Полугусеничная бронетехника Венгрии

Легкие танки

Straussler V-3 \ V-4 Легкие амфибийные танки

Относительно удачное развитие событий с бронемашинами АС2 и АС3 позволили талантливому венгерскому конструктору Р.Штраусслеру продолжить экспериментальные разработки. Его следующей боевой машиной стал колёсно-гусеничный танк.
В отличии от аналогичных изделий фирмы Christie Штраусслер разработал полность оригинальную ходовую часть. Все колеса крепились на общей раме состоявшей из нескольких секций, причем каждое колесо имело независимую подвеску. Направляющие и ведущие колёса были опущены на грунт для лучшего сцепления с опорной поверхностью. Это обеспечивало поистине уникальные ходовые качества, но не очень хорошо сказывалось на подвижности машины.

Первый опытный образец, названный V-3, начали строить в 1934 г., а на испытания он поступил летом 1935 года. Несмотря на то, что V-3 не имел вооружения и башни его потенциальные боевые возмодности оценивались достаточно высоко. Корпус танка представлял собой бронированную коробку, разделённую на два отсека: боевой (совмещен с отсеком управления) и момторно-трансмиссионный. Верхние лобовые листы устанвливались под значительными углами наклона и имели максимальную толщину брони 23 мм. Борта защищались 13-мм бронелистами, днище и крыша имели толщину 9 мм. При этом геометрические размеры танка были минимальными: длина - 3640 мм, ширина - 2314 мм, высота - 2010 мм, клиренс - 300 мм. Предполагалось, что V-3 будет комплектоваться одним 8-мм пулеметом Gebauer. Несмотря на отсутствие башни её образец всё же существовал, но на прототипе не устанавливался. Экипаж танка состоял из 3-х человек.
В задней части корпуса устанавивался 4-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель мощностью 100 л.с. Трансмиссия включала два распределительных вала и коробку передач с сухим сцеплением. В ходовой части использовались ведущие и направляющие колёса одинакового диаметра 950 мм оснащенные резиновыми бандажами. Полная масса танка составила 8 тонн.
Самый активный период в карьере единственного прототипа V-3 пришелся на 1935 год. В ходе всестороннего тестирования прототип смог развить скорость по шоссе до 45 км\ч и до 35 км\ч на местности. Танк мог преодолевать уклон 88% (40°) и брод глубиной до 0,9 м.
Помимо испытаний в Венгрии танк собирались предложить военной миссии Японии, но эта сделка так и не состоялась. В том же году V-3 оснастили поплавками и гребным винтом диаметром 450 мм, после чего танк успешно испытали на плаву. Максимальная скорость V-3 при движении по спокойной воде составила до 8 км\ч. Этот вариант заинтересовал британских военных, которые договорились со Штраусслером о проведении тестирования в Великобритании. Тем не менее, даже плавающая модификация оказалась не столь привлекательной и её серийная постройка не состоялась. Также был отвергнут и экспортный вариант V-3, представленный в чертежах в 1936 году, и отличавшийся незначительными доработками.

В 1937 году на испытания был принят вариант V-4, представлявший собой более полноценный образец легкого колесно-гусеничного танка. На танке устаналивался 6-цилиндровый бензиновый двигатель фирмы Manfred-Weiiss мощностью 160 л.с. В ходовой части были добавлены по два поддерживающих ролика с каждого борта.
Спустя несколько месяцев после изготовления опытного образца V-4 фирма Штраусслера провела доработку конструкции. Новый танк получил обозначение V-4/40. На модернизированном прототипе устанвливалась шестигранная башня со скошенными бортами, в которой устанвливалась 40-мм пушка 37М и 8-мм пулемет Gebauer. В корпусе танка, справа от водителя, находился второй 8-мм пулемет. Боезапас к пулеметам составлял 6000 патронов. Экипаж V-4 довели до 4-х человек: водитель, командир, наводчик и заряжаюший.
Вместе с образцами танков Pz.Kpfw.I и Landsverk L-60 боевая машина Штраусслера приняла участие в конкурсе, объявленном венгерской армией в 1937 году. Несмотря на положительное мнение военных относительно ходовых качеств V-4/40 победителем стал L-60. Конструкция этого танка оказалась более простой в производстве и более пригодной для дальнейшей модернизации. Тем не менее, в 1937-1938 гг. фирма Штраусслера построила в общей сложности 4 танка, три из которых использовались для различного рода испытаний и демонстраций за рубежом. Есть неподтвержденные данные, что один V-4 проходил испытания в СССР.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Straussler V4 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА
11000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
около 4000
Ширина, мм
2700
Высота, мм
2050
ВООРУЖЕНИЕ
одна 40-мм пушка 37М и два 8-мм пулемета Gebauer
БОЕКОМПЛЕКТ
-
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
около 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ
два бензиновых мощностью 150 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 2 сдвоенных опорных катка, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
?
Ширина рва, м
?
Глубина брода, м
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
-