Renault R35 - Легкий танк (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Renault R35
Char Leger d'Accompagnement
Самый массовый легкий французский танк Второй Мировой войны. Разработан по
заказу армии для сопровождения пехоты в 1934 году. Производился серийно с 1935
по 1940 год. За это время фирмой Renault было выпущено 1070 машин для
французской армии и 560 танков на экспорт.
Серийные модификации:
R35 - первый серийный вариант. Корпус из литых бронеплит, собирался на каркасе с
помощью болтов. Башня - литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской
башенкой-куполом. Двигатель и трансмиссия смещены к правому борту. В 1938 году
установлена радиостанция, изменена конструкция креплений смотровых приборов
башни.
Большинство танков для преодоления противотанковых рвов оборудовались
дополнительным «хвостом», необходимым для увеличения общей длины машины.
R39 - новая длинноствольная 37-мм пушка SA 38 (начальная скорость снаряда - 701
м/с). Изготовлено - 273 единицы.
R40 - длинноствольная 37-мм пушка SA 38, новая ходовая часть фирмы АМХ из 12
опорных катков малого диаметра и 4 поддерживающих катков. Боевая масса - 12,5 т.
Изготовлено - 120 единиц.
R35
Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных
действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных
танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии
резерва (DCR).
В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками
R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и
63-й батальоны.
С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть
правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами,
американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников
заморские владения в Сирии и Марокко.
После поражения Франции в кампании 1940 года около 800 танков R35 досталось
Германии. В основном они использовались для обучения танкистов, часть машин
после демонтажа башен переоборудовали в артиллерийские тягачи для 150-мм гаубиц
и 210-мм мортир. Башни же установили на Атлантическом валу в качестве
неподвижных огневых точек.
В 1941-1942 годах 174 французских танка R35 немцы переделали в САУ с 47-мм
чешской противотанковой пушкой. Часть из них вместе с линейными R35 в составе
21-й танковой дивизии (100-я танковая бригада) принимала участие в боях с
союзными войсками в Нормандии. 25 танков R35 применялись против партизан в
Югославии.
Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии
(50), Румынии (41) и Турции (100).
После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин
достались Италии, а 40 - Болгарии.
R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской
армии в ходе освобождения Франции от германских захватчиков в 1944-1945 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R35
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4200, ширина - 1850, высота - 2376, клиренс -
320.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 32, борт - 40, крыша - 15, башня - 44.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA 18 L/21 калибра 37 мм и 1 пулемет Châtellerault
мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 артвыстрелов, 2400 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность - 82 л.с. при 2200
об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, чегырехскоростная коробка передач,
дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 5 обреэиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка,
ведущее колесо переднего расположения; подвеска - маятниковая, с горизонтальными
резиновыми рессорами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 20.
ЗАПАС ХОДА, км: 140.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 20; высота стенки, м - 0.5;
ширина рва, м - 1,6 (2 - С хвостом), глубина брода, м - 0,6.
Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)