Ferdinand - Противотанковая САУ (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Тяжёлый танк «Тигр». Смертельное оружие Рейха /
Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2006. - (Серия «Война и мы. Танковая
коллекция»)
БОЕВЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКА «ТИГР»
«ФЕРДИНАНД»
149-е фото
Самоходное орудие «Фердинанд» во время испытаний. На левом крыле сидит доктор Ф.
Порше.
Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй
мировой войны - «Фердинанд» - обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжёлого
танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43.
Как уже рассказывалось, танк VK 4501 (Р) - «Тигр» конструкции доктора Порше -
был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501
(H) - «Тигром» фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны
были быть запушены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений,
работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше.
Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но
готовность к производству у «Тигра» Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче
в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp
заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну
машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащённый «тиграми» Порше,
предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но
внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.
150-е фото
151-е фото
152-е фото
88-мм пушка САУ «Фердинанд» прикрывалась массивной литой бронемаской,
крепившейся к рубке болтами с пулестойкими головками (в верху). На ствол
надевался бронещит (в центре), а на конце ствола - дульный тормоз (внизу).
Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на
базе танков Pz.IV и VK 4501, вооружённого новейшей 88-мм противотанковой пушкой
Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было
решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода
Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.
В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche
совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка
должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить,
разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось
производить сборку новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по
причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания
приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода
Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8-cm Рак
43/2 Sfl. L/71 Panzerjäger Tiger (P) Sd.Kfz.184 и название Ferdinand (присвоено
лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше),
производилась на заводе Nibelungenwerke.
153-е фото
Ведущее колесо САУ «Фердинанд».
Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger (Р) были усилены накладными 100-мм
броневыми листами, закреплёнными на корпусе болтами с пулестойкой головкой.
Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и
лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по
другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись в шип и усиливались
шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с
пулестойкой головкой.
В передней части корпуса располагались рабочие места механика-водителя и
радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два
12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach
HL 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во
вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь,
снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495аАС мощностью
230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением.
Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных электромеханических
бортовых передач передавался на ведущие колёса кормового расположения. В
аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания
предусматривалось дублирование другой.
154-е фото
Готовые «фердинанды» в сборочном цехе завода Nibelungenwerke. Апрель 1943 года.
Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из шести
опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с
оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с
продольными торсионами, опробованной ещё на опытном шасси VK 3001 (Р). Ведущее
колесо имело съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо
также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая
гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.
155-е фото
Тяжёлый истребитель танков «Фердинанд».
В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в
самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на
основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения был возможен в
секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг.
Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной
формы, соединённой со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком
удачной, не обеспечивавшей полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков,
проникавших внутрь корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на
масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки
входили 50 унитарных выстрелов, размещённых на стенках рубки. В кормовой части
рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.
По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной
скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи
90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130
м/с - 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из
существовавших тогда танков.
156-е фото
«Фердинанд» из 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков на исходной позиции
накануне операции «Цитадель». Июль 1943 года.
Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний - девяностый
«Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая серийная машина
проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.
Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го
полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere
Panzerjäger Abteilung - sPz.Jäger Abt.). К началу сражения в первом имелось 45,
а во втором 44 «фердинанда». Оба дивизиона находились в оперативном подчинении
41-го танкового корпуса, участвовали в тяжёлых боях на северном фасе Курской
дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и посёлка Тёплое (653-й дивизион).
157-е фото
Загрузка боеприпасов. Обращают на себя внимание внушительные размеры 88-мм
выстрела.
Особенно тяжёлые потери понёс 654-й дивизион, в основном на минных полях. На
поле боя остался 21 «фердинанд». 15 июля подбитая и уничтоженная в районе
станции Поныри немецкая техника обследовалась представителями ГАУ и НИБТПолигона
Красной Армии. Большая часть «фердинандов» находилась на минном поле, начинённом
фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин
имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки
и т. д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были вызваны попаданиями
снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались
прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена
прямым попаданием авиабомбы, а ещё одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в
крышу рубки. Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных
направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту,
в районе ведущего колеса. Ещё один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и
ходовой части, был подожжён бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими
пехотинцами. Единственным достойным противником тяжёлых немецких самоходок
оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк
СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре
вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года было потеряно 39
«фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на
железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации
повреждённых штурмовых орудий.
158-е фото
«Фердинанд» направляется к передовой. Курская дуга, июль 1943 года.
159-е фото
«Фердинанды» штаба 654-го дивизиона. Машины брошены своими экипажами при
отступлении.
160-е фото
161-е фото
Судя по отсутствующей левой гусенице и воронке под машиной, этот «Фердинанд» №
501 из 5-й роты 654-го дивизиона истребителей танков, как и большинство других,
подорвался на мине. Центральный фронт, район Понырей, июль 1943 года.
162-е фото
«Фердинанд» № 501 захваченный на Курской дуге. НИБТПолигон, 1943 год.
163-е фото
«Фердинанд» 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков, захваченный с
экипажем бойцами 129-й Орловской стрелковой дивизии. Июль 1943 года.
164-е фото
Тяжёлый истребитель танков «Элефант».
Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где
эти САУ использовались в массовом количестве. Причём, с точки зрения тактики, их
применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних
и тяжёлых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового
«броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую
оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления
на советско-германском фронте практически неуязвимых немецких самоходок был
очень большим. Появились «фердинандомания» и «фердинандобоязнь». Судя по
мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в
крайнем случае, не участвовал в бою с «фердинандами». Они ползли на наши позиции
на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца
войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам.
165-е фото
Схема бронирования САУ «Фердинанд».
166-е фото
Солдаты дивизии «Герман Геринг» проходят мимо застрявшего в грязи «Элефанта».
Италия, 1944 год.
167-е фото
Подбитый «Элефант» на улице Рима. Лето 1944 года.
Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо
разбиралось во всяких там «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и называло любую
немецкую самоходку «Фердинандом», что свидетельствует, насколько велика была его
«популярность» у наших бойцов. Ну а кроме того, за подбитый «Фердинанд» без
разговоров давали орден.
После бесславного завершения операции «Цитадель», оставшиеся в строю
«Фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий
ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа
654-й дивизион отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При
этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал
участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря
дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.
168-е фото
Чистка ствола орудия после стрельбы. 653-й дивизион истребителей танков.
Галиция, 1944 год.
Из справки, поданной в Главное командование сухопутных войск, следует, что до 5
ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковые
пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, три самолёта, три
бронеавтомобиля и три САУ.
В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась
модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса
справа была смонтирована шаровая установка пулемёта MG 34. На крыше рубки
появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40.
Щиток на стволе орудия развернули «задом наперёд» для лучшего его крепления, а
также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55
выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца
войны самоходку чаще называли привычным именем - «Фердинанд».
169-е фото
Загрузка боеприпасов в «Фердинанд» была нелёгким делом, требовавшим от членов
экипажа немалых физических усилий.
170-е фото
«Тигр» Фердинанда Порше использовался в качестве командирской машины в 653-м
дивизионе. Галиция, 1944 год.
В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она
участвовала в боях под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В конце июня
роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.
В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный
фронт, в район Тернополя. Здесь в ходе боёв дивизион потерял 14 машин, но 11 из
них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе,
отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия.
Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на
выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых
машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно
применяли против «элефантов» свои тяжёлые САУ и 57-мм противотанковые пушки.
Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но
ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. 3
августа остатки дивизиона - 12 боеспособных машин - отвели к Кракову. В октябре
1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, а оставшиеся в строю
«элефанты» были сведены в 614-ю тяжёлую противотанковую роту.
171-е фото
Компоновка САУ «Элефант»:
1 - 88-мм пушка; 2 - броневой щит на маске; 3 - перископический прицел; 4 -
командирская башенка; 5 - вентилятор; 6 - лючок перископического прибора
наблюдения; 7 - укладка 88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8 -
электромотор; 9 - ведущее колесо; 10 - тележка подвески; 11 - двигатель; 12 -
генератор; 13 - сиденье наводчика; 14 - сиденье механика-водителя; 15 -
направляющее колесо; 16 - курсовой пулемёт.
172-е фото
«Элефант» из состава 3-й роты 653-го тяжёлого дивизиона истребителей танков.
Польша, 1944 год.
До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля
её перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. Последние
бои «элефанты» провели в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер
был командиром 614-й батареи) в конце апреля в Вюнсдорфе и Цоссене. В окружённом
Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади
Карла-Августа и церкви Св. Троицы.
173-е фото
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Tiger (Р).
До наших дней сохранилось две САУ этого типа. В Музее бронетанкового вооружения
и техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд», захваченный Красной Армией в ходе
Курской битвы, а в Музее Абердинского полигона в США - «Элефант», который
достался американцам в Италии, под Анцио.
174-е фото
«Фердинанд» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО им. Горького в Москве.
1944 год.
Тактико-технические характеристики САУ «Фердинанд»
175-е фото