Škoda T-15 - Легкий танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Škoda T-15
Škoda T-15
Классификация - Легкий разведывательный танк
Боевая масса, т - 10,86
Компоновочная схема - LT vz.38
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - Škoda
Годы разработки - 1939
Годы производства - 1939-1941
Количество выпущенных, шт. - 5
Основные операторы - Нацистская Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4580
Ширина, мм - 2170
Высота, мм - 2160
Бронирование
Тип брони - сварная
Лоб корпуса, мм/град. - 30 мм
Борт корпуса, мм/град. - 25 мм
Корма корпуса, мм/град. - 25 мм
Днище, мм - 8 мм
Крыша корпуса, мм - 15 мм
Лоб башни, мм/град. - 30 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки - 37-мм пушка Škoda A-19
Боекомплект пушки - 78
Пулемёты - 7,92-мм MG-34 (2100 патронов)
Подвижность
Тип двигателя - Škoda T-15, бензиновый, 8-цилиндровый
Мощность двигателя, л. с. - 220
Скорость по шоссе, км/ч - 50
Запас хода по шоссе, км - 200
Преодолеваемая стенка, м - 0,8
Преодолеваемый ров, м - 1,6
Преодолеваемый брод, м - 1
Škoda T-15 - экспериментальный германо-чешский лёгкий танк времён Второй мировой
войны, который не был принят на вооружение. Всего было создано 5 экземпляров.
История
Проект лёгкого разведывательного танка
Проект танка появился в 1939 году, уже после оккупации Чехословакии немцами.
Лидеры чехословацкого машиностроения Škoda и ЧКД вынуждены были трудиться для
проектирования германских боевых машин: предпочтительным вариантом были лёгкие
танки и вспомогательные бронеавтомобили, так как чехословацкие средние и тяжёлые
танки, с точки зрения немцев, были уже устаревшими. В середине 1939 года в OKW
прошло совещание, на котором было принято решение о создании разведывательного
танка.
Вермахту требовался танк, вооружённый пушкой калибра 20 или 37 мм, защищённый
лобовым бронированием толщиной 30 мм, высокоподвижный, развивающий скорость до
50 км/ч. Техническое задание было выдано 15 сентября 1939 года фирме MAN, а
затем к работе подключились Škoda-Werke и ВММ. Вскоре требования повысились:
масса ограничивалась 11-13 тоннами, а максимальная скорость должна была
составить 60 км/ч. Итоговая спецификация получила название WaPruf 6. За работу
взялась Škoda-Werke, которая решила использовать лёгкий танк LT vz.38 и создать
на его основе новую машину. Последняя получила индекс T-15.
Компоновка
Внешне корпус напоминал LT vz.38, однако его элементы не клепались, а
сваривались. Толщина бронелистов варьировалась от 8 мм (днище) до 25-30 мм
(борта и лоб корпуса). В передней части корпуса размещались узлы трансмиссии и
отделение управления, где находилось место механика водителя. Среднюю часть
занимало боевое отделение, где размещались боекомплект и место командира танка.
На крыше башни со смещением влево устанавливалась приземистая командирская
башенка с перископическим наблюдательным прибором.
Вооружение
Вооружение было установлено в сварной башне новой формы: в лобовом листе
монтировалась установка из 37-мм пушки Škoda A19 и 7,92-мм пулемета MG-34, а
наведение на цели осуществлялось при помощи монокулярного оптического прицела,
установленного слева от пушки. Боекомплект состоял из 78 выстрелов и 2100
патронов. Пушка стреляла снарядами массой 1650 г, которые имели начальную
скорость 782 м/с и на расстоянии одного километра пробивали под прямым углом
бронеплиту толщиной 41 мм. Также использовались осколочные гранаты массой 1,5
кг, развивавшие начальную скорость 600 м/с и имевшие максимальную дальность
стрельбы 4000 метров.
Двигатель
В кормовой части корпуса располагался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Škoda
T-15 мощностью 220 лошадиных сил, оснащенный жидкостной системой охлаждения.
Рядом с двигателем устанавливался вентилятор и топливный бак. Боевой и моторный
отсеки разделялись противопожарной бронированной перегородкой. Максимальная
скорость составляла 50 км/ч, а запас хода - 200 км. Танк преодолевал стенки
высотой 0,8 м, рвы шириной 1,6 м и броды глубиной 1 м.
Ходовая часть
Ходовая часть танка Т-15 во многом повторяла LT vz.38, но имела ряд отличий. В
её состав входили 4 сдвоенных опорных катка с амортизацией на листовых
полуэллиптических рессорах, три сдвоенных поддерживающих ролика и переднее
ведущее колесо. Для усиления жесткости конструкции были добавлены металлические
пластины, крепившиеся к втулкам колес.
Сборка и судьба танков
В начале 1941 года, ещё до завершения постройки прототипа, вермахт подписал с
фирмой Skoda-Werke контракт на поставку пяти прототипов, предназначавшихся для
ходовых и статических испытаний. При этом два танка изготовлялись из неброневой
стали. Прототипы Т-15 должны были поставить между ноябрем 1941 и мартом 1942, но
из-за провала операции «Барбаросса» этот график оказался сорванным. Первые тесты
легких танков Т-15 провели в марте-июне 1942, а в июле-октябре в Куммерсдорфе
прошли повторные испытания. Итого Škoda-Werke собрала четыре прототипа. Впрочем,
от строительства пятого танка немецкая армия отказалась в начале 1944 года, так
как к этому времени в серийном производстве уже находился более совершенный
Pz.II Ausf.L. В итоге танки были попросту разобраны, и отпали проекты их
вариантов T-15А, Т-15В, T-15S и Т-16.
wikipedia.org (ru)