Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen
/ Saurer RR-7 / Saurer RR-7/2 Бронеавтомобиль (Германия) |
|
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.254
Sd.Kfz.254
Классификация - средний бронеавтомобиль / машина передовых артиллерийских
наблюдателей
Боевая масса, т - 6,4
Экипаж, чел. - 7 (с учётом десанта)
История
Годы производства - 1938, 1940-1941
Годы эксплуатации - 1938-1945
Количество выпущенных, шт. - 128
Основные операторы - Австрия / Нацистская Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4560
Ширина, мм - 1880
Высота, мм - 2020 (на гусеницах) / 2200 (на колёсах)
Бронирование
Тип брони - стальная, противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 15/40
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 15/20
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8/35
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8/0
Корма корпуса, мм/град. - 8/15
Днище, мм - 6/90
Крыша корпуса, мм - 6/90
Вооружение
Пулемёты - 1×7,92-мм MG 34 в укладке
Боекомплект пулемётов - 2100 патронов
Подвижность
Тип двигателя - 4-цилиндровый рядный дизельный жидкостного охлаждения
Модель двигателя - Saurer CRDv
Мощность двигателя, л. с. - 70
Скорость по шоссе, км/ч - 60-65 (на колёсах) / 30 (на гусеницах)
Запас хода по шоссе, км - 500 (на колёсах)
Удельная мощность, л. с./т - 10,9
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - пружинная сблокированная (опорные катки гусениц)
Sd.Kfz.254: Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen - германский средний
разведывательный колёсно-гусеничный бронеавтомобиль 1930-х годов.
История создания
В 1935 году фирмой Заурер (нем.) для нужд вооружённых сил Австрии был разработан
небронированный артиллерийский тягач на колёсно-гусеничном ходу, получивший
обозначение RR-5 (нем. Räder-Raupen - колёсно-гусеничный). Прототип тягача RR-6
был собран в ноябре 1936 года. В январе 1937 года, после завершения испытаний
прототипа тягача и внесения доработок, фирма-изготовитель получила заказ на
поставку 160 экземпляров модифицированной машины RR-7, и уже к началу 1938 года
было развёрнуто серийное производство. В австрийской армии они получили
обозначение M36 gg 2/2t ZgWg. До Аншлюса были произведены 5 прототипов и 15
серийных экземпляров тягача, после чего производство было прекращено. В апреле -
мае 1938 года с компанией Даймлер-Бенц был заключен контракт на проектирование и
изготовление бронекорпуса для установки его на шасси тягача, но уже в качестве
бронеавтомобиля передовых артиллерийских наблюдателей. Летом 1938 года был
изготовлен прототип из не броневой стали. Машина стала именоваться RR-7/2. В
ноябре 1939 года последовал заказ на 140 единиц. В соответствии с контрактом «Заурер»
изготовлял шасси, а «Даймлер-Бенц» - бронекорпус, а также производил
окончательную сборку изделий. В системе обозначений машин вермахта RR-7/2
получила индекс Sd.Kfz.254 и именовалась gepanzerter
Artillerie-Beobachtungskraftwagen auf Fahrgestell RR7. Позже именование сменили
на mittlerer gepanzerter Beobachtungskraftwagen auf Räder-Kettenfahrgestell RK7
(Sd.Kfz.254). В общей сложности было построено 140 шасси и 128 бронекорпусов.
Серийное производство Sd.Kfz.254
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1940 - - - - - - 5 - 20 - 20 - 25 - 31 - 14 - 6 - 121
1941 - - - 7 - - - - - - - - - - 7
Всего - 128
Машины поступали в батареи АИР (артиллерийской инструментальной разведки)
артиллерийских полков танковых дивизий. Их боевое крещение состоялось весной
1941 года в Северной Африке и на Балканах. Фронтовая карьера колёсно-гусеничных
машин оказалась недолгой - ввиду относительной малочисленности, сложности
технического обслуживания и применения нестандартного топлива, к 1943 году в
строю оставались лишь считаные единицы Sd.Kfz.254.
Описание конструкции
Бронированный корпус во многом повторяет конструкцию корпуса полугусеничного
тягача Sd.Kfz.253.
В передней части бронемашины находится моторный отсек, в котором размещался
4-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Saurer CRDv,
развивающий максимальную мощность 70 л. с. Этого хватало, чтобы машина с массой
около 6,4 тонны разгонялась на колёсах по шоссе и дорогам с твёрдым покрытием до
60-65 км/ч. В паре с дизельным двигателем работала стандартная автомобильная
коробка переключения передач, которая обеспечивала боевой машине четыре скорости
вперёд и одну назад. Доступ к мотору с целью проведения ремонта или технического
обслуживания обеспечивает откидная крышка люка на крыше моторного отсека. Через
левую стенку последнего выведена выхлопная труба с глушителем. Труба протянута
над гусеницей вдоль левого борта машины к корме. Радиатор двигателя защищён
сплошным бронелистом, поэтому охлаждающий воздух засасывался в моторный отсек
снизу.
За моторным отсеком находится отделение управления. Здесь с правой стороны место
механика-водителя, а с левой стороны место командира машины. Обзор
механику-водителю обеспечивает окно с бронезаслонкой, в которой имеется
смотровой прибор. В небоевой обстановке заслонка открывалась. Подобные смотровые
приборы имеются в бортах отделения управления. Для посадки и высадки в нижней
части расширяющихся кверху бортов отделения управления с правой стороны имеется
люк трапециевидной формы, крышка которого откидывается вниз. Ещё два люка
находятся в крыше боевого отделения, а в корме расположена достаточно большая
двустворчатая дверь. Внутри корпуса машины могли разместиться до пяти солдат с
полной выкладкой.
Сразу за сидением командира машины расположена радиостанция, для которой
смонтирована рамочная антенна на стойках. Устанавливалась радиостанция FuG8,
рамочную антенной у которой позднее поменяли на штыревую. Эта средневолновая
станция обеспечивала дальность связи до 30 километров, при использовании
радиотелефона, и до 50 километров, при использовании телеграфного ключа.
Вооружение состоит из одного 7,92-мм пулемёта MG 34. При необходимости его можно
было установить в любом месте. Боекомплект пулемёта - 2000 патронов, сам пулемёт
перевозили в укладке.
Ходовая часть
Необычной является ходовая часть машины: помимо основного гусеничного движителя
она оснащена четырьмя убирающимися автомобильными колёсами, опускаемыми для
движения по шоссе и поднимаемыми выше нижней кромки гусениц.
Модификации
RR-7 - небронированный и невооружённый артиллерийский тягач.
Sd.Kfz.254 - средний бронеавтомобиль на базе RR-7.
Википедия / Русский язык
Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen / Saurer RR-7 /
Saurer RR-7/2
Разрабатывался c 1938 года как артиллерийский тягач Saurer RR-7/2 для австрийской
армии. После вхождения Австрии в состав рейха был принят на вооружение вермахта
в качестве легкого бронетранспортера. В 1940 году переклассифицирован в
бронированную машину артиллерийских наблюдателей. С июня 1940 по март 1941 года
фирма Saurer изготовила 128 штук.
Серийная модификация:
- открытый сверху сварной корпус с большими углами наклона броневых листов.
Колесно-гусеничный движитель с опускаемыми колесами. Двигатель впереди, в
кормовом листе корпуса - дверь для посадки экипажа.
Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen) использовался в Северной Африке и на Восточном фронте. Состоял на
вооружении артиллерийских частей.
Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen / Saurer
RR-7 / Saurer RR-7/2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ: Sd.Kfz.254 /
Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen
БОЕВАЯ МАССА Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), т: 6,4.
ЭКИПАЖ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), чел.: 7.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), мм: длина - 4560, ширина - 2470, высота - 2020 (на
гусеницах), 2200 (на колесах), клиренс - 240 (на гусеницах), 300 (на колесах),
база - 2400.
БРОНИРОВАНИЕ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), мм: лоб корпуса - 15, борт и корма - 8, днище - 6.
ДВИГАТЕЛЬ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): Saurer-CRD(v), 4-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность 70 л.с. (51,5 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 5320 см³.
ТРАНСМИССИЯ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): однодисковое сухое сцепление, пятискоростная коробка передач (5+1).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): гусеничный ход - шесть обрезиненных опорных катков малого
диаметра на борт, подвеска пружинная блокированная, три поддерживающих катка,
ведущее колесо переднего расположения, ширина гусеницы 240 мм; колесный ход -
подвеска торсионная, ведущие колеса задние, тормоза гидравлические, размер шин
8.25-20.
СКОРОСТЬ МАКС. Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), км: на гусеницах - 90, на колесах - 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter
Beobachtungskraftwagen): угол подъема, град. - 42, ширина рва, м - 2, высота
стенки, м - 0,9, глубина брода, м - 0,75 (на гусеницах), 0,9 (на колесах).
СРЕДСТВА СВЯЗИ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): радиостанции FuG 8, FuG 4 и FuG Spr. Ger. 1.
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2