KH.50 - Легкий танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
KH.50
KH.50
Классификация - лёгкий танк
Боевая масса, т - 8,5
Компоновочная схема - колёсно-гусеничный
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - ЧКД
Годы производства - 1923-1929
Годы эксплуатации - 1930-1935
Количество выпущенных, шт. - не более 2
Основные операторы - Чехословакия/Италия/Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4500
Ширина, мм - 2390
Высота, мм - 2530 (на колёсах) / 2380 (на гусеницах)
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 14
Борт корпуса, мм/град. - 14
Днище, мм - 6
Крыша корпуса, мм - 6
Лоб башни, мм/град. - 14
Борт башни, мм/град. - 14
Корма башни, мм/град. - 14
Крыша башни, мм/град. - 14
Вооружение
Калибр и марка пушки - 1 × 3,7 cm KwK 38(t)
Тип пушки - противотанковая
Прицелы - оптический
Пулемёты - 2 × Schwarzlose Š-24
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый 4-цилиндровый жидкостного охлаждения WD-60PS
Мощность двигателя, л. с. - 60
Скорость по шоссе, км/ч - 45 (на колёсах) / 18 (на гусеницах)
Запас хода по шоссе, км - 300 (на колёсах) / 120 (на гусеницах)
Колёсная формула - 4 × 2 / 2
Преодолеваемая стенка, м - 0,5
Преодолеваемый ров, м - 2
Преодолеваемый брод, м - 0,6
KH.50 (чеш. Kolohousenka 50, Колёсно-гусеничная 50) - экспериментальный
чехословацкий лёгкий танк конца 1920-х - начала 1930-х годов.
История
Предпосылки к созданию танка
В середине 1920-х гг. страны, обновлявшие своё вооружение, тщательно занимались
модификацией танкеток (в качестве разведывательных машин) и лёгких танков (в
качестве танков прорыва). Пионером в области обновлений стал Дж. У. Кристи,
который первым предложил создавать машины, способные передвигаться как на
колёсах, так и на гусеницах.
Основываясь на идеях Кристи, страны Европы начали производить экспериментальные
образцы колёсно-гусеничных машин: в Великобритании появились танкетки
Carden-Loyd Mk IV и Carden-Loyd Mk V. в Германии подпольно проектировались RR-7
и Sd.Kfz.254. Наилучших результатов добились австрийские конструкторы, а
впоследствии и инженеры Чехословакии начали проектировать подобные машины.
Прототип танка: немецкий трактор
Работы на колесно-гусеничным шасси чехословацкого образца проводили три фирмы:
Ringhoffer, Laurin & Klement (позднее вошла в Škoda Holding и Breitfeld-Danek
(позднее была объединена с фирмой ČKD). Помощь в работе оказал инженер Фоллмер,
известный своими проектами танков A7V и LK, а также фирма Hille-Werke из
Дрездена.
За образец был взят трактор Hanomag WD-50PS (фирма Caterpillar). Его ходовая
часть была переоборудована под установку автомобильных колес и подъёмных
механизмов. Моторный отсек и место механика-водителя поменялись местами. Был
установлен бензиновый двигатель WD-50 немецкого производства мощностью 50 л. с.
Трансмиссия была механической, с ручной 4-ступенчатой коробкой переключения
передач (3 скорости вперед и 1 назад). Запас топлива размещался в одном баке и
составлял 160 литров.
Гусеница для борта состояла из следующих деталей: 10 небольших металлических
опорных катков с блокированной подвеской на пружинных рессорах, 5 поддерживающих
роликов, 48 стальных траков шириной 300 мм. Ведущие колеса размещались сзади,
направляющие - спереди. Передние автомобильные колёса не имели подрессоривания и
служили для поворота машины. Задние колеса были двускатными для улучшения
проходимости по пересеченной местности, а также были амортизированы на листовых
полуэллиптических рессорах. Замена колёс на гусеницы происходила в течение 20
минут при помощи механического привода.
Первый опытный образец модифицированного трактора был закуплен в 1923 году за 1
миллион и 300 тысяч крон для проведения испытаний. В плане ходовых качеств
машина превзошла французский танк FT-17. Однако было непонятно, как изменятся
ходовые качества после бронирования шасси.
Экспериментальный образец KH.50 и его технические характеристики
Построить прототипы чехословацкие инженеры желали на немецких заводах, но
производство оружия в Германии (кроме гражданского) было запрещено по условиям
Версальского мирного договора, поэтому все детали для танка пришлось производить
в Чехословакии. В том же 1921 году фирма Breifeld-Danek изготовила два
экспериментальных колёсно-гусеничных танка, которые и были названы KH.50.
Из-за особенностей тракторного шасси надстройка корпуса была довольно высокой и
недостаточно широкой, что отрицательно сказалось на ходовых качествах и защите
танка. Бронирование было приемлемым для тех лет: лобовая, бортовая и башенная
броня - 14 мм, корма и крыша - 6 мм. По проекту танк вооружался 37-мм пушкой или
7,92-мм тяжелым пулеметом Schwarzlose Š-24, размещенным в одноместной
цилиндрической башне.
Экипаж танка состоял из двух человек. Спереди находилось место
механика-водителя, в боевом отделении размещался командир машины, выполнявший
также обязанности заряжающего, наводчика и артиллериста. В танк можно было
попасть через дверь в левом борте и люк в лобовом листе корпуса. Для экипажа
были оборудованы смотровые щели в корпусе и башне, защищенные бронестеклами. Из
прицельных приспособление имелся только башенный оптический прицел.
Первые испытания
На армейских испытаниях, проведенных под наблюдением специалистов
Военно-Технического Института, выявилось множество проблем технического
характера. Танк КН-50 двигался гораздо медленнее из-за слабого двигателя и
огромной массы. Максимальная скорость составила 35 км/ч при движении на колёсах
(только по твёрдому грунту) и 15 км/ч на гусеничном ходу. Несмотря на заявления
специалистов о нецелесообразности использования тракторного шасси для танков,
военные ещё не решили отказываться от танков. Чешские фирмы решили улучшить
машину.
Попытки модернизации
Первый этап модернизации был проведен в 1927 году усилиями фирмы ČKD. Танк был
назван KH.60, где под цифрой 60 подразумевалась мощность двигателя (60 л. с.).
Был установлен новый двигатель WD-60PS и новая 4-ступенчатая коробка передач, а
также новая 47-мм противотанковая пушка Vickers (вместо неё также стало
возможным ставить два 7,92-мм пулемёта). Кроме того, танк оснащался обновленным
корпусом, который приобрел более ломаную форму, и более крупной башней. Скорость
повысилась до 45 км/ч на колёсах и 18 км/ч на гусеницах, но танк не отличался
более ничем от первого варианта. В 1929 году появилась ещё одна модификация,
которую назвали КН.70. Она была ещё быстрее и развивала скорость до 60 км/ч, а
также быстрее переходила с колёсного на гусеничный ход. Но танк был слишком
тяжёлым и не понравился военным, поэтому в производство не поступал. Впрочем,
даже в 1932 году некоторые специалисты настаивали на производстве тяжёлого танка
серии KH.
Выпущенные образцы
Точные данные о количестве не известны, но предполагается, что были созданы 2
танка КН.50, 2 танка KH.60 и один танк KH.70. По мнению историков, обе машины
KH.60 были проданы в 1927 году Советскому Союзу, а единственный экземпляр KH.70
был доставлен в Италию. Первый же опытный образец KH.50 был вскоре разобран, а
опытный образец KH.60 до 1935 года использовался в армии Чехословакии (вскоре он
был отправлен в танковую школу в качестве тренажёра для подготовки танкистов). В
1939 году танк был отправлен немцами в пункт сбора трофейной техники, где его
следы теряются.
wikipedia.org (ru)