цену. Этим автомобилям организуется необходимый сервис, после чего они проходят так называемое «восстановление». Под понятием «восстановление» в данном случае подразумевается комплекс необходимых действий и мероприятий, направленных на то, чтобы подержанный автомобиль внешне ничем не отличался от нового. На данной стадии машине делается необходимый ремонт, неотъемлемой частью «технического обслуживания» является отмотка счетчика пробега почти на ноль (некоторое количество километров на нем оставляется, ведь «новая» машина должна пройти обкатку), удаляются любые следы эксплуатации. Учитывая тот факт, что современная автомобильная химия (автокосметика и т. п.) и иные средства позволяют придать великолепный вид даже старой машине (чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой автомобильный рынок), можно не сомневаться: подержанный автомобиль в автосалоне будет выглядеть, как новый. Само собой, у него будут присутствовать все необходимые атрибуты новой машины (полиэтиленовые чехлы на сиденьях, безупречный вид резины, блестящий кузов, идеально чистый салон и т. д.).
Перед тем как выставить восстановленный автомобиль на продажу в автосалоне, ему путем не самых сложных махинаций подготавливаются все необходимые документы.
Стоит ли говорить, что подобные действия со стороны работников автомобильных салонов являются нарушением действующего Уголовного кодекса Российской Федерации! Как минимум они подпадают под следующие понятия: мошенничество (причем в особо крупном размере, учитывая стоимость продаваемых автомобилей), подделка документов, должностной (служебный) подлог, злоупотребление служебным положением и др. Поэтому если вы стали жертвой подобного обмана и у вас есть доказательства того, что вам продали подержанный автомобиль под видом нового, можете смело отправляться в милицию или в прокуратуру писать соответствующее заявление.
Каким же образом можно избежать подобного обмана?
Старайтесь не покупать машину в тех автомобильных салонах, которые предлагают бесплатное гарантийное сервисное обслуживание на неоправданно долгий срок. Это, конечно, выглядит заманчиво, но еще раз вспомним известную поговорку: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Учтите, что сотрудники автомобильного сервиса, в котором вы должны будете обслуживать свою машину, ничего не скажут вам о ее реальном возрасте, поскольку на этот счет они строжайше предупреждены. Не стоит пользоваться и услугами салонов, предоставляющих большие скидки на техническое обслуживание либо вообще проводящих его бесплатно.Со стороны это выглядит привлекательно, но не нужно обольщаться: просто так никто бесплатное техническое обслуживание делать не будет.
Следует обходить стороной и те автомобильные салоны, которые требуют в течение определенного срока после покупки машины обслуживать ее только в автосервисе, принадлежащем салону. Логика в данном случае проста: работники «карманного» автосервиса никогда не расскажут клиенту о том, что у его машины возраст старше указанного в документах. А вот работник «неприкормленой» СТО вполне может открыть хозяину всю правду о его автомобиле.

СОВЕТ
Что бы вам ни говорили в автомобильном салоне, помните: лучше всего обслуживать свою машину в автосервисе, который никак не связан с автосалоном, где вы купили автомобиль.

«Вашу машину уже купили»
Еще один распространенный способ «развода» доверчивого покупателя в автомобильном салоне - это когда в последний момент «внезапно обнаруживается», что на покупку именно этого автомобиля уже имеется достигнутая ранее «договоренность» с другим покупателем. Вначале все выглядит, как обычно: клиент приходит в салон, его встречают с подхалимскими улыбочками и под белы ручки водят по салону, рассказывая о неземных преимуществах выставленных на продажу автомобилей. Каждую машину клиенту разрешат не только понюхать и потрогать пальчиком, но даже и посидеть в ней.
После того как вы определились с выбором, вам подадут чашечку дешевого плохонького кофе и начнется оформление документов. Не секрет, что этот процесс займет определенное время. А машину-то купить так не терпится! И вдруг в самый неподходящий момент «внезапно выясняется», что какой-то покупатель (будь он неладен!) уже оставил заказ на покупку именно этого автомобиля. Разумеется, второй такой машины в автосалоне нет, а ждать, когда ее привезут, можно очень долго.
Стоит ли говорить, что любой покупатель в такой ситуации будет весьма расстроен! Как же так, с таким нетерпением человек ехал в салон, долго выбирал машину, уже представлял себя за рулем долгожданного четырехколесного друга - и вдруг такой «облом»!
