F-IV-H - Легкий танк (Чехословакия-Чехия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

F-IV-H

F-IV-H
Классификация - плавающий танк
Боевая масса, т - 6,5
Экипаж, чел. - 3
История
Производитель - (Чехословакия) ЧКД
Годы производства - 1937-1939
Годы эксплуатации - 1939-1942
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Чехословакия/Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4850
Ширина, мм - 2500
Высота, мм - 2080
Бронирование
Тип брони - сварная
Лоб корпуса, мм/град. - 14
Борт корпуса, мм/град. - 14
Корма корпуса, мм/град. - 10
Днище, мм - 7
Крыша корпуса, мм - 7
Вооружение
Пулемёты - 2 × 7,92-мм ZB vz.37, 3000 патронов
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый 4-цилиндровый Praga F-IV
Мощность двигателя, л. с. - 150
Скорость по шоссе, км/ч - 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 7
Запас хода по шоссе, км - 200
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,5
Преодолеваемая стенка, м - 0,5
Преодолеваемый ров, м - 1,5
Преодолеваемый брод, м - плавающий

F-IV-H (также был известен как F-IV-HE) - чехословацкий экспериментальный плавающий танк. По классификации относился к лёгким танкам.

История

Причины разработки
В 1936 году Генеральный штаб армии Чехословацкой республики при содействии Военно-технического института сформулировал требования к легкому плавающему танку. На этот процесс повлияло развитие плавающих бронемашин в Великобритании и СССР. Основой для развития плавающей бронетехники чехословаки посчитали танк Vickers-Carden-Loyd A11E1, однако для них танк казался слишком слабо защищённым и вооружённым.
Техническое задание было выдано фирмам ČKD и Škoda. Первым появился опытный образец танка SOT, однако его достройка затянулась в виду отсутствия электротрансмиссии. Фирма ČKD начала сборку собственного плавающего танка в 1937 году. Опытный образец получил обозначение F-IV-H (где F-IV обозначало тип двигателя, а буква Н - гусеничную машину).
Данные о танке
Корпус F-IV-H был сварным и собирался из листов цементированной брони. Толщина бронелистов лобовой части корпуса, бортов и башни составила 14 мм, кормы - 10 мм, крыши и днища - 7 мм. Экипаж состоял из 3-х человек: механик-водитель, командир-пулемётчик и радиотелеграфист. Водитель сидел с правой стороны в передней части корпуса и имел перед собой небольшой смотровой люк, защищённый бронестеклом. В правой стенке была выполнена смотровая щель для бокового обзора. Радиотелеграфист размещался слева и располагал теми же приборами наблюдения, что и водитель. Кроме радиостанции vz.37 он обслуживал курсовой пулемет ZB vz.37. Командир танка находился в боевом отделении и обслуживал второй 7,92-мм пулемет, установленный в конической одноместной башне. Внутренний башенный объём был небольшим, поэтому на крыше башни была установлена малая командирская башенка с перископом. Прицельные приспособления состояли только из монокулярного оптического прицела, смонтированного рядом с пулеметом.
На танке F-IV-H устанавливался бензиновый, 4-цилиндровый и 4-тактовый двигатель Praga F-IV мощностью 120 л. с. и рабочим объёмом 7180 кубических сантиметров. Запуск двигателя осуществлялся электростартером или вручную. В составе трансмиссии механического типа использовалась коробка передач Praga-Wilson. Мощность от двигателя передавалась через КПП на задние колеса или на два гребных винта, установленных в кормовой части корпуса.
Плавучесть обеспечивалась двумя бортовыми поплавками коробчатой формы, частично закрывавших ходовую часть. Ходовая часть F-IV-H отдаленно напоминала лёгкий танк LT vz.38. Применительно на один борт она состояла из следующих пунктов:
4 опорных катка, сблокированных попарно с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах.
2 поддерживающих ролика.
Переднее направляющее и заднее ведущее колёса.
Мелкозвенчатая гусеница.
Прототип имел однотонную окраску. Поскольку подробных сведений не сохранилось, можно предположить, что это был серый цвет, либо цвет хаки. Внутренняя часть боевого отделения окрашивалась в цвет слоновой кости. Тактические номера и другие армейские обозначения на F-IV-H отсутствовали.
Испытания
Работы над прототипом были замедлены ввиду отсутствия опыта. Инженеры должны были также герметизировать корпус, обеспечить уровень плавучести и сохранить передачу мощности двигателя на элементы ходовой части. Вариант с британским танком считался старым, а с СССР договориться было невозможно.
Опытный образец был готов только через год, а до 15 марта 1939 года удалось провести лишь небольшую часть ходовых тестов. Дальнейшие испытания прототипа F-IV-H проводились уже под контролем немецкой администрации. В августе 1939 года удалось достичь следующих показателей:
Скорость по шоссе - 45 км/ч.
Скорость на воде - до 7 км/ч.
Запас хода - 200 км.
Удельное давление на грунт составляло 0,50 кг/см2, что было следствием использования узких траков гусеничных цепей. Танк также показал приемлемую проходимость по пересечённой местности. Несмотря на испытания, вермахт отказался от использования этой машины, посчитав разработки танков-амфибий бесполезными. Только в 1941 году перед операцией «Seelöwe» вермахт вернулся к разработке танков, рассчитывая использовать танки для разведки.
К началу 1942 года был построен второй прототип под кодовым названием F-IV-HII, отличавшийся модифицированной башней, увеличенной командирской башенкой, новой системой выхлопа газов и улучшенной системой охлаждения. Также был добавлен задний поплавок и модифицированы бортовые. Об испытаниях этого опытного образца сведения не сохранились. Вероятно, оба прототипа были демонтированы.

wikipedia.org (ru)