S-II-b - Легкий танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
S-II-b
S-II-b
Классификация - лёгкий танк
Боевая масса, т - 13,1
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Škoda
Годы производства - 1934-1937
Годы эксплуатации - 1937-1939 (?)
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Чехословакия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5140
Ширина, мм - 2130
Высота, мм - 2390
Бронирование
Тип брони - катаная клёпаная
Лоб корпуса, мм/град. - 25
Борт корпуса, мм/град. - 25
Корма корпуса, мм/град. - 25
Днище, мм - 10
Крыша корпуса, мм - 10
Лоб башни, мм/град. - 25
Вооружение
Калибр и марка пушки - 37-мм пушка Škoda vz.34 UV
Боекомплект пушки - 84
Углы ВН, град. - -10° до +25°
Прицелы - оптические
Пулемёты - 2 × 7,92-мм ZB vz.35
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый 4-цилиндровый Škoda T-11/0 жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 105
Скорость по шоссе, км/ч - 26
Преодолеваемая стенка, м - 0,8
Преодолеваемый ров, м - 2
Преодолеваемый брод, м - 0,9
S-II-b - чехословацкий средний танк, танк поддержки пехоты. Также был известен
как Š-II-b.
Предыстория производства
В 1934 году в Чехословацкой республике утвердили программу перевооружения армии,
согласно которой танки были разделены на четыре категории. Из документа было
известно, что категория II относилась к танкам непосредственной поддержки.
Дополнительная буква («a» для пехоты, «b» для кавалерии) указывала на более
точную спецификацию. В начале 1935 года Военно-Технический Институт утвердил
технические требования к танкам поддержки пехоты, хотя уже к тому моменту фирма
Škoda имела готовый проект танка поддержки пехоты и параллельно производила танк
поддержки кавалерии S-II-a.
Технические данные
Ходовая часть
Ходовая часть была аналогична LT vz.35, однако серьёзно отличалась по структуре.
Состояла из компонентов:
8 сдвоенных опорных катков размерами 350х94 мм. Катки блокировались попарно в 4
тележки, каждая пара тележек имела индивидуальную подвеску с амортизацией на
листовых полуэллиптических рессорах.
Натяжной каток между первой тележкой и ведущим колесом.
3 поддерживающих ролика.
Передние направляющие колеса.
Задние ведущие колеса.
Мелкозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 370 мм.
Корпус
Корпус танка был клёпаным и по проекту должен был изготовляться из листов
катаной броневой стали толщиной 10, 20 и 25 мм, что повышало защиту танка.
Двигатель
На танке устанавливался бензиновый 4-тактный 4-цилиндровый двигатель Škoda
T-11/0 мощностью 105 л.с., оснащенный системой жидкостного охлаждения и мощным
вентилятором. Между боевым отделением и моторным отсеком находилась 4-мм
бронеперегородка. Трансмиссия танка включала 4-ступенчатую коробку переключения
передач (6 скоростей вперед и 1 назад), карданный вал, фрикционы и
пневматическую систему торможения.
Экипаж. Приборы наблюдения
Экипаж танка состоял из 4-х человек: водителя, радиста (оба размещались в
передней части корпуса в креслах с подлокотниками и кожаными ремнями), командира
и наводчика.
Водитель, сидевший справа, имел возможность обзора в достаточно узком секторе.
Сделанный в лобовом листе люк размерами 300х75 мм был оснащен эпископом с
бронестеклом толщиной 50 мм.
Радист находился слева и обслуживал радиостанцию и курсовой пулемет ZB vz.35.
Для обзора и прицеливания у него имелась смотровая щель в люке размерами 120х50
мм.
Командир и наводчик располагались в боевом отделении. Из приборов наблюдения
были установлены монокулярный перископ и смотровые приборы в командирской
башенке. При необходимости командир мог осмотреть местность через полуоткрытый
башенный люк.
Посадка и высадка экипажа производилась через люк на крыше отделения управления
(справа) и люк в командирской башенке. Для покидания танка в аварийной ситуации
был предусмотрен люк в полу боевого отделения.
Башня
Башня танка Š-II-b имела погон диаметром 1310 мм и по конструкции была
практически аналогична башне Š-II-a, за исключением незначительных изменений.
Вращение башни осуществлялось при помощи маховиков.
Оружие
В башенном лобовом листе устанавливалась 37-мм пушка Skoda vz.34UV и пехотный
пулемет ZB vz.35 (ZB-53) калибра 7,92-мм. Вооружение имело раздельное наведение.
Углы вертикальной пушки находились в пределах от -10° до +25°. Боезапас для
37-мм пушки: 82 снаряда. Для пулемёто: 3000 патронов каждый.
Цвет
Образец окрашивался в стандартный трехцветный камуфляж, состоявший из пятен
темно-зеленого, коричневого и желтого цветов.
Испытания
Первый танк (номер 13637) в целях экономии был изготовлен из неброневой стали и
не оснащался вооружением. Армия купила этот полуготовый образец за 887 тысяч
крон. В сентябре 1935 года танк отправился на полигон в Миловицы, но испытания
начались только в январе 1936 года, которые продолжались до лета.
Испытания в целом были провалены: при массе 10,3 тонны максимальная скорость
S-II-b составила всего 26 км/ч, а вооружение и бронирование не удовлетворяли
требованиям армии. Избавиться от недостатков так и не удалось, а армия ЧСР
отказалась принимать недоработанную машину на вооружение. Также от поставок
отказались и зарубежные страны. Единственный образец пехотного танка был передан
танковому училищу в Вышковицах, где оставался до марта 1939 года. После
оккупации Чехии танк был захвачен немцами и его дальнейшая судьба остается
неизвестной.
wikipedia.org (ru)