S-II-c - Средний танк (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
S-II-c
S-II-c
Классификация - средний танк
Боевая масса, т - 16,5
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Škoda
Годы производства - 1937-1940
Годы эксплуатации - 1939-1942
Основные операторы - Италия / Венгрия / Румыния / Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5560
Ширина, мм - 2450
Высота, мм - 2370
Бронирование
Тип брони - катаная клёпаная
Лоб корпуса, мм/град. - 30
Борт корпуса, мм/град. - 25
Корма корпуса, мм/град. - 20
Днище, мм - 10
Крыша корпуса, мм - 10
Лоб башни, мм/град. - 30
Борт башни, мм/град. - 25
Вооружение
Калибр и марка пушки - 37-мм пушка Škoda vz.34 UV или 47-мм пушка Skoda A11
Боекомплект пушки - 80
Прицелы - оптические
Пулемёты - 2 × ZB vz.35
Другое вооружение - радиостанция vz.35 со штыревой антенной
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый 4-цилиндровый Škoda, жидкостного охлаждения или мотор
Skoda T-11/0
Мощность двигателя, л. с. - 120 или 240
Скорость по шоссе, км/ч - 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 18
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,6
Преодолеваемая стенка, м - 0,8
Преодолеваемый ров, м - 2
Преодолеваемый брод, м - 0,9
S-II-c - чехословацкий средний танк, который производился для стран Оси. Также
был известен как Š-II-c.
История проектирования
Предпосылки
Одним из самых известных танков Чехословакии был LT vz.35, у которого был свой
индекс S-II-a. Развивая его конструкцию, инженеры фирмы Škoda создали
специальный экспортный вариант S-II-c (или Š-II-c). Название расшифровывалось
следующим образом: Š - индекс фирмы Škoda, II - легкий танк, с - экспортный
(всего было 4 буквенных категории танков). Работы над этой машиной были начаты в
1936 году после принятия LT vz.35 на вооружение армии ЧСР. Во многом экспортный
вариант соответствовал серийному танку, но имелся и целый ряд отличий.
Описание корпуса и оружия
Корпус экспортной модели сохранил клёпаную конструкцию и собирался из листов
катаной броневой стали на стальном каркасе при помощи уголков, болтов и
заклёпок. Защищенность танка была немного усилена благодаря лобовым бронелистам
толщиной 30 мм. Сама компоновка танка и состав экипажа не изменились.
Башня танка имела семигранную форму и диаметр 1260 мм. На крыше устанавливалась
неподвижная командирская башенка коробкообразной формы с эпископом и перископом.
В лобовом листе башни монтировалась 47-мм пушка Skoda A11 и тяжелый пулемет ZB
vz.37 в шаровой установке (второй пулемёт устанавливался в передней части
корпуса). Пушка была оснащена оптическим прицелом.
Приборы наблюдения
Из оптических средств и приборов наблюдения, помимо эпископа и перископа, были
также два «комплекта», в состав каждого из них входили люк с 50-мм бронестеклом
и смотровая щель в переднем бронелисте. По одному такому набору средств
наблюдения предназначалось водителю и стрелку-радисту.
Ходовая часть
В отличие от LT vz.35, ходовая часть была улучшена. Каждая ходовая часть на один
борт теперь состояла из следующих компонентов:
Два блока на листовых рессорах.
Две тележки с двумя опорными катками 380 на 110 мм каждая. Входили в блоки.
Металлическая продольная балка для усиления жёсткости.
Четыре ролика на верхней ветви гусеницы.
Дополнительный передний каток без подрессоривания.
Двигатель и трансмиссия
Точные данные не известны, однако очевидно, что «Шкода» поставляла свой же
двигатель. По одним источникам, это был бензиновый 4-цилиндровый двигатель
рабочим объёмом 13800 кубических сантиметров и мощностью 240 л.с. По другим
сведениям, это был мотор класса T-11/0, развивавший мощность 120 л.с. при 3600
об/мин.
Также точно нельзя установить характеристики трансмиссии, которая располагалась
в носовой части корпуса. По одной версии, она включала 12-скоростную коробку
передач с пневматическими сервоприводами и бортовые фрикционы. По другой версии,
она имела только 8 скоростей (6 скоростей вперёд и 2 назад), но остальные детали
сохранялись, и, более того, добавлялись пневматические тормоза.
Связь
На танке, в передней части корпуса слева, устанавливалась радиостанция vz.35 со
штыревой антенной вынесенной на левый борт. Радиостанция обеспечивала приём в
радиусе 2 км и могла работать в качестве телеграфа.
Испытания и поставки
Первые попытки
Первый прототип легкого танка Š-II-c был представлен зимой 1937 года. Первыми
клиентами должны были стать Венгрия, Италия и Румыния. После введения в мае 1939
года новой системы обозначений, индекс танка изменили на Т-21 (Т - танк, 2 -
средний, 1 - первый тип). В мае 1938 года танк прибыл на полигон в Миловицах, но
провести его полномасштабные испытания не удалось. Переговоры с Венгрией
провалились, а в октябре последний заказчик отказался от танка. О переговорах с
СССР и не могло быть речи, так как ранее в Кубинке проверяли LT vz.35. Только в
марте 1939 года пришедшие немцы возобновили испытания, но уже в Куммерсдорфе. На
немецких военных специалистов данные Š-II-c не произвелили впечатления в силу
устарелости конструкции.
Переговоры с Румынией
Летом 1939 года несколько опытных танков получила в своё распоряжение Румыния. В
течение октября-ноября 1939 года были проведены сравнительные испытания образцы
танков R-2, Т-21 и V-8-H. На ходовых испытаниях Š-II-c продемонстрировал
отличные результаты: при массе в 16,5 тонн он развил на твердом дорожном
покрытии максимальную скорость до 50 км/ч. С проходимостью проблем так же не
было, удельное давление на грунт не превышало 0,60 кг/кв.см. На ослабленную
подвижность танка не обратили внимание. Решение по выбору танков было трудно
принять, однако румыны приняли следующее решение: основным танком оставался R-2,
но в его конструкцию предполагалось внести ряд доработок от V-8-H. В то же время
с фирмой Škoda Werke был заключен контракт на постройку 216 танков Т-21 под
новым обозначением R-3. Выполнить это соглашение не удалось из-за наложенного
Германией запрета на использование производственных мощностей бывших чешских
предприятий.
Поставка танков Венгрии
После переговоров с Румынией чехословаки перешли к Венгрии, которая безуспешно
вела переговоры с Германией и Италией. В октябре 1939 года венгры запросили
танки для испытаний, но получили согласие только через год (после испытаний в
Румынии). Формально танк находился в распоряжении вермахта, поэтому венгры вели
переговоры также с армейскими представителями. Для специалистов из Института
военной техники танк считался оптимальным из средних.
Только 3 июня 1940 года танк прибыл в Будапешт, но к тому моменту венгры уже не
доверяли чехословацким машинам. Они отправили танки на доработку в компанию
Weiss Manfréd, которая обозначила их как 40M Turan. Производство наладили к
середине 1941 года, но танки оказались слабее почти всех зарубежных аналогов.
Поставка Италии
В октябре 1940 года с новинками чехословацкого танкостроения ознакомились
итальянцы. К этому времени самым современным танком итальянского производства
считался M11/39, но первые же встречи с британскими танками класса «Crusader» во
время Африканской кампании показали слабость танка. Итальянцы собирались
запросить у фирмы Skoda Werke 200 танков Т-11 или Т-21, хотя можно было купить
лицензию на их выпуск. Пока длились переговоры, опытный образец (уже в довольно
изношенном виде) был доставлен в Италию и прошёл сравнительные испытания со
средними танками М13/40, M14/41 и трофейным S-35 Somua. Чехословацкая машина
продемонстрировала лучшую управляемость при прочих равных характеристиках,
однако охлаждение силовой установки посчитали недостаточным. Развернуть сборку
Т-21 не удалось также ввиду недостатка производственных мощностей Италии. О
дальнейшей судьбе единственного прототипа легкого танка Š-II-c данных не
сохранилось. По всей видимости, после завершения испытаний он был разобран.
Последние модернизации
Т-22
Машину почти никто не покупал, но чехословаки продолжили модернизацию танка. В
феврале 1941 года фирма Skoda Werke представила прототип модификации Т-22.
Внешне эта модель соответствовала Т-21, но имела более мощный двигатель Skoda
V-8, пять новых поддерживающих роликов на борт и улучшенной коробкой передач.
Геометрические размеры: 5,44 м х 2,45 м х 2,39 м. Масса составляла 17,5 тонн,
однако надо учесть, что у данного образца не было башни и оружия.
На испытаниях в Куммерсдорфе танк потерпел аварию из-за перегрева двигателя и
был отправлен на ремонт обратно в Плзень. После возвращения испытания
продолжились, причем вермахт потребовал адаптировать систему охлаждения для
войны в Северной Африке. Работы довести до конца не удалось, так как вермахт
предпочёл Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, а немецкая армия оставила Африку.
Впоследствии на базе шасси Т-22 предлагалось строить самоходные установки. В
1942 году было разработано два проекта: Voss I (противотанковый вариант с 75-мм
пушкой Skoda А16) и Voss II (САУ огневой поддержки со 150-мм гаубицей SiG33).
Дальше деревянных макетов работы так и не продвинулись.
Т-23
Последним вариантом, завершившим ветвь развития танков серии S-II, стал проект
Т-23. Его разработка велась в частном порядке с 1940 года. Конструкция танка
была аналогична Т-22, но в коробке передач пневматическая система была заменена
на механическую. Бронирование усилили за счет установки лобового бронелиста
корпуса толщиной 50 мм. Также этот танк оборудовался башней и полным комплектом
вооружения (47-мм пушка Skoda A11 и два 7,92-мм пулемета MG34). Боезапас
составлял 94 выстрела и 3000 патронов.
Опытный образец танка под кодом Т-23М поступил на испытания в феврале 1941 года,
но из-за проблем с охлаждением его вскоре вернули фирме. После доработок
ситуация существенно улучшилась: на ходовых тестах прототип Т-23М прошёл около
10000 км, продемонстрировав лучшую техническую надежность за всё время.
Приобретением этой боевой машины заинтересовалась Румыния, которая в 1942 году
намечала развернуть его лицензионный выпуск, но из-за отсутствия подходящего
производства реализовать этот план не удалось.
Прототип танка Т-23М пережил войну. Оставаясь на территории Чехии, он ещё
некоторое время использовался для вспомогательных целей, пока в конце 1940-х гг.
его не разобрали.
wikipedia.org (ru)