И здесь на помощь внезапно приходит услужливый и слащаво-вежливый работник автомобильного салона. Вкрадчивым тоном он объясняет, что можно попытаться уговорить «оставившего заказ покупателя» отказаться от покупки. Разумеется, за определенное вознаграждение.
У расстроенного покупателя вновь появляется надежда стать наконец-то владельцем железного коня, и он дает свое согласие. Работник автосалона удаляется «позвонить», оставив волнующегося клиента допивать свой кофе в одиночестве. Через какое-то время «добрый самаритянин» появляется вновь и радостно сообщает: клиент согласился отказаться от покупки машины, получив за это «смехотворную компенсацию» в размере 17 000 р. (стоимость такого «развода» в разных автосалонах может варьироваться, но в большинстве случаев она находится в диапазоне от 10 000 до 30 000 р.).
Наверное, нет необходимости объяснять, что на самом деле никакого предварительного заказа на выбранный автомобиль нет и что доверчивого покупателя самым наглым и циничным образом обманули.
Если в автомобильном салоне вам довелось столкнуться с чем-то подобным, рекомендуется немедленно покинуть его и забыть туда дорогу. А впоследствии советуйте всем своим друзьям и знакомым обходить этот «салон» стороной, потому что в реальности это никакой не салон, а самая настоящая контора «Рога и копыта». Таким образом, вы и сами не станете жертвой мошенников, и других предостережете об опасности.
Кстати, если вам в автосалоне пытаются «втереть» что-то о якобы существующей ранее договоренности на покупку именно этой машины, попросите показать соответствующие документы: договор, или заполненный заказ (заявку), или подтверждение получения предоплаты (например, чек либо приходный кассовый ордер). Если ничего этого вам продемонстрировать не смогли, вы имеете полное (и законное!) право требовать, чтобы вам продали именно эту машину.

ВНИМАНИЕ
Если вам отказывают в покупке понравившегося автомобиля, не предъявляя никаких документальных доказательств имеющегося заказа на машину, а вы пришли в салон не один (то есть у вас есть свидетели), пригрозите, что вы можете обратиться с заявлением в милицию по факту вымогательства у вас денежных средств путем злоупотребления служебным положением со стороны работников автомобильного салона.

Замена оборудования и разукомплектация автомобилей
Довольно распространенным способом обмана покупателей в автосалонах является замена оборудования в машине или откровенная разукомплектация. Возможность такого обмана в определяющей степени обусловлена элементарной невнимательностью и беспечностью покупателей. На практике это выглядит примерно так: вы выбираете автомобиль, заключаете с автомобильным салоном договор купли-продажи, оплачиваете машину, а когда приходите ее забирать, с удивлением обнаруживаете, что многие элементы ее оборудования не соответствует тому, что вы видели на витрине. Перечень того, что обычно подменяют в автосалонах более дешевыми аналогами, приведен ниже.
• Радио- и стереоаппаратура (магнитола, CD-проигрыватель и т. п.), включая колонки.
• Резина на колесах либо колеса в сборе.
• Сигнализация и иные противоугонные средства.
• Коврики в салоне и багажнике (могут вообще отсутствовать, хотя должны входить в комплект).
• Аккумулятор.
Помимо перечисленных, могут подменяться и другие элементы оборудования - здесь многое зависит от конкретного автомобиля и от наглости работников автомобильного салона.
Самое парадоксальное, что по закону доказать неправомерность подобных действий почти никогда не представляется возможным. Ведь далеко не каждый покупатель при заключении договора обращает внимание на такой важнейший момент, как комплектность машины. Кстати, зачастую подобный раздел в договоре вообще отсутствует, из-за чего у мошенников оказываются полностью развязаны руки: после того как вы заплатили стоимость автомобиля, они предлагают вам машину с гораздо более дешевой комплектацией. Все ваши претензии будут несостоятельными, поскольку вы сами подписали договор, в котором подобные вопросы не оговариваются.
Поэтому будьте предельно внимательны и придирчивы при заключении договора о покупке машины в автомобильном салоне и потребуйте самым подробным образом отразить в нем все, что касается комплектации автомобиля. Но учтите, что на этот «яд» есть свое «противоядие»: в некоторых салонах предлагают заключить вполне приличный с виду договор, в котором детально расписана комплектация приобретаемого клиентом автомобиля. Однако где-нибудь внизу или сбоку маленькими буквами имеется примечание, суть которого сводится к тому, что автосалон имеет право менять комплектацию машины по своему усмотрению в зависимости от текущих обстоятельств. Что это за обстоятельства и как именно может меняться комплектация, про это, само собой, в договоре нет ни слова. Поэтому, подписывая такой договор, обязательно читайте все, что написано мелкими буквами внизу либо где-то в стороне, и требуйте удалить из него все двусмысленные положения и формулировки.
В некоторых случаях вопросы комплектации автомобиля оговариваются не в самом договоре, а в приложении к нему. В такой ситуации проследите, чтобы это приложение обязательно было заверено печатью салона и подписью ответственного лица. Обратите внимание на следующее: в договоре обязательно должен быть пункт, в котором сказано, что вопросы комплектации оговорены в приложении, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. А в самом приложении должен быть указан номер и дата договора, к которому оно относится.
В противном случае вы рискуете получить машину, например, с отечественной сигнализацией вместо импортной. А ведь российская сигнализация ни по качеству, ни по другим характеристикам и близко не стоит с импортной, не говоря уже о разнице в их стоимости (которую, как уже говорилось выше, вам никто не вернет)! То же самое касается колес: разница в стоимости резины (или колес в сборе) может оказаться очень чувствительной. А на автомобильные акустические системы разброс цен вообще очень приличный.
Условная цена в условных единицах
В автомобильных салонах одним из наиболее распространенных способов обмана покупателей является установка цен на автомобили в иностранной валюте либо в условных единицах. Вообще-то подобное уже давно запрещено действующим законодательством, но многие автосалоны продолжают нагло игнорировать закон и устанавливать цены в чем угодно, только не в российских рублях (почти всегда - в долларах США или в евро). Но возникает резонный вопрос: нарушение закона, безусловно, в этом есть, но где же тут обман покупателей?
Как говорится, все не просто, а очень просто. Суть обмана заключается в том, что автосалон устанавливает для расчетов свой, совершенно произвольный и ничем не обоснованный курс валют. В результате получается следующее: вы покупаете машину за $30 000, рассчитываясь рублями, в полном соответствии с действующим законодательством. Но в салоне для расчетов вполне может использоваться следующий курс: 27 р. за $1. И это в то время, когда реальный курс составляет, например, 25 р. за $1! Несложный математический подсчет показывает, что в результате покупки машины за $30 000 при такой разнице курсов вы переплачиваете мошенникам 60 000 р., или $2400 по реальному курсу!
Причем покупателю говорится о принятом для расчетов курсе валют только в тот момент, когда он подошел к кассе, чтобы рассчитаться. Отказаться от покупки в подавляющем большинстве случаев человек не сможет: почти всегда в договоре присутствует пункт, в котором за отказ от исполнения договорных обязательств (в частности, за отказ от покупки) клиенту придется выплатить приличную неустойку (она обычно рассчитывается как определенный процент от стоимости машины).
Каким же образом можно избежать подобного обмана? На самом деле это совсем несложно: достаточно лишь перед подписанием договора о покупке машины четко выяснить у работников салона ее стоимость в российских рублях. Рекомендуется отразить эту сумму в договоре.
Если же вы попались на эту уловку, у вас есть все основания обратиться в суд для защиты своих законных интересов. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством любой продавец (это касается не только автомобилей) должен предоставлять покупателю всю необходимую, а самое главное, достоверную информацию о продаваемом товаре, в том числе и о его полной стоимости в российских рублях. При этом вы имеете законное право не только отказаться от покупки, но и потребовать от автосалона возмещения убытков, которые вы получили по причине предоставления вам недостоверной информации, а также компенсацию за причиненный моральный ущерб.
Генеральная доверенность: будь бдителен!
Выше я уже неоднократно отмечал тот факт, что покупка автомобиля по генеральной доверенности получила в России широкое распространение и является одним из наиболее популярных способов быстро оформить куплю-продажу. Достоинства такого способа заключения сделок очевидны: продавцу не нужно ехать в ГИБДД для снятия автомобиля с учета, покупатель может поставить машину на учет не обязательно сразу после ее покупки, а хоть через год (при этом нужно обращать внимание на срок действия доверенности), сделка оформляется предельно быстро и т. д. В то же время такой способ оформления купли-продажи имеет и свои существенные недостатки.
Следует четко осознавать тот факт, что подавляющее большинство «проблемных» автомобилей (числящихся в угоне, взятых в кредит и др.) продаются именно по генеральной доверенности, причем обычно на этом настаивает продавец. Мотивирует он это тем, что ему, мол, срочно нужны деньги и некогда ждать, пока будут пройдены все формальности в ГИБДД.

ВНИМАНИЕ
Учтите, что подделать генеральную доверенность намного проще, чем технический паспорт транспортного средства.

Самые ловкие аферисты, продающие «проблемный» автомобиль, действуют примерно так. Вначале продавец убеждает клиента, что генеральная доверенность - быстрый и удобный способ оформления сделки (вообще-то это действительно так). Где-нибудь на съемной квартире или в другом укромном месте сидит свой человек под видом частного нотариуса, к которому продавец ведет доверчивого покупателя. «Липовый» нотариус с умным видом заполняет бланк доверенности (или распечатывает его на компьютере), получает деньги за оформление документа (как настоящий нотариус) и выдает за них какой-нибудь квиток вместе с доверенностью. Доверенность выглядит, как настоящая: печать, подпись, необходимые штампы - все, как надо. И невдомек бедному покупателю, что в настоящее время можно чуть ли не на каждом рынке купить бланки любых документов с любыми печатями или просто заказать все необходимое в соответствующих мастерских (стоит это совсем недорого, особенно по сравнению со стоимостью машины).
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством собственник машины либо его доверенное лицо имеет полное право отозвать выданную ранее доверенность. Если вы не успели до этого времени переоформить машину на себя, можете ее потерять. Закон в данном случае полностью на стороне собственника, а доказать тот факт, что деньги за машину заплачены, вы никак не сможете.

СОВЕТ
Если вы купили машину по генеральной доверенности, сразу же переоформляйте ее на себя, не откладывая дело в долгий ящик.

Не исключено, что на автомобиль, который продается по генеральной доверенности, наложен арест или ограничение на его продажу. В этом случае вы не сможете переоформить его на себя, а арестованное имущество вполне могут конфисковать. Например, бывает так, что у человека крупные неприятности с законом, и правоохранительные органы накладывают арест на его имущество. Чтобы не потерять все, он пытается продать хоть что-то, и продажа арестованного автомобиля по генеральной доверенности является отличным вариантом, поскольку сделка остается вне поля зрения правоохранительных органов.
Есть и еще один важнейший нюанс, который необходимо учитывать при покупке автомобиля по генеральной доверенности. Дело в том, что действие доверенности прекращается сразу после смерти доверителя (от этого ведь никто не застрахован). В таком случае вам останется лишь надеяться на порядочность и понимание со стороны законных наследников.
В любом случае при покупке автомобиля по генеральной доверенности следует соблюдать предельную осторожность и не упускать из виду ничего, что могло бы оказаться важным. Например, вам никто не мешает позвонить в ГИБДД и уточнить, не находится ли такой-то автомобиль с таким-то регистрационным номером и принадлежащий такому-то человеку под арестом или под ограничением на продажу. Если все в порядке, убедитесь, что перед вами действительно хозяин автомобиля, а не кто-то другой.
Мошенники любят продавать по генеральной доверенности автомобили, по которым числится невыплаченный кредит. Иначе говоря, купил человек машину в кредит, а выплачивать его не в состоянии. Пока не выплачен кредит, эту машину он не сможет снять с учета в ГИБДД, поэтому единственный способ продать ее - оформить куплю-продажу с помощью генеральной доверенности. В данном случае новому владельцу можно посочувствовать: такую машину он не сможет переоформить на себя, пока на ней «висит» кредит, а банк имеет законное право конфисковать автомобиль в счет уплаты причитающихся платежей по кредиту.
Фиктивная продажа автомобиля
Один из наиболее распространенных способов мошенничества - так называемая фиктивная продажа автомобиля. Суть обмана заключается в том, что мошенники получают с покупателя деньги и скрываются с ними, оставляя человека и без машины, и без денег. На практике это может выглядеть примерно так.
Мошенник ходит по автомобильному рынку и высматривает подходящего «клиента». Таковым обычно является покупатель, которому не терпится поскорее купить автомобиль, но который хочет уложиться в небольшую для соответствующего ценового диапазона сумму. Понаблюдав какое-то время за таким покупателем, мошенник приходит к выводу, что это - его «клиент».
Он подходит к покупателю и предлагает ему купить хороший автомобиль по очень даже привлекательной цене. На возможный вопрос «почему хорошая машина продается так дешево» следует ответ вроде «человек срочно уезжает за границу, и ему нужно быстро распродать имущество» либо что-то подобное. Автомобиль этот находится не на рынке, а стоит недалеко во дворе («вы же понимаете, перед отъездом за границу человеку некогда разъезжать по рынкам»).
Далее они направляются домой к продавцу (это обычно «друг» или «родственник» мошенника, высматривающего жертву на авторынке). Продавец выходит из подъезда в домашней одежде и тапочках (это рассеивает последние сомнения покупателя) и показывает машину, которая, кстати, уже снята с учета и полностью готова к продаже. После согласования цены покупатель передает продавцу деньги и взамен получает ключи от автомобиля.
Однако документы на машину ему никто не передает. Спохватившись, продавец хлопает себя по лбу и говорит, что забыл документы дома. Попросив подождать минуту («поднимусь только к себе, возьму дома документы и сразу назад»), он вместе с полученными деньгами исчезает в подъезде.
Через некоторое время мошенник, который был на рынке, говорит покупателю: «Что-то он задерживается, пойду потороплю, а то у меня со временем проблемы». С этими словами он также скрывается в подъезде.
На улице остается один покупатель. Еще через некоторое время он, заподозрив неладное, входит в подъезд и к своему ужасу обнаруживает, что подъезд является проходным (то есть с выходом с другой стороны). Именно благодаря такой конструкции подъезда мошенники сумели скрыться вместе с деньгами, оставив обманутому покупателю на память бесполезные ключи от машины (бесполезные, потому что в подобных случаях «проданный» автомобиль обычно числится в угоне).
Наиболее «продвинутые» мошенники могут прикинуться работниками автосалонов. Их главная опасность заключается в том, что они умеют очень правдоподобно имитировать весь процесс заключения сделки по купле-продаже автомобиля. При этом оформляются все необходимые документы (договоры, приложения к ним, квитанции и др.) и везде стоят нужные печати и подписи.
После этого клиент долго и безуспешно ждет, когда же ему доставят заказанный им автомобиль. А когда срок доставки машины, указанный в договоре, истекает, человек приходит в автомобильный салон, с которым он заключил договор, и выясняет, что люди, с которыми он имел дело, никогда в этом салоне не работали и не имеют к нему ровным счетом никакого отношения, а подписи и печати на договорах и иных документах поддельные.
Фокус с «двойным дном»
Вид мошенничества, о котором я расскажу в этом разделе, имеет давнюю историю, - им промышляли преступники еще в советские времена. Несколько видоизменившись, этот прием дожил и до наших дней и с успехом используется современными Остапами Бендерами.
Схема обмана выглядит следующим образом. Мошенник находит человека, который хочет купить какую-нибудь редкую или эксклюзивную машину, которую просто так найти невозможно, и предлагает свои услуги в посредничестве. При этом он «честно» предупреждает, что придется несколько переплатить. Как правило, относительно небольшое увеличение цены не отпугивает потенциального покупателя, поэтому он оставляет свой контактный телефон и соглашается на сделку.
Через некоторое время (как правило, от одного до нескольких дней) покупателю звонят и сообщают о том, что нужная машина прибыла, можно ее осматривать и покупать. Покупатель, как любой нормальный человек, берет с собой деньги, приятеля или помощника и едет на встречу. Там мошенник приглашает их сесть в такси и знакомит со своим напарником, представляя его как «директора автомобильного салона», или «руководителя технического центра», или что-то в этом роде. Стоит ли говорить, что ни к автосалону, ни к техническому центру, ни к любой другой аналогичной организации этот человек не имеет никакого отношения!
Далее все вместе куда-то едут в такси, которое через некоторое время останавливается у какого-то здания (адрес таксисту могут сказать заранее - это, как правило, абсолютно любой, ни к чему не обязывающий адрес, - либо указывают дорогу и говорят, где остановиться). Мошенники просят у покупателя его паспорт, который якобы нужен для оформления всех необходимых документов. Затем они покидают машину и заходят в здание (это может быть любое приличное с виду административное здание) и через некоторое время возвращаются обратно, отдавая покупателю его паспорт и документы (накладная на покупку, договор, чек и др., все зависит от технических возможностей и фантазии мошенников). Разумеется, эти «оформленные документы» не имеют никакой юридической силы (их можно использовать только в качестве улик при возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, когда пострадавшие обратятся в милицию). Хотя с виду они выглядят вполне прилично: в них имеются паспортные данные покупателя, марка и модель «приобретаемой» машины, ее стоимость, наименование организации-продавца со всеми ее реквизитами (счет в банке, ИНН, юридический адрес) и иная информация. Все это вызывает у покупателя полное доверие и заставляет без сомнений поверить в реальность предстоящей «покупки». А если учесть, что человеку не терпится поскорее стать обладателем машины, о которой он так долго мечтал, то неудивительно, что вся его бдительность в данное время практически равняется нулю.
