Колесно-гусеничная бронетехника Франции

Танкетки

Chenilette St-Chamond M1921 \ M1928 Колесно-гусеничная танкетка

Официальное обозначение: Chenilette St-Chamond modele 1921 \ 1928
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1919 г.
Дата постройки первого прототипа: 1921 г.
Стадия завершения работ: построено несколько прототипов.

В ряду легких разведывательных машин, помимо танкеток фирм Carden-Lloyd и Martel, были не менее значимые представители – французские колесно-гусеничные бронемашины St-Chamond, которые тоже можно было назвать символами той эпохи.

Идея использовать сменный движитель возникла ещё в годы 1-й мировой войны, но тогда не хватило технических средств для её реализации, да и основные производства были заняты выпуском текущей техники. Зато в первые годы межвоенного периода, когда необходимость иметь на вооружении быстроходную бронемашину уже не ставила под сомнение, танкетки получили стремительный толчок к развитию. К разработке такой машины специалисты фирмы FAHM (Compagnie des Forges et Acieries da la Marine et d`Homecourt) приступили в 1919 году. По “инерции” танкетки присваивалось название St-Chamond. Предполагалось, что для ведения разведки достаточно будет лёгкого бронирования и одного пулемета винтовочного калибра. Собственно, большего от танкетки не требовали.

вариант одноместной колесно-гусеничной бронемашины был готов в 1920 году. Сравнительно с аналогичным ему британским Morris-Martel французские инженеры решили прибегнуть к более сложному конструктивному решению – переход на гусеницы осуществлялся одновременным их опусканием на грунт и поднятием на корпус колес вместе с мостами автомобильного типа (с бескамерными), которые располагались спереди и сзади. Полное время перехода с колес на гусеницы при помощи механического привода занимало 10 минут. Управляемыми были только передние колёса, привод от компактного 2-цилиндрового двигателя мощностью 15 л.с. был на задние колеса. Подвеска автомобильных мостов имела амортизацию на листовых рессорах.
Гусеничная часть, применительно на каждый борт, состояла из 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек с блокированной подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

При передвижении на колёсах управление велось с помощью обычного руля. На гусеницах танкетка управлялась педалями и рычагами.
Водитель, он же – стрелок, размещался в высокой надстройке корпуса, толщина бронирования которой составляла 6 мм. Вооружалась танкетка модели 1920 г. одним 8-мм пулеметом Hotchkiss, установленном в лобовом листе надстройки с небольшим смещениием вправо от центральной оси (у машин конструкции Мартеля, к примеру, пулемет всегда “смотрел” назад).

На испытаниях М1920 показал неплохие ходовые качества. Он мог развивать скорость до 28 км\ч на колёсах и до 6 км\ч на гусеницах, преодолевать уклон в 30°, ров шириной до 1,7 м и брод глубиной до 0,7 м. Первые тесты танкетка проходила в одноместном варианте, но очень скоро выяснилось, что одному человеку очень трудно совмещать обязанности водителя, командира и пулеметчика. Тогда экипаж был увеличен до двух человек и стал впоследствии стандартным для танкеток типа St-Chamond.

После незначительных доработок танкетка была принята к серийному производству под обозначением Chenillette St-Chamond modele 1921 (“танкетка Сен-Шамон модель 1921 года”), хотя её “массовость” ограничилась всего несколькими экземплярами. Оказалось, что французская армия совершенно не горит желанием принимать колесно-гусеничные танкетки на вооружение.

Представленные в скором времени варианты самоходных установок оснащенных 75-мм короткоствольной пушкой (компновка) и 75-мм пушкой обр.1897 г. (компновка c тумбовой установке с коробчатым бронещитом) также не нашли поддержки со стороны армии. А ведь эти модификации как нельзя лучше подходили на роль мобильной артиллерии, предназначенной для поддержки пехоты или разведывательных частей. Значительных переделок при этом конструкция М1921 не претерпела — достаточно было перестроить надстройку корпуса.

Попытки предложить М1921 на экспорт тоже увенчались успехом. В 1923 году одна машина была отправлена в Финляндию, где подверглась всесторонним испытаниям. Достаточно быстро выяснилось, что механический привод смены хода и трансмиссия не выдерживают высоких нагрузок. К этому добавлялось отсутствие защиты открытых элементов подвески и слабое вооружение с ограниченными углами обстрела. На таких условиях от дальнейших поставок М1921 финская делегация отказалась. В дальнейшем танкетка использовался исключительно для учебных целей и была выведена из эксплуатации в 1937 г.

Ещё одна танкетка этой модификации была отправлена в Японию. Предположительно это произошло в 1924 году. Японская армия тогда рассматривала варианты для принятия на вооружение разведывательной бронемашины и М1921 неплохо вписывался в техническое задание. Тем не менее, победителем была признана танкетка Carden-Lloyd Mk.VIb, как обладающая лучшей технической надежностью.

Есть также данные, что Испания и Советский Союз также приобрели (или получили для тестирования) по одному образцу М1921. Видимо, характеристики танкеток были признаны недостаточными, поскольку испанская армия отказалась от дальнейших поставок, а советские конструкторы не проявили к М1921 большого интереса.

Следующая модификация М1924 оснащалась одноместной конической башней, наподобие той, что ставилась на танки Renault NC1\NC2, но без характерного грибовидного колпака. Вместо него, на крыше башни с левой стороны, была выполнена низкая настройка с двумя смотровыми приборами. Хотя высота корпуса уменьшилась, установка башни повлекла за собой увеличение общей высоты машины до 2,13 м. Также сократили размеры двери. В добавок, увеличение толщины бронирования до 11 мм масса возросла до 3600 кг, что отрицательно сказалось на подвижности машины. Понятно, что в предложенном варианте М1924 был отвергнут и пехотой, и кавалерией.

В 1926 году появилась четвертая модификация М1926, на которой была установлена трансмиссия Williams Janney. За счет отказа от башни высоту удалось довести до 1,98 м. Теперь пулемет устанавливался справа в верхней части надстройки с сильно скошенным лобовым бронелистом. Слева, перед местом водителя, имелся прямоугольный люк со смотровой щелью. В очередной раз уменьшили габариты посадочной двери. Проведенные доработки привели к увеличению боевой массы до 4200 кг, но и в этом виде танкетка М1926 была отвергнута армией.

После такого поворота событий фирма FAHM решилась на радикальную модернизацию. Общая схема сохранилась, но всё остальное было полностью переработано. Гусеничное шасси было удлинено, по сравнению с М1926, на 24 см и увеличено по высоте. Мосты автомобильного типа с открытыми элементами подвески были заменены на новую конструкцию, как у чехословацкого колесно-гусеничного танка Skoda KH-50. Теперь колёса поднимались механическим приводом по бортам. Система подвески, вероятнее всего, включала амортизацию на пластинчатых рессорах.

Корпус также был полностью новым. Верхний лобовой бронелист располагался под большим углом наклона. В его передней части был сделан двухстворчатый люк, предназначенный для высадки-посадки водителя, место которого теперь размещалось по центральной оси машины. Надстройка корпуса имела более сложную конструкцию, с расположением в передней части 57-мм (?) пушки в установке с большим сектором горизонтальной наводки. Дверь с левого борта оставили, на а крыше расположили цилиндрическую наблюдательную башенку. Габаритные размеры танкетки, получившей индекс М1928, были следующими: полная длина– 3,85 м, ширина вместе с колесами – 2,40 м, высота – 3,00 м.

В целом, по вооружению, бронированию и боевым возможностям, танкетка М1928 больше соответствовала легкому танку. Тем не менее, французская армия не заинтересовалась этой интересной машиной. Модификация М1928 так и осталась в единственном экземпляре, а развитием колесно-гусеничных танкеток фирма FAHM более не занималась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ ТАНКЕТКИ
Saint-Chamond М1921

БОЕВАЯ МАССА 3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3600
Ширина, мм 2080
Высота, мм 1930
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ один 8-мм пулемет Hotckiss в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм
борт корпуса — 6 мм
корма корпуса — 6 мм
крыша и днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 15 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (гусеничная часть, на один борт) 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, 4 поддерживающик ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо;
(колесная часть) два моста автомобильного типа с четырьмя односкатными колёсами, шины бескамерные
СКОРОСТЬ 28 км\ч на колесах
6 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Легкие танки

Schneider-Laurent Амфибийный колесно-гусеничный танк

Официальное обозначение: Char Amphibie Schneider-Laurent
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1928 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

В 1928 г. по инициативе инженера М.Лорена (M.Laurent), работавшего на фирме Schneider, был разработан проект амфибийного танка на колесно-гусеничном ходу. Общим принцип его использования прдполагался вполне стандартным — на марше танк передвигался на колесах, а в боевых условиях или при движении по пересеченной местности он переходил на гусеницы. Операция по смене ходовой части занимала порядка 3 минут без участия извне – все выполняла механика. Машина также могла двигаться по воде.

Чтобы обеспечить все вышеперечисленные покащатели Лорен разработал оригинальный корпус «корабельного» типа. Компоновка танка была классической: отделение управоения спереди, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионный отсек на корме. На крыше корпуса устанвливалсь одноместная коническая башня, где предполагалась установка 37-мм орудия и 7,5-мм пулемета. Экипаж состоял из двух человек: водителя и командира машины, также обслуживавший вооружение. Для использования в темное время суток танк оснащался мощной фарой, установленной на башне.

В то же время, конструкция гусеничной ходовой части, частично заимствованная от трактора, была крайне архаичной. Предположительно, относительно одного борта, она включала по 10 опорных катков с амортизацией на пружинных рессорах, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, а также крупнозвенчатую гусеничнкю ленту набранную из стальных траков. Колесная часть представляла собой две оси автомобильного типа с одинарными колесами и подвеской на полуэллиптических рессорах. Ведущими колесами были задние.

Несмотря на такие положительные качества, как возможность передвижения по воде и простоту конструкции, танк Schneider-Laurent испытаний не прошел. В следствии достаточно высокой массы машина обладала низкой подвижностью на грунте. Помимо прочего, была изготовлена из неброневой стали и не оснащалась вооружением. На основании полученных сведений военное ведомство отклонило разработку Лорена, справедливо посчитав амфибийный танк не соответствуюим текущим требованиям.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОГО ТАНКА
Schneider-Laurent образца 1928 г.

БОЕВАЯ МАССА 10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7500
Ширина, мм 2130
Высота, мм 2450
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA18 и один 7,5-мм пулемет Reibel
БОЕКОМПЛЕКТ 118 выстрелов и 1250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный 4-кратный прицел
стереоскопическая командирская панорама
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 15 мм
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесно-гусеничная
СКОРОСТЬ 28 км\ч на колесах
20 км\ч на гусеницах
10 км\ч по воде
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 320 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —