Колесные ЗСУ Великобритании
3-inch 20-cwt Anti-Aircraft Gun (Peerless) Зенитная самоходная
установка (1915 г.)
Парк самоходных зенитных орудий «тяжелого типа» в 1915 году пополнился
ещё одной машиной, собранной на базе шасси 4-тонного грузовика Peerless.
Аналогичная ходовая часть в тот же период использовалась для установки
40-мм скорострельной зенитной пушки.
Базовое шасси изменений не претерпело. Как и в коммерческом вариант
Peerless представлял собой грузовую машину с колесной формулой 4х2.
Колеса переднего моста были односкатными, заднего – двускатными. Шины
бескамерные из жесткой резины. Подвеска на листовых рессорах. На
грузовой платформе устанавливалось 3-дюймовое морское зенитное орудие (QF
3 inch 20 cwt anti-aircraft gun, метрический калибр 76,2-мм). Орудие
отличалось неплохими баллистическими характеристиками и вело стрельбу
шрапнельными выстрелами. Скорость 12,5-фунтового снаряда составяла 760
м\с, 16-фунтового снаряда — 610 м\с. Максимальная высота «заброса»
снаряда, в зависимости от его массы, варьировалась в пределах 6700-7200
метров. Одним из несомненных преимуществ данной артсистемы была
возможность вертикального наведения в секторах от -10° до 90°. Также на
платформе размещался инструмент и часть боекомплекта. Бронирование
орудия, кабины водителя и мест артиллерийского расчета отсутствовало.
Для снижения отдачи после выстрела были предасмотрены четыре упора,
устанавленные по два с каждого борта.
По всей видимости, был построен только один образец 3-дюймового
самоходного зенитного орудия. Информации о его боевом применении найти
не удалось.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
3-inch 20-cwt Anti-Aircraft Gun (Peerless) образца 1915 г.
БОЕВАЯ МАССА около 6500-7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (3-inch 20-cwt anti-aircraft gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Peerless, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние
колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ около 20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — 13-pdr Anti-Aircraft Gun (Daimler Mk.3 Lorry)
Зенитная самоходная установка
В начале Первой Мировой войны проводились многочисленные работы по
приспособлению полевых орудий в противовоздушные. Наибольший успех, как
это ни странно, выпал на долю российских специалистов, однако и союзники
старались обеспечить свои наземные силы достаточным количеством зенитных
артсистем. В октябре 1914 года были начаты работы по доработке
13-фунтового орудия, использовавшегося британской кавалерией. Для него
была разработана тумбовая установка, которая могла быть смонтирована на
транспортной платформе грузового автомобиля подходящей грузоподъёмности.
Также провели модернизацию противооткатных устройств и лафета, который
позволял увеличить угол вертикального наведения орудия до +70.
Из имевшихся в наличии грузовиков были выбраны два: Thornycroft Type J
Lorry и Daimler Mk.3 Lorry. Обе машины были практически равноценны по
характеристикам, однако «даймлер», по всей видимости, являлся
дополнением к «торникрофту». Внешне они отличались только длиной
грузовой платформы и типом колес, которые у «даймлера» были спицованными.
Орудие устанавливалось на открытой платформе с возможностью кругового
вращения. Какая-либо бронезащита расчета и кабины водителя
отсутствовала. Ходовая часть изменений не претерпела. Экипаж состоял из
пяти человек: водитель, командир, заряжающий и два наводчика. Машина
также оснащалась четырьмя упорами, гасившими отдачу при выстреле,
которые крепились к раме по два с каждого борта.
Сведения о количестве построенных ЗСУ на шасси «даймлер» найти не
удалось. Не исключено, что дело ограничилось лишь несколькими образцами,
которые использовались в течении 1915-1916 гг.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
13-pdr Anti-Aircraft Gun (Daimler Mk.3 Lorry) образца 1915 г.
БОЕВАЯ МАССА около 4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (13 pounder 6 cwt anti-aircraft
gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние
колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ около 20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — 13-pdr Anti-Aircraft Gun (Thornycroft Type J Lorry)
Зенитная самоходная установка
Второй год Первой Мировой войны ознаменовался резкой активизацией
действий авиации с обеих сторон, которая теперь не только вела разведку
и корректировку артиллерийского огня, но и перешла к бомбардировкам.
Вопрос защиты от ударных самолётов, равно как и от сопровождавших их
истребителей прикрытия (нередко “поливавших” пулеметным огнем не
укрывшуюся пехоту и позиции артиллерии), необходимо было решать в
кратчайшие сроки.
В большинстве случаев помогал заградительный огонь их пехотных пулеметов
и винтовок, однако прогресс в области авиации не стоял на месте и
буквально каждый месяц на фронте появлялся новый тип самолётов – вместе
с ростов скорости росла и высота полёта. Сбить пулеметной очередью
бомбардировщик, летящий на высоте более 500 метров было очень
затруднительно, следовательно, для фронта требовалось оружие помощнее.
Решение оказалось достаточно простым.
В начале 1900-х гг. на вооружение RHA (Royal Horse Artillery) стала
поступать 13-фунтовое полевое орудие (Ordnance QF 13 pounder,
метрический калибр 76,2-мм). Оказалось, что при внесении ряда
незначительных доработок оно могло использоваться в качестве зенитного.
В частности, требовалось увеличить углы наведения по вертикали, которые
в полевой версии составляли от -5° до +16°.; Но это было ещё не всё –
конная тяга постепенно уступала место механизированной, что позволяло
более оперативно перебрасывать артиллерию на нужный участок фронта.
Теперь зенитных орудий требовалось гораздо больше, чем в 1914 году, так
что при их нехватке требовалось решить вопрос мобильности.
Таким образом, первым шагом стала модернизация Ordnance QF 13 pounder
Mk.III, начавшаяся в октябре 1914 года. Орудие лишилось стандартного
колёсного лафета, вместо которого появилась тумбовая установка,
доработанный противооткатный механизм (с укороченными откатниками) и
улучшенный лафет, изменивший углы наведения от 0° до 70°.; После
проведения улучшений орудие получило официальное обозначение 13 pounder
6 cwt anti-aircraft gun.
Следующим шагом стал подбор наиболее подходящего шасси. После недолгих
поисков для установки 13-фунтового зенитного орудия были выбраны
грузовики Thornycroft Type J и Daimler. Обе машины обладали высокими
эксплуатационными качествами и достаточно просторной грузовой платформой
для размещения орудия на тумбовой установке. Первая из этих машин была
признана но только лучшим грузовиком, по результатам испытаний
устроенных War Office в 1913 и 1914 гг., но самым легким в 3-тонной
категории Class A. Достаточно сказать следующее – в общей сложности
британская армия получила более 5000 трехтонных «торникрофтов» образца
1913 года. Учитывая число серийных машин это весьма упрощало
эксплуатацию и ремонт ЗСУ на их базе.
Орудие устанавливалось на открытой грузовой платформе без какой-либо
бронезащиты. Водительская кабина также была оставлена открытой, но в
непогоду она прикрывалась брезентовым тентом. За кабиной водителя
располагалась часть боекомплекта и инструменты. Полный экипаж ЗСУ вместе
с расчетом состоял из пяти человек. Необычным было расположение двух
наводчиков с левой стороны орудия. Для уменьшения последствий отдачи
после выстрела к раме крепились четыре подъёмных упора (по два с каждого
борта), выдвигавшихся в боевом положении.
Впрочем, при всей простоте конструкции зенитная установка имела один
серьёзный недостаток – полевое орудие совершенно не предназначалось для
стрельбы по воздушным целям и потому его баллистические характеристики
оказались весьма низкими для борьбы с самолётами противника. Как
правило, стрельба велась стандартными шрапнельными выстрелами массой
5,67 кг, которые позже были заменены фугасными. Максимальная высота
выстрела составила 5200 метров.
