LT vz.38 - Легкий танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
LT vz.38
LT vz.38
(Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B)
Классификация - Лёгкий танк
Боевая масса, т - 9,7
Компоновочная схема - Классическая
Экипаж, чел. - 4 чел.
История
Разработчик - (Чехословакия) ČKD
Производитель - (Протекторат Богемии и Моравии) ČKD (BMM)
Годы производства - 1939-1942 годы
Годы эксплуатации - 1939 - начало 1950-х
Количество выпущенных, шт. - 1433
Основные операторы - Нацистская Германия / Первая Словацкая республика /
Королевство Румыния / Третье Болгарское царство / Королевство Венгрия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4610
Ширина, мм - 2135
Высота, мм - 2252
Клиренс, мм - 400
Бронирование
Тип брони - Стальная, катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 50 (первые модели 25)
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 12
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 25
Борт корпуса, мм/град. - 15 / 0°
Корма корпуса, мм/град. - 15
Днище, мм - 8
Крыша корпуса, мм - 8
Лоб башни, мм/град. - 25
Маска орудия, мм/град. - 25
Борт башни, мм/град. - 15
Корма башни, мм/град. - 15
Крыша башни, мм/град. - 8
Вооружение
Калибр и марка пушки - 37-мм KwK A7 (t)
Тип пушки - Нарезная
Длина ствола, калибров - 50,0
Боекомплект пушки - 72 снаряда
Углы ВН, град. - -10...+25
Углы ГН, град. - 360
Прицелы - Телескопический прицел
Пулемёты - 2 × 7,92-мм MG 37 (t)
Подвижность
Тип двигателя - Рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Praga EPA
Мощность двигателя, л. с. - 125
Скорость по шоссе, км/ч - 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 15
Запас хода по шоссе, км - 230
Запас хода по пересечённой местности, км - 160
Удельная мощность, л. с./т - 12,9
Тип подвески - сблокированная попарно, на листовых рессорах
Ширина гусеницы, мм - 293
Преодолеваемый подъём, град. - 28,7
Преодолеваемая стенка, м - 0,8
Преодолеваемый ров, м - 2,1
Преодолеваемый брод, м - 0,8
LT vz.38 - изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный
фирмой ЧКД. Более известен под использованием в нацистской Германии обозначением
Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации
Чехословакии, считался на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта.
Принимал активное участие в начальной стадии Второй Мировой войны.
История
Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который
должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская
Шкода и как её конкурент - «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года,
победил танк - тип идентификации TNHPS производства «ČKD». Танк был создан под
руководством русского инженера Алексея Сурина, оказавшегося в Чехословакии после
Октябрьской революции 1917 года. В июле 1938 года был подписан военный заказ на
150 танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что
будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные - в
первом квартале 1939 года.
Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года, но в
вероятной войне с Германией осенью 1938 года они не могли бы участвовать. Эти
танки имели хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были
просты в уходе, и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре
обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых
полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего
расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной
293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на
грунт - 0,57 кг/см2.
При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в
42 калибра и двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов
и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда
пробить броню толщиной 38 мм.
После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил
(Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы забрали весь заказ, над
которым работала «ČKD» (после оккупации была переименована в BMM
(Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG). В немецкой армии танк получил
обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года -
обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей
сложности было произведено в нескольких сериях 1433 танка. После окончания войны
танки наконец-то вернулись первоначальному заказчику - чехословацкой армии.
Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на
протяжении всей Второй мировой войны.
На базе танка было построен ряд других боевых бронированных машин, такие как
Marder III и Hetzer.
Модификации
1.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A - 150 (№№ 1-150). Базовая модификация.
2.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.В - 110 (№№ 151-260). Небольшие изменения в мелких
деталях на корпусе.
3.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.С - 110 (№№ 261-370). Первые машины практически
ничем не отличались от Ausf. В. В ходе производства была введена 40-мм броня
нижней лобовой детали корпуса, а так же кольцо вокруг башенного погона,
защищавшее от заклинивания башни пулями и осколками.
4.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D - 105 (№№ 371-475). Продолжение третьей серии с
небольшими изменениями в ходе производства.
5.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Е - 275 (№№ 476-750). Верхняя лобовая деталь
подбашенной коробки изготавливалась прямой из пакета из двух листов 25-мм брони.
Нижняя лобовая деталь корпуса, как и лоб башни, так же получили аналогичную
50-мм броню (25+25). На борта подбашенной коробки установили дополнительные
15-мм бронелисты. Борта башни теперь делались из 30-мм, корма - из 25-мм, а
крыша - из 12-мм брони. Для компенсации возросшего веса были усилены элементы
ходовой части.
6.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F - 250 (№№ 751-1000). Практически идентична машинам
5-й серии.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S (№№ 1001-1090). Заказ Швеции. 18 июля все изготавливавшиеся
танки были реквизированы для нужд Вермахта. Машины в целом были аналогичны Ausf.
Е/F, за исключением дополнительного бронирования бортов корпуса.
7.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G - 306 (№№ 1101-1359, 1480-1526). Броня лобовых
деталей вместо двухслойной стала выполняться из 50-мм монолитной плиты. Резко
уменьшилось количество заклёпочных и болтовых соединений. Последняя партия из 47
танков предназначалась для отправки в Северную Африку, поэтому имела некоторые
внешние особенности.
В 1939 году Словакия заказала BMM 30 танков LT-38. Выпускались с октября 1940 по
июнь 1941 года, причем 18 из них ошибочно принял Вермахт. Были идентичны
Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A. В армии Словакии получили номера V-3000 - 3029. В
начале февраля с ВММ поступили последние 7 танков Словацкого заказа (V-3051 -
3057).
Серийное производство
Производство
Модель - Год - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
Ausf. A - 1939 - - - - - 9 - 12 - 39 - 18 - 31 - 30 - 11 - - 150
Ausf. B - 1940 - 10 - 24 - 31 - 30 - 15 - - - - - - - - 110
Ausf. C - - - - - 15 - 30 - 30 - 35 - - - - - 110
Ausf. D - - - - - - - - - 35 - 44 - 26 - - 105
Ausf. E - - - - - - - - - - - 1 - 44 - 45
Для Словакии - - - - - - - - - - 2 - 8 - - 10
Ausf. E - 1941 - 45 - 50 - 53 - 49 - 33 - - - - - - - - 230
Ausf. F - - - - - 27 - 45 - 45 - 44 - 46 - 43 - - - 250
Ausf. S - - - - - 10 - 10 - 20 - 20 - 30 - - - - 90
Ausf. G - - - - - - - - - - 10 - 50 - 50 - 110
Для Словакии - - - - - 10* - 8*+2 - - - - - - - 18*+2
Ausf. G - 1942 - 60 - 60 - 29 - - 21 - 26 - - - - - - - 196
Для Словакии - - - - 7 - - - 7
Итого - 1433
*18 засчитаны немцами в собственную статистику.
Всего для германской армии было сдано 1396 танков и 37 - для словацкой.
Боевое применение
На 1 сентября в Вермахте числилось 79 танков, включая прототип. Массово
использовался в начале Второй мировой войны. В составе немецких танковых
соединений участвовал в польской кампании, в ходе которой было безвозвратно
потеряно 7 танков. Во французской кампании потери составили 54 машины, 25 из
которых восстановлению не подлежали. На 1 июня 1941 года в войсках насчитывалось
754 Pz.Kpfw.38(t), еще 10 словацких числились не вывезенными с завода. Они
составляли не менее 17 % танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР,
насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего
числа танков, участвовавших в нападении на Советский Союз. Pz.Kpfw.38(t) были в
составе пяти танковых дивизий: 7-й (174 шт.), 8-й (125 шт.), 12-й (117 шт.),
19-й (121 шт.) и 20-й (123 шт.).
На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию, не был способен
бороться с новейшими советскими танками. Тем не менее, танк по многим своим
показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надёжности трансмиссии,
скорости, превосходил лёгкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих
пулемётных Т-37, Т-38 и Т-40, а также применялся там, где не ожидалось встречи
со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с
партизанами. Часть машин была передана немцами словацкой армии.
Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и
невязкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской
противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и
крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд». «Чешский
танк 38(t) по параметрам приблизительно соответствовал танку „Т-III“. Но кроме
того что у чешского танка была сталь худшего качества, он проигрывал ещё и в
том, что его экипаж состоял всего из четырёх человек. Командиру танка
приходилось одновременно вести наблюдение, самому наводить пушку и стрелять».
Варианты
LT vz.38 - обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не
успел).
Praga TNH - первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в
1935 году изготовлено 50 штук).
Praga LTP - экспортный вариант для Перу.
Praga LTH - экспортный вариант для Швейцарии.
Praga LTL - экспортный вариант для Литвы.
Praga LLT - модификация LTL, использовавшаяся в Словении.
Praga LTS - экспортный вариант для Словении.
Strv m/41 (Praga TNH-Sv) - производились по лицензии в Швеции.
Sav m/43 - штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
PzKpfw 38(t) A-D - танк производства Германии.
PzKpfw 38(t) E-G - Pz.38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони.
PzKpfw 38(t) Ausf S - производился для Швеции, но был конфискован Германией.
Marder III
SdKfz 138 - САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм
немецкой пушкой.
SdKfz 139 - САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм
советской пушкой.
SdKfz 138/1 Grille
Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) - САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой
и передним расположением рубки.
Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) - САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой
и задним расположением рубки.
Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) - ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
Aufklärungspanzer 38 (t)
SdKfz 141/1 - разведывательный танк с 20-мм орудием в башне, взятой от
бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. В 1944 году выпущено 70 машин (февраль - 37, март -
33). №№ в диапазоне 3105 - 3416.
8 cm Gr.W. - прототип самоходного миномёта.
Jagdpanzer 38(t) - истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
G-13 - швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией
Швейцарии после войны.
TNH n.A
В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art - лёгкий
разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на
основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел
радиостанцию. Производился в 1941-1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов,
первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж - 4 чел; длина - 5000
мм, ширина - 2500 мм, высота - 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и
двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л.
с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.
В культуре
Pz.Kpfw.38(t) из Кубинки можно увидеть в российском художественном фильме
Дмитрия Месхиева «Свои» 2004 года. Этот же танк производит один выстрел в
эпизоде фильма режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие...» 2015 года.
В других эпизодах вместо реального танка снялась реплика Pz.Kpfw.38(t),
созданная подполковником запаса Вячеславом Верёвочкиным.
Стендовый моделизм
PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые
модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Макет (Россия), Тамия (Япония),
Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются
модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой
Zvezda (Россия).
Операторы
Нацистская Германия
Болгария - 10 шт. переданы Германией для болгарской армии.
Венгрия - в начале 1942 года 108 танков Pz.Kpfw.38(t) были переданы для
укомплектования 1-й полевой танковой дивизии, которая в дальнейшем в составе 2-й
венгерской армии принимала участие в боях на Дону летом - зимой 1942-43 гг. Ещё
минимум 3 танка были получены для восполнения потерь.
Словакия - в 1940-1943 гг. немцы передали Словакии 37 новых танков
Pz.Kpfw.38(t), а в 1943-44 гг. - ещё 37 отремонтированных танков Pz.Kpfw.38(t)
различных модификаций.
Румыния - в 1943 году поставлено 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw.
38(t) Ausf. A, B и C.
СССР (трофейные)
Швейцария - 24 танка были проданы в Швейцарию в начале 1939 года без вооружения,
где получили обозначение Panzerwagen-39. Вооружение в виде пулемётов и 24-мм
автоматического орудия с магазинной зарядкой местного производства швейцарцы
устанавливали сами. Первоначально танки были оснащены двигателями Scania-Wabis,
позднее переоборудованы швейцарскими Saurer.
wikipedia.org (ru)