LT vz.38 / Pz.38 (t) - Легкий танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Славянская броня Гитлера / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2009. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
ЛЕГКИЙ ТАНК Pz.38 (t)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
055-е фото
056-е фото
Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в
г. Баньска-Быстрица.
23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с
участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института
техники и аэронавтики и командиров танковых полков. Обсуждался вопрос о том,
стоит ли заказывать новую партию танков LT vz.35 или отдать предпочтение другой
боевой машине. Мнения присутствовавших разделились: часть из них выступила в
поддержку шкодовского танка, однако большинство, и в первую очередь строевые
офицеры-танкисты, высказались против LT vz.35. Ими был озвучен большой список
конструктивных недоработок - критиковались недостаточная проходимость машины,
малый запас хода, плохие условия работы экипажа и многое другое. В итоге
постановили: танки LT vz.35 для чехословацкой армии впредь не заказывать, а
изготовить и испытать опытные образцы перспективных легких танков.
В рамках этого решения фирма Škoda занялась серьезной модернизацией серийного LT
vz.35 и, кроме того, приступила к проектированию новой машины Š-II-а-2. Фирма
ČKD также предложила вариант модернизации своего танка LT vz.34, оснастив его
новым двигателем и планетарной коробкой передач Praga-Wilson. Помимо этого,
конструкторы ČKD начали работу над двумя новыми проектами. Один создавался на
базе танка LTL, разработанного для Литвы, другой - на основе танка TNHPS,
заказанного армией Ирана.
Следует отметить, что TNHPS по сути представлял собой модернизированный легкий
танк TNH, изготовленный фирмой ČKD в конце 1935 года и предназначавшийся для
экспорта. Его главным конструктором был инженер Александр Сурин - русский
эмигрант, работавший на ČKD с начала 1920-х годов. Танк имел классическую
компоновку с передним расположением трансмиссии, опорные катки большого диаметра
и подвеску на листовых рессорах. На нем устанавливались шведский лицензионный
двигатель Scania-Vabis 1664 и планетарная коробка передач Praga-Wilson,
выпускавшаяся в Чехословакии по лицензии английской фирмы Rolls-Royce.
Первыми представили на испытания танки ČKD: 19 января 1938 года - TNHPS, а
спустя неделю - модернизированный LT vz.34; за ними, во второй половине марта,
последовали два модернизированных образца LT vz.35; Š-II-a-2 и LTL на испытания
вообще не поступили.
К 28 апреля шкодовские танки прошли 2814 и 3419 км, при этом у них вновь
выявилось множество дефектов, приведших в итоге к выходу машин из строя.
Модернизированный LT vz.34 преодолел 5118 км и продемонстрировал хорошую
проходимость. Несмотря на то что в его конструкцию было внесено много
усовершенствований, дефекты, особенно в системе управления, по-прежнему имели
место. К тому же бронезащита машины составляла всего 15 мм. Комиссия,
проводившая испытания, отвергла этот вариант в качестве перспективного, но
рекомендовала внедрить все изменения на 50 танках LT vz.34, состоявших на
вооружении чехословацкой армии.
Всю программу испытаний почти без замечаний прошел лишь TNHPS. Пробег танка
составил 5584 км, из них 1954 км - по пересеченной местности. В день машина
проходила 160-210 км. В течение трех месяцев не произошло ни одной
сколько-нибудь серьезной поломки, а мелкие неисправности удавалось устранить
прямо в поле. Результаты испытаний позволили комиссии рекомендовать танк к
принятию на вооружение. Заказ на производство новых танков обычно выдавался лишь
после завершения испытаний всех представленных образцов. Однако в данном случае,
с учетом осложнившейся международной обстановки, министерство обороны
форсировало события, выдав заказ фирме ČKD на выпуск 150 танков уже 20 апреля
1938 года. Машина получила армейское обозначение LT vz.38. Поскольку
производственных возможностей фирмы ČKD оказалось недостаточно, то к выпуску
нового танка предполагалось привлечь фирмы Škoda, Walter, Tatra и другие. После
уточнения стоимости контракта (общая сумма составила 92 993 100 крон - около 3,7
млн. долларов США) заказ был окончательно утвержден 22 июля 1938 года.
057-е фото
Прототипы танка TNH (слева) и танкетки AH-IV (справа) во дворе фирмы ČKD.
Сентябрь 1935 года. Обе машины изготовлены из простой стали.
Тем временем испытания продолжались. К 11 июня TNHPS прошел 7185 км,
продемонстрировав высокую надежность ходовой части и силовой установки. Решился
и вопрос с вооружением - на машину установили недавно разработанную фирмой Škoda
37-мм пушку А7 (армейский индекс UV vz.38).
История распорядилась так, что производство LT vz.38 началось тогда, когда
заказчик, армия Чехословакии, прекратила свое существование, то есть после
германской оккупации в марте 1939 года, и танк был принят на вооружение армии…
захватчиков. В Вермахте машина получила обозначение Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.А
(широко употребляются и упрощенные наименования - Pz.38 (t) или 38 (t)).
Любопытно отметить, что немцы до оккупации Чехии и Моравии не располагали
никакой информацией об TNHPS, но германские специалисты сумели по достоинству
оценить боевые качества новых танков. В период со 2 по 6 мая 1939 года на заводе
ČKD работала комиссия Управления вооружений под руководством подполковника
Олбриха, отвечавшего за разработку перспективных образцов бронетанковой техники.
Комиссия быстро приняла решение приобрести для Вермахта все 150 единиц,
заказанных ранее чехословацкой армией. Спустя десять дней на фирме ČKD, вскоре
переименованной немцами в ВММ (Böhmisch Mährische Maschinenfabrik AG), начала
работать немецкая военная приемка. Последний танк из первой серии был принят
немцами 23 ноября 1939 года.
058-е фото
Инженеры танкового КБ фирмы ČKD у одного из первых танков TNH из иранского
заказа. 1936 год. Второй слева - Александр Сурин.
МОДИФИКАЦИИ
Идентификация танков Pz.38 (t) различных модификаций затрудняется их большим
внешним сходством и отсутствием существенных отличий. В процессе ремонтов на
танки более ранних вариантов устанавливались башни позднего образца. Машины
оснащались новыми ящиками для снаряжения. Отличить одну модификацию от другой
порой можно только по количеству и расположению болтов, соединявших броневые
листы корпуса и башни.
Славянская броня Гитлера / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2009. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Производство танков Pz.38 (t)
065-е фото
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.
КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с
помощью клепки. До высоты 1 м все клепаные соединения выполнялись
водонепроницаемыми. Лобовые листы имели толщину 25 мм, бортовые и наклонные - 15
мм. Толщина листов, располагавшихся с наклоном более 30°, - 12 мм. Днище и крыша
корпуса защищались 8-мм броней. Броневым прикрытием обеспечивались и опорные
катки, диски которых имели толщину 6 мм.
25-мм броневые листы защищали танк от 20-мм бронебойных снарядов пушки «Эрликон»
на дистанциях свыше 250 м. Что касается противотанкового ружья vz.31, то его
пулю 25-мм и 15-мм листы выдерживали на любой дистанции; 12-мм броня пробивалась
с дальности до 100 м, а 8-мм - со 125 м.
Между боевым и силовым отделениями была установлена моторная огнеупорная
перегородка толщиной 5 мм с двумя люками для доступа из боевого отделения к
агрегатам двигателя. Со стороны силового отделения моторная перегородка
покрывалась асбестом.
Механик-водитель и радист располагались в передней части боевого отделения:
первый - справа, второй - слева.
066-е фото
Отделение управления танка LT vz.38. Справа место механика-водителя, слева -
стрелка-радиста.
Перед механиком-водителем в лобовом листе корпуса находился прибор наблюдения
размерами 203х82 мм, оборудованный поворотным эпископом, который мог
фиксироваться в любом положении, а при необходимости заменяться стеклоблоком
«триплекс» толщиной 50 мм. Снаружи прибор защищала откидная броневая крышка
толщиной 28 мм со смотровой щелью. Крышка имела механизм согласования: когда
эпископ снимался, она автоматически закрывалась, и открыть ее было можно только
после установки стеклоблока. Справа от механика-водителя в бортовом листе
корпуса был установлен неподвижный эпископ такого же типа, что и смонтированный
в командирской башенке, он также мог заменяться стеклоблоком. В распоряжении
радиста имелся смотровой прибор более простого типа и меньшего размера (130x60
мм) - со стеклоблоком и откидной броневой крышкой.
В центре лобового листа монтировалась шаровая установка курсового пулемета,
допускавшая ведение огня по горизонту в секторе 28°. Угол возвышения составлял
+10°, склонения -10°. Телескопический прицел пулемета был встроен в прибор
наблюдения механика-водителя. Правда, ведение огня допускалось только при
открытой крышке смотрового прибора. Спуск осуществлялся с помощью троса Боудена.
067-е фото
Компоновочная схема танка LT vz.38 (продольный разрез):
1 - 37-мм пушка; 2 - 7,92-мм пулемет ZB vz.37; 3 - перископический прибор
наблюдения; 4 - двигатель; 5 - радиатор; 6 - вентилятор; 7 - глушитель; 8 -
курсовой пулемет ZB vz.37; 9 - ящик с 37-мм выстрелами; 10 - огнетушитель; 11 -
буксирный крюк; 12 - коробка передач; 13 - сиденье стрелка-радиста; 14 - тележка
подвески; 15 - коробки с пулеметными патронами; 16 - опорный каток; 17 -
командирская башенка; 18 - сиденье наводчика.
068-е фото
Компоновочная схема танка LT vz.38 (план):
1 - ведущее колесо; 2 - рычаги управления; 3 - поддерживающий каток; 4 -
рессора; 5 - сиденье механика-водителя; 6 - карданный вал; 7 - топливные баки; 8
- воздушный фильтр; 9 - аккумулятор; 10 - направляющее колесо.
Механик-водитель мог стрелять из курсового пулемета, предварительно зафиксировав
его в центральном положении. При этом эффективный огонь велся на дистанции 300
м.
Для посадки механика-водителя и радиста в танк служил прямоугольный люк,
расположенный в передней части крыши подбашенной коробки и закрывавшийся
двухстворчатой крышкой.
069-е фото
Лобовая часть корпуса танка Pz.38 (t) Ausf.A.
Башня размещалась над средней частью корпуса танка на башенном погоне с
диаметром в свету 1265 мм. На крыше башни устанавливалась неподвижная
цилиндрическая командирская башенка диаметром 570 мм. Толщина ее стенок - 15 мм,
крыши - 8 мм. Башенка была оборудована четырьмя эпископами. Кроме того, в
распоряжении командира имелся монокулярный перископический прибор наблюдения с
полем зрения 20° и 2,6-кратным увеличением. Помимо посадочного люка, в крыше
башенки выполнялись два лючка - для флажковой сигнализации днем и световой
сигнализации ночью.
В лобовом листе башни имелись амбразуры для установки пушки, пулемета и
телескопического прицела.
070-е фото
Корпус танка Pz.38 (t) Ausf.G в цехе завода ВММ.
071-е фото
Башня танка Pz.38 (t) Ausf.А.
ВООРУЖЕНИЕ. На танке устанавливалась 37-мм пушка UV vz.38 (заводское обозначение
фирмы Škoda - А7, обозначение в Вермахте - KwK (t) L/47,8) с длиной ствола 50
калибров (1858 мм). Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором,
обеспечивавшим скорострельность до 15 выстр./мин. Угол возвышения составлял
+25°, склонения -10°. Масса орудия - 275 кг.
Для стрельбы из пушки использовались два типа выстрелов: с бронебойными и
осколочно-фугасными снарядами. Масса выстрела с бронебойным снарядом - 1,47 кг,
масса снаряда - 0,85 кг, начальная скорость - 750 м/с, дальность выстрела - 1500
м. Масса выстрела с осколочно-фугасным снарядом была несколько меньше - 1,42 кг
при массе снаряда 0,825 кг; начальная скорость - 730 м/с; дальность выстрела при
угле возвышения 5° - 4000 м. С 1940 года использовались также выстрелы PzGr 40 с
подкалиберными снарядами, имевшими массу 0,368 кг и начальную скорость 1040 м/с.
Боекомплект пушки включал 90 выстрелов. Большая его часть размещалась в нише
башни в восьми металлических магазинах по шесть выстрелов в каждом. На магазинах
с бронебойными выстрелами (5 шт.) наносилась специальная маркировка в виде
широкой белой полосы.
Танк вооружался двумя тяжелыми пулеметами ZB. vz.37 калибра 7,92 мм производства
фирмы Československa Zbrojovka Brno, обозначение в Вермахте - MG 37 (t): один -
в шаровой установке в лобовом листе корпуса; другой - в такой же установке в
башне, справа от пушки. Башенный пулемет мог наводиться как совместно с орудием,
так и независимо от него.
Пулемет ZB. vz.37 имел массу 18,97 кг и общую длину в танковом варианте - 1023
мм. Начальная скорость пули составляла 793 м/с, темп стрельбы - 500-700
выстр./мин. Питание - ленточное. Боекомплект пулеметов - 2700 патронов,
размещенных в девяти коробках по 300 патронов в каждой. Три коробки с
бронебойными патронами имели маркировку в виде широкой белой полосы.
Горизонтальное наведение пушки и пулемета осуществлялось поворотом башни. Ее
вращение было возможно двумя способами: механизмом поворота (за один оборот
маховика башня поворачивалась на 3°) или, при его блокировке, с помощью
плечевого упора пушки.
072-е фото
Башня танка Pz.38 (t) Ausf.E/F крупным планом.
Бронепробиваемость 37-мм снарядов
073-е фото
074-е фото
Установка вооружения в лобовом листе башни.
ДВИГАТЕЛЬ. На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный
рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga ЕРА мощностью 125 л. с. при 2000
об/мин. Рабочий объем 7754 см3. Ход поршня - 136 мм. Диаметр цилиндра - 110 мм.
Степень сжатия - 1:6,2.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом не менее 74. Допускалось также
применение спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два
основных бензобака емкостью 110 л каждый и один вспомогательный емкостью 40 л.
Подача топлива осуществлялась с помощью двух насосов - механического мембранного
и электрического Autopulse. Двигатели танков Pz.38 (t) Ausf.А - D оснащались
одним карбюратором Solex 48 FNVP, Ausf.Е - G - двумя карбюраторами Solex 46
FNVP. Расход топлива при движении по шоссе составлял 80 л на 100 км, по
пересеченной местности - 125 л на 100 км.
Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером.
Система охлаждения - жидкостная. Радиатор емкостью 50 л находился в силовом
отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за
радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя.
Запускался двигатель электростартером Bosch мощностью 3 л. с.
Зажигание - от двух магнето Bosch Vertex напряжением 12 В.
075-е фото
Танк Pz.38 (t) Ausf.G - вид с кормы. Хорошо видны глушитель и размещенный под
ним кожух прибора дымопуска.
ТРАНСМИССИЯ. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с
помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала.
Коробка передач Praga-Wilson - планетарная, пятискоростная, с предварительным
выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42
км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч.
Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые
передачи и тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных
обрезиненных опорных катков большого диаметра (775 мм), сблокированных попарно в
две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах.
Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом
находилось впереди. Направляющее колесо диаметром 535 мм располагалось сзади. С
каждого борта имелось по два обрезиненных одинарных опорных катка. Каждая
гусеница включала 94 трака шириной 293 мм, шаг трака - 104 мм.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. В варианте для чехословацкой армии на танке устанавливалась
радиостанция vz.37 с дальностью действия 4 км и возможностью работы только в
телеграфном режиме. Немцы оборудовали Pz.38 (t) телефонной радиостанцией Fu 5.
076-е фото
Pz.Bef.Wg.38 (t). Чертеж выполнил В. Мальгинов.
Славянская броня Гитлера / Михаил Барятинский :
Яуза : Эксмо, 2009. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Германия
Танки LT vz.38 были формально приняты на вооружение, но в подразделения
чехословацкой армии поступить не успели - 15 марта 1939 года Чехию и Моравию
оккупировали немецкие войска. Новым заказчиком этих боевых машин стал
гитлеровский Вермахт, и не случайно. Собственное танковое производство в
Германии сильно отставало от потребностей армии. Так, например, общий заказ на
средние танки Pz.III составлял 2538 единиц, из которых к 1 марта 1939 года в
войска должно было поступить 244. Однако реально военные приняли только 45
машин! В такой ситуации немцы не могли оставить без внимания боевую машину,
серийное производство которой практически уже началось. И хотя LT vz.38 не во
всем соответствовал немецким стандартам, на это можно было закрыть глаза, ведь
по вооружению и бронированию легкий чехословацкий танк был аналогичен среднему
немецкому Pz.III. Поэтому уже к августу 1939 года Pz.38 (t) укомплектовали 67-й
танковый батальон 3-й легкой дивизии Вермахта, которая накануне Польской
кампании входила в состав 15-го легкого корпуса 10-й полевой армии группы армий
«Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма ВММ изготовила 78 Pz.38 (t), 57
из них поступили в 67-й батальон - 55 Pz.38 (t) и 2 Pz.Bef.38 (t).
3-я легкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую
оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя,
где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою,
закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38 (t).
После форсирования р. Пилица 3-я легкая дивизия участвовала в операции по
пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах
сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской
кампании. За время боев было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38 (t).
После завершения боевых действий в Польше все легкие дивизии Вермахта
переформировали в танковые. 3-я легкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й
танковый батальон развернули в 10-й танковый полк.
По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и
Норвегии приняли участие 15 танков Pz.38 (t). Накануне Французской кампании
(операция «Гелб») танки Pz.38 (t) имелись в составе 7-й и 8-й немецких танковых
дивизий. По состоянию на 10 мая 1940 года в первой из них насчитывалось 34 танка
Pz.I, 68 Pz.II, 91 Pz.38 (t), 24 Pz.IV и 8 Pz.Bef.38 (t); во второй - 58 Pz.II,
116 Pz.38 (t), 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38 (t).
082-е фото
Танки Pz.38 (t) Ausf.А во время транспортировки на грузовом автомобиле Faun
L900D567 и прицепе Sd.Anh.116. Автострада Бреслау - Лигниц (Вроцлав - Легница),
Силезия, сентябрь 1939 года.
В боях особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал
генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз 7-я танковая 15 мая близ
Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1. DCR).
Конечно же, легкие Pz.38 (t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжелых
французских В1bis. Они выиграли бой за счет превосходства в тактике, маневре, а
также инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой
дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я
танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные
силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточенные, но
безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Завершилась Французская
кампания для дивизии в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у
Ретеля и Шамона ее главным противником стала 3-я французская механизированная
дивизия (3. DLM).
083-е фото
Легкий танк Pz.38 (t) Ausf.А из состава 67-го танкового батальона 3-й легкой
дивизии. Польша, сентябрь 1939 года.
084-е фото
Колонна танков Pz.38 (t) из 7-й танковой дивизии на привале. Франция, июнь 1940
года.
085-е фото
Pz.38 (t) Ausf.А 7-й танковой дивизии во Франции, май 1940 года.
За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких
боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны
безвозвратно.
В апреле 1941 года танки Pz.38 (t) 8-й танковой дивизии приняли участие в
операции «Марита» - нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с
территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население
которой встречало немцев как освободителей. Окончание боев на Балканах,
последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в
Сараево, потеряв за время операции семь танков.
Боевой состав немецких танковых дивизий, вооруженных танками Pz.38 (t), на 22
июня 1941 года
086-е фото
В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из
них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая - Pz.35 (t), остальные -
Pz.38 (t).
Четыре танковых дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой
группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе
4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»).
3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й
и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке
многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же
день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и
начали отходить на северо-восток. Немецкие танки захватили мосты через Неман, и
днем 22 июня устремились к г. Алитусу.
087-е фото
Экипаж командирского танка Pz.Bf.Wg.38 (t) Ausf.А за чисткой орудия. Франция,
1940 год.
На этом направлении достойный отпор немецким частям в первый день войны дала 5-я
танковая дивизия 3-го механизированного корпуса Красной Армии. Во второй
половине дня 22 июня к Алитусу, на восточной окраине которого дивизия занимала
оборону, подошла 7-я немецкая танковая дивизия. На правом берегу Немана
развернулся встречный танковый бой. С советской стороны в нем принимало участие
значительное количество средних танков Т-34 и Т-28. Большинство последних,
правда, было сильно изношено и по этой причине использовалось для ведения огня с
места. Однако остановить немецкое наступление не удалось. 5-я танковая несла
большие потери, не хватало горючего и боеприпасов, была нарушена связь между
частями и подразделениями, которые ночью стали отходить на Вильнюс.
088-е фото
Танки Pz.38 (t) 8-й танковой дивизии на одной из улиц Парижа. Июнь 1940 года. На
переднем плане командирский танк, оснащенный рамочной антенной.
Встречный танковый бой под Алитусом 22 июня 1941 года - первое столкновение
такого рода в Великой Отечественной войне. Командование немецкой 3-й танковой
группы в своем докладе в штаб группы армий «Центр» дало этому бою следующую
характеристику: «Вечером 22 июня 7-я танковая дивизия вела крупнейшую танковую
битву за период этой войны восточнее Олита (так в немецком документе - прим.
авт.) против 5-й танковой дивизии. Уничтожено 70 танков и 20 самолетов (на
аэродроме) противника. Мы потеряли 11 танков».
089-е фото
«Поход на Восток» начался! Колонна танков Pz.38 (t) 7-й танковой дивизии
Вермахта движется по советской земле. Июнь 1941 года.
Следует отметить, что в этом докладе немцы указали только свои безвозвратные
потери, а у советской стороны - общие.
Учитывая, что на один безвозвратно потерянный танк приходится три-четыре
подбитых, можно утверждать, что общие потери 7-й танковой дивизии составили
40-50 боевых машин. Однако поле боя осталось за немецкими войсками, а
следовательно, они имели возможность отремонтировать большинство поврежденных
танков и вновь ввести их в строй. Наши же поврежденные машины, захваченные
противником, автоматически попадали в разряд безвозвратных потерь.
Несмотря на большие потери советские войска оказывали противнику ожесточенное
сопротивление. Об этом можно судить по следующим фактам. По состоянию на 10
сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38
(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й
танковой дивизии имелось 78 боеготовых Pz.38 (t) (безвозвратно потеряно 20
танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38 (t)
(47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в
строю 57 исправных Pz.38 (t) (безвозвратные потери - 21 танк), а в 20-й - 52
(безвозвратные потери - 37 танков). И все эти названные цифры потерь только по
одному типу боевых машин!
090-е фото
Pz.38 (t) Ausf.F на улице белорусской деревни. Судя по тактическому значку рядом
с крестом, эта машина также принадлежит 7-й танковой дивизии. Начало июля 1941
года.
Тем не менее, 3-я танковая группа продолжала продвигаться вглубь советской
территории. Через Ржев, Калинин и Клин ее танки наступали на Москву, охватывая
столицу с севера. В конце ноября 1941 года подразделения 56-го танкового корпуса
(6-я и 7-я танковые и 14-я моторизованная дивизия), нанося удар в слабое место
обороны советских войск - стык между 30-й и 16-й армиями, вышли к каналу Москва
- Волга. Боевая группа под командованием полковника Мантойфеля (6-й стрелковый и
25-й танковый полки) в ночь на 28 ноября завладела мостом в Яхроме, закрепилась
на правом берегу канала и начала продвижение в сторону Дмитрова, где находились
армейские штабы. Командующий 1-й ударной армией генерал-лейтенант В. И. Кузнецов
бросил против прорвавшихся немецких танков единственную реальную силу,
оказавшуюся в его распоряжении в тот момент, - бронепоезд № 73 войск НКВД по
охране железных дорог. В состав бронепоезда входили бронепаровоз и два
мотоброневагона Д-2, вооруженные двумя 76-мм пушками каждый. Выйдя к мосту,
бронепоезд открыл огонь. Сразу же загорелись три танка Pz.38 (t), остальные
открыли огонь прямой наводкой. Для более успешного маневрирования и увеличения
сектора обстрела командир бронепоезда капитан Ф. Д. Малышев приказал отцепить
один мотоброневагон и вывести его на параллельный путь. Теперь немецким
танкистам приходилось вести огонь по двум целям. Им удалось подбить
бронепаровоз, а один мотоброневагон был вынужден отойти к Дмитрову. После
быстротечного ремонта он вернулся на поле боя, который продолжался до темноты.
Немцы потеряли в этом бою 12 танков, 24 автомашины и не менее 700 солдат и
офицеров. 29 ноября контратакой 123-го и 133-го отдельных танковых батальонов,
29-й и 44-й стрелковых бригад при поддержке артиллерии немцев удалось отбросить
на западный берег канала. 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал,
противник на этом участке перешел к обороне.
091-е фото
Красноармейцы осматривают подбитый танк Pz.38 (t) Ausf.G из состава 20-й
танковой дивизии. Обращает на себя внимание ствол пушки вражеского танка,
пробитый советским снарядом! Западный фронт, июль 1941 года.
По воспоминаниям немцев, даже погода в те дни благоприятствовала русским. Во
второй половине дня 27 ноября в течение всего каких-нибудь двух часов
температура упала до 40° ниже нуля. Зимнюю экипировку солдат и офицеров
Мантойфеля составляли на тот момент лишь вязаные шерстяные шлемы, надеваемые под
каску, легкие и короткие шинели да узкие сапоги. Сражаться в такой одежде в
сорокаградусный мороз было бы невозможно. Следует отметить, что зимой 1941/42
года до 40 % германских солдат на передовой страдали от обморожения ног.
Но мороз выводил из строя не только солдат, но и технику. В двигателях замерзало
масло, отказывались стрелять карабины, автоматы и пулеметы, танковые моторы не
заводились. Надо ли удивляться, сетуют немцы, что при таком раскладе боевой
группе Мантойфеля, несмотря на все старания, не удалось удержать Яхромский
плацдарм, когда на него обрушились солдаты советской 1-й ударной армии,
облаченные в зимние шинели и валенки. Стволы русских автоматов выглядывали из
меховых чехлов, а затворы пулеметов были смазаны зимним маслом. Ничто не мешало
русским сражаться. Если надо, они могли часами лежать на снегу, скрытно
подползать к немецким аванпостам и уничтожать их. Пехоту поддерживали Т-34,
тогда как в распоряжении 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии остались
только Pz.38 (t) с 37-мм пушками и несколько Pz.IV с 75-мм орудиями.
1-я ударная армия в течение 1 декабря форсировала канал, отбросила противника с
западного берега и захватила плацдарм юго-западнее Яхромы. В последующие четыре
дня советские войска вели здесь встречные бои с немецкими частями. В итоге этих
боев войска 1-й ударной армии нанесли немецким частям серьезные потери,
окончательно сорвав их попытки выйти на восточный берег канала имени Москвы. В
эти дни 7-я танковая дивизия потеряла почти все свои Pz.38 (t) и позже была
перевооружена танками немецкого производства. Общие же потери Вермахта в танках
Pz.38 (t) за 1941 год составили 796 единиц.
092-е фото
Pz.38 (t) Ausf.A (либо Ausf.В ранних выпусков), подбитый советскими войсками в
Белоруссии, 1941 год. Эту машину отличают антенный ввод чехословацкого типа и
амбразура прицела раннего образца с одним отверстием.
В начале 1942 года наибольшим количеством танков этого типа располагала вновь
сформированная 22-я танковая дивизия. Ее боевое крещение состоялось в марте
1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем
тумане части дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями,
смешались и понесли большие потери. Возможность реабилитироваться у нее
появилась в начале мая 1942 года в ходе операции, проводимой 11-й армией фон
Манштейна, по ликвидации советского плацдарма на Керченском полуострове. В ночь
с 7 на 8 мая немецкая пехота пошла на штурм позиций 44-й армии Крымского фронта.
Совместно с десантом, высаженным со штурмовых лодок, пехотинцы сумели овладеть
первой линией обороны советских войск и, что было их главной задачей,
противотанковым рвом шириной 10 м, тянувшимся вдоль всей линии фронта. В книге
военного историка Пауля Кареля «Восточный фронт» дальнейшие события описаны
таким образом: «Танковые роты и бронетранспортеры, быстро развернувшись, ударили
по вторым и третьим рубежам советской обороны, сломили сопротивление противника,
вышли к повороту дороги на Арма-Эли и обрушились прямо на район сосредоточения
советской танковой бригады.
Как и планировалось, теперь 22-я танковая дивизия повернула в северном
направлении, в тыл двум советским армиям, которые еще вели бои с 46-й пехотной
дивизией и румынскими бригадами. Все шло в соответствии с замыслом Манштейна. Но
тут вдруг ситуация поменялась. Ближе к вечеру 9 мая начался сильный дождь. За
несколько часов грунтовые дороги и глинистая почва по обочинам превратились в
непролазную трясину. В ней безнадежно вязли колесные вездеходы и грузовики,
способность передвигаться сохраняла лишь техника на гусеничном ходу. Воля
Манштейна столкнулась с силами природы.
Бронированные боевые машины 22-й танковой дивизии продолжали наступление до
глубокой ночи, а затем заняли позиции для круговой обороны. Когда забрезжил
рассвет нового дня, 10 мая, они находились уже в глубоком тылу советской 51-й
армии. Немцы отразили мощную атаку противника с привлечением крупных соединений
бронетехники. Поднявшийся ветер скоро высушил землю. Дивизия продолжила движение
на север. 11 мая она находилась в Ак-Монай у моря и, следовательно, в тылу
советской 47-й армии».
К началу немецкого летнего наступления, помимо 22-й танковой дивизии, танки
Pz.38 (t) имелись еще в шести соединениях Вермахта.
093-е фото
Командирский танк Pz.Bf.Wg.38 (t) звена «рота - батальон». Лето 1941 года. Ствол
орудия, по-видимому, отбит попаданием снаряда. Растянутый на броне флаг со
свастикой, облегчал опознавание машин немецкой авиацией.
Боевой состав танковых соединений, имевших на вооружении Pz.38 (t) (на конец
июня - начало июля 1942 года)
094-е фото
Что же касается 22-й танковой дивизии, то осенью 1942 года она входила в состав
48-го танкового корпуса 4-й танковой армии генерала Гота. В сентябре корпус
временно вывели из состава армии и перебросили в район южнее г. Серафимовича, в
тыл 3-й румынской армии. 22-я дивизия, составлявшая основу сил корпуса (помимо
нее в корпус входила 1-я румынская танковая дивизия), несмотря на приказ
командования сухопутных войск, еще не была перевооружена немецкими танками
взамен чехословацких Pz.38 (t). Состояние дивизии, занимавшей позиции на тихом
участке фронта, было достаточно плачевным. Техника ее 204-го танкового полка
была укрыта в глубоких окопах и защищена от мороза соломой. Горючего танкисты не
получали, а потому проверять двигатели не могли. Когда был получен приказ о
выдвижении к линии фронта и танки пришлось спешно выводить из окопов, удалось
завести моторы только 39 из 104 машин, да и то с трудом. На марше танки часто
выходили из строя из-за неисправности электрооборудования. Как выяснилось, мыши,
которые завелись в соломе, попросту съели часть электропроводов. В результате
дивизия вышла на исходные позиции, имея 31 боевую машину. Позже подтянулись еще
11. Из этих сил была сформирована боевая группа, которая 19 ноября 1942 года, в
первый день советского контрнаступления под Сталинградом, в районе Песчаного
втянулась в упорные бои с 1-м танковым корпусом Красной Армии. Поскольку соседи
22-й дивизии слева и справа - румынские пехотные дивизии - стремительно
отступали, танкисты оказались под угрозой окружения, и им также пришлось
отходить за реку Чир. Здесь из разрозненных румынских и немецких частей новый
начальник штаба 3-й румынской армии полковник Венк создавал фронт, призванный
закрыть 200-км брешь, образовавшуюся в результате советского наступления. Вот
что сам Венк вспоминал по этому поводу: «Я доложил о своем прибытии
генерал-полковнику Думитреску. С помощью переводчика меня ознакомили с
обстановкой. Она выглядела совершенно безнадежной. На следующее утро я на
„Физилер Шторхе“ вылетел на фронт в излучину Чира. От румынских частей там мало
что осталось. Где-то западнее Клетской, на Дону, все еще держались части храброй
группы Ласкария. Остальные наши союзники улепетывали без оглядки. С имевшимися в
нашем распоряжении средствами остановить отступление мы не могли. Поэтому мне
пришлось полагаться на остатки 48-го танкового корпуса, на части Люфтваффе, на
тыловые подразделения 6-й армии, которые сколачивали в боевые группы энергичные
офицеры, и на солдат 6-й и 4-й танковых армий, постепенно возвращавшихся из
отпусков. Сначала войска по дуге Дон - Чир на участке в несколько сот километров
состояли только из нескольких боевых групп, из собранных где попало сводных
формирований, сколоченных из тыловых служб и ремонтников 6-й армии, а также из
танковых экипажей и танковых рот без танков, из саперов и военнослужащих войск
ПВО. К ним позднее добавились главные силы 48-го танкового корпуса, которые
пробились на юго-запад 26 ноября. Но я не мог установить контакта с танковым
корпусом генерал-лейтенанта Гейма до тех пор, пока 22-я танковая дивизия не
проложила себе путь к южному берегу Чира. Боевая группа этой дивизии встала
прочной скалой в боях на Дону и Чире. Своими молниеносными контратаками в те
трудные недели она снискала себе высокую репутацию у пехотинцев, став настоящей
легендой. Конечно, через несколько дней в группе осталось только шесть танков,
двенадцать бронетранспортеров и одна 88-мм зенитка. Командир группы, полковник
фон Оппельн-Брониковский, сидя в своем танке Pz.38 (t), руководил действиями
своей части с самой передовой в кавалерийском стиле. Эта танковая группа
действовала на Чире как пожарная команда».
095-е фото
Брошенные при отступлении танки Pz.38 (t). Район Тихвина, декабрь 1941 года.
Из приведенного отрывка видно, что даже остатки разгромленных немецких
соединений, оснащенные далеко не самыми современными танками, благодаря высокому
уровню боевой подготовки и традиционной для германской армии дисциплине,
представляли собой внушительную силу.
096-е фото
Листовка военных лет - руководство для бойцов Красной Армии (вверху). Трофейные
танки Pz.38 (t) после ремонта и замены пулеметного вооружения на отечественное
активно использовались частями Красной Армии. На фото внизу - эшелон с
трофейными танками направляется на фронт. Август 1942 года.
097-е фото
Что же касается танков Pz.38 (t), то весной 1943 года их практически изъяли из
боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они
имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях - три и девять единиц
соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204
боеготовых танка этого типа.
К этому времени часть машин в ходе ремонта была переоборудована в
самоходно-артиллерийские установки. Танковые башни использовались на различных
фортификационных сооружениях в качестве огневых точек. К лету 1944 года их
насчитывалось 351 единица. Значительное количество танков Pz.38 (t) несло службу
в охранных и полицейских соединениях на оккупированных территориях, а также в
составе германских бронепоездов. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем
статистика по Pz.38 (t) заканчивается) в Вермахте числилось еще 229 боевых машин
этого типа.
098-е фото
Колонна танков Pz.38 (t) 22-й танковой дивизии выдвигается на исходные позиции.
Крым, май 1942 года.
Словакия
С весны 1940-го до начала 1941 года словацкая армия получила 37 танков Pz.38 (t)
Ausf.S. Все они вошли в состав Мобильной бригады - единственного моторизованного
соединения словацкой армии, принявшего участие в операции «Барбаросса». В период
летних боев 1941 года два танка Pz.38 (t), получивших словацкое обозначение
LT-38, были потеряны. Бригаду вернули в Словакию и позже на ее базе сформировали
дивизию.
Словацкая охранная дивизия, воевавшая против партизан на Украине, в апреле 1943
года получила роту из пяти LT-38. Эти танки участия в боях не принимали, а
использовались главным образом для охраны штаба дивизии.
Смешанная рота из шести LT-38 и шести LT-40 в составе Мобильной дивизии в
октябре 1942 года прибыла на Северный Кавказ. В ходе советского наступления
весной 1943 года и последовавшей за ним эвакуации немецких и словацких войск в
Крым почти все эти танки были потеряны.
099-е фото
Танки Pz.38 (t) Ausf.S словацкой армии во время тактических занятий.
Очередную партию из 58 единиц словаки заказали в июне 1943 года. Однако немцы
передали им только 37 танков разных модификаций, по-видимому, из числа
проходивших ремонт. Эти машины находились на территории Словакии и впервые пошли
в бой только в августе 1944 года, когда началось Словацкое национальное
восстание. Правда, воевали они уже с немецкими войсками и почти все были
уничтожены.
Румыния
Единственная крупная партия танков Pz.38 (t) - 50 единиц - была поставлена в
Румынию в 1943 году в рамках программы восполнения потерь, понесенных румынскими
танковыми частями под Сталинградом. Однако наиболее боеспособное танковое
соединение румынской армии - дивизия «Великая Румыния» - была оснащена в
основном бронетанковой техникой германского производства.
На базе танка Pz.38 (t) в Румынии разработали противотанковую САУ ТАСАМ Т38,
оснащенную трофейной советской пушкой ЗИС-3. Конструктивно она была подобна
немецкой САУ «Мардер». Из-за отсутствия достаточного количества орудий программа
строительства этих машин не была осуществлена.
100-е фото
Лобовой лист башни.
Болгария
Танки Pz.38 (t) болгарская армия получила в период с сентября 1943 по февраль
1944 года, на который пришлись наиболее массовые поставки немецкой техники.
Среди прочих боевых машин были и 10 Pz.38 (t). Впоследствии они принимали
участие в противопартизанских операциях в Македонии. Немцы надеялись, что
болгары отправят свои войска на Восточный фронт, но царь Борис III отказался.
Вскоре после его смерти прогерманское правительство страны было свергнуто
Отечественным фронтом. 11 сентября 1944 года Болгария объявила войну Германии.
С 15 сентября 1944 года единственная болгарская танковая бригада участвовала в
боевых действиях против немецких войск в Сербии. При этом основной ударной силой
являлась современная техника немецкого производства - танки Pz.IV и штурмовые
орудия StuG III. Что же касается Pz.38 (t), то к марту 1945 года в бригаде
оставалось всего три исправных боевых машины этого типа.
101-е фото
Pz.38 (t) из состава 9-й роты болгарской танковой бригады на параде в Софии.
Осень 1944 года.
Следует отметить, что Pz.38 (t) эксплуатировались в Болгарии и некоторое время
после окончания Второй мировой войны.
Так, по состоянию на начало 1946 года в 1-й танковой бригаде, помимо немецких
боевых машин, имелось 49 итальянских, чехословацких и французских легких танков,
в том числе и несколько Pz.38 (t), для них на заводе ČKD даже приобретались
запасные части. Лишь в начале 1950-х годов болгарские танковые войска были
полностью перевооружены бронетанковой техникой советского производства.
102-е фото
Поврежденный и брошенный экипажем Pz.38 (t) из состава 54-й румынской танковой
роты. Крым, 1944 год.
Венгрия
В октябре 1941 года в Венгрии сформировали 1-ю бронетанковую дивизию. Когда в
1942 году она отправилась на Восточный фронт, в ее 30-м танковом полку, наряду с
19 венгерскими танками «Толди», насчитывалось 89 танков Pz.38 (t). В общей
сложности Венгрия получила от Германии 111 боевых машин этого типа - 105
линейных танков и шесть командирских. Большинство из них ждал печальный конец -
1-я бронетанковая, попавшая под молох советского наступления под Сталинградом,
была полностью уничтожена.
В последующем каких-либо крупных подразделений, вооруженных танками Pz.38 (t), в
венгерской армии не имелось. Достоверно известно, что несколько машин состояло
на вооружении бронекавалерийского батальона 1-й венгерской кавалерийской
дивизии, которая летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в Восточной
Польше. Потеряв все свои танки, она в сентябре была выведена в Венгрию.
103-е фото
Танки Pz.38 (t) 1-й венгерской танковой дивизии. Эстергом, 1942 год.
* * *
До наших дней сохранилось всего четыре танка этого типа. Восстановленный
несколько лет назад до ходового состояния Pz.38 (t) Ausf.А с заводским номером
шасси 008 - сегодня экспонат Военного музея в Праге. Танк Pz.38 (t) Ausf.S
находится в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица в
Словакии. Две машины модификации G сохранились в России: одна в
Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (эта
машина на ходу!), другая - в Центральном музее Великой Отечественной войны в
Москве на Поклонной горе.
ОЦЕНКА МАШИНЫ
Легкий танк LT vz.38, или Pz.38 (t), являлся типичным представителем класса
«легких-средних» танков. Стоит напомнить читателю, что этот официально не
существующий класс «изобрел» в послевоенные годы английский танковый теоретик
Ричард Огоркевич. Он отнес к нему целую группу боевых машин, включавшую в себя
советские Т-26 и БТ, первые британские крейсерские танки, германский Pz.III и
обе чехословацкие машины - LT vz.35 и LT vz.38.
Действительно, тактико-технические характеристики всех этих боевых машин
достаточно близки друг другу. Все они как бы преодолели или почти преодолели
верхнюю планку класса легких танков, но до полноценных средних не дотянули. Тем
не менее, в 1930-е годы благодаря удачному сочетанию основных параметров
вооружения и подвижности «легкие-средние» считались универсальными, одинаково
способными как поддерживать пехоту, так и действовать самостоятельно в составе
механизированных соединений. Однако уже первый опыт их практического
использования доказал, что ни ту, ни другую функцию они не могли выполнять
полноценно. В первом случае оказалась недостаточной бронезащита, во втором -
вооружение. Частично поправить такое положение помогла модернизация, но при этом
был исчерпан лимит по массе, превышение которого влекло за собой замену силовой
установки и ходовой части. А это означало создание уже практически новой боевой
машины.
«Легкие-средние» танки составляли основу танковых парков всех европейских стран
накануне Второй мировой войны и вынесли на себе всю тяжесть танковых боев ее
начального периода. Здесь будет небезынтересно провести сравнение между двумя
представителями этого класса, реально встречавшимися на полях сражений, -
немецким Pz.38 (t) и советским БТ-7.
104-е фото
Pz.38 (t) на бронеплатформе немецкого бронепоезда. В этой роли боевые машины
этого типа использовались вплоть до конца войны.
Из данных таблицы видно, что ТТХ обоих танков очень близки, лишь Pz.38 (t)
модификации G выгодно отличался усиленным бронированием. При этом БТ-7, несмотря
на большую массу обладал явным преимуществом в удельной мощности, калибре пушки,
а также более прогрессивной конструкцией корпуса, выполнявшегося с помощью
электросварки. Чехословацкая же машина, будучи короче и шире, имела более
рациональную внутреннюю компоновку с большими размерами боевого отделения.
Последнее обстоятельство не только обеспечивало танкистам комфортные условия
работы, но и позволило немцам увеличить экипаж на одного человека. Современные
двигатель и трансмиссия, удобные органы управления танком существенно облегчали
работу механика-водителя, чего нельзя сказать о БТ-7. Pz.38 (t) превосходил
советскую машину и по количеству и качеству приборов наблюдения, а также за счет
наличия на всех танках радиостанции.
Сравнительные тактико-технические характеристики танков БТ-7 и Pz.38 (t)
105-е фото
106-е фото
Подбитый танк Pz.38 (t) Ausf.F на улице одного из городов Восточной Пруссии.
Февраль 1945 года.
Что касается вооружения, то, конечно же, 45-мм пушка «бэтэшки» была мощнее 37-мм
шкодовской. Но это не имело ровным счетом никакого значения при дуэли этих
танков - броню друг друга они пробивали с любой дистанции. Так что качество
прицелов (у Pz.38 (t) оно было выше), способность обнаружить вражеский танк
раньше (преимущество опять-таки у Pz.38 (t)) и, наконец, уровень боевой
подготовки экипажа, в конечном итоге, решали все.
Правильность последнего утверждения можно проиллюстрировать на следующем
примере. 24 июня 1941 года экипаж танка БТ-7 5-й советской танковой дивизии в
составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких
танков! Обнаружив вражескую колонну, они замаскировали в лесу свою машину.
Подпустив танки противника поближе, советские танкисты подбили головную машину,
а затем замыкающую. Пользуясь замешательством врага, неожиданно попавшего под
обстрел, экипаж БТ-7 (что важно - неполный экипаж!) расстрелял остальные 10
танков. В описании этого боя, хранящегося в Центральном архиве Министерства
обороны, не указан тип вражеских танков. Но, как известно, 5-я советская
танковая дивизия сражалась с 7-й танковой дивизией Вермахта, укомплектованной на
65 % машинами Pz.38 (t), так что и вероятность участия их в этом бою такая же.
107-е фото
Pz.38 (t) имел очевидное преимущество перед всеми советскими танками начала
Великой Отечественной войны по количеству и качеству приборов наблюдения.
Командирская башенка с четырьмя эпископами позволяла вести круговое наблюдение
за местностью.
108-е фото
Колонна танков LT-38/37 (Pz.38 (t) Ausf.G) чехословацкой армии на послевоенном
параде. Прага, 1946 год.
В целом же Pz.38 (t), как более современный танк, имел некоторое преимущество
перед БТ-7 и Т-26. Сравнение с Т-34 будет некорректным - это машина не только
другого класса, но и другой концепции. Следует, однако, подчеркнуть, что при
неграмотном командовании и в руках неподготовленного экипажа и Т-34 мог стать
легкой добычей для Pz.38 (t)!
109-е фото
Легкий танк Pz.38 (t) Ausf.G во время Великой Отечественной войны проходил
испытания на НИБТПолигоне. Это фото сделано в 1946 году, но сам танк находится в
экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в
Кубинке и поныне.
Суммируя вышесказанное, по мнению автора, можно утверждать, что LT vz.38 был не
только лучшим чехословацким легким танком 1930-х годов, но и одним из лучших в
классе «легких-средних». Правда, с его созданием чехословацкие конструкторы
несколько припозднились, не уловили перспективных тенденций танкостроения.
Впрочем, не только они одни - Вторая мировая война поставила крест на всех
«легких-средних» танках.
110-е фото