Jagdpanzer 38 Hetzer - Противотанковая САУ / Истребитель танков (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«ЯгдТИГР» и другие истребители танков / Михаил
Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
JAGDPANZER 38 HETZER
История создания
К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые
САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними
задачам. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше
бронированных и вооруженных. В свою очередь «мардеры», также имевшие достаточно
мощное вооружение, были защищены броней лишь номинально. Требовалась новая,
хорошо бронированная компактная самоходная установка - истребитель танков.
120-е фото
Истребитель танков Sd.Kfz.138 Marder III Ausf.M и деревянный макет
танка-истребителя Jagdpanzer Sd.Kfz.138/2
В то же время наступил кризис и в штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года
англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке
берлинский завод фирмы Alkett. В результате этого авиаудара были серьезно
повреждены цеха и оборудование крупнейшего производителя штурмовых орудий -
основного противотанкового средства танковых и моторизованных соединений
Вермахта. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой
срыва. Чтобы не допустить этого, к их выпуску в декабре 1943 года подключилась
фирма Кгарр. Поскольку последняя являлась генподрядчиком по выпуску средних
танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий,
крупповцы использовали шасси «четверки». Благодаря использованию рубки от StuG
III обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV,
во-первых, оказалось довольно дорогим, а во-вторых - для их производства
использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало. Необходимо
было искать какое-то иное решение, привлекать к выпуску штурмовых орудий другие
предприятия. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt)
обратили свой взор на пражский завод ВММ. На завод поступило указание начать
производство штурмового орудия StuG 40. Но эта 23-тонная боевая машина была ему
явно «не по зубам». Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в
августе - сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа - StuG пА -
«штурмовом орудии нового образца». Тогда он особого интереса у военных не
вызвал, теперь на завод поступил срочный заказ - закончить проект в весьма
сжатые сроки.
121-е фото
Сборочный цех покидает первый прототип новой боевой машины. 1 апреля 1944 года
122-е фото
Сборка серийных САУ Jagdpanzer 38 Hetzer в цеху завода фирмы ВММ. 19 июня 1944
года
17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой
машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка
Pz.38(t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA. В качестве
вооружения предполагалось использовать безоткатное орудие, однако из-за его
неготовности на машину установили противотанковую 75-мм пушку Рак 39. К 24
января 1944 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ, и вскоре
Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно
длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Рак 39 на шасси
Pz.38(t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое
наименование Leichte Panzerjager 38(t) - «легкий истребитель танков на шасси
Pz.38(t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой
самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2.
Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название
Hetzer («хетцер»). Чаще всего в литературе это название переводится как
«охотник», что в целом не противоречит истине, но если быть более точным, то «хетцер»
- это егерь, псарь, поскольку «хетце» - это травля, то есть псовая охота.
123-е фото
Серийная САУ Hetzer с облегченной маской пушки во дворе завода ВММ. Лето 1944
года
124-е фото
Прототип САУ Hetzer производства завода Skoda в Плзене. За исключением
направляющего колеса машина идентична выпускавшимся фирмой ВММ в Праге. Лето
1944 года
Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте, а первые серийные
самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года.
Первоначальный заказ на 1944 год составил 1000 боевых машин этого типа. Однако
быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения
не хватит. Поэтому в июле 1944 года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в
Плзене. Соответственно возросли и аппетиты военных: уже в сентябре они хотели
получить 400 «хетцеров» - 300 от ВММ и 100 от Skoda! Дальнейшие планы прироста
производства поражают как своим размахом, так и нереальностью. Так, в декабре
1944 года Вермахт хотел получить 700 «хетцеров» (400 + 300), а в марте 1945-го -
1000, по 500 машин от каждого завода-изготовителя! В действительности же
производственные успехи чехословацких предприятий были значительно скромнее. В
апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае - 50, в июне - 100, в
июле - 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали
Вермахту только 2000 самоходок. Своего пика производство достигло в январе 1945
года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289 + 145). В марте и апреле оба
предприятия усиленно бомбились американской авиацией и темп выпуска боевых машин
начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год
производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер».
Описание конструкции
По своей компоновке она представляла безбашенную машину с размещением вооружения
в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным с большими углами
наклона броневых листов. Так, верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60
мм, был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°.
Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°.
Такой же толщины кормовой лист - под углом 40°. В отличие от всех предшествующих
боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер»
находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и
заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого
отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и
крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка,
закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался
для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй - командира.
Компоновка САУ Hetzer:
1 - пушка; 2 - рамка; 3 - перископический прицел пушки; 4 - перископический
прицел пулемета; 5 - пулемет MG 42; 6 - укладка 75-мм выстрелов на правом борту
рубки; 7 - двигатель; 8 - радиатор; 9 - вентилятор; 10 - сиденье заряжающего; 11
- сиденье наводчика; 12 - карданный вал; 13 - маховик вертикальной наводки; 14 -
сиденье механика-водителя; 15 - коробка передач
125.png
126-е фото
Установка пушки в боевом отделении САУ Hetzer. Хорошо видны сиденье
механика-водителя, перископический прицел и маховик вертикальной наводки.
Командир машины располагался в выгородке моторного отделения сразу за
ограждением пушки
По-видимому, с целью удешевления «Хетцер» был не слишком хорошо оснащен
приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя имелись две смотровые
щели со стеклоблоками «триплекс» в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог
обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий - через
перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в
левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90° к оси
корпуса (в положении «9 часов») был жестко закреплен перископический прибор
наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он
был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении «6 часов», то
есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой,
но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти «слепа» по
правому борту.
Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере»
применялась 75-мм противотанковая пушка Рак 39/2 с длиной ствола 48 калибров.
Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее
продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном
казеннике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели
к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° влево и до 10°
вправо). Вертикальная наводка была возможна в пределах от -6° до +12°.
Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое
достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое
отделение. Это стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки
вместо традиционного орудийного станка. Такую рамку для орудия Рак 39/Рак 40
спроектировал в 1942 - 1943 годах инженер К.Штольберг, но некоторое время она не
вызывала доверия у военных. Однако после изучения захваченных летом - осенью
1943 года советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках,
немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции. Немцы
применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70,
а позднее и на «Ягдпантере». Рамку вместе с орудием Рак 39/2 и подвижной
бронировкой позаимствовали для «Хетцера» у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и
баллистике Рак 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд,
покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м
пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при
начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм.
Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ
имела дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8 - 10 см
относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого, в
частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся
бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних
опорных катков.
127.png
Jagdpanzer 38 Hetzer
Чертеж выполнил В. Мальгинов
Пушки Рак 39/2 оснащались дульным тормозом. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых
частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии
огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло
прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое
было весьма существенным. Серийные САУ «Хетцер» покидали цехи уже без дульного
тормоза пушки - его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.
128-е фото
Установка Rumdumfeuer для пулемета MG 42 на крыше боевого отделения САУ Hetzer
Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на
установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел
заряжающий.
129-е фото
75-мм пушка Pak 39/2, установленная в рамке и прикрытая бронировкой
Боекомплект пушки состоял из 40 - 41 выстрела, пулемета - из 1200 патронов.
В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный
четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga AE мощностью 160
л.с. при 2600 об/мин. Использование этого мотора повлекло за собой изменения в
системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga EPA, который устанавливался на
танках Pz.38(t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу
силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке.
Радиатор емкостью 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор
мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого
вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с
октановым числом не ниже 74. Допускалось также использование спирто-бензиновой
смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л
(левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака
перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического
насоса Solex Autopulse. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 46 FNVP.
Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.
130-е фото
САУ Hetzer позднего выпуска, о чем можно судить, например, по глушителю новой
конструкции
131-е фото
Jagdpanzer 38 Hetzer из состава 8-й кавалерийской дивизии СС «Флориан Гейер».
Восточный фронт, 1944 год
132-е фото
Экипаж САУ Hetzer занимается обслуживанием своей машины. Обращает на себя
внимание контрастный трехцветный камуфляж самоходки. Весна 1945 года
Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью
многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка
передач Praga-Wilson - планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором
передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на
5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед
коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые
передачи и тормоза. Следует отметить, что во время испытаний трофейного «Хетцера»
в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную
скорость 46,8 км/ч.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Hetzer
133.png
Ходовая часть, конструктивно аналогичная таковой у Pz.38(t), применительно к
одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков
диаметром 810 мм, заимствованных у танка TNHnA. Опорные катки были сблокированы
попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических
листовых рессорах (толщина листов была увеличена с 7 до 9 мм). Литое ведущее
колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось
впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы
располагалось сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному
поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 - 98 траков. Ширина
гусеницы - 293 мм. Колея «Хетцера» по сравнению с танком Pz.38(t) была увеличена
с 2140 мм до 2630 мм.
Боевое применение
Боевое крещение «хетцеры» получили в составе 731-го и 743-го противотанковых
батальонов резерва главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung) в июле
1944 года. Каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и три
самоходки в штабе батальона. В августе 1944 года роты «хетцеров» начали
поступать на вооружение пехотных, егерских и ополченческих дивизий Вермахта и
войск СС. В каждой роте насчитывалось 14 машин. Кроме того, до конца войны были
сформированы еще несколько противотанковых батальонов резерва главного
командования. «Хетцеры» активно использовался на всех фронтах вплоть до
последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС
насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 на Восточном и 101 - на Западном
фронте.
134-е фото
Американские солдаты осматривают Hetzer, подбитый на севере Франции. Ноябрь 1944
года
На экспорт «хетцеры» поставлялись только в Венгрию. В декабре 1944 - январе 1945
годов 75 машин этого типа поступили на вооружение подразделений самоходной
артиллерии 1-й венгерской танковой дивизии. Они принимали участие в боях в
районе Будапешта.
На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков Flammpanzer 38, 30
САУ Hetzer-Bison со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 181 БРЭМ Bergepanzer 38.
Помимо этих машин «Хетцер» послужил базой для изготовления прототипов или
проектирования целого ряда опытных образцов разведывательных танков, штурмовых
гаубиц и противотанковых САУ. Наиболее любопытным из них можно считать
истребитель танков Hetzer Starr («Хетцерштарр»). Немецкое слово «штарр»
переводится как «жесткий» или «неподвижно закрепленный». У этого варианта ствол
75-мм пушки был жестко связан с лобовым листом корпуса, а противооткатные
устройства отсутствовали. Для обеспечения горизонтального и вертикального
наведения орудие размещалось в шаровой установке. Первый прототип был изготовлен
в мае 1944 года, еще три машины - в сентябре. Все они были отправлены на фирму
Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944/45 года завод ВММ изготовил опытную
партию из 10 машин «Хетцер-штарр». Причем часть из них оснащалась дизельным
двигателем Tatra 103 мощностью 220 л.с., с которым скорость машины несколько
возросла.
Рассказ о «Хетцере» будет неполным без упоминая о послевоенной судьбе этой
боевой машины. 27 ноября 1945 года штаб танковых войск чехословацкой армии
принял решение об использовании для нужд национальной обороны бывших немецких
боевых машин - истребителей танков «Хетцер», получивших новый индекс ST-I, и «Мардер»,
переименованных в ST-II. Кроме того, для обучения личного состава танковых войск
на вооружение послевоенной чехословацкой армии был принят невооруженный вариант
«Хетцера», названный ST-III. На территории Чехословакии было обнаружено более
300 «хетцеров», пригодных к восстановлению и достройке.
135-е фото
САУ Hetzer на улице западно-украинского города. Восточный фронт, лето 1944 года
136-е фото
Истребитель танков Jagdpanzer 38 Hetzer, подбитый в пригороде Данцига. Март 1945
года
В феврале 1946 года фирма CKD получила заказ на изготовление или капитальный
ремонт 50 САУ ST-I и 50 учебных машин ST-III. Заказ был выполнен в течение 1946
- 1947 годов. При этом машина ST-III сохранила неизменными ходовую часть и
силовую установку, корпус же подвергся некоторым изменениям. На его крыше
установили прямоугольную рубку, место орудия заняла башенка инструктора, а
напротив места механика-водителя в броне был прорезан прямоугольный смотровой
люк.
137-е фото
САУ Hetzer, подбитая в ходе боев в Будапеште. Февраль 1945 года. Номер 115
нанесен советской трофейной командой
В феврале 1947 года последовал заказ еще на 20 ST-I, размещенный на фирме Skoda,
а в конце 1949 года - еще на 30 машин. В итоге армия получила 100 новых
самоходок ST-I и 50 учебных машин ST-III. Всего же с учетом оставшихся от
Вермахта и отремонтированных машин в чехословацкой армии по состоянию на 1
января 1949 года имелось 246 САУ и три БРЭМ Bergepanzer 38.
138-е фото
Истребитель танков Jagdpanzer 38 Starr во дворе завода ВММ
Все эти боевые машины поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад,
которые должны были стать основой для формирования моторизованных дивизий.
Впрочем, в 1948 году они были преобразованы в 351-й и 352-й полки самоходной
артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I и штурмовые орудия StuG III
(чехословацкое обозначение ShPTK 40/75) эксплуатировались до начала 1950-х
годов. В дальнейшем, по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой
техники советского производства, немецкие машины переводились в резерв, а затем
списывались.
139-е фото
Jagdpanzer 38 Starr, брошенный немцами на окраине Праги. Май 1945 года
140-е фото
Истребитель танков ST-I на маневрах Чехословацкой народной армии. Начало 1950-х
годов
В феврале 1949 года фирма CKD приступила к разработке огнеметного танка на шасси
ST-I. Всего планировалось вооружить огнеметами 75 боевых машин. У опытного
образца штатная 75-мм пушка была демонтирована, а ее амбразура заглушена
броневым листом. На крыше корпуса разместили вращающуюся цилиндрическую башню, в
которой в двух раздельных шаровых установках находились немецкий огнемет
Flammenwerfer 41 и советский пулемет ДТ. Прототип, получивший обозначение РМ-1,
изготовили к февралю 1951 года. Однако его испытания оказались не слишком
обнадеживающими - дальность огнеметания была явно недостаточной, всего 60 м.
Пражская фабрика Konstrukta занялась модернизацией огнемета. В конце мая 1953
года танк, оснащенный новым огнеметом с дальностью стрельбы до 140 м, поступил
на испытания. Впрочем, вскоре военные сообщили, что больше не заинтересованы в
боевой машине подобного типа.
141-е фото
Истребитель танков G-13 на параде в Цюрихе. Швейцария, 1947 год
Вскоре после окончания Второй мировой войны интерес к истребителю танков ST-I
проявила Швейцария, на вооружении армии которой уже состояли танки
чехословацкого производства. 15 августа 1946 года Швейцария заказала восемь
машин этого типа, присвоив им обозначение G-13. Фирма Skoda быстро изготовила
требуемые машины, используя задел, оставшийся от немцев. Однако последовавший в
ноябре 1946 года еще один заказ на 100 машин оказался на грани срыва, так как не
оказалось в наличии орудий Рак 39/2. Тем не менее, выход вскоре был найден: в
корпус САУ было предложено устанавливать пушки StuK 40, которые в годы войны
выпускались заводом Skoda. После некоторой конструктивной доработки это орудие
удалось разместить в боевом отделении самоходки. Кроме того, по требованию
заказчика вместо бензинового мотора Praga АЕ, начиная с 65-й машины стали
устанавливать дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л.с.
Для улучшения обзора командирский люк в G-13 был перенесен с правого борта на
левый (командир и заряжающий поменялись местами) и был дооборудован поворотным
перископом. А вместо оборонительного пулемета на корме САУ была установлена
зенитная турель. Все машины оснащались радиостанциями швейцарского производства.
САУ настолько понравилась швейцарцам, что в 1947 году они заказали еще 50 единиц
G-13. Последние 20 машин были переданы заказчику только 16 февраля 1950 года. На
вооружении швейцарской армии эти истребители танков стояли до 1968 года.
В приобретении ST-I был заинтересован и Израиль. Министерство обороны
Чехословакии готовило передачу 65 самоходок и 6000 75-мм выстрелов. Однако
продавец и покупатель не сошлись в цене и до сделки не дошло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как это уже упоминалось выше, только Германии в ходе Второй мировой войны
удалось создать целое семейство самоходных артиллерийских установок -
истребителей танков, объединенных единым замыслом и концепцией применения.
Разработанные машины составляли всю гамму самоходок - тяжелых, средних и легких.
На этом фоне уже не важно, что «Ягдтигр» был явно лишним - роль тяжелого
истребителя танков была вполне «по зубам» «Ягдпантере». Хотелось бы подчеркнуть,
что стартовые условия у немцев были абсолютно одинаковыми с таковыми у других
стран-участниц Второй мировой войны. Все начинали с нуля, имея за плечами лишь
ограниченный опыт довоенных опытно-конструкторских работ. Однако конкурировать с
Вермахтом в плане оснащения своих войск полностью бронированными истребителями
танков смогла только Красная Армия. Поскольку ни у англичан, ни у американцев
аналогов «ягдпанцерам» Вермахта не было, то сравнивать их можно (и нужно!)
только с советскими САУ. При этом следует учитывать, что гамма советских
истребителей танков, как и самоходных установок вообще, была существенно меньше
немецких. Однако попробуем.
Начнем в порядке убывания боевой массы - с «Ягдтигра». С чем же тут сравнивать?
- спросит читатель. Конечно, «Ягдтигр» самая мощная и тяжелая САУ Второй мировой
войны! Это бесспорно, но только в отношении серийных машин. Если же
рассматривать этот вопрос шире, то у «Ягдтигра» появляются конкуренты. Причем
речь здесь не идет о британской А39 «Тортойс» и американском Т28. Во-первых, эти
машины классифицировались при создании как тяжелые штурмовые безбашенные танки,
во-вторых, они вооружены слабее «Ягдтигра» 995- и 105-мм пушки соответственно) и
в-третьих, обе были изготовлены в металле уже после окончания войны в Европе
(Т28 - после окончания Второй мировой войны вообще). Единственное, что их
объединяет с «Ягдтигром», - это масса, у «Тортойса» - 79, а у Т28 аж 90 т! Между
тем имелась боевая машина, реально построенная задолго до «Ягдтигра» и
значительно более близкая ему по тактико-техническим характеристикам. Речь идет
о советской самоходке СУ-100Y.
142-е фото
Самоходная артиллерийская установка СУ-IOOY
Она была разработана на базе опытного тяжелого танка Т-100 в 1940 году. В ряде
изданий упоминается об участии этой САУ в боях за Москву поздней осенью 1941
года. При массе в 64 т СУ-IOOY была вооружена 130-мм морской пушкой Б-13,
имевшей близкие к немецкой Рак 44 баллистические характеристики. По компоновке
обе САУ также были аналогичны - и у той и у другой бронированная рубка
размещалась в средней части корпуса. Правда, бронирование СУ-100Y было заметно
слабее, чем у «Ягдтигра». Вполне в духе 1940 года советская самоходка защищалась
равностойко со всех сторон, и толщина брони не превышала 60 мм. Так что она
стала бы легкой добычей «Ягдтигра» (и не только его одного) даже на дистанции
3,5 км. Впрочем, и «Ягдтигру» на этой дистанции тоже бы не поздоровилось. О
бронепробиваемости Б-13 удалось найти только сведения о том, что на дистанции
4400 м ее бронебойный снаряд пробивал 40-мм броню. Пробил бы броню «Ягдтигра»
130-мм снаряд на дистанции 3,5 км или не пробил бы, гадать не будем. Ясно одно,
даже в случае непробития брони попадание 36-кг снаряда, покинувшего ствол с
начальной скоростью 870 м/с, обернулось бы для экипажа «Ягдтигра» последствиями,
трудно совместимыми с жизнью.
Сравнительные размеры САУ Jagdtiger и СУ-100У
143.png
144-е фото
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122
Сравнительные размеры САУ Jagdpanther и ИСУ-122
145.png
146-е фото
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С
Но самоходки эти в реальной действительности в бою никогда не встречались.
Производство СУ-100Y было вполне возможным, если не на базе Т-100, то на
удлиненном шасси КВ. Вполне реальным было и усиление бронезащиты советской САУ в
лобовой проекции до уровня «Ягдтигра». Но вот только зачем? От выпуска СУ-IOOY
отказались за ненадобностью, и правильно сделали. Хотя, возможно, подобная САУ и
пригодилась бы в конце войны для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Но
панацеей она все равно бы не стала, тем более, что в арсенале Красной Армии и ее
союзников имелись и другие средства. «Ягдтигр» - это своего рода жест отчаяния,
попытка создания некоего чуда-оружия в условиях утраты господства на земле и в
воздухе. В результате же получилась такая же бесполезная машина, как и
«Королевский тигр».
147-е фото
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85
Было бы больше толку, если бы из металла, затраченного на «ягдтигры», изготовили
лишнюю сотню «ягдпантер». Последнюю, кстати, обычно сравнивают с советскими
самоходками СУ-85 и СУ-100, по-видимому, отталкиваясь от калибра орудия. При
здравом размышлении можно прийти к выводу, что это не совсем правильно. Давайте
порассуждаем.
«Ягдпантера» тяжелая самоходка? Тяжелая. Изготовлена на базе тяжелого танка
«Пантера». То, что немцы классифицировали «Пантеру» как средний танк, не имеет
ровным счетом никакого значения. Немцы много чего классифицировали не так, как
все. «Пантера» весила 45 т, «Ягдпантера» столько же. Так почему же ее надо
сравнивать, например, с СУ-100, весившей на 15 т меньше. Чистым визави «Пантеры»
по боевой массе был ИС-2, а «Ягдпантеры» соответственно ПСУ-122. Вот с последней
и нужно сравнивать «Ягдпантеру», тем более, что ПСУ-122, не говоря уже об
ИСУ-122С, частенько привлекались к борьбе с немецкими танками. Да и создавались
с прицелом на это.
148-е фото
Самоходно-артиллерийская установка СУ-100
Помимо одинаковой боевой массы «Ягдпантера» и ПСУ-122 имели и примерно
одинаковый уровень бронезащиты. Лобовая броня рубки ПСУ-122 составляла 90 мм,
при этом лобовой лист располагался под углом 30° от вертикали. Бортовые листы
рубки толщиной 75 мм имели наклон 15°. Лобовой лист «Ягдпантеры» имел толщину 80
мм и наклон 60° от вертикали, бортовые - 50 мм и 30°. Кроме того, примерно 50%
площади лобового листа ПСУ-122 имели дополнительную защиту в виде массивной
литой маски пушки, имевшей толщину стенок 60 мм. При попадании снаряда в маску
машина оставалась цела, но вот пушка, как правило, выходила из строя. Основное
различие этих двух самоходок состояло в вооружении. «Ягдпантера» - чистый
истребитель танков, ИСУ-122 - универсальная САУ, способная решать широкий круг
задач от борьбы с танками до уничтожения фортификационных сооружений. 88-мм
снаряд «Ягдпантеры» на дистанции 1000 м пробивал 165-мм броню, а на дальности
2000 м - 132-мм. Пушка А-19, установленная на ИСУ-122, на этих дистанциях
пробивала соответственно 145 и 125 мм брони. Таким образом, и та и другая машины
были способны уничтожить практически любой танк из существовавших в то время.
Формально ИСУ-122 не мог поразить на этих дистанциях только «Королевский тигр».
На практике же, в связи с ухудшением качества немецкой брони, 122-мм бронебойный
снаряд пробивал 180-мм лобовую броню «Королевского тигра» на дистанции 1000 -
1500 м. Встреча же «Ягдпантеры» и ИСУ-122 в пределах 2 - 2,5 км с большой
вероятностью привела бы к взаимному уничтожению. Наиболее же существенными
недостатками ИСУ-122 по сравнению немецкой САУ была невысокая скорострельность
пушки и отсутствие вспомогательного пулемета. Влияние первого недостатка удалось
несколько снизить принятием на вооружение ИСУ-122С, пушка которой имела клиновой
затвор, а второго - установкой на турели командирского люка крупнокалиберного
пулемета. В целом же, как противотанковое средство «Ягдпантера» была эффективнее
ИСУ-122, в той же степени, в какой 88-мм противотанковая (то есть
оптимизированная для этой цели) пушка была эффективнее 122-мм корпусного орудия
при борьбе с танками. «Ягдпантеру» по всему комплексу боевых свойств можно
считать лучшим тяжелым истребителем танков Второй мировой войны.
Сравнительные размеры САУ Jagdpanzer IV и СУ-85
149.png
150.png
Что же касается СУ-85 и СУ-100, то сравнивать их надо с одноклассниками -
истребителями танков среднего класса Jagdpanzer IV и Panzer IV/70.
Достаточно беглого взгляда на таблицу, чтобы понять, что Jagdpanzer IV
действительно был временной мерой и основное сравнение нужно вести по Panzer
IV/70. Немецкая самоходка занимает промежуточное положение между СУ-85 и СУ-100.
Первую она превосходит по всем статьям, при меньшей массе имея более мощное
вооружение и бронирование. Правда некоторые «специалисты» могут начать
возражать, приводя в качестве аргумента пресловутое фугасное действие
осколочно-фугасного снаряда. Да, у СУ-85 оно было больше, что немудрено при
большем калибре. Но ведь СУ-85 создавалась для борьбы с танками, так как СУ-122
с этой ролью не справилась. А ведь фугасное действие 122-мм снаряда было еще
больше! Но что толку!
СУ-100 ощутимо сильнее Panzer IV/70, но не будем забывать, что на советской САУ
установлена 100-мм пушка, а на немецкой - 75-мм. А вот показатели 88-мм пушки
«Ягдпантеры» «сотка» не превзошла. Кроме того, боекомплект и у Panzer IV/70 и у
«Ягдпантеры» был больше, чем у СУ-100 - 55 и 57 выстрелов против 33. При этом
Panzer IV/70 имел аналогичный с СУ-100 уровень бронезащиты и был на 400 мм ниже.
В итоге получается, что наша лучшая средняя самоходка Второй мировой войны как
противотанковое средство оказалась на уровне немецкого истребителя танков,
вооруженного 75-мм пушкой! Все это лишний раз доказывает, что повышения
бронепробиваемости наши конструкторы добивались за счет увеличения калибра
орудия и возрастания дульной энергии, которые находятся в прямой зависимости.
Немцы достигали аналогичного результата за счет повышения начальной скорости и
лучшей отработки боеприпасов при меньшем калибре, поскольку малые калибры
экономически более выгодны при выполнении задач борьбы с броней.
151-е фото
Самоходно-артиллерийская установка СУ-74д
На первый взгляд совсем не с чем сравнивать только «Хетцер». Действительно,
подобной серийной машины Красная Армия не имела. Но вот опытные образцы были.
152-е фото
Самоходно-артиллерийская установка СУ-74б
Проектирование легкого истребителя танков началось в СССР практически сразу
после начала Великой Отечественной войны и велось разными организациями.
Наибольших успехов на этом поприще добился конструкторский коллектив ГАЗа. К
1944 году здесь были созданы САУ СУ-74д («с дизелем»), СУ-74б (СУ-57б) и уже
совсем под занавес войны САУ ГАЗ-75. Все эти машины были разработаны на базе
танка Т-70 с использованием разных типов силовых установок (на СУ-74д - дизель
GMC 4-71). Первая была вооружена 76-мм пушкой С-1 (Ф-34), вторая - 57-мм пушкой
ЗИС-4 и, наконец, третья - 85-мм пушкой Д-5С-85А. Из советских машин близкую к
«Хетцеру» боевую массу (14 т) имела только САУ ГАЗ-75. Две другие машины были
существенно легче.
153-е фото
Самоходно-артиллерийская установка ГАЗ-75
Однако нас, главным образом, интересует огневая мощь этих машин, а точнее -
бронепробиваемость бронебойных снарядов. У «Хетцера» этот показатель составлял
82 мм на дистанции 1000 м. Однозначно уступала ей СУ-74д (61 мм на 1000 м), что
и понятно - для 1943 - 1944 годов 76-мм пушка, идентичная танковой, была уже
слишком слаба. Превосходство 85-мм пушки (100 мм) очевидно, а вот
бронепробиваемость в 89 мм у 57-мм орудия демонстрирует то, о чем речь шла выше
- малые калибры выгоднее для борьбы с броней.
154-е фото
Истребители танков Jagdpanzer 38 Hetzer и Jagdpanther являются ныне экспонатами
британского Королевского танкового музея в Бовингтоне
Ни один из советских «хетцеров» на вооружение принят не был, главным образом по
причине недоведенности силовых установок. Впрочем, особой необходимости в такой
машине на завершающем этапе войны наступавшая Красная Армия не ощущала, в
отличие от немецкой. В отсутствие конкуренции неудивительно, что «Хетцер» занял
верхнюю строчку в рейтинге легких самоходок Второй мировой войны. Правда, тут
необходимо уточнять, что он был лучшим в своем классе полностью бронированных
легких истребителей танков.
Приложение
Компоновка боевого отделения САУ «Ягдтигр»
155-е фото
156-е фото
Jagdtiger из состава 3-й роты 653-го батальона тяжелых истребителей танков.
Германия, Морсбронн, март 1945 года
157-е фото
Jagdtiger из состава 3-й роты 512-го батальона тяжелых истребителей танков.
Германия, Сент-Андреасберг, апрель 1945 года
158-е фото
Jagdpanther из 2-й роты 654-го батальона тяжелых истребителей танков. Франция,
июнь 1944 года
159-е фото
Jagdpanther из состава 560-го батальонатяжелых истребителей танков. Район
озераБалатон, март 1945 года
160-е фото
Jagdpanther из состава 654-го батальона тяжелых истребителей танков. Франция,
июнь 1944 года
161-е фото
Jagdpanther из 2-й роты 654-го батальона тяжелых истребителей танков. Германия,
«Рурский мешок», март 1945 года
162-е фото
Jagdpanzer IV одной из противотанковых частей Вермахта. 1944 год
163-е фото
Panzer IV/70(V). 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»,
Арденны, декабрь 1944 года
164-е фото
Panzer IV/70(V). 13-я танковая дивизия, Будапешт, январь 1945 года
165-е фото
Panzer IV/70(V). 23-я танковая дивизия, район озера Балатон, март 1945 года
166-е фото
Panzer IV/70(A), подбитый советскими войсками в районе Кенигсберга. Март 1945
года
167-е фото
Panzer IV/70(V). Одна из последних машин, выпущенных в марте 1945 года. Песочный
камуфляж нанесен прямо по грунтовой окраске
168-е фото
Hetzer в «засадном» камуфляже. Франция, ноябрь 1944 года
169-е фото
Hetzer, выпущенный заводом Skoda осенью 1944 года. Восточный фронт, Германия,
весна 1945 года