О количестве «торникрофтов», переоборудованных в ЗСУ, точной информации
не сохранилось. Учитывая невысокие баллистические данные 13-фунтовых
зенитных орудий таких машин вряд ли могло быть больше 50 единиц. Их
производство велось в течении 1915 года, но на вооружении они оставались
недолго. Очень скоро был сделан вывод, что данная артсистема исчерпала
себя в качестве временной меры. Для её замены была разработана новая
модификация, использовавшая «рекалиброванное» 18-фунтовое орудие
(метрический калибр 83,8-мм), приспособленное для стрельбы 13-фунтовыми
снарядами. В результате начальная скорость снаряда возросла с 520 м\с до
655 м\с, а высота увеличилась до 5790 метров. Модернизация оказалась
настолько удачной, что эти орудия оставались на вооружении британской
армии до начала 1920-х гг. Что касается 13-фунтовых образцов, то их
впоследствии демонтировали с грузовиков и стационарных тумбовых
установок, превратив в обычные полевые орудия. По всей видимости,
последние ЗСУ этого типа были разобраны в течении 1916-1917 гг.
Единственный сохранившийся образец 13-фунтового зенитного орудия на
шасси Thornycroft Type J долгое время ржавел в запаснике, пока в 1967
году его не отправили на реставрацию. К этому времени машина была
практически полностью разукомплектована, но ходовая часть и орудие ещё
оставались в сносном состоянии. Сейчас восстановленная ЗСУ
демонстрируется в Имперском Военном Музее г.Даксфорд.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
13-pdr Anti-Aircraft Gun (Thornycroft Type J Lorry) образца 1915 г.
БОЕВАЯ МАССА 3250 кг (без орудия)
ЭКИПАЖ, чел. 1+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм 2194
Высота, мм ?
Колесная база, мм 3985
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (13 pounder 6 cwt anti-aircraft
gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Thornycroft, бензиновый, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние
колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 23 км/час по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — Morris-Commerial C9/B (Bofors) Зенитная самоходная
установка
Одной из самых распространенных зенитных самоходных установок британской
армии была модель, выполненная на базе коммерческого полноприводного
грузовика Morris-Commercial C9/B. Задание на разработку такой машины
было получено ещё в 1940 году, но в войска ЗСУ стали поступать только
годом позже.
Радикальных изменений конструкция Morris-Commercial C9/B не претерпела.
Ходовая часть, как и в коммерческом варианте, сохраняла колесную формулу
4х4 с одинарными колесами и подвеской на листовых рессорах. В передней
части корпуса размещался бензиновый двигатель мощностью 30 л.с. и
трансмиссия с ручной коробкой переключения передач, обеспечивавшей 5
скоростей движения вперед и 1 назад. В средней части корпуса, на месте
транспортной площадки, устанавливалась 40-мм зенитная пушка Bofors.
Возможность кругового вращения присутствовала, хотя передний сектор
частично перекрывался кабиной водителя.
Эта машина в настоящее время имеет несколько обозначений, наиболее
распростарненными среди которых являются Morris-Commerial C9/B (Bofors)
и Carrier SP, 4х4, 40mm AA (Dofors) Morris-Commercial C9/B. Для простоты
будем пользоваться первым из них.
Данные ЗСУ поступали на оснащение зенитных полков ПВО и с 1942 года
Morris-Commerial C9/B (Bofors) принимали активное участие в боевых
действиях на территории Бирмы и Западной Европы. Несмотря на отсутствие
бронирования ЗСУ получилась достаточно легкой, а мощное скорострельное
орудие обеспечивало, до определенной степени, приемлемую огневую мощь на
малых и средних высотах. Кроме того, в ходе боевой операции в Нормандии
летом 1944 года, Morris-Commerial C9/B (Bofors) успешно привлекались для
стрельбы по легкобронированным целям.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Morris-Commerial C9/B (Bofors) образца 1941 г.
БОЕВАЯ МАССА 3454 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6096
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2286
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 40-мм зенитная пушка Bofors (Gun, AA, Mk 1)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, амортизация на
пластинчатых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались |