Bergepanzer III - Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
PANZER III. Стальной символ блицкрига / Михаил
Барятинский. - Яуза : Эксмо, 2008. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
БРЭМ и другие машины
К концу 1943 года началось интенсивное переоборудование линейных танков Pz.III в
различные машины технической помощи.
В частности часть танков переоборудовали в БРЭМ Bergepanzer III. При этом вместо
башни монтировался кран грузоподъемностью до 1 т и деревянная грузовая
платформа. Из штатного вооружения сохранялся только курсовой пулемет MG 34.
Прототип такой машины испытывался в марте 1944 года на Куммерсдорфском полигоне,
после чего последовал заказ на 240 БРЭМ. Правда, с апреля 1944 по март 1945 года
заводские цеха покинули только 176 машин этого типа. Они поступали, главным
образом, в части самоходной артиллерии оснащенные штурмовыми орудиями StuG III.
Одну машину оснастили специальным якорем больших размеров, с помощью которого
БРЭМ могла «зацепиться» за грунт. После этого ее лебедкой можно было вытащить
застрявшую машину массой до 15 т. Якорь перевозился за БРЭМ на специальном
прицепе.
65) Перегрузка боеприпасов в тяжелый танк Pz.VI Tiger с подвозчика боеприпасов
Munitionsschlepper III. Восточный фронт, зима 1944 года.
В 1943 году небольшое число Pz.III Ausf.L и М переоборудовали в инженерные
машины. Башни снимались, а на их месте монтировалось различное оборудование и
крепления для перевозки двух малых штурмовых мостов. Некоторое количество Pz.III
ранних выпусков (модификации Е и G) переделали в подвозчики боеприпасов
Munitionsslepper III и артиллерийские тягачи.
Следует отметить, что значительное число высвободившихся в результате
переоборудования танковых башен было установлено в качестве огневых точек на
различных фортификационных сооружениях, в частности на «Атлантическом валу» и в
Италии на «Линии готов». Только в 1944 году на эти цели пошло 110 башен.
В 1945 году начались работы по оснащению шасси танков Pz.III башнями ЗСУ
Wirbelwind или Ostwind. Было заказано 90 машин, но ни одна так и не была
выпущена.
Из стадии опытного образца не вышел и специальный танк-тральщик Minenraumpanzer
III. Эта машина имела ходовую часть особой конструкции с мощной системой
амортизации, позволявшей выдерживать взрывы мин. Кроме того танк оборудовался и
катковым минным тралом.
Говоря об опытных образцах, необходимо упомянуть боевую машину, которая
разрабатывалась на замену Pz.III. Задание на проектирование нового танка
20-тонного класса в мае 1938 года получила фирма Daimler-Benz.
Зимой 1939-1940 годов был изготовлен прототип танка VK 2001(DB), оснащенный
дизелем Daimler-Benz МВ809 мощностью 400 л.с. В качестве альтернативы ему
предлагался, впрочем, и карбюраторный Maybach HL190 той же мощности. В 1941 году
работы над новым танком были свернуты в пользу интенсивного проектирования более
тяжелых машин.