Прочие образцы бронетехники Германии

E-5 Многоцелевая бронемашина

Официальное обозначение: E-5
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1944
Год постройки первого прототипа: 1945
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипов.

В конце 1944 года немецкое Министерство вооружений и боеприпасов начало активно продвигать программу развития танков имевшей условное обозначение “E” (Entwicklung — разработка, развитие). В рамках этой концепции предполагалось создать несколько унифицированных типов шасси поделенных на несколько весовых категорий. Самой легкой моделью был Е-5 – прямой “потомок” знаменитых Bogward.

Требования к машинам данного типа предъявлялись следующие: масса 6-10 тонн, экипаж 1-2 человека и возможность установки различного вооружения, включая легкие автоматические пушки или гранатометы. Таким образом, Е-5 можно было использовать в качестве средства огневой поддержки или сверхлегкого истребителя танков. Проект получил условное название “Wanze”, что означало “блоха” и вполне соответствовало габаритам машины. Техническое задание было выдано нескольким фирмам (Daimler, Steyr, Bussing, Weserhutte, BMW), но до постройки прототипа удалось довести лишь проект BMW.

Как утверждается в современных источниках, опытный образец Е-5, по большому счету, представлял собой незначительно переработанный Bogward B IV (Sd.Kfz.301). Возможно, что в качестве базового варианта был взят серийный образец дистанционно управляемой машины. В частности, если верить сохранившимся сведениям, шасси Е-5 включало по 5 опорных катков на каждый борт, а также переднее расположение ведущих колес. Корпус имел сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали толщиной до 20 мм. Верхний лобовой и кормовой бронелисты устанавливались под большими углами наклона. В средней части корпуса располагалось место механика-водителя. Трансмиссия с 2-ступенчатой коробкой передач размещалась спереди, а в кормовой части корпуса устанавливался 90-сильный бензиновый двигатель Bogward 6. Длина машины составила 3,55 м.

Далее можно встретить информацию о том, что Е-5 был представлен на испытания в начале 1945 года, но насколько это соответствует действительности сейчас не совсем ясно, поскольку какие-либо документы и фотографии по данной теме отсутствуют. Вполне вероятно, что прототип не было построен вообще. Вместе с тем, после рассмотрения предложенных проектов был сделан вывод, что машина Е-5 фирмы BMW не полностью отвечает предъявленным требованиям и в марте он был отвергнут.
Сведения об участии «предсерийной партии» Е-5 в обороне Берлина также не соответствую действительности. Чаще всего приводятся фотографии переделанных радиоуправляемых машин Sd.Kfz.301, которые обозначались как Borgward B IV Ausfuhrung mit Raketenpanzerbuchse 54. Также они имели собственное название “Wanze” (Блоха), которое автоматически закрепилось за Е-5. Эти импровизированные ракетные САУ оснащались “связкой” из шести ручных гранатометов RPzB, которая устанавливалась слева от места водителя.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕМАШИНЫ
E-5 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1-2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~3550
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков собранных в блоки, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Kugelpanzer” Наблюдательная бронемашина

Официальное обозначение: Kugelpanzer
Альтернативное обозначение: отсутствовало
Год постройки первого прототипа: 1945
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа.

В конце войны коллекция всевозможных трофеев захваченных РККА пополнилась одной из самых оригинальных бронемашин. На полигоне в Кумморсдорфе, где бойцы Красной Армии обнаружили прототип сверхтяжелого танка “Maus” и другую интересную технику, в их руки также попал Kugelpanzer – или “шаротанк” по-русски. Никаких документов по этой машине обнаружено не было. Не исключено, что Kugelpanzer был разработан и построен в инициативном порядке. Как наиболее явный разработчик в зарубежных источниках указывается фирма Krupp.

Бронемашина представляла собой цилиндр с толщиной бортов 5 мм, по бортам которого с небольшим наклоном находились две вращающиеся полусферы с простыми грунтозацепами, служившие движителем. Внутри располагалось место для водителя и приборы управления. На уровне глаз в передней части корпуса была выполнена единственная смотровая щель. В задней части располагался мотоциклетный двигатель мощностью 25 л.с. Сзади на наружной поверхности монтировался крнштейн с металлическим хвостовым колесом малого диаметра, а над ним находился посадочный люк. Вооружение и наблюдательное оборудование на Kugelpanzer отсутствовало, но иногда можно встретить утверждение, что в укладке мог перевозиться один пехотный пулемет MG34 или MG42. Масса машины составляла 1800 кг, максимальная скорость – до 8 км\ч.

Исходя из вышеизложенного описания напрашивается вывод, что Kugelpanzer мог использоваться только в качестве бронированного наблюдательного пункта на полигонах. Отправлять такую машину на фронт было бы крайне нецелесообразно – слабое бронирование пробивалось даже пулями винтовочного калибра. Возможно, Kugelpanzer следовал за танками или бронемашинами при их огневых испытаниях.

Есть также сведения, что Kugelpanzer был отправлен в конце войны в Японию и впоследствии захвачен советскими войсками в Манчжурии, хотя смысл подобного перемещения экспериментальной машины практически отсутствует. В любом случае сейчас эта машина выставлена в экспозиции музея БТВТ в подмосковной Кубинке.

Кстати, сама идея “шаротанка” далеко не новая. Ещё в 1925-1935 гг. в СССР было подано на рассмотрение несколько интересных проектов бронированных танков шарообразной формы. Кроме того, проект подобной машины был предложен военному ведомству Великобритании. В обоих случаях от реализации “шаротанков” в металле отказались, поскольку их технические характеристики уступали обычным танкам.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Kugelpanzer образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 1800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1700
Ширина, мм ?
Высота, мм 1500
Клиренс, мм —
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм
борт корпуса — 5 мм
корма корпуса — 5 мм
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 1-цилиндровый, мотоциклетный, мощностью 25 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 2 ведущих катка и 1 опорный хвостовой ролик
СКОРОСТЬ 8 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались