Полугусеничная бронетехника США
Бронеавтомобили
Marmon-Herrington DHT-5 Полугусеничный бронеавтомобиль
В предвоенный период американская армия активно поддерживала разработки
полугусеничных машин различного назначения. В первую очередь это
касалось бронетранспортеров, где тон задавали фирмы White и Diamond T.
Свой вклад также внесла фирма Marmon-Herrington, которая к 1939 году
имела определенный опыт в проектировании легких танков, но остававшаяся
в стороне от крупных заказов на бронетехнику собственного производства.
Новая разработка получила обозначение DHT-5.
За основу была взята танковая схема с задним расположением
моторно-трансмиссионного отделения. Корпус представлял собой коробку,
собираемую на болтах и заклёпках из листов катаной броневой стали. Борта
и кормовой бронелист были выполнены вертикальными, но лобовой бронелист
устанавливался под большим углом наклона. В передней части корпуса
находилось отделение управления, где размещались места водителя и
пулеметчика. Далее располагался боевой отсек, на крыше которого
устанавливалась башня с круговым вращением. Двигатель и трансмисиия
находились на корме и отделялись от боевого отсека перегородкой.
Вооружение DHT-5 по мощности не уступало легкому танку. В литой башне
устанавливалсь 37-мм пушка М6 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет
Colt-Browning M1919A4. Углы вертикального наведения находились в
пределах от -10° до +30°. Второй такой же пулемет монтировался в лобовом
листе корпуса справа от места водителя. В полугусеничной ходовой части
использовался передний мост автомобильного типа с протектированными
одинарными колесами и подвеской на листовых рессорах. Применительно на
один борт гусеничная ходовая часть, разработанная фирмой
Marmon-Herrington, состояла из переднего ведущего и заднего
направляющего колеса, четырёх сблокированных попарно опорных катков и
одного поддерживающего ролика. Гусеничная лента — резино-металлическая,
производимая фирмой Goodrich.
Несмотря на неплохие тактико-технические данные бронеавтомобиль DHT-5 не
выдержал армейских испытаний, проведенных в 1940 году. Командование
американской армии посчитало, что машины подобного типа будут
избыточными, а их функции (разведка, наблюдение и огневая поддержка)
вполне смогут выполнять легкие танки. К тому же, в этот же период
активно начала развиваться тема колеснх танков. НЕвостребованный
прототип DHT-5 был отправлен на разбронировку, но в 1942 году башня от
этого бронеавтомобиля была использована при постройке легкого десантного
танка М22 “Locust”.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Marmon-Herrington DHT-5 обр.1940 г.
БОЕВАЯ МАССА ~8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка М6 и два 7,62-мм пулемета Colt-Browning
M1919А4
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел М46
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? башня —
25 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Continental Model 12-670, карбюраторный, 7-цилиндровый,
воздушного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с
одинарными колесами, шины пневматические протектированные, подвеска на
листовых рессорах гусеничная часть: 4 опорных катка блокированных в 2
тележки с подвеской на листовых рессорах, 1 поддердивающий ролик,
переднее направляющее и заднее ведущее колесо, резинометаллическая
гусеница
СКОРОСТЬ 70 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Бронетранспортеры
Armored Halftrack M2 \ M3 Полугусеничные
бронетранспортеры
Армия США заинтересовалась полугусеничными машинами в 1925 г., когда АТС
закуп ила во Франции две машины Citroen-Kegresse. Еще одну закупили в
1931 г. Американские коммерческие фирмы занялись разработкой
полугусеничных машин в интересах АТС, и первую удачную конструкцию TI «Half-Track»
построила в 1932 г. фирма Cunningham в Рочестере (штат Нью-Йорк). В
1939—40 гг. построили полугусеничный БТР Т14, ставший прототипом всех
последующих машин этого типа, использовавшихся США во время Второй
мировой войны. В сентябре 1940 г. Т14 приняли на вооружение под
обозначением полугусеничный БТР М2, а после доработок для перевозки
личного состава его приняли как полугусеничный БТР личного состава М3.
М2 и М3 имели большинство взаимозаменяемых основных узлов и агрегатов. В
шасси, трансмиссии и органах управления использовались в основном
агрегаты коммерческих машин. Бронирование толщиной 6,35 мм включало
броневые жалюзи перед радиатором двигателя, а передние и боковые
смотровые окна отделения управления имели откидные бронещитки толщиной
12,7 мм. Перед бампером машины крепился либо барабан для преодоления
препятствий (хотя иногда он снимался), либо лебедка. Машины поздних
партий имели также укладки для ЗИП вдоль бортов. М2 в основном
использовался в качестве артиллерийского БТР, перевозившего также
боеприпасы, а М3 — для перевозки личного состава с несколько удлиненным
корпусом и сиденьями. В сентябре 1940 г. контракты на производство этих
машин получили White и Autocar (М2) и Diamond T (М3). White выпускала
разведывательную машину M2A1, одну из которых поставили на
полугусеничный ход в процессе разработки прототипа Т14. Таким образом,
колесный разведывательный и полугусеничный БТР имели одинаковый корпус.
Большие заказы на полугусеничные машины, выданные Армией США осенью 1940
г., потребовали стандартизации узлов и агрегатов для всех подрядчиков.
White, Autocar и Diamond T согласились на это под общим наблюдением АТС.
Первые серийные М2 поставили в мае 1941 г. Из 11415 машин 2992 выпустила
Autocar и 8423 — White. Общий выпуск БТР М3 составил 12499. Для ПВО на
М2 сверху по внутреннему периметру корпуса крепился рельс, вдоль
которого перемещались подвижные шкворневые установки с 7,62 или 12,7-мм
пулеметами, в то время как на М3 ставили тумбовую установку. В итоге в
1943 г. остановились на цилиндрической башенке с турельной установкой за
отделением управления. Кроме этого, предусмотрели еще три шкворневые
установки для ЗП. Такие машины получили обозначения M2A1 и M3A1.
Воктябре 1943 г. они сменили в производстве предыдущие модификации, идо
прекращения производства в марте 1944 г. выпустили 2862 М3А1 и 1643
M2A1. На всех машинах использовался двигатель White. На основе М2А1
строились самоходные минометы. Кроме того, в 1942 г., когда заказы на
полугусеничные машины возросли, в группу производителей вошла IHC,
которая выпускала машины с незначительными отличиями и двигателем IHC
вместо White. Ее машины, обозначавшиеся М9 и М5 соответствовали М2 и М3.
В связи с дальнейшими усовершенствованиями появились варианты M9AI и
M5AI, соответствовавшие М2А1 и МЗА1 и выпускавшимися заводами White,
Autocar и Diamond T. В апреле 1943 г. начались работы с целью получить
универсальную полугусеничную машину с корпусом, который можно было бы
приспосабливать под артиллерийский БТР или самоходный миномет. Это
привело к появлению модификаций М3А2 и М5А2 — соответственно от группы
White/Autocar/Diamond T и от IHC. В октябре 1943 г. машины приняли на
вооружение, но не производили. К этому времени интерес Армии США к
полугусеничным машинам начинал угасать, их производство закончилось в
середине 1944 г.; войсками они использовались до конца войны. В качестве
артиллерийских БТР все в больших количествах стали использовать
быстроходные гусеничные машины или колесные грузовики. Общий выпуск
полугусеничных машин в США составил 41 169 машин. Хотя первоначально
полугусеничные машины рассматривались как разведывательные с минимальной
защитой от огня стрелкового оружия и хорошей проходимостью по местности,
они использовались в основном в пехоте и артиллерии, в других родах
войск они широко применялись как вспомогательные. В этом отношении они
были эквивалентом британских БТР «Universal Carrier», но большие размеры
последних давали и больше возможностей для установки различного
вооружения. Для бронетанковых войск АТС разработала ряд опытных САУ, на
шасси полугусеничных машин, которые оказались вполне практичным
вариантом «временных машин» до получения гусеничных САУ, более полно
соответствовавших требованиям. Британские БТД также использовали немалое
количество таких полугусеничных САУ, поставлявшихся по ленд-лизу. Немало
было специальных машин, выполненных на бае полугусеничных, но они не
использовались БТД. Поэтому в данной статье рассматриваются и приводятся
на фото только модели и модификации, применявшиеся или специально
разработанные для БТД.
БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ
Полугусеничная машина М2. Этот базовый тягач-транспортер прежде всего
применялся для буксировки 105-мм гаубицы на полевом лафете в
артиллерийских дивизионах и перевозки расчета из 10 человек. Экипаж М2
состоял из механика-водителя, его помощника и командира. Кормовая дверь
отсутствовала, а корпус был короче, чем у М3. Непосредственно за
отделением управления вдоль бортов размещались ящики для боеприпасов,
вспомогательные лючки к ним открывались снаружи машины, но доступ к ним
был возможен только с использованием приступки. Для ЗП по периметру
открытого сверху корпуса у верхнего края бортов имелся круговой рельс,
по которому перемещались шкворневые установки с 7,62 и 12,7-мм
пулеметами Colt-Browning. В передней части машины крепился барабан для
преодоления препятствий или лебедка, машина оснащалась радиостанцией.
Полугусеничная машина М2А1. Эта машина сменила в производстве М2 и
отличалась турельной установкой М49 для 12,7-мм пулемета в круглой
башенке над местом помощника механика-водителя. Круговой рельс сняли.
Имелись две шкворневые установки у бортов и одна — в корме для 7,62-мм
пулеметов. Прототип обозначили М2Е6 и после доработки стал основой для
последующих серийных модификаций базовой полугусеничной машины.
Полугусеничный БТР М3. Производился параллельно с М2 и стал базовым
полугусеничным БТР для перевозки (пехотное отделение) в кормовой части и
трех — в отделении управления, как на М2. Корпус был длиннее, чем на М2,
в корме имелась дверь для посадки и высадки. Из-за этого круговой рельс
не ставился, а для 7,62-мм пулемета монтировалась съемная тумбовая
установка М25 в задней части крыши отделения управления. Машины
выпускались с барабаном или с лебедкой перед корпусом.
Полугусеничный БТР МЗА1. Модификация М3 с башенкой и турельной
установкой М49 как у M2A1 для ЗП. М3 и М3А1 широко использовались БТД в
качестве санитарных, командирских, транспортных и связных машин. На
британской службе несколько машин переделали в БРЭМ установкой крановой
стрелы в носовой части. Полугусеничная машина М3А2 (Т29). Машина,
выполненная на базе МЗ, предназначалась для замены как М2 и М2А1, так и
М3 и М3А1. International Harvester Company (IHC) переделала М3 в
прототип для использования в качестве артиллерийского тягача или БТР.
Прототип, обозначенный Т29, собрали в июле 1943 г., а в октябре приняли
на вооружение под обозначением М3А2. Планировалось развернуть его
производство, оно так и не началось из-за общего сокращения программы
полугусеничных машин. Внешне эта машина соответствовала М3А1, но с
бронещитом на зенитной турельной установке и перемещаемыми укладками ЗИП
на корме корпуса, положение которых определялось назначением машины.
Могли устанавливаться сиденья для размещения на 5—12 человек.
Полугусеничный БТР М5. Эта машина, выпускавшаяся 1 НС соответствовала
М3, но отличалась узлами и агрегатами «Интернэшнл Харвестер», включая
замену двигателя White (ставившегося на М2 и МЗ) 6-цилиндровым IHC.
Корпус выполнялся из бронелистов толщиной 6,7 мм в отличие от М2 и МЗ с
усиленным бронированием лобовой части. Наиболее заметным внешним
отличием стали скругленные углы кормовой части корпуса. Вдобавок крылья
колес М5 были плоскими, а не выпуклыми. Остальные характеристики
аналогичны М3. Из-за своих «нестандартных» особенностей многие
полугусеничные М5 передавались по ленд-лизу, и в основном в британскую
армию.
Полугусеничный БТР М5А1. Это был М5 с пулеметной установкой М49 по
аналогии с МЗА1. Полугусеничная машина М5А2 (Т31). Проект
«универсальной» машины, соответствовавшей МЗА2. IHC модифицировала один
М5 под обозначением Т31, который приняли на вооружение и заказали в
производстве в октябре 1943 г. для поставок по ленд-лизу. Однако
вследствие сокращения заказов на полугусеничные машины их выпуск
прекратили в начале 1944 г.
Полугусеничная машина М9А1. Тягач-транспортер, выпускавшийся IHC и
подобный М2А1. В отличие от М2А1, он имел кормовую дверь и такую же
длину корпуса, что и М5. Машины М9 фактически не существовало, поскольку
она получила обозначение М9А1 (с соответствующими изменениями) еще до
начала серийного производства. Всего выпущено 3433 машины.
81-мм самоходные минометы М4 и М4А1. Специально построенная как носитель
миномета модификация полугусеничной машины М2 оборудовалась для
размещения расчета, миномета и боекомплекта. Сидения в кормовой части
оставили для трех человек, освободившийся объем использовали для
размещения укладок боекомплекта и установки миномета. М4 не
рассчитывался для ведения огня с машины, но в особых ситуациях это
допускалось. Всего выпустили 572 М4 к началу 1942 г., когда его сменила
в производстве улучшенная конструкция — М4А1 с усиленным днищем и
установкой, позволявшей вести огонь с машины. В 1943 г. White выпустила
600 самоходных минометов М4А1. Внешне эту машину можно отличить от
предшественника М4 по дополнительным ящикам с боекомплектом на корме.
81-мм самоходный миномет М21 (Т19). Ограниченные возможности самоходных
минометов М4 и М4А1, включая развернутый назад ствол и ограниченный
сектор его наведения, привели к разработке значительно
усовершенствованной конструкции на шасси полугусеничного БТР М3.
Основные изменения заключались в увеличении сектора обстрела и усилении
установки с разворотом ствола вперед для ведения огня с машины. Углы
горизонтальной наводки составляли по 30° в каждую сторону, углы
вертикальной наводки — 40—80°. Корпус был длиннее и вместительнее, чем
на предыдущих моделях, базировавшихся на М2. В корме корпуса укрепили
тумбовую установку для 12,7-мм пулемета. Машина перевозила 81-мм миномет
M1, который мог сниматься для ведения огня с грунта. Прототип машины,
обозначенной Т19, приняли на вооружение в июне 1943 г., выпущено 110
машин.
107-мм самоходные минометы Т21 и Т21Е1. Разработка этой машины с
компоновкой, аналогичной самоходным минометам М4 и М4А1, началась в
декабре 1942 г. с использованием шасси полугусеничного БТР М3. Миномет,
как и на М4А1, устанавливался для ведения огня назад. Однако
потребовалась модификация конструкции по типу самоходного миномета М21.
Доработанная таким образом машина с минометом, ведущим огонь вперед и с
опорой на горизонтальную дуговую направляющую, обозначалась Т21Е1.
Однако все внимание военных тогда переключилось на гусеничное шасси, и
проект Т21Е1 остановили.
САМОХОДНЫЕ ПУШКИ и ГАУБИЦЫ НА ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ ШАССИ
Хотя на шасси полугусеничных машин разработали ряд САУ, только несколько
моделей приняли на вооружение и нашли применение, большинство же
осталось на уровне прототипов, поскольку уже имелись САУ на гусеничном
шасси. Заметным исключением были полугусеничные ЗСУ, остававшиеся на
вооружении до конца войны. Из-за колоссальной нехватки гусеничных шасси
в период перевооружения 1941 года АТС разработала несколько САУ на шасси
МЗ, и они описаны первыми.
75-мм самоходные пушки М3 (Т12) и М3А1. Срочная потребность в самоходном
истребителе танков, который можно было бы быстро ввести на вооружение,
привело к приспособлению в июне 1941 г. шасси полугусеничного БТР М3 под
модифицированную 75-мм пушку М1897А на тумбовой установке для стрельбы
вперед. М1897А была американским вариантом знаменитой французской 75-мм
полевой пушки времен Первой мировой войны, запас таких пушек оказался
неожиданно большим. Машина, обозначеная САУ Т12, имела ограниченный угол
горизонтальной наводки орудия и снабжалась бронещитом. Несмотря на свой
высокий силуэт, она удачно прошла испытания и в октябре 1941 г. была
принята на вооружение под обозначением САУ М3. Первые изготовленные
машины сразу направили на Филиппины в конце 1941 г., как раз ко времени
боев с японскими войсками. Кроме широкого использования на Тихоокеанском
ТВД, САУ МЗ использовались также в ходе кампании в Тунисе, а после
замены гусеничными истребителями танков эти машины передали британским
войскам, применявшим их в Италии до конца войны. На британской службе
САУ М3, известные под обозначением 75-мм САУ Autocar (фирма Autocar
строила их), придавались командирам бронеавтомобильных или танковых рот
для огневой поддержки. Из-за недостатков оригинальных пушечных установок
машины последних серий выпускались с модифицированными установками и
обозначались 75-мм САУ M3A1. Внешне они были аналогичны САУ М3.
75-мм самоходная гаубица Т30. Под впечатлением удачи САУ М3 АТС
инициировала переделку полугусеничного БТР М3 под 75-мм гаубицу. Одобрив
два прототипа в январе 1942 г., после успешных испытаний заказали 500
машин. Установленная на Т-30 75-мм гаубица M1A1 имела максимальный угол
возвышения 25°, углы горизонтальной наводки — 21° влево и 23° вправо.
Хотя САУ Т30 не приняли на вооружение, ими укомплектовывали штабные роты
батальонов средних танков до замены 75-мм самоходными гаубицами М8 в
1943 г.Машины рассматривались только как временная замена.
105-мм самоходная гаубица Т19. Еще одна модификация, разработанная после
успеха МЗ, стала самоходной установкой наибольшего калибра на
полугусеничном шасси. Она была аналогична по компоновке Т12 и Т30 и
несла 105-мм гаубицу М2. Всего выпустили 324 САУ, причем часть — с
бронещитом. Они использовались в Северной Африке (в Тунисе) до замены
самоходной гаубицей М7. Официально машина на вооружение не принималась.
105-мм самоходная гаубица Т38. Проект установки на полугусеничный БТР МЗ
короткоствольной 105-мм гаубицы по образцу Т19.
75-мм самоходная пушка Т73. Модификация самоходной пушки М3 75-мм пушкой
МЗ вместо М1897А.
57-мм самоходная пушка Т48. Разработка этой машины началась в апреле
1942 г. на Абердинском полигоне с целью удовлетворить британские и
американские требования на самоходную противотанковую пушку. Она
представляла собой переделанный по образцу вышеописанных машин
полугусеничный БТР МЗ с 57-мм пушкой М1 — американской модификацией
британского 6-фнт орудия. Пушка снабжалась коробчатым щитом с прикрытием
сверху. В октябре 1942 г. американский заказ на САУ Т48 сняли, но
разработку продолжили по британскому заказу. Из 962 машин 680 поставили
в Великобританию по ленд-лизу. Остальные остались в Соединенных Штатах и
были переделаны в БТР М3А1. White выпускала Т48 в 1942—43 гг.
Представляется, что и большинство поставленных в Великобританию машин
переделали в БТР снятием орудийной установки. Т48 оснащалась британской
радиостанцией №19. Спаренная ЗСУ Т1Е1. Это был первый проект установки
башни «Бендикс» с силовым приводом со спаренными пулеметами калибра
.50″(12,7 мм) на шасси полугусеничного М2 в серии опытных установок,
выполненных в 1941 г. для войсковой ПВО.
Спаренная ЗСУ Т1Е2. Аналогична Tl E1, но с башней «Максон» и спаренными
пулеметами калибра .50″(12,7 мм) вместо башни «Бендикс». Испытывалась в
сравнении с Tl E1. Спаренная ЗСУ Т1ЕЗ. Следующая заТ1Е1 и Т1Е2 опытная
машина в рамках того же проекта, за исключением пулеметной башни Electro
Dynamic с электроприводом наведения по образцу авиационной. Из трех
вариантов установки предпочли Tl E2.
Спаренная ЗСУ Т1Е4 (М13). Для серийной ЗСУ с башней «Макссон» в качестве
шасси использовали полугусеничный БТР МЗ. В целом аналогичная TIE2
модификация Т1Е4 отличалась увеличенным возимым боекомплектом благодаря
удлиненному корпусу машины. Башня «Макссон» обеспечивала угол
горизонтальной наводки 360°, максимальный угол возвышения +90°, снижения
—11,5°. Скорость поворота башни при силовом приводе составляла 74° в
секунду. На вооружение ЗСУ приняли под обозначением многоствольная
самоходная установка М13. В 1942 г. фирма White выпустила 535 штук.
Спаренная ЗСУ М14. Для ускорения производства ЗСУ башню «Макссон»
(получившая обозначение М33) установили на шасси полугусеничного БТР М5
— эта машина обозначалась многоствольная самоходная установка М14. В
целом она была аналогична М13, исключая механические отличия и ходовые
особенности базового полугусеничного М5. Всего International Harvester в
1943 г. выпустила 1905 ЗСУ. Многие М14 по ленд-лизу поставили в
Великобританию, нотам их в основном переделывали в БТР, снимая зенитную
установку. Многоствольная самоходная установка Т28 и Ml5, М15А1 (Т28Е1).
Для повышения огневых возможностей разработали ЗСУ Т28 на шасси
полугусеничного тягача-транспортера М2 с качающейся частью 37-мм
зенитной пушки М3Е1, скомлексированную с двумя пулеметами калибра
.50″(12,7 мм) на единой установке с бронещитом. От проекта отказались в
пользу такой же установки на шасси МЗ, получившей обозначение Т28Е1. С
небольшими изменениями, внесенными по результатам испытаний, эту машину
приняли на вооружение под обозначением многоствольная самоходная
установка М15, и в 1942 г. Autocar выпустила 680 машин. Впервые их с
большим успехом применили американские войска в ходе кампании в Северной
Африке (в Тунисе). Более поздняя модификация М15А1, выпускалась с
августа 1943 г.
Многоствольные самоходные установки М16 и М17 (Т58). В апреле 1942 г.
началась разработка новой башни «Макссон» с четырьмя пулеметами калибра
12,7 мм для установки М33 на М13/М14. Новую башню испытали на шасси
полугусеничного М2, а позднее — на шасси М3 под обозначением
многоствольная самоходная установка Т58. Новую ЗСУ приняли на вооружение
под обозначением М45, а машина Т58 с ней получила обозначение М16. Фирма
White в 1942—43 гг. выпустила всего 724 машины этой марки. Такая же
установка на шасси полугусеничного БТР М5 обозначалась М17 и внешне
выглядела аналогично. International Harvester выпустила 1000 таких ЗСУ в
1943 г. — начале 1944 г., когда производство полугусеничных машин
прекратили.
Многоствольные самоходные установки Т37 и Т37Е1. Два проекта ЗСУ со
счетверенными установками пулеметов калибра .50″(12,7 мм). Т37
представляла собой шасси полугусеничного БТР МЗ с установкой Т60, на
которой четыре пулемета калибра .50″крепились по схеме квадрата (2×2), а
вТ37Е1 на той же машине монтировалась установка Т60Е1 с расположением
четырех пулеметов в линию. Имелась круговая бронезащита (толщина брони
12,7 мм). Заказов на производство не последовало. 40-мм ЗСУ Т54 и Т54Е1.
Развитие полугусеничных ЗСУ с 40-мм зенитными пушками началось в июне
1942 г., когда полугусеничный БТР МЗ приспособили под 40-мм
автоматическую пушку M1 («Bofors»). Опытная машина, обозначенная Т54,
нуждалась в доработках для повышения устойчивости при стрельбе, которые
внесли во вторую опытную ЗСУ Т54Е1. В конце концов решили, что для
создания удовлетворительной стрелковой платформы необходимы откидные
опоры и домкраты. От проекта отказались в пользу усовершенствованной
модификации.
ЗСУ (многоствольные самоходные установки) Т60 и Т60Е1. Переделки ЗСУ Т54
и Т59 в машины для комплексированной установки (Т65), на которой
монтировались 40-мм автоматическая пушка Ml и два пулемета калибра 12,7
мм таким же образом, как на ЗСУ М15. С модифицированными бронещитом и
боеукладкой машина обозначалась Т60Е1. Заказов на производство не
выдавалось. 40-мм ЗСУ Т68. Экспериментальная машина на шасси
полугусеничного БТР МЗ с вертикально спаренными 40-мм пушками с
верхнерасположенным уравновешивающим механизмом. Хотя опытную машину
построили, дальнейших работ по ней не вели.
ЗСУ Т61. Экспериментальная установка счетверенных пулеметов калибра 12,7
мм на шасси полугусеничного тягача-транспортера М2. Продолжения не
имела. ЗСУ Т10 и 20-мм ЗСУ Т10Е1. В июле 1941 г., когда разрабатывались
полугусеничные ЗСУ с пулеметным вооружением, начались эксперименты по
выяснению возможности размещения более тяжелого вооружения.
Рассматривались 20-мм пушки Oerlikon и Hispano-Suiza, либо
автоматические пушки AN-M1 или AN-M2. Они должны были устанавливаться в
башне с силовым приводом производства «Макссон». Машина с такой
установкой на измененном полугусеничном шасси М3 получила обозначение
Т10. Модифицированная установка, смонтированная позднее на
модифицированном шасси ЗСУ М16, обозначалась Т10Е1. Заказов на
производство не выдавалось.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА М2
БОЕВАЯ МАССА 9000 ru
ЭКИПАЖ, чел. 2 + 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5960
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2260
ВООРУЖЕНИЕ один 12,7-мм пулемет Colt-Browning М2НВ или 7,62-мм пулемет
М1914А4
БОЕКОМПЛЕКТ 700 патронов \ 7750 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ Лобовой бронелист — 12,5 мм Борт и корма — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ White 160AX, карбюраторный, жидкостного охлаждения мощностью
147 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая, типа Spicer 3461, 4-скоростная (3+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
СКОРОСТЬ 72 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 320 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм 0,30
Ширина рва, мм ?
Глубина брода, мм 0,81
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?
Mack T3 Halftrack \ T1 Gun Motor Carriage Тягач —
бронетранспортер
Всем хорошо известны полугусеничные бронетранспортеры М2 и М3,
производством которых с 1940 по 1945 гг. занимались фирмы White, Autocar
и Diamond. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам эти машины
пользовались хорошей репутацией и поставлялись в больших количествах
союзникам по антигитлеровской коалиции. На их фоне появление другого
полугусеничного БТР, разработанного фирмой Mack, осталось незамеченным,
хотя эта машина также достойна внимания.
В 1940 году, когда выпуск М2 ещё только начинался, специалистами фирмы
Mack был реализован проект аналогичного бронетранспортера, обладающего
более высокими техническими характеристиками. Перед инженерами стояла и
ещё одна задача – по возможности сделать машину максимально
унифицированной, поэтому её гусеничная ходовая часть была близка к
легкому танку М2. применительно на один борт она состояла из двух
тележек, каждая из которых включала два сдвоенных опорных катка с
резиновыми бандажами и подвеску на вертикальных пружинах. Верхняя ветвь
гусеницы поддерживалась одним роликом. Ведущее колесо цевочного
зацепления находилось спереди, направляющее – сзади. Гусеница была
аналогична танковой, резинометаллической, Колесная часть состояла из
переднего моста автомобильного типа, с подвеской на листовых рессорах и
управляемыми колесами, оснащенными пневматическими шинами.
Необычной была компоновка БТР. Отделение управление (место водителя
располагалось слева) как обычно находилось в передней части и защищалось
открытой сверху бронированной кабиной с двумя большими передними окнами,
закрываемыми броневыми крышками. Главной особенностью БТР стал
двигатель, который был установлен сзади. Безусловно, подобное
техническое решение заметно упрощало схему передачи на ведущие колеса.
Для поступления охлаждающего воздуха в заднем бронелисте был сделан
вырез под входное отверстие, закрываемое жалюзи. Спереди также
устанавливался лебедочный механизм и две фары дальнего света. Корпус
машины имел клепано-сварную конструкцию. Бортовые и кормовые бронелисты
устанавливались вертикально, а лобовая панель получила небольшой угол
наклона. Максимальное бронирование не превышало 12 мм.
Бронетранспортер под обозначением Т3 Halftrack был предъявлен на
испытания в 1941 году. Представители от армии посчитали его вполне
современной машиной, обладающей целым рядом преимуществ перед серийными
М2, но нашлись и существенные недостатки.
Прежде всего, кормовое размещение двигателя увеличивало длину корпуса и
сокращало размеры транспортного отделения. По вместимости Т3 и М2 были
почти идентичными, однако посадка и выгрузка солдат (или полезной
нагрузки) затруднялись отсутствием кормовых дверей. Единственная
грузовая дверь находилась в правом борту ближе к кабине водителя. При
таких условиях Т3 можно было эксплуатировать только в качестве
бронированного артиллерийского тягача или БРЭМ. Впрочем, в обоих
случаях, с этими обязанностями успешно справлялся уже серийный М2.
Небольшой выигрыш по удельной мощности на окончательные результаты
испытаний влияния не оказал. Фирма Mack попыталась устранить часть
проблем выпуском доработанного прототипа. Его отличия заключались в
измененной передней части корпуса, приобретшей клиновидные очертания
(лебедка была перемещена вправо и скрыта за бронелистами), уменьшенными
по высоте бронелистами корпуса и обновленной ходовой частью, получившей
новую подвеску. Однако, этот вариант военных тоже не устроил. Начинать
выпуск двух бронетранспортеров Т3, не обладающих значительными
преимуществами перед М2 и М3, посчитали слишком дорогим удовольствием.
Последней попыткой стало создание зенитной самоходной установки под
индексом T1 Gun Motor Carriage, оснащенной 40-мм полуавтоматической
пушкой Bofors. Тогда идея казалась очень перспективной, поскольку
американская армия в то время не располагала ни одной специализированной
ЗСУ.
Постройка прототипа Т1 велась на основе первого прототипа Т3. С опытного
образца было снято всё бронирование, лишь силовая установка была закрыта
большим металлическим кожухом. Орудие устанавливалось на транспортной
платформе за кабиной водителя. Лебедочный механизм демонтировался.
Прототип с номером W906057 поступил на испытания в 1942 году, но к
серийному производству тоже принят не был. Эту в принципе неплохую
машину снова обошли М2 и М3, на базе которых была разработана целая
“плеяда” полугусеничных зенитных самоходок, наиболее удачными из которых
оказались М15 и М17. потерпев очередную неудача фирма Mack оставила
дальнейшие попытки улучшения своего БТР, сконцентрировавшись на выпуске
грузовиков.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГЧА — БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Mack T3 \ T1 обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5994
Ширина, мм 1930
Высота, мм 2540
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 40-мм зенитная пушка (только на Т1)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с
одинарными колесами, шины пневматические протектированные, подвеска на
листовых рессорах гусеничная часть: четыре опорных катка с резиновыми
бандажами сблокированными попарно в две тележки, один поддерживающий
ролик, переднее ведущее колесо цевочного зацепления, заднее направляющее
колесо, резинометаллическая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Бронетрактора
Holt 75 Tank Пехотный танк \ бронетрактор
Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Holt 75 Tank
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1916 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.
По всей видимости, первым в целой плеяде американских танков на шасси
тракторов Holt, стал проект 1916 года. Фирма-разработчик этой машины,
которую по большому счету можно считать бронетрактором, осталась
неизвестной. Ясно только, что сам Холт к её проектированию отношения не
имел, очевидно понимая бесперспективность этой затеи.
В качестве базового шасси был выбран один из самых массовых в то время
тракторов – Holt Model 75. Ходовая часть, применительно на один борт,
включала по 5 опорных катков с жесткой подвеской, 3 поддерживающих
ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница была
крупнозвенчатой со стальными траками. В виду отсутствия бортовых
фрикционов управление по курсу осуществлялось при помощи переднего
колеса, выдвинутого вперед на металлической раме. Трактор оснащался
бензиновым 75-сильным двигателем Holt, что и дало название модели.
Чтобы сделать из трактора так называемый “танк” американские
разработчики избрали тот же путь, которым годом ранее решили пойти
французы. На тракторное шасси, в небольшими доработками, установили
корпус оригинальной формы. Его центральная часть была выполнена почти
цилиндрической, а передняя и задняя секции получили вид усеченного в
продольной плоскости конуса. При этом кормовая часть оказалась
вынесенной далеко назад и буквально нависала над землей. Разумеется, на
проходимоть по пересеченной местности такой технический приём не мог
повлиять положительным образом.
С вооружением решили вообще не мелочиться. По расчетам разработчиков из
танк на базе Holt 75 должен был нести одну пушку в носовой части
корпуса, четыре “курсовых” пулемета (по два спереди и сзади) и ещё один
пулемет устанавливался в цилиндрической башне на крыше корпуса.
Неизвестно, обсуждался ли этот проект военными, но дальше макета работы
продвинуть не удалось. Впрочем, конструкция трактора Holt 75 и его
аналогов послужила основой для ещё трех бронетракторов, построенных и
испытанных в течении 1917 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
Holt 75 Tank образца 1916 г.
БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6-7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна пушка и четыре 7,62-мм пулемета в корпусе, один пулемет
в башне (?)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Holt, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 75 л.с.
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков с жесткой подвеской, 3
поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведузее
колесо, крупнозвенчатая гусеница, переднее управляемое колесо
СКОРОСТЬ 3-5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Holt G9 \ Caterpillar Tank Тяжелый танк \ бронетрактор
Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Holt G9 \ Caterpillar Tank
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.
Искренняя любовь американцев к колесно-гусеничным тракторам конструкции
Холта в период Первой Мировой войны привела к появлению оригинальных, и
в то же время абсолютно бессмысленных с рациональной точки зрения боевых
машин. Одной из них стал бронетрактор, чаще именуемый тяжелым танком и
известный под названиями Holt G9 и Caterpillar Tank.
В 1917 году на шасси трактора Holt был установлен бронекорпус, по форме
и назначению больше напоминающий передвижной блиндаж. По всей видимости,
главной целью американских инженеров виделось создание именно
“сухопутного крейсера”. Отсюда появились многочисленные лючки-бойницы
(по пять с бортов и один в кормовой части корпуса) и нестандартная схема
размещения вооружения. Точных данных о количестве пушек и пулеметов,
которые должен был нести Caterpillar Tank, не сохранилось. Известно, что
было реализовано два варианта:
— двухбашенный (G9-1, башни устанавливались по продольной оси корпуса),
вооружение включало две башенные и одну заднюю пушку, а также несколько
пулеметов;
— однобашенный (G9-2, единственная башня цилиндрической формы
устанавливалась над отделением управления), вооружение включало одну
башенную и одну кормовую пушку, а также несколько пулеметов.
Шасси изменений не претерпело. Гусеничная ходовая часть, применительно
на один борт, состояла из пяти опорных катков с жесткой подвеской, трех
поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего
колеса. Гусеница крупнозвенчатая со стальными траками. Переднее колесо,
крепившееся на удлиненной раме, предназначалось для управления
трактором. На танке G9 устанавливался 150-сильный бензиновый двигатель с
жидкостной системой охлаждения. По другим данным, танк получил
6-цилиндровый бенщиновый двигатель Maybach.
Единственный изготовленный фирмой Caterpillar опытный образец был
представлен американской армии в 1917 году. Испытания танка,
проводившиеся на полигоне около Лос-Анжелеса, привели к неутешительным
результатам. При массе около 10 метрических тонн Holt G9 показал
невысокую проходимость по пересеченной местности, в чем была немалая
“заслуга” выбранного типа ходовой части. Максимальная скорость при
движении по ровной поверхности составила 5 км\ч, но и тут было не всё
гладко во всех смыслах этого слова. Во время очередного марша водитель
не справился с управлением и свалился в кювет(!) Машина была частично
разрушена, что было вполне закономерным следствием конструкторских
просчетов. Расследование происшествия длилось недолго, поскольку для
военных бесперспективность развития танков на тракторном шасси типа Holt
была очевидна. Тем не менее, в годы войны успели выпустить наглядную
агитацию с изображением танка Holt G9, бодро орудующего на переднем краю
немецких позиций, а также ходовой макет танка, использовавшийся в
тренировочном лагере Great Lakes.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Holt G9 \ Caterpillar Tank образца 1917 г.
БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две-три 37-мм пушки и несколько пулеметов калибра 7,62-мм (?)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Holt, бензиновый, рабочим объёмом 1440 см.куб., мощностью 75
л.с. при 550 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков с жесткой подвеской, 2
поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведузее
колесо, крупнозвенчатая гусеница, переднее управляемое колесо,
крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~5 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Tracklayer “Best” 75 Пехотный танк \ бронетрактор
Официальное обозначение: Tracklayer “Best” 75
Альтернативное обозначение: CLB 75
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа.
В 1917 году, явно под влиянием первых сообщений о применении на Западном
фронте бронированных гусеничных машин, американская фирма C.L.Best
представила своё видение танка. В качестве основы был взят обычный
трактор Best 75 Tracklayer. Что и говорить, машина надежная и
неприхотливая, но для военных нужд она явно не подходила. Тем не менее,
у инженеров из C.L.Best было абсолютно другое мнение.
Первый вариант будущего танка получил относительно простой бронекорпус
коробчатой формы. Тракторная компоновка потребовала размещения отделения
управления в кормовой части корпуса с установкой приземистой рубки на
крыше. Несмотря на наличие шести смотровых люков обзорность у будущего
танка получалась отвратительная. Видимо, в целях «компенсации»
ограниченного обзора, американцы решили разместить основное вооружение
вокруг силовой установки. В результате, макет пушки был установлен в
лобовом листе корпуса, а два пулемета размещались по бортам в скошенных
«бронелистах».
Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75
образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор
оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и
британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время
Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям.
Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь
в 1945 году! Трактора этой модели оснащались бензиновыми двигателями
Holt рабочим объёмом 1440 см.куб., развивавшими мощность 75 л.с. при 550
об\мин. Надо отметить, что шасси трактора Best 75 было достаточно
простым и технологически его можно было разделить на четыре больших
узла:
— гусеничная часть (по три опорных катка на каждый борт, по два
поддерживащих колеса, переднее направляющее и заднее ведущее колесо);
— колесная часть (служила для управления движением трактора, поскольку
бортовые фрикционы тогда попросту отсутствовали);
— рама шасси;
— силовая установка (размещалась спереди и как правило на закрывалась
капотом)
— отделение управления.
Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно
туманной. Ясно было только одно — американская армия после осмотра
прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им
абсолютно не нужен. По большому счету, эту машину, появившуюся в начале
1917 года, можно было считать скорее бронетрактором, чем полноценным
танком.
Впрочем, фирма C.L.Best не отчаивалась и выдала «на гора» второй вариант
своего колесно-гусеничного «танка», ставшего более известным под
названиями Tracklayer “Best” 75 и CLB 75. Как известно, от перемены мест
слагаемых сумма не меняется — так произошло и в этом случае. Улучшения
коснулись в первую очередь корпуса, который стал больше напоминать
подводную лодку капитана Немо из советского кинофильма. Несомненно,
инженеры заботились не только о высокой пулестойкости, но и
предусмотрели возможность использования танка для подделывания брешей в
проволочных и прочих заграждениях. Отчасти по этой причине можно
объяснить резко выраженную заостренную носовую часть корпуса. Учитывая
такую специфику для поступления воздуха к радиатору предусмотрели два
входных отверстия на верхней части корпуса. Управление «танком» также
осталось чисто тракторным — при помощи рулевого колеса, которое теперь
крепилось на длинном кронштейне.
Разумеется, что теперь нечего было и думать об установке вооружения
спереди. Вместо этого американских инженеров посетила гениальная идея
переместить его в башню, установленную в кормовой части корпуса вместо
коробчатой надстройки. По замыслу создателей танка в башне
цилиндрической формы можно было разместить по меньшей мере две пушки. О
пулеметном вооружении данных не сохранилось, но учитывая наличие ещё
шести башенных «иллюминаторов» можно предположить, что предусматривалось
и оно тоже.
Первый прототип танка CLB 75, собранный из обычного железа, был готов к
середине 1917 года. Как бы ни было надежно тракторное шасси для поля боя
оно совершенно не годилось и к тому же в САСШ уже успели появиться более
удачные образцы танков.
И всё же, опытный образец существовал и его следовало хоть как-то
применить. В отделе пропаганды американской армии на эту тему сообразили
очень быстро — не беда, что CLB 75 хорошо умеет ездить только по прямой,
ведь его можно использовать для демонстрации достижений военной
промышленности. Так и поступили. В итоге, прототип танка «засветился» на
серии фотографий выполненных в ходе маневров Калифорнийской Национальной
Гвардии, которые проходили в 1917 году около Сан-Франциско. Был даже
издан буклет с цветными картинками, на которых изображали CLB 75 в
качестве боевой машины. Впрочем, на этом его скромная карьера
завершилась. Что стало с CLB 75 после этого сказать достаточно сложно.
Скорее всего после войны опытный образец был разобран на металл.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА
Tracklayer “Best” 75 образца 1917 г.
БОЕВАЯ МАССА ~13000-15000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7500
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две 37-мм пушки и несколько пулеметов калибра 7,62-мм (?)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Holt, бензиновый, рабочим объёмом 1440 см.куб., мощностью 75
л.с. при 550 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная частьпереднее управляемое колесо, стальное,
спицованное
гусеничная часть (на один борт): 3 опорных катка с жесткой подвеской, 2
поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведузее
колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ~3-5 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — |