Колесно-гусеничная бронетехника Швеции
Легкие танки
Landsverk L-30 Легкий колесно-гусеничный танк
Не имевшая успеха ранняя модель колесно-гусеничного танка L-5, по сути
являвшейся немецким Rader M28 проданным Швеции, не заставила фирму
Landsverk отказаться от проектирования танков со сменным ходом.
Преимущества этих машин казались тогда неоспоримыми – их скорость при
движении по шоссе была несравненно выше, чем у обычных танков, к тому же
по вооружению и бронированию L-5 не уступал обычным танкам. В 1930 г.
появилась новая модель, названная L-30.
Общая компоновка танка осталась прежней, но не отличавшаяся надежностью
ходовая часть и механизм смены хода были полностью переработаны. На L-30
шасси состояло из четырех опорных катков на борт, сблокированных попарно
в две тележки с пластинчатой амортизацией, двух поддерживающих роликов,
переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Ширина колеё
оказалась при этом достаточно узкой, но на внешней части колесных
тележек устанавливались узлы и механизмы подъёма-спуска обычных колес.
Смена хода осуществлялась без выхода экипажа из танка, что выделяло L-30
в лучшую сторону по сравнению с танками Кристи и советскими БТ.
Вооружение L-30 состояло из одной 37-мм пушки Bofors и спаренного с ней
8-мм пулемета (имевшего цилиндрический защитный кожух), которые
устанавливались в двухместной конической башне.
Экипаж танка состоял из трех человек. В передней части корпуса со
смещением к левому борту находилось место механика водителя. Башня была
рассчитана на размещение командира машина и заряжающего.
В кормовой части корпуса находился карбюраторный двигатель Maybach
жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. Рядом с ним размещались
элементы трансмиссии.
По сравнению с L-5 корпус нового танка стал более элегантным и по
проекту получил бронирование с максимальной толщиной до 14 мм. Впрочем,
первый прототип L-30 изготовлялся из обычных стальных катаных листов.
На испытаниях, проведенных в 1931 г., колесно-гусеничный танк L-30
показал хорошие скоростные характеристики: при боевой массе 11500 кг
скорость на гусеницах составила 35 км\ч, но на колесах машина
разгонялась до 75 км\ч. Однако представители шведской армии, принявшей
этот танк под обозначением Stridsvagn fm/31, были не в восторге от него.
Не обладая какими-либо существенными преимуществами перед недавно
построенным опытным танком L-10 обычной схемы, колесно-гусеничный L-30
имел худшие показатели по проходимости, а механизм смены хода лишь
затруднял его эксплуатацию. От дальнейших закупок армия отказалась,
оставив этот танк в единственном экземпляре.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Landsverk L-30 образца 1931 г.
БОЕВАЯ МАССА
11685 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5180
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2230
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors и один 8-мм пулемет m24-29
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
6 - 14 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Maybach, карбюраторный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения,
мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, 2
поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
35 км\ч (на колесах)
75 км\ч (на гусеницах)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались
Landsverk L-80 Легкий колесно-гусеничный танк
История шведских колесно-гусеничных танков завершилась чрезвычайно
быстро, хотя технологически боевые машины фирмы Landsverk были выполнены
на достаточно высоком уровне. Не встретив поддержки со стороны военных
шведские инженеры представили в 1933 г. последний вариант
колесно-гусеничного танка, получившего обозначение L-80. Фактически, это
была модернизация предыдущей модели L-30, созданной тремя годами ранее.
Корпус танка был немного переработан: кормовая часть приобрела более
угловатые очертания, лобовой лист корпуса получил больший угол наклона,
а башню передвинули ближе к центру. Вооружение осталось без изменений и
состояло из одной 37-мм пушки и спаренного с ней 8-мм пулемета,
установленных в башне. Ходовая часть с незначительными изменениями также
перешла от L-30. Стоит также отметить, что масса танка была существенно
снижена и составила около 6500 кг.
Испытания танка L-80 проводились в течении 1933-1934 гг., но к этому
времени шведская армия заметно охладела к боевым машинам с
колесно-гусеничным ходом, посчитав, что их преимущества не сильно
сглаживают имеющиеся недостатки. В итоге фирма Landsverk свернул все
работы по машинам этого типа, переключившись на проектирование танков
классической схемы.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-80 образца 1933 г.
БОЕВАЯ МАССА
6500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3700
Ширина, мм
2750
Высота, мм
2100
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors и один 8-мм пулемет m24-29
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
до 14 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, 2
поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
35 км\ч (на колесах)
75 км\ч (на гусеницах)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались
Прочие образцы бронетехники
Landsverk L-110 Колесно-гусеничная бронемашина
Официальное обозначение: Landsverk L-110 Альтернативное обозначение:
Landsverk L110 Начало проектирования: 1933 г. Дата постройки первого
прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.
Колесно-гусеничная бронемашина L-110 является одной из самых
малоизвестных в модельном ряду фирмы Landsverk. Информации о ней ещё
меньше, чем о танке L-80 и фактически всё ограничивается только
фотографиями.
Вполне возможно, что в 1935-1936 гг, когда прототип L-110 проходил
ходовые испытания, была предпринята попытка применить накопившийся опыт
по машинам с колесно-гусеничной ходовой частью. Однако, вместо танка на
этот раз решили создать бронемашину, наподобие австрийского Saurer RR-7.
Гусеничная ходовая часть была заметно упрощена и вместо «ажурной»
конструкции применили две тележки с амортизацией на листовых рессорах.
Ведущие колеса цевочного зацепления размещались спереди, направляющие —
сзади. Таким образом, компоновка L-110 отличалась от танковой —
трансмиссий устанавливалась в передней части корпуса, а двигатель — в
задней. В колесной часть оставили четыре колеса с пневматическими
шинами, но подвеску заменили и теперь вместо пластин устанавливались
вертикальные пружинные рессоры. Открытое сверху место водителья
располагалось по продольной оси в центральной части корпуса.
Сейчас достаточно трудно сказать, что именно послужило причиной
остановки работ по L-110. Не исключено, что проект закрыли в виду смены
приоритетов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Landsverk L-110 образца 1935 г.
БОЕВАЯ МАССА около 6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ не устанавливалось
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничная часть: 4 опорных катка сблокированных в две
тележки и 2 поддерживающих ролика на один борт, пердние направляющие и
задние ведущие колеса колесная часть: четыре одинарных колеса с
пневматическими шинами, задняя ведущая ось, подвеска на вертикальных
пружинах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливалось |