D2 - Средний танк (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
D2
Char de Batailie
Модернизированный вариант танка D1, разработанный в 1934 году. В 1936 году
фирмой Renault была изготовлена первая партия в количестве 50 единиц, в 1938
году заказана вторая - из 50 танков D2. Они поступили в войска только весной
1940 года.
Серийная модификация:
- корпус клепано-сварной конструкции, литая башня АРХ-1 с 47-мм пушкой SA 34 и
7,5-мм пулеметом. D2 второй серии имели новую башню АРХ-4 с 47-мм пушкой SA 35.
Кроме того, в мае 1940 года некоторое количество машин первой серии
перевооружили башнями АРХ-4.
Танки D2 поступили на вооружение 19-го танкового батальона 4-й бронетанковой
дивизии генерала де Голля, а также на укомплектование отдельных танковых рот -
345-й, 346-й и 350-й. В составе этих подразделений D2 приняли участие в боях в
мае-июне 1940 года.
D2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА D2
БОЕВАЯ МАССА, т: 19.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5442, ширина - 2660, высота - 2205, клиренс -
400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA 34 (или SA 35) калибра 47 мм, 1 пулемет FM24/29 калибра
7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 108 артвыстрелов, 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 20-40.
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 6-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, рядный,
жидкостного охлаждения; мощность - 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у танкa D1.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 25.
ЗАПАС ХОДА, км: 140.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2; высота
стенки, м - 1,2; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER-29 (ER-51 / ER-55).
Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)
Средний танк D1/D2
Помимо тяжелых, французская пехота располагала немногочисленными средними
танками D1 и D2.
Танк D1 (Char de Bataille D1) был разработан фирмой Renault во второй половине
1920-х годов и представлял собой развитие легкого танка Renault NC27. К 1930
году их изготовили 60 (по другим данным - 100) единиц.
Существовало две модификации танка D1. Первый вариант - D1A - имел клепаный
корпус, литую башню с 37-мм пушкой SA 18 и 7,5-мм пулеметом FM 24/29.
Бронирование составляло 10-30 мм. На машине устанавливался двигатель Renault
мощностью 65 л.с., разгонявший танк массой 12 т до максимальной скорости 18
км/ч. Было выпущено 10 танков этой модификации. На последовавших за ними 50 (по
другим данным 90) танках варианта D1B установили новую литую башню ST1, в
которой размещались 47-мм пушка SA 34 и 7,5-мм пулемет ЕМ 24/29 (боекомплект из
35 артвыстрелов и 2000 патронов). Толщину брони увеличили до 14-40 мм.
Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Renault мощностью
100 л.с. и шестискоростная коробка передач позволили увеличить скорость до 20
км/ч. Запас хода достигал 100 км. Масса танка 12,8 т, экипаж 3 человека.
Первоначально танки D1 несли службу в Алжире в составе 61, 65 и 67-го танковых
батальонов. В июне 1940 года 67-й батальон был переброшен во Францию, где
участвовал в боях до конца кампании. Оставшиеся в Северной Африке машины
использовались на линии Марет с ноября 1942 по март 1943 года в составе 19-го
французского корпуса.
Еще в процессе серийного производства D1 началась работа по созданию его
усовершенствованной модели. Модернизированный вариант, получивший обозначение
D2, появился к 1934 году. В 1936-м фирмой Renault была изготовлена первая партия
из 50 единиц, в 1938 году заказана вторая - в том же количестве. В войска D2
поступили только весной 1940 года.
34-я илл.
Средние танки D1B во время парада в Алжире. 1938 год
35-я илл.
Танк D1B из состава 67-го танкового батальона выдвигается к линии фронта. Июнь
1940 года
36-я илл.
Char de Bataille D2
Этот танк имел корпус клепано-сварной конструкции и лучшую броневую защиту
(20-40 мм), а 150-сильный 6-цилиндровый бензиновый мотор Renault позволял
19-тонной машине развивать скорость на 5 км/ч выше, чем D1. Запас хода составлял
140 км. Башню ST 1 заменили на APX 1, такую же, как у танка В1. D2 второй серии
получили новую башню APX 4 с 47-мм пушкой SA 35. Кроме того, в мае 1940 года
некоторое количество машин первой серии перевооружили башнями APX 4. В
боекомплект входило 108 выстрелов и 2000 патронов.
Танки D2 поступили на вооружение 19-го танкового батальона 4-й бронетанковой
дивизии генерала де Голля, а также на укомплектование отдельных танковых рот -
345, 346 и 350-й. В составе этих подразделений D2 приняли участие в боях в
мае-июне 1940 года.
24 мая 1940 года накануне сражения у Абвиля в состав 19-го танкового батальона
входили 18 танков D2. У этого города, расположенного на реке Сомме, вблизи
побережья Ла-Манша, немцы создавали плацдарм для дальнейшего наступления. Де
Голль получил приказ ликвидировать укрепленный район Абвиля. Вечером 27 мая 4-я
DCR имея 140 танков и шесть пехотных батальонов пошла в атаку. С наступлением
ночи был взят первый рубеж обороны противника. Немцы отступили, бросив большое
количество техники и снаряжения. Вместе со своими офицерами де Голль обедал в
поспешно оставленном немцами замке Юпи. На столе вместо скатерти было расстелено
германское знамя со свастикой. Но эта победоносная обстановка лишь подчеркивала
трагизм ситуации, - был достигнут лишь мелкий успех местного значения,
являвшийся случайностью на мрачном фоне разгрома Франции.
На рассвете 28 мая, в день когда де Голль был произведен в чин бригадного
генерала, 4-я танковая дивизия возобновила наступление.
37-я илл.
Средний танк D2 преодолевает естественное препятствие в ходе предвоенных
маневров. Использование эмблем с символами карточных мастей было характерным для
французской армии
38-я илл.
Танк D2 из состава 19-го танкового батальона 4-й DCR движется к линии фронта.
Район Абвиля, 27 мая 1940 года. Обращает на себя внимание посадка командира
машины в положении по-походному на откидной крышке кормового башенного люка. Во
французских танковых войсках вместо буксирных тросов использовались цепи
За три дня тяжелых боев она оттеснила противника на 14 км. От абвильского
плацдарма у немцев осталась одна четверть его прежней площади. Но эта победа
была куплена дорогой ценой - в строю 4-й DCR осталось только 34 исправных танка.
Сколько боевых машин осталось к этому времени в строю 19-го танкового батальона,
к сожалению, неизвестно. До наших дней не сохранился ни один экземпляр танка D2.
Бронеколлекция, №3, 2004, Ю. ?. Спасибухов - Французские танки Второй мировой войны. Часть 1