Итак, мошенники сели в машину и передали покупателю документы. Затем они просят отсчитать деньги, чтобы потом, в кассе, сразу их отдать, мол, кассир пересчитывать их не будет, более того, он уже предупрежден и ждет их. Покупатель отсчитывает деньги; после этого мошенник требует, чтобы покупатель передал их ему, мол, он не доверяет незнакомым людям. Деньги он просит положить в портфель, который услужливо подставляется. Портфель закрывается на ключ и передается покупателю вместе с ключом. При желании покупатель может его потрясти, чтобы проверить, там ли действительно сверток с деньгами. Обычно он так и делает (как правило, мошенники сами предлагают это сделать) и, убедившись, что в портфеле действительно есть сверток, чувствует себя спокойно.
Затем мошенники отправляют покупателя вместе с его напарником в здание: «Идите прямо в кассу, кассир в курсе дела и ожидает вас. Покажите ему документы и заплатите деньги. Затем с оплаченным чеком вернетесь к нам, и пойдем за машиной».
Доверчивый покупатель с напарником идут в здание и пытаются найти кассу. Даже если таковая там действительно имеется (бывают же учреждения, у которых есть свои кассы), кассир ни о покупателе, ни о машине ничего не слышал и понятия не имеет, о чем идет речь. Покупатель показывает документы, кассир отвечает, что они ему ни о чем не говорят. Пожав плечами, покупатель с напарником выходят на улицу и направляются к такси, в котором сидят мошенники, а его уже и след простыл. Только в этот момент несостоявшийся владелец машины догадывается заглянуть в портфель - а там в свертке вместо денег лежат ровно нарезанные стопки бумаги...
На каком же этапе этой аферы произошел обман?
Дело в том, что портфель, в который мошенники предложили покупателю положить деньги, состоит из двух отделений. В одном отделении заранее лежал сверток с «куклой», но для денег мошенники открыли второе отделение. А под этим вторым отделением в дне заранее проделано отверстие, через которое во время замыкания портфеля на ключ и передачи его покупателю мошенники ловко успевают достать деньги.
Покупатель трясет портфель, проверяя, все ли в порядке, и чувствует, как в нем болтается сверток с «куклой», после чего исчезают его последние подозрения, если таковые вообще были.
Каким же образом можно защититься от подобного мошенничества? Для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций, которые приведены ниже.
Если вам незнакомые люди предлагают свое содействие в покупке автомобиля - уже один этот факт должен вызвать подозрение. Следует обязательно уточнить: какая организация или частное лицо осуществит поставку автомобиля и будет заниматься его продажей. Иначе говоря, четко и конкретно узнайте, у кого вы будете покупать машину.
Если в качестве поставщика и продавца выступает юридическое лицо, обязательно наведите справки о нем. Правда, мошенник может сказать, что он против вашего прямого контакта с организацией-поставщиком, ибо в таком случае вы можете оставить его без вознаграждения.
Несмотря на кажущуюся логику в данном утверждении, на самом деле это не совсем так. Не секрет, что почти все сложные вопросы в современной России решаются через посредников, которым гарантируется вознаграждение, и если клиент решает «кинуть» посредника, организация просто не будет иметь с этим клиентом дела. Тем более это касается такого серьезного вопроса, как доставка и продажа человеку эксклюзивного и редкого автомобиля.
Узнать, действительно ли в данном городе функционирует такое-то предприятие, можно в местном органе власти, где в обязательном порядке осуществляется государственная регистрация всех субъектов хозяйствования. Там же можно получить контактный телефон данной организации. Позвонив по этому телефону, уточните, действительно ли данная организация имеет отношение к автомобильному бизнесу, а также наведите все другие необходимые справки. Можно подъехать в офис организации и своими глазами посмотреть, кто там работает и чем эти люди занимаются.
Ни в коем случае не отправляйтесь на встречу с незнакомыми людьми без напарника. Помимо мошенников, кругом достаточно более опасных преступников, поэтому всегда нужно иметь рядом надежного человека.
Если вы едете в такси, будьте предельно внимательны: если вас везут за город, возможно, хотят ограбить в открытую, и очень хорошо, если после этого вы со своим напарником останетесь живыми и здоровыми.
Если вам предлагают положить деньги в какую-то сумку, портфель, борсетку и т. п., проверьте лично, нет ли там отверстия в дне либо в другом месте и нет ли заранее подложенной «куклы».
Отправляясь к кассиру, попросите своего напарника посидеть в машине вместе с посредниками и не оставляйте их наедине. В противном случае у вас есть все шансы остаться без машины и без денег. Кстати, если посредники взяли такси, запомните его государственный регистрационный номер: в случае факта мошенничества таксист по крайней мере сможет сообщить милиции, в каком месте он высадил пассажиров. Запомните и номер машины, если они будут не на такси, а на своем автомобиле.
Тщательно проверьте документы, которые вам вручат посредники (договор, накладная и др.). В частности, при внимательном рассмотрении документов можно обнаружить, что печать на них стоит не «живая», а отпечатанная на цветном принтере или ксероксе, а вместо подписей поставлены ни к чему не обязывающие факсимиле. Правда, справедливости ради отметим, что современные технические средства позволяют с высокой степенью достоверности подделать практически любой документ, а заказать изготовление «живой» печати с любым текстом также не представляет никакой сложности.
Получив документы, сообщите посредникам, что производить оплату (или класть деньги в портфель - в зависимости от обстоятельств) вы будете только после того, как воочию увидите свой будущий автомобиль и сравните его данные (цвет, номера двигателя, кузова и иных агрегатов, комплектность, состояние и др.) с теми, что указаны в документах. Вам могут возразить, что это невозможно: мол, операция конфиденциальная, нужно все сделать побыстрее и без лишнего шума, просто так на склад никто никого не пустит и т. д. и т. п. Если вам говорят нечто подобное, знайте: скорее всего, перед вами мошенники.
Такая недетская «кукла»
Что означает на современном сленге слово «кукла», знает, наверное, большинство наших сограждан. Для тех счастливчиков, которые не понимают, о чем идет речь, поясним: здесь имеется в виду не детская игрушка, а какой-либо предмет, который мошенники подсовывают своим жертвам вместо денег.
При совершении купли-продажи автомобиля гораздо больше шансов получить «куклу» имеет продавец машины.
Это неудивительно: на многих автомобильных рынках работают бригады мошенников, которые путем нехитрых манипуляций уводят у продавца машину, давая взамен не деньги, а «куклу».
Однако, как ни странно, и покупатели тоже могут получить подобный «сюрприз» и остаться в итоге и без машины, и без денег. Вот характерный пример: человек нашел подходящую машину, договорился с продавцом о цене, передал ему деньги - и вдруг после этого продавец под каким-то благовидным предлогом возвращает деньги покупателю. Например, он может сказать, что передумал продавать машину (мол, «такая корова нужна самому»), или, что гораздо правдоподобнее, притвориться, что ему внезапно стало плохо (схватило живот, заболело сердце и т. п.), и отдать деньги покупателю («подержите, пожалуйста, минутку»). Затем он просит подождать покупателя минут десять («съезжу домой за таблеткой и вернусь»), а у жертвы никаких подозрений не возникает, ведь деньги-то возвращены.
Само собой, продавец и не думает возвращаться. Через некоторое время озадаченному покупателю приходит в голову мысль проверить деньги - и он обнаруживает «куклу». Это может быть завернутый сверток с бумагой вместо денег или пачка бумаги, на которой сверху и снизу лежат настоящие банкноты (с боков такая пачка может быть специально подкрашена под цвет денег) и т. п. Достовернее всего выглядит «кукла», состоящая из отпечатанных на цветном ксероксе копий банкнот (для убедительности сверху и снизу пачки также могут лежать настоящие банкноты).
Как угоняют только что купленный автомобиль
Один из распространенных и популярных у аферистов способов мошенничества заключается в том, что у покупателя угоняется только что приобретенный им автомобиль, и это происходит либо во время, либо сразу после продажи. Причем зачастую покупатель не может в милиции доказать то, что машина принадлежит уже именно ему, поскольку ему вручаются заведомо поддельные документы.
На практике это выглядит примерно следующим образом. Обычно данное преступление совершается не одним, а как минимум двумя мошенниками. Первый из них завлекает покупателя необычно низкой ценой продаваемой машины. Предложение настолько выгодное, что, как говаривал небезызвестный дон Корлеоне, он него невозможно отказаться. Стремление купить автомобиль в отличном состоянии по чрезвычайно низкой цене затмевает у человека здравый смысл, и он соглашается на покупку.
После осмотра автомобиля покупателем и принятия им решения о покупке заинтересованные стороны отправляются оформлять сделку. Со стороны все выглядит, как обычно, только с той существенной разницей, что покупателю вручают фальшивые документы на автомобиль (технический паспорт, справка-счет и др.). Кстати, для оформления фальшивой справки-счета у мошенников может быть «свой человек» в автомобильном магазине или в другой организации, которая имеет право оформлять сделки по купле-продаже автомобилей.
При совершении подобного мошенничества покупатель рассчитывается с продавцом не в машине, как это бывает в большинстве случаев, а где-то в другом месте, куда его приглашает продавец. Это место не вызывает у клиента никаких опасений: например, это может быть закуток в коридоре здания, где оформлялась покупка машины, или другой автомобиль (продавец мотивирует это тем, что, мол, он боится садиться с незнакомым человеком в продаваемую машину, поскольку по документам она уже продана) и т. п. Это делается для того, чтобы была возможность угона проданной машины в то время, когда покупатель занят оформлением сделки.
Итак, покупатель передает продавцу деньги за машину, тот их внимательно пересчитывает и отдает покупателю документы на автомобиль и ключи. Поскольку документы подделаны очень квалифицированно, у покупателя никаких опасений не возникает, а что ключи могут быть поддельные, у него и в мыслях нет.
Купленный автомобиль угоняется сообщником продавца либо в момент передачи денег, либо уже после того, как покупатель попрощался с продавцом и направился с документами и ключами к «своей» машине. В последнем случае преступление совершается, как принято говорить, «с особым цинизмом», поскольку машину у незадачливого покупателя уводят прямо из-под носа.
Украденный задаток
Вид мошенничества, о котором я расскажу в данном разделе, настолько очевиден и прост, что удивительно, как на эту приманку попадаются многие далеко не глупые наши соотечественники. Отмечу, что данный способ «развода» доверчивых покупателей автомобилей осуществляется, как правило, при продаже машины через газетное объявление (либо через объявление в Интернете).
Первое, что бросается в глаза человеку, который видит такое объявление, - то, что по цене намного ниже рыночной продается вполне приличный, в хорошем состоянии и с неплохой комплектацией автомобиль, причем хозяин не против и поторговаться. На самом же деле это не более чем приманка, рассчитанная на то, чтобы привлечь побольше «лохов».
Когда покупатель встречается с продавцом, все его последние сомнения относительно целесообразности рассеиваются: он видит отличную машину, которую продает очень приличного и солидного вида пожилой человек, вызывающий полное доверие. Реальному покупателю он согласен уступить еще 10 % от стоимости машины (может быть, и 15, и 20 %, все зависит от конкретного случая), а торопится с продажей потому, что «на днях улетает к сыну в Канаду», или «ложится в больницу на долгое и серьезное лечение», или «скоро у дочери свадьба, а деньги нужны уже сейчас» и т. п.
В общем, все выглядит настолько правдоподобно, что покупатель без всякой задней мысли передает продавцу оговоренный задаток и договаривается встретиться на следующий день (или через два-три дня), когда машина будет снята с учета и можно будет приступать к ее переоформлению.
Однако когда покупатель по истечении этого времени звонит продавцу, выясняется, что тот внезапно передумал продавать машину. В данном случае покупатель не сможет на законном основании доказать свою правоту, поскольку никакой расписки у продавца о том, что тот получил задаток, он не брал. А все потому, что продавец не вызывал никаких подозрений - тщедушный пожилой человек очень приличного вида.
Кстати, роль продавца вполне может играть и какая-нибудь благообразная старушка. В данном случае все будет выглядеть еще правдоподобнее: мол, продаю дешево машину, которая осталась от недавно умершего мужа (при этих словах бабуля трогательно смахнет слезу рукой), а в машинах и ценах на них я не разбираюсь, мне бы продать ее поскорее, да и все.

Категория: Erdkunde und Geschichte | Просмотров: 110 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar