Schneider CA1 - Средний танк (Франция) 1916 | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
СА-1 Шнейдер. Первые сухопутные
линкоры Франции
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 14 января 2020 г. //
Наука и Техника - Май 2019 г.
Если отцом британского танка принято считать военного инженера, подполковника
Эрнста Данлопа Суинтона, то во Франции подобным человеком оказался целый
полковник - артиллерист Жан Батист Этьен. Он был довольно известным в армейских
кругах специалистом, автором нескольких артиллерийских приборов, инициатором
ведения огня артиллерии с закрытых позиций и использования авиации для
корректировки, также он всячески приветствовал моторизацию армии, в особенности
перевод артиллерии на механическую тягу. Еще 26 августа 1914 г. Этьен написал:
Победителем в этой войне будет тот, кто первым подвезет к нужному месту 75-мм
орудие..
Столкнувшись в 1914 г. с позиционным тупиком, французы лихорадочно искали пути
выхода. Необходимо было нейтрализовать три основных угрозы наступающим войскам -
колючую проволоку, траншеи и смертельно возросшую огневую мощь обороняющихся.
Колючая проволока лишала атакующую пехоту подвижности, подставляя ее под
пулеметы противника, которые даже получили прозвище адский косильщик. Траншеи
предоставляли обороняющимся защиту от вражеского огня. А возросшая огневая мощь
привела к тому, что пехотинцы стали уязвимы на гораздо больших расстояниях, чем
когда-либо прежде, в том числе при выдвижении на позиции.
С галльской живостью французы искали решение проблемы, предлагая зачастую
совершенно фантастические проекты. Так, например, в 1915 г. для преодоления
окопов и траншей испытали 30-тонную машину инженера Буаро, получившую прозвище
Diplodocus militaris (Военный динозавр). Она передвигалась, обкатывая вокруг
своего корпуса шесть жестких рам шириной около 2 м. По ним машина катилась
вперед, как бы выстилая себе путь (Буаро был специалистом по рельсовому
транспорту). В том же году для разрезания проволочных заграждений испытали
разработанный Ж. Л. Бретоном и Ю. Прето бронированный трактор с большой
механической пилой. Также предлагались пехотные щиты - бронированная коробка на
двух колесах, в которой пехотинец должен был передвигаться на четвереньках,
отталкиваясь коленями от земли, ведя при этом огонь через бойницы. Э. Брилье,
главный инженер ШнейдерЛе Крезо (Schneider Creusot), разработал проект
гусеничной штурмовой машины в виде трактора Baby Holt с бронированной
надстройкой и пулеметным вооружением. Как видим, шли активные поиски хоть
какого-либо средства протащить по полю боя вооружение или средства преодоления
заграждений.
Но именно полковник Этьен, обладавший, по словам современников, горячим
воображением и в то же время железным здравым смыслом, не только понял, что
именно тракторы могут стать основой для боевой вездеходной машины, но и,
проявляя незаурядную настойчивость, смог протянуть, через жернова
бюрократической машины решение о постройке нового оружия.
После посещения 9 декабря 1915 г. испытаний в Суене опытного образца
бронированного трактора Baby Holt Этьен составил докладную записку, в которой
изложил свои предложения по переоборудованию тракторов в сухопутные линкоры (cuirasses
terrestres), которые уничтожали бы пулеметные гнезда противника. Машина должна
была вооружаться 37-мм пушкой (для борьбы с защищенными пулеметными точками) и
двумя пулеметами (для самообороны), иметь толщину брони 15-20 мм, экипаж из
четырех человек и быть способна пересекать траншеи и заграждения из колючей
проволоки. При массе в 12 т и двигателе мощностью 80 л. с. линкор должен был
передвигаться со скоростью 3-9 км/ч и буксировать бронированный прицеп с 20
пехотинцами (массой 7 т).
Этьен также детально обосновал принципы боевого применения сухопутных линкоров,
предлагая использовать их массированно и с соблюдением принципа внезапности -
начиная атаку на рассвете и без артиллерийской подготовки. Цель - захватить две
первые линии окопов и обеспечить продвижение пехоты.
В середине декабря 1915 г. полковнику Этьену удалось заручиться поддержкой
главнокомандующего французской армии генерала Ж. Жоффра, получив разрешение
провести переговоры с несколькими промышленниками, чтобы заинтересовать их
выпуском будущих сухопутных линкоров. Уже 20 декабря 1915 г. Этьен посетил Луи
Рено в Париже, но его компания была завалена военными контрактами, и новый
проект не вызвал энтузиазма. После этого Этьен обратился в фирму Шнейдер,
встретившись с инженером Э. Брилье, который, как мы помним, уже разрабатывал
ранее проект гусеничной штурмовой машины на шасси трактора Baby Holt. Этьен и
Брилье прекрасно дополнили друг друга. Один имел глубокое понимание вопроса,
боевой опыт и связи в военных кругах, другой - технические знания для
проектирования транспортного средства и глубокие знания производства. Посильную
помощь также оказали главный инженер фабрики Шнейдер Делуаль и директор Курвиль.
В результате буквально в течение нескольких дней команда создала конструкцию,
которая годилась для массового производства.
21 февраля в Венсенском лесу был испытан опытный образец машины. Две полосы
проволочных заграждений были преодолены так же легко, как слон преодолевает
заросли папоротника. Машина была одобрена, но с тем, что, помимо пулемета, она
получит на вооружение и 75-мм пушку. Уже 25 февраля 1916 г. Шнейдер получил
заказ на четыре сотни машин, которые нужно было поставить до 25 ноября 1916 г.
Производство решили организовать на заводе Somua (Société d’outillage mécanique
et d’usinage artillerie), расположенном на окраине Парижа. Доработанный вариант
машины получил обозначение СА-1 (char d’assaut-1), но чаще назывался просто по
названию фирмы - Шнейдер. Таким образом, хоть и несколько позже, но совершенно
независимо от англичан французы создали свой танк. Кстати, обозначением танка во
французском языке стало выражение - char d’assaut, хотя предпочитают просто char.
Конструктивно Шнейдер напоминал британский № 1 Линкольн, что и неудивительно при
схожих исходных посылках. В шасси СА-1 использовались элементы ходовой части
гусеничного трактора Holt. Оно включало по две опорные тележки на борт, в
передней по три катка, задней - четыре. Тележки соединялись с рамой посредством
шарнирных рычагов и пружин. Упругая подвеска смягчала колебания корпуса, что
отличало СА-1 Шнейдер в лучшую сторону от первых британских танков.
Корпус прямоугольных очертаний имел лодочный нос, облегчавший разрушение
проволочных заграждений и преодоление рвов. Спереди закреплялась металлическая
полоса, выполнявшая роль резака для проволоки. Корпус собирался из бронелистов
толщиной 11,4 мм, закреплявшихся на раме. Чтобы облегчить преодоление рвов,
сзади машины монтировался характерный небольшой хвост.
В передней части корпуса слева устанавливался бензиновый двигатель специальной
постройки Пежо или Шнейдер мощностью в 40 л. с. Радиатор размещался впереди
двигателя и обдувался вентилятором. Под двигателем располагались топливные баки
емкостью около 240 л. Бензин из них подавался принудительно, под давлением,
создаваемым отработанными газами. Механическая трансмиссия включала
трехскоростную коробку передач, обеспечивавшую скорость передвижения от 2 до 8
км/ч.
Справа от двигателя сидел водитель (он же командир танка). Перед ним имелось
смотровое окно с откидной бронезаслонкой и тремя смотровыми щелями. Всего экипаж
танка включал шесть человек - офицер, унтерофицер и четыре солдата. Для
посадки-высадки экипажа предназначалась двустворчатая дверь в задней стенке
корпуса, а водитель мог покинуть танк через крышу своей рубки.
Правее водителя, в небольшом спонсоне, образованном уступом правого борта
корпуса, устанавливалась короткоствольная (длиной всего 12 калибров) пушка 75 BS
(Blocjhaus Schneider) калибра 75 мм. Она была разработана фирмой Шнейдер
специально для установки на СА-1. Пушка монтировалась на тумбовой установке и
имела угол горизонтальной наводки около 40 град., эффективная дальность стрельбы
составляла до 200 м. Стрельбу вел помощник командира, позади него располагался
заряжающий. Боекомплект составлял 90 снарядов.
Кроме пушки, СА-1 вооружался двумя 8-мм пулеметами Hotchkiss с ленточным
питанием (лента на 96 патронов). Они стояли по бортам в полусферических
бронированных установках, обеспечивающих угол обстрела в 160 град. Стрелок
левого пулемета исполнял обязанности и механика, обслуживающего двигатель.
Интересно, что, в отличие от британцев, французы задумывались и об удобстве
вождения танка в темное время - для этого на СА-1 устанавливались ацетиленовые,
а позже и электрические фары.
Появлением своего второго танка французы обязаны соперничеству военных
чиновников. После получения фирмой Шнейдер крупного заказа на четыре сотни
боевых машин государственный секретариат артиллерии и начальник армейского
управления моторизации сочли себя обойденными в престижном вопросе заказа нового
оружия. Поэтому чиновники обратились к другой крупной фирме Форж э Асиери де ля
Марин в городе Сен-Шамон (Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et
Homecourt a Saint Chamond, FАМН) с предложением разработать проект нового танка.
Полковника Этьена даже не поставили об этом в известность. Проект был готов
через два месяца и 27 апреля 1916 г. вице-секретарь артиллерии А. Тома доложил
главнокомандующему Жофру о проекте бронетрактора, имеющего серьезные
преимущества перед Шнейдером за счет установки длинноствольной пушки и четырех
пулеметов. В результате FAMH тоже получила заказ на 400 машин. Они получили
индекс Н.16, но чаще назывались просто Сен Шамон.
В FАМН разработкой танка занимался известный артиллерийский конструктор
полковник Э. Римайо. Он также принял за основу ходовую часть трактора Holt, но
из-за больших размеров проектируемой боевой машины значительно ее удлинил. На
прототипе ходовая часть прикрывалась стальными листами, но, как выяснилось, они
существенно снижали проходимость машины, потому впоследствии от них отказались.
В большом переднем выступе корпуса (который уравновесили выступающей кормовой
нишей) установили 75-мм длинноствольную пушку, а двигатель и трансмиссию
разместили в средней части (вблизи центра тяжести). Сильно выступающая скошенная
передняя часть корпуса, по мнению конструкторов, должна была разрезать
проволочные заграждения и способствовать в преодолении рвов. Орудийная установка
монтировалась по оси машины, слева от нее сидел наводчик, а справа было место
пулеметчика. Также впереди слева размещался водитель, который наблюдал за
местностью через смотровые щели своей башенки.
При установке основного вооружения - 75-мм пушки L12 T.R. - использовали не
только ее качающуюся часть, но также родные верхнюю и частично нижнюю части
станка лафета. При этом угол наведения по горизонту ограничивался всего 8
градусами, так что для прицеливания часто приходилось доворачивать весь танк.
Огонь велся снарядами массой 7,25 кг на дальность до 1 500 м. Для борьбы с
пехотой имелось четыре 8-мм пулемета Hotchkiss, размещенных в лобовой, кормовой
и двух бортовых установках.
Танк оснащался карбюраторным двигателем Панар-Левассор мощностью 80 л. с.
Трансмиссия была не механической, как обычно, а электрической. Двигатель работал
на электрогенератор, напряжение с которого подавалось на два тяговых
электромотора. Каждый через понижающую механическую передачу приводил в движение
гусеницу своего борта. Хотя электрическая трансмиссия позволяла плавно трогаться
с места, изменять скорость хода и радиус поворота, однако была громоздка и не
слишком надежна.
Экипаж танка включал 8 человек, которые попадали в машину через прямоугольную
дверь в передней части правого борта.
Испытания, проведенные в середине 1916 г., выявили многочисленные проблемы
конструкции Н.16. Так, передние тележки ходовой части оказались перегружены, что
вызывало их деформацию и спадание гусеницы. Забегая вперед, можно сказать, что
Сен Шамоны оказались хуже Шнейдеров по проходимости и маневренности и
существенно уступали им в надежности. Тем не менее Сен Шамон был запущен в
серийное производство.
Французская военная промышленность работала на пределе своих возможностей,
поэтому неудивительно, что выполнение столь крупного заказа на абсолютно новый
тип техники шло с большим трудом. Так, первый серийный танк СА-1 был отгружен
только 8 сентября 1916 г. (тогда как согласно контракту к 25 августа должно было
быть построено 100 машин). Задержки продолжались и дальше. За 1916 г. успели
собрать только по 50 танков Шнейдер и Сен-Шамон, а к 31 марта 1917 г. французы
располагали 208 танками Шнейдер и 48 Сен-Шамон, хотя боеготовыми были всего 160
из них.
В апреле 1916 г. было принято решение о формировании подразделений штурмовой
артиллерии (Artillerie d’assaut), а 30 сентября 1916 г. ее командующим был
назначен полковник Этьен, вскоре получивший и чин бригадного генерала. Кстати, в
середине июня 1916 г. французское Верховное командование узнало, что англичане
также работают над производством танков. Тогда же Этьен, убежденный, что танки
нужно применять массированно и с сохранением фактора внезапности, попытался
убедить англичан не использовать танки на фронте, пока французы не подготовят
свои. Так новое оружие было бы введено в бой одновременно французами и
англичанами. Однако, как мы знаем, этого не произошло - 15 сентября 1916 г.
состоялась первая в истории танковая атака, проведенная британцами в ходе битвы
на Сомме. После нее французы, особенно генерал Этьен, были весьма обеспокоены,
полагая, что теперь им придется иметь дело с усиленными контрмерами немцев.
Действительно, для борьбы с танками немецкая пехота стала массово применять
бронебойные винтовочные пули типа SmК, в артиллерии было выделено 17 батарей
полевых пушек, которые разместили непосредственно за линией фронта, чтобы
обстреливать танки бронебойными снарядами. Не покладая рук трудились и саперы -
копали рвы и танковые ловушки, в подходящих местах устанавливали минные поля и
запруживали ручьи, превращая участки земли в топкое болото.
По мере поступления танков Шнейдер и Сен-Шамон из них формировали подразделения
по образцу артиллерийских. В батарею входило три танка (редко четыре). Из
четырех батарей комплектовался дивизион, он обозначался индексом AS (Artillerie
d’assaut) и порядковым номером. Первый дивизион Шнейдеров (AS1) сформировали 25
декабря 1916 г., первый дивизион Сен-Шамонов (AS31) - 23 февраля 1917 г. На
апрель 1917 г. имелось 15 дивизионов Шнейдеров (с AS1 по AS 15) и всего три
дивизиона Сен-Шамонов (с AS31 по AS33).