Колесно-гусеничная бронетехника Великобритании

Танкетки

Martel
Колесно-гусеничные танкетки

Официальное обозначение: Martel
Альтернативное обозначение: Martel Tankette, Morris-Martel One-Man Tankette, Morris-Martel Two-Man Tankette
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1925-1927 гг.
Стадия завершения работ: построено 5 прототипов и 8 серийных танкеток.

Ещё до завершения Первой Мировой войны мнения в отношении того, каким должен быть танк поля боя разделились. Появилось сразу несколько теорий, твердо обосновывавших именно свою правильность – одни тяготели к созданию тяжелых многобашенных танков, другие – к создании целой армии небольших лёгких машин, способных к стремительным прорывав в тыл противника. Именно так и считал известный танковый специалист генерал Этьен, ранее принимавший участие в создании первого французского танка, а затем и наиболее удачной конструкции тех лет Renault FT-17. По его мнению решающую роль в захвате стратегической инициативы играла скорость, а значит современный танк должен обладать высокими скоростными показателями даже в ущерб бронированию. Этот замысел поддержал майор Мартель (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel), который в 1925 году на собственные средства построил первый в мире сверхлегкий танк, позже названный танкеткой. Эта машина представляла собой довольно странный агрегат, в котором наряду с гусеничным шасси использовались и обычные колеса, почти как на первом английском танке Mk.I. Корпус первого прототипа (иногда его называют One-Man Prototype) изготовлялся из дерева, мотор взяли от грузовика Maxwell, а ось от Ford.
Ходовая часть танкетки Мартеля была предельно проста. Применительно на один борт она включала два больших направлющих колеса опущенных на грунт (заднее имело чуть меньший диаметр) и два опорных катка сблокированных в одну тележку. Подвеска также была автомобильного типа, с пластинатыми рессорами. Гусеницы для танка изготовила фирма Roadless Traction Company. Для поворота машины использовались только колёса заднего моста. Экипаж состоял из одного человека. Вооружение на прототипе не установливалось, хотя в лобовом дисте корпуса можно юыло разместить один пулемет.
Демонстрация боевой машины состоялась в конце 1925 года. Хотя далеко не все прошло гладко по ровной дороге танкетка смогла развить максимальную скорость до 32 км\ч, а на местности она могла передвигаться со скоростью порядка 9-10 км\ч. Армия заказала постройку ещё 4 опытных машин, которые строились на фирме Morris Commercial Motors и были поставлены в 1926 г. Две из них относились к одноместной модификации (Morris-Martel One-Man Tankette) и две были двухместными (Morris-Martel Two-Man Tankette). По другим данным изначально все четыре танкетки строились как одноместные, но впоследствии одна из них была приспособлена для размещения двух танкистов.
Отличия второй модификации заключались только в расширенной надстройке корпуса, где появилось больше места для второго члена экипажа. Собственно, переход к двухместному варианту оказался более рациональным, поскольку одному танкисту с трудом удавалось заниматься управлением машины и одновремено обслуживать пулемет. Также на этих танкетках был установлен 16-сильный карбюраторный двигатель Morris. При незначительном увеличении геометрических размеров масса составила 2200 кг без вооружения и боекомплекта.
По ходовым качествам существенных изменений также произошло. Максимальная скорость одноместной танкетки составила 24 км\ч по твердому грунту и 16 км\ч по местности. В качестве вооружения предполалось использовать один пулемет Vickers калибра 7,71-мм, который мог устанвливаться слева в лобовом листе надстройки. По бронированию вопросов также не возникло - 10 мм бронелисты корпуса посчитали вполне надежной защитой для легкой разведывательной машины.
Также в 1927 году, в сотрудничестве с фирмой Crossley, был построен ещё один прототип, больше напоминавший бронеавтомобили Кегресса. Значительные изменения претерпела ходовая часть. В неё использовалось четыре опорных катка сблокированных в две тележки и два направляющих колеса уменьшенного диаметра, которые были подняты над землёй. Подвеска осталась прежней (на пластинчатых рессорах), а вот гусеницу заменили на резино-металлическую. Машина оснащалась карбюраторным двигателем Crossley мощностью 14 л.с. Танкетка Crossley-Martel отличалась меньшей массой (1900 кг) и развивала скорость порядка 30 км\ч по шоссе.
Дополнительный заказ на 8 танкеток, которые принято обозначать как Morris-Martel Two-Man Improved Tankette был выполнен в 1927 году. Поставку машин осуществляла фирма Morris, которая модифицировала конструкцию путем расширения боевого отделения и удлинения кормовой площадки к которой крепился задний мост. В таком виде танкетки были переданы для опытной эксплуатации в состав Experimental Mechanised Force (Экспериментальных Механизированных Сил), которые существовали всего два года. В состав этого подразделения, организационно напоминавшего механизированную бригаду, входила группа разведывательных машин (16 танкеток или бронеавтомобилей), батальон средних танков (48 Medium Mk.II), моторизованный пулеметный батальон, моторизованная бригада полевой артиллерии (включая батарею самоходных орудий Birch Gun) и моторизованная инженерная рота.
Вместе с восемью танкетками Carden-Loyd колесно-гусеничные машины Мартеля активно использовались для проведения различных опытов по практике их применения в качестве разведывательных танков. В целом, данная идея доказала жезнеспособность, хотя после ликвидации EMF британское верховное командование потеряло интерес к гусеничным разведывательным машинам. В любом случае, дальнейшего развития тема колесно-гусеничных танкеток в Великобритании не получила. Неудачными оказались попытки предложить Morris-Martel Tankette иностранным партнерам - ни одного заказа на танкетки фирма не получила.
Дальнейшая судьба Morris-Martel Tankette и их прототипов достаточно туманно. Известно, что к началу 1930-х гг. они уже не использовались и, по всей вероятности, были отправлены на слом.

Источники:
Great Britain Tankettes
French, David "Raising Churchill's army: the British army and the war against Germany, 1919-1945". Oxford University Press, 2000

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКОК Morris-Martel и Crossley-Martel образца 1926\1927 гг.
ТИП
Morris-Martel One-Man Tankette 1925 г.
Morris-Martel Two-Man Tankette 1925 г.
Morris-Martel Two-Man Improved Tankette 1927 г.
БОЕВАЯ МАССА
2200 кг
1800 кг
2750 кг
ЭКИПАЖ, чел.
1
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2770
3050
?
Ширина, мм
1040
1450
1430
Высота, мм
1470
1640
1710
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,71-мм пулемет Vickers в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 10 мм борт - 10 мм корма - 5 мм крыша - 5 мм днище - 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Morris, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 16 л.с.
Crossley, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 14 л.с.
Morris, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 16 л.с. при 2600 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка с подвеской на пластинчатых рессорах, четыре направлюящих колеса, а также задний мост автомобильного типа
(на один борт) 8 сдвоенных опорных катков с подвеской на пластинчатых рессорах, четыре направлюящих колеса, а также задний мост автомобильного типа
(на один борт) 4 опорных катка с подвеской на пластинчатых рессорах, четыре направлюящих колеса, а также задний мост автомобильного типа
СКОРОСТЬ
24 км\ч по шоссе
16 км\ч по местности
30 км\ч по шоссе
16 км\ч по местности
24 км\ч по шоссе
16 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Легкие танки

Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I
Средний колёсно-гусеничный танк

Официальное обозначение: Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I
Альтернативное обозначение: Experimental Wheel-Cum-Track Tank Mk.I
Начало проектирования: 1925 г.
Дата постройки первого прототипа: 1926 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, работы остановлены в связи с бесперспективностью проекта.

Параллельно с текущей модернизацией серийных Medium Tank Mk.I специалистами фирмы Vickers проводились экспериментальные работы, направленные, в первую очередь, на улучшение динамических качеств танка и повышения надежности его ходовой части. В первые годы эксплуатации больше всего проблем возникало на маршах, когда многокатковое шасси просто не выдерживало "бросков" на несколько десятков километров даже по шоссейным дорогам. Разрушение опорных катков причиняло немало беспокойства танкистам и, чтобы избавиться от этого недостатка, было решено пойти нетрадиционным путем.
В течении 1920-х гг. весьма популярной была теория быстроходного колёсно-гусеничного танка. Наиболее удачные модели были созданы в США конструктором Дж.У.Кристи, Его основной идеей стало использование "многоцелевых" опорных катков большого диаметра. Для британского танка это означало полную переделку ходовой части, что было абсолютно неприёмлемо. Цель ставилась не столько в увеличении макс имальной скорости (хотя и это было весьма желаемым результатом), сколько в сохранении ресурса опорных катков. Выход был найден в простом конструктивном решении - оснастить танк сразу двумя типами шасси - колесным и гусеничным. Благо, больших доработок в констуркцию вносить не потребовалось.
Таким образом, опытный колесно-гусенчный танк получил шасси двух типов. Гусеничная часть, применительно на один борт, включала 10 опорных и 2 “независимых” катка, 4 поддерживающих роликов, переднее направляющеге и заднее ведущее колесо. Колесная часть представляла собой два моста автомобильного типа с подвеской на листовых рессорах, крепившихся к передней и задней части корпуса. Ведущим был только задний мост. Все колеса были спицованными и оснащались бескамерными шинами, что было явным архаизмом.
Коробкообразный корпус танка собирался на металлическом каркасе из бронелистов толщиной 6,5 мм при помощи болтов и заклёпок. Рациональные углы установки бронелистов имелись только в носовой части корпуса, в то время как бортовые и задняя панели были вертикальными. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам. Бронирование в лобовой части составляло 12 мм.
Вооружение танка состояло из одной 47-мм пушки с длиной ствола 50 калибров и двух 8-мм пулемета Hotchkiss в башне (один размещался справа от орудия, а второй устанавливался в наклонном верхнем бронелисте на корме башни). Также два аналогичных пулемета размещались в бортовых шаровых установках. Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели в рубке механика-водителя и в башне. В распоряжении командира танка находилась перископическая командирская панорама. Над местом механика-водителя был установлен специальный бронеколпак цилиндрической формы.
На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала стандартную 4-скоростную коробку передач и многодисковое сцепление без синхронизаторов.
Первый экземпляр Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I прошел испытания в 1926 году с переменным успехом – управление танком при движении на колесах оказалось чрезмерно тяжелым, при этом скорость практически не увеличилась. Тем не менее, процесс перехода с гусениц на колёса осуществлялся механическими домкратами с отбором мощности от двигателя и проходил всего 1 минуту, что было несомненным успехом. Впрочем, большего создателям среднего колесно-гусеничного танка добиться не уалось.
Обе этих проблемы попытались решить на модифицированном танке Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, отличавшегося только увеличенным диаметром задних колёс. Однако, после непродолжительных тестов, был сделан вывод о бесперспективности данного направления и в начале 1928 г. работы по колесно-гусеничному варианту были прекращены.
Причины неудачи британских специалистов были очевидны уже в момент появления первого прототипа. Передвижение 13-тонной бронированной машины на колесном ходу было весьма затруднительным процессом не только из-за большой массы. Использовать пневматические колёса, способными выдержать подобную нагрузку инженеры фирмы Vickers не смогли по причине их отсутствия. Сектора поворта передних управляемых колёс с бескамерными шинами также были сильно ограничены, что делало крайне нежелательным возможность передвижения не только по местности, но и по проселочным дорогам. Помимо прочего, передняя колесная ось вместе с подъёмными устройствами была ничем не защищена и в боевых условиях она получала бы повреждения в первую очередь. В совокупности это привело Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I к вполне закономерному результату.

Источники:
Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг.". Минск, "Харвест", 1999
П. Чемберлен и К. Элис "Британские и американские танки второй мировой войны". Москва, АСТ-Астрель. 2003
JED The Military Equipment Directory

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО КОЛЕСНО-ГУСЕНЧИНОГО ТАНКА Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I обр.1926 г.
БОЕВАЯ МАССА
около 13000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
6400
Ширина, мм
-
Высота, мм
2700 (на гусеницах)
2900 (на колесах)
Коесная база, мм
5290
Клиренс, мм
-
ВООРУЖЕНИЕ
47-мм пушка и три 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 6,5 мм
борт корпуса – 6,5 мм
корма корпуса - 6,5 мм
лоб башни - 12 мм
борт башни - 6,5 мм
крыша - 4 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный, Vickers-Armstrong, 8-цилидровый, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
гусеничная часть (на один борт): 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, 2 "независимых" катка, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо
колесная часть: два моста автомобильного типа (колесная формула 4х2), колеса металлические спицованные, шины бескамерные, подвеска осей на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
около 20-25 км\ч на колесах
24 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
около 190 км на гусеницах
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
-
Высота стенки, м
-
Глубина брода, м
-
Ширина рва, м
-
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Vickers-Wolseley Wheel Track Tank
Колесно-гусеничный танк

Официальное обозначение: Vickers-Wolsely Wheel Track Tank
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1927 г.
Дата постройки первого прототипа: 1927 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, работы прекращены по причине несоответствия требованиям.

Межвоенный период стало временем активного поиска новых конструктивных схем, способных улучшить боевые качества танков и бронемашин. Одной из основных задач подобных исследований, проводившихся в 1919-1926 гг., являлось повышение мобильности гусеничной бронетехники, чего при существовавших тогда технологиях добиться было весьма проблематично. Если с танками легкой категории всё обстояло более-менее достойно, то практически все попытки создать средний танк с высокими динамическими характеристиками заканчивались тогда не слишком неудачно. Выход виделся в создании комбинированной ходовой части, когда танк на марше передвигался на колесах, а в боевых условиях переходил на гусеницы. По такому пути пошла чешская фирма Skoda, немецкий конструктор Rader и британская фирма Vickers. В последнем случае разработки продвинулись достаточно далеко.
Начало было положено в 1925 году, когда инженеры фирмы Wolseley решили оснастить легковой автомобиль гусеничной ходовой частью. Сейчас эта машина известна под названием Wolseley-Vickers wheel-cum-track car.
Принцип использования был таким же, как у будущих танков – по шоссе на колесах и по местности на гусеницах. Опытная машина с колесной формулой 4х2 и гусеничным шасси поступила на испытания в 1926 году. Никакого бронирования на неё ещё не было, но задел для работы по колесно-гусеничной боевой машине был сделан огромный. Схема смены ходы была достаточно проста. Колеса автомобильных мостов с подвеской на листовых рессорах жёстко закреплялись на своих местах, а поднималась и опускалась только гусеничная часть. Применительно на один борт она состояла из четырех тележек с двумя опорными катками каждая жёстко крепившихся к нижней части продольной стальной балки, к верхней стороне которой устанавливались кронштейны для крепления поддерживающих роликов. Именно эта балка поднимала и опускала опорные элементы ходовой части. Ведущие колеса зубового зацепления – заднего расположения, направляющие колеса находились спереди.
Для гражданских целей необходимости в колесно-гусеничном Wolseley-Vickers практически не было. Расчет делался на военных заказчиков, в частности – на использование в колониальных владениях. Время было выбрано очень удачно. Как раз в 1927 году состоялась очередная Колониальная Конференция, на которой присутствовали губернаторы всех ключевых колоний Британской Империи. Первоначальный эффект от демонстрации Wolseley-Vickers оказался внушительным. Прототип вызвал большой интерес в качестве "штабной машины". Совмещение высокой скорости при повышенной проходимости по пересеченной местности были несомненными достоинствами, однако нашлось и несколько серьёзных недостатков. Прежде всего, машина проходила испытания в "тепличных условиях" британского полигона и неизвестно, как она повела бы себя в тропическом климате. Большие сомнения вызывал при этом ресурс гусеничных цепей. Но самой главной проблемой стала технологическая сложность как в производстве, так и в обслуживании колесно-гусеничного автомобиля.
Тем не менее, специалисты фирмы Wolseley, при активном сотрудничестве с фирмой Vickers, не опустили руки и решили создать полноценную боевую машину с комбинированной ходовой частью, причем классифицировалась она как "танк" (Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank). Базой для него послужил всё тот же прототип образца 1926 года, но корпус был разработан полностью заново.
Учитывая, что броня "съест" достаточно много массы, длину корпуса решили немного сократить в передней части, где устанавливался 120-сильный бензиновый 6-цилиндровый двигатель. Капот выполнялся полностью бронированным с двумя бортовыми овальными люками для доступа к силовой установке. Отделение управления и боевое отделение по традиции выполнили совмещенными. Водитель и его помощник располагались спереди и вели наблюдение за дорогой через два люка в лобовом листе корпуса. За ними находились места командира и пулеметчика. Поскольку машина вышла "слеповатой" на крыше корпуса сделали небольшую надстройку также с двумя небольшими лючками откидывавшимися вверх. Посадка в машину проводилась через большую дверь в кормовом бронелисте. Эвакуация могла проводиться через люки в бортах корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась полусферическая башня клёпаной конструкции. Вооружение бронемашины формально состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers, но фактически на прототипе был установлен только один такой пулемет.
Испытания бронированного варианта Wolseley-Vickers были проведены также в 1927 году. Удалось установить, что при боевой массе 7500 кг машина способна развивать скорость до 40 км\ч на колесах и до 25 км\ч на гусеничном ходу. Весьма приемлемой оказалась подвижность, однако представители британской армии отнеслись к опытному образцу без должного внимания. Дело было не только в высокой технологической сложности Wolseley-Vickers по сравнению с обычными танками и бронеавтомобилями. Низкой оказалась защищенность подвески колесной части, периодически возникал перегрев "наглухо" закапотированного двигателя. Кроме того, в том же году к испытаниям был подготовлен более полноценный образец колесно-гусеничного танка под обозначением D3E1, поэтому необходимость в продолжении дальнейших работ по Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank отпала. Единственный прототип был впоследствии разобран.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS! - Great Britain Light Tanks
SEMI-TRACKED & WHEEL-CUM-TRACK VEHICLES

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА Vickers-Wolseley Wheel Track Tank образца 1927 г.
БОЕВАЯ МАССА
7500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
три 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 8 мм
борт корпуса - 8 мм
корма корпуса - 8 мм
башня - 8 мм
крыша - 6 мм
днище - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Wolseley, бензиновый, 6-цидлидровый, мощностью 130 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
гусеничная часть: 16 опорных катков, 8 поддерживающих роликов, передние направляющие колеса, задние ведущие колеса, крупнозвенчатая гусеница
колесная часть: передний управляемый и задний ведущий мост автомобильного типа, подвеска на листовых рессорах, колеса со штампованными дисками и бескамерными шинами
СКОРОСТЬ
40 км\ч на колесах 
25 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

D3E1 \ Vickers Wheel Track Tank
Колесно-гусеничный танк

Официальное обозначение: D3E1
Альтернативное обозначение: Vickers Wheel Track Tank
Начало проектирования: 1927 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа, программа отменена в 1929 году из-за низкой надежности колесно-гусеничной схемы.

На начальном периоде проектирования танков основная проблема, как это ни странно, заключалась не только в оснащении боевой машины мощной броне и вооружением. Наибольшие неудобства доставлял именно гусеничный движитель.
Как известно, первые британские и французские танки обладали ужасающе низкой мобильностью, что каждый раз заставляло командование союзных войск буквально подтаскивать их на железнодорожных составах к переднему краю фронта. По документам запас хода этих машин составлял около 100 км, но без ремонта силовой установки и периодической замены вышедших из строя траков мало кто из британских “ромбов” мог похвастать таким пробегом.
В первые послевоенные годы ситуация мало изменилась. Приняты на вооружение в 1923 году средний танк Vickers Medium Mk.I и все его последующие модификации отличались не столько высокими боевыми качествами (хотя они действительно были выше, чем у ромбовидного Mk.V*), сколько низкой надежностью ходовой части. Экипажи “медиумов” частенько возили с собой парочку-другую запасных опорных колес и траков, поскольку на марше оба этих элементы испытывали повышенные нагрузки и разрушались не дойдя до 100-километрового рубежа. Весьма кстати к этому времени подоспела концепция колесно-гусеничных боевых машин, приверженцами которых можно было считать во Франции – фирму Saint-Chamond, в США – известного конструктора У.Дж.Кристи, а в Великобритании – фирму Carden-Loyd. Но если в Америке Кристи разработал целую гамму танков, амфибий и самоходных установок со сменным ходом, то в Европе больше внимания уделяли легким гусеничным машинам, которые относились к классу легких и сверхлегких танков. Первые опыты прошли достаточно успешно, что натолкнуло конструкторов фирмы Vickers на мысль о возможности использования колесно-гусеничного шасси для более тяжелых машин.
“Первой ласточкой” можно было считать Vickers Wheel-Cum Track Tank, представлявший собой серийный Medium Mk.II, переоборудованный под установку двух мостов автомобильного типа и селектора смены хода. Испытания первого прототипа, проведенные в 1926 году показали следующее: защищенность колес и подвески оказалась минимальной, на колесном ходу танк мог передвигаться только по дорогам с твердым покрытием, а средняя скорость составляла около 20 км\ч. Но при этом удавалось сохранить в целости гусеничный движитель.
Далее последовала не слишком удачная машина под названием Vickers-Wolseley Wheel Track Tank. По большому счету это был бронеавтомобиль, оснанвщенный двумя типами шасси. Подъём и спуск гусеничной ходовой части проводился с помощью специальной механической передачи, имевшей привод от двигателя. Хотя скоростные показатели этого "танка" оказались вполне приемлемыми, по остальным ТТХ он уступал как танкам, так и бронемашинам.
Тем не менее, эксперименты в этом направлении было решено продолжить и 9-го июня 1927 года фирма Vickers подписала с Военным ведомством контракт Т6508 на поставку колесно-гусеничной бронемашины нового образца. Имея в своём распоряжении небольшой опыт с “медиумом” британские инженеры справились с задачей довольно быстро – 12 мая 1928 года фирма предоставила полностью готовый прототип танка, которому заранее присвоили номер Т838. В официальной документации этот танк проходил под названием Vickers Wheel-cum-Track Machine. Несколько позднее он получил армейский “бронеавтомобильный” индекс D3E1, хотя по основным показателям эту машину всё же следовало отнести к танкам.
Решив не изобретать велосипед британские инженеры взяли за основу конструкцию обычного бронеавтомобиля, внеся ряд существенных корректив. Корпус прототипа D3E1 был почти полностью клёпаным и собирался на металлическом каркасе и листов катаной броневой стали. Лобовая часть корпуса, борта и корма имели толщину 8 мм, крыша и днище – по 6 мм. Компоновка танка предусматривала расположение бензинового двигателя Armstrong Siddeley V8 мощностью 90 л.с. в передней части корпуса. Рядом был установлен топливный бак на 48 галлонов (181 литр) бензина, что обеспечивало запас хода до 193 км на гусеницах и 418 км на колесах. В свою очередь трансмиссия, включавшая механическую 4 скоростную (4 передачи впереди и 1 назад) коробку передач, располагалась в кормовой части корпуса. Такое техническое решение было вызвано расположением ведущих колес сзади, что значительно упрощало смену хода. Соответственно, отделение управления находилось спереди, справа от силовой установки.
Боевое отделение танка D3E1 было разделено на две части. Передняя секция предназначалась для установки мест командира танка и первого пулеметчика. На крыше устанавливалась одноместная башня в Фоме усеченного конуса с двумя бортовыми смотровыми приборами и небольшой наблюдательной башенкой. В её передней части предполагалась установка двух 7,71-мм пулеметов Vickers. Задняя секция боевого отделения была скорее “наследством” от бронемашин времен Первой Мировой войны. Высота этой части корпуса была ниже и на образовавшемся уступе разместили вторую башню цилиндрической формы с одним пулеметом Vickers. Для доступа к агрегатам трансмиссии и посадки в танк второго пулеметчика в кормовом наклонном бронелисте сделали двухстворчатые двери. Посадка в танк проводилась через большие прямоугольные люки в бортах корпуса. Полный экипаж состоял из четырех человек (механик-водитель, командир и два пулеметчика), но при необходимости он мог быть расширен до пяти.
Гусеничная ходовая часть на один борт состояла из 8 опорных катков на пружинной подвеске, четырех поддерживающих колес, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса цевочного зацепления и гусеничной цепи со стальными траками.
Колесная ходовая часть включала два моста автомобильного тип. Каждый мост оснащался подвеской на листовых рессорах и двумя одинарными колесами с бескамерными шинами из жесткой резины. Если на опытном варианте “медиума” колеса были спицованные, то колеса на D3E1 выполнили со штампованными дисками. При этом, задний мост был полностью убран в корпус.
Машина имела новую систему смены хода, осуществляемую при помощи пары червячных передач (приводимых в движение двигателем) на каждый борт. При вращении вертикального червяка, по нему двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя и поднимали его. При перемене направления вращения гусеничный движитель опускался. Большим преимуществом такой схемы было то, что при смене движителя экипаж мог всё время находится внутри танка, не покидая свою бронированную машину.
Испытания опытного образца D3E1, проведенные в течении всего 1928 года в MWEE (Mechanised Warfare Experimental Establishment), прошли с переменным успехом. Было выяснено, что при передвижении на колесах по дорогам с твердым покрытием скорость машины составила 48 км\ч. При этом машина неплохо управлялась и была не слишком сложной в обслуживании. С другой стороны недостатков оказалось больше. Езда вне дорог была практически невозможна на любом шасси - достаточно сказать, что клиренс с поднятыми гусеницами не превышал 20 см, а нагрузка на мосты автомобильного типа оказалась предельной. Помимо этого, длина гусеничной ходовой части была слишком мала для нормального передвижения по пересеченной местности. Максимальная скорость на гусеницах едва доходила до 20,92 км\ч, но самое главное - из-за высокой центровки и узкой гусеничной колеи танк был неустойчивым.
При наличии таких недостатков прототип D3E1 был отправлен фирме для доработок, но никаких радикальных изменений конструкция этого танк сделать не позволяла. В результате, обновленный прототип D3E2 отличался только незначительно измененным корпусом и гусеничной ходовой частью. На этом модернизация закончилась.
Собственно, к этому моменту D3E1 и D3E2 полноценными танками уже не считались. В Королевском Танковом Корпусе сделали вполне здравый вывод, что при имеющихся ТТХ и чисто пулеметном вооружении колесно-гусеничные бронемашины фирмы Vickers для целей разведки, не говоря уже о поддержки пехоты и кавалерии, совершенно не подходят. С имеющимися недостатками и явно завышенной массой D3E1 и D3E2 не вписывались в требования для боевых машин этих классов. Таким образом, проект потерял поддержку и в скором времени был аннулирован.
Оба опытных образца продолжали эксплуатироваться в RTC до 19 октября 1933 года. Затем второй прототип был отправлен для разделки на металл, а первый прототип без двигателя и вооружения стал экспонатом музея в Бовингтоне (впрочем, есть основания полагать что в музее находится D3E2).
На просторах стран бывшего СССР эксперименты с британскими колесно-гусеничными машинами известны недостаточно хорошо. Больше 30 лет назад очень коротко о них было рассказано в рубрике "Наш танквый музей" журнала "Техника-молодежи" за 1979 год.Так в 10-м номере была опубликована статья Игоря Шмелева "Гусеницы или колеса", из которой читатели узнали о существовании бронемашин фирмы Vickers. Правда, здесь они именовались танками, а нацветной проекции с подписью "Английский колесно-гусеничный танк Виккерс, 1928 г." была изображена машина с большой конической башней и двумя пулеметами. По многим признакам она напоминала D3E1, но однобашенная схема несколько сбивала с толку. Вполне возможно, что внешний вид реставрировался по не очень четким фотографиям оригинала.

Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост. Г.Л. Холявский. Харвест. Минск \ АСТ. Москва. 1998 г.
TANKS! - Great Britain Light Tanks
D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine (E1949.367)
D3E1 Wheel cum Track Vehicle
The Tank Museum

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА Vickers D3E1 образца 1928 г.
БОЕВАЯ МАССА
8400 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5486
Ширина, мм
2438
Высота, мм
2743
Клиренс, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
три 7,71-мм пулемета Vickers (два в отдельных башнях и один в кормовой части корпуса)
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 8 мм
борт корпуса - 8 мм
корма корпуса - 8 мм
башня - 8 мм
крыша - 6 мм
днище - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Vickers-Armstrong, бензиновый, 8-цидлидровый, воздушного охлаждения, мощностью 90 л.с. запас топлива - 48 галлонов
ТРАНСМИССИЯ
механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП (4 скорости вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
гусеничная часть: 16 опорных катков, 8 поддерживающих роликов, передние направляющие колеса, задние ведущие колеса, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
колесная часть: передний управляемый и задний ведущий мост автомобильного типа, подвеска на листовых рессорах, колеса со штампованными дисками и бескамерными шинами
СКОРОСТЬ
72 км\ч на колесах 
24 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
193 км на гусеницах
418 км на колесах
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Высота стенки, м
?
Глубина брода, м
?
Ширина рва, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались