A7VU - Тяжелый танк (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ОПЫТНЫЙ ТАНК A7VU
Уже во время сборки первого прототипа A7V, в апреле 1917 года в Германии провели
всесторонние испытания трофейных английских танков Mk IV. В результате Ставка
Главного командования выдала задание на проектировку танка по английскому
образцу. Проект получил обозначение A7VU. Предполагалось создание машины с
гусеницами, охватывающими корпус, и той же моторно-трансмиссионной группой, что
у A7V. При этом использовалось шасси № 524. Главной задачей было достижение
высокой проходимости. Испытания переделанного шасси планировалось провести к 1
сентября 1917 года.
Компоновка танка A7VU.
Тяжёлый танк A7VU.
Компоновку танка существенно изменили. Двигатели и трансмиссия заняли кормовую
часть корпуса. Места механика-водителя (с теми же органами управления) и
командира были перенесены вперёд, к лобовому листу корпуса. Среднюю часть
корпуса заняла боевая рубка. По бокам от двигателей располагались симметричные
спонсоны. Боевое отделение, таким образом, разделили на три отсека - два
смещённых назад спонсона и боевая рубка. Верхняя бронерубка сохранилась, но
служила теперь для наблюдения экипажа за полем боя, как на английском Mk V, и
для установки пулемёта. Для обзора местности предназначались также смотровые
лючки по бортам отделения управления.
Корпус A7VU в продольном сечении приобрёл форму ромба, более угловатую, нежели у
его английских прототипов. Бронелисты по-прежнему крепились клёпкой на стальном
каркасе. Толщина брони ограничивалась 20 мм. Но несмотря на это, а также на
уменьшение численности экипажа более чем вдвое, вес танка возрос до 40 т, то
есть на 10 т по сравнению с A7V. Защищённость передней проекции увеличивалась за
счёт наклона верхнего лобового листа корпуса под углом 50° к вертикали.
Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом отделений
управления и боевого. В задней наклонной стенке корпуса имелась вентиляционная
решётка с жалюзи. Ниже крепился бронированный задний бак, а по бокам его
буксирные крюки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ТАНКА A7VU
Боевая масса, т: 40.
Экипаж, чел.: 7.
Высота, м: 3,2.
Длина, м: 8,38.
Ширина, м: 4,69.
Клиренс, м: 0,2.
Толщина брони, мм: лоб, борт - 20.
Вооружение: орудия 2 х 57-мм «Максим-Норденфельдт»; пулемёты 3-4 x 7,92-мм
MG.08.
Двигатель: марка - «Даймлер»; тип - карбюраторный; число цилиндров - 4;
охлаждение - жидкостное; мощность, л.с. - 2 х 100 (при 800-900 об/мин).
Трансмиссия: механическая.
Коробка передач: 3-скоростная.
Бортовой редуктор: однорядный.
Механизм поворота: выключением или торможением гусеницы.
Ходовая часть (на один борт): 24 опорных катка, 7 поддерживающих роликов, заднее
расположение ведущего колеса.
Подвеска: упругая.
Тип гусеницы: металлическая, крупнозвенчатая.
Тип зацепления: зубовое.
Ширина трака, мм: 500.
Шаг трака, мм: 254.
Ширина преодолеваемого рва, м: 3-4.
В спонсонах устанавливались две 57-мм пушки Максима-Норденфельдта, а позади них
в бортах - два пулемёта MG.08. Тумбовую установку пушки, собственно, и
разработали для A7VU, но здесь угол горизонтального наведения превышал 90°.
Работать артиллеристам в A7VU было удобнее, чем в спонсонах английских танков.
Установки же пулемётов были аналогичны A7V. Ещё один-два пулемёта могли
устанавливаться в бортовых амбразурах впереди спонсонов (под рубкой), в шести
амбразурах рубки или в лобовом листе. Кроме того, экипаж мог вести огонь из
личного оружия. В задних стенках спонсонов имелись двери с наружными петлями.
Выхлопные трубы с глушителями выводились на крышу корпуса. Гусеничный ход, как и
в английских танках, собирался вокруг больших коробчатых конструкций по бортам.
Подвеска, в отличие от английских прототипов, была упругой и, в общем, повторяла
блокированную подвеску A7V. К ходовым тележкам на винтовых пружинах добавились
группы катков, жёстко закреплённые на стенках против восходящей и нисходящей
ветвей гусеницы. Ведущие колёса - сплошные. Направляющие колёса имели винтовые
механизмы для регулировки натяжения гусениц.
Первые ходовые испытания опытного образца прошли 25 июня 1918 года. По сравнению
с английскими тяжёлыми «ромбовидными» танками A7VU имел ряд преимуществ: лучшую
бронезащиту и обзор для экипажа, упругую подвеску. Однако вес его оказался
слишком велик, а сопротивление движению на 40 % выше, чем у A7V. 12 сентября
Ставка распорядилась прекратить работы по проекту, и единственный опытный
экземпляр был разобран.
Бронеколлекция, №6, 1996, С. ?. Федосеев - ТАНКИ КАЙЗЕРА (Германские танки 1-й мировой войны)
ПЕРВЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ТАНКИ. «Тевтонский ответ» /
Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
ОПЫТНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК A7VU - УЛУЧШЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ
Уже во время сборки первого прототипа A7V, в апреле 1917 г. в Германии провели
наконец детальные испытания трофейных британских «ромбовидных» танков Mk IV. В
результате OHL выдала задание на опытную разработку танка по британскому
образцу. Проект получил обозначение A7VU (или A.7.V. «U»). Главной задачей было
достижение высокой проходимости, и прежде всего - увеличение ширины
преодолеваемого рва. Предполагалось создание машины с гусеницами, охватывающими
корпус, и той же моторно-трансмиссионной группой, что у A7V. То, что за основу
взяли компоновочное решение, использованное в британских «ромбовидных» танках,
вполне естественно - в любой отрасли нормально копирование схемы первого
образца, успевшего зарекомендовать себя на практике. «Британская» схема
компоновки оказалась, впрочем, заметно модифицирована.
044-е фото
Taнк A7VU, собранный на заводе «Стеффенс унд Нолле», июнь 1918 г.
При постройке прототипа использовали узлы и агрегаты шасси A7V № 524.
Переделанное шасси планировалось получить для испытаний к 1 сентября 1917 г.
Двигатели и трансмиссия заняли заднюю часть корпуса. Места водителя и командира
были перенесены вперед, к лобовому листу корпуса. Среднюю часть корпуса заняла
верхняя боевая рубка с установками под пулеметы. По бокам от двигателей, т. е.
ближе к кормовой части корпуса, симметрично располагались спонсоны. Боевое
отделение, таким образом, было разделено на три отсека - два смещенных назад
спонсона и боевая рубка. Верхняя броне-рубка позволяла, кроме того, улучшить
наблюдение экипажа за полем боя - подобно средней рубке на британском Mk V. Для
наблюдения использовались также смотровые лючки по бортам отделения управления.
Корпус A7VU в продольном сечении приобрел форму ромба, более угловатую, нежели у
британских прототипов. Бронелисты здесь также крепились клепкой на стальном
каркасе. Толщина брони ограничивалась 20 мм. Но, несмотря на это, а также на
уменьшение экипажа более чем вдвое, масса танка, по сравнению с A7V возросла на
10 т - до 40 т. Защищенность передней проекции увеличивалась за счет наклона
верхнего лобового листа корпуса под углом 50° к вертикали. В крыше и задней
наклонной стенке корпуса выполнялась вентиляционная решетка с жалюзями. Ниже
решетки крепилась бронированная коробка. По бокам ее устанавливались буксирные
крюки. В каждом спонсоне устанавливались 57-мм пушка «Максим-Норденфельд» и
7,92-мм пулемет MG.08. позади нее. Тумбовая установка пушки была, собственно,
разработана для A7VU, но здесь угол наведения в горизонтальной плоскости (в
отличие от A7V) достигал 110°. Работа артиллериста в A7VU была удобнее, чем в
спонсонах британских танков, но зато и сами спонсоны были крупнее. Установки
пулеметов были аналогичны A7V. углы горизонтального обстрела - 45° в бортовых
установках и несколько меньше в кормовых.
045-е фото
Taнк A7VU, вид с кормы. Обратим внимание на номер шасси, решетку радиатора и
лючок с амбразурой.
Еще один-два пулемета могли устанавливаться в бортовых амбразурах впереди
спонсонов (под рубкой), в шести амбразурах рубки или в лобовом листе. Кроме
того, экипаж мог через лючки вести огонь из личного оружия. Каждый спонсон, как
и у британских прототипов, имел в задней стенке дверь с наружными петлями.
Двигательная установка включала те же агрегаты, что и у A7V, в целом теми же
были и органы управления, которыми пользовался водитель, изменились только их
тяги, поскольку водитель теперь сидел не сверху, а далеко впереди двигателей.
Тяги управления, как и топливные баки, располагались между днищем корпуса и
полом отделений управления и боевого. Выхлопные трубы с глушителями выведены на
крышу корпуса. Гусеничный ход был собран вокруг больших коробчатых конструкций
по бортам. Подвеска в отличие от британских прототипов была упругой и, в общем,
повторяла блокированную подвеску A7V с ходовыми тележками на пяти сдвоенных
опорных катках каждая, подвешенных на цилиндрических винтовых пружинах. Но тут к
ходовым тележкам добавились группы катков, жестко закрепленных на стенках
гусеничного хода против восходящей и нисходящей ветвей гусеницы для
предотвращения их смятия или спадания - пять катков на передней наклонной части
бортового короба и два в задней. Ведущие колеса - заднего расположения,
сплошные. Значительно поднятые над фунтом направляющие колеса снабжены винтовыми
механизмами регулирования натяжения гусениц. Переделанное шасси с новым корпусом
испытали на опытном поле завода «Даймлер». К июню 1918 г. танк был собран на
заводе «Стеффенс унд Нолле» в Берлин-Темпельхоф. Первые ходовые испытания
опытного образца прошли 25 июня.
046-е фото
Тактико-технические характеристики A7VU.
По сравнению с британскими тяжелыми «ромбовидными» танками, A7VU имел ряд
преимуществ: лучшую бронезащиту, упругую подвеску, лучший обзор и более удобные
рабочие места для экипажа. Однако масса его оказалась слишком велика, а
сопротивление движению на 40 % выше, чем у A7V. Крупные низко посаженные
спонсоны не способствовали проходимости - танк оказывался очень широким, при
небольшом крене спонсон «цеплял» грунт. «Глядя на это громоздкое многотонное
сооружение, - вспоминал о танке А. Хорьх, - я горько сожалел, что все работы по
его созданию велись в такой спешке». 12 сентября Ставка распорядилась прекратить
работы по проекту, единственный опытный экземпляр был разобран. Сохранились
чертежи проектов других вариантов A7VU:
- A7VU-2 - модификация A7VU с дополнительными пулеметными установками в корме
корпуса и в кормовых дверях спонсонов;
- A7VU-3 без выступающей рубки и с уменьшенными спонсонами, в которых ставились
только пулеметы, орудийная установка размещалась в корпусе, справа от места
водителя;
- A7VU-4 - A7VU с уменьшенными пушечными спонсонами и рубкой (в рубке было
только 4 амбразуры под пулеметы). Но «в железе» такие танки не строились.
047-е фото
Собранный корпус танка A7VU на перекомпонованном шасси A7V № 524. Испытательный
полигон «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» в Берлин-Мариенфельд. В проеме,
предназначенном для монтажа спонсона, можно увидеть силовую установку танка.
048-е фото
Эскизный проект танка A7VU-2. Обратим внимание на сектора обстрела вооружения
танка.
049-е фото
Трактор-транспортер A7V Uberlandwagen с регистрационным номером, соответствующим
3-й германской армии. На машине установлены скобы для отклонения проводов, груз
на обеих частях платформы укрыт брезентом.