FCM36 - Легкий танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

FCM36
Char Leger d'Accompagnement
FCM36 разработан фирмой Société des Forges et Chantiers de la Méditerranée (Société nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée) (FCM) в середине 30-х годов в рамках конкурса по созданию нового танка поддержки пехоты (взамен устаревшего FT17), наряду с танком R35 фирмы Renault. В 1936 году выпущено 100 машин.
Серийная модификация:
- корпус и башня: сварные. Броневые листы расположены с оптимальными по снарядостойкости углами наклона. Конструкция ходовой части заимствована у тяжелого танка В1.
Все выпущенные FCM36 поступили на вооружение 4-го и 7-го отдельных танковых батальонов французской армии. В ходе кампании 1940 года эти части были приданы 2-й полевой армии. В период «сражения за Францию» оба батальона ничем особенным себя не проявили. С объявлением капитуляции почти все FCM36 достались немцам, которые использовали их базу для создания самоходных орудий: 24 с 75-мм противотанковой пушкой Рак 40 (7,5 см РАК 40 (Sf)) и 24 с 105-мм гаубицей (10,5 см leFH (Sf)).

FCM36

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА FCM36
БОЕВАЯ МАССА, т: 12.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4432, ширина - 2128, высота - 2179.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 40, борт - 40, крыша - 20, башня - 40.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA 18 L/21 калибра 37 мм, 1 пулемет Châtellerault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 артвыстрелов, 2400 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Berliet MDP, 4-цилиндровый, дизельный; мощность - 91 л.с.; рабочий объем - 8400 см³.
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач, блокируемый дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: девять обрезиненных опорных катков на борт, восемь из которых сблокированы в четыре тележки, подвешенные на спиральных и листовых рессорах, один передний каток имел собственную рессору, ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 137 траков шириной 270 мм, шаг трака - 75 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 26.
ЗАПАС ХОДА, км: 320.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 22; ширина рва, м - 1,6...2; глубина брода, м - 0,6.

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)