Колесные ЗСУ Великобритании

3-inch 20-cwt Anti-Aircraft Gun (Peerless) Зенитная самоходная установка (1915 г.)

Парк самоходных зенитных орудий «тяжелого типа» в 1915 году пополнился ещё одной машиной, собранной на базе шасси 4-тонного грузовика Peerless. Аналогичная ходовая часть в тот же период использовалась для установки 40-мм скорострельной зенитной пушки.

Базовое шасси изменений не претерпело. Как и в коммерческом вариант Peerless представлял собой грузовую машину с колесной формулой 4х2. Колеса переднего моста были односкатными, заднего – двускатными. Шины бескамерные из жесткой резины. Подвеска на листовых рессорах. На грузовой платформе устанавливалось 3-дюймовое морское зенитное орудие (QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft gun, метрический калибр 76,2-мм). Орудие отличалось неплохими баллистическими характеристиками и вело стрельбу шрапнельными выстрелами. Скорость 12,5-фунтового снаряда составяла 760 м\с, 16-фунтового снаряда — 610 м\с. Максимальная высота «заброса» снаряда, в зависимости от его массы, варьировалась в пределах 6700-7200 метров. Одним из несомненных преимуществ данной артсистемы была возможность вертикального наведения в секторах от -10° до 90°. Также на платформе размещался инструмент и часть боекомплекта. Бронирование орудия, кабины водителя и мест артиллерийского расчета отсутствовало. Для снижения отдачи после выстрела были предасмотрены четыре упора, устанавленные по два с каждого борта.

По всей видимости, был построен только один образец 3-дюймового самоходного зенитного орудия. Информации о его боевом применении найти не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
3-inch 20-cwt Anti-Aircraft Gun (Peerless) образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА около 6500-7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (3-inch 20-cwt anti-aircraft gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Peerless, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ около 20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

13-pdr Anti-Aircraft Gun (Daimler Mk.3 Lorry) Зенитная самоходная установка

В начале Первой Мировой войны проводились многочисленные работы по приспособлению полевых орудий в противовоздушные. Наибольший успех, как это ни странно, выпал на долю российских специалистов, однако и союзники старались обеспечить свои наземные силы достаточным количеством зенитных артсистем. В октябре 1914 года были начаты работы по доработке 13-фунтового орудия, использовавшегося британской кавалерией. Для него была разработана тумбовая установка, которая могла быть смонтирована на транспортной платформе грузового автомобиля подходящей грузоподъёмности. Также провели модернизацию противооткатных устройств и лафета, который позволял увеличить угол вертикального наведения орудия до +70.

Из имевшихся в наличии грузовиков были выбраны два: Thornycroft Type J Lorry и Daimler Mk.3 Lorry. Обе машины были практически равноценны по характеристикам, однако «даймлер», по всей видимости, являлся дополнением к «торникрофту». Внешне они отличались только длиной грузовой платформы и типом колес, которые у «даймлера» были спицованными. Орудие устанавливалось на открытой платформе с возможностью кругового вращения. Какая-либо бронезащита расчета и кабины водителя отсутствовала. Ходовая часть изменений не претерпела. Экипаж состоял из пяти человек: водитель, командир, заряжающий и два наводчика. Машина также оснащалась четырьмя упорами, гасившими отдачу при выстреле, которые крепились к раме по два с каждого борта.

Сведения о количестве построенных ЗСУ на шасси «даймлер» найти не удалось. Не исключено, что дело ограничилось лишь несколькими образцами, которые использовались в течении 1915-1916 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
13-pdr Anti-Aircraft Gun (Daimler Mk.3 Lorry) образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА около 4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (13 pounder 6 cwt anti-aircraft gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ около 20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

13-pdr Anti-Aircraft Gun (Thornycroft Type J Lorry) Зенитная самоходная установка

Второй год Первой Мировой войны ознаменовался резкой активизацией действий авиации с обеих сторон, которая теперь не только вела разведку и корректировку артиллерийского огня, но и перешла к бомбардировкам. Вопрос защиты от ударных самолётов, равно как и от сопровождавших их истребителей прикрытия (нередко “поливавших” пулеметным огнем не укрывшуюся пехоту и позиции артиллерии), необходимо было решать в кратчайшие сроки.

В большинстве случаев помогал заградительный огонь их пехотных пулеметов и винтовок, однако прогресс в области авиации не стоял на месте и буквально каждый месяц на фронте появлялся новый тип самолётов – вместе с ростов скорости росла и высота полёта. Сбить пулеметной очередью бомбардировщик, летящий на высоте более 500 метров было очень затруднительно, следовательно, для фронта требовалось оружие помощнее. Решение оказалось достаточно простым.

В начале 1900-х гг. на вооружение RHA (Royal Horse Artillery) стала поступать 13-фунтовое полевое орудие (Ordnance QF 13 pounder, метрический калибр 76,2-мм). Оказалось, что при внесении ряда незначительных доработок оно могло использоваться в качестве зенитного. В частности, требовалось увеличить углы наведения по вертикали, которые в полевой версии составляли от -5° до +16&deg.; Но это было ещё не всё – конная тяга постепенно уступала место механизированной, что позволяло более оперативно перебрасывать артиллерию на нужный участок фронта. Теперь зенитных орудий требовалось гораздо больше, чем в 1914 году, так что при их нехватке требовалось решить вопрос мобильности.

Таким образом, первым шагом стала модернизация Ordnance QF 13 pounder Mk.III, начавшаяся в октябре 1914 года. Орудие лишилось стандартного колёсного лафета, вместо которого появилась тумбовая установка, доработанный противооткатный механизм (с укороченными откатниками) и улучшенный лафет, изменивший углы наведения от 0° до 70&deg.; После проведения улучшений орудие получило официальное обозначение 13 pounder 6 cwt anti-aircraft gun.

Следующим шагом стал подбор наиболее подходящего шасси. После недолгих поисков для установки 13-фунтового зенитного орудия были выбраны грузовики Thornycroft Type J и Daimler. Обе машины обладали высокими эксплуатационными качествами и достаточно просторной грузовой платформой для размещения орудия на тумбовой установке. Первая из этих машин была признана но только лучшим грузовиком, по результатам испытаний устроенных War Office в 1913 и 1914 гг., но самым легким в 3-тонной категории Class A. Достаточно сказать следующее – в общей сложности британская армия получила более 5000 трехтонных «торникрофтов» образца 1913 года. Учитывая число серийных машин это весьма упрощало эксплуатацию и ремонт ЗСУ на их базе.

Орудие устанавливалось на открытой грузовой платформе без какой-либо бронезащиты. Водительская кабина также была оставлена открытой, но в непогоду она прикрывалась брезентовым тентом. За кабиной водителя располагалась часть боекомплекта и инструменты. Полный экипаж ЗСУ вместе с расчетом состоял из пяти человек. Необычным было расположение двух наводчиков с левой стороны орудия. Для уменьшения последствий отдачи после выстрела к раме крепились четыре подъёмных упора (по два с каждого борта), выдвигавшихся в боевом положении.

Впрочем, при всей простоте конструкции зенитная установка имела один серьёзный недостаток – полевое орудие совершенно не предназначалось для стрельбы по воздушным целям и потому его баллистические характеристики оказались весьма низкими для борьбы с самолётами противника. Как правило, стрельба велась стандартными шрапнельными выстрелами массой 5,67 кг, которые позже были заменены фугасными. Максимальная высота выстрела составила 5200 метров.

О количестве «торникрофтов», переоборудованных в ЗСУ, точной информации не сохранилось. Учитывая невысокие баллистические данные 13-фунтовых зенитных орудий таких машин вряд ли могло быть больше 50 единиц. Их производство велось в течении 1915 года, но на вооружении они оставались недолго. Очень скоро был сделан вывод, что данная артсистема исчерпала себя в качестве временной меры. Для её замены была разработана новая модификация, использовавшая «рекалиброванное» 18-фунтовое орудие (метрический калибр 83,8-мм), приспособленное для стрельбы 13-фунтовыми снарядами. В результате начальная скорость снаряда возросла с 520 м\с до 655 м\с, а высота увеличилась до 5790 метров. Модернизация оказалась настолько удачной, что эти орудия оставались на вооружении британской армии до начала 1920-х гг. Что касается 13-фунтовых образцов, то их впоследствии демонтировали с грузовиков и стационарных тумбовых установок, превратив в обычные полевые орудия. По всей видимости, последние ЗСУ этого типа были разобраны в течении 1916-1917 гг.

Единственный сохранившийся образец 13-фунтового зенитного орудия на шасси Thornycroft Type J долгое время ржавел в запаснике, пока в 1967 году его не отправили на реставрацию. К этому времени машина была практически полностью разукомплектована, но ходовая часть и орудие ещё оставались в сносном состоянии. Сейчас восстановленная ЗСУ демонстрируется в Имперском Военном Музее г.Даксфорд.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
13-pdr Anti-Aircraft Gun (Thornycroft Type J Lorry) образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 3250 кг (без орудия)
ЭКИПАЖ, чел. 1+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм 2194
Высота, мм ?
Колесная база, мм 3985
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одно 76,2-мм зенитное орудие (13 pounder 6 cwt anti-aircraft gun)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Thornycroft, бензиновый, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колёса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 23 км/час по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Morris-Commerial C9/B (Bofors) Зенитная самоходная установка

Одной из самых распространенных зенитных самоходных установок британской армии была модель, выполненная на базе коммерческого полноприводного грузовика Morris-Commercial C9/B. Задание на разработку такой машины было получено ещё в 1940 году, но в войска ЗСУ стали поступать только годом позже.

Радикальных изменений конструкция Morris-Commercial C9/B не претерпела. Ходовая часть, как и в коммерческом варианте, сохраняла колесную формулу 4х4 с одинарными колесами и подвеской на листовых рессорах. В передней части корпуса размещался бензиновый двигатель мощностью 30 л.с. и трансмиссия с ручной коробкой переключения передач, обеспечивавшей 5 скоростей движения вперед и 1 назад. В средней части корпуса, на месте транспортной площадки, устанавливалась 40-мм зенитная пушка Bofors. Возможность кругового вращения присутствовала, хотя передний сектор частично перекрывался кабиной водителя.

Эта машина в настоящее время имеет несколько обозначений, наиболее распростарненными среди которых являются Morris-Commerial C9/B (Bofors) и Carrier SP, 4х4, 40mm AA (Dofors) Morris-Commercial C9/B. Для простоты будем пользоваться первым из них.

Данные ЗСУ поступали на оснащение зенитных полков ПВО и с 1942 года Morris-Commerial C9/B (Bofors) принимали активное участие в боевых действиях на территории Бирмы и Западной Европы. Несмотря на отсутствие бронирования ЗСУ получилась достаточно легкой, а мощное скорострельное орудие обеспечивало, до определенной степени, приемлемую огневую мощь на малых и средних высотах. Кроме того, в ходе боевой операции в Нормандии летом 1944 года, Morris-Commerial C9/B (Bofors) успешно привлекались для стрельбы по легкобронированным целям.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Morris-Commerial C9/B (Bofors) образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 3454 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6096
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2286
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 40-мм зенитная пушка Bofors (Gun, AA, Mk 1)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, амортизация на пластинчатых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались