Sd.Kfz.161 / Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV /
Pz.Kpfw.IV / Т-4 Средний танк (Германия) |
|
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.161 / Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4
Принят на вооружение в качестве машины для командиров танковых батальонов BW (Bataillonsführerwagen).
Самый массовый танк вермахта. Единственный немецкий танк, который находился в
серийном производстве всю вторую мировую войну. Выпускался фирмами: Krupp, Vomag
и Nibelungenwerke. С 1937 по 1945 год изготовлено свыше 8,5 тыс. танков.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Pz.IVA - «нулевая» серия. Боевая масса - 17,3 т. Двигатель
- Maybach HL 108 TR (мощность - 250 л.с.). Габариты: 5920x2830x2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с
длиной ствола 24 калибра и два пулемёта MG 34. Толщина брони - 10-30 мм.
Изготовлено - 35 единиц.
Pz.IVB - прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемёт - изъят. Введена новая
командирская башенка. Двигатель - Maybach HL 120 TR. Мощность - 300 л.с. Изготовлено
- 45 единиц.
Pz.IVC - незначительные отличия от предыдущего варианта. Под стволом орудия
появился специальный отбойник, который отгибал антенну радиостанции при повороте
башни. На части машин установлен двигатель Maybach HL 120 TRM. Изготовлено - 140
единиц.
Pz.IVD - лобовая часть корпуса как у Pz.IVA, включая курсовой пулемёт. Изменена
маска пушки. В 1940-1941 годах лобовая броня корпуса усилена 20-мм броневым
листом. Изготовлено - 229 единиц.
Pz.IVE - лобовая броня корпуса 30-мм + дополнительный 30-мм броневой лист.
Лобовая броня башни - 30-мм / маска пушки - 35-37 мм. Установлены новая
командирская башенка + шаровая установка курсового пулемёта. Боевая масса - 21 т.
Изготовлено - 223 единицы.
Pz.IVF (Pz.IVF1) - последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобовая
плита корпуса с курсовым пулемётом. Командирская башенка новой конструкции.
Одностворчатые люки в бортах башни заменены двустворчатыми. Лобовая броня -
толщиной 50 мм. Изготовлено - 462 единицы.
Pz.IVF2 - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра. Боевая масса - 23,6 т.
Изготовлено - 175 единиц.
Pz.IVG (Sd.Kfz.161/1) - двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних
выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 48 калибров и имели
дополнительную броневую плиту в лобовой части корпуса толщиной 30 мм.
Изготовлено - 1687 единиц.
Pz.IVH (Sd.Kfz.161/2) - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. Антенна
радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены
5-мм противокумулятивные экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной
установкой пулемёта MG 34. Изготовлено - 3960 единиц.
Pz.IVJ (Sd.Kfz.161/2) - технологически и конструктивно упрощённый вариант Pz.IVH.
Ручной привод поворота башни (!). Поддерживающие катки - без резиновых бандажей.
Увеличенная ёмкость топливных баков. Изготовлено - 1758 единиц.
Pz.IVF
Pz.IVE
Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4) принимали участие во всех военных операциях, начиная с захвата Судетской
области и заканчивая битвой за Берлин в 1945 году. Накануне вторжения в Польшу в
войсках имелось 211 танков Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV /
Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4), а к началу боевых действий на Западе - 290.
Эти танки были в основном сконцентрированы в дивизиях, действовавших на
направлениях главных ударов.
К началу операции «Барбаросса» вермахт располагал 439 танками Sd.Kfz.161 (Panzer
IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4), к концу
1941 года 348 из них оказались потеряны. Sd.Kfz.161 (Panzer IV /
Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4), вооружённые короткоствольными
пушками, не могли противостоять советским средним и тяжёлым танкам. Лишь с
появлением длинноствольной модификации положение выровнялось. К середине 1943
года Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4) стал основным немецким танком на Восточном фронте. В операции
«Цитадель» они составляли 40 % танков, принимавших участие в боевых действиях.
В Северной Африке, вплоть до капитуляции германских войск, Sd.Kfz.161 (Panzer
IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4) успешно
противостояли всем типам танков союзников.
На 10 апреля 1945 года полевые войска располагали 505 танками Sd.Kfz.161 (Panzer
IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4), ещё 130
машин имелось в армии резерва.
Помимо Германии, Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV /
Pz.Kpfw.IV / Т-4) состояли на вооружении в Венгрии (52 шт.), в Румынии
(около 100 шт.), в Болгарии (46 шт.) и в Финляндии (15 шт.). Кроме того,
некоторое количество боевых машин этого типа закупили Испания и Турция.
На базе Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV /
Т-4) строились самоходно-артиллерийские установки, командирские танки,
машины передовых артиллерийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые
танки.
В послевоенный период Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV /
Pz.Kpfw.IV / Т-4) состояли на вооружении в Финляндии (до 1962 года) и
Сирии (до 1967 года).
Pz.IVF2
Pz.IVJ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.IVF
БОЕВАЯ МАССА, т: 22,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5920, ширина - 2880, высота - 2680, клиренс -
400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 37 калибра 75 мм и 2 пулемёта MG 34 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 80-87 артвыстрелов и 2700 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF Sf/1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 50; борт - 30; корма - 20; крыша и днище - 10; башня -
30-50.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный,
жидкостного охлаждения; рабочий объём 11 867 куб. см; мощность 265 л.с. (195
кВт) при 2600 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: трёхдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная
планетарная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт,
сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на полуэллиптических
листовых рессорах; ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми
венцами (зацепление цевочное); четыре обрезиненных поддерживающих катка; в
каждой гусенице 99 траков шириной 400 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42.
ЗАПАС ХОДА, км: 200.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30; ширина рва, м - 2,3;
высота стенки - 0,6; глубина брода, м - 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.
Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1