Прочие образцы колесной бронетехники
СССР
БА-22 Санитарно-десантный бронеавтомобиль
После неудачных экспериментов с бронированными тракторами “Коммунар” 9 и
Caterpiller руководство УММ РКАА решило, что для целей десантирования
пехоты и эвакуации раненных с поля боя нужны совершенно иная машина. По
заданию санитарного управления РККА конструкторское бюро завода ДРО в
г.Выкса в начале 1938 года спроектировала машину, тип которой
определялся как “бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА”.
В соответствии с системой обозначений этот бронеавтомобиль получил
обозначение БА-22.
Как и в случае с БА-10 для “мотто-медицинского пункта” было выбрано
модифицированное шасси от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на которое
устанавливался корпус коробчатой формы с толщиной броневых листов 4-6
мм. Силовая установка (двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.) и трансмиссия
изменений не претерпели. Расположение люков для доступа к двигателю,
вентиляционных щелей и запасных колес было аналогичным БА-10.
Для повышения проходимости на колеса задних мостов могли надеваться
гусеничные цепи типа “Оверолл”, которые в походном положении
укладывались на задних крыльях. Радиооборудование и вооружение на БА-22
отсутствовало. Обзор из машины был крайне ограничен: в лобовом листе
корпуса были вырезаны два небольших прямоугольных люка со смотровыми
щелями, ещё две щели были прорезаны по обоим бортам в дверях.
Впрочем, по замыслу проектировщиков, эти недостатки были
второстепенными. Главной задачей БА-22 была транспортировка людей. В
зависимости от назначения, бронемашина могла перевозить 4 раненых на
носилках, либо 10 солдат с полным снаряжением, либо 12 человек в летнем
обмундировании. В последних двух случаях предусматривалась установка
скамеек вместо носилок. Для погрузки раненых использовалась большая
двухстворчатая дверь в кормовой части машины.
Единственный прототип БА-22 был построен в сентябре 1938 года и в
течении осени проходил заводские испытания. Опытный образец прошел 331
км и после устранения большинства недоработок был отправлен на полигон
НИБТ, где с 15 мая по 23 июня 1939 года машина подверглась войсковым
испытаниям, пройдя ещё 1179 км. Выяснилось, что с экипажем из двух
человек и 10 пассажирами машина развивает максиальную скорость до 41,4
км\ч, а ёмкости 109-литрового бензобака хватает на 240 км по шоссе или
200 км по проселку.
По завершении испытаний комиссия полигона составила акт, в котором
отзывы о БА-22 были по большей части отрицательные. В частности было
отмечено следующее:
— в виду использования маломощного двигателя бронемашина имеет малую
тяговооруженность;
— высота бронекорпуса слишком велика и не отвечает требованиям по
маскировке;
— толщина броневых листов и их углы наклона недостаточны и спасают
только от небронебойных пуль винтовочного калибра;
— люки и двери не герметичны;
— внутреннее оборудование не соответствует требованиям СУ РККА.
Таким образом, БА-22 не мог быть рекомендован к принятию на вооружение
РККА, а единственный прототип после завершения испытательного цикла был
отправлен в научно-исследовательский санитарный институт РККА и
дальнейшая его судьба остается неизвестной.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САНИТАРНО-ДЕСАНТНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ БА-22
обр.1938 г.
БОЕВАЯ МАССА 5240 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6100
Ширина, мм 1980
Высота, мм 2880
Клиренс, мм 240
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ — оптический прицел (для курсового пулемета)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм
крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-AA, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения,
мощностью 40 л.с., запас топлива 109 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с демультипликатором
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колеса одинарные, задние
колеса сдвоенные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых
рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА 250 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 24°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? |