A7V Uberlandwagen - Артиллерийский тягач (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ПЕРВЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ТАНКИ. «Тевтонский ответ» /
Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
ТРАКТОР-ТРАНСПОРТЕР (UBERLANDWAGEN) НА ШАССИ А7U
Из 100 шасси A7V только 22 использовали для постройки серийных танков, причем с
двух шасси бронекорпуса и вооружение были вскоре сняты, одно шасси использовано
при постройке опытного A7VU. Но и шасси, не использованные для танков, нашли
применение на фронте. Эти машины, условно называемые Oberlandwagen (можно
перевести как «машина для дальних поездок», хотя упоминается также и обозначение
Gelandewagen - «машина повышенной проходимости»), обычно называют «тракторами»,
хотя точнее будет отнести их к разряду гусеничных транспортеров.
Грузоподъемность составляла 8-10 т, усилие на буксирном крюке - до 15 тс.
Большую часть кузова машины занимала грузовая платформа, огороженная откидными
деревянными бортами. Борта могли наращиваться, машина возила с собой брезентовый
тент для укрытия грузов. Передний и задний края платформы также далеко
выдавались за гусеничный обвод (при перевозке груза это должно было сильно
снижать проходимость), а посередине ее возвышалась крытая рубка с двигательным
отсеком и кабиной водителя, причем по бокам от рубки на платформе оставались
проходы. Рубка имела жесткую крышу и двустворчатые двери по обоим бортам. Дабы
при движении по дорогам машина не обрывала телеграфные и электрические провода
или экипаж не попал под оборванный провод, вдоль бортов крепились дугообразные
скобы. На машину могли устанавливаться прожекторы - по одному под платформой
спереди и сзади и два поворотных под потолком рубки.
Хотя Германия и подотстала от своих противников в ведении гусеничных машин в
армию, германский Uberlandwagen на шасси A7V все же стал одним из первых военных
гусеничных транспортеров. Трактор-транспортер имел экипаж три человека, весил 18
т, с полной нагрузкой -28 т, по проходимости был практически аналогичен танку
A7V, запас хода составлял 48 км. Сборку тракторов-транспортеров производил завод
«Даймлер» в Мариенфельде, узлы поставлял завод «Бюссинг» в Брауншвейге.
Поскольку шасси было унифицировано, а все отличие между танком и
трактором-транспортером заключалось в монтируемых на платформе корпусе и
оборудовании, переделка одного в другой занимала один день работы в мастерских
20-го «парка моторного транспорта Баварской армии» (В.А.К.Р. 20. Шарлеруа,
Бельгия), служившего базой для танков и транспортеров A7V.
050-е фото
Испытание A7V Uberlandwagen в качестве транспортера пехоты и ее грузов.
Первые восемь машин A7V (Uberlandwagen) направили в 1111-ю армейскую
транспортную колонну (на гусеничном ходу) - Armee Kraftwagen Kolonne (Raupe)
1111 или A.K.K. (R) 1111. Колонна штатно включала кроме восьми
тракторов-транспортеров еще и один легковой автомобиль, два легких грузовика и
пять трехтонных грузовиков - два для доставки топлива, один для ЗИП, один для
инструмента и оборудования и один тягач для полевой кухни. Личный состав колонны
- 59-60 человек, из них два офицера. Приказ о формировании колонны А.К.К. (R)
1111 появился 18 сентября 1917 г., но готовой к отправке на фронт ее признали
только 7 декабря. 23 декабря - направили во Францию. 21 декабря 1917 г. был
отдан приказ о формировании колонны А.К.К. (R) 1112, а 3 января 1918 г. -
колонны A.K.K. (R) 1113. Они были отправлены на фронт соответственно 21 января и
21 февраля 1918 г. Уже 9 марта 1918 г. отдан приказ о формировании транспортных
колонн A.K.K. (R) 1114 и A.K.K. (R) 1115. Таким образом, около 40 шасси A7V было
использовано под тракторы-транспортеры. Транспортная колонна А.К.К. (R) 1116,
приказ о формировании которой появился 23 апреля 1918 г., оснащалась гусеничными
тракторами «Орион» грузоподъемностью до 7 тонн. Всего для нее заказали 10 таких
тракторов, из них один, как резервный. Трактора «Орион» заказали и для колонны
А.К.К. (R) 1117, формировавшейся согласно приказу от 20 июля 1918 г.
Запланировали также формирование колонн А.К.К. (R) 1118, 1119, 1121 и 1122, но
для них уже просто не было машин. Сообщалось об использовании в транспортных
колоннах также полугусеничных машин «Мариен-Ваген II».
Гусеничные трактора-транспортеры для подвоза предметов снабжения упоминались как
Munition Schlepper. Их использовали вместе с частично бронированными грузовиками
для снабжения войск в боевой зоне. С июня 1918 г. каждая транспортная машина
снабжалась пулеметом для зашиты от воздушного противника. Количество хороших
дорог в боевой зоне было крайне ограниченно, и внедорожный транспорт мог сыграть
здесь важную роль. Тем не менее практическое использование
тракторов-транспортеров на шасси A7V оказалось сравнительно невелико. Причиной
этого можно назвать большой расход ими топлива - машина, перевозящая 8-10 тонн
груза, расходовала более 10 л бензина на 1 км пути, в то время как трехтонный
грузовик - 0,84 л на километр. Зато трактора-транспортеры задействовали в
пехотных учениях по противотанковой обороне.
051-е фото
Установка 77-мм зенитной пушки «Крупп» на шасси A7V.
Первая мировая война потребовала обширной инженерной техники, средств
механизации строительства полевых укреплений. И шасси A7V также оснащались
землеройным и бульдозерным оборудованием, поставлявшимся компаниями «Орренштайн
унд Коппель» (Берлин) и «Везерхютте» (Бад-Осенхаузен). По свидетельству Йозефа
Фольмера, такими устройствами было оснащено от 60 до 80 машин, но речь,
по-видимому, идет об инженерных машинах, построенных на разных шасси. Однако
известно, что цепными траншеекопателями на шасси A7V была укомплектована 423-я
инженерная рота, сформированная летом 1918 года. В конце октября 1918 г.
планировалось оборудовать трактора-транспортеры газовой аппаратурой для
заражения местности боевыми отравляющими веществами, но эти планы реализовать не
успели.