Полугусеничная бронетехника Франции

Зенитные самоходные установки

Citroën-Kégresse P4T \ P19 Самоходные зенитные установки (предположительно 1929 г.)

Тема самоходных артиллерийских установок на автомобильном шасси, столь популярная в годы Великой войны, значительно утратила свою актуальность в межвоенный период в связи с сокращением военных ассигнований. Но чуть больше 10 лет спустя такие самоходки вновь стали востребованными. О причинах догадаться не сложно – САУ на базе коммерческих или военных машин были дешевле и практичнее.

В конце 1920-х гг. во Франции было развернуто производство полугусеничных армейских грузовиков. Основным поставщиком таких машин была фирма Citroen, которая в сотрудничестве с фирмой А.Кегресса достаточно длительное время занималось разработками в этом направлении. В данном случае, переделке подверглись две модификации – Р4Т и С6 Р19. Первая машина получила спаренную установку из двух 20-мм пушек, в то время как модель С6 Р19 оснащалась четырьмя 13,2-мм пулеметов Hotchkiss, которая монтировалась на открытой грузовой платформе. Обе установки имели возможность кругового вращения и комплектовались расчетом из двух человек, не считая водителя. Ящики с патронами или снарядами располагались ближе к бортам. Какое-либо бронирование отсутствовало. Ходовая часть и силовые установки серийных грузовиков доработкам не подвергались.

Первая модель была предъявлена представителям военной приёмной комиссии в 1927 году и прошла испытания на полигоне под Парижем, вызвав определенный интерес с их стороны. Однако в дальнейшем ни армия, ни флот не уделяли зенитным самоходкам должного внимания, больше ориентируясь на буксируемые артиллерийские системы. Оба прототипа были впоследствии разобраны.

В общем, понять военную комиссию было нетрудно. При всех видимых преимуществах полугусеничные грузовики Citroën-Kégresse обладали целым букетом недостатков, главным из которых была низкая надежность гусеничных лент. Кроме того, подвеска не выдерживала долговременной стрельбы из спаренных пушек, а потяжелевшая машина уже не показывала прежних динамических качеств. Вместо Citroen-Kegresse можно было бы принять на вооружение ЗСУ на базе полноприводных армейских машин фирмы Berliet, но и тут у французской армии отношения с ними не сложились.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНЫХ САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК Citroën-Kégresse P4T \ P19

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 13,2-мм пулемета Hotchkiss (P4T) две 20-мм пушки (Р19)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Citroen, бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост с управляемыми колесами, шины пневматические, подвеска на листовых рессора гусеничная часть (на один борт): переднее ведущее колесо гребневого зацепления, заднее направляющее колесо, четыре опорных катка сблокированных попарно с амортизацией на листовых рессорах, верхний поддерживающий ролик, резинометаллическая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Бронеавтомобили

Peugeot-Kégresse Полугусеничный бронеавтомобиль

В начале 1920-х гг., в целях проверки возможности полугусеничного шасси конструкции Кегресса, французское командование распорядилось провести ряд экспериментов с постройкой бронемашин. Первой подобную модернизацию прошел бронеавтомобиль Peugeot, выпускаемый во Франции с 1915 года.

Машина сохранила стандартный передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами и получила полугусеничную ходовую часть. Применительно на один борт она состояла из 4 опорных катков с подвеской на пластинчатых рессорах, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и резиновой гусеницы. В связи с этим, потребовалось удлинить кормовую часть боевого отделения. Также на опытном образце отсутствовала башни и вооружение.

Испытания экспериментальной бронемашины на шасси Peugeot были проведены в 1921 году. Сравнительно с обычными бронемашинами была показана более высокая проходимость по пересеченной местности, хотя в остальном ходовая часть Кегресса не давала особых преимуществ и нждалась в доработке. На основании полученных данных была инициирована разработка новых полугусеничных бронемашин, где лидерство первоначально захватила фирма Citroën.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Peugeot-Kégresse обр.1921 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Citroen-Kegresse M23 Разведывательный полугусеничный бронеавтомобиль

Несомненный успех полугусеничных бронеавтомобилей “Остин” на шасси конструкции Адольфа Кергесса был омрачен тем, что после революции большая часть документации и прототипы достались большевикам, которые в февраля 1919 – марта 1920 гг. построили всего 12 машин. С новым правительством французский инженер сотрудничать не собирался и предпочел эмигрировать во Францию, которая была втянута в затяжные бои на Западном фронте. Хотя после применения танков в больших количествах боевые действия стали заметно динамичнее, условия всё ещё не позволяли использовать здесь обычные бронемашины. Именно поэтому Кегресс предложил французской армии проект полугусеничного бронеавтомобиля, но тогда он поддержки не получил. Кроме того, после завершения войны армия была заметно сокращена и в течении 1919-1922 гг. не производилось практически никаких новых закупок техники.

Тем не менее, Кегрессу удалось заручиться поддержкой фирмы Citroen, которая рассматривала полугусеничное шасси как одно из наиболее перспективных. Так, для гражданских нужд, были построены модели С2 10CV, C4 Р17 и Р19, ставшие основой для военных вариантов.

Вначале на полугусеничное шасси в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля Peugeot – эксперимент, в целом, удался, после чего был построен абсолютно новый бронеавтомобиль, названный позднее Citroen-Kegresse Modele 1923, или более просто – М23.

Для него было использовано модифицированное шасси от модели B2 10CV. Его гусеничная часть, применительно на один борт, состояла из четырех опорных катков на борт, сблокированных в две тележки, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Поддерживающий ролик отсутствовал. В отличии от оригинала ведущие и направляющие колеса были опущены на землю, что улучшало сцепление с грунтом, но ухудшало подвижность. Колесная часть представляла собой обычную автомобильную ось с двумя односкатными колёсами, оснащенными пулестойкими шинами. В обоих случаях использовалась подвеска на листовых рессорах.

Корпус бронемашины был выполнен в лучших традициях Первой Мировой войны, отличаясь угловатыми формами и легким бронированинем. Компоновка М23 осталась классической: двигатель, система охлаждения и трансмиссия в передней части; отделение управление и боевой отсек выполнили совмещенными и расположили ближе к корме.

На крыше боевого отсека устанавливалась одноместная коническая башня с небольшим командирским куполом. В лобовом листе башни монтировалась 37-мм пушка Puteaux SA18 L/21 с полуавтоматическим замком, скорострельность которой составляла 15 выстрелов в минуту. Пушка стреляла 555-граммовыми фугасными снарядами образца 1916 года, придавая им начальную скорость 367 м/с.

Роль приборов наблюдения играли лючки и смотровые щели с пуленепробиваемыми стеклами («триплексами») в корпусе и в башне. Для прицеливания орудия использовался стандартный танковый оптический прицел.

Испытания Citroen-Kegresse M23 были проведены в 1923 году. Бронеавтомобиль действительно показал лучшую проходимость, чем у обычных (колесных) боевых машин, однако использование резиновой гусеницы приводило к её преждевременному износу и поломкам ходовой части. Впрочем, французская армия сочла возможным принять этот образец на вооружение, но в доработанном виде. Исходя из совокупности тактико-технических параметров М23 отнесли к классу АМС – боевых разведывательных машин.

Серийная версия бронемашины получила новый корпус – лобовые и верхние, бронелисты капота теперь имели небольшой наклон. Вместо конической башни была установлена новая, шестигранной формы, впоследствии ставшая стандартной для других бронемашин Citroen-Kegresse. Ходовая часть также была улучшена и была больше приближена к модели С4 Р17 с приподнятыми ведущими и направляющими колесами. При этом “фирменные” носовые барабаны типа “кегресс” не устанавливались. Состав вооружения также не изменился.

Выпуск бронеавтомобилей М23 был налажен на заводе фирмы Schneider (которая также поставляла башни), после чего появилось измененное название – AMC Citroen-Kegresse-Schneider Modele 1923. Из 50 построенных машин их большая часть была в скором времени отправлена на службу в колониальные владения на Ближнем Востоке. По состоянию на май 1940 года несколько машин этого типа (около десятка) всё ещё оставались в Сирии и Ливане, но в скором времени их сняли с вооружения и разбронировали.

Небольшой успех сопутсвовал экспортным поставкам. В 1924 году польская делегация, ознакомившись с немногочисленными новинками французской бронетехники, обратили внимание на полугусеничный бронеавтомобиль АМС М23. Неизвестно, были ли закуплен опытный образец, но в скором времени инженерами Р.Габо и И.Часинским был разработан собственный проект аналогичной боевой машины wz.34. Для польской бронемашины также использовалось шасси грузовика В2 10CV, которые ранее были закуплены во Франции. Внешне wz.34 напминал АМС М23, отличаясь от него бортовыми бронелистами боевого отделения, которые располагались под небольшими углами. Состав вооружения и силовая установка не изменялись. По сумме тактико-технических характеристик обе машины были равноценны, однако уже в 1933 году армейское руководство распорядилось переделать полугусеничные бронеавтомобили под установку бронекорпуса на обычное автомобильное шасси. Данная модификация оказалась более удачной и под обозначением wz.34 служила вплоть до падения Польши в октябре 1939 г.

По меньшей мере один АМС М23 был продан армии Афганистана. Точная дата поставки неизвестна, но такая сделка могла состояться в 1925-1927 гг., когда афганская военная миссия активно искала поставщиков бронетехники. Что-либо сказать об эксплуатации этого АМС М23 также сказать очень трудно, поскольку информация по этому вопросу отсутствует. Вороятнее всего, к началу 1940-х гг. бронемашина была списана и отправлена на склад, где она и находилась до настоящего времени. В 2004 году корпус единственного уцелевшего АМС М23 был обнаружен американцами в весьма плачевном состоянии: с машины были частично сняты бронелисты боевого отделения и капота, отсутствовало вооружение, внутреннее оборудование и элементы ходовой части. Судя по всему, этот образец был отправлен на реставрацию в один из музеев США.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ AMC Citroen-Kegresse-Schneider Modele 1923

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Puteau SA18 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ Citroen, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: мост автомобильного типа с двумя колесами, подвеска на листовых рессорах, шины пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, резиновая гусеница
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

AMC Schneider P16 Средний бронеавтомобиль

Развивая схему полугусеничного бронеавтомобиля Citroen-Kegresse Modele 1923 (или просто М23) инженерами фирмы Citroen был создан модернизированный проект, получивший название Р16. В целом, ходовая часть машины осталась без изменений, но корпус претерпел значительные доработки. Кроме того, была установлена новая башня фирмы Schneider, в которой можно было установить пушку и пулемет. Несмотря на то, что Р16 создавался на основе легкого полугусеничного шасси по массе и вооружению он вполне подходил к классу средних бронемашин.

Применительно на один борт ходовая часть Р16 типа “кегресс” состояла из переднего ведущего и заднего направляющего колеса, четырех опорных катков сблокированных в две тележки и одного поддерживающего ролика. Гусеница шириной 275 мм была резиновой с металлическими башмаками, как и на предыдущих моделях полугусеничных машин Kegresse. Натяжение гусеницы регулировалось с помощью механизма натяжения винтового типа. Управляемыми были передние колеса обычного (автомобильного) типа с размером шин 7,00х20. Для повышения проходимости применялись носовые “барабаны”, хотя в боевых условиях они практически не использовались.

Корпус был спроектирован заново. Исчезли угловатые “чемоданные” формы – вместо них передние и часть бортовых бронелистов устанавливалась под рациональными углами. В передней части располагался бензиновый двигатель Panhard P16 рабочим объёмом 3178 см.куб. и мощностью 60 л.с. при 2800 об\мин., а также система охлаждения и смазки. Утверждается, что обозначение бронеавтомобиля Р16 было заимствовано от двигателя, хотя на серийных машинах устанавливалась модель Panhard Р17 мощностью 70 л.с.

С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили механическая коробка передач, редуктор, механизм реверсивной передачи и тормоза, действовавшие на ведущие колеса гусеничного движителя и колеса переднего моста. Трансмиссия обеспечивала движение бронемашины вперед и задним ходом на шести передачах, а механизм реверсивной передачи — одинаковую скорость движения в обоих направлениях.

На прототипах первоначально использовались бортовые жалюзи, но из-за их недостаточной эффективности на серийных бронеавтомобилях они были заменены на лобовые. Запас топлива составлял 125 литров, что хватало на 250 км (по другим данным — 230 км) при движении по шоссе. Максимальная скорость не превышала 50 км\ч при тех же условиях, но на местности она падала до 15-20 км\ч. Как было принято в то время Р16 оборудовался вторым постом управления, находившемся в кормовой части корпуса.В задней части бронеавтомобиля оставили открытую площадку, на которой можно было перевозить несколько солдат. Толщина бронирования корпуса составляла от 4 до 11,5 мм, в то время как лобовой лист башни имел толщину 14 мм. Подобная схема обеспечивала защиту экипажа и наиболее важных агрегатов от бронебойных пуль на дистанции до 100 метров, а также от мин и осколков. Впрочем, попадание любого снаряда калибром более 37-мм могло привести к фатальным последствиям.

Вдоль бортов бронемашины над гусеничным движителем тянулись надгусеничные полки, представлявшие собой длинные укладочные ящики с крышками, которые закрывались на защелки. Над ящиками к бортам корпуса крепился шанцевый инструмент: слева — лопата и топор, справа — кирка и свернутый в бухту буксирный трос, а также А-образный откидной кронштейн для крепления запасного колеса. У задней кромки левого борта имелось еще одно смотровое окно в форме прямоугольной трапеции, прикрытое бронекрышкой со смотровой щелью. На этом же борту, сразу за передним окном, находился бронеколпак системы вентиляции боевого отделения.

Отделение управления и боевой отсек были совмещенными и находились в средней части корпуса. На крыше устанавливалась двухместная шестигранная башня, в лобовом листе которой монтировался один 8-мм пулемет (фактический калибр 7,92 мм), а в кормовом – устаревшая 37-мм пушка Puteaux SA18, (заимствованая у танка FT-17) с полуавтоматическим замком, скорострельность которой составляла 15 выстрелов в минуту. Пушка стреляла 555-граммовыми фугасными снарядами образца 1916 года с начальной скоростью 367 м/с.

Посадка и высадка экипажа из 3-х человек (командир машины, который выполняя функции стрелка и заряжающего, и два водителя) осуществлялась через двустворчатый люк в кормовой части корпуса. Приборы наблюдения, в современном понимании этого слова, на Р16 отсутствовали – вместо них использовались многочисленные лючки и смотровые щели с пулестойким стеклом, расположенные по бортам корпуса и башни.

Для вождения в темное время суток бронемашина оборудовалась двумя большими съемными фарами, которые крепились в специальных держателях на жалюзи радиатора. Чтобы уберечь их от повреждений в боевой обстановке или за ненадобностью при езде в дневное время, фары снимались и хранились внутри машины. Еще две маленькие фары с бронезаслонками располагалась в верхних углах лобового листа корпуса.

Предварительные наработки настолько понравились военным, что ещё до появления проекта Р16 (12 апреля 1923 г.) верховное командование присвоило этой бронемашине обозначение АМС №1 (Automitrailleuse de Combat – пулеметная боевая машина №1). Первый прототип был построен и успешно испытан в 1924 году и в августе ему присвоили новое предварительное обозначение АМС №2. После этого, в июне 1925 года, последовал заказ на постройку небольшой партии предсерийных машин. Впрочем, представители фирмы Citroen отказались от постройки первых 10 бронеавтомобилей Р16, поэтому их сборка была перенесена на другое предприятие. Таким образом, основную часть шасси поставляла фирма-разработчик, подвеску – Kegresse, а окончательную сборку проводила фирма Schneider. Несмотря на быстрый процесс испытаний и доведения до уровня серийного производства выпуск новых бронемашин проходил весьма неспешно. Предсерийные образца немного отличались от прототипов и получили фирменное обозначение Modele 1928 (или сокращенно M28). Как можно догадаться, их сборка и поставка заказчику была осуществлена только в 1928 году.

Французская армия одобрительно отнеслась к модели М28, хотя было отмечено, что проходимость машины оказалась несколько ниже ожидаемой, а по скорости передвижения на местности она не намного превосходила танки. Полугусеничная машина могла преодолевать стенку высотой всего 40 см, треншею шириной не более 1,5 метра и уклон не более 30°.

Весьма неоднозначное было и отношение к движителю конструкции Кегресса. Резино-металлическая гусеничная лента, хоть и была значительно менее шумной, оказалась слишком недолговечной и требовала быстрой замены, что в боевых условиях можно было сделать далеко не всегда. Гарантированный пробег 2800 км выдерживали далеко не все гусеницы. Таким образом, уже на начальном этапе производства назрела необходимость новых доработок.

Как уже указывалось, с целью улучшения охлаждения силовой установки была перепроектирована носовая часть корпуса. Кроме того, упраздненная ещё на модели М28 задняя транспортная площадка позволила увеличить габариты боевого отделения и сделать работу экипажа более комфортной. Для облегчения высадки экипажа по обеим сторонам кормового бронелиста появились трапециевидные бронированные коробки, частично оберегавшие от пуль и осколков.

Ходовая часть также подверглась незначительным доработкам и внешне она отличалась от прототипов лишь характерной балкой, на которой крепилось заднее ведущее колесо. Резиновую гусеницу заменили на резино-металлическую. “Фирменные” барабаны, установленный перед передним мостом, убирать не стали, но вместо двух небольшого диаметра были установлены три диаметром 50 см каждый. Благодаря внесенным изменениям удалось не только повысить пулестойкость корпуса, но и сделать его более элегантным. Также изменили состав вооружения – теперь в лобовом бронелисте башни устанавливалась спаренная установка из 37-мм пушки и 7,5-мм пулемета Reibel М31.

Полный боекомплект состоял из 100 снарядов (60 осколочно-фугасных и 40 бронебойных) и 3000 патронов (1950 обычных и 1050 бронебойных). Благодаря использованию бронебойных патронов пулемет М31 с близкого расстояния мог пробить вертикально установленный лист брони толщиной 12 мм. В то же время, бронебойный снаряд пушки SA18 с дистанции до 300 метров пробивал лишь 20-22 мм бронелист.

Несмотря на проведенные улучшения французским инженерам не удалось избавиться от целого ряда крупных недостатков. Посадка в машину по-прежнему производилась только через кормовой люк, что сильно затрудняло эвакуацию. Вооружение, установленное на М28, было откровенно слабым даже для конца 1920-х гг. Беспрерывно “кочующие” с одного типа боевых машин на другие танковые орудия SA18 имели унизительно низкую пробивную способность и могли применяться только против легкобронированных целей или деревянных блиндажей и ДОТов с предельно близкой дистанции. Учитывая эти обстоятельства, а также достаточно тонкое бронирование, М28 не представлял серьёзной угрозы для легких танков типа советского Т-26 или немецкого Pz.Kpfw.II, что впоследствии было доказано в ходе боёв за Францию и Бельгию.

И всё же, на тот момент М28 считался вполне современной боевой машиной, поэтому его улучшенная версия Modele 1929 (М29) была запущена в серийное производство. В течении 1930-1931 гг.на предприятии Schneider собрали 86 машин этой версии с заводскими номерами 37002 – 37168. Таким образом, общее количество бронемашин модификаций М28 и М29 (включая прототипы) составило 100 единиц.

К этому моменту армия полностью определилась с типами необходимых её боевых машин. В результате Р16 окончательно отнесли к классу AMC – они предназначались для поддержки машин типа AMR (Automitrailleuse de Cavalerie type Reconnaissance – кавалерийская пулеметная разведывательная машина) и должны были нести более мощное вооружение. В отличии от других французская армия не предъявляла жестких требований к шасси, так что АМС мог быть как обычным бронеавтомобилем, так и гусеничным танком.

Все эти многочисленные индексы и обозначения до сих пор приводят к откровенной путанице и хронологической неразберихе с типами модификаций, поэтому здесь мы постараемся внести ясность в данный вопрос. В 1931 году официальное обозначение бронеавтомобиля утвердили как AMC Schneider P16. Однако, в современных источниках достаточно часто можно встретить название Panhard-Schneider-Kegresse P16, хотя иногда употребляются сокращения вроде Schneider-Kegresse P16 или более просто — АМС М28 \ М29.

Главным и единственным заказчиком бронемашин Р16 стала французская кавалерия. В результате наложенного в 1922 году запрета на использование танков в кавалерийских частях их место заняли бронеавтомобили, так что выбор в пользу полугусеничных Р16 был далеко не худшим вариантом. В начале 1931 года первые серийные машины модели М29 были распределены между восемью ЕАМС (Escadrons de Automitrailleuses de Combat – эскадрон пулеметных боевых машин), которые в 1932 году включили в состав пяти кавалерийских дивизионов.

После очередного переформирования бронемашины были переданы 1-й легкой механизированной дивизии (1e DLM — Division Legere Mecanique). От их боевых качеств французские “танкисты от кавалерии” оказались не в восторге, поэтому предстоящее перевооружение на средние танки SOMUA S35 было воспринято с большой надеждой на лучшее. По некоторым данным в процессе модернизации, проведенной в 1933-1935 гг., порядка 12 машин получили двигатели Hotchkiss 20CV, однако эта информация ещё нуждается в подтверждении.

Постепенно устаревшие Р16 начали переводить в части второй линии, которыми являлись колониальные соединения. Так, в 1937 году в Тунис было отправлено 14 машин, которые передали 2-му егерскому африканскому полку (2e Regiment de Chasseurs d’Afrique). Остальные продолжили оставаться в метрополии в составе 1e GRDI, 3e GRDI, 4e GRDI, 6e GRDI и 7e GRDI, но теперь их спецификация сменилась с АМС на AMR. Бронеавтомобили Р16 использовались как в составе кавалерийских частей, так и пехотными подразделениями (Groupes de Reconnaissance de Division d’Infantrie) только в качестве разведывательных или наблюдательных машин. Формально, количество Р16 в каждом из таких подразделений равнялось 16 – четыре взвода по три машин и четыре находились в резерве, а общее их количество не превышало 80. Тем не менее, техническое состояние полугусеничных бронемашин с каждым годом всё более ухудшалось и в скором времени Р16 перевели в разряд учебных.

Не слишком удачно сложились и экспортные поставки. В июле 1930 года новым бронеавтомобилем заинтересовалась армия Бельгии, которая давно собиралась обновить свой технический парк. В ходе реализации программы по механизации кавалерийских частей бельгийцы собирались приобрести несколько Р16 модели 1929 года. В отличии от французов, бельгийской командование отдавало себе ясный отчет, что в случае столкновения с танками противника уцелеть у экипажа бронемашины шансов немного, поэтому вместо откровенно слабой 37-мм пушки SA18 предполагалось установить более мощное 47-мм орудие, способное эффективно бороться с вражеской бронетехникой. Расчет также делался на крепкие связи между двумя дружественными армиями, но этим надежам не суждено было сбыться. При более детальном рассмотрении Р16 оказался не так уж хорош, в связи с чем от его закупки решили отказаться в пользу легких танков ACG1.

Существует и другая информация относительно экспорта этих бронемашин. В 1931 году четыре полугусеничных бронеавтомобиля неустановленной модификации было продано китайскому правителю Ву Пей Фу. Это могли быть как М23, так и более новые М29. В любом случае, никаких подробностей об их использовании в Китае выяснить не удалось.

К началу Второй Мировой войны количество Р16 сократилось до 74, а на 10 мая 1940 года осталось только 54 из них: восемь в 1e GRDI; двенадцать в 3e GRDI; девять в 4e GRDI; максимум тринадцать в 6e GRDI и двенадцать в 7e GRDI. В последних двух соединениях они были частично заменены на бронемашины типа AMR и AMD. В относительно боеспособном состоянии находились далеко не все из них. Например, 16 машин были в ремонте или использовались для обучения водителей, а ещё 22 были в настолько ветхом состоянии, что их легче было пустить на разбронировку, чем отремонтировать. Всё это привело к тому, что число взводов в дивизиях, вооруженных бронеавтомобилями Р16 сократилось до трёх.

В пехотных подразделениях эти машины были более известны под обозначением AMR Schneider P16, но здесь их старались как можно быстрее заменить на легкие танки Hotchkiss Н35 и H39. Перед началом немецкого вторжения часть экипажей уже успели отправить на переподготовку, однако очень скоро они были отозваны назад.

Внезапный прорыв Западного фронта через территорию Бельгии и Нидерландов застал французскую армию врасплох и в большинстве случаев организованного сопротивления оказать не удалось. Тем не менее, после перегруппировки сил французам удалось вернуть ряд населенных пунктов под свой контроль. В частности, 14 мая подразделения 1е GRDI, при содействии двух Р16, заняли город Haut-le-Wastia. В бою с пехотными частями 5-й танковой дивизии бронемашины потерь не понесли, но спустя несколько дней оба Р16 были брошены из-за технических неисправностей.

При схожих обстоятельствах была потеряна ещё часть машин, которые большей частью приходилось оставлять на территории противника по техническим причинам. Последний крупный бой с участием Р16 произошел днем 27 мая на дороге Бассе – Лилль. Пытаясь вырваться из кольца немецкого окружения колонна полугусеничных бронемашин из 7е GRDI была в буквальном смысле уничтожена наступавшими частями 7-й танковой дивизии под командованием Роммеля – ни одному из участвовавших в этом сражении Р16 выйти на соединение со своими не удалось.

После подписания перемирия немцам достались почти все Р16 модели М29, но в боеспособном состоянии из них не было ни одного. В дальнейшем бронемашины отправили на пункты сбора трофейной техники, где они находились ещё какое-то время без всякой надежды на восстановление. Бронеавтомобили оставшиеся в Северной Африке участие в боевых действиях не принимали. После начала войны Р16 передали 5-му африканскому егерскому полку (5e Regiment de Chasseurs d’Afrique), а в марте 1940 года оставшиеся 11 машин направили во 2-й егерский полк (2e Regiment de Chasseurs d’Afrique Portes) принадлежавший 6-й легкой кавалерийской дивизии (6e Division Legere de Cavalerie), где они закончили свою карьеру. На сегодняшний день ни одного AMC Schneider P16 не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО БРОНЕАВТОМОМИЛЯ
Auto-mitrailleuse de combat Schneider P16 обр.1929 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4830
Ширина, мм 1750
Высота, мм 2600
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA18 и один 7,5-мм пулемет Reibel M31
БОЕКОМПЛЕКТ 100 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 11,5 мм борт корпуса — 9 мм лоб башни — 14 мм борт башни — 9 мм крыша — 5 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Panhard P17, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеница с металлическими башмаками и резиновыми подушками шириной 275 мм
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 230 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,40
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Citroën-Kegresse AMR Разведывательная бронемашина (1931 г.)

Ближе к концу 1930-х гг. командование французской армии наконец определилось с классификацией разведывательных и боевых машин, которые было необходимо принять на вооружение в течении ближайших лет. Опубликованная 4-го июня 1930 года «основная программа моторизации» содержала в себе ряд новых спецификаций, которые привели к появлению разведывательных бронемашин AMR Type L. Тогда основная борьба произошла между фирмами Renault и Berliet, из которой победителем (хоть и с некоторыми оговорками) вышла вторая.

Прошло совсем немного времени и 7-го октября того же года появилась спецификация на создание «vehicule blinde de revitaillement d`infanterie» (Type N) – другими словами, требовалась многофункциональная бронемашина поддержки пехоты. При этом, требований к типу ходовой части не предъявлялось, что в большой мере буквально развязывало руки фирмам-разработчикам.

В объявленном конкурсе вновь приняла участие фирма Citroen в очередной раз решила «убить всех зайцев» и использовала для этой цели в определенном смысле полугусеничное шасси от разведывательной бронемашины P28. Путем незначительных доработок был получен требуемый тягач-транспортер без башни, надстройки и вооружения. Основным оппонентом для Citroën-Kegresse Type N выступала танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk.VI в экспортном исполнении, так что конкуренция была более чем острая, и в конечном итоге британский образец выбрали для серийной постройки, которая была поручена фирме Latil.

Потерпев неудачу представители фирмы Citroën не опустили руки, а вновь попытались приспособить ходовую часть для постройки разведывательной бронемашины. В современных источниках она не имеет точного названия и иногда именуется как Citroën-Kegresse (prototype), хотя более точным было бы обозначение Citroën-Kegresse AMR. Несмотря на однотипность ходовой части бронемашины и тягача корпус и компоновка у них были совершенно разные. На AMR боевое отделение находилось на корме и было отделено от отделения управления силовой установкой. Применительно на один борт гусеничная ходовая часть включала два сдвоенных опорных катка, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо гребневого зацепления и заднее направляющее колесо опущенное на грунт. Гусеница была резиновой. Бронемашина оснащалась бензиновым 4-цилиндровым двигателем типа C4 мощностью 30 л.с. и рабочим объемом 1628 см.куб.

Испытания прототипа с номером 35248 начались в декабре 1930 года. Бронемашина показала неплохие динамические качества и могла разгоняться до 40 км\ч на дорогах с твердым покрытием. Также было опробовано два типа башен:

— восьмигранная с 7,5-мм пулеметом Riebel;

— цилиндрическая с 37-мм пушкой Puteaux SA18 (верхняя часть выполнена в форме усеченного корпуса).

В то же время, полугусеничные машины фирмы Citroen постоянно преследовали проблемы с ходовой частью, а компоновку трудно было назвать рациональной. Собственно, танкетка Mk.VI тоже не полностью устроила представителей комиссии в Венсене, в связи с чем фирме Renault было поручено создать новый образец, впоследствии ставший известным как UE. В итоге от производства Citroën-Kegresse AMR образца 1930 года отказались.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Citroën-Kegresse AMR обр.1930 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4540 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4000
Ширина, мм ~1600
Высота, мм ~1500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Citroen С4, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 30 л.с. и рабочим объемом 1628 см.куб
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шины пневматические гусеничная часть (на один борт): 2 опорных катка с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеница с металлическими башмаками
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Citroën-Kégresse P28 Легкая разведывательная бронемашина

В 1931 году, когда французская армия сформулировала очередные тактико-технические требования для боевой разведывательной машины (AMR), которая предназначалась прежде всего для кавалерии, в острую конкурентную борьбу вновь вступила фирма Citroen. В отличии от фирм Renault и Hotchkiss, которые взялись за разработку танков, инженеры Citroën решили взять за основу полугусеничную ходовую часть. Дело в том, что в межвоенный период эта фирма занималась производством именно такой техники и обычными колесными машинами, а вот с проектированием танков могли возникнуть большие затруднения. Учитывая опыт предыдущих разработок (M23 и Р16), Citroen разработала совершенно новый проект полугусеничной боевой машины, получившей впоследствии обозначение Citroën-Kegresse P28.

Чтобы вписаться в массогабаритные требования французским конструкторам пришлось переработать компоновку, максимально приблизив её к танковой. В передней части корпуса, вместо моторно-трансмиссионного отделения разместили отделение управления, с большим двустворчатым люком, как у танка FT-17. Среднюю часть корпуса занимал боевой отсек, где располагались места механика-водителя и командира машины. Подбашенная коробка оригинальной шестигранной формы немного выступала за габариты основной части корпуса и имела нижний бронелист с обратным наклоном. Это положительно влияло его на пулестойкость, поскольку рикошет пуль приходился на надгусеничные полки. Заднюю часть отвели под установку бензинового 6-цилиндрового двигателя Citroën мощностью 67 л.с., а радиатор и систему охлаждения расположили ближе к заднему бронелисту. Верхние бронелисты моторного отделения, в которых были вырезаны два люка для доступа к агрегатам силовой установки, устанавливались под большими углами наклона. Выхлопная труба с глушителем была выведена на левый борт. Толщина бронирования не превышала 12 мм.

Ходовая часть Р28 во многом напоминала Р16. В носовой части находился мост автомобильного типа с двумя односкатными колёсами с пулестойкими шинами. Гусеничная часть типа “кегресс”, располагавшаяся сзади, применительно на один борт состояла из переднего ведущего и заднего направляющего колеса, четырех опорных катков сблокированных в две тележки и одного поддерживающего ролика. Наиболее существенное отличие от модели Р16 заключалось лишь в использовании опорных катков большего диаметра и видоизменении балки, на которой крепился ленивец и поддерживающий каток меньшего размера. Как и на остальных моделях на Р28 использовалась резино-металлическая гусеница, доставившая впоследствии немало проблем.

Вооружение, состоявшее из одного 7,5-мм пулемета Reibel, монтировалось в одноместной шестигранной башне прозводства фирмы Schneider с двустворчатым люком на крыше. Данные о боекомплекте отсутствуют.

Так получилось, что два изготовленных опытных образца Р28 фирмы Citroën были готоыв раньше других прототипов (R35 и Н35) и поступили на испытания уже летом 1932 года. Оба прототипа, отличавшиеся лишь моделью двигателя (на первом устанавливался Citroën K, а на втором Citroën С.4) показали приемлемые характеристики, хотя по большинству показателей он почти не отличался от более старого Р16, сохранив все его недостатки. Из наиболее значительных недостатков отметили перегрев силовой установки, перегруженность носовой части машины, а также невысокие характеристики по преодолению препятствий (в особенности рвов и траншей шириной более 1 метра). Третий прототип с номером 79728, оснащенный двигателем Citroën K, был отправлен на испытания в декабре 1932 года. В этот раз удалось достичь максимальной скорости до 50 км\ч при движении по дорогам с твержым покрытием и дальности хода порядка 230 км.

Тем не менее, после очередной серии доработок, кавалерия сочла возможным принять эту Р28 на вооружение до появления более мощных танков и в 1933 году заказала партию из 50 модернизированных образцов. Недолгий период их эксплуатации выявил множество дефектов, связанных, в первую очередь, с ходовой частью. Очень скоро стало очевидно, что Р28 не отвечает требованиям программы AMR и все машины, за исключением нескольких образцов, были возвращены фирме.

В 1933 году была предпринята новая попытка модернизации. Изменениям подвергли корпус – теперь двигатель располагался в средней части, а боевое отделение сместили в корму. Жалюзи системы охлаждения расположили на верхнем бронелисте. Барабан улучшавший проходимость по пересеченной местности был демонтирован. На модифицированном Р28 использовалось два типа башен: улучшенная шестигранная и цилиндрическая с верхней частью в форме усеченного конуса. В любом случае, вооружение оставалось прежним.

Работы над этой машиной продолжались вплоть до лета 1940 года, хотя армия уже выбрала в качестве разведывательных машин бронеавтомобили Panhard 178 (AMD 35) и легкие танки. Судя по немецким фотографиям, Р28 французы пытались использовать в летних боях 1940 года. Несколько бронемащин этого типа впоследствии стали трофеями немцев и были разбронированы.

Дольше всего полугусеничные «ситроены» продержались в колониальных владениях. По состоянию на 1942 год в распоряжении Detachement Motorise du Tonkin находились следующие типы боевых машин: 12 легких танков М2А4, 4 тягача-транспортера Renault UE31R, 4 разведывательных бронеавтомобиля Berliet VUDB, 3 вспомогательных бронеавтоомбиля White\Dodge и один полугусеничнй бронеавтомобиль Citroën P28. Вся эта техниска предназначалась для усиления 9-го колониального пехотного полка (9eme Regiment d’Infanterie Coloniale), который помимо прочего располагал батареей 75-мм орудий (12 единиц) и 105-мм гаубиц (8 единиц) усиленных двумя взводами 47-мм ПТО (всего 8 единиц). Фактически на тот момент вбоях эти силы не использовались и к моменту вступления французских колониальных войск в столкновения с японцами большая часть бронемашин была уже не на ходу.

И всё же, фирме Citroen удалось продать несколько бронеавтомобилей на экспорт. Заказчиком выступила армия Уругвая, которая пожелала приобрести несколько недорогих боевых машин с хорошими ходовыми качествами. Непонятно, как французам удалось скрыть недостатки ходовой части типа “кегресс”, но в 1932 году уругвайцам успели продать четыре таких машины. Именно они стали первыми бронеавтомобилями (и вообще – первыми экземплярами бронетанковой техники) Уругвая, причем все три Р28 были переданы не армии, а полиции. Согласно уругвайски данным бронирование составляло 3-8 мм, а двигатель был 4-цилиндровым, что несколько расходится с официальными данными.

В начале 1930-х гг. бронемашины Р28 активно использовали для подавления массовых беспорядков и списали в 1934 году в виду сильного износа конструкции. К настоящему времени сохранился только один экземпляр Р28, который выставлен в качестве памятника в Монтевидео. Состояние этого образца, много лет не проходившего реставрацию, на данный момент веьсма плачевно.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Citroën-Kégresse Р28 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 4540 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4000
Ширина, мм 1630
Высота, мм 1960
Клиренс, мм 230
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет Reibel в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — 12 мм корма корпуса — 9 мм башня — 12 мм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Panhard P17, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 2 опорных катка с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеница с металлическими башмаками
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200-245 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Automitrailleuse SOMUA modele 1938 Полугусеничнй бронеавтомобиль

В рамках конкурса на боевую машину класса AMC фирма SOMUA решила предложить всой проект, основанный на шасси полугусеничного тягача MCG, находившегося с 1934 года на оснащении французской армии. Хотя эти машины в основном использовались для букрировки 105-мм орудий и амуниции предварительные расчеты показывали, что ходовая часть способна выдержать дополнительную нагрузку в виде бронирования без ущерба для конструкции. К сожалению, во время войны документация по бронемашине на базе MCG была утеряна и её техническое описание представлено на основе сохранившихся фотографий.

Ходовая часть бронемашины, иногда называемой в заруюежных источниках как Automitrailleuse Somua modele 1938 или SOMUA AM, состояла из двух секций. Впереди устанавливался мост автомобильного типа с одинарными колесами и подвеской на пластинчатых рессорах. Гусеничная часть, применительно на один борт, включала две тележки с двумя опорными катками каждая, поддерживающий ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница резинометаллическая цевочного зацепления. Для лучшего преодоления препятствий на местности на лобовом листе корпуса крепился металлический свободновращаемый барабан.

Корпус бронемашины собирался из листов катаной броневой стали на болтах и заклёпках. Бортовые и кормовой бронелисты устанавливались вертикально, в то время как лобовая часть корпуса имела значительные углы наклона броневых плит. Предполагаемая толщина брони могла составлять около 10-13 мм. Компоновка бронемашины существенно отличалась от исходного варианта. В передней части корпуса располагалось отделение управления, в средней — боевое отделение на двух человек, в кормовой — 90-сильный двигатель и трансмиссия механического типа. На крыше боевого отделения устанавливалсь шестигранная одноместная башня с одним 7,5-мм пулеметом Reibel. Преположительно рассматривалась возможность установки пушек калибра 25-37 мм или крупнокалиберного пулемета.

Единственный прототип SOMUA AM был построен и прошел ходовые испытания в 1938 году. Серийно эта машина не строилась. Возможных причин отказа было несколько, но наиболее вероятной кажется несоответствие SOMUA AM техническим требованиям в плане массы и ходовых качеств. К тому же, в качестве основной разведывательной бронемашины уже был принят на вооружение Panhard 178, что сделало производство аналогичных машин избыточным. Тем не менее, летом 1940 года опытному образцу пришлось участвовать в боях против немцев, в ходе которых он был брошен на улице одного из городов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛГУГУСЕНИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ
Automitrailleuse SOMUA обр.1938 г.

БОЕВАЯ МАССА ~9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2700
Ширина, мм ~2100
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет Reibel
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ SOMUA, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ ~30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Бронетранспортеры

Citroën Type N Бронетранспортер снабжения пехоты (1931 г.)

В рамках объявленной в 1930 году программы технического переоснащения армии военное ведомство Франции выдало ряд спецификаций, в том числе и для бронированной машины обеспечения пехоты. Здесь имелся не танк, а именно многоцелевой бронетранспортер, обладающий несколькими функциями. В их числе значилась способность к транспортировке полевых орудий малого и среднего калибра вместе с артиллерийским расчетом, доставка боеприпасов к переднему краю фронта и способность выполнять роль фронтовых «летучек» (ремонтных мастерских).

Требования на разработку такой машины, проходившей по документам под обозначением Vehicule Type N, было направлено трем фирмам: Brandt, Citroën и Renault. Годом ранее французам довелось ознакомиться с британской танкеткой Carden-Loyd Mk.VI, к тому времени производимой фирмой Vickers. Доброжелательные британцы, прекрасно осведомленные о том, что французская армия готовиться к тотальному переоснащению и испытывает недостаток специализированных тягачей, сразу же предложила своё изделие. Разумеется, закупка лицензии на выпуск Carden-Loyd, являвшейся многофункциональной машиной, было бы вполне разумным решение проблемы. В конечном итоге, стало доминировать мнение, что французским фирмам надлежит попросту скопировать британский образец. Доработав его под требования спецификации, однако с данной точкой зрения во Франции согласились далеко не все. Из указанных фирм только Brandt создала аналог британской танкетки, в то время как две другие пошли собственным путем.

Фирма Renault, по сути, разработала собственный проект, по конструкции лишь похожий на танкетки Carden-Loyd лишь в деталях. А вот фирма Citroën решила использовать большой задел по полугусеничным машинам, благо, сотрудничество с бывшим российским конструктором Кегрессом принесло значительные (хотя местами весьма спорные) успехи. В основу конструкции бронетранспортера-тягача Type N была положена полугусеничная бронемашина AMR P28, выпускавшаяся небольшими партиями, в том числе и на экспорт.

В рамках выполнения технического задания была проведена соответствующая доработка корпуса. В отличии от Р28 бронетранспортер лишился высокой подбашенной коробки заодно с башней, которые теперь стали не нужны. Вместо них в средней части корпуса, над местом водителя, появилась надстройка и откидывающимся назад бронированной крышей. Для обзора в её лобовой панели и бортовых стенках выполнили вырезы для смотровых щелей с триплексами. Носовая часть корпуса претерпела лишь «косметические» изменения, заключавшиеся в других углах соединения бронелистов. Под капотом также установливался бензиновый двигатель Citroën мощностью 67 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Кормовая часть корпуса теперь предназначалась для перевозки амуниции, солдат или артиллерийского расчета. К кормовому бронелисту крепился крюк для транспортировки орудия или прицепа и ещё два крюка были приварены в верхнему вертикальному бронелисту капота.

Шасси бронетранспортера почти без изменений заимствовали от модели Р28. Установленный спереди мост автомобильного типа оснащался управляемыми колесами с бескамерными шинами и подвеской на листовых рессорах. Гусеничная часть, применительно на каждый борт, включала по два опорных катка соединенных в одну тележку с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик (крепился на кронштейне, установленной на верхней части тележки), переднее ведущее колесо цевочного зацепления и заднее направляющее колесо. Гусеница осталась прежнего типа – резинометаллическая. Различия с моделью Р28 заключались в другом типе опорных катков, меньших по диаметру, и отсутствии вспомогательного барабана в передней части машины.

Согласно контракту было заказано два опытных образца, но сейчас более-менее точно известна судьба только одного Citroën Type N с заводским номером 35248. Испытания прототипа были проведены в период с 24 по 29 июля 1931 года. Вполне ожидаемо эту машину преследовали недостатки её исходного варианта – в частности, было отмечено плохое охлаждение двигателя, а также ряд более мелких причин, которые не позволяли использовать Citroën Type N как полноценный бронетранспортер. Специалисты фирмы взялись за их устранение, но к тому времени французская армия уже определилась с выбором – победителем конкурса признали Renault Type N.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА СНАБЖЕНИЯ ПЕХОТЫ Citroën Type N обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4540 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4000
Ширина, мм ~1600
Высота, мм ~1500
Клиренс, мм 230
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Citroen, карбюраторный, мощностью 67 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шины пневматические гусеничная часть (на один борт): 2 опорных катка с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеница с металлическими башмаками
СКОРОСТЬ ~50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Citroën-Kégresse P104 Полугусеничный бронетранспортер (1935 г.)

В начале 1930-х гг. французская армия активно экспериментировала с бронемашинами различных типов, пытаясь максимально наполнить свой парк техники машинами на все случаи жизни. Среди удачных образцов можно отметить полугусеничный бронетранспортер Р104, разработанный инженерами фирмы Citroën-Kégresse.

В качестве базы использовались наработки по полугусеничной разведывательной машине Р28, выпущенной небольшой серией для французской армии и даже поставлявшейся на экспорт. От неё была заимствована гусеничная ходовая часть с двумя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждый борт, передними ведущими и задними направляющими колесами. Гусеница резиноавя с металлическими вставками. Передний мост с управляемыми одинарными колесами был автомобильного типа. Для преоеления препятствий на местности перед капотом монтировался свободновращаемый металлический барабан. Корпус бронетранспортера имел клепаную конструкцию и собирался из листов броневой стали различной толщины. В кабине водителя имелись места для двух человек, а в десантном отделении можно было перевозить до 6 солдат с полной экипировкой. Для вентиляции и ускоренной высадки в крыше боевого отделения был выполнен большой двухстворчатый люк. Также предусматривалась возможность ведения огня из личного орудия через амбразуры в бортах и в кормовом бронелисте, которые в походном положении закрывались броневыми заглушками. Помимо прочего, был разработан вариант с установкой граненой башни и 7,5-мм пулемета.

Испытания прототипа Р104, проведенные в 1934 году, показали большой потенциал этой машины, однако французское командование отдало предпочтение разработкам других фирм. В течении 1935-1936 гг. была собрана небольшая партия Р104, которые были отправлены в колонии Северной Африки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Citroën-Kégresse P104 обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА ~4000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,5-мм пулемет Reibel
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Citroën-Kégresse Q Бронетранспортер снабжения пехоты

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА СНАБЖЕНИЯ ПЕХОТЫ
Citroën-Kégresse Q

БОЕВАЯ МАССА ~4540 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4000
Ширина, мм ~1600
Высота, мм ~1500
Клиренс, мм 230
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Citroen, карбюраторный, мощностью 67 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами, шины пневматические
гусеничная часть (на один борт): 2 опорных катка с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеница с металлическими башмаками
СКОРОСТЬ ~50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Военные автомобили

SOMUA MCG Артиллерийский тягач

В качестве артиллерийских тягачей использовались более тяжелые полугусеничные тракторы Somua MCG/MCL- le.Zgkw. S307(f). Часть из них в 1943 году также оборудовали броневым корпусом. При этом их предполагалось применять как в качестве бронированных тягачей — mittlerer gepanzerter Zugkraftwagen S303(f), так и в качестве бронетранспортеров — mittlerer Schuetzenpanzerwagen S307(f). Кроме того, на их базе создавались боевые машины:

SPW S307(f) mit Reihenwerfer — самоходный многоствольный миномет; в кормовой части машины на специальной раме был смонтирован двухрядный пакет из 16 стволов французских 81-мм минометов;

7,5 cm Pak 40 auf m SPW S307(f) — самоходная 75-мм противотанковая пушка, изготовлено 16 единиц;

8 cm R-Vielfachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f) — реактивная пусковая установка с пакетом направляющих от советской 82-мм пусковой установки БМ-8-24;

15-cm Panzerwerfer 42 auf m.gep Zgkw. S303(f) — реактивная пусковая установка с пакетом из 10 стволов Nebelwerfer 41.

Все эти боевые машины использовались вермахтом и войсками СС в ходе боевых действий во Франции в 1944 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА
SOMUA MCG5 обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5300
Ширина, мм 2170
Высота, мм 2850
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ SOMUA, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми коелсами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ 31 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Unic P107 Артиллеийский тягач

В середине 1930-х гг. на базе шасси полугусеичного бронеавтомобиля Citroen-Kegresse был создан его невооруженный вариант, предназначенный для перевозки солдат или буксировки орудий. Производство таких транспортеров было налажено фирмой Unic, где они получили обозначение Р107.

С 1941 года в германских войсках, дислоцированных во Франции, в качестве артиллерийского тягача для 75-мм противотанковых пушек и 105-мм легких полевых гаубиц применялся трофейный полугусеничный трактор Unic Р107 — leichterzugkraftwagen U304(f). В 1943 году некоторое количество этих машин оборудовали броневым корпусом с открытым сверху кузовом и переклассифицировали в бронетранспортеры — leichter Schuetzenpanzerwagen U304(f), по размерам близкие к германским Sd.Kfz.250.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА
Unic P107 обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 3500 кг (пустой) 5000 кг (с полной загрузкой)
ЭКИПАЖ, чел. 2+8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4850
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2280
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ -?
ДВИГАТЕЛЬ P39, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 62 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми коелсами, шина пневматические гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка блокированных в две тележки с амортизацией на листовых рессорах, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, резиновая гусеничная лента
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —