D2 - Средний танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

D2
Char de Batailie
Модернизированный вариант танка D1, разработанный в 1934 году. В 1936 году фирмой Renault была изготовлена первая партия в количестве 50 единиц, в 1938 году заказана вторая - из 50 танков D2. Они поступили в войска только весной 1940 года.
Серийная модификация:
- корпус клепано-сварной конструкции, литая башня АРХ-1 с 47-мм пушкой SA 34 и 7,5-мм пулеметом. D2 второй серии имели новую башню АРХ-4 с 47-мм пушкой SA 35. Кроме того, в мае 1940 года некоторое количество машин первой серии перевооружили башнями АРХ-4.
Танки D2 поступили на вооружение 19-го танкового батальона 4-й бронетанковой дивизии генерала де Голля, а также на укомплектование отдельных танковых рот - 345-й, 346-й и 350-й. В составе этих подразделений D2 приняли участие в боях в мае-июне 1940 года.

D2

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА D2
БОЕВАЯ МАССА, т: 19.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5442, ширина - 2660, высота - 2205, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA 34 (или SA 35) калибра 47 мм, 1 пулемет FM24/29 калибра 7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 108 артвыстрелов, 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 20-40.
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 6-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у танкa D1.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 25.
ЗАПАС ХОДА, км: 140.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2; высота стенки, м - 1,2; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER-29 (ER-51 / ER-55).

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)

 

Средний танк D1/D2

Помимо тяжелых, французская пехота располагала немногочисленными средними танками D1 и D2.

Танк D1 (Char de Bataille D1) был разработан фирмой Renault во второй половине 1920-х годов и представлял собой развитие легкого танка Renault NC27. К 1930 году их изготовили 60 (по другим данным - 100) единиц.

Существовало две модификации танка D1. Первый вариант - D1A - имел клепаный корпус, литую башню с 37-мм пушкой SA 18 и 7,5-мм пулеметом FM 24/29. Бронирование составляло 10-30 мм. На машине устанавливался двигатель Renault мощностью 65 л.с., разгонявший танк массой 12 т до максимальной скорости 18 км/ч. Было выпущено 10 танков этой модификации. На последовавших за ними 50 (по другим данным 90) танках варианта D1B установили новую литую башню ST1, в которой размещались 47-мм пушка SA 34 и 7,5-мм пулемет ЕМ 24/29 (боекомплект из 35 артвыстрелов и 2000 патронов). Толщину брони увеличили до 14-40 мм. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Renault мощностью 100 л.с. и шестискоростная коробка передач позволили увеличить скорость до 20 км/ч. Запас хода достигал 100 км. Масса танка 12,8 т, экипаж 3 человека.

Первоначально танки D1 несли службу в Алжире в составе 61, 65 и 67-го танковых батальонов. В июне 1940 года 67-й батальон был переброшен во Францию, где участвовал в боях до конца кампании. Оставшиеся в Северной Африке машины использовались на линии Марет с ноября 1942 по март 1943 года в составе 19-го французского корпуса.

Еще в процессе серийного производства D1 началась работа по созданию его усовершенствованной модели. Модернизированный вариант, получивший обозначение D2, появился к 1934 году. В 1936-м фирмой Renault была изготовлена первая партия из 50 единиц, в 1938 году заказана вторая - в том же количестве. В войска D2 поступили только весной 1940 года.

34-я илл.
Средние танки D1B во время парада в Алжире. 1938 год

35-я илл.
Танк D1B из состава 67-го танкового батальона выдвигается к линии фронта. Июнь 1940 года

36-я илл.
Char de Bataille D2

Этот танк имел корпус клепано-сварной конструкции и лучшую броневую защиту (20-40 мм), а 150-сильный 6-цилиндровый бензиновый мотор Renault позволял 19-тонной машине развивать скорость на 5 км/ч выше, чем D1. Запас хода составлял 140 км. Башню ST 1 заменили на APX 1, такую же, как у танка В1. D2 второй серии получили новую башню APX 4 с 47-мм пушкой SA 35. Кроме того, в мае 1940 года некоторое количество машин первой серии перевооружили башнями APX 4. В боекомплект входило 108 выстрелов и 2000 патронов.

Танки D2 поступили на вооружение 19-го танкового батальона 4-й бронетанковой дивизии генерала де Голля, а также на укомплектование отдельных танковых рот - 345, 346 и 350-й. В составе этих подразделений D2 приняли участие в боях в мае-июне 1940 года.

24 мая 1940 года накануне сражения у Абвиля в состав 19-го танкового батальона входили 18 танков D2. У этого города, расположенного на реке Сомме, вблизи побережья Ла-Манша, немцы создавали плацдарм для дальнейшего наступления. Де Голль получил приказ ликвидировать укрепленный район Абвиля. Вечером 27 мая 4-я DCR имея 140 танков и шесть пехотных батальонов пошла в атаку. С наступлением ночи был взят первый рубеж обороны противника. Немцы отступили, бросив большое количество техники и снаряжения. Вместе со своими офицерами де Голль обедал в поспешно оставленном немцами замке Юпи. На столе вместо скатерти было расстелено германское знамя со свастикой. Но эта победоносная обстановка лишь подчеркивала трагизм ситуации, - был достигнут лишь мелкий успех местного значения, являвшийся случайностью на мрачном фоне разгрома Франции.

На рассвете 28 мая, в день когда де Голль был произведен в чин бригадного генерала, 4-я танковая дивизия возобновила наступление.

37-я илл.
Средний танк D2 преодолевает естественное препятствие в ходе предвоенных маневров. Использование эмблем с символами карточных мастей было характерным для французской армии

38-я илл.
Танк D2 из состава 19-го танкового батальона 4-й DCR движется к линии фронта. Район Абвиля, 27 мая 1940 года. Обращает на себя внимание посадка командира машины в положении по-походному на откидной крышке кормового башенного люка. Во французских танковых войсках вместо буксирных тросов использовались цепи

За три дня тяжелых боев она оттеснила противника на 14 км. От абвильского плацдарма у немцев осталась одна четверть его прежней площади. Но эта победа была куплена дорогой ценой - в строю 4-й DCR осталось только 34 исправных танка. Сколько боевых машин осталось к этому времени в строю 19-го танкового батальона, к сожалению, неизвестно. До наших дней не сохранился ни один экземпляр танка D2.

Бронеколлекция, №3, 2004, Ю. ?. Спасибухов - Французские танки Второй мировой войны. Часть 1