Колесные ПСАУ (ПТСАУ) СССР

ЗиС-31 Противотанковая самоходная установка

Спустя всего две недели после начала Великой Отечественной войны положение на всех фронтах стало близким к критическому. Разгром в приграничных сражениях повлек за собой потерю материальной части восьми механизированных корпусов (а это около 9000 танков и 1000 бронемашин), так что на некоторых участках Западного фронта прикрывать “дыры” в обороне стало просто нечем. Отсюда родилась легенда о количественном преимуществе немецких танковых войск, хотя крупные соединения в бой бросались редко – чаще действовала батальон или рота танков при поддержке пехоты и противотанковой артиллерии. В ответ на тревожные новости с фронтов 1-го июля 1941 года нарком вооружений Ванников подписал приказ о начале разработки в кратчайшие сроки сразу три разнотипных САУ:

— завод №4 — самоходная 37-мм зенитная пушка:

— завод №8 — самоходная 85-мм зенитная и противотанковая пушка;

— завод №92 – самоходная 57-мм противотанковая пушка.

Справиться с таким заданием смог только коллектив завода №92 и то, спустя месяц. В августе 1941 года для сравнительных испытаний было представлено два опытных образца самоходных орудий, получивших обозначения ЗиС-31 и ЗиС-30. Первое было создано на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости ГАЗ-ААА, а для второго основой послужил гусеничный бронированный тягач А-20 “Комсомолец”.

В более выгодном положении оказался вариант на колесном шасси, суливший немало преимуществ. При установке орудия ЗиС-2 требовались минимальные доработки, при использовании ходовой части ГАЗ-ААА практически не возникало проблем с запасными частями и топливом. Вся “модификация” сводилась к демонтажу кузова с бортовыми щитами, а на освободившемся месте оборудовалась орудийная площадка. Пушка монтировалась на тумбовой установке, которая теоретически обеспечивала круговой сектор вращения, но фактически стрельбу можно было вести только впереди и в положении “по борту” (в последнем случае накладывались некоторые ограничения). Для уменьшения отдачи при стрельбе были введены две сошки, закрепленные по бортам рамы и откидываемые в боевом положении. Единственным бронированием самоходки был только четырехсекционный орудийный щит толщиной 6 мм. Спереди и сзади от орудия располагались ящики для укладки снарядов и инструмента. В остальном конструкция ГАЗ-ААА изменений не претерпела. Ходовая часть состояла из переднего управляемого моста с поворотными колесами, двухосной задней тележки с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии, которая включала 10 передач (8 вперед и 2 заднего хода).

На машине сохранялся бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. при 2800 об\мин. Кабина осталась двухместной: слева располагалось место водителя и органы управления (рулевая колонка, педали, рычаг переключение передач, приборы), справа находилось место для механика или пассажира. Расчет орудия перевозился на орудийной платформе или на отдельной машине.

Массогабаритные характеристики изменились незначительно и были связаны с установкой орудия. После доработок масса ЗиС-31 повысилась примерно на 1 тонну. Геометрические размеры самой машины не менялись, если не считать выноса ствола орудия.

На испытаниях опытный образец ЗиС-31 выгодно отличался меньшей массой, а по маневренным качествам он ненамного уступал гусеничному ЗиС-30. Кроме того, из-за большей базы шасси и более широкой орудийной платформы автомобильный вариант оказался более устойчивым при стрельбе. В то же время ЗиС-30 показал лучшую проходимость по местности.

Впрочем, нашлись и общие недостатки. Стрельбу с ходу обе самоходки вести не могли – конструкция не была рассчитана на высокую отдачу противотанкового орудия. В положении “по борту” стрелять также не рекомендовалось, поскольку возникала опасность переворота машины, хотя этом отношении ЗиС-31 был несколько лучше, чем ЗиС-30.

Сравнив тактико-технические характеристики опытных противотанковых самоходок в ГАУ пришли к выводу, что наиболее приемлемым будет вариант с принятием на вооружение ЗиС-30. Несмотря на все преимущества ЗиС-31 гусеничный вариант САУ был полностью бронирован (за исключением боевой части) и обладал лучшими ходовыми качествами. Таким образом, для серийного производства был принят ЗиС-30, а самоходное орудие ЗиС-31 осталось только в виде прототипа. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
ЗиС-31 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5335 (без орудия)
Ширина, мм 2040
Высота, мм 3200 (без орудия)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ПП2 (ПП1-2), ось прицела и шарнирный привод
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-ММ, бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель, мощностью 50 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с понижающим редуктором и ручной КПП с 10 передачами (8 вперед и 2 заднего хода
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4; передние колеса управляемые, задние ведущие с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ переговорное устройство ТПУ-3