Колесные ПСАУ (ПТСАУ) СССР
ЗиС-31 Противотанковая самоходная установка
Спустя всего две недели после начала Великой Отечественной войны
положение на всех фронтах стало близким к критическому. Разгром в
приграничных сражениях повлек за собой потерю материальной части восьми
механизированных корпусов (а это около 9000 танков и 1000 бронемашин),
так что на некоторых участках Западного фронта прикрывать “дыры” в
обороне стало просто нечем. Отсюда родилась легенда о количественном
преимуществе немецких танковых войск, хотя крупные соединения в бой
бросались редко – чаще действовала батальон или рота танков при
поддержке пехоты и противотанковой артиллерии. В ответ на тревожные
новости с фронтов 1-го июля 1941 года нарком вооружений Ванников
подписал приказ о начале разработки в кратчайшие сроки сразу три
разнотипных САУ:
— завод №4 — самоходная 37-мм зенитная пушка:
— завод №8 — самоходная 85-мм зенитная и противотанковая пушка;
— завод №92 – самоходная 57-мм противотанковая пушка.
Справиться с таким заданием смог только коллектив завода №92 и то,
спустя месяц. В августе 1941 года для сравнительных испытаний было
представлено два опытных образца самоходных орудий, получивших
обозначения ЗиС-31 и ЗиС-30. Первое было создано на шасси трехосного
грузовика повышенной проходимости ГАЗ-ААА, а для второго основой
послужил гусеничный бронированный тягач А-20 “Комсомолец”.
В более выгодном положении оказался вариант на колесном шасси, суливший
немало преимуществ. При установке орудия ЗиС-2 требовались минимальные
доработки, при использовании ходовой части ГАЗ-ААА практически не
возникало проблем с запасными частями и топливом. Вся “модификация”
сводилась к демонтажу кузова с бортовыми щитами, а на освободившемся
месте оборудовалась орудийная площадка. Пушка монтировалась на тумбовой
установке, которая теоретически обеспечивала круговой сектор вращения,
но фактически стрельбу можно было вести только впереди и в положении “по
борту” (в последнем случае накладывались некоторые ограничения). Для
уменьшения отдачи при стрельбе были введены две сошки, закрепленные по
бортам рамы и откидываемые в боевом положении. Единственным
бронированием самоходки был только четырехсекционный орудийный щит
толщиной 6 мм. Спереди и сзади от орудия располагались ящики для укладки
снарядов и инструмента. В остальном конструкция ГАЗ-ААА изменений не
претерпела. Ходовая часть состояла из переднего управляемого моста с
поворотными колесами, двухосной задней тележки с балансирной подвеской
мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными
передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии, которая
включала 10 передач (8 вперед и 2 заднего хода).
На машине сохранялся бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ГАЗ-ММ
мощностью 50 л.с. при 2800 об\мин. Кабина осталась двухместной: слева
располагалось место водителя и органы управления (рулевая колонка,
педали, рычаг переключение передач, приборы), справа находилось место
для механика или пассажира. Расчет орудия перевозился на орудийной
платформе или на отдельной машине.
Массогабаритные характеристики изменились незначительно и были связаны с
установкой орудия. После доработок масса ЗиС-31 повысилась примерно на 1
тонну. Геометрические размеры самой машины не менялись, если не считать
выноса ствола орудия.
На испытаниях опытный образец ЗиС-31 выгодно отличался меньшей массой, а
по маневренным качествам он ненамного уступал гусеничному ЗиС-30. Кроме
того, из-за большей базы шасси и более широкой орудийной платформы
автомобильный вариант оказался более устойчивым при стрельбе. В то же
время ЗиС-30 показал лучшую проходимость по местности.
Впрочем, нашлись и общие недостатки. Стрельбу с ходу обе самоходки вести
не могли – конструкция не была рассчитана на высокую отдачу
противотанкового орудия. В положении “по борту” стрелять также не
рекомендовалось, поскольку возникала опасность переворота машины, хотя
этом отношении ЗиС-31 был несколько лучше, чем ЗиС-30.
Сравнив тактико-технические характеристики опытных противотанковых
самоходок в ГАУ пришли к выводу, что наиболее приемлемым будет вариант с
принятием на вооружение ЗиС-30. Несмотря на все преимущества ЗиС-31
гусеничный вариант САУ был полностью бронирован (за исключением боевой
части) и обладал лучшими ходовыми качествами. Таким образом, для
серийного производства был принят ЗиС-30, а самоходное орудие ЗиС-31
осталось только в виде прототипа. Дальнейшая судьба этой машины
неизвестна.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
ЗиС-31 обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА ~3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5335 (без орудия)
Ширина, мм 2040
Высота, мм 3200 (без орудия)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ПП2 (ПП1-2), ось прицела и
шарнирный привод
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-ММ, бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель, мощностью
50 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с понижающим редуктором и ручной КПП с 10
передачами (8 вперед и 2 заднего хода
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4; передние колеса управляемые, задние
ведущие с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических
рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ переговорное устройство ТПУ-3 |