Полугусеничная бронетехника Японии

Зенитные самоходные установки

Тип 98 “Ко-хи” Самоходная зенитная установка (1943 г.)

Созданный по заказу японской армии тягач-транспортер Тип 98 “Ко-хи” был принят на вооружение в 1938 году. Выпуск машин был налажен на заводе фирмы Isuzu. Основной задачей транспортера являлась перевозка аммуниции, а также транспортировка полевых и зенитных орудий калибром от 20-мм до 75-мм.

Гусеничная ходовая часть транспортера была во многом заимствована от легкого танка Тип 95 и включала три опорных катка на каждый борт (два — с подвеской типа Хара) с ведущим колесом переднего расположения. Передние колёса с мостом автомобильного типа были управляемыми. Дизельный двигатель Mitsubishi NVD 6120 мощностью 110 л.с. тоже перешёл от танка, но устанавливался в передней части машины.

Подобная унификация с танковыми агрегатами позволила не только упростить конструкцию, но и сделать её более надёжной. Благодаря высоким эксплуатационным качествам в 1943 (?) году была предложена идея установить на транспортер 20-мм зенитное орудие Тип 2. Эта система была создана на основе немецкой зенитки FlaK38 и имела боевую массу порядка 550 кг. Углы вертикального наведения составляли от -15° до +95°, максимальная дальной горизонтальной стрельбы — 5500 метров, максимальная высота стрельбы — 3500 метров. Начальная скорость снаряда — 950 м\с, скорострельность — 300 выстрелов в минуту.

О количестве собранных ЗСУ на базе тягача “Ко-хи” и их дальнейшем использовании данных нет. Точно известно, что был построен и успешно испытан один прототип зенитного самоходного орудия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ЗЕНИТНОЙ УСТАНОВКИ
Тип 98 “Ко-хи”

БОЕВАЯ МАССА 5900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3780
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2190 (без орудия)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одно 20-мм зенитное орудие Тип 2
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, 8-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 130 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами оснащенными пневматическими шинами, подвеска на полуэллиптических рессорах гусеничная часть (на один борт): три опорных катка с подвеской типа Хара, ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвенчатая с одним гребнем
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Бронеавтомобили

Sumida Амфибийная полугусеничная бронемашина

Разработка этого оригинального бронеавтомобиля началась в середине 1920-х гг., когда японская армия стала подыскивать подходящуб замену для кавалерийских частей, которые, как показала практика Первой Мировой войны, оказались слишком уязвимыми. Поскольку в то время танки не отличались хорошими скоростными качествами ставка была сделана на их более легких «собратьев» — танкетки и бронемашины. В 1929 году японцам удалось договориться с британской фирмой Carden-Loyd о поставке нескольких образцов танкеток типа Mk.VI, однако в это же время был разработан собственный вариант «кавалерийской» бронемашины, сейчас известной как Experimental Amphibious Car Sumida AMP.

Размах, с которым работали проектироващики, впечатлял. Помимо высоких ходовых качеств японская бронемашина с полугусеничной ходовой частью должна была преодилевать вплавь водные преграды. Вооружением и бронированием, правда, пришлось при этом пожертвовать. Ходовая часть состояла из двух основных комнонентов. Спереди располагаллся обычный мост автомобильного типа, с помощью которого водитель управлял направлением движения машины. В коромовой части находился гусеничный движитель, который включал в себя 4 опорных катка малого диаметра, один поддерживающий ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колеса. Об особенностях управления, а также о бронировании данной бронемашины сведений найти пока не удалось. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемета Тип 3, установленого в одноместной цилиндрической башне. Необычным был корпус машины, выполненный в форме заостренной с обеих концов лодки. Экипаж состоял из двух человек: механик-водитель и командир (он же пулеметчик).

Испытания Sumida AMP проходили с пееременным успехом, пока в 1932 году армия не остановила свой выбор на легких танках типа 2592, которые и были приняты на вооружение. Проект полугусеничного амфибийного бронеавтомобиля, несмотря на отдельные преимущества, обладал слишком большим количеством конструктивных недостатков и работы по нему прекратили в том же году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АМФИБИЙНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Experimental Amphibious Car Sumida AMP образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~2600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4000
Ширина, мм 1600
Высота, мм 1900
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет Тип 3 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ около 2000 патронов (?)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм борт корпуса — 5 мм корма корпуса — 5 мм крыша — ? днище — ? башня — 5 мм (?)
ДВИГАТЕЛЬ Ford type A, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 16 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть:передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами оснащенными бескамерными шинами гусеничная часть (на один борт): 4 опорных катка малого диаметра, один поддерживающий ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колеса, мелкозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе 9 км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м плавающий
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Бронетранспортеры

Тип 1 “Хo-Хa” Полугусеничный бронетранспортер

По опытну немецких инженеров, создавших полугусеничные бронетранспортеры серий Sd.Kfz.250\260, оказавшихся просто незаменимыми в боях на Восточном фронте, японская промышленность в 1943 году наладила выпуск машин аналогичного назначения. Разработкой БТР занималась фирма Хино Моторс, представившая в 1941 году проект будущего бронетранспортера Тип 1 “Хo-Хa”.

Машина имела стандартную компоновку с передним расположением двигателя и отделения управления, защищенных броней толщиной 8 мм. За ними располагалось большое десантное отделение со складными скамейками, рассчитаное на 12 солдат. Крыша над ним отсутствовала, однако в случае ненастной погоды была предусмотрена возможность навеса брезентового тента, закрепляемого на четырех бортовых скобах. Экипаж машины состоял из 3-х человек. разделяющая перегородка между этими отсеками отсутствовала. Для обзора использовались смотровые щели, которые были вырезаны в лобовом листе и по бортам в отделении управления, и прикрывались откидными крышками. Посадка и высадка десанта осуществлялась через бортовую или кормовую двустворчатую дверь. Корпус, хотя и обладал тонкой бронезащитой, имел рациональный угол наклона передних бронелистов, защищавшим кабину и моторный отсек, а борта были выполнены двускатными. Вооружение бронетранспортера, по штату, состояло из трёх 7,7-мм пулеметов «тип 97», устанавливаемые на штырях по бортам корпуса.

Из-за небольшого объёма выпуска бронетранспортеры Хо-Ха нашли себе ограниченное применение, хотя в 1943-1945 гг. их активно использовали на территории Китая. Под конец войны часть машин отправили на Филиппины, однако из-за сильного противодействия американского флота до островов удалось добраться далеко не всем транспортным кораблям. В начале 1945 года немногие уцелевшие Хо-Ха приняли участие в Битве за Филиппины, а некоторые из них впоследствии стали трофеями американцев.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Тип 1 “Хo-Хa” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6100
Ширина, мм 2100
Высота, мм 2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с управляемыми колесами оснащенными пневматическими шинами, подвеска на полуэллиптических рессорах гусеничная часть (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, один поддерживающий ролик, ведущее колесо переднего расположения, заднее направляющее колесо; гусеница мелкозвенчатая с одним гребнем
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —