Колесно-гусеничная бронетехника США
Легкие танки
Christie M1919 \ M1921 Колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie M1919 \ M1921
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1918 г.
Дата постройки первого прототипа: 1919 г.
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу каждой модели.
Едва успела завершиться первая Мировая война, как малоизвестный тогда
американский конструктор Джон Уолтер Кристи приступил к разработке
принципиально нового танка, заказ на который выдал американский Танковый
Корпус.
Главной особенностью этой боевой машины, как можно догадаться, стал
сменный колёсно-гусеничный ход. Ходовая часть М1919 была оснащена двумя
колесными парами (колеса двускатные, с резиновыми бандажами), передняя
из которых имела блокированную подвеску и управлялась при помощи
рулевого колеса, а задняя была ведущей. При повороте можно было
отключить соответствующее ведущее колесо, которое, вращаясь вхолостую,
делало меньшее число оборотов. Отключение каждого из колес производилось
посредством главного фрикциона, которых имелось по одному на каждый
борт. Коробок передач было тоже две, размещенные с каждой стороны
двигателя. В средней части размещалась тележка с двумя двускатными
колесами пружинными рессорами и одним поддерживающим роликом. Внутри
каждого двускатного колеса имелся внутренний желоб со специальными
выступами для сцепления с гребнями гусеницы. Соответственно траки имели
внутренний центрирующий гребень.
Смена хода осуществлялась следующим образом. Гусеницы расстилались на
земле, танк въезжал на них, после чего ветви цепей охватывали колёса и
соединялись. Одновременно опускалась поднимаемая на время колесного хода
двухкатковая тележка. Вся операция занимала порядка 15 минут.
Силовой агрегат Кристи разработал сам – в данном случае это был
6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 120 л.с., смонтированный
поперёк корпуса.
Схема вооружения была двухярусной: первый “ярус” занимала главная башня
цилиндрической формы с 57-мм пушкой, на крыше которой устанавливалась
малая башня с 7,62-мм пулеметом Browning. Бронирование танка по тем
временам было довольно мощным и составляло от 12,7 до 25,4 мм.
На испытаниях, проводившихся на Абердинском полигоне в ноябре 1919 года,
танк Кристи показал весьма посредственные результаты. Военные подвергли
М1919 очень суровой критике, указав на массу конструктивных недостатков,
препятствовавших нормальной эксплуатации танка в войсках. Среди них
особо отмечалась “глухая” бронировка корпуса, полностью исключавшая
доступ к двигателю и трансмиссии, что делало невозможным ремонт в
полевых условиях. Боевое отделение оказалось слишком тесным даже для
двух человек, вентиляцию признали неудовлетворительной.
Ходовая часть обладала не меньшими недостатками. Отмечали
неподрессоренность как колесных пар, так и неравномерное распределение
массы по опорной поверхности гусениц и высокое удельное давление на
грунт. Максимальная скорость М1919 на колесном ходу при движении по
дороге с твердым покрытием составила 21 (по другим данным — 24) км\ч, на
гусеницах скорость не превышала 11 км\ч.
Тем не менее, Кристи удалось убедить военное ведомство, что его танк
имеет хорошие перспективы и в следующем году началось финансирование
нового проекта. Взяв за основу М1919 Кристи доработал шасси, снабдив
переднюю колесную пару пружинными амортизаторами, увеличив диаметр малых
опорных катков и переработав их тележку. Вместо башен была установлена
неподвижная рубка с коническим бронеколпаком, через который командир мог
вести наблюдение за окружающей обстановкой. Пушка теперь устанавливалась
в лобовом листе, количество пулеметов увеличили до двух, установив их по
каждому борту в передней части корпуса. Соответственно, экипаж танк
состоял уже из 4 человек: двух стрелков, командира и водителя.
Для доработок был выбран всё тот же М1919, после чего танк,
переименованный в М1921, был предъявлен заказчику. Как оказалось,
доработанная машина не сильно отличалась от первого образца, переняв от
него часть наиболее существенных недостатков. В их числе была отмечена
недостаточная мощность силовой установки, ограниченные сектора обстрела,
невысокую проходимость по пересеченной местности и многое другое.
Скоростные качества также оказались невысокими: 22,5 км\ч на колесах и
11,2 км\ч на гусеницах. Запаса топлива на 67 галлонов (253 литра)
хватало всего на 161 км при движении на колесах.
Учитывая, что на проведения модернизации танка военное ведомство уже
потратило 85.000$ (огромную для 1921 года сумму), а также некоторый
излишек легких 6-тонных танков, строившихся на базе французских Renault
FT-17, и собственных 3-тонных Ford, от дальнейшего сотрудничества с
Кристи решили отказаться.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ
Christie M1919 и М1921
Christie M1919
1919 г. Christie M1921
1921 г.
БОЕВАЯ МАССА 13500 кг ~14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5540
Ширина, мм 2510
Высота, мм 2740 2160
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 6-фунтовая (57-мм) пушка в главной башне и один 7,62-мм
пулемет Browning в башне 6-фунтовая (57-мм) пушка и два 7,62-мм пулемета
Browning в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 25,4 мм
борт корпуса – 12,7 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ? лоб корпуса – 19 мм
борт корпуса – 6,3 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Christie, карбюраторный, 6-цилинровый, мощностью 120 л.с.,
запас топлива 59 галлонов (223 литра) Christie, карбюраторный,
6-цилинровый, мощностью 120 л.с., запас топлива 67 галлонов (253 литра)
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4 передачи вперед и 4 назад
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 2 основные колесные пары (задняя на колёсном ходу
ведущая), две двухкатковых опорных тележки, два поддерживающих ролика,
крупнозвенчатая гусеница 2 основные колесные пары (задняя на колёсном
ходу ведущая), две двухкатковых опорных тележки, крупнозвенчатая
гусеница
СКОРОСТЬ 11 км\ч на гусеницах
21 км\ч на колесах 11 км\ч на гусеницах
22,5 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ? 97 км на гусеницах
161 км на колесах
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40°
Высота стенки, м 0,70 0,70
Глубина брода, м ? ?
Ширина рва, м 2,00 2,29
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Christie M1927 Колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie Tank M1927
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1927 г.
Дата постройки первого прототипа: построен только макет
Стадия завершения работ: проект отменен в виду завершения конкурса.
В 1924 году для конструктора Дж.У.Кристи закончился первый этап создания
боевых машин. И закончился он очень неудачно. Из 14 конструкций 6 типов
ни одна(!) не была принята на вооружение армии США. Более того, не все
из них смогли пройти полный испытательный цикл или обладали столь
внушительным количеством дефектов и недоработок, что их эксплуатация в
боевых условиях становилась невозможной. На этом основании начальник
Департамента вооружений принимает решение о прекращении сотрудничества с
Кристи, что приводит к разорению его фирмы The Front Drive Motor Co.
Оставшиеся средства пошли на погашение долгов.
Впрочем, перерыв в конструкторской деятельности оказался весьма
непродолжительным. Подыскивая новую сферу применения своему таланту
Кристи узнаёт о конкурсе на создание танка для Войска Польского, которое
в те годы имело на вооружение около 100 французских FT-17. Техническое
задание, выданное в 1925 году, предусматривало максимальную массу до 12
тонн, скорость 25 км\ч и запас хода 200-250 км. Именно такими
характеристиками, а по скоростным качествам – даже лучше, обладали
легкие танки Кристи. Решив, что это шанс, американский конструктор снова
взялся за работу.
В основу нового проекта, получившего обозначение Christie Tank М1927,
была положена конструкция танков М1921 и М1923. От первого была
заимствована общая компоновка, от второго – ходовая часть. Танк получил
корпус, разделенный на боевое и моторно-трансмиссионное отделение.
Экипаж, состоявший из трех человек, размещался по оригинальной схеме.
Спереди находился стрелок, обслуживавший 47-мм или 75-мм орудие и
спаренный с ним 12,7-мм пулемет. Кроме того, он вел стрельбу из двух
бортовых пулеметов калибра 7,62-мм. Места водителя и командира
располагались в средней части танка и закрывались бронированными
колпаками в форме усеченных конусов. Предположительная толщина
бронирования составляла от 6,35 до 12,7 мм, но эти данные могут быть
неточными, поскольку сведений об этом параметре не сохранилось.
На корме устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 110
л.с. По данным из зарубежных источников это был Ford, но не ясно, какой
модели. По мнению автора книги «Первые колесно-гусеничные военные машины
Джона Уолтера Кристи 1916-1927» это мог быть двигатель конструкции
Кристи, изготовленный им для своих амфибий. При ёмкости топливного бака
200 литров дальность хода оценивалась в 300 км. Предположительно, на
М1927 планировалось использование «специальной трансмиссии Кристи» с
двумя бортовыми КПП.
Ходовая часть во многом заимствовалась от М1923 и сохраняла
колесно-гусеничный ход. Применительно на один борт она включала четыре
опорных катка с пружинной амортизацией и резинометаллическую гусеницу.
Изменения заключались в том, что пружины подвески передних колес была
наклонены на 45°, а сами колеса снабжались колпаками.
В предъявленном виде проект танка М1927 имел неплохие шансы на успех –
успели даже построить деревянный макет. Однако, тут случился откровенный
и непредвиденный казус. Когда в мае 1927 года все необходимые документы
были поданы в польское военное ведомство оказалось, что конкурс
завершился ещё в прошлом году! Победителем был признан
колесно-гусеничный танк-амфибия WB-10 конструкции Людвика Эбермана, но
эта машина оказалась настолько сложной и технически ненадежной, что
сразу после испытаний её отправили в учебный центр и разделали на металл
в 1939 году. Военное ведомство оказалось разочарованным итогами
конкурса, поскольку собственный проект оказался слишком «сырым», а
французский танк Renault NC27, приобретенный для испытаний в 1928 году,
далеко не полностью удовлетворял всем требованиям военных.
В свою очередь, проект М1927 был многообещающим и поляки лишь сделали
вид, что он им не слишком интересен. На самом деле, с этого момента
начался едва ли не откровенный промышленный шпионаж против Кристи –
достаточно вспомнить историю с более удачным танком М1928, которая
выходит за рамки данной статьи. Тем не менее, М1927 так и остался лишь
проектом.
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Christie M1927
БОЕВАЯ МАССА 11300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6000
Ширина, мм ?
Высота, мм 2800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм или 75-мм пушка, один 12,7-мм пулемет и два
7,62-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12,7 мм
борт корпуса — 6,35 мм
корма корпуса — 6,35 мм
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 110 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка, переднее
направляющее и заднее ведущее колесо, резинометаллическая гусеница
СКОРОСТЬ ~30 км\ч на гусеницах
~60 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Christie M1928 \ M1931 Колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie M1928 \ M1931
Альтернативное обозначение: “Model 1940”
Начало проектирования: 1928 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено несколько прототипов, частично
проданных на экспорт.
Неудачи с первыми колесно-гусеничными танками, “боевыми” и амфибийными
бронемашинами совершенно не разочаровали их создателя Дж.У.Кристи в
правильности выбранного им пути. Скорее наоборот, выделив допущенные
ошибки конструктор смог приступить к созданию более совершенного танка,
которым стал широко известный М1928. На этот раз Кристи выбрал в
качестве основы четыре пары сдвоенных опорных катков с резиновыми
бандажами, передними направляющими и задними ведущими колёсами. Задняя
колесная пара приводилась от ведущей звездочки гусеничного хода через
надеваемые цепи Галя, передняя пара колёс была управляемой при движении
на колёсном ходу.
Совершенно новой была подвеска танка – каждое колесо оснащалось мощной
вертикально установленной пружиной, расположенной между двумя бортовыми
листами корпуса и свя¬занной с катками через качающиеся рычаги. Такая
схема впоследствии получила наименование “подвески Кристи” (или подвески
“свечного” типа) и просуществовала вплоть до появления советских средних
танков Т-34 и британских крейсерских танков А34 “Comet”.
Форма корпуса М1928 была отчасти заимствована от более старших моделей.
В ней выделялась “клиновидная” передняя часть с верхним лобовым и
бортовыми листами, установленными под большими углами и образовывавшими
своеобразный треугольник. Впрочем, остальные листы соединялись, по
большей части, под прямыми углами, лишь верхний кормовой лист имел
рациональное расположение. Толщина бронирования не превышала 12,7-мм.
Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем Liberty
L-12 мощностью 338 л.с. с жидкостным охлаждением. Запас топлива составил
35 галлонов (132,5 литра). Компоновка осталась классической, экипаж
танка состоял из 3-х человек: водителя, командира машины и стрелка.
Башня на танке отсутствовала, а вооружение, состоявшее из двух 7,62-мм
пулеметов Browning, размещалось в носовой части корпуса и на крыше
боевого отделения на штыревой установке.
На этот раз труды Кристи и потраченные им за пять лет средства (а это
382.000$ — огромнейшая по тем временам сумма !) не пропали даром. На
испытаниях М1928 развил максимальную скорость на колесах 120 км\ч и 67
км\ч на гусеницах. Это был поистине поразительный результат, поэтому
Кристи возлагал на этот танк большие надежды и назвал его “Model 1940”.
В октябре 1928 года на полигоне Форт Майерс состоялась официальная
демонстрация М1928 военному руководству, в числе которого был начальник
штаба армии генерал Чарльз П. Саммеролл. Видимо, не ожидая от очередного
творения Кристи положительных результатов он отдал устный приказ о
проведении всесторонних ходовых испытаний за счет конструктора. Как и
следовало ожидать, в адрес М1928 было отпущено множество критических
замечаний. Военные специалисты указали на “съедание” подвеской
заброневого пространства в передней части корпуса, слишком тонкое
бронирование, слабое вооружении и отсутствие башни. Кристи как мог
отстаивал свою идею использования высокоскоростных танков, которые
могли, в буквальном смысле этого слова, прошивать оборонительные порядки
противника, нарушая его коммуникации и громя незащищенные тылы.
Посильную помощь конструктору оказали полковник Дж.С.Паттон и майор
С.С.Бенсон, которые также поддержали тактику использования скоростных
танков в рамках действия кавалерийских частей.
Шасси, которое после тестов было почти непригодно для дальнейшего
использования, передали Кристи для доработок. Ходовая часть была
отремонтирована, ёмкость топливного бака довели до 50 галлонов (189
литров), предусмотрели установку одноместной башни с 37-мм пушкой.
Тем не менее, пехота и кавалерия остались довольны показанными этой
машиной скоростными характеристиками и 22 августа 1929 года танковый
комитет рекомендовал принять М1928 на вооружение и включить его в
текущую производственную программу.
Однако, организовать серийный выпуск М1928 не получилось. В конце 1931
года Кристи создал улучшенную модель М1931, в котором он попытался
избавиться от большей части недостатков. Конструкция корпуса подверглась
небольшим изменениям – была немного уменьшена его высота и переделана
кормовая часть. Появилась цилиндрическая одноместная башня с 37-мм
орудием и небольшой командирской башенкой.
Ходовая часть танка подверглась частичным доработкам. Она состояла из
восьми опорных обрезиненных колес диаметром 686 мм установленных на
качающихся рычагах с длинными геликоидальными пружинами, обеспечивавшими
колесу вертикальный ход до 40,65 см. Таким образом, каждое колесо могло
подниматься до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую
проходимость. Гусеницы Т3 состояли из стальных пластин площадью около
645 см.кв. Время перехода с колес на гусеницы увеличилось до 30 минут,
при том, что принцип смены хода не менялся.
Департамент вооружение получил М1931 только 19 января 1931 года и сразу
поставил его на испытания. Был поднят вопрос о закупке этой машины, но
никаких гарантий о серийном производстве чиновники не дали, что
совершенно не устроило Кристи. В свою очередь военные указывали на
слишком высокую стоимость танка. Итог этой коммерческой “схватки”
оказался компромиссным – в 1932 году Кристи получил заказ на 7
модифицированных танков Medium T1 на общую сумму 241.500$, что по
сегодняшнему курсу превышает 31.000.000 долларов. Три из них передали
пехоте, где они обозначались как Medium Tank T3 и были переданы 67-му
пехотному батальону, в то время как четыре Combat Car T1 передали
кавалерии. Есть также версия, что пехота перекупила два танка, ранее
предназначавшиеся для продажи в Польшу, и обозначала их как Т3Е1.
Специально для производства танков Кристи организовал компанию
Танки, согласно принятой в кавалерии системой обозначений, получили
название Combat Car T1. Дело в том, что в 1920 году армейское
руководство решило, что танковые подразделения могут использоваться
только для поддержки пехоты, а кавалерия может вполне обойтись одними
бронемашинами. Поэтому кавалеристам приходилось хитрить, называя
собственные полноценные танки “боевыми машинами”.
В течении 1932-1933 гг. обширные испытания Т3 проводились на полигоне
Форт Беннинг. Танки Кристи показали абсолютное превосходство в скорости
и ходовых качествах над старыми 6-тонниками, но при этом отмечали
сильный перегрев двигателей. Пехота запросила ещё 5 модернизированных
танков Т3Е2 и даже выделила на их сборку часть средств, однако Кристи,
целиком поглощенный созданием более современных шасси, сдал всего три.
В отличии от более ранних вариантов Т3Е2 получил абсолютно новую
восьмигранную башню, оснащенную одной 37-мм пушкой М1916 и пятью
пулеметами. В очередной раз немного изменили форму корпуса в носовой и
кормовой части, но в остальном конструкция осталась прежней. На танке
устанавливался двигатель Curtiss TD12 мощностью 435 л.с., что позволяло
развивать скорость до 111 км\ч на колесах и до 65 км\ч на гусеницах при
полной массе 12910 кг. Впрочем, дальнейших заказов на Т3Е2 не
последовало. Дальнейшее развитие танков с подвеской Кристи оказалось
непродолжительным. Почти одновременно фирма Cunningham представила
колесно-гусеничный танк Т4, у которого вместо башни была установлена
неподвижная бронированная рубка. Впрочем, и эти машины остались только в
опытных экземплярах.
Несколько более удачно сложились отношения с зарубежными заказчиками. К
машинам Кристи проявляли интерес несколько стран, но на закупку лицензий
решились только две.
Одними из первых потенциал быстроходных танков рассмотрели представители
Польши. Созданный в начале 1920-х гг. Военный Институт Конструкторских
Исследований (WIBI) проводил интенсивные разработки в сфере
танкостроения, но поскольку опыта польским инженерам не хватало было
решено обратиться к иностранному опыту. В 1929 году в Америку
командировали капитана Марьяна Русинского, перед которым поставили
задачу детально ознакомиться с танками Кристи. Наиболее современной
машиной на тот момент являлся М1928, но поскольку речь шла о возможной
закупке лицензии на их выпуск американцы продемонстрировали проект танка
М1931.
Оба танка оставили очень благоприятное впечатление и уже 26 февраля 1930
года в США прибыла польская закупочная делегация во главе с начальником
конструкторского отдела WIBI полковником Тадеушем Коссаковским. В начале
марта был подписан контракт на изготовление одного М1928 для испытаний в
Польше – за него была внесена предоплата и в случае удачного исхода
польская сторона без промедления покупала лицензию. Казалось бы, у танка
Кристи в Польше сложиться безоблачное будущее, однако очень скоро
события приняли совершенно другой оборот. Спустя несколько месяцев
американская сторона вернула деньги и в одностороннем порядке разорвала
контракт. Догадаться, в чём была причина столь резкого шага, было не
сложно – в это же время Кристи вёл переговоры с советской стороной,
которая предложила более выгодные условия. Тем не менее, в 1932 году
польскими инженерами был разработан проект аналогичного танка “A la
Christie”, который стал прототипом для широко известного 10ТР, постройка
которого была завершена в 1938 г.
Вопреки распространенному мнению делегация из СССР к танкам Кристи
относилась без особого восторга. Дело в том, что согласно принятой в
1929 году системе танко-тракторного и автоброневооружения для нужд
бронетанковых частей РККА предстояло разработать три основных типа
танка: танкетка, малый (легкий) и маневренный (средний).
Советские танкостроители в полной мере справиться с этим задание не
смогли. Крупной серией выпускался только малый танк Т-18 (МС-1),
тактико-технические характеристики которого уже к 1930 году признали
устаревшими. Не очень удачно обстояли дела с танкетками – испытанные в
1929-1930 гг. опытные образцы Т-17 и Т-23 оказались достаточно дорогими
и сложными в производстве машинами, что не позволило организовать их
производство.
Сложнее всего было с танками среднего класса. Созданный в 1929 году танк
Т-24 был бы неплохой боевой машиной, если бы не масса “детских
болезней”, устранить которые так и не удалось. Создаваемый параллельно
основной танк Т-19, предназначавшийся для сопровождения наступающей
пехоты, из-за ходовой части “французского” типа (перенятой от Renault
NC-2) был очень трудоёмким в производстве. Такая же участь постигла и
совместный советско-германский проект ТГ, имевший чрезвычайно мощное
вооружение и колесно-гусеничный ход (остался только в проекте) – в 1931
году предполагалась постройка 150 танков этого типа, но их стоимость
оказалась настолько высока, что от реализации этого плана пришлось
отказаться.
В это же время за рубеж отправилась делегация УММ во главе с её
начальником Халепским. Посетив Великобританию советская сторона отметила
танкетку Carden-Lloyd Mk.VI, 6-тонный пехотный танк Vickers, а также
средние танки Vickers Medium Mk.II (в советских документах он
фигурировал как “виккерс 12-тонный”) и Vickers Medium Mk.III
(3-башенный). Впоследствии несколько экземпляров были закуплены для
испытаний в СССР и стали прототипами для танков советского производства
Т-26 и Т-27, а трехбашенный «виккерс» послужил прообразом для Т-28.
Незадолго до этого момента совеские предтставители прибыли в США, где им
продемонстрировали средний танк Т1 фирмы Cunningham и М1928. Последний
действительно вызвал определенный интерес, но в советскую систему
вооружений он просто не вписывался. Этому факту есть документальное
подтверждение, представленное в отчете о зарубежной командировке:
“…несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверениям
американца, составляет более 45 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах
…означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА”
Тем временем техническое задание на танкетку пересмотрели в соответствии
с новыми веяниями того времени. Теперь предстояло спроектировать
колёсно-гусеничную разведывательную машину, оснащенную башней с круговым
вращением и одним пулеметом. Проект, который разрабатывался под общим
руководством С.Гинзбурга, получил название Т-25 (второй с таким
названием). Какие-либо наработки по такого рода машинам в СССР
отсутствовали, поэтому Гинзбург взял за основу тот минимум информации по
колесно-гусеничным танкам, который был доставлен Халепским из США.
Однако технические трудности оказались настолько велики, что выполнить и
это задание не удалось.
Так появилось предложение закупить для испытаний один или несколько
танков конструкции Кристи, тем более что Халепский (очевидно, предвидя
проблемы с танками советской постройки) привез предварительную
договорённость об их возможном приобретении.
Испытывая нехватку финансирования Кристи охотно пошёл на контакт с
советской делегацией, хотя его отношение к СССР было довольно
прохладным. Согласно главной версии тех событий, американской стороной
была предложена модель, называемая М1930, но поскольку такого танка в
реальности не существовало можно сделать вывод, что это был всё-таки
М1931. Впрочем, главной причиной покупки танка послужило, прежде всего,
предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных
чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи
выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для
консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла
возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Ещё одной
причиной в пользу М1931 была установка на нём авиационного двигателя
Liberty, который уже производился в Советском Союзе под обозначением М-5
и использовался нескольких типах отечественных самолётов (И-1, И-2, Р-1,
Р-3). Техническая поддержка на силовую установку в данном случае не
распространялась. Был и ещё один немаловажный фактор — в случае
заключения контракта между Польшей и американской фирмой Советский Союз
мог снова утратить преимущество в танковом вооружении.
Договор о поставке двух танков, между фирмой U.S. Wheel Track Layer
Corporation и Амторгом (торговой организацией, представлявшей в США
интересы СССР), был заключен 28 апреля 1930 года на основе устного (!)
соглашения между двумя сторонами. Интересно, что у нас принято именовать
эти машины как “шасси танка Кристи”, хотя это не совсем верно. Штатное
вооружение М1928 и М1931 ограничивалось только двумя пулеметами, а УММ
РККА такой вариант не устраивал. Танки надлежало оснастить башенным
орудием, чего Кристи сделать не смог (или отказался), поэтому машины
прибывшие в СССР не имели башен и вооружения.
Стоимость двух танков оценивалась в 60000 долларов, включая комплект
запасных частей, поставляемых фирмой U.S. Wheel Track Layer Corporation.
За продажу производственных прав, передачу патентов и услуг в отношении
технического содействия У. Кристи было уплачено еще 100000 долларов.
Договор был подписан с американской стороны Дж.Уолтером Кристи —
президентом корпорации, с советской стороны — А.В.Петровым, президентом
«Амторга», в присутствии И.А. Халепского (СССР), Дж.Майкеля, Дж.
Раймонда и Тиффани (все — США). То есть всего Советскому Союзу пришлось
уплатить сумму 160 000 долларов. В этой связи необходимо указать
следующее – никаких официальных документов американская и советская
сторона не подписывали.
Практически сразу был поднят вопрос о производстве танков Кристи на
Ярославском автомобильном заводе, который обсуждался на расширенном
совещании РВС с представителями промышленности «По вопросам о танках»,
состоявшемся в период с 1 по 5 июля 1930 года. Тем временем в Нью-Йорк,
для изучения организации производства и контроля за выполнением заказа,
прибыл представитель технического комитета Н.М.Тоскин. встреча с Кристи
состоялась 14 мая (предположительно), после чего на имя Халепского было
отправлено 127 листов чертежей опытного танка, а также уведомление о
том, что конструктор сам собирается посетить Москву.
Спустя два месяца, 9 августа 1930 г., чертежи прибыли в Москву и попали
в распоряжение главного конструкторского бюро при Государственном
Всесоюзном орудийно-оружейно-пулеметном объединении под руководством
С.П. Шукалова, и были возвращены в АБТУ только 13 октября после снятия
копий. Не дожидаясь прибытия опытных образцов М1931 постановлением РВС
СССР от 21 ноября 1930 года танк Кристи принимался на вооружение
бронетанковых частей РККА в качестве временной меры, пока не будут
разработаны отечественные танки аналогичного назначения. Как известно,
ничего не бывает продолжительнее, чем временное решение – с М1931
получилась именно такая история.
Два опытных танка были отправлены из Нью-Йорка только в конце декабря
1930 г. и прибыли в СССР в следующем месяце. Вплоть до середины весны
1931 года их устройство и конструкция изучалась как военными
специалистами, так представителями АБТУ и промышленности. К примеру, 4
марта танк с номером 2051 был отправлен на склад №127 АБТУ, а 14 марта
его передали в испытательный отдел, глее в течении двух дней проводилась
его демонстрация под руководством начальника отдела Громова и инженера
танковой станции Лаврентьева. Вплоть до 16 апреля с М1931 знакомились
различные делегации руководящего состава, на которых машина Кристи
произвела хорошее впечатление. В связи с этим, 24 апреля состоялось
совещание «О танковой программе на заводе на 1931 год». О важности
рассматриваемого вопроса свидетельствует состав участников совещания:
К.Е. Ворошилов, Тухачевский, Славин (РВС ЛВО), Карпенко (ОГПУ),
Литуновский, Халепский, Лебедев (УММ), Сальников (директор завода),
К.К.Сиркин, Забржевский (технические директора завода), а также другие
представители завода и цехов. В принятом постановлении завод обязали
приступить к изготовлению рабочих чертежей с 1 мая 1931 г. и до конца
года поставить 100 серийных танков. Ещё раньше, решением АБТУ от 11
января 1931 года было определено название танка:
«Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы
танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался,
сквозного индекса Т ему не присваивать… Более разумным представляется
предложение о присвоении ему индекса «СТ» — скороходный танк, или «БТ» —
быстроходный танк…»
А ведь испытания танков Кристи ещё даже не начинались…
Поставленные из США танки М1931 отличались от образца, который был
передан американской армии, наличием 800-кг балласта (заменявшем
отсутствующую башню), опорными катками диаметром 813 мм и 400-сильным
двигателем Liberty. Толщина бронирования составляла от 5,5 мм (днище) до
20 мм (лоб корпуса и башни). На взвешивании 16 мая масса танка
определялась в 9360 кг.
Испытания пробегом начались в этот же день, однако уже 17 мая, во время
поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца. На
ремонт ушло двое суток, но сварки хватило лишь на 500 метров движения на
гусеницах. После второй поломки (23 мая) танк вновь отправили на ремонт,
который продолжался ещё трое суток.
С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым
дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала
65-70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность
движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт.
Было также отмечено, что посадка в танк может производиться только через
верхний люк, поскольку водительский люк слишком узок, непригоден для
эвакуации и не оборудован приборами бокового обзора. Доступ к агрегатам
моторно-трансмиссионного отделения был возможен лишь после полной
разборки крыши. Недостатком признали отсутствие башни и установку только
пулеметного вооружения в корпусе. Общий “набег” М1931 за 10 дней
составил 200 км на колесах, но 50 из них танк прошел ещё в США.
Впрочем, во время демонстрации М1931 членам правительства машина, даже с
поломанным кронштейном, показала себя хорошо. На колесном ходу танк
свободно прошел 5 рядов проволочных заграждений, а затем преодолел
двухметровый окоп. Экипаж машины за 44 минуты установил гусеничные
ленты, а после 10-минутного перерыва за 35 минут снял и уложил их на
надгусеничные полки.
Последняя попытка провести испытания М1931 на гусеничном ходу была
предпринята 13 июня, но после того как танк прошел всего 1 км,
злополучный кронштейн снова сломался. Тремя днями позже начала заедать
коробка передач на 2-й и 3-й скорости. Всего с 16 мая по 21 июня танк
прошел на гусеницах 43,5 км и 863 км на колесах. По результатам
испытаний был составлен подробный отчет на 15 листах. В нем, в
частности, отмечалось, что танк не прошел полных испытаний из-за поломки
кронштейна ленивца:
«…Танк испытывался только на колесах, причем испытания показали, что
средние скорости по шоссе не превышают 30-35 км/час. Водитель после 4-5
часов сильно устает (благодаря трудности управления и неравномерности
хода требовалось все время выравнивать машину). …Двигатель работал
хорошо, но необходима частая регулировка клапанов. АКБ недостаточны для
запуска двигателя (холодный двигатель запускался, как правило, с
буксира).
В коробке передач после 600-650 км выскакивают 2-я и 3-я передачи при
большой нагрузке двигателя. Течь смазки из-под уплотнений, затруднено
включение всех передач. Через 2-3 часа движения значительно нагревается
КПП до 85-88°С при температуре окружающего воздуха +35-40°С.
Гусеницы. После 40,5 км сломано 8 пальцев.
Ведущие колеса. После 150-200 км наблюдается развал в наружную сторону
на 1,5-2 см.
Управление танком — удовлетворительное. На грунтовых дорогах
«отказывается слушаться руля», а при езде по неровностям толчки выбивают
руль у водителя из рук. На скоростях 55-60 км/час управление
затруднительно…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
…Танк Кристи в том виде, в котором он был представлен на испытаниях,
является исключительно интересной машиной с универсальным движением,
требует как боевая машина большой разработки и введения ряда
конструктивных усовершенствований и изменений».
Не дожидаясь завершения полного испытательного цикла 1 июня 1931 года
председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову
утвержденное Начальником УММ РККА Халепским задание на проектирование
колесно-гусеничного танка БТ отечественного производства.
Последним заказчиком выступила британская армия, представители которой
по достоинству оценили возможности танков БТ-5, продемонстрированные на
Больших Киевских маневрах в сентябре 1936 г. Уже в октябре британское
военное ведомство дало согласие на закупку у Кристи танка М1931 (одного
из образцов не принятого американской армией), которму заранее присвоили
индекс А13Е1. Американский конструктор был искренне рад продать свою
машину, однако препятствием для осуществления подписанного контракта
стал запрет Конгресса на продажу новейшей техники. В те годы
американское правительство действовало по принципу «сам не гам и другим
не дам» только лишь из опасений, что танки и самолёты новых конструкций
могут попасть в руки вероятного противника — то есть Германии, СССР и
Японии. А карательные санкции за нарушение этого запрета были весьма
жестокими. Печальная участь авиационного конструктора А.Северского,
продавшего в 1939 году документацию и опытный образец многоцелевого
самолёта 2РА японцам, была наглядным тому примером. В такой ситуации
Кристи не оставалось ничего другого, как пойти на хитрость — он разобрал
М1936 на части и, упаковав в контейнеры, продал его по документам как
партию фруктов.
После проведения повторных ходовых испытаний британцы сделали вывод, что
Кристи действительно оказался прав по части наделения танка высокими
скоростными характеристиками, но отсутствие башни и размещение
вооружения только в корпусе было воспринято как недостаток конструкции.
На базе документации, полученной из США, фирмой Naffield были начаты
работы по созданию крейрского танка Mk.III, который стал «прародителем»
целой серии аналогичных машин.
Так закончилась история одного из самых удачных танков конструкции
Дж.У.Кристи. Боевые машины, построенные в СССР на его основе (БТ-2, БТ-5
и БТ-7), в 1930-е гг. производили сильное впечатление на иностранных
специалистов и прожили долгую жизнь. Достаточно сказать, что последние
БТ были списаны только после окончания Второй Мировой войны. До
настоящего времени сохранился только один танк Кристи – это один из Т3,
проданных в 1932 году американской армии и носящий имя “Tornado”. Сейчас
он находится в экспозиции танкового музея в Абердине.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ
Christie M1928 и М1931
Christie M1928
1928 г. Christie M1931
1930 г.
БОЕВАЯ МАССА 8600 кг 10500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5180 5500
Ширина, мм 2130 2230
Высота, мм 1830 2280
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Browning одна 37-мм пушка и один 7,62-мм
пулемет Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 3000 патронов 126 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы<
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12,7 мм
борт корпуса – 12,7 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ? лоб корпуса – 19 мм
борт корпуса – 13 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Christie, карбюраторный, 6-цилинровый, мощностью 120 л.с.,
запас топлива 59 галлонов (223 литра) Christie, карбюраторный,
6-цилинровый, мощностью 120 л.с., запас топлива 67 галлонов (253 литра)
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4 передачи вперед и 4 назад
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, переднее направляющее и
заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 112 км\ч на колесах
68 км\ч на гусеницах 75 км\ч на колесах
44 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км на гусеницах
185 км на колесах 273 км на гусеницах
402 км на колесах
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 6,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
T1 \ T2 Combat Car Колесно-гусеничная боевая машина
Идеи американского конструктора Кристи не ограничивались только
проектированием танков – в 1920-1930 гг. в США существовал особый вид
техники, называемый Combat Car (боевая машина). Дело в том, что в то
время Департамент Вооружений считал, что танки являются слишком дорогими
“игрушками” для армии и постройка нескольких десятков легких 6-тонных
танков (на основе Renault FT17) и тяжелых Mk.VIII было вызвано
исключительной необходимостью, которой тогда являлась Первая Мировая
война. Затем на долгие годы поставка танков американской армии
практически прекратилось. Более того, танки теперь разрешалось иметь
только пехоте, а кавалерия должна была обойтись исключительно
бронеавтомобилями. Чтобы обойти этот нелепый закон штаб кавалерии решил
не называть танки своим именем, присвоив им название Combat Car – таким
образом удавалось соблюсти “рамки приличия”.
Требования к “кавалерийским боевым машинам”, естественно, было как к
обычным танкам, но с небольшими поправками. Главным критерием являлась
скорость, после которого шло бронирование и вооружение. Под такие нужды
Кристи спроектировал свою первую специализированную машину для нужд
кавалерии, названную T1 Combat Car. Как внешне, так и конструктивно Т1
представлял собой симбиоз танка и бронеавтомобиля. От первого
заимствовали “классическую” компоновку, а от второго явно перешел корпус
с высокими вертикальными бронелистами. Ходовая часть Т1, как и
полагается, имела смешанный колесно-гусеничный ход. Применительно на
борт она состояла из трех опорных катков большого диаметра (передняя
пара — управляемая), носового направляющего и заднего ведущего колеса.
Амортизация задних катков – на пластинчатых рессорах, причем открытые
элементы подвески были защищены бортовым бронированным экраном.
Корпус собирался из катаных бронелистов при помощи клёпки и сварки.
Максимальная толщина брони не превышала 12,7 мм. Вооружение Т1 состояло
из одного 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов Browning, монтируемых в
спаренной установке в башне, имевшей круговое вращение.
Хотя по всем параметрам Т1 не уступал танкам, его испытания сильно
затянулись. За первым опытным образцом, полученным армией в 1931 г.,
последовали ещё два. На модифицированном варианте Т2 Combat Car, как и
его дальнейшем развитии Т2Е1, отказались от ведущего колеса “танкового”
типа, направляющее колесо перенесли назад, фактически превратив боевую
машину в полугусеничным бронеавтомобилем. Также немного изменили форму
корпуса, оставив компоновку прежней. Оценив представленные прототипы
кавалерия не согласилась принять ни один из предложенных вариантов, хотя
Т1 вполне мог пойти в серийное производство, как наиболее
соответствующий выдвигаемым тогда требованиям.
Экипаж машины типа Т2 состоял из 3-4 человек, вооружение – один 12,7-мм
и один 7,62-мм пулемет в башне с круговым вращением. На всех трех
прототипах устанавливались только бензиновые двигатели, а на последней
модели Т2Е1 стоял 7-цилиндровый Continental Model 12-670 с воздушным
охлаждением. Полученные в 1931 году три боевые машины (построенные,
кстати, на Рок-Айлендском Арсенале) получили армейское обозначение T5
Armored Car и нашли весьма ограниченное применение. Фактически эти
бронемашины считались экспериментальными, поскольку кавалерия не
проявила к ним большого интереса, а пехота в то время была сильно
ограничена в своих требованиях. В том же году Т5 модернизировали,
защитив гусеничную ходоую часть бронещитом. Тем не менее, через
несколько лет все опытные образцы разобрали на металл, так и не приняв
на вооружение официально.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ
T1 Combat Car образца 1931 г.
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12,7 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ?
башня — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Continental Model 12-670, карбюраторный, 7-цилиндровый,
воздушного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная часть: передний мост автомобильного типа с
одинарными колесами, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
гусеничная часть: 3 опорных катка, переднее направляющее и заднее
ведущее колесо (T1) или только заднее направляющее колесо (Т2 и Т2Е1)
СКОРОСТЬ ~50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — Christie M1932 Авиадесантный колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie M1932
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1931 г.
Дата постройки первого прототипа: 1932 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.
Успех моделей М1928 и М1931 позволил Кристи провести дальнейшую
модернизацию танка, на этот раз предельно облегчив его конструкцию и
приспособив для переброски по воздуху. Колесно-гусеничная ходовая часть,
состоявшая из 4-х опорных катков на борт (передняя пара на колесном ходу
была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колёс
осталась без изменений. Ход пружинной подвески составлял 24 дюйма (60,9
см). Каждое опорное колесо выполнялось из дюралюминия и оснащалось
пневматическими шинами Firestone. Колёса задней пары имели несколько
больший диаметр. Траки представляли собой стальные плиты 11 дюймов (279
мм) шириной и шагом 7 дюймов (178 мм).
Корпус танка, по большей части, соответствовал модели М1931 и был
выполнен двойным: внутренняя часть собиралась из дюралюминиевых листов,
внешняя – из броневых, толщиной от 9 (борт) до 12,7 мм (лоб корпуса).
Для М1932 был выбран чрезвычайно мощный авиационный 12-цилиндровый
V-образный двигатель Hispano-Suiza мощностью 750 л.с., что обеспечило
удельную мощностью 150 л.с. на тонну веса. Запас топлива составлял 89
галлонов (337 литров). Трансмиссия танка была механической, с
4-скоростной (3 вперед и 1 назад) коробкой передач.
Помимо варианта подвески под фюзеляжем бомбардировщика Y1B-9 (который
считался перспектинвым, но так и не был принят на вооружение USAC), одна
из модификаций М1932 предусматривала монтаж бипланной коробки крыльев и
привод на установленный на ней винт. Аналогичные варианты десантныъх
танков в Советском Союзе были предолжены конструкторами Рафаэлянцем и
Гроховским, однако лишь в 1941 году, под общим руководством О.К.Антонова
такой проект был реализован в ревльности — речь идёт, разумеется, о
«летающем танке» А-40.
Испытания танка, проведенные в 1932 году, полностью подтвердили его
высокие “авиационные” хаарктеристики. На колёсах М1932 показал скорость
120 миль в час (193 км\ч), а на гусеницах “всего” 60 миль в час (96,5
км\ч). Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог
преодолевать уклон в 45 градусов.
Фантазия Кристи уже рисовала эскдрильи летающих танков, свободно
преодолевающих линию фронта и громящих тылы противника. В журнале
«Modern Mecanics and Envents» достаточно подробно описывалось устройство
таких машин и способ их доставки на территорию противника, а для
наглядности прилагались красочные иллюстрации.
Тем не менее, американская армия к М1932 интереса не проявила. По мнению
Департамента вооружений, Кристи просил слишком большую цену за свои
машины. В итоге, опытный образец шасси был куплен Амторгом и доставлен в
СССР для испытаний, где следы этой машины теряются.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Christie M1932
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6710
Ширина, мм 2130
Высота, мм 1720
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и один-два 7,62-мм пулемета Browning
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12,7 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hispano-Suiza HS12, 12-цилиндровый, мощностью 750 л.с., с
водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка, переднее
направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со
стальными траками
СКОРОСТЬ 96,5 км\ч на гусеницах
193 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 45°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 6,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
T7 Combat Car Легкий колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1931 г.
Дата постройки первого прототипа: 1932 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.
Вершиной развития “кавалерийских боевых машин”, созданных компанией
Кристи в 1930-е гг., можно считать T7 Combat Car, появившийся в 1937 г.
По всем параметрам эту машину можно было отнести к танкам. В неё
применялась чисто танковая “классическая” компоновка, с расположением
отделения управления в носовой, боевой – в средней и
моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса.
Непосредственно корпус собирался из катаных броневых листов толщиной
6,35-12,7 мм, причем только лобовые листы имели небольшой угол наклона.
Вооружение Т7 состояло из двух пулеметов калибра 12,7-мм и 7,62-мм,
установленных в шестигранной башне от Combat Car M1.
Экипаж машины состоял из трех человек: механика-водителя, командира и
пулеметчика. Ходовая часть Т7 во многом повторяла более ранние
разработки Кристи. Применительно на один борт она состояла из трех
опорных катков большого диаметра с пневматическими шинами, переднего
ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска танка осталась
стандартной, как и у други машин Кристи — она состояла из вертикальных
пружинных рессор, залюченных в цилинрические кожухи. Соответственно, Т7
мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах.
Единственный прототип T7 Combat Car (номер W40223) был передан на
испытания в апреле 1937 г. Машина показала хорошие скоростные
характеристики, но мнение представителей от кавалерии было не столь
положительным. Генерал Чаффи, после маневров 1939 года, заявил о том,
что Combat Car T7 не соответствует предъявляемым требованиям — смена
гусеничного хода на колёсный показалась ему слишком долгой, а сама
система ненадежной. Тогда выбор был окончательно сделан в пользу чисто
гусеничных машин — в октябре 1939 года программа Combat Car T7 была
отменена, что завершило историю колёсно-гусеничных боевых машин для
армии США, в которых испльзовалась хдовая часть типа Кристи.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ
Combat Car T7 образца 1937 г.
БОЕВАЯ МАССА 11000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Continental W-670, карбюраторный, жидкостного охлаждения,
мощностью 250 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 3 опорных катка диаметром 38х7дм, переднее
ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со
стальными траками
СКОРОСТЬ 85 км\ч на колесах
56 км/ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Christie M1935 \ M1936 Авиадесантный колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie M1935 \ M1936
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1934 г.
Дата постройки первого прототипа: 1935 г.
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу каждой модели.
Дальнейшим развитием схемы танка М1932 стали авиадесантные гусеничные
машины модели М1935. Предположительно, основой для них послужил
перестроенный Airborne Combat Car М1933, но учитывая разницу в шасси и
конструкции корпуса это мало вероятно.
Изъяв для собственных нужд часть средств, выделенных американской армией
на постройку улучшенной модификации среднего танка Т3, Дж.У.Кристи начал
постройку более легкого варианта М1935А. Танк получил укороченный корпус
следующей компоновки: орудийный отсек спереди, отделение управление в
средней части и моторно-трансмиссионный отсек в корме. Максимальная
толщина бронирования составляла 12,7 мм. Экипаж – 2 человека (командир
танка и водитель). Место членов экипажа были оборудованы наблюдательными
бронеколпаками. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота –
1676 мм.
М1935А оснащался стандартной подвеской Christie, но имел всего три пары
колёс, из которых передняя была управляемой на колесном ходу. Вооружение
на прототипе не устанавливалось – вместо него имелся только муляж 57-мм
пушки. Танк останщался бензиновым двигателем номинальной мощностью 300
л.с. и мощностью на форсаже порядка 450 л.с.
На испытаниях, проведенных в 1935 году, М1935А развил скорость до 96,5
км\ч на гусеницах и 144,8 км\ч на колесах. По динамическим
характеристикам он соответствовал машинам более ранних модификаций. Тем
не менее, М1935А американскую армию не заинтересовал.
Следом была выпущена модификация М1935В, ходовой части которой вернули 4
опорных катка. Корпус был значительно переработан. Боевой отсек и место
командира сместили ближе к центру, а отделение управления – к задней
части. Таким образом, длина танка увеличилась до 6400 мм, ширина – до
2130 мм, высота осталась без изменений. Экипаж машины состоял из 2 (по
другим данным – из 3) человек.
Данных о силовой установке не сохранилось. Согласно западным источникам
на М1935В устанавливался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения
Hispano-Suiza HS12 мощностью 750 л.с. Масса танка составила 5500 кг, но
здесь следует учитывать, что вместо планируемой 75-мм пушки
устанавливался её макет.
Доработки были проведены в очень сжатые сроки, что совсем не удивительно
– М1935В представлял собой переделанный вариант М1935А. На этот раз
результаты были ещё более фантастическими: скорость на гусеницах 104,6
км\ч, на колесах – 153,9 км\ч! И снова попытки Кристи предложить свои
услуги американской армии оказались безуспешными.
В 1936 году на базе М1935В создаётся его модифицированный вариант М1936
(по другим данным это был перестроенный М1935А). Длина танка была
уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Судя по всему, корпус танка
изготовлялся из неброневой стали, а его полная масса составила 6 тонн.
Подвеска «перекочевала» наружу и имела защиту в виде цилиндрических
труб. Этот шаг позволил отказаться от двойной стенки корпуса, но
существенно влиял на защищенность ходовой части.
Вооружение на М1936 не устанавливалось — единственную 57-мм пушку,
установленную в носовой части корпуса, имитировал её макет.
Вместо двигателя HS12 на М1936 был установлен менее мощный Curtiss D-12
(300 л.с.). Впрочем, даже с этой силовой установкой М1936 имел
максимальную скорость 96,5 км\ч при движении по грунтовой дороге и мог
перепрыгивать ров шириной 4,57 м.
Возможно М1936 вполне мог разделить участь более ранних моделей, но
здесь на помощь Кристи пришли англичане. После Больших Киесвких
маневров, состоявшихся осенью 1936 г., неизгладимое впечатление на
представителей британской военной миссии оставили легкие танки БТ-5,
легко преодолевавшие широкие рвы и развивашие огромную скорость. Было
очевидно, что в случае войны с Советским Союзом немногочисленные танки
Королевского Танкового Корпуса, далеко не все из которых были оснащены
пушечным вооружением, не составят БТ сильной конкуренции — этот вопрос
теперь предстояло решать ускоренными темпами.
Тем не менее, рассмотрев предложеные варианты, англичане высказали
заинтересованность в закупке только одного танка модификации М1931 без
вооружения. Сделка была оформлена в октябре 1936 г., а более новый
вариант М1936 так и остался невостребованным.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАДЕСАНТНЫХ ТАНКОВ
Christie M1935В и М1936
Christie M1935В
1935 г. Christie M1936
1936 г.
БОЕВАЯ МАССА 5500 кг 8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6400 5330
Ширина, мм 2130 1980
Высота, мм 1680 1680
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка (на прототипе не устанавливалась)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы<
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12,7 мм
борт корпуса – 12,7 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ? лоб корпуса – 19 мм
борт корпуса – 13 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Hispano-Suiza HS12, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью
750 л.с. Curtiss D-12, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4 передачи вперед и 4 назад
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, переднее направляющее и
заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ? ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ? ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 4,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ —
Christie M1937 \ M1938 Авиадесантный колесно-гусеничный танк
Официальное обозначение: Christie M1937 \ M1938
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу каждой модели.
Целый ряд неудач, связанных с танками М1935 и М1936 совершенно не
разубедил Дж.У.Кристи в правильности выбранного им пути – на смену этим
машинам пришла модель М1937. Ходовая часть этой машины по-прежнему была
оснащена четырьмя опорными катками (сдвоенные, обрезиненные) на один
борт, передними направляющими и задними ведущими колёсами.
Корпус танка не имел двойных стенок, поэтому основные элементы пружинной
подвески размещались снаружи. Максимальное бронирование составляло 17,4
мм. Компоновка танка осталась без изменений: экипаж из 2 человек
находился в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – в
кормовой. Вооружение на опытном образце отсутствовало.
На М1937 устанавливался авиационный бензиновый двигатель Curtiss Wright
мощностью 430 л.с. Даная силовая установка имела 12-цилиндров и
жидкостное охлаждение. Трансмиссия, с 4-скоростной коробкой передач,
также “перекочевала” с более ранних моделей. Опытный образец М1937 был
собран фирмой U.S.Convertible System и в 1937 году поступил на ходовые
испытания. С американской армией опять ничего не сложилось и Кристи
снова попытался предложить свой новый танк для продажи за рубеж. Как раз
в это время британская военная миссия, находившаяся под явным
впечатлением от Больших Киевских маневров 1936 года, сама пошла на
контакт с американским конструктором.
Надеясь, что М1937 будет наконец востребован Кристи взял его с собой в
Великобританию. Во время демонстрации его скоростных качеств на полигоне
в Олдершоте (Aldershot Proving Grounds), в присутствии генерала Мартеля,
танк смог развить максимальную скорость 103 км\ч по грунтовой дороге.
Британцы остались довольны представленными показателями, но от закупки
М1937 они отказались. Вместо этого Кристи было предложено оказать помощь
фирме Morris Company, которая занималась проектированием крейсерского
танка Cruiser Tank Mk.III (A13), отчасти повторявшего модель М1931.
Американский конструктор, остро нуждаясь в финансовой поддержке,
согласился на эти условия, однако в том же году он вернулся в Америку и
в скором времени представил улучшенную модификацию М1938.
Данная модель, возможно, была перестроена из М1937 и сохранила от него
ходовую часть, подвеску и трансмиссию. На танке устанавливался новый
корпус и более сильный двигатель Curtiss Wright мощностью 450 л.с.
Помимо этого, Кристи пошёл на серьёзное облегчение конструкции,
изготовив из алюминиевых сплавов элементы коробки передач, топливные
баки и некоторые другие узлы. Это позволило усилить лобовой бронирование
до 15,8 мм и одновременно снизить полный вес М1938 до 4500 кг (здесь
следует учитывать, что танк не имел вооружения и боезапаса).
Предполагалось, что благодаря низкому силуэту и мощному орудию, которое
планировалось установить в носовой части корпуса, М1938 можно будет
использовать в качестве истребителя танков.
Испытания танка М1938, который также обозначался как T12, проводились на
полигоне Хэмпстед (остров Лонг-Айленд) в октябре-ноябре 1938 г. За счет
меньшей массы и более мощного мотора он показал более высокую скорость
(128 км\ч) при сохранении прежних динамических качеств. Чуть позже, в
августе 1939 г., Кристи продемонстрировал возможности М1938 в
присутствии генерала Чаффи, собираясь предложить его американской
кавалерии. Тем не менее, эта модель осталась только в виде прототипа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАДЕСАНТНЫХ ТАНКОВ
Christie M1937 и М1938
Christie M1937
1937 г. Christie M1938
1938 г.
БОЕВАЯ МАССА 6000 кг 4500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5330
Ширина, мм 1980 2290
Высота, мм 1520
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12,7 мм
борт корпуса – 12,7 мм
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Curtiss, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью 430 л.с.
Curtiss Wright, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью 450 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 3 передачи вперед и 1 назад
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, переднее направляющее и
заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ? 103 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ? ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 4,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